какую плитку кладут в москве на тротуарах
Гид Forbes по плитке Собянина
Замена асфальта на плиточное покрытие на тротуарах, пожалуй, главная тема для обсуждения в Москве. Все чертыхаются, видя перекопанный тротуар, и вынуждены идти по проезжей части. Кто-то не понимает, зачем мэру Сергею Собянину понадобилось менять асфальт на плитку и доставлять жителям кучу неудобств. Кто-то вспоминает мифическую «Иру-бордюр». Forbes попытался разобраться в деле с плиткой и ответить на основные вопросы.
Зачем нужна плитка?
По официальной версии, она улучшит экологию города. Асфальт состоит из битумов, в жаркую погоду плавится и выделяет вредные вещества. По данным департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, замена 1 млн кв. м асфальта на плитку позволит снизить количество выбросов в атмосферу на 665 т в год. Еще один экологический аспект — снижение теплового воздействия на человека, ведь асфальт нагревается сильнее и отдает больше тепла. Впрочем, замена тротуарного покрытия на плитку в объеме 1,1 млн кв. м даст, скорее всего, минимальный экологический эффект. Глупо думать, что, гуляя по плиточному тротуару вдоль Садового кольца, вы будете находиться в отдельной экосистеме, ведь проезжая часть Садового кольца по-прежнему осталось асфальтовой и выделяет как вредные вещества, так и тепло. Да и площадь проезжей части на порядок больше, чем тротуаров. Еще есть автомобили. А что думают экологи о замене асфальта на плитку? Глава ГПУ «Мосэкомониторинг» год назад заявила, что выделения вредных веществ из асфальта не происходит даже в аномально жаркую погоду. В этом году ее позиция изменилась на кардинально противоположную: «ряд опасных веществ присутствует в эмиссиях асфальта при таких [выше 25 градусов] температурах». Комментарии здесь излишни.
Правда, что плитка экономичнее асфальта?
Хотя укладка плиточного покрытия стоит около 3400 рублей за кв. м, что дороже асфальта (1200-1300 за кв. м), служит плитка вроде бы в несколько раз дольше: по заверению главы департамента ЖКХ и благоустройства Андрея Цыбина, 25-30 лет против 6-7 у асфальта. Правда, срок службы плитки, судя по данным ее производителей и продавцов, разнится: где-то фигурируют и названные 25 лет, где-то 20, а в некоторых источниках и вовсе 15 лет.
Не все понятно и с ценой. Укладка асфальта, судя по московским аукционам в этом году, обходится дешевле официально озвученной суммы: в 500-1100 рублей за кв. м в зависимости от сложности работ. А при цене ниже 800 рублей за кв. м асфальта экономический эффект от укладки плитки при заявленном сроке службы 25-30 лет, не говоря о меньшем, и вовсе будет отсутствовать.
Еще один довод чиновников, что ремонт плитки обходится дешевле (условно, нужно поменять несколько плит вместо перекладывания всего асфальтового покрытия), также небезупречен. Например, стоимость устранения просадки плитки на бульваре в 15-м микрорайоне Зеленограда по смете определена в 1322,5 рубля за кв. м. А кто даст гарантию, что усадка не произойдет спустя несколько лет после завершения работ? И оплачивать ремонт будет не подрядчик, а бюджет, как в Зеленограде? Вопросы из разряда риторических.
Согласно контрактам, гарантийный срок по укладке плитки равен трем годам, в течение которых подрядчик должен за свой счет устранять недостатки покрытия. Кто будет оплачивать ремонт, если начнет разрушаться плитка как материал? Подрядчики кивают в сторону производителей: «Вот их сертификаты и гарантии по качеству». Но при этом оговариваются, что так должно быть в правовом государстве.
Не дорого ли стоит тротуар из плитки?
Согласно типовой смете, по которой рассчитана стоимость контрактов, 1 кв. м плиточного покрытия обойдется бюджету в 3360,48 рубля. Но это в случае Садового кольца, улиц Кремлевского кольца, а также крупных магистралей вроде проспекта Мира или Ленинского проспекта. Для переулков и улиц ЦАО Москвы контракты рассчитывались по другой смете: 3293,06 рубля за кв. м. Разница в сметах не столь существенна, чтобы на нее обращать внимание, говорят строители, возможно, на отдельных участках больше колодцев.
Подавляющая часть стоимости укладки плитки приходится на саму плитку и основания (бетон и цементно-песчаные смеси), а также работы по ним.
Профессиональный сметчик, к которому обратился Forbes с просьбой проанализировать типовую смету, сообщил, что каких-то бросающихся в глаза отклонений в ней нет: цена нормальная, для подобных работ стоимость может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону.
В дорожно-строительной компании, не участвовавшей в аукционах по плитке, рассмотрев типовую смету, сообщили Forbes, что проект очень выгоден, если плитку пришлось бы укладывать в спальных районах Москвы, а вот для центральных улиц и переулков логистика существенно усложняется и рентабельность работ выглядит не столь интересно.
Есть ли возможность для освоения средств?
Когда сметчик сказал Forbes, что проект по цене нормальный, он тут же добавил: «Смета — идеальный проект, а реальность никогда не соответствует проекту». И посоветовал обратить внимание на работу на участках и сравнить ее со сметой. Расхождение нашлось буквально в ту же секунду. Согласно типовой смете, в работе должны применяться «плиты бетонные тротуарные фигурные типа «катушка», толщина 100 мм, цвет вишневый» (на фото слева приведен внешний вид «катушки»). В реальности кладется серая брусчатка толщиной 80 мм с вкраплениями брусчатки вишневого цвета (фото справа).
фото: Russian Look/Picvario, Итар-ТАСС
Подрядчики утверждают, что они впервые слышат о «катушке» и у них в договорах прописана брусчатка толщиной 80 мм. Запрос в Департамент ЖКХ и благоустройства Москва о смене типа плитки остался без ответа. Согласно ГОСТ 17608-91, плиты толщиной 100 мм применяются в местах заезда тяжелого транспорта, и это еще больше запутывает дело. Зачем было вносить такую плитку с избыточной толщиной в смету? Ответ дает сопоставление цен. Стоимость 1 кв. м «катушки» в смете определена в 661,5 рубля. Стандартная брусчатка стоит существенно дешевле. Например, в прайс-листе одного из поставщиков — Одинцовского ДРСУ — указана цена 480 рублей (серая брусчатка при заказе 500 кв. м), у «КомплектСтройИндустрии» — 500 рублей. То есть речь идет об «экономии» на плитке как минимум 135-150 млн рублей. И это только для подрядчиков, работающих на Садовом кольце и крупных магистралях (в смете для улиц и переулков ЦАО работы и затраты приведены укрупненно). Кстати, на одном из участков Forbes обнаружил плитку толщиной и вовсе 60 мм.
Теоретически работы должны оплачиваться исходя из счет-фактуры использованных материалов (то есть условные 500 рублей за кв. м плитки, а не 661,5 рубля), но в реальности этого почти не бывает. Как говорят опрошенные Forbes строители, всегда можно сделать «левую» счет-фактуру.
Как прошли аукционы?
Аукционы по плитке можно разделить на три группы. Первая — укладка плитки на Садовом кольце, проспекте Мира, Ленинском проспекте, рублевском направлении, а также на нескольких объектах в пределах Садового кольца; заказчик — ГБУ «Кольцевые магистрали» Департамента ЖКХ и благоустройства Москва (848,8 тысяч кв. м по начальной цене 2,85 млрд рублей).
View Moscow in a larger map
Было разыграно 19 лотов, а победителями стали 12 компаний. Правда, в 10 лотах при рассмотрении вторых частей заявок был представлен только один участник аукциона, а снижение общей суммы контрактов составило всего 2,4%.
Вторая группа — укладка плитки в переулках ЦАО, заказчик с очень длинным названием — Генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории (ГД РЭДБОТ) ЦАО Москвы (276,3 тысячи кв. м с начальной ценой 910 млн рублей).
Здесь разыгрывалось 49 небольших лотов, но при этом конкуренция уменьшилась: в числе победителей четыре компании. При этом 2 лота не состоялись из-за отсутствия заявок. Еще в 22 лотах аукционы были признаны несостоявшимися из-за явки единственного участника, но действующее законодательство обязывает заключать с ними контракты, если заявка не была отклонена аукционной комиссией. Эксперты, специализирующиеся на государственных тендерах, утверждают, что в 99,9% случаев такие аукционы «заточены» под конкретную компанию и реальной конкуренции нет.
Кроме того, Forbes обнаружил два лота с почти идентичными данными на укладку плитки на Большой Никитской улице. Разница в лотах составляла всего 1 кв. м (5534 и 5533 кв. м). Победителем в обоих аукционах стало ЗАО «Компаньон». В ГУ РЭДБОТ ЦАО сообщили, что произошла ошибка при формировании лотов и в настоящее время один из контрактов расторгается по согласованию сторон.
И, наконец, третья группа — разработка проектно-сметной документации для первых двух групп аукционов (менее 30 млн рублей). Эти аукционы прошли по времени раньше, чем предыдущие. Разыгрывалось 11 лотов, в 7 из них победили компании, аффилированные с тогда еще будущими подрядчиками: «Инженерная компания Биллдэкс» («Строительная компания Биллдэкс») и «Магистраль Проект» («Роуд групп»).
Кто владеет подрядчиками?
«Если помните, в советские годы каждый народ нашего многонационального государства чем-то славился. Армяне славились многим, в том числе строительством дорог, зданий, сооружений. [. ] Сегодня в одной только Москве есть несколько тысяч строительных и дорожных компаний, которые принадлежат армянам», — говорил в интервью депутат Алтайского краевого законодательного собрания Армен Шагинян. Ему самому принадлежит подрядчик «Крисмар-ММ». Согласно базе данных СПАРК, Петрос Меликян владеет ООО «СДСК Дорстрой», Манук Лмоян — ЗАО «Компаньон», Армен Ананикян — СДС Аран, Гагик Асланян — ООО «Мерения», Сергей Халатян — 50%-ной долей ООО «Дорстар М», Ваграм Вардумян контролирует ООО «Мособлспортстрой», а Армен Закарян управляет ООО «МСити-Девелопмент».
У одного подрядчика в числе акционеров находится столица: Департамент имущества города Москва владеет крупной долей (около 34%) в ОАО «ДРСУ». А вот Московская область свой пакет в «Автодор-ККБ Звенигород» продала в 2010 году, и теперь компанию контролирует немецкая фирма KKB Knape/Kirchner.
Есть среди владельцев компаний, укладывающих плитку, и бывшие сотрудники ЖКХ столицы. Совладельцем ООО «Мелт» является Виктор Екимов, до 2009 года возглавлявший ГУП «Гормост», отвечающее за эксплуатацию мостов и тоннелей. Одним из акционеров ООО «Роуд Групп» числится некто Антон Олещук: его полный тезка руководил отделом капитального ремонта ГУП «Доринвест» (сдает в аренду/лизинг дорожные машины, обеспечивает техническое обслуживание машин дорожного хозяйства Москвы).
Что говорят сами подрядчики о своей работе?
Владелец одной из компаний сообщил Forbes, что еще не решил, будет ли принимать участие в аукционах в следующем году. По его словам, пока трудно подбить рентабельность из-за различных неприятных инцидентов. Например, его рабочие при срезании асфальта повредили кабель, который по правилам должен находиться глубже: ремонт пришлось оплачивать из собственного кармана. Не нравится ему и атмосфера вокруг укладки плитки: жители, сознательно или нет, препятствуют работам, например вызывают сотрудников полиции или паркуют автомобили как хотят, несмотря на отбойники. Еще один владелец жалуется на жесткие условия контракта: на время работ подрядчик предоставляет 20% от суммы соглашения в виде залога денежных средств или банковской гарантии, на время гарантийных обязательств эта сумма снижается до 10%. Комиссия по банковской гарантии составляет 3-6%, что опять же сказывается на рентабельности.
Кто виноват? Что делать?
На наш взгляд, задавать два вечных российских вопроса еще рано. Хотя на второй вопрос можно ответить: ждать зимы, после которой станет ясно, насколько качественны материалы и насколько качественно проведена укладка.
Многомиллиардное «обордюривание» Москвы
Понятия «собянинская плитка» и «собянинские бордюры» стали для москвичей своего рода мемами. В столице активно ведутся работы по установке гранитных бордюров и плитки — вернее, по их переустановке: вместо старых, но вполне еще пригодных к эксплуатации. Не секрет, что цена гранитных изделий превышает рыночную, а работы ведут компании, аффилированные с московской мэрией и непосредственно с Сергеем Собяниным. Казалось бы, что плохого в том, что мэр энергично обновляет облик столицы? Но, как выяснила «Преступная Россия», не все так просто в «мэрском королевстве»: бизнес — и ничего личного. Мы попытались умножить километры на миллиарды: цифры получаются заоблачными. Зачем Москве столько плитки и бордюров, которые, в том числе, поставляют из Украины? Вопрос риторический, требующий всеобъемлющей проверки.
«Обордюривание» на миллиарды
Гранитная плитка и бордюры являются одной из самых крупных статей столичных расходов на благоустройство. Только в 2017 году в Москве уложено около 1,2 млн м² гранитных тротуаров и почти 674 км гранитных бордюров. Для сравнения: в том же 2017 году на поддержку сельскохозяйственной отрасли РФ было потрачено около 75 млрд рублей, а на московскую программу «Моя улица» — 42,5 млрд рублей. Однако, впечатляет. В 2018 году работы продолжились: в мае столичная мэрия объявила два тендера на закупку 272 км гранитных бордюров на сумму 1,11 млрд рублей. С учетом демонтажа старых бетонных бордюров общая стоимость работ составила около 1,66 млрд рублей.
Один из аукционов 2018 года от столичного департамента по конкурентной политике
Буквально на днях стало известно, что столица закупит рекордное количество бордюров из гранита: 940 км на общую сумму 2,99 млрд рублей. При этом в текущем году мэрия уже приобретала бордюры из камня на 2,3 млрд рублей: в марте этого года объявлялись два конкурса на общую сумму 1,7 млрд рублей, а в июне еще один тендер на 658 млн рублей. Победителями этих конкурсов стали ООО «Башкирский камень» из Уфы и столичное ООО «ТД Спецпласт».
11 июля 2019 года ГБУ «Автомобильные дороги», подведомственное комплексу городского хозяйства Москвы, объявило еще 4 конкурса на поставку гранитного бордюра: в основном это ограждения марки ГП-1. Чтобы понять масштаб сего действа, учитывая «бордюрные» цифры за прошлые годы, достаточно знать, что длина МКАД составляет 108 км, а протяженность всех дорог Москвы — 3,6 тыс. км. Известно, что за последние 5 лет столица «обордюрилась» на более чем 13 млрд рублей.
Мэр Собянин уверен, что много бордюров не бывает
К слову, занимательная арифметика гласит, что цена на бордюры ежегодно меняется, при этом оставаясь запредельно высокой. К примеру, в 2018 году мэрия закупала их по цене 4085 рублей за погонный метр: это при том, что в строительных магазинах метр этого изделия можно было приобрести за менее чем за 2500 рублей.
Москва закупает бордюры по завышенной цене. Инфографика — Медуза
У ряда отечественных производителей цены и того ниже. К примеру, один из поставщиков гранитных плит и бордюров для Москвы — екатеринбургская компания ООО «Гранит Инвест» — предлагает погонный метр бордюра лишь за 1870 рублей плюс 10–15% от общей суммы заказа составляет оплата доставки.
Стандартный гранитный бордюр, заказываемый Москвой
А ООО «Гранитис» (тоже из Екатеринбурга) реализует аналогичное изделие и вовсе по 1700 рублей за метр. В столичной мэрии не могут не знать этих расценок. Подчеркнем, что никакой особой финансовой отчетности по «гранитным» закупкам нет. Анализ рыночной стоимости на сайте госзакупок также не публикуется, собственно, как и названия компаний, предложения которых рассматривают чиновники мэрии. Сколько бюджетных денег утекает в карманы мэрских «плиточников» и «бордюрщиков», можно лишь догадываться. И это — не жалкие копейки, а, учитывая масштаб проводимых работ, миллиарды.
Подобные картины в столице можно увидеть повсеместно круглый год
Столичные финансовые аналитики утверждают, что с 2014 года статья по благоустройству увеличилась более чем в два раза: вероятно, и за счет статьи по здравоохранению в том числе, сократившейся на 8%. Программа «Моя улица», в рамках которой в столице «лепят» золотую плитку и не менее золотые бордюры, поглотила уже более 200 млрд рублей. Но на этом Собянин и его свита не останавливаются.
Если бордюры еще кое-как выдерживают межсезонье, то плитка в этом плане оказалась куда слабее: она не приживается в московских реалиях по причине активно используемых реагентов, которые попадают в швы, вследствие чего цемент вымывается, и плитка «встает на дыбы». Плюс — тяжелая уборочная техника, катающаяся по площадям и тротуарам. Отсюда неработающие водостоки, лужи и «поплывшая» плитка, что, впрочем, является сигналом для ее очередной переукладки. А значит, очередного заработка. И так до бесконечности…
По следам одной уголовки
В ноябре 2017 года сотрудники столичного управления УБЭиПК задержали руководителя ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (ДКР) Александра Шукюрова, врио гендиректора входящего в структуру ФСО ФГУП «Свэко» Олега Филиппова и гендиректора компании по беспроводной диспетчеризации ЖКХ «Вавиот» Евгения Ахмадишина. Всем троим были предъявлены обвинения в хищении средств, выделенных в рамках реализации программы «Моя улица». По данным базы СПАРК, в период, когда Шукюров руководил ДКР, в 2013–2017 годы, были заключены контракты с разными фирмами почти на 80 млрд рублей. Примечательно, что фото Александра Шукюрова в интернете почему-то отсутствует. Публикации в формате досье выдают примерно такой «облик» чиновника:
Александр Шукюров старался не попадать в фотообъективы?
По имеющейся информации, задержанный Александр Шукюров вывел следствие на главу Департамента капремонта мэрии и своего непосредственного куратора Алексея Елисеева — владельца группы «Радор-М», получившей в рамках «Моей улицы» контракты на 26 млрд рублей.
Так, в 2015 году тендер на поставку гранитных бордюров выиграла компания «К-холдинг», аффилированная с ООО «Роуд Групп», а в тендерах 2016–2017 годов победителем стал «Радор М».
Тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год
Упомянутые компании связаны друг с другом через общих совладельцев. Так, одним из основателей холдинга «Роуд Групп» был Алексей Елисеев. Золотое дно! Вернее, гранитное, но с массивными вкраплениями благородного металла. К тому же Елисеев входил в состав конкурсных комиссий по определению победителя тендеров. Его куратором является приближенный к Сергею Собянину вице-мэр Москвы Петр Бирюков.
Генеральный директор ООО «Роуд Групп» Алексей Елисеев
«Круговорот» победителей тендеров в Москве
Украинский след «гранитной контрабанды»
В июле текущего года стало известно, что Сергей Собянин намерен списать под программу «Моя улица» еще 165 млрд рублей. Признаться, мы уже запутались в финансовых вливаниях в данный проект по благоустройству, поскольку фигурирующие в нем цифры не поддаются логическому объяснению. Очевидно одно: чтобы разобраться с тем, сколько денег «зарыто» в бордюры, плитку и прочее, необходим всесторонний аудит и соответствующие проверки компетентных органов. Но с этим в отношении столичной мэрии почему-то не спешат.
Как известно, «Мою улицу» активно лоббируют вице-мэры Москвы Анастасия Ракова и Петр Бирюков: последний, по сообщениям СМИ, даже хвастался тем, что, мол, «программа «Моя улица» не закончится никогда». При этом бессмысленное для москвичей облицовочное безумие обогащает не только чиновников мэрии, но и Украину, где Москва закупает гранитную плитку на миллиарды долларов. И это несмотря на то, что у России с Украиной, мягко скажем, довольно-таки натянутые отношения.
Масштабы «одевания» Москвы в гранит таковы, что отечественные фирмы, поставляющие в столицу свои гранитные изделия, не справляются с объемом. Так, например, директор челябинского ООО «ТК Офис Сити» Андрей Лукьянчиков, являющийся одним из поставщиков, в комментарии СМИ подчеркнул, что удовлетворить «бордюрные» потребности столицы можно, если «вся Челябинская область сядет на всю зиму пилить гранит».
Итого, отечественное производство с запросами команды Собянина не справляется. А вот на Украине имеется качественный камень, добыча и обработка которого давно и успешно налажена. Поэтому бюджет московской программы и вывели в соседнюю «небратскую» страну.
Депутат Госдумы Валерий Рашкин
Впрочем, насколько известно, никакой реакции со стороны российских компетентных органов на это не последовало. Не нашли или же не искали? Вопрос риторический. Учитывая, что априори подобные закупки носят контрабандный характер, поскольку, еще раз подчеркнем, официально торгово-экономических отношений между Россией и Украиной нет.
В то же время, по имеющейся информации, поставками в Россию гранитных плит с украинских месторождений, в частности, занимается китайская компания Xiamen Pagoda Build, владельцем которой является гражданин Украины Максим Трясунов. Главный офис Xiamen Pagoda Build находится в Китае в городе Сямынь (Xiamen). В 2017 году компания открыла офис в Киеве.
Официальный сайт компании публично рекламирует сотрудничество с Украиной:
Максим Трясунов на украинском производстве
По имеющейся информации, упомянутый ранее ООО «Гранит-Инвест» (владельцы — Алексей Степанченко и Андрей Худяков) также поставляет в Москву гранит с месторождений Украины. В частности, летом 2017 года Объединенная энергетическая компания (ОЭК), принадлежащая московскому правительству, закупала посредством «Гранит-Инвеста» плиты из Кировоградской области Украины.
Один из протоколов от июля 2017 года
В 2016 году журналист Иван Голунов, попавший в 2019 году под незконное уголовное преследование, выяснил, что, к примеру, Большую Якиманку «огранитили» на 20 тысяч м² с месторождения в Житомирской области. А 25 тысяч м² плит, уложенных на Бульварном кольце, согласно маркировкам, были произведены на заводах в селах Житомирской области Галиновка и Торопище.
Гранит из Украины в Москве, 2016 год
В 2017 году аналогичные ящики с плитами были обнаружены, в частности, при укладке на Садовом кольце: правда, уже с сорванными этикетками. Как думаете, московская мэрия отвечала на журналистские запросы о том, как гранитная продукция из Украины оказалась в Москве? Нет, не отвечала.
И напоследок. Поговаривают, что вице-мэр столицы Анастасия Ракова также имеет прямое отношение к «гранитному» бизнесу. «Ночная хозяйка» столицы (так ее называют в определенных кругах) якобы обналичила через фиктивную компанию 10 млрд бюджетных рублей, уговорив Сергея Собянина на украинские закупки в рамках программы «Моя улица».
Вице-мэр Анастасия Ракова причастна к схемам по распилу бюджета?
Впрочем, так это на самом деле или нет, «Преступная Россия» пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть. На то и существуют фиктивные фирмы, чтобы, как говорится, концы в воду. В любом случае, на столичном «плиточно-бордюрном» поприще для правоохранителей работы — непочатый край. Это — «непаханое поле» для проверок. Но по причине их отсутствия мэрия Москвы продолжает закапывать бюджетные миллиарды и в дождь, и в снег, явно не собираясь снижать обороты.