какую особенность социального познания назвал автор используя обществоведческие знания

Какую особенность социального познания назвал автор используя обществоведческие знания

Авторы включают в предмет социального познания различные социальные объекты. Используя текст, назовите любые три социальных объекта, которые составляют предмет социального познания. Приведите примеры социальных наук, которые исследуют каждый из названных вами объектов. (Сначала назовите социальный объект, затем укажите науку, которая его исследует.)

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Социальное познание – это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы, общество в целом или его отдельные стороны – экономику, образование, политику, духовную сферу. Социальное познание направлено также на социальные отношения, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному. Предметом социального познания является и мир человека как автора и исполнителя своей собственной драмы, которую он же и познает.

Социальное познание – всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого существования. Оно неразрывно и постоянно связано с ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого), которые указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения. Всё указанное входит в процесс социального исследования и неизбежно сказывается на содержании получаемых в этом процессе знаний. При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному – в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального вплоть до их полного разрыва. Важное значение в социальном познании имеет понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.

Весьма сложным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания: связь с социальной реальностью обычно происходит через источники – исторические тексты, хроники, документы. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то социальные – на тексты, которые выражены в определённой знаковой форме.

Источник

Какую особенность социального познания назвал автор используя обществоведческие знания

В тексте говорится, что при исследовании социальных явлений нельзя допускать полного разрыва между природным и социальным. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, в чём проявляется взаимосвязь между природой и обществом. (Приведите четыре объяснения.)

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Социальное познание – это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы, общество в целом или его отдельные стороны – экономику, образование, политику, духовную сферу. Социальное познание направлено также на социальные отношения, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному. Предметом социального познания является и мир человека как автора и исполнителя своей собственной драмы, которую он же и познает.

Социальное познание – всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого существования. Оно неразрывно и постоянно связано с ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого), которые указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения. Всё указанное входит в процесс социального исследования и неизбежно сказывается на содержании получаемых в этом процессе знаний. При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному – в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального вплоть до их полного разрыва. Важное значение в социальном познании имеет понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.

Весьма сложным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания: связь с социальной реальностью обычно происходит через источники – исторические тексты, хроники, документы. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то социальные – на тексты, которые выражены в определённой знаковой форме.

(По Л.Я. Курочкиной и М.И. Тарасовой)

Как раскрывают авторы смысл понимания в социальном познании? В чём, по мнению авторов, проявляется ценностно-смысловое воспроизведение человеческого существования в социальном познании? В чём выражается сведение социальных явлений к природному началу?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: приобщение к смыслам человеческой деятельности и смыслообразование;

2) ответ на второй вопрос, например: «Оно неразрывно и постоянно связано с ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого), которые указывают на человечески значимую и культурную роль определённых явлений действительности»;

3) ответ на третий вопрос, например: в объяснении общественных процессов только законами естествознания.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Источник

Какую особенность социального познания назвал автор используя обществоведческие знания

Какую особенность социального познания назвал автор? Используя обществоведческие знания, приведите два обоснования мнения о возможности достижения истины в социальном познании.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь.

В конечном счёте высший производитель знания и мудрости — всё человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают, например, отдельные народы. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество учёных. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определённом смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне её отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей субъекту: «Ответь мне — что я такое? Познай меня!». Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина — его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создаёт необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) особенность: человек одновременно является субъектом и объектом социального познания;

(Особенность может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.)

— в социальном познании существуют специальные методы сбора информации, обоснования теоретических положений;

— истинность результатов социального познания может быть подтверждена социальной практикой.

Источник

Какую особенность социального познания назвал автор используя обществоведческие знания

Какую особенность социального познания назвал автор? Используя обществоведческие знания, приведите два обоснования мнения о возможности достижения истины в социальном познании.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь.

В конечном счёте высший производитель знания и мудрости — всё человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают, например, отдельные народы. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество учёных. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определённом смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне её отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей субъекту: «Ответь мне — что я такое? Познай меня!». Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина — его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создаёт необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) особенность: человек одновременно является субъектом и объектом социального познания;

(Особенность может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.)

— в социальном познании существуют специальные методы сбора информации, обоснования теоретических положений;

— истинность результатов социального познания может быть подтверждена социальной практикой.

Источник

Какую особенность социального познания назвал автор используя обществоведческие знания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальное познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике социального познания;

− одно предложение, раскрывающее одно отличие социального от естественно-научного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальное познание – научное познание, нацеленное на изучение закономерностей развития общества целом, сообществ и объединений людей, деятельности человека».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о социальном познании, опирающейся на знания курса, например:

– «Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом».

– «В социальном познании метод эксперимента менее распространен в отличие от познания естественнонаучного».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальном познании.

Указания по оцениванию:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
25.1Раскрытие смысла понятия2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,

в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.

Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
25.2Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла0
Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *