какую основную функцию выполняет адаптивное физическое воспитание

2. Функции адаптивного физического воспитания

2.1. Педагогические функции

Основным каналом приобщения к ценностям физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (инвалидов от рождения или получивших инвалидность в детстве) является адаптивное физическое воспитание, охватывающее продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст).

На сегодня в России имеются около 2 тысяч специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 типов: для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др. В них обучаются более 400 тысяч учащихся, из них 80% – умственно отсталые дети (Шипицына Л.М., 1995). Физическое воспитание в них осуществляется по государственным учебным программам, реже – по новационным авторским программам.

какую основную функцию выполняет адаптивное физическое воспитание. картинка какую основную функцию выполняет адаптивное физическое воспитание. какую основную функцию выполняет адаптивное физическое воспитание фото. какую основную функцию выполняет адаптивное физическое воспитание видео. какую основную функцию выполняет адаптивное физическое воспитание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую основную функцию выполняет адаптивное физическое воспитание.

Рис. 2. Педагогические и социальные функции адаптивного физического воспитания

От других видов воспитания физическое отличается тем, что в основе его лежит упорядоченное обучение двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфической особенностью адаптивного физического воспитания является то, что объектом педагогических воздействий является человек с сугубо индивидуальными свойствами, обусловленными патологическими нарушениями в развитии (сенсорными, двигательными, интеллектуальными, сочетанными формами), что всегда негативно отражается на двигательной функции, физическом развитии, физической подготовленности, способности к обучению движениям, разрешающей способности психомоторных проявлений и т. п., что, несомненно, требует индивидуальной коррекции педагогических воздействий.

Таким образом, совокупность взаимосвязанных сторон адаптивного физического воспитания (обучения, развития и коррекции) является его сущностной основой, что и определяет специфические образовательные педагогические функции адаптивного физического воспитания: учебно-познавательную, развивающую, коррекционную, профессионально-подготовительную и воспитательную (рис.2).

2.1.1. Учебно-познавательная функция

Разнообразные двигательные действия человек осваивает в течение всей жизни. В физическом воспитании этот процесс достигается рациональным построением обучения соответственно закономерностям формирования знаний, двигательных умений и навыков.

Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия можно схематично представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнять, а затем от умения к навыку (Матвеев Л.П., 1991).

Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ними знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности (в быту, учебе, труде и т. п.).

Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса. Высказанное П.Ф. Лесгафтом положение о дидактическом значении слова и мысли, опережающих движение, о единстве ума, души и тела имеет концептуальное значение для физического образования детей, особенно тех, кто имеет нарушения в развитии.

В качестве наиболее существенных, обеспечивающих полноценность образовательной функции адаптивного физического воспитания, выступают следующие теоретические сведения: знания об элементарных движениях, частях тела, суставах, с которыми они связаны (названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания, прыжки и др.), их технике и влиянии на организм, знания о телосложении, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, знания о значении движения в жизни человека и самостоятельных занятиях физическими упражнениями на улице и дома для сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки (Ян В.И, Катков В.Г, Ян Я.В, 1989; Шитикова Г.Ф, 1997).

Интеллектуализация физического образования ярче всего проявляется в межпредметных связях, когда двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, состоящих из ролевых подвижных игр, выполняемых под стихи, скороговорки, загадки, облегчают освоение элементарных математических представлений о количестве, величине, объеме, пространстве и времени, активизируют речевую деятельность, правильное звукопроговаривание, обогащают словарный запас, развивают внимание, моторику мелких движений пальцев (Баранова Н.А., 1993).

Установлено, что трудности общеобразовательного обучения, возникающие у детей с задержкой психического развития, патологий зрения и слуха легче преодолеваются в процессе занятий физическими упражнениями, особенно в игровой форме (Выгодская И.Г. с соавт., 1984; Кулешова Г.В., 1992; Страковская В.А., 1994; Полиевский С.А., Ильин В.А., Осадченко И.В., 1997).

Источник

ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

По определению Л.П. Матвеева (1984), «функции физической культуры — это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Функции, реализуясь в процессе физкультурной деятельности, раскрывают содержание физической культуры и отображают ее структуру.

В АФК выделяются группы функций: педагогические, реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями, и социальные — как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями социального развития, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.).

АФК является ведущей для всех ее видов. Основанием для коррекции служат отклонения в состоянии здоровья. Как правило, коррекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носит индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей.

Для инвалидов в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии профилактическая функция заключается в целесообразности двигательной активности, а также гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь.

Образовательная функция представляет собой формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для каждого человека уровне. Эта функция пронизывает все виды АФК, но особенно ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и адаптивном спорте.

Важной стороной учебно-познавательной деятельности детей является интеллектуализация этого процесса. Наиболее существенными выступают теоретические сведения: знания об элементарных движениях, их технике и влиянии на организм; о телосложении, частях тела; требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Образовательная функция адаптивного спорта реализуется в тренировочной и соревновательной деятельности, познании собственных возможностей и в творческом освоении широкого диапазона специальных знаний.

Физическое развитие человека как естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Общая закономерность развития моторики проявляется в ее неуклонном и положительном изменении в детские и юношеские годы и таком же неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте. Период жизни до 20 лет является активным этапом формирования жизненно важных двигательных функций.

У детей с нарушениями развития несформированность и отставание двигательной сферы, несовершенство движений находятся в зависимости от тяжести основного дефекта. Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК заключается в целенаправленном воздействии на развитие физических качеств. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, адаптации всех систем и функций организма к предлагаемым нагрузкам и проявления при этом волевых усилий.

Развивающая функция реализуется во всех видах АФК. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, формируя предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности.

На воспитание человека с ограниченными возможностями, как и на здорового, оказывают влияние среда, семья, педагоги, врачи, психологи, друзья, сверстники, природа, искусство, образование и т.д.

К воспитательным функциям АФК правомерно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями.

Самовоспитание не автономный процесс. Направляющая роль принадлежит педагогу. Формы и степень педагогического руководства меняются в зависимости от меры созревания личности. Усиливая функции самовоспитания, педагог вовлекает в процесс занимающихся инвалидов, предоставляя им широкие возможности для проявления самостоятельности и инициативы, а затем полностью передает им свои функции.

Ценностно-ориентационная функция в АФК связана с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. В этом единстве реализуются культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.

Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальных спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий.

Физкультурная деятельность направлена на реализацию этих потребностей и ценностных ориентаций. Как в любой образовательной и культурной деятельности, в адаптивной физической культуре личность человека, его здоровье и телесно-духовное развитие являются высшими ценностями.

Лечебно-восстановительная функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель — восстановление человека как личности и ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.

В адаптивном спорте лечебно-восстановительные процедуры проводятся в случае микротравм во время или после тренировочных и соревновательных нагрузок высокой интенсивности и продолжительности.

Актуальность профессионально-подготовительной функции в том, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости.

Формирование профессиональной ориентации детей с дефектами развития начинается с раннего возраста при участии большого количества специалистов. Часть ее является самостоятельным разделом адаптивного физического воспитания. То же касается людей, приобретших инвалидность и вынужденных менять специальность. Всю работу от составления программы до ее практической реализации осуществляет специалист физической культуры. Его помощь состоит в максимальном улучшении общего физического состояния, в овладении необходимыми формами движений, подготовке к условиям труда, в развитии физических и психических качеств, необходимых в конкретной профессиональной деятельности.

Творческая функция состоит в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в видах физкультурной деятельности.

В адаптивном спорте творчество проявляется в освоении индивидуальной спортивной техники и тактики, приспособленных к дефекту, в подготовке технических средств, поиске оптимальных величин нагрузки, эффективных способов лечебно-восстановительной и профилактической работы и др. с помощью специально подобранных физических упражнений Наибольшее развитие творческая функция получает в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.

Для инвалидов разных нозологических групп выбираются такие формы креативных телесно-ориентированных практик физкультурно-оздоровительной работы, в которых они могут развить и демонстрировать свои максимальные способности и фантазию, характер и личностные качества.

Рекреативно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичными формами физической рекреации являются занятия в быту и семье, учебной и трудовой деятельности, в сфере досуга и отдыха.

В семье, имеющей инвалида, закладывается начальный процесс гуманизации, укрепления семейных отношений. Поэтому так важны семейные и бытовые формы рекреации. К ним относятся утренняя гигиеническая гимнастика в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», индивидуальные программы саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции.

В учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит организованный характер: вводная гимнастика, утренняя зарядка, профилактическая гимнастика, физкультминутки, игры на переменах; в перерывах после работы — подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, аэробика, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах.

В условиях досуга двигательная рекреация представляет широкий арсенал физических упражнений и форм занятий. К основным средствам относятся: подвижные и спортивные игры, плавание, купание, катание на санках, лыжах, коньках, лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и турпоходы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театральными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады, фестивали, дни здоровья, слеты, встречи со знаменитыми спортсменами и т. п.

В адаптивном спорте рекреативные занятия проводятся с целью восстановления сил, разгрузки и переключения спортсмена на другие виды деятельности, интересный досуг и общение.

Люди с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Задача специалиста АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений.

Спортивная и соревновательная функция выражается в трех основных разновидностях адаптивного спорта: паралимпийское, специальное олимпийское и сурдоолимпийское движения.

Многолетний опыт отечественной и зарубежной практики в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что тренировочный процесс и участие в соревнованиях являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации инвалидов.

В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт.

В первом направлении технология тренировочного процесса, построение, структура и содержание строятся на основе закономерностей срочной и долговременной адаптации организма к физической нагрузке, принципов и закономерностей спортивной тренировки, разработанных в теории спорта.

Для участия в соревнованиях (паралимпийское движение) спортсмены-инвалиды проходят специальную медицинскую комиссию, которая соответственно спортивно-медицинским классификациям распределяет спортсменов на равные по их функциональным возможностям группы и классы.

В разных нозологических группах инвалидов соревновательная деятельность имеет свои особенности. Соревнования инвалидов с нарушением слуха, зрения, поражением опорно-двигательного аппарата имеют достаточно жесткие правила и требования и проводятся в условиях острой конкурентной борьбы. Соревнования спортсменов с отклонениями интеллектуального развития, хотя и регистрируют лучшие результаты и рекорды, преследуют другие цели. Философия и принципы международного движения Специальной Олимпиады направлены, в первую очередь, на решение гуманистических задач — с помощью физических упражнений, круглогодичных тренировок и соревнований обеспечить стимул личностного роста, проявить человеческий потенциал, укрепить характер, повысить уровень физической подготовленности, дать радость общения, сделать их счастливыми, благодаря заботе, вниманию и уважению всего сообщества людей.

В рамках второго направления адаптивный спорт выполняет оздоровительно-рекреативную функцию, выступая средством и методом эффективного здорового отдыха — восстановления и поддержания работоспособности, развития физических качеств и способностей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционального досуга. Чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая тренировка (2—3 раза в неделю), специализация в одном виде спорта, участие в соревнованиях. Такая форма спортивной деятельности общедоступна и не является доминирующей в жизни инвалида.

Источник

Основные направления адаптивного физического воспитания (АФВ) в специальных образовательных учреждениях

Основным каналом приобщения к ценностям физической культуры лиц с ограниченными возможностями является адаптивное физическое воспитание, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодёжный возраст).

Адаптивная физическая культура представляет учебную и научную дисциплину, изучающую теорию и методику применения специфических принципов, методов, приёмов и средств физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических и психических, функциональных, волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, достигать высоких результатов в спорте и в целом повысить уровень качества своей жизни.

В структуре адаптивной физической культуры все её составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая рекреация, двигательная реабилитация) находятся в неразрывной взаимосвязи. Их единство определяется прежде всего применением физического упражнения как основного средства и метода достижения цели. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где каждому структурному элементу присуща конкретная функция.

Л.В. Шапкова выделяет следующие функции адаптивного физического воспитания:

1. Социальные функции

2. Интегративная функция. Как одно из возможных направлений реабилитации и подготовки детей с отклонениями в развитии используется обучение их в массовых образовательных учреждениях.

3. Коммуникативная функция. В процессе адаптивного физического воспитания создаются условия для различных способов взаимодействия людей в процессе общения.

П. Педагогические функции

1. Учебно-познавательная функция. Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ним знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности.

Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса.

2) Развивающая функция. Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. Отсвоих здоровых сверстников они отстают на 1-3 года.

Практика показывает, что отклонение в развитии в первую очередь приводит к нарушению координации движений.

Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств, исходя из посылок, что во-первых, все они тренируемы, во-вторых, развитие координационных способностей базируется на широком диапазоне разнообразных двигательных умений. Общепризнанно, что чем выше фонд двигательных умений, тем выше предпосылки для построения новых движений и преобразования их к потребностям жизни. В то же время освоение новых движений сопряжено с необходимостью развития физических качеств. Таким образом, формируется круг зависимости обучения и развития, отражающий их диалектическое единство и взаимосвязь.

3. Воспитательная функция. К воспитательной функции адаптивного физического воспитания относятся лишь те её проявления, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями Методика проведения урока, стиль поведения и профессиональные знания и умения учителя, организация взаимодействия учащихся, создание психологического климата определяют степень адаптации ребёнка к двигательной деятельности и успешности воспитания.

4. Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в адаптивном физическом воспитании направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышения двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений у аномальных детей.

В работе с аномальными детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционная функция является несравнимой по своему значению и объёму, пронизывая все направления адаптивной физической культуры.

Анализ государственных образовательных стандартов коррекционных школ показывает, что роль двигательной коррекции в развитии и воспитании аномального ребёнка явно недооценивается, а подготовка педагога-дефектолога не предусматривает специализированного образования в сфере адаптивной физической культуры.

Вместе с тем коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами адаптивного физического воспитания на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку в соответствии с полом, возрастом, личностной ориентацией, мотивами, степенью и характером патологии, состоянием сохранных функций и пр. Есть все основания признать коррекционную функцию как специфическую функцию адаптивного физического воспитания, как авто дисциплину в комплексе дисциплин, призванных осуществлять коррекционную деятельность среди детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Предпосылками к этому являются:

1) общность методологических концепций, базирующихся на знаниях психического и биологического функционирования организма с патологическими нарушениями;

4) различия заключаются в путях достижения цели; если в дефектологии используются психологические средства и методы (психодиагностика, психокоррекция), то в адаптивном физическом воспитании – средства и методы активизации движений (обучение, развитие, коррекция), которые являются естественной потребностью и условием жизнедеятельности аномального ребёнка.

А. Козленко в своей работе отмечает: «физическое воспитание детей, имеющих отклонения в развитии, должно иметь коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физического развития не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей».

«Коррекционное влияние занятий физической культуры на умственное развитие детей состоит в том, что произвольные движения, каковыми являются физические упражнения, выполняются при активном участии умственной деятельности. Благодаря ей, обеспечивается целесообразное планирование движений, анализ и коррекция хода их выполнения, конечная оценка двигательного действия. На основе умственной деятельности накапливается двигательный опыт. В произвольных движениях проявляется взаимосвязь между внутренней (психической) и внешней (физической) деятельностью, т.е. возникшие в сознании намерения реализуются во внешних двигательных актах».

Специфика осуществления мероприятий по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях состоит в том, что такие основные задачи, как укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, формирование умений и навыков жизненно важных движений, развитие основных двигательных качеств, решаются в единстве с коррекционными задачами путем преодоления или ослабления в физическом развитии двигательной функции, умственной деятельности аномальных детей. В связи с этим вся работа по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях имеет коррекционную направленность и призвана способствовать общему физическому и психическому развитию аномальных детей.

Особое значение для коррекции личности аномального ребенка имеет правильная постановка физического воспитания на ранних этапах развития. На начальном этапе обучения закладывается фундамент для дальнейшего физического развития, выработки основных движений, формирования осанки, воспитания интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями. Дошкольный возраст благоприятен для коррекции недостатков развития.

В связи с этим в специальных дошкольных учреждениях планомерно организован процесс физического воспитания. Система физического воспитания включает в себя занятия и мероприятия в режиме дня: утреннюю гимнастику, физкультурные паузы на учебных занятиях, упражнения и игры в свободное время. Е.М. Мастюкова указывает; «Система физического воспитания ребёнка с отклонениями в развитии предполагает правильное питание, чётко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для коррекции развития движений. С этой целью используют различные виды массажа, лечебной гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения спортивного характера».

А.С. Смаличев выделяет четыре основных задачи, стоящие перед физическим воспитанием в специальных образовательных учреждениях:

В настоящее время в системе коррекционного физического воспитания применяются как общепедагогические средства (объяснение, рассказ, показ, моделирование и другие средства наглядности), так и средства физической культуры (физические упражнения, природные и гигиенические факторы).

Средства физического воспитания преимущественно направлены на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, нарушения развития координационных способностей, воспитание двигательных качеств.

Для увеличения мышечной массы рекомендуются упражнения с весом, для уменьшения рекомендуются нагрузки на выносливость в среднем темпе и выше среднего (ходьба, бег). Для коррекции нарушений осанки применяются упражнения ЛФК. Для развития двигательных способностей применяются упражнения гимнастики, ОРУ, элементы спортивных игр, различных видов спорта.

Одним из главных вопросов в физическом воспитании аномальных детей является рациональное дозирование нагрузок. Б.В. Сермеев при изучении фазового изменения работоспособности при индивидуально дозированных нагрузках рекомендует прибавлять 8-10 движений к моменту стабилизации выполняемого двигательного навыка. Такая дозировка предлагается автором для упражнений на гибкость, координацию, силу, быстроту. «При упражнениях на выносливость верхней границей допустимых нагрузок является выполнение индивидуальной физической нагрузки до первой стадии утомления».

Одним из спорных моментов в физическом воспитании специальных образовательных учреждений является вопрос о структуре урока.

Р.Д. Бабенкова считает, что урок по физической культуре для аномальных детей должен состоять из четырёх частей: вводной, задача которой настроить организм детей на предстоящую деятельность; подготовительной, в которой осуществляется подготовка организма к основной части; основной, где решаются главные задачи урока; заключительной, когда снижается нагрузка и подводятся итоги.

Ряд других авторов указывают на то, что обязательными элементами урока должны быть подготовительная, основная, заключительная части, и что структура урока должна зависеть от поставленных перед ним задач.

В качестве метода организации занимающихся применяются фронтальный, групповой и индивидуальный.

Дальнейшее совершенствование коррекционно-воспитательной работы во вспомогательных учебных заведениях во многом будут зависеть от того, как педагоги в процессе обучения сумеют применить индивидуальный и дифференцированный подход.

А.А. Дмитриев указывает: «При дифференцированном подходе к умственно отсталым школьникам в процессе физического воспитания особое значение приобретает направленность коррекции и дозирование нагрузок. На наш взгляд следует различать коррекционную работу направленную:

–на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития;

– на коррекцию нарушений тонкой моторики;

– на развитие двигательных качеств.

Дифференцированный подход на уроках физкультуры должен осуществляться гибко, поскольку программой предусмотрено выполнение большого количества материала».

О.А. Барабаш предлагает классифицировать учащихся спец. школ по таким признакам, как тяжесть диагноза, тяжесть сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний и дефектов в развитии, уровень физического развития и физической подготовленности.

В целом, в физическом воспитании эффективность коррекционной работы будет зависеть от учёта индивидуальных особенностей ребёнка, от исправления именно его недостатков в развитии. Вместе с тем научно-методических работ на эту тему мало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *