какую песню можно перепеть
Кавер-версии известных хитов русских исполнителей
И, ладно они не копируют что-то точь-в-точь, а стараются что-то привнести и от себя, но порой не указывается автор той песни, которую они перепевают, выдавая её за свою, и тем самым порой вводят других в заблуждение.
Ни для кого не секрет, что, к примеру, участники индастриал-метал группы Rammstein Тилль Линдеманн и Рихард Круспе записали кавер-версию на песню «Штиль» группы Ария, а группа Алиса, в свою очередь, исполнила русскую версию их песни «Tier», посвятив её террористическому акту в Беслане.
Но в нынешней подборке я бы хотела показать историю нескольких песен как поп, так и рок-исполнителей исключительно на русском языке. Итак, начнём.
В нынешнее время по радио эту песню можно услышать именно в исполнении грузинского певца Валерия Меладзе. Да, не спорю, голос у него брутальный, как и внешность, но многие и в самом деле начинают думать, что раз эта песня есть в альбоме известного исполнителя современности, значит, он сам её и сочинил.
Так на свет и появилась песня «Звёздочка Моя Ясная». Пластинка вышла в 1973 году на студии «Мелодия» тиражом почти в семь миллионов экземпляров, а песня становиться мегапопулярной и сразу же начинает собирать вокруг себя всевозможные легенды и слухи, касаемые того, какому событию в реальной жизни музыканта была она посвящена. Некоторые связали эту песню с террористическим актом в самолёте 1970 года, в котором трагически погибла бортпроводница Надежда Курченко, ставшая посмертно народным героем.
По мнению композитора Семёнова, лучшим исполнителем песни был солист студенческого (на момент первого исполнения) ансамбля Александр Лосев (умер в феврале 2004 года), и остаётся таковым и посей день, несмотря на то, что позже эту песню подхватили Чиж и Борис Гребенщиков, который даже включил ее в свой последний альбом «Кунсткамера», выпущенный на компакт-диске.
Песню в исполнении А.Лосева Вы можете услышать здесь: https://ok.ru/video/26645564148.
Поэтесса же, Ольга Александровна Фокина, которая 2 сентября 2019 года отметила свой 82-й день рождения, считает, что песню достойно поют многие исполнители, каждый добавляет в неё что-то своё:
Вот как звучала песня «Zingarella» в оригинале:
Далее эстафету перенял сербско-хорватский поп- исполнитель Дарко Домиян 1970-х и 1980-х годов, чьи известные треки включали в себя «Ulica jorgovana», «Jelena Je Bila Lijepa», «Ruže u snijegu» и «Sedam suza», причем последние две являются кавер- версиями на «Sun of Jamaica» («Солнце Ямайки») и «Seven Tears» («Семь слёз») немецкой группы Goombay Dance Band, соответственно. Давайте послушаем его версию песни «Сингарелла»:
Затем кавер-версию на эту песню сделала турецкая певица Айше Ажда Пеккан (тур. Ayşe Ajda Pekkan). Трек вошёл в альбом под названием «Diva SiteDergi». В данной версии были такие слова:
Zingarella Kızgın topraklarda
Hem çingenesin, hem kraliçe
Yenik herkes kanunlarına
Ilk kutsallaşmış kadınsın adeta
Gitarlar sana tutunca
Hem yabancısın, hem bizden
Dans edip kollarını açınca
Tüm erkekler etrafında
Kömür saçların ve leylak gözlerin
Gecede kır ateşi gibi ışıldayınca
Müzik senin için yaratılmış adeta
Yankılandığı vakit sesinde
Hem sihirbazsın, hem müzisyen
Босиком в сердитой земле
Ты цыганка и королева.
Все, кто поддался законам
Ты первая освященная женщина.
Когда гитары держатся за вас
Ты незнакомец и от нас.
Ты Романтик Зингарелла
Когда ты танцуешь и раздвигаешь руки
Все мужчины вокруг
Ты Красивая Зингарелла
Угольные волосы и сиреневые глаза
Когда он сияет, как прерии в одночасье
Музыка создана для тебя
В его голосе, когда он Эхо
Ты волшебник и музыкант.
Затем «Сингареллу» на иврите («זינגרלה») исполнил израильский певец Дорон Мазар:
А потом она вошла в репертуар греческого и американского поп-певца Ариса Сана в 1969 годув альбоме «Songs Of The Mediterranean [צלילי הים התיכון]»:
А также «Сингарелла» прозвучала и на итальянском языке в исполнении Сальваторе Полицци:
Данный трек, в свою очередь, являлся кавер-версией песни группы «Аквариум», лидером которой являлся Борис Гребенщиков. Впервые сингл «Время Луны» вышел в альбоме «Радио Африка» в 1983 году.
Если сравнить с группой «Mordor», то у Бориса Гребенщикова трек несколько укорочен и звучит не настолько уж брутально. Прошу заметить Вас, что помимо этой песни, у «Мордора» есть ещё четыре кавер-версии на «Машину времени» («Поворот»), «Кино» (песня «Безъядерная зона«), «Алису» («Компромисс не для нас!») и группу «Король и Шут» (партия «Добрые люди» из зонг-оперы «Тодд» и последнего одноимённого альбома).
Историю данной группы я Вам уже рассказывала в предыдущей статье. Первоначально я планировала рассказать лишь об истоках одноимённого трека, но решила сделать обзор на весь альбом в целом, поскольку он состоит из сплошных кавер-версий других исполнителей.
Начнём, пожалуй, с «Дряни». Одноимённый альбом из 10 композиций вышел под руководством «J. S. P. Company» в 1998 году. Если в тексте хита «Ты уйдёшь» провокационные строчки найти вряд ли удастся, кроме того, что слово «дочь» немного смущает, то за этот трек особо ранимые слушатели прозвали участников группы не иначе как женоненавистниками.
Дело в том, что в те годы группа «Комиссар» переживала творческий кризис, а старые хиты вроде «Ты уйдёшь» и «Наше время пришло» уже не приносили того былого удовольствия. Но тут судьба свела артистов с композитором и поэтом Сергеем Кузнецовым, с которыми «Комиссар» начали тесно сотрудничать.
Именно этому человеку советские и российские меломаны обязаны появлением на отечественной сцене таких коллективов, как «Ласковый май», «Стекловата» и «Мама». Именно перу Сергея Кузнецова принадлежат знаменитые «Белые розы» и «Седая ночь» Шатунова.
Обманутый лирический герой не хочет прощать девушку, он жаждет мести и войны. Только вот вряд ли это что-то исправит и сможет успокоить раны и заглушить боль от предательства любимого человека.
Если у группы «Комиссар» более душевно и лирически звучат хиты, то в исполнении Веряскина они напоминают скорее дворовые песни или треки «Сектора Газа». Особенно песня «Я тебе объявляю войну» в оригинале «Ласкового мая» носила название нецензурного слова на букву «б», да и текст самих песен был несколько другой. Для сравнения:
«Ласковый Май»: «В ШКОЛЕ, встречая, ненавижу взгляд виноватый твой / Нет, ты не бойся, не узнают в КЛАССЕ о том, кто ты/Пусть остаётся это тайной ПОДВАЛЬНОЙ темноты«.
«Комиссар»: «КАК ЖЕ, встречая, ненавижу взгляд виноватый твой! / Нет, ты не бойся, не узнают НАШИ о том, кто ты/ пусть остаётся это тайной ПОДЪЕЗДНОЙ темноты».
Ну, и вместо слов: «ты такая же б*#@дь,как весной в полнолунье луна» у «Комиссара» есть придуманные ими лично строчки: «ты ДОСТУПНА ДЛЯ ВСЕХ, как весной в полнолуние луна«.
И, разумеется, в исполнении Алексея Щукина в песне «Дрянь» выражение «дым косяка» заменено на «сигарет«.
Вот оригиналы песен группы «Чернила для пятого класса»:
А вот как их перепели участники группы «Комиссар»:
В общей сложности, участники группы «Комиссар» перепели около 12 хитов Сергея Кузнецова. Сам композитор заявил на своём форуме и на видео, что не знает этого человека (Алексея Щукина, лидера группы «Комиссар», прим.ред.), ему отвратительно его пение и аранжировки, и что участники группы брали его треки без спроса и исполняли их на новый лад.
Не так давно, а точнее, три года назад, стало известно, что группа Serebro во главе с Максимом Фадеевым, известным нам по трекам «Лети за мной» и «Ангелы«, последний из которых был посвящён пожару в ТЦ «Зимняя Вишня» г. Кемерово, сделали свою кавер-версию на популярную песню совместного творчества группы ВИА-ГРА и Валерия Меладзе «Притяжения больше нет» («Сто шагов назад»), выпущенную в далёком 2004 году, и которая была одной из первых и моих любимых песен из репертуара как Виа-Гры, так и Меладзе в целом.
Честно Вам скажу, что я в детстве буквально обожала Валерия Меладзе, даже замуж за него хотела выйти, но это всё было лишь обычной детской шалостью, не более того, особо таким уж ярым фанатом я не являлась. И не зацикливалась исключительно на его музыке. И другие хиты сначала на «Русском», а затем и на «Дорожном»/»Авто Радио», «Ретро ФМ» мне тоже очень нравились.
Зрители приняли новый клип очень тепло, на сегодняшний день на Ютуб-канале MALFA его посмотрели около 22 823 896 человек, поставлено более 155 тыс. лайков. Поклонники группы «Serebro» давно ждали, что девушки споют вместе с Максом Фадеевым, но того, что они исполнят композицию, давно известную публике, не ожидал никто….
«Притяженья больше нет» – это начало нового, большого этапа группы SEREBRO и каждой из девочек», – написал Фадеев на личной страничке в социальной сети, презентуя видеоклип. Он поблагодарил Константина Меладзе, являющегося автором песни и исполнившего небольшую роль в видеоклипе.
Среди многочисленных поклонников были и те, которые не поняли, в чём секрет выбора песни. Многие принялись сравнивать, какая из версий её исполнения лучше и почему. А кто-то воспринял слова «притяженья больше нет» слишком буквально: «Неужели Ольга Серябкина уходит к Меладзе?!».
В связи с этим Максим Фадеев решил объясниться: «Очень много разговоров о том, что будет дальше. Мне хотелось бы поставить точку в этих обсуждениях и сказать, что никто никуда не уходит. Все остаются в семье MALFA, просто теперь каждый в новой роли. Для каждого артиста важно развитие и на данном этапе я решил, что так будет лучше для каждого». Данный клип, стоит сказать, стал последним, где в качестве солистки группы Serebro снялась Ольга Серябкина, т.к. дальше она приняла участие на сольном проекте MOLLY, где работает до сих пор.
Когда можно петь чужую песню (кавер) без разрешения автора?
Некоторые из Вас задумываются над тем, на каких условиях можно петь чужие песни на концерте в школе, на городском празднике, на конкурсе или фестивале? Насколько законно исполнение каверов без разрешения автора? Когда и как нужно получать разрешение от правообладателя — автора песни или артиста, исполняющего песню на радио? Что будет, если петь чужую песню без получения разрешения? Можно ли выкладывать чужие песни в своём исполнении в Ютубе (Youtube)?
А если Вы поёте чужие песни, но ни разу не задавались вопросом, насколько это законно, то совершенно зря! Сразу скажу, ответственность за исполнение песен без разрешения правообладателя (автора) очень суровая.
В этом вопросе очень много противоречивых мифов. Даже руководители музыкальных коллективов часто не знают реальные правила. Интернет полон голословных ответов «знатоков» и «экспертов».
Кто-то пишет, что можно свободно петь любые песни, которые уже пелись на радио (были обнародованы). Кто-то считает, что можно свободно петь чужие песни на городских праздниках, конкурсах и даже в ресторанах, в случаях, если артист сам не получает за это вознаграждение. Откуда берутся такие мифы, а вернее, непрофессиональные ответы – совершенно не понятно.
Всё это не имеет никакого отношения к реальности! Например, для некоммерческого исполнения действуют ровно те же правила, что и для коммерческого. И Вы можете получить ровно те же проблемы за нарушение законодательства, даже если не пытались заработать на своём пении.
Россия совсем недавно (по мировым стандартам) вступила на путь охраны авторских прав. Поэтому в большинстве случаев, действительно, никто не предъявляет претензий. Но это – только до случая. Претензии могут возникнуть неожиданно и в том числе за прошлые «грешки».
Если Вы не хотите, чтобы через пару-тройку лет Вам выкатили огромную сумму штрафа за незаконное исполнением чужих песен, то лучше знать правила. Как минимум понимать:
Давайте попробуем разобраться. Ответы на все эти вопросы можно найти в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Статей, которые придётся прочитать, достаточно много. Поэтому я выписал основные положения. Но если Вы хотите сами убедиться в достоверности изложенного, то прочитайте главы «70» и «71» ГК РФ.
Указание автора произведения
Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.
При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.
Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.
Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.
Внесение в песню изменений без разрешения автора
Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).
Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!
Законное исполнение песни без разрешения автора
На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:
Интересно также, что без разрешения автора песни Вы можете создать и исполнять пародию. Полагаю, что авторы переделок и пародий могут ликовать! Однако, злоупотреблять не стоит. Граница между переделкой и искажением произведения очень зыбкая!
Есть также и другие случаи, когда Вы можете законно петь песню без разрешения автора. Но они встречаются крайне редко. Поэтому я не стал их сюда переписывать. Если у Вас очень сложный случай, почитайте статьи ГК РФ (начиная со статьи 1271), либо обратитесь к юристу.
Когда исполнение песни без разрешения автора или публикация песни в Интернет, например в Ютубе (Youtube) нарушают закон?
Внимание! Во всех остальных случаях исполнения чужой песни (кавера) закон требует получение разрешения автора! Причём за нарушение этого правила предусмотрена суровая ответственность!
Что касается исполнения песен в караоке-клубах. Караоке-клубы вместе с приобретением музыкального контента получают соответствующие лицензии от правообладателей, которые регулируют возможность исполнения песен. Соответственно, продюсеры караоке-дисков уже урегулировали за Вас с авторами возможность исполнения песен. А караоке-клубы за Вас заплатили авторские гонорары. Так-что исполнение Вами песен в караоке без разрешения авторов – вполне законно. По крайней мере, отвечать перед автором будет владелец клуба. Но вот если Вы выложите Ваше исполнение в Интернет, например, в Ютуб, то это уже нарушение, за которое наступает Ваша ответственность!
Если Вы участвуете в телевизионном конкурсе на федеральном канале, где предполагается исполнение чужих песен (каверов), то часто сами организаторы получают разрешение авторов на использование песни в конкурсе. Именно поэтому на таких конкурсах участнику часто предоставляется выбор песни из числа предложенных организаторами.
Также важно понимать, что ограничения применяются, даже если Вы исполняете только отрывок из песни.
Более того, во всех случаях, Вы не только обязаны получать разрешение автора на исполнение песни, но и выплачивать гонорар за это исполнение. Опять-таки, вне зависимости от того, получали ли Вы сами какие-то деньги за исполнение или пели на благотворительном концерте!
Причём с претензиями к Вам может обратиться не только сам автор. Но ещё и Российское Авторское Общество (РАО).
Можно ли не получать разрешение автора на исполнении песни, если я плачу авторский гонорар с исполнения?
Эту скучную главу Вы можете пропустить, если не платите гонорар РАО. 😉
Необходимо различать штрафы за нарушение авторского права и авторский гонорар.
Даже если автор взял с исполнителя деньги за разрешение петь его песню, он всё-равно вправе получать авторский гонорар с каждого исполнения этой песни. Это — небольшая плата, и, как правило, взимается с артистов и организаторов концертов Российским Авторским Обществом, а затем распределяется между авторами прозвучавших произведений.
РАО вправе требовать с Вас авторский гонорар в любом случае – в том числе, и при законном исполнении чужой песни. Причём вне зависимости от того, просил ли автор об этом РАО. РАО сначала потребует с Вас уплаты авторского гонорара, а потом будет искать автора, которому перечислить причитающееся. Были разъяснения, что РАО имеет право требовать авторский гонорар с исполнителя даже тогда,… когда сам исполнителем сам является автор песни. Вот так!
А вот наказание за нарушение авторского права возникает только при отсутствии согласия автора. В некоторых случаях разрешение на исполнение может представлять само РАО по поручению автора. Но далеко не всегда.
Поэтому не надо путать! Отсутствие претензий от РАО по уплате в РАО авторского гонорара и отсутствие возможных штрафов за нарушение исключительного права (претензии от правообладателя за незаконное исполнение его песни без разрешения) – это совершенно разные вещи!
Если Вы оплатили авторский гонорар в РАО, или РАО по иным причинам не имеет к Вам претензий по его уплате, это совершенно не обозначает, что Вы застраховались от претензий за нарушение исключительного права автора или артиста, которому автором переданы исключительные права. Если Вы не получали права на исполнение чужой песни (кавера), то правообладатели вполне могут оштрафовать Вас за нарушение их исключительных прав на распоряжение произведением и его исполнение без разрешения.
И наоборот. Получение разрешения на исполнение песен от автора, как правило, не освобождает от законной обязанности уплаты авторского вознаграждения через систему РАО при каждом исполнении песен.
Что будет, если не получать разрешение автора, исполняя чужие песни (или каверы)?
Наверное, логичный вопрос, а что же бывает за исполнение чужой песни без разрешения автора или другого правообладателя? Может быть, нет смысла напрягаться? Ну, сделают замечание, тогда и исправимся?
Нет. Всё намного серьёзнее. Замечанием могут не ограничиться. Статья 1301 ГК РФ предусматривает ответственность вплоть до 5 миллионов рублей за нарушение авторских прав. У Вас есть лишние 5 миллионов? За каждую песню?
Я конечно, ни разу не видел, чтобы ребят из подземного перехода оштрафовали наследники Виктора Цоя. Да и на бардовских фестивалях все как-то спокойно поют чужие песни. Пока.
Следует понимать, что отсутствие претензий сегодня, не гарантирует спокойную жизнь завтра. Сегодня, может быть, Вам ничего не сказали, а через пару лет, автор, его наследники, или артист, имеющий исключительную лицензию, решат поправить своё материальное положение, найдут запись в интернете или свидетелей и…. за всё, что было Вами спето без разрешения… 5 миллионов рублей. Оно Вам нужно?
Поэтому рекомендую с авторскими правами не шутить!
Как получить разрешение автора?
Если Вы собираетесь петь песню не в кругу своей семьи (вне зависимости от того, получаете ли Вы за это деньги), необходимо убедиться, что Вы не станете нарушителем авторских прав и исполняете чужую песню законно.
Если Ваш случай не подходит под короткий список ситуаций, когда Вы можете исполнять чужую песню без разрешения автора, то ничего не остаётся, как получить такое разрешение.
Благо, это не так сложно. По крайней мере, проще, чем потом ходить по судам и собирать деньги на штраф.
Сначала поищите координаты автора в интернете. Если не нашли, то попробуйте обратиться в РАО (rao.ru). Многие авторы (по крайней мере, те авторы, чьи песни звучат на радио) регистрируются в РАО и оставляют там контакты на случай возникновения вопросов, связанных с использованием их произведений. А иногда даже поручают РАО управлять своими правами.
Дальше нужно связаться с автором песни и получить от него официальное разрешение на законное исполнении песни. Разумеется, в письменном виде.
Для того, чтобы потом не стать участником разбирательств, желательно получить от автора гарантию, что он не передавал исключительные права на исполнении песни другим артистам. Очень часто автор передаёт артисту «исключительное право» на исполнение произведения. Это означает, что сам автор уже не вправе разрешать исполнение песни другим. В таком случае разрешение на исполнение нужно спрашивать у артиста (или продюсерского центра), которому переданы исключительные права. Но иногда автор может помочь Вам с ними связаться и посодействовать в переговорах.
Желательно иметь разрешение на исполнение чужой песни (кавера) именно Вами. Однако законом предусмотрена также возможность использования «открытой лицензии» — когда автор официально разрешает петь песню любому желающему. Подробнее об открытой лицензии можно прочитать в статье 1286.1 ГК РФ.
Также важно, чтобы в разрешении на исполнение песни было указано как можно больше способов её использования. И уж точно указан тот способ, которым собираетесь её использовать именно Вы. Например, если Вы хотите выложить исполнение чужой песни в Ютубе, то в разрешении (лицензии) желательно указать возможность размещения (публикации) песни в Вашем исполнении в сети Интернет в сопровождении иллюстраций и видеоматериалов. Кроме того, не лишним будет сразу оговорить возможность размещения рекламных материалов рядом с Вашей видеоверсией чужой песни, особенно если Ваш канал в Youtube настроен на монетизацию.
Исполнение моих песен
На некоторые из моих песен исключительные права никому не передавались. Поэтому я легко подпишу Вам разрешение на исполнение.
На некоторые песни исключительные права переданы артистам. Но у меня есть их контакты. Они все — вполне адекватные люди. Если Вы не собираетесь отнимать у них заработок, петь песню на федеральных каналах или ездить с ней по всей стране, то мы попробуем уговорить их подписать лично Вам право на исполнение песни на локальных концертах, конкурсах и т.д.
Просто напишите мне по электронной почте свою просьбу, укажите координаты, и я с Вами свяжусь. Наличие таких разрешений от автора и артиста будет являться гарантией того, что к Вам не возникнет претензий в будущем.
Ну и напомню, что все мои песни без исключения Вы легко можете исполнять на школьных концертах и конкурсах, если являетесь учеником этой школы. Для этого совершенно не обязательно получать разрешение ни у меня ни у официального исполнителя песни. Более того, в таких случаях с Вас никто никогда не вправе потребовать авторский гонорар. Смело пойте и смело делитесь со мной своими успехами! Мне будет очень приятно, если Вы напишите, как прошло Ваше выступление.
Десять песен-каверов, которые вышли не хуже оригинала
В репертуаре певицы Токико Като есть песня, которая входит в золотой фонд японской Русское ухо сразу различит в ней знакомые аккорды, ведь это кавер-версия хита Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз». Давайте вспомним, какие ещё песни перепели так, что получилось не хуже (а иногда и в разы круче) оригинала. Все композиции из подборки вы найдёте в МТС Music.
Полина Гагарина — «Кукушка»
Ярые поклонники группы «Кино» обычно негативно относятся к любым кавер-версиям хитов Виктора Цоя, считая, что лучше быть просто не может. Гагарина и не стремилась сделать лучше, она сделала перепев «Кукушку» в собственном фирменном стиле. В её исполнении песня обрела другое звучание и стала саундтреком к фильму «Битва за Севастополь».
Zdob și Zdub — «Видели ночь»
Молдавские рокеры перепели ещё один хит «Кино» в задорной, хулиганской манере, добавив туда балканского звучания и заменив трубой. Кавер был записан специально для трибьют-альбома «КИНОпробы», посвящённого памяти Цоя. Для этого проекта хиты перепели многие известные артисты, но «в люди» вышел именно кавер от Zdob si Zdub. В начале нулевых песня звучала на свадьбах, дискотеках, вечеринках по всему СНГ и, пожалуй, звучит до сих пор. А фанаты «Кино» творчество молдавской группы восприняли тепло.
Whitney Houston — I Will Always Love You
«Что? До Уитни эту песню пел ещё многие делают круглые глаза, узнав, что один из главных хитов певицы является кавером. Да, это так. В оригинале I Will Always Love You была кантри-балладой и впервые её исполнила Долли Партон в 1974 году. С того момента балладу перепевали десятки артистов, но версия Уитни звучит по-особенному благодаря роскошному голосу певицы. Большинство меломанов впервые узнали песню в 1992 году из фильма «Телохранитель», где она звучит в качестве главной темы.
Limp Bizkit — Behind Blue Eyes
В нулевые этот трек был мегапопулярен, однако песне гораздо больше лет, чем нам кажется. Ещё в британские рокеры The Who вовсю исполняли её на гастролях. В первоначальной версии песня звучит намного динамичнее. Фред Дёрст же перепел её в характерном для Limp Bizkit лиричном и слегка депрессивном звучании.
The Pussycat Dolls — Don’t Cha
По-настоящему талантливые артисты сделают «конфетку» даже из посредственной песни ноунейм-артиста. Это как раз тот случай. Сочный R&B-трек Don’t Cha, который так круто исполнили The Pussycat Dolls, на самом деле является первой сольной песней хип-хоп-певицы Тори Аламазе, участницы дуэта OutKast. Дебют не принёс Тори успеха, поэтому она продала права на него музыкальному лейблу Universal Music Group. Там для песни подобрали новых «хозяек» — The Pussycat Dolls. В их заботливых руках трек расцвёл и стал хитом.
Sinead O’Connor — Nothing Compares 2 U
А в этом случае песня не «взлетела» у популярного артиста, зато стала хитом в исполнении малоизвестной (на тот момент) певицы. Трек написал и впервые исполнил Prince для своего сайд-проекта The Family в 1984 году, а Шинейд О’Коннор перепела его в Кавер на Nothing Compares 2 U принёс ей мировую известность и волну дифирамбов от критиков. Недоволен был только Prince. В одном из интервью О’Коннор заявила, что у неё состоялся довольно жёсткий разговор с артистом, после которого ей пришлось в буквальном смысле бежать из его дома. Поклонники ирландской пришли к выводу, что Prince ей просто завидовал.
Eminem — Stan
В отличие от Шинейд О’Коннор, рэпер Eminem подружился с певицей Dido, чью песню Thank You перепел в одном из своих хитов. Точнее, не всю песню, а её первый куплет, сделав его припевом, который исполнила сама певица. Эминему и Dido не пришлось делить славу: и песня-первоисточник, и её кавер стали хитами. Чтобы закрепить творческую дружбу, рэпер даже доверил Dido главную роль в видеоклипе на песню Stan. Именно сотрудничество с Eminem принесло певице бешеную популярность в нулевых.
ATC — Around the World
Что греха таить, наши артисты часто выезжают на каверах мировых хитов. Но тут всё получилось с точностью до наоборот. Немецкий ATC (A Touch of Class) перепел трек группы «Руки вверх» с бесхитростным названием «Песенка» (альтернативное название — «Ла-Ла-Ла»). И уже в их исполнении композиция стала известна по всему миру. Ходят слухи, что авторские отчисления от исполнения этого хита приносят Сергею Жукову миллион долларов в год. В это можно поверить, если учесть, что помимо каверов первоисточник разобрали на сэмплы, которые используются в треках многих известных артистов.
Muse — Feeling Good
Jeff Buckley — Hallelujah
К этому каверу успех пришёл уже после смерти исполнителя — нередкое, к сожалению, явление в музыкальной индустрии. В 1994 году Джефф Бакли записал свою версию песни канадского барда Леонарда Коэна, которую до него уже перепел Джон Кейл (кстати, именно его кавер звучит в мультфильме «Шрек»). Она не особо впечатлила публику: версия Коэна в те годы была в разы популярнее. Но в середине нулевых и критики, и слушатели разглядели в ней бриллиант. В 2004 году музыкальные критики журнала Time назвали кавер Бакли «великим» и «изысканным», сравнив версию Коэна с бормотанием священника на панихиде. Правда, Бакли этого уже не узнал: артист трагически погиб в 1997 году. Ему было всего тридцать.
Тысячи ностальгических треков и музыкальные новинки ищите в приложении МТС Music.