какую политику в отношении освободившихся стран проводили англия и франция
Какую политику в отношении освободившихся стран проводили англия и франция
Подробное решение Параграфы § 35 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. Что послужило причиной распада колониальной системы?
1) во время II мировой войны население колоний было активно задействовано в конфликте и воочию видело поражения колонизаторов, вера в непобедимость последних исчезла, а также появился опыт ведения современной войны;
2) с созданием ООН и признанием мировым сообществом права народов на самоопределение, стремление к независимости получило обоснование в международном праве и поддержку международных организаций;
3) ведущие колониальные державы перестали быть сильнейшими государствами, потому новые лидеры (США, СССР, позже Китай) были заинтересованы в получении колониями независимости, чтобы сделать их своими формально союзными, а на деле подчинёнными странами;
Вопрос 02. Какую политику в отношении освободившихся стран проводили Англия и Франция?
Ответ. Политика была разной. Колонии Великобритании получали независимость мирным путём, в то время как Франция пыталась сохранить свои владения, что привело к локальным войнам, в частности, в странах Индокитая и Алжире.
Вопрос 03. Какие основные проблемы стояли перед бывшими колониями и полуколониями? Назовите успехи и сложности на пути развития, модернизации этих государств.
1) Демократизация. Во многих развивающихся странах власть колонизаторов почти сразу сменилась властью диктаторов. До сих пор стабильно демократическая многопартийная система существует лишь в немногих из этих стран, в других по-прежнему не редки государственные перевороты, незаконные захваты власти.
2) Модернизация экономики. Обычно экономика таких стран была развита односторонне, ориентирована на поставки сырья, немногочисленные промышленные предприятия требовали технического обслуживания специалистами из метрополии. В некоторых государствах произошло «экономическое чудо», но большинство других до сих пор живут во многом благодаря международной помощи, их население бежит в экономически благополучную, социально ориентированную Европу.
3) Преодоление религиозной розни. Население колонии, соответственно, новообразованного государства, часто исповедовало разные конфессии одной религии или даже разные религии. Колонизаторы обычно своей властью гасили конфликты между ними, но после их ухода проблема в большинстве стран так и осталась не решённой. И сегодня актуальна вражда между суннитами и шиитами во многих странах Ближнего Востока, между католиками, протестантами и мусульманами в Центральноафриканской Республике и т. д.
4) Преодоление этнической розни. Территории колоний обычно формировались без учёта их этнического состава, потому часто включали несколько враждовавших друг с другом этносов. Колонизаторы обычно предотвращали масштабные конфликты между ними, но с уходом европейцев арбитра в таких спорах не стало. Наиболее известный пример этнического конфликта – геноцид тутси в Руанде в 1994 году. Но подобных конфликтов было множество, и во многих странах напряжённость между разными этносами сохраняется.
Вопрос 04. Почему «социалистическая» ориентация не получила развития в освободившихся странах?
Ответ. У СССР не было финансовых средств для масштабной поддержки экономического переустройства всех развивающихся стран. Кроме того, имеющиеся средства расходовались неэффективно: от их вложения СССР имел в основном лишь политические дивиденды, но не экономические. США в этом смысле оказались более привлекательными. Но несмотря на это лишь после распада СССР социалистическая ориентация окончательно утратила смысл для подавляющего большинства развивающихся стран.
Вопрос 05. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран Юга, их положение в современном мире. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.
Ответ. Понятие «страны Юга» весьма растяжимое, перед разными государствами этой группы стоят разные проблемы. Для многих стран Африки и сегодня актуальна проблема голода, возникающая из-за быстрого роста численности населения и слаборазвитого сельского хозяйства. На Ближнем Востоке актуальна проблема исламского фундаментализма, который является реакцией на правление в предыдущие годы светских тиранических режимов и на значительное вмешательство в дела региона ведущих стран мира. Индия страдает от огромного социального неравенства, что происходит из-за отсутствия в этой стране социально ориентированной экономике в сочетании с быстрым ростом экономики в целом. Значительные проблемы испытывает экономика Кубы, что связано как с её плановым характером, так и с американским торговым эмбарго. Список можно продолжать.
Какую политику в отношении освободившихся стран проводили англия и франция
После Второй мировой войны резко изменилось соотношение сил на международной арене. Влияние европейских стран уменьшилось, в то время как США и СССР стали сверхдержавами. Но самым существенным изменением был крах колониальной системы и появление новых независимых государств.
Обретение независимости.
Процесс освобождения народов Азии и Африки от колониального господства после Второй мировой войны вошел в историю под названием деколонизация. Ее можно условно разделить на три этапа.
Первый этап (1945 — середина 1950-х гг.) — независимость получили более десяти государств Азии и Африки.
Второй этап (середина 1950-х — середина 1960-х гг.) — освобождение от колониальной зависимости значительной части Африканского континента. В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». С этого времени деколонизация была поставлена на международный контроль.
Третий этап (1975—1990-е гг.) ознаменовался крушением португальской колониальной империи, в результате чего территория Африки стала свободной от колониализма.
Развивающиеся страны.
Новые государства Азии и Африки, а также страны Латинской Америки стали называть развивающимися странами, или странами «третьего мира». Термин «третий мир» использовался для обозначения государств с менее развитыми технологиями, чем «первый мир» (западные индустриальные государства и Япония) или «второй мир» (страны социалистического лагеря).
Государства «третьего мира» существенно отличались друг от друга. Но у них была одна общая задача — проведение модернизации. Это подразумевало ликвидацию колониального наследия и экономической отсталости. Большинство развивающихся стран стали членами ООН, где они часто объединялись и выступали единым блоком. Многие из них стали играть заметную роль в глобальных политических и экономических процессах.
«Холодная война» и «третий мир».
Создание новых государств пришлось на период «холодной войны». США и СССР боролись за влияние в мире, предлагая развивающимся странам экономическую и военную помощь. Сверхдержавы стремились распространить свою идеологию и модель развития: капитализм или социализм. Ряд новых государств предпочли социализм главным образом из-за того, что их старые колониальные правители принадлежали к капиталистическому лагерю. Другие государства привлекало экономическое могущество и материальное благосостояние Запада.
Многие молодые государства отказались присоединяться к военным блокам. Сохраняя нейтралитет, они организовывали регулярные встречи глав государств или министров иностранных дел, согласовывали свои действия в международных организациях. Так в 1961 г. окончательно оформилось Движение неприсоединения. Основной его целью было ослабление международной напряженности и проведение выгодной для развивающихся стран экономической политики. Лидером этого движения стала Индия.
В странах Азии, Африки и Латинской Америки довольно часто вспыхивали локальные конфликты. Иногда «холодная война» превращалась в настоящую. США и СССР, как правило, поддерживали противоборствующие стороны. Используя такие конфликты, сверхдержавы косвенно, а не напрямую, воевали друг с другом. Яркими примерами тому служат корейская и вьетнамская войны. А одним из самых затяжных и острых конфликтов стало арабо-израильское противостояние на Ближнем Востоке. Важную роль в урегулировании этих конфликтов играла ООН. Окончание «холодной войны» не привело к ликвидации локальных конфликтов в нестабильных регионах.
Новые государства в поисках стабильности.
Многие развивающиеся страны, особенно в Африке, столкнулись с серьезными проблемами. Здесь они унаследовали территории, на которых проживали люди с разной языковой, религиозной и этнической принадлежностью. Отдельные государства были слабо подготовлены к самоуправлению: нередко богатая европеизированная элита контролировала и правительство, и экономику. Подавляющее большинство населения развивающихся стран оставалось бедным.
Особое место среди государств занимает Южно-Африканский Союз (с 1961 г. — Южно-Африканская Республика (ЮАР)). В 1948 г. здесь на всеобщих выборах победила Национальная партия. Она провела законы, ограничивающие права чернокожего населения. Эта политика получила название апартеида и означала, что коренное население было обязано проживать в специальных резервациях, заниматься низкооплачиваемым трудом, а также лишалось всех гражданских прав. Конечной целью было создание «Южной Африки для белых». Только в 1994 г. состоялись всеобщие демократические выборы, признанные международным сообществом, и период апартеида в ЮАР завершился.
По мере нарастания проблем к власти в новых государствах приходили военные или авторитарные лидеры. Часто это были те же люди, которые активно боролись за национальное освобождение. Они наводили порядок в стране, устанавливая однопартийную диктатуру и запрещая другие политические партии.
В 1975 г., победив в гражданской войне, к власти в Кампучии пришли «красные кхмеры» во главе с Пол Потом, которые взяли на вооружение марксистскую идеологию. Они развязали в стране геноцид против собственного народа, а спустя три года — войну с Вьетнамом. В 1979 г. вьетнамские войска свергли режим «красных кхмеров».
В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки в конце 1980-х — начале 1990-х гг. произошли демократические преобразования. В результате многопартийных выборов были упразднены диктаторские режимы и однопартийные системы правления. Последствия демократического эксперимента оказались неоднозначными из-за возникших экономических проблем и отсутствия опыта конституционного правления в этих государствах.
Препятствия на пути развития.
Некоторые развивающиеся страны, например, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, успешно модернизировали свои экономики. Их даже назвали «новые индустриальные страны». Другие государства не добились ощутимых результатов. Причины неудач были различными.
Во многих регионах географические условия стали серьезным препятствием на пути прогресса. Отдельные государства, имеющие небольшую территорию, испытывали недостаток природных ресурсов, необходимых для самостоятельного развития. Сложные климатические условия, нехватка земли, пригодной для сельского хозяйства, создавали дополнительные проблемы.
Рост населения стал еще одним серьезным препятствием. Улучшение медицинского обслуживания и качества питания привело к снижению смертности и демографическому взрыву, однако обратной стороной увеличения населения стал рост бедности и нищеты.
Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, существенно не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от своих бывших метрополий. Они по-прежнему поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных промышленных товарах, технологиях и инвестициях. Во многих развивающихся странах сохранено производство какого-то одного вида продукции, например, сахара или какао. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от спроса на международном рынке. Большая часть природных ресурсов идет на выплату процентов по долгам.
Таким образом, развивающиеся страны оказались в зависимости от различных видов помощи со стороны бывших метрополий. Великобритания, Франция и другие страны Запада проводили политику, направленную на сохранение своего влияния в бывших колониях новыми, более гибкими экономическими методами. Эта политика получила название неоколониализма.
После обретения независимости многие страны рассчитывали, что именно социалистический путь развития поможет им быстро модернизировать экономику. Свою экономическую политику они строили по примеру Китая или СССР, добившихся быстрого индустриального роста. В 1950—1960-х гг. развивающиеся страны социалистической ориентации смогли осуществить некоторый прорыв. Однако закрепить этот успех не удалось. Под давлением Запада в 1980-х гг. страны стали переходить к рыночной экономике. Распад СССР окончательно поставил точку на социалистической ориентации развивающихся стран.
Конспект урока по всемирной истории «Распад колониальной системы». Выберите дальнейшее действие:
§ 35. Падение мировой колониальной системы
1. Распад колониальной системы: причины и основные этапы
Большое влияние на положение СССР на международной арене оказали перемены в мире, вызванные распадом колониальной системы. Советское руководство связывало с ним надежды на ослабление блока НАТО, в который входили ведущие колониальные державы. Поддержка борьбы народов колониальных и зависимых стран за полное освобождение стала одним из приоритетных направлений советской политики.
Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путём. Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.
С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь в 1954 г. после крупного поражения под Дьенбьенфу Франция согласилась на переговоры и подписание соглашения в Женеве. Согласно его условиям Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.
В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.
Большая часть колоний на Африканском континенте освободились в 1960-1961 гг., которые вошли в историю как «год Африки».
Последняя в истории колониальная империя, Португальская, рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.
2. Проблема выбора пути развития
Политические лидеры, возглавившие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Однако большинство стран Азии и Африки сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, имела сырьевую ориентацию. Немногочисленные центры индустрии зависели от их технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство новых государств нуждались в привлечении капиталов и технологий из-за рубежа. Всё это оказывало большое влияние на выбор их пути развития.
Во многих выбиравших самостоятельный путь развития государствах, особенно Африки, ещё преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. Производительность труда была крайне низкой, превалировало натуральное хозяйство. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы, мало содействовали модернизации.
Ведущая колониальная держава, Англия, стремилась сохранить контроль над рынками своих бывших владений. В 1949 г. было решено, что, приобретая независимость, они смогут стать членами Британского Содружества. Все его участники получали такие же льготы в торгово-экономических связях с Англией, как и её «белые» доминионы (они также вошли в Содружество). Главой Содружества провозглашался монарх Великобритании. Предполагалось, что внешняя и оборонная политика Содружества будет определяться на ежегодных совещаниях.
Членами Содружества стали 50 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Большинство стран, входящих в Содружество, проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.
По примеру Великобритании Франция в 1958 г. объявила о создании Французского Сообщества, возглавляемого французским президентом. В состав Сообщества вошли Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомея, Нигер, Мавритания, Верхняя Вольта, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции.
Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств, сохраняя аграрно-сырьевую направленность развития их экономики. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-е гг. во многих государствах Азии и Африки приобрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала введение централизованного управления обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.
Советский Союз, рассчитывая на расширение своей системы союзов, с готовностью поддержал выбор пути социалистического строительства освободившимися странами. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и ряда других государств. Постепенно, однако, эти страны отошли от идей социализма. Причины этого были весьма многообразны.
Прежде всего СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование в советской политике у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования социалистического типа завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий обработки земли (удобрений, тракторов и комбайнов) вели к падению урожайности. Основная масса населения — крестьянство — выступала против разрушения традиционного уклада жизни. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Таким образом, цели модернизации оказывались недостижимыми.
Большую роль в отходе освободившихся стран от социалистической ориентации сыграла политика США и союзных им стран. Они вели постоянную борьбу против дружественных СССР режимов. В ней использовались методы пропаганды, разжигания клановой и межнациональной розни. Щедрую поддержку получали оппозиционные силы, провоцировались военные конфликты, исключавшие решение каких-либо созидательных задач.
3. Конфликты и кризисы в странах Юга
Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными. Это стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии в 1947 г. произошёл её раскол по религиозному признаку на преимущественно индуистскую Индию и исламский Пакистан. Миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты.
Постоянный очаг напряжённости появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН в 1947 г. на территории Палестины были созданы арабское и еврейское государства. Конфликт между ними завершился в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины. Это привело к состоянию постоянной напряжённости в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.
Рис. Израильские войска на марше
Наличие во многих странах Юга обширных природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Они не имели возможности самостоятельного освоения богатств собственных недр. Поэтому обладающие ими государства становились ареной острой конкурентной борьбы между крупными державами мира и ТНК. Главными инструментами в этой борьбе была организация переворотов и поддержка сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем Бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне и вводу войск ООН в эту страну.
В наиболее населённой стране Африканского континента, Нигерии, народность ибо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трёхлетней гражданской войне.
В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки, опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром.
И всё же отдельные страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть «развивающимися» (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определённых успехов в решении задач преодоления отсталости. В 1960-1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах (или государствах Севера, как их принято называть). В 1970-1990-е гг. некоторые из стран Юга опередили развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.
Однако в начале XXI в. группа государств столкнулась с трудноразрешимыми сложностями. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд человек, то есть почти 20% населения мира, численность населения росла более высокими темпами, чем аграрное и промышленное производство. Производство валового национального продукта на душу населения в этих странах составило к началу нового века менее 300 долларов на душу населения в год. Это порог, ниже которого, как считают эксперты ООН, не обеспечивается физическое выживание людей.