какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить

Измерения показателей качества электрической энергии в точке передачи электрической энергии

Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели.

Плата не взимается.

Технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации в установленном порядке энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, заключенный с «Россети Центр» договор об оказании услуг по передаче электрической энергии или договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), обращение потребителя с заявлением о проверке качества электрической энергии в точке передачи.

Не более 60 дней при условии направления потребителю промежуточного ответа в течение 30 рабочих дней с указанием соответствующих причин

Проверка соответствия качества электроэнергии в точке передачи установленным требованиям ГОСТ, составление протокола измерения показателей качества электрической энергии.

Этап 1. Обращение потребителя с заявлением о проведении измерений показателей качества электрической энергии

Этап 2. Рассмотрение заявления и согласование с потребителем точек и сроков проведения измерений показателей качества электрической энергии

Этап 3. Проведение измерений показателей качества электрической энергии, обработка и анализ результатов

Этап 4. Оформление и направление потребителю результатов измерений показателей качества электроэнергии

ГОСТ 33073-2014 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»

ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»

Номер Контакт-Центра: 13-50, 8 800-50-50-115

Адрес электронной почты «Россети Центр»: posta@mrsk-1.ru

Источник

Какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ И АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Часть 1. Контроль качества электрической энергии*

* Основные исполнители: В.Н.Никифорова (руководитель Научно-методического центра ООО «НЦ ЛИНВИТ»); В.Н.Ярославский (начальник отдела ВНИИМС); B.C.Штиллерман (ведущий инженер ВНИИМС); B.C.Кармашев (председатель Технического комитета 30 Госстандарта России); P.P.Мамошин (профессор МИИТ).

Методические указания предназначены для персонала энергоснабжающих и энергопотребляющих организаций, аккредитованных испытательных лабораторий, органов государственного энергетического надзора и органов государственного надзора за соблюдением требований государственных стандартов.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

установившееся отклонение напряжения;

коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения;

коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения;

коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности;

коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности;

длительность провала напряжения.

периодический контроль КЭ;

контроль КЭ при допуске к эксплуатации электроустановок потребителей, ухудшающих КЭ;

контроль КЭ при рассмотрении претензий к качеству электрической энергии.

1.4. Указания могут быть также использованы энергоснабжающими и энергопотребляющими организациями для проведения технологического контроля или иных видов контроля КЭ при отсутствии соответствующих нормативных документов.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 13109-97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения;

ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений;

ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определения;

ГОСТ 16504-81 СГИП. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения;

ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия;

ГОСТ Р 50397-92. Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих указаниях применяют следующие термины и определения:

В качестве пункта контроля КЭ может быть использована точка общего присоединения, граница раздела балансовой принадлежности, выводы приемников электрической энергии, а также другие точки электрической сети, в том числе выбранные по согласованию между энергоснабжающей организацией и потребителем.

ЦП и присоединенная к нему электрическая сеть могут принадлежать разным энергоснабжающим организациям.

4. НОРМЫ КЭ, УСЛОВИЯ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАМ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ

4.1. Нормы качества электроэнергии

4.1.1. В соответствии с ГОСТ 13109-97 для ПКЭ установлены нормально допускаемые и (или) предельно допускаемые значения.

В зависимости от вида пункта контроля КЭ (выводы приемника электрической энергии, ТОП электрических сетей различных классов напряжения и др.) численные значения норм КЭ в общем случае различны и должны устанавливаться в договорах энергоснабжения с учетом необходимости выполнения норм ГОСТ 13109-97 в пунктах (точках) электрических сетей, установленных этим стандартом.

Для ПКЭ, указанных в п.1.1, нормы КЭ в пунктах контроля определяются в соответствии с приложением А.

4.2. Условия соответствия КЭ установленным нормам

4.2.1. Качество электрической энергии по отклонению частоты и установившемуся отклонению напряжения в пункте контроля считают соответствующим установленным требованиям, если одновременно выполняются следующие условия:

а) все измеренные в течение 24 ч значения контролируемого ПКЭ принадлежат интервалу, ограниченному предельно допускаемыми значениями ПКЭ;

б) 95% измеренных в течение 24 ч значений ПКЭ принадлежат интервалу, ограниченному нормально допускаемыми значениями ПКЭ.

4.2.2 Качество электрической энергии по коэффициентам искажения кривой синусоидальности и n-й гармонической составляющей напряжения, а также коэффициентам несимметрии напряжений по обратной и нулевой последовательностям в пункте контроля считают соответствующим установленным требованиям, если одновременно выполняются следующие условия:

а) наибольшее из всех измеренных в течение 24 ч значений контролируемого ПКЭ не превышает предельно допускаемого значения ПКЭ;

б) 95% измеренных в течение 24 ч значений контролируемого ПКЭ не превышают нормально допускаемого значения ПКЭ.

4.3. Формы представления результатов контроля

4.3.1. Результаты контроля отклонений частоты должны быть представлены в виде:

наибольшего и наименьшего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего и нижнего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений.

4.3.2. Результаты измерений установившегося отклонения напряжения в пункте контроля должны быть представлены в виде:

наибольшего и наименьшего значений (с учетом знака) установившегося отклонения напряжения отдельно в режимах наибольших и наименьших нагрузок ЦП за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего и нижнего значений (с учетом знака) установившегося отклонения напряжения отдельно в режимах наибольших и наименьших нагрузок ЦП.

Примечание. Верхнее и нижнее значения установившегося отклонения напряжения являются границами отрезка, которому принадлежат 95% значений, измеренных за интервал времени суток, соответствующий режимам наибольших (наименьших) нагрузок ЦП.

4.3.3. По согласованию между энергоснабжающей организацией и потребителем допускается результаты измерений установившегося отклонения напряжения представлять в виде:

наибольшего и наименьшего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего и нижнего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений.

4.3.4. Результаты измерений коэффициентов искажения кривой синусоидальности и n-й гармонической составляющей напряжения, а также коэффициентов несимметрии напряжений по обратной и нулевой последовательностям должны быть представлены в виде:

наибольшего значения контролируемого ПКЭ за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего значения контролируемого ПКЭ за каждые 24 часа общей длительности измерений.

Примечание. Верхнее значение контролируемого ПКЭ является границей, ниже которой находятся 95% измеренных за 24 часа значений.

4.3.5. Форма представления результатов контроля КЭ, указанная в пп.4.3.1-4.3.4, является обязательной при всех видах испытаний КЭ в сферах, подлежащих обязательному государственному контролю и надзору (сертификационные, арбитражные испытания, инспекционный контроль КЭ, государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, измерения, используемые для установления скидок и надбавок при расчетах за электрическую энергию и т.п.).

4.3.6. При проведении периодического или технологического контроля допускается использовать условия соответствия КЭ установленным требованиям, основанные на измерении относительного времени выхода контролируемого показателя за нормально и предельно допускаемые значения.

В этих случаях качество электрической энергии в пункте контроля считают соответствующим установленным требованиям, если одновременно выполняются идентичные приведенным в пп.4.2.1 и 4.2.2 условия:

а) относительное время выхода значений ПКЭ, измеренных в течение 24 часов, за нормально допускаемые значения (значение) не превышает 5%;

б) относительное время выхода значений ПКЭ, измеренных в течение 24 часов, за предельно допускаемые значения (значение) равно 0%.

4.3.7. Качество электрической энергии по длительности провала напряжения считают соответствующим требованиям НД, если наибольшая из всех измеренных за продолжительный период наблюдения (например, в течение года) длительностей провалов напряжения не превышает предельно допускаемого значения.

Выполнение установленных требований к указанному ПКЭ при отсутствии измерений допускается проверять расчетом суммарной длительности выдержек времени срабатывания коммутационных аппаратов и уставок релейной защиты и автоматики.

5. ВЫБОР ПУНКТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

5.1. Пункты контроля при периодическом контроле КЭ в электрических сетях энергоснабжающей организации

Источник

Какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2014 г. N 1948-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33073-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2019 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче ЭЭ.

Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества ЭЭ (КЭ), применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний ЭЭ, рассмотрении претензий к КЭ, инспекционного контроля за сертифицированной ЭЭ, а также при осуществлении государственного надзора.

Настоящий стандарт устанавливает также основные положения по организации и проведению мониторинга КЭ в электрических сетях сетевых организаций и потребителей ЭЭ в целях обследования (наблюдений) для оценки и управления КЭ.

Положения настоящего стандарта, относящиеся к мониторингу КЭ, применяют при проведении периодических испытаний ЭЭ по планам сетевых организаций и потребителей ЭЭ, в том числе испытаний при определении технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети, подготовке электрических сетей к сертификации ЭЭ, допуске к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей, ухудшающих КЭ, разработке мероприятий по улучшению КЭ и др.

Основные положения по организации и проведению контроля и мониторинга КЭ установлены в отношении следующих показателей качества электрической энергии:

— положительное и отрицательное отклонения напряжения;

— суммарный коэффициент гармонических составляющих напряжения;

— коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения;

— коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности;

— коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности;

— кратковременная и длительная дозы фликера.

Положения настоящего стандарта применяют также при организации и проведении мониторинга интергармоник напряжения и случайных событий в электрических сетях (прерываний, провалов напряжения и перенапряжений).

В настоящем стандарте установлен порядок выбора пунктов контроля и мониторинга КЭ, детализированы требования к применяемым средствам измерений (СИ) и продолжительности и периодичности измерений при контроле и мониторинге КЭ, а также к порядку обработки и оформления результатов измерений.

В настоящем стандарте приведены рекомендации по учету влияния трансформаторов напряжения при проведении измерений, а также по проведению измерений в условиях, отличающихся от нормальных.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.2-75 Система стандартов безопасности труда. Трансформаторы силовые и реакторы электрические. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.3-75 Система стандартов безопасности труда. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.4-75 Система стандартов безопасности труда. Шкафы комплектных распределительных устройств и комплектных трансформаторных подстанций, камеры сборные одностороннего обслуживания, ячейки герметизированных элегазовых распределительных устройств

Действует только в Российской Федерации.

ГОСТ 12.3.019-80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 1983-2015 Трансформаторы напряжения. Общие технические условия

ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Стандартные напряжения

ГОСТ 30804.4.7-2013 (IEC 61000-4-7:2009) Совместимость технических средств электромагнитная. Общее руководство по средствам измерений и измерениям гармоник и интергармоник для систем электроснабжения и подключаемых к ним технических средств

ГОСТ 30804.4.30-2013 (IEC 61000-4-30:2008) Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии

ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32144, ГОСТ 30804.4.30, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 установленные требования: Требования, установленные в технических регламентах, стандартах, договорах энергоснабжения, заключаемых субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии, а также в иных документах.

3.2 технические условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети: Документ, устанавливающий объем технических мероприятий, выполнение которых обеспечит техническую возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрической сети сетевой организации.

качество электрической энергии: Степень соответствия характеристик электрической энергии в данной точке электрической системы совокупности нормированных показателей качества электрической энергии.

3.4 показатель качества электрической энергии; ПКЭ: величина, характеризующая КЭ по одному или нескольким параметрам.

3.5 контроль КЭ: Процедуры проверки соответствия значений ПКЭ установленным требованиям.

3.6 мониторинг КЭ: Процедуры одиночных, периодических и непрерывных обследований КЭ и наблюдений за ПКЭ в установленных интервалах времени, проводимых в целях оценки существующего уровня КЭ, анализа, прогноза и принятия, при необходимости, соответствующих мер по результатам мониторинга.

3.7 пункт контроля/мониторинга КЭ: Пункт электрической сети, в котором выполняют измерения ПКЭ при контроле/мониторинге КЭ.

3.8 центр питания: Распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения (6000 В и более) трансформаторной подстанции сетевой организации, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей ЭЭ/пользователей сети.

Как правило, трансформаторные подстанции 35-110/6-10 кВ.

1 ЦП и присоединенная к нему сеть могут принадлежать разным сетевым организациям.

2 Две секции сборных шин одного распределительного устройства, получающие питание от разных силовых трансформаторов, рассматриваются как разные ЦП.

3.9 согласованное напряжение электропитания: Напряжение, отличающееся от стандартного номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 29322, согласованное для конкретного пользователя электрической сети при технологическом присоединении в качестве напряжения электропитания.

3.10 точка общего присоединения: Электрически ближайшая к конкретной нагрузке пользователя сети точка, к которой присоединены нагрузки других пользователей сети.

3.11 искажающий потребитель ЭЭ: Потребитель, имеющий энергопринимающие устройства с нелинейными электрическими характеристиками или с несимметричным или колебательным режимом работы, подключение которых к сети приводит или может привести к несинусоидальности, колебаниям напряжения или несимметрии трехфазной системы напряжений в электрической сети.

3.12 низкое напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратичное значение которого не превышает 1 кВ.

3.13 среднее напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратичное значение которого превышает 1 кВ, но не превышает 35 кВ.

3.14 высокое напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратичное значение которого превышает 35 кВ.

3.15 сертификационные испытания ЭЭ: испытания ЭЭ, проводимые аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями (центрами) в целях сертификации электрической энергии.

3.16 испытания при инспекционном контроле за сертифицированной ЭЭ: испытания ЭЭ, проводимые аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями (центрами) с целью подтверждения, что ЭЭ соответствует требованиям, которые были установлены при сертификации.

Источник

Контроль качества электрической энергии

Инструментальное обследование: 7 дней

Технический отчет по результатам инструментального обследования

Акт о соответствии качества электрической энергии нормативным требованиям

Нередко показатели качества электрической энергии, поставляемой специализированными предприятиями, не соответствуют принятым нормам. Поставщик (сетевая организация) не во всех случаях способна обеспечить требуемое качество электроэнергии. Это приводит к простоям оборудования, работающего на электроэнергии, к его некорректной работе и т.д. Напряжение должно быть стабильным и для этого необходимо периодически проводить контроль качество электрической энергии, как в быту, так и на производственных предприятиях. Разумеется, в жилом доме, причиняемый ущерб не столь существенен, но вот в условиях производственного процесса это может привести к большим финансовым потерям и даже к репутационным рискам.

Что представляет собой контроль качества электрической энергии?

В последнее время внедряются обновленные стандарты, предъявляемые к методике измерений параметров качества электрической энергии. Несмотря, на то, что нормативная база довольно велика, и существует множество ГОСТов, эта база постоянно обновляется с внесением соответствующих дополнений и корректировок.

Установленные стандарты предоставляют возможность выявления случаев несоответствия качества, поставляемой электрической энергии, в месте энергообследования положенным нормам. Определение показателей КЭ дело не простое:

Оборудование для проведения обследования

какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить. картинка какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить. какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить фото. какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить видео. какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую периодичность контроля замеров показателей качества электроэнергии должен обеспечить.

Как часто нужно проводить ККЭ?

Согласно ГОСТам период проведения замеров составляет один раз в два года. Если же наблюдаются отклонения от нормы, то такой контроль проводится два раза в год. В случае существенного изменения нагрузок на сеть, обусловленным сменой сезона контроль качества электрической энергии желательно осуществлять, каждые три месяца. Также соответствующие замеры потребуются, если изменяются величины нагрузок, их характер, свойства сетей или изменение их схемы.

Профессиональное энергетическое обследование достаточно весомая процедура для успешной работы производственного предприятия. Наша компания проводит замеры в оговоренное с заказчиком время. Это может быть раз в месяц, в квартал, раз в полгода. Все зависит от требований клиента. Получив данные, и проанализировав эту информацию, наши сотрудники делают отчет о качестве электрической энергии. Главной целью контроля качества электрической энергии является выявление «виновника» ее ухудшения. И, разумеется нахождение способов решения данной проблемы.

Чтобы провести профессиональный контроль, нужны специальные приборы. Сейчас производственные предприятия нашей страны не имеют подобного оборудования. Данный факт является серьезным препятствием в решении проблем улучшения качества электрической энергии, используемой на этих предприятиях.

Обращайтесь к профессионалам!

Если вы нужно провести замеры качества электроэнергии, свяжитесь с нами. Мы располагаем необходимым оборудованием и имеем в своем штате высококвалифицированных сотрудников, обладающих немалым стажем успешной работы в данном направлении. Вы получите исчерпывающую и точную информацию о качестве электроэнергии на вашем объекте. Обращаясь к нам, вы делаете правильный и разумный выбор!

Источник

Касательно наличия у cетевой организации получения сертификата качества (соответствия) электрической энергии (риски, последствия, рекомендации)

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии (пункт 7 Основных положений).

При исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 15 Правил недискриминационного доступа).

Перечень ГОСТ, устанавливающих требования к показателям качества электрической энергии:

Исходя из условий оказания услуг по передаче электрической энергии на Сетевую организацию возложены соответствующие обязанности:

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).

В целях анализа возможных рисков, связанных с наличием обязанности по оформлению сертификата качества электрической энергии необходимо ответить на следующие вопросы:

НАЛИЧИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

— Действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность Сетевой организации на получение Сертификата соответствия.

Вместе с тем, имеются риски привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности (как в случае выявления несоответствия электрической энергии установленным параметрам качества, так и выявления отсутствия соответствующего Сертификата качества электрической энергии).

Указанный подход может быть применен по аналогии в соответствии с толкованием пунктов 8.1 и 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования утрачивают силу
с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии.

Правовое обоснование.

В соответствии с требованиями статьи 7 Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 утвержден единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций
о соответствии.

Согласно разделу 0110 указанного Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (статья 23 Закона о техническом регулировании).

Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (пункт 120 Основных положений).

Заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технического регламента (пункт 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании).

NB! Под заявителем понимается изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия (пункт 1.13 Правил по проведению сертификации).

Заявка на проведение сертификации электроэнергии подается организацией, являющейся владельцем электросетевого оборудования и имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качества электрической энергии в распределительных сетях.

NB! Ввиду особенностей электрической энергии как продукции (производится и потребляется одномоментно, не является предметом, имеющим стабильные физические характеристики; параметры напряжения зависят от характеристик сети), влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей.

Под безопасностью продукции понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Введение обязательной сертификации электрической энергии направлено на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, предотвращения вреда имуществу потребителя (ст. ст. 6, 7 Закона о техническом регулировании).

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (ст. ст. 4 и 7 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

NB! Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Таким образом, исходя из системного толкования норм ст. ст. 2, 3 и 38 Закона об электроэнергетики, пункты 8.1, 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования, подпункта «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа следует, что лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики (в том числе сетевые организации), обязаны соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии и иметь сертификат такого качества.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования (пост. Госстандарта №36), Правила проведения сертификации в РФ (пост. Госстандарта №26) утрачивают силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии (например, единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982).

Так, согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по делу №А40-24706/2017 (в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (в связи с отсутствием сертификата электрической энергии) отказано):

Качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электроэнергии, следовательно, проведение сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям истца, в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством является обязательным.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Порядок выдачи сертификатов урегулирован Положением о Департаменте государственного энергетического надзора, утв. Минэнерго РФ от 25.12.2000 (пункты 5.3.3, 5.3.4 Положения).

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества.

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Поставка электрической энергии в отсутствие Сертификата соответствия электрической энергии может послужить основанием для привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности.

Правовое обоснование (в части административной ответственности).

В случае нарушения требований национальных стандартов и технических регламентов принимаются меры, предусмотренные ст. ст. 14.43 – 14.46 КоАП РФ и ст. ст. 37 – 40 Закона о техническом регулировании (пункт 118 Административного регламента по осуществлению государственного контроля).

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Субъект ответственности – профессиональный субъект розничного рынка электрической энергии, осуществляющий поставку электрической энергии на основании заключенного Договора.

Так, согласно позиции, отраженной в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу №А60-40919/2019:

Общество, являясь профессиональным участником деятельности в сфере электроэнергетики в качестве сетевой организации, обязано соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии, и проводить в предусмотренных законодательством случаях ее сертификацию в отношении всех своих объектов электроэнергетики.

Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 16.01.2018 №305-АД17-20505 по делу №А40-24706/2017, согласно которому было отказано в передаче кассационной жалобы Сетевой организации в Судебную коллегию Верховного Суда РФ.

Результат: предписание оставлено в силе.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества (подробнее – см. раздел 3.2 настоящего Заключения).

Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, – лица, участвующие в электроснабжении потребителей (в том числе сетевые организации, оказывающие услуги по передаче энергоресурса).

Так, согласно позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2020
по делу №А21-12953/2018 отмечено следующее:

… тот факт, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Как отмечено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с актом разграничения между Сетевой организацией и СНТ балансовой принадлежности электросетей ТП265-25 (прим. – в отношении которой Ответчику вменялось неисполнение требований по получению Сертификата соответствия) расположен в зоне эксплуатационной ответственности Сетевой организации».

Рекомендации для субъектов розничного рынка для минимизации рисков в части административной ответственности.

Правовое обоснование (в части гражданско-правовой ответственности).

Гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 Основных положений).

Согласно пункту 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, а, что установлено пунктом 2 статьи 1083 ГК РФ, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается даже при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со статьей 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними
в договорных отношениях или нет.

Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (статья 1098 ГК РФ).

В соответствии с позицией, отраженной в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.06.2017 по делу №33-10423/2017:

… ни ответчик, ни третье лицо не представили ни сертификатов качества электрической энергии, о которых было заявлено в подтверждение надлежащего качества электрической энергии, ни доказательств проведения замеров
по обращению жителей
.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части гражданско-правовой ответственности.

Обратить внимание на границы балансовой принадлежности, о которой указывалось в суде первой инстанции и указывается в апелляционных жалобах, имеет существенное значение для вменения ответственности между поставщиками энергии и потребителями.

СПОСОБЫ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

— Экономически обоснованные расходы Сетевой организации могут быть включены при представлении полного анализа экономической обоснованности расходов
по данной статье.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, например, приказ ФАС России
от 13.08.2019 №1087/19 «Об отмене приказа службы по тарифам Иркутской области
по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год».

Правовое обоснование.

В соответствии с положением статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.

К полномочиям Правительства РФ относится утверждение основ ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (статья 24 Закона
об электроэнергетике
).

Указанные основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) определяют:

Расходы Общества на Сертификацию электрической энергии могут быть включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, связанные с исключением указанных расходов из НВВ.

Так, ФАС России отменила приказ об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии и исключила расходы на «Сертификацию электрической энергии» (приказ ФАС России от 13.08.2019 №1087/19):

Расходы по «Сертификации электрической энергии» учтены Службой в размере 967 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объеме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.

… законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, постановления Верховного суда РФ от 13.05.2016 №305-АД15-19783 и от 13.05.2016 №305-АД17-20505 не содержат положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии.

В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия) сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.

Затраты по статье «Сертификация электрической энергии», принятые Службой на 2019 год, подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части включения расходов в тариф.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *