какую пещеру насыщенную первобытными рисунками называют сикстинской капеллой первобытной живописи
Пещера Альтамира и каменные рисунки бизонов
«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества. Так была открыта тайна, которую хранила пещера Альтамира.
Пещера Альтамира — «картинная галерея» древнего человека
Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.
До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.
Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.
Пещера Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства
Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые.
Бизоны пещеры Альтамира увековечены в движении: во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны. Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей.
Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Не менее удивительно выглядит и другой символ Испании – храм Саграда Фамилия.
Пещера Альтамира фото:
Источник
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э.
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.
Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.
Пещера Ласко стала историческим памятником Франции практически сразу после ее открытия, с 27 декабря 1940 г.
В октябре 1979 г. Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.
Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжен системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.
Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на некоторое количество зон, соответствующих залам и определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.
• Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» (фр. salle des Taureaux, Rotonde): длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м.
• «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» (фр. Diverticule axial), более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.
• Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж» (фр. Passage), галерею длиной в 15 м.
• За «проходом» находится «неф» (фр. Nef), более высокий, длиной в 20 м.
• Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз» (фр. Diverticule des Félins), узкий коридор длиной 20 м.
• «Апсида» (фр. Abside) — это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».
• За «апсидой» находится «шахта» или «колодец» (фр. Puits). Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4-5 м практически до начала нижней системы.
Большая часть археологических открытий была сделана А. Глори во время оборудования тамбуров у входа в пещеру и самих залов, а затем при более методичных раскопках, особенно плодотворных в «шахте». В число сделанных археологических находок входят предметы, сделанные из камня (403 орудия), из кости (28 орудий), растительного происхождения (113 фрагментов), украшения (10 раковин), многочисленные угольки и остатки красителей.
В «нефе» были найдены светильники, красящие вещества и остатки пищи. В «апсиде» также было найдено большое количество важных предметов: острия дротиков, скребки, резцы и светильники. В «шахте» были обнаружены остатки красящих веществ, острия дротиков, просверленные ракушки и светильники.
Было проведено изучение под электронным микроскопом красящих веществ, обнаруженных во время раскопок, и образцов, взятых с некоторых изображений. Черные красители соответствовали окиси марганца, а желтые, оранжевые и красные — окиси железа. Все они использовались в чистом виде без какого-либо добавления минеральных примесей и без тепловой обработки.
В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Ее кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.
Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым.
В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окруженные оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,50 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.
«Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, черная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделенной на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.
«Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приема «кривой перспективы».
В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.
В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображен удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков (рисунок в начале):
Между человеком и носорогами — три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдаленной части пещеры).
Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалеку от этого места.
Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить.
Пещера Ласко была открыта 12 сентября 1940 года французскими школьниками из городка Монтиньяк. Они случайно обнаружили пещеру, стены которой были сплошь покрыты удивительными рисунками людей и животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, нарисованными в натуральную величину охрой, сажей и мергелем и обведенными темными контурами.
Сама пещера относительно небольшого размера: совокупность галерей – примерно 250 м в длину при средней высоте в 30 м. Специалист по истории первобытного общества А.Брейль стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года, где сделал множество измерений и провёл несколько месяцев, изучая первобытную живопись вместе с другими учеными. Поначалу у искусствоведов подлинность рисунков вызвала сомнение
Но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке и признала их истинными, а возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет. 27 декабря 1940 года пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции, а в 1979 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Практически с первых же дней обнаружения этой галереи наскальной живописи, к пещере Ласко, началось паломничество туристов, что поставило под угрозу сохранность исторического памятника. Уже в 1955 году были зафиксированы первые признаки разрушения рисунков. Не смотря на усилия ученых, ситуация с каждым годом ухудшалась. И в апреле 1963 года доступ в Ласко для широкой публики был запрещен.
Рассказывают, что в 1940 году после посещения пещеры Ласко, «Сикстинской капеллы наскальной живописи», Пабло Пикассо с горечью признал: «За семнадцать тысяч лет мы ничего нового не изобрели». Художники древности нагревали охру до различных температур, отчего она меняла оттенок от ярко-желтого до бордового, добавляли в нее различные наполнители, улучшавшие свойства краски. Они взбирались на подмостки, использовали для рисования кисти, пальцы, рты, шкуры животных и кости птиц.
В пещере Марсула сотни точек составляют изображение бизона (за тысячелетия до появления термина «пуантилизм»), на знаменитом изображении коровы в Ласко пропорции искажены ради правильного восприятия зрителем. Использовался рельеф поверхности, чтобы добавить работам объем (выступ — грудь, углубление — глаз). Благодаря размещенному в правильном месте источнику света картины на стенах пещер казались трехмерными.
«Древнейшие достоверно датированные изображения сложные, а вовсе не примитивно-схематичные, как предполагала бы идея эволюционности, развития от простого к сложному. Утро искусства уже демонстрирует его расцвет», — отмечает ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет.
Самое древнее выполненное краской изображение, чья датировка не оспаривается, — это открытое в 1994 году изображение носорога во французской пещере Шове. Его возраст (по данным радиоуглеродного анализа с применением масс-спектрометрии) может составлять от 30 до 33 тысяч лет.
Получается, что время возникновения искусства — начало позднего палеолита, что хронологически примерно совпадает с окончанием эволюции ископаемых гоминид и появлением Homo Sapiens. Так и хочется перефразировать известную марксистскую цитату о труде, обезьяне и человеке.
Отдельные ученые, однако, полагают, что первобытное искусство появилось раньше, а возможно, намного раньше.
В прошлом году австралийский археолог Бен Ганн обнаружил на плато Арнем Лэнд в Австралии два выполненных охрой изображения ископаемой птицы гениорниса. Прорисовка деталей показывает, что картина сделана с натуры. Палеонтологи полагают, что гениорнисы вымерли 40 тысяч лет назад. Или их оценка ошибочна, или рисункам как минимум 40 тысяч лет.
Сью О’Коннор из Австралийского национального университета обнаружила в пещере Карпентерз Гэп фрагмент упавшей с потолка росписи — в слое, который по радиоуглероду получил датировку в 39700 лет (погрешность — 1000 лет в обе стороны).
Австралийский же ученый Рис Джоунс находил охру и гематит в слоях с датировкой 60 тысяч лет до нашего времени. Проблема в том, что нет доказательств, что эти пигменты использовались в живописи, а не для украшения тела, например.
В пещере Бломбос (ЮАР) в 1991 году проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены инструменты, украшенные абстрактным узором (возраст — как минимум 75 тысяч лет, датировка методами оптически стимулированной люминесценции и термолюминесценции).
«В мире сохранилось намного больше образцов наскального искусства периода среднего палеолита, чем позднего, только немногим научным работникам известен этот факт», — говорит Роберт Беднарик, глава IFRAO (Международной федерации организаций по изучению первобытного искусства). Среди приводимых им примеров — чашечные углубления в пещере Ла Феррасси, Франция (возраст — примерно 60 тысяч лет), пещере Рино (Ботсвана) и «тысячи объектов среднего палеолита в Австралии».
Самые древние чашечные углубления обнаружены в пещере Дараки-Чаттан в Индии. Следует говорить о датах в 350-250 тысяч лет (в соответствии со стратиграфическим датированием культурных слоев), утверждает один из российских представителей в IFRAO Арсен Фараджев. Не все исследователи солидарны с такой датировкой, преобладающее мнение — между 40 и 150 тысячами лет.
«Так называемые «чашечные углубления» — это даже не изобразительный вид деятельности, а ритуальный, просуществовавший очень долгое время. Их наносили на отдельные валуны в местах, где совершали ритуалы, могли использовать для «кормления» божеств и духов», — считает Екатерина Дэвлет.
К палеоарту (первобытному искусству) кроме чашечных углублений иногда относят также петроглифы в виде прямых, пересекающихся, концентрических линий, других геометрических форм, декоративные насечки на каменных орудиях, — самые ранние из которых также относятся к среднему палеолиту.
Эйприл Ноуэлл из канадского Университета Виктория в работе «От искусства палеолита до визуальных культур плейстоцена» приводит следующую хронологию: «Признано, что артефакты, представляющие образ или символ, не превышают возрастом 100 тысяч лет. Хотя существуют примеры использования символов, датирующиеся периодом от 100 тысяч до 40 тысяч лет, более 99% известного нам «искусства» имеет возраст примерно от 35 до 10 тысяч лет».
Один из главных претендентов на звание древнейшей скульптуры (из известных в настоящее время) — найденная в 1981 году на Голанских высотах профессором Наамой Горен-Инбар из Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме антропоморфная фигурка из ярко-красного туфа.
Фигурку удалось довольно точно датировать методами тефрохронологии (по возрасту прилегающих слоев вулканического пепла). Ей не менее 230 тысяч лет (плюс-минус 3 тысячи), что соответствует ашельской культуре (средний палеолит).
Фигурка получила название «Венеры» по аналогии с многочисленными «Венерами» эпохи позднего палеолита.
В отношении Венеры из Берехат-Рама высказывалось предположение, что она является геофактом, то есть создана силами природы. То, что три прореза на фигурке («шея» и «руки») сделаны человеком, в 1997 году доказал с помощью микроскопического анализа Александр Маршак из Музея археологии и этнологии Пибоди при Гарвардском университете. В 2000 году Франческо Д’Эррико из университета Бордо и Эйприл Ноуэлл из Университета Виктория подтвердили его выводы.
У скептиков есть еще один аргумент: если фигурку создал человек, неизвестно, ставил ли он перед собой заранее какие-либо художественные задачи. Опровержением этого тезиса в некоторой степени может служить факт существования похожей фигурки, найденной в 1999 году неподалеку от города Тан-Тана в Марокко. Так называемая «Венера из Тан-Тана» — из кварцита, высотой примерно 6 см, похожа на человека без лица и без явно выраженной половой принадлежности.
По оценке Роберта Беднарика, этой «Венере» — между 200 и 500 тысячами лет. Нашедший фигурку германский археолог Лутц Фидлер полагал, что «Венера» создана человеком, возможно, доработавшим материал, обработанный природой. Другие представители научного сообщества полагают, что фигурка может иметь исключительно природное происхождение. Доказывая свою правоту, Беднарик изготовил каменный топор и обработал им похожий кусок кварцита — для сравнительного анализа.
Если признать природное происхождение двух старейших «Венер», звание древнейшей скульптуры достанется третьей — найденной в пещере Холе Фельс на юго-западе Германии в 2008 году группой археологов из университета Тюбингена под руководством Николаса Конарда.
Найденная разбитой на пять кусков, Венера из Холе Фельса была вырезана из бивня мамонта примерно 35-40 тысяч лет назад. Ни датировка, ни факт создания скульптурки человеком не оспариваются научным сообществом.
В той же пещере был найден артефакт, считающийся древнейшим музыкальный инструментом, — флейта из кости стервятника (возраст 35 тысяч лет). То есть и музыка — совсем не молодое искусство
Дубликаты не найдены
Был же пост недавно про эту пещеру.
Во Франции скончался последний из открывших пещеру Ласко подростков
В воскресенье, 2 февраля, в возрасте 93 лет скончался Симон Коенка, последний остававшийся в живых участников открытия мирового значения. Об этом агентству France-Presse рассказали его родственники. В 2016 году Симон Коенка присутствовал при открытии «Ласко 4» – искусственной копии пещеры, открытой специально для посещения туристов. В последние годы Симон Коенка жил в Париже.
12 сентября 1940 года четверо подростков – Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка – которым было от 13 до 18 лет, нашли вход в пещеру в лесу, недалеко от родной деревни Монтиньяк в Дордони. Они обнаружили узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Пробравшись внутрь они увидели пещеру, покрытую рисунками доисторического человека. Эти рисунки были сделаны около 18 тысяч лет назад, а сейчас их называют «Сикстинской капеллой доисторической эпохи».
«Я со своими товарищами искал подземный ход, ведущий в соседний замок. Мы мечтали найти там сокровище. И мы его нашли, но не то, о котором думали», – рассказал Симон Коенка в интервью агентству France-Presse в 2016 году. За четыре дня до обнаружения пещеры Марсель Равида гулял с собакой с лесу, и именно собака первой нашла отверстие. Затем Марсель позвал своих товарищей, так и произошло это историческое открытие.
Друзья сообщили об этом своему учителю Леону Лавалю. Скрывавшийся от оккупации в Дордони специалист по истории первобытного общества Анри Брейль стал первым исследователем пещеры Ласко. Он посетил ее уже 12 сентября 1940 года. Он первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. А 27 декабря 1940 года пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции.
В 1991 году друзья-первооткрыватели были награждены национальным французским орденом «За заслуги».
В 1940 году родители Симона Коенка жили в Париже. Во время оккупации их депортировали, и они скончались в концлагерях.
Впадина Падирак, Окситания, Франция
Провал Падирак (Франция).
35 метров в диаметре, глубиной 103 метра, внизу подземная река протяженностью 40км.
Нам практически ничего не известно о культуре ранних неандертальцев. Это и понятно – спустя многие тысячи лет сохранилось лишь то, что относится к материальным аспектам жизни: орудия труда, следы стоянок и многочисленные кости. Это, конечно же, очень обширный объем данных, но он представляет собой только одну сторону их жизни. Мы ничего не знаем про язык, обычаи, ритуалы, одежду. Даже то, было ли всё это. Возможно, многое из найденных артефактов мы даже не можем интерпретировать в ключе культурного значения. Что можно сказать о костре? Он использовался по назначению, в нем что-то сжигали? Или были танцы вокруг костра, чтобы привлечь хорошую погоду или удачу на охоте? Можно лишь догадываться. Поэтому любая находка чего-то «нерационального» из той эпохи представляет собой невероятную ценность.
Именно такую ценность имеют структуры, обнаруженные в пещере Брюникель во Франции. На данный момент это древнейший памятник неутилитарной деятельности ранних неандертальцев, да и всего рода Homo. Статья об открытии появилась в журнале Nature в июле 2016 года. И несмотря на то, что эта находка оставляет пока одни лишь вопросы, она серьезно изменяет наши представления о социуме и культурной жизни неандертальцев.
Рис 1. План пещеры Брюникель
Характеристики структур в пещере Брюникель
Пещера Брюникель была обнаружена ещё в 1990 году, но из-за смерти главы исследовательской группы Франсуа Розо, а также труднодоступности самого места (вход в пещеру полностью перекрыт завалом), исследования были приостановлены до 2013 года. Археологи проникали в пещеру через сделанный ими тридцатиметровый лаз и детально исследовали каждый фрагмент. Датировка структур, найденных в пещере, заняла у французских ученых под руководством профессора Жака Жубера весьма много времени, не менее трёх лет. Однако по итогам исследования удалось составить очень чёткую картину. В формате данной статьи нет смысла вдаваться в подробности масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой, методов урановых серий, а также сравнений климатических паттернов. Здесь нам важно то, что в итоге ученые получили весьма точную датировку: возраст обнаруженных в пещере Брюникель структур составляет 176,5±2,1 тыс. лет, что ставит её в разряд самой древней подобной находки. И, в свою очередь, открывает новые горизонты для изучения и понимания общества ранних неандертальцев.
Рис 2. Общий план конструкции.
Обнаруженный памятник неандертальской эпохи представляет собой «спелеофакты» (обломки сталагмитов), уложенные в концентрические конструкции. Весь комплекс – это два крупных кольца и четыре груды обломков (см. рис 2. Общий план конструкции. Оранжевые точки – следы огня. Красная – место нахождения наибольшей концентрации обожженной органики на земле.). Одно кольцо (структура А) имеет размер 6,7х4,5 м, второе (структура В) – 2,2х2,1 м, груды – диаметром от 0,55 до 2,60 м. Структуры D и E расположены внутри кольца А, структуры C и F – снаружи. Общая форма колец, вероятно, изменилась со временем из-за воздействия кальцитовых отложений. Так объект А’, возможно, является частью кольца А, отвалившимся от общей конструкции. В общей сложности вся конструкция насчитывает 399 элемента, массой в 2,2 тонны и общей длиной 112,4 м.
Рис 3. Общий вид конструкции.
Также на многих участках конструкции обнаружены следы термического воздействия на спелеофакты. Всего таких мест 18. Эти следы несложно определить благодаря покраснениям, почернениям, а также внутренним трещинам обломков, появившимся от воздействия высокой температуры.
Эти следы совершенно точно оставлены огнём, это подтверждается как магнитоскопией элементов, так и тем фактом, что подобные отложения не наблюдаются нигде на сводах пещеры.
То, что структуры С, D, E и F подвергались воздействию огня наравне с явно более сложными А и В, позволяет предположить, что они являются именно частью общей конструкции, а не просто «кучами строительного мусора» или иным «случайным» элементом. Также, внутри конструкций обнаружены фрагменты обожжённой органики, в частности – костей животных. Обгорелые кости встречаются и внутри самих «стен» конструкции. В структуре Е имеется самый большой кусок обгорелой кости длиной 7 см, принадлежавшей, скорее всего, медведю.
Фото b и с «Стены» конструкции.
Фото d и e «Сваи» и подпорки.
«Стены» структуры А и В представляют собой относительно сложные конструкции из 1-4 рядов схожих по размеру обломков. В некоторых местах более мелкие элементы использованы в качестве подобия свай и подпорок.
Рис 4. Хронология технических достижений древних homo.
Важно отметить, что спелеофакты не являются случайными обломками. Большинство из них – это средние части сталагмитов без верхушки и ножки. Средняя их длина 34,4 см – для большой структуры А, 29,5 см – для меньшей структуры В. Это свидетельствует о том, что «стройматериалы» были специально отобраны и подогнаны. В камере вокруг конструкции были обнаружены следы корчевания сталагмитов, однако их недостаточно для строительства всей конструкции. Из-за того, что пол пещеры покрыт кальцитовыми натёчными отложениями, в большинстве случаев определить место происхождения использованных сталагмитов довольно сложно. Кроме того, за исключением самих структур, следов корчевания и обжига, осколков и нескольких других неточных и незначительных признаков, в пещере Брюнекель нет следов пребывания человека. Никаких отпечатков ног (хотя это не удивительно при таком слое отложений), следов на стенах, а также любых других свидетельств пребывания и тем более проживания там людей обнаружено не было. Но все перечисленные выше факты не позволяют усомниться в искусственном происхождении конструкций и невозможности её образования случайно или вследствие жизнедеятельности животных, в частности медведей. Хотя следов жизни в пещере именно медведей множество – берлоги, царапины от когтей на стенах, отпечатки лап.
Влияние находок в пещере Брюникель на представления о культуре ранних неандертальцев
Древнейшие следы неандертальцев в глубоких пещерах
Начнем с того, что древние люди, вопреки расхожему мнению, не были пещерными в том виде, как это обычно представляется. Этот миф родился на заре антропологии, когда чуть ли не единственным доказательствами активности Homo являлись пещерные артефакты – рисунки, останки и прочее. И это понятно – в XVIII-XIX веках археология не имела современных технических возможностей и найти какие-либо свидетельства чего-то глубоко под землей посреди поля было практически нереально. А вот памятники в пещерах, как минимум, относительно хорошо сохраняются и видны невооружённым глазом даже спустя сотни тысяч лет.
Однако проникать в глубокие пещеры люди начали лишь в верхнем палеолите, около 40 тысяч лет назад. Но структуры из Брюникеля значительно старше, их возраст составляет примерно 176 тыс. лет. Выходит, что это самый древний на сегодня обнаруженный памятник в глубине пещер. Кроме того, нет никаких следов деятельности неандертальцев в глубоких пещерах от Брюникеля до верхнего палеолита, а это промежуток в 130 тысяч лет. И хотя могильник в Сима де лос Уэсос в Испании имеет датировку около 430 тыс. лет, он, при этом, кардинально отличается от структур Брюникеля и представляет собой просто яму, куда бросали трупы. На сегодня нет никаких доказательств активного использования глубоких пещер неандертальцами, кроме незначительного количества отпечатков ног и других следов не глубже, чем проникает дневной свет. Более того, конструкции верхнего палеолита в пещерах ограничены простыми очагами и некоторыми перемещениями камней. Даже в пещерах, регулярно посещаемых со времен ориньяка (33-19 тыс. лет), никаких конструкций нет. Это опять же делает Брюникель уникальным – глубина камеры со структурами 325 метров, что достаточно глубоко даже по сегодняшним меркам. Проникновение в такие пещеры сопряжено с рядом известных трудностей. В первую очередь – это необходимость освещения. Но для древних людей огромную опасность представляли ещё и пещерные медведи, следы которых в Брюникеле обильны. Также нельзя исключать и психологические моменты в виде клаустрофобии, дезориентации и простого страха неизвестного.
Свидетельство ранее не предполагаемой социальной организации древних неандертальцев
Вторжение на такую глубину в пещеру с последующим весьма трудоёмким строительным процессом в её недрах должно подразумевать под собой какую-то цель и некоторую социальную организацию. Вполне очевидно, что в одиночку создать такие структуры даже для современного человека будет сложно, для этого определённо требовался многодневный труд многих индивидов.
Ниже приведена схема, изображающая уровень организации, требуемый для выполнения работ по постройке конструкций из пещеры Брюникель, с точки зрения современного человека.
Рис 7. «Производственная» схема организации труда при строительстве структур пещеры Брюникель.
Очевидно, что постройка подобных структур в условиях глубокой пещеры требует организации труда. Строительство этих сооружений требовало построения некоторого плана работ, распределения труда по задачам и контролирования процесса. Также необходимо было придумать саму конструкцию, выбрать место строительства, подготовить строительные материалы, создать условия для работы (в частности, организовать освещение). Возведение этих структур явно заняло не один день, и всё это время взрослые и здоровые члены общества были заняты деятельностью, не имеющей рациональной ценности. Строителей нужно было кормить и защищать от внешних угроз, а ведь в пещере обнаружено множество следов пребывания там медведей, которые наверняка были не особо довольны подобным соседством.
Конструирование подобного объекта, включая размещение спелеофактов не только в ряд, но и друг относительно друга, предполагает наличие минимальных навыков строительства. Об этом говорит использование в строительстве брюникельских структур некоторых архитектурных приёмов, таких как вставка клиньев и подпорок, а также примитивные способы измерения и сортировки. Ведь использованные спелеофакты не только подобраны по размеру, но они, очевидно, изначально обтёсаны исходя из заданных параметров. В целом во всей конструкции Брюнекель было использовано около 400 спелеофактов и общая их масса составляет до 2,4 тонны. Неизвестно, сколькопотребовалось рабочих часов и самих работников. Проведение достаточно сложного эксперимента в будущих исследованиях прольёт свет на этот вопрос.
До этой находки ученые не предполагали возможности столь сложной и организованной деятельности у сообществ ранних неандертальцев.
От себя бы хотелось добавить, что идея строительства таких сооружений и необходимые навыки, по современной логике, не могли возникнуть на пустом месте. Что-то сложное возникает из чего-то более простого. Значит, где-то должны быть другие, более примитивные памятники подобной, вероятнее всего ритуальной деятельности. И, как писалось выше, быть может мы уже находили их, но не можем интерпретировать должным образом. Возможно ли, что когда-то мы узнаем больше о «духовном мире» древних людей? Косвенно, конечно. Например, найдя ещё несколько памятников типа Брюникель, мы сможем сделать более точные выводы. Однако нужно понимать, что в основном выводы учёных так и останутся предположениями, гипотезами. И это всегда будет отличным полем для спекуляций в СМИ.
Автор благодарит за помощь Валентину Бородину