какую песню исполняла белка в пушкинской сказке о царе салтане
Какую песенку поёт белка из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина?
Как вы помните, Белка из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане» не только грызет орешки, в которых «скорлупки золотые», но и поет песенку. Какую?
Белка в пушкинской сказке является одним из чудес, ведь она живет в хрустальном домике и ловко раскусывает золотые скорлупки орехов, вынимая из них изумруды. Эта затейница не только является поставщиком золота и изумрудов, она еще и песенки умеет петь с присвистом. Правда, не все, а русские народные, да ещё и при «всем честном народе». А пела диковинная белочка песенку «Во саду ли в огороде»:
В «Сказке о царе Салтане..» А.С. Пушкина белочка была не простая, а одним из чудес, а которых рассказывала ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. И песенка у неё замечательная «Во саду, ли в огороде»
Помним и белочку и скорлупки, знаем и любим Александра Сергеевича, песенка, разумеется русская, народная, как и всё творчество великого нашего поэта. Сейчас напомню текст песни этой белочки-красавицы:
НЕВЕЛИЧКА, КРУГЛОЛИЧКА, РУМЯНОЕ ЛИЧКО.**
Во саду ли, в огороде
Сопровождает это занятие белка русской народной песенкой: «Во саду ли, в огороде. «.
Правильный ответ под номером один.
На самом деле, все сказки великого русского поэта и основоположника родной литературы Александра Сергеевича Пушкина, учат справедливости, заботе о ближнем, любви и верности, преодолению трудностей, а так же тому, что добро рано или поздно победит зло, и не даром «Сказка о золотом петушке» заканчивается напутствием добрым молодцам, что «сказка ложь, да в ней намек!»
У Пушкина были: «в че-шуе, как жа-р го-ря 33 бо-га-т-ыря«!
А в другим месте: «и 30 ви-тяз-ей пре-кра-сных чре-дой из вод вы-хо-дят яс-ных«.
Я извиняюсь, за черточки, но я их поставил, чтобы не обвинили в плагиате. Тут хоть и 2 строчечки, но может и этого хватить.
Как видите размер стиха в обоих случаях разный. Насколько я разбираюсь в стихах в первом случае хорей, а во втором дактиль. Чтобы не выбиться из ритма Пушкин и добавил троечку богатырей. Это же как в жизни. То ты смог дружину нанять из 33 человек. А завтра денег мало соглашаются не все, и дружина состоит из 30 человек. Кто их считает. Есть и есть.
Какую песню исполняла белка в пушкинской сказке о царе салтане
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Oct. 20th, 2016
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.
Это написано за 80 лет до создания ФРС и за 30 до *Капитала* Маркса.
Гений он гений во всем.
Но это еще не все.
В конце 16го века, задолго до одного из основоположников экономической теории Адама Смита некто Антонио Серра (не путать с Вильямом нашим Шекспиром) писал: если хочешь узнать, какой из двух городов богаче, посмотри, каким количеством ремесел владеют его жители. Чем больше ремесел, тем богаче город. Говоря современным языком, чем глубже уровень разделения труда и соответственно шире рынки, на которые город имеет возможность поставлять свою продукцию.
Это уже по поводу качества образования в Царскосельском лицее. Понятно, что экономическая теория в глубоко феодальной России на рубеже 18го и 19го веков представляла собой предмет далеко не самой первой необходимости (если вообще была допущена к широкому изучению и обсуждению), но, как мы видим, в лицее преподавалась. Потому что, понятно, что любой прохожий сразу же спросит автора: ну хорошо, месяц без еды, воды и воздуха в законопаченной бочке, человек растет без воды и пищи не по дням, а по часам, превращается в шмеля и комара, город возникает из ниоткуда, птица превращается в человека.
Кто нас этим удивит?
Бабариха права, это все просто на каждом шагу. Но вот чем живет город, окруженный со всех сторон водой? Без своих полей, пастбищ и с очень небольшим портом, к которому едва пристанет один торговый корабль раз в несколько месяцев? Где его рынки и ресурсы? Загадка. И самое главное, с какой целью корабль к нему пристает, разве обитатели такой Богом забытой скалы в море могут быть хоть в какой-то степени кредитоспособны? На такую явную нестыковку тут же обратит внимание любой даже самый поверхностный читатель. Но Сергеич не так прост, как кажется.
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.
.
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.
Живет город в море оказывается прямой эмиссией.
А вот это вы щас пошутили или нет? Спросят меня.
Не знаю, решать вам. Прочитайте еще раз отрывок в начале этого поста медленно и осмысленно (я понимаю, что в первый раз его никто читать не стал). И нтересно, правда? Когда на прошлой неделе я написал об этом одному своему знакомому, он ответил, что они с женой хохотали, как дети малые. А напрасно, смешного тут мало.
Все 200 лет вот это провисело на стене у каждого просто перед глазами.
Белка песенки поет да орешки все грызет…
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые…
Всем нам с детства знакомы эти строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Белка, хотя и не является одним из главных героев, придает сказке дополнительный колорит, недаром эти стихи помнят многие. Автор выводит в произведении белку несколько раз:
Первый, когда повариха рассказывает царю Салтану об этом чудесном животном:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…
Второй – когда князь Гвидон пересказывает об этом царевне-лебеди, повторяя повариху почти слово в слово, и лишь последняя строка иная: «Но, быть может, люди врут».
Третий – когда он уже получил белку:
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
…
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Затем – рассказ корабельщиков Салтану:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Потом они же кратко упоминают белку в последней беседе с царем.
И, наконец, по прибытии Салтана на остров Буян:
Царь ступил на двор широкий:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Словом, Пушкин уделил зверьку немалое внимание 🙂
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок –
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон».
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в пути пустились.
К морю князь – а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и очутился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо,
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет:
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» – и тут же окривела;
Все кричат: «Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему,
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает –
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
«Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Разработка урока по музыке на тему : «Три чуда» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальными образами фрагмента «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Сформировать у учащихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.
Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.
Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.
Мультимедийная презентация ( POWER POINT );
аудиозаписи для музыкального ряда;
Словесно – индуктивный (беседа, диалог);
Пластическое интонирование (движения);
Ход урока.
— Прозвенел звонок, начался урок! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!
— Я очень рада вас видеть, и думаю, что песня, которую вы сейчас услышите, поможет нам настроиться на нашу встречу с музыкой.
Звучит фонограмма песни «Лукоморье» I куплет и припев
— Как вы думаете, в какую страну я вас сегодня приглашаю? (в страну сказок- Лукоморье).
— Какой русский поэт и писатель придумал страну Лукоморье?
— Итак, я приглашаю вас в мир сказок, но не просто сказок, а сказок Александра Сергеевича Пушкина. В мир сказок, которые вдохновили многих композиторов на создание прекрасных музыкальных сочинений.
Все сказки Пушкина настолько хороши, а сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются вместе с нами на всю жизнь.
Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
— Откроем страничку в учебнике 48.
— Какие сказки Пушкина вы знаете?
— «Сказка о Попе и работнике его Балде»;
— «Сказка о Золотом петушке»;
— «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
— «Сказка о царе Салтане о славном сыне его Гвидоне и прекрасной Царевне Лебеди»;
— поэма «Руслан и Людмила»…
Беседа о няне.
– Откуда у Пушкина такая любовь к поэзии, сказкам? Кто был вдохновителем русского поэта? Как ее звали? (Арина Родионовна)
— Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Длинными зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала их Александру Сергеевичу.
Сказка Арины Родионовны, записанная Пушкиным:
Учитель: Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин.
Одним из самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда».
Работа с учебником стр.50
— Запишите в тетрадь симфоническая картина «Три чуда» из оперы ««Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского- Корсакова
— Итак, опера Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости!
— В каждой сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане» их три.
— Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица царевичу Гвидону?
(1 чудо – «Белочка», 2 чудо – «Богатыри», 3 чудо – «Царевна – Лебедь»)
— Послушайте, как описывает белочку А. Пушкин. (читаю)
— Если бы вы были композиторами, то какая по характеру была бы у вас тема «Белочки»? песенно-танцевальная
— Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»? маршевая
— А тему «Царевны – Лебедь»? песенная
— В опере у каждого чуда, есть своя музыкальная тема –яркая картинка, только написанная не красками, а звуками. Давайте сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Слушаем, анализируем музыкальные образы
Слушание Чудо первое- Белка
Д.- Первое чудо- белочка.
Д.- Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
У.- Итак мы с вами познакомились с первым чудом, а теперь послушаем и представим Второе чудо.
У.- Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков характер?
Послушайте внимательно. Как и кого композитор изобразил этой мелодией?
Каков характер музыки?
Какие инструменты услышали?
Учитель: Молодцы! Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и интересные.
Появляется Белочка с корзинкой. Танцует и поет.
Затем проводит физминутку.
Слушание симфонической картины « Три чуда» (4 минуты)
Перед каждой музыкальной картиной, чтобы привлечь внимание слушателей, трижды звучит трубная фанфара, извещая о чуде. Оркестр имитирует праздничный перезвон колоколов сказочного города Леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами и садами»
— Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице (раздать карточки-таблицы) то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии (песенный, танцевальный или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы.
Проверка задания.
— И так, проверим, что у вас получилось?
Проверка усвоения нового материала.
1. Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?
2. Какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?
3. Какой композитор сочинил оперу «Сказка о царе Салтане»?
4. Какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?
-Давайте попробуем ее исполнить. Но прежде давайте посмотрим, что принесла нам белочка.
Исполнение русской народной песни «Во саду ли в огороде» ( девочки поют слова, мальчики играют на инструментах. Белочка танцует. )
7. Рефлексия урока:
Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
Заполняют листы самооценки. Сдают мне
Домашнее задание:
Дома вы составите кроссворды, ребусы или нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся музыкальному фрагменту «Три чуда».
Учитель: Молодцы! Наше путешествие в мир сказки сегодня подошло к концу, но мы еще не раз встретимся с ней уроках музыки. Хочется воскликнуть : «Что за прелесть эти сказки!» (все вместе)
Спасибо за внимание и до новых интересных встреч.