какую одежду носил пророк
Как одевался пророк Мухаммад
Камис Пророка
Одежда – одно из благ жизни, к наслаждению которыми призывает Коран. Заповедуя облачаться в приличное платье при посещении мечети (7: 31), а значит и других общественных собраний, Всевышний вопрошает:
Кто же смеет объявить запретными
Украшения, явленные Богом рабам Своим?! (7: 32)
Однажды Пророк повстречал мусульманина в поношенном платье. Осведомившись, имеет ли тот достаток, и получив утвердительный ответ, он воскликнул: «Раз Бог облагодетельствовал кого-то из Своих рабов, значит, Ему угодно видеть на нем и признаки сего благоденствия!»
Именно в этом смысле порой истолковывают Божье наставление из айата 93: 11 – Дар Господень возглашай!
Объясняя вышеупомянутый айат 7: 31, Пророк увещевал: «Ешьте, пейте, одевайтесь и будьте щедрыми, но без расточительства и чванства!»
К соблюдению скромности в одежде он призывал и в ряде других случаев. Вместе с тем на вопрос, является ли проявлением высокомерия ношение нарядной одежды или обуви, Пророк ответил: «Нет, Воистину Бог красив и любит прекрасное!»
Ни Коран, ни Сунна не предусматривают каких-то особых ограничений по виду или качеству одежды. Единственное, что вменялось в обязанность, – содержать их в подобающей чистоте.
Правда, мужчинам запрещено облачаться в шелка и парчу. «Носящему шелк в этой жизни не носить его в жизни Той», – предупреждал Посланник Божий.
Всякий раз, когда в его собственном гардеробе появлялась новая одежда, Пророк придумывал ей наименование и возносил: «Благохваление Тебе, о Боже, облачившему меня в эту одежду! Даруй мне, Боже, от блага оной и благоназначения ее; охрани меня от зла сей и злоназначения ее!»
Если Посланник или кто-то из его товарищей встречали человека в обновке, они восклицали: «Живи, носи ее до сносу, Бог всевышний да возместит ее тебе!»
Придерживаясь своей общей установки о благословенности правой стороны, Пророк облачался в одежду или обувь начиная справа, а разоблачался – слева. Следовать этому правилу он учил и товарищей.
Как и жители Мекки и Медины, Посланник Божий одевался преимущественно в платье из хлопка, а иногда – из шерсти или льна. Доставляли такое обычно из соседнего Йемена, реже – из Дамаска или Египта.
«Облачайтесь в белое, ибо это один из лучших цветов», – наставлял Пророк. Вместе с тем сообщают о его привязанности к хибаре – одеянию с красными полосами. Ниже мы увидим, что он также носил красные, зеленые и черные цвета.
Согласно некоторым хадисам, Посланник Божий остерегал от окрашивания одежды в шафранные оттенки. Другие же свидетельствуют, что сам он любил желтые тона.
Пророк, как принято у арабов, носил имаму – чалму. В день взятия Мекки на нем была черная имама.
Его любимой одеждой являлась камис-рубаха. Камис Пророка был из хлопка, недлинным, с короткими рукавами.
Посланник Божий носил изар – полотнище, прикрывающее тело на уровне бедер. Его изар обычно доходил до середины голени. Временами он облачался в хуллю, платье-костюм, «Однажды, – вспоминал ал-Бара ибн Азиб, – я встретил Посланника в красной хулле. Так вот, в такой хулле никогда прежде не видал я никого красивее».
По пятницам и в дни Двух праздников – разговения и жертвоприношения – Пророк наряжался в плащ красного цвета. Посольства же он принимал в зеленом платье.
В ту эпоху шаровары надевали редко, и о ношении таковых Посланником Божьим свидетельства расходятся. Общепризнан лишь тот факт, что еще до хиджры он по случаю купил в Мекке шаровары. Айша рассказывала, как ему сшили черный шерстяной плащ бурду. Надев его, он поначалу выказал удовлетворение, но, вспотев и ощутив неприятный запах плаща, снял обнову и более не носил». Повествуют также, как однажды, во время Табукского похода, Пророк, облачившись в ромейскую (сирийскую) шерстяную джуббу-мантию, собрался заняться омовением-вуду. Но рукава джуббы оказались узкими настолько, что невозможно было высвободить рук для мытья, поэтому он ее снял и накинул на плечи.
Еще у него была джубба, отороченная парчой. Порой уточняют: в такой джуббе он выступал в поход на врага.
Как-то утром Пророк вышел из дому в Мечеть облаченным в верхнее одеяние мирт, сотканное из черной козьей шерсти.
Некоторые предания, говоря об одежде Посланника Божьего, упоминают хамису – квадратную накидку черного цвета с узором по краям. Сообщают, в частности, как однажды, облачившись в нее, он сотворил молитву о дожде.
Повествуя о смерти Пророка, мы отметили катыфу – накидку с бахромой, которую он обычно носил, подстилал под себя и которую опустили вместе с ним в могилу.
Из его обуви упоминаются туфли и сандалии. Пару туфель ему преподнес Дихйа аль-Кальби. Сообщают также о совершенно черных туфлях, полученных им в подарок от эфиопского Негуса. Пророк имел обыкновение обтирать их вместо омовения ног перед ритуальной молитвой.
У него были сандалии с двумя ремешками. Свое пристрастие к сандалиям из гладкой кожи Ибн-Умар объяснял тем, что Посланник Божий носил именно такие.
Отличавшая его скромность проявлялась также в одежде. По воспоминаниям домашних Пророка, он предпочитал платье из грубой шерсти, сам латал одежду и чинил сандалии. Кто-то рассказывал о встрече с Пророком, облаченным в две видавшие виды накидки (миляа), а однажды Айша показала грубые, залатанные изар и верхнее платье (киса), сообщив: «В них-то и почил Посланник Божий!»
Какую одежду и цвета предпочитал Посланник Аллаха (мир ему)?
Самым любимым же цветов в одежде Пророка был белый
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи таким же человеком, как и остальные Его современники, вел активную жизнедеятельность, имея при этом свои привычки, любимые вещи, блюда и одежду. Сегодня мы хотели бы остановиться на одежде и цветах, предпочитаемых Любимым и Избранным Пророком Всевышнего Творца (да благословит его Аллах и приветствует).
По преданиям сахабы видели Благословенного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читающим хутбу с мимбара в черной чалме, конец которой был накинут на оба плеча (Муслим,1359). Также в черной чалме его видели в день завоевании священного для всех мусульман города Мекки. (Муслим,1357).
По некоторым преданием любимой одеждой Посланника Аллаха была рубаха, рукава которой спускались до запястий. Но на ряду с этим известно что Он (да благословит его Аллах и приветствует) также одевал джуббу (халат), кафтан и фарраджу (одежда похожая на кафтан, имеющая разрез сзади в районе шеи).
Известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) носил кольцо из серебра. Однако существуют разногласия, относительно того, на какой именно он руке носил его.
Также в его гардеробе была зеленая аба (шерстяной или из грубой ткани плащ с укороченными рукавами). Его рубахи были из хлопка, а по длине были короткими.
Самым любимым же цветов в одежде Пророка был белый. Ибо как Он (да благословит его Аллах и приветствует) сам сказал в одном из хадисов:
«Самая лучшая одежда – белая. Одевайтесь в белое и обворачивайте в белый саван покойников» (Абу Дауд 3878, Тирмизи, 994).
Лучший пример в повседневной жизни: Одежда Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)
Одежда Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), как и все, с ним связанное, всегда вызывала огромный интерес со стороны его сподвижников и многочисленных последователей. Поэтому они всегда расспрашивали о том, что он обычно носил, как одевался и какую одежду он рекомендовал мусульманам.
Чалма
В основном, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) на голову надевал головной убор под названием «калансува», вокруг оборачивал чалму, два конца которой перекидывал через плечи. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) постоянно носил чалму и при этом говорил, что и ангелы носят чалму. Во время чудесного вознесения на небеса, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) видел многих ангелов в чалмах. (Хайсами, V, 120)
Обычно Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил чалму белого цвета. При этом он и своим последователям советовал носить одежды из белой материи. (Тирмизи, Адаб, 46). Однако, судя по некоторым сообщениям, во время завоевания Мекки и речи, произнесенной после взятия города, его голова была обернута черной чалмой. (Муслим, Хадж, 451). Изредка бывало, что он окрашивал свою чалму в желтый цвет. (Ибн Сад, I, 452; Ибн Шайба, V, 160)
Одежда
Одежда нашего любимого Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обычно состояла из двух частей. Та часть, которая покрывала верхнюю часть туловища, называлась «рида», а часть, прикрывающая нижнюю часть тела, называлась «изар». (Ибн Сад, I, 452). В хадисах эту одежду Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) называли еще «савбаном» (двумя кусками ткани). (Абу Дауд, Либас, 19). Однако больше всего он любил носить одежду, называемую «камис», представлявшую из себя длинное платье. (Абу Дауд, Либас, 3). При необходимости сверху этого платья он надевал халат типа плаща или накидки. (Ибн Сад, I, 450, 451, 453, 461)
Кроме этого, как рассказывали его сподвижники, иногда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил «сирвал», наподобие наших современных брюк. (Хайсами, V, 121). Еще у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имелись специальные одежды для праздников. На праздничные молитвы и по пятницам, при встрече различных посланников из других государств, он надевал красный халат и специальную одежду, сотканную в далеком Хадрамуте. (Ибн Сад, I, 451, 458). Также Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), наряду с повседневной одеждой, имел одежду и для отдыха.
Что касается материала, из которого были сшиты одежды благородного Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), то они, в зависимости от назначения, были сотканы из хлопка или шерсти. Были еще одежды, связанные из волосков домашних животных. (Абу Дауд, Либас, 5). В его гардеробе в основном преобладали белые, черные, желтые и красные цвета. Материалы, из которых были сшиты его одежды, были самых разных узоров и оттенков. (Ибн Сад, I, 449-456). Но он предпочитал белый цвет. Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сам носил белые одежды и советовал своим сподвижникам. Как сказано в одном хадисе:
«Носите белые одежды! Так как белые одежды чище и хорошо смотрятся. Своих покойников тоже заворачивайте в белые саваны!» (Тирмизи, Адаб, 46)
Как следует из хадиса, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) желал, чтобы не только живые, но и мертвые мусульмане были одеты в белое. Кроме того, необходимостью для мусульманина Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) считал содержать одежду в чистоте.
Он не любил, когда одежды дурно пахли. Как-то он вспотел и, заметив, что его накидка стала испускать запах шерсти, сразу же снял ее. Айша (радыйаллаху анха), сообщившая нам об этом, говорила, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) очень любил красивые и нежные запахи. (Абу Дауд, Либас, 19)
Однако следует подчеркнуть, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) избегал носить такие одежды, которые сильно выделялись или же могли привести человека к похвальбе и заносчивости. Однажды он облачился в роскошный наряд, присланный императором Византии. Одежда была красивой и сразу бросалась в глаза. Но, когда один из сподвижников спросил у него: «Эта одежда тебе прислана с небес?», Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) снял это и больше никогда не надевал. В конце концов, он отправил ее в качестве подарка абиссинскому королю Наджашию Асхаме. (Ибн Сад, I, 456,457)
Сначала Пророк Мухаммад (саллаллаху алейх васаллам) сам носил шелковые одежды, но затем перестал носить их и запретил своим последователям. Согласно рассказу Али (радыйаллаху анху), как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), в правую руку взяв шелковую одежду, а в левую кусок золота, возвестил слушателям:
«Вот эти две вещи категорически запрещаются мужчинам-правоверным!» (Абу Дауд, Либас, 11)
С другой стороны, у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не было желания скинуть с себя старые одежды и облачиться в новые. Часто он носил как выгоревшие на солнце, так и поблекшие одежды. Порой его можно было увидеть в одежде с заплатками. Одна из женщин-сподвижниц по имени Кайле бинти Махраме (радыйаллаху анха), говорила:
«Когда я увидела Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), он был одет в две одежды, окрашенные в желтый цвет, которые, к тому же, начали линять». (Тирмизи, Адаб, 50)
Согласно воспоминаниям Айши (радыйаллаху анха), в момент кончины Пророк Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был одет в две одежды, одна из которых была вся в заплатках, а вторая была сшита из грубого материала. (Муслим, Либас, 35; Тирмизи, Либас, 10)
Обувь и чулки
По возможности, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), всегда носил такую обувь и надевал такие чулки, которые соответствовали климатическим условиям. ( Абу Дауд, Тахарат, 62; Тирмизи, Тахарат, 74 )
Он носил обувь, которая называлась «налайн», похожую на сандалии, и ичиги из мягкой кожи, называемые «хуффайн». Бурайда (радыйаллаху анху), рассказывал, что король Абиссинии Хабаш Наджаши прислал Пророку Мухаммаду (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в подарок пару простых, без всяких узоров, ичигов. Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) надел их в состоянии ритуальной чистоты, а затем, в процессе омовения, лишь только проводил влажными кончиками пальцев по носкам ичигов. (Абу Дауд, Тахарат, 60)
Ближайший соратник Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) по имени Дихяутль Калби (радыйаллаху анху) однажды подарил ему пару ичигов и халат. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил их до самой смерти. (Тирмизи, Либас, 60)
Обувь, которую Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) называл «хуфф», была изготовлена из толстой кожи, и носил он ее в качестве обыкновенной обуви в повседневной жизни. Масихи, которые носят наши современники, спустя некоторое время приобрели нынешнюю форму и были призваны заменить ичиги времен Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Их одевают, словно носки, но при этом их невозможно носить вместо обыкновенной обуви.
Что касается второго вида обуви Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), она называлась «налайн», и, согласно описаниям, подошвы этой обуви были изготовлены из дерева, а к ноге прикреплялись сыромятным ремнем. На носках был подшит кусочек кожи, закрывающий ногу спереди. Он был изготовлен из выделенной, дубленой кожи и назывался «икал».
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) дал следующее описание обуви Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Налайны Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имели две полоски из кожи, которые продевались через средние пальцы ноги. А также подъем ноги обвивали два ряда «кайса» (сыромятной кожи)». (Ибн Маджа, Либас, 27)
Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху), рассказывал:
«Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил обувь из гладкой кожи, и однажды я видел, как он совершал омовение, не снимая ее. Поэтому я тоже люблю носить такую обувь». ( Бухари, Либас, 37; Муслим, Хадж, 25)
Перстень Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)
После переезда из Мекки в Медину Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) собрал всех мусульман под единым знаменем и, образовав политический союз, на шестом году по Хиджре решил послать послов к правителям различных государств с призывом принять Ислам. На что некоторые сподвижники возразили: «О Посланник Аллаха! Иностранные правители, увидев письма без печати, не обратят на них особого внимания». Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) заказал себе печать. ( Бухари, Либас, 50 )
Печать имеет и другое название — «хатам». Это же слово имеет значение «перстень», так как эту печать Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил на руке вместо перстня. Этот перстень, который называли «хатаму Расулюллах», был изготовлен из серебра и имел красивую оправу. (Бухари, Либас, 48). На оправе была надпись: «Мухаммад Расулюллах!» Надпись была сделана по кругу снизу вверх и имела следующий вид: «Мухаммад, Расуль, Аллах». ( Бухари, Либас, 55 )
Некоторые сподвижники захотели было сделать себе такие же перстни, но Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запретил им это делать, сказав при этом следующее:
«Пусть никто из вас не заказывает перстень с такими же надписями, какие имеются на моем!» (Ибн Ханбаль, III, 290)
Причина этого запрета объяснялась очень просто: печать была государственным символом. После смерти Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) этот перстень по очереди переходил от одного халифа к другому, то есть сначала к Абу Бакру (радыйаллаху анху), потом к Умару (радыйаллаху анху), и затем к Усману (радыйаллаху анху), но на шестом году правления Усман (радыйаллаху анху) этот перстень уронил в колодец Эрис и, как не старались найти его, все попытки оказались тщетными. (Бухари, Либас, 50)
Средства для сохранения чистоты
Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) уделял огромное значение не только чистоте одежды, но и поддержанию чистоты вообще. Он был очень опрятным, и при необходимости сразу же вынимал расческу и расчесывал волосы, которые прикрывали кончики ушей и густую бороду. Свои прекрасные волосы Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) иногда окрашивал хной и смазывал оливковым маслом. ( Тирмизи, Шамаиль, 18-27 ). Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также следил за чистотой зубов и очень часто чистил зубы мисваком. Кроме того, перед сном он всегда сурьмил под глазами (Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сам пользовался и своим сподвижникам советовал постоянно пользоваться сурьмой под названием «исмид», так как эта сурьма имела много полезных качеств и обладала лечебными свойствами). Но особое место в личной жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) занимали благовония, они были из тех трех вещей, которые он любил из мирского. Анас (радыйаллаху анху), проведший рядом с ним девять лет, рассказывал:
«У Посланника Аллаха был небольшой сосуд с благовониями, запахом которых он часто наслаждался». (Абу Дауд, Тараджуль 2)
Наряду с применением всех способов содержания тела в чистоте, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не одобрял слишком длительное просиживание за подобными занятиями. При этом он подчеркивал, что как чистота, так и простота в одежде диктуется религиозными положениями и является одной из составляющих веры. (Абу Дауд, Тараджуль, 1)
У него было не очень много приспособлений для ухода за телом и волосами, это были следующие предметы: зеркало, расческа, ножницы, мисвак (типа зубной щетки), коробочка с сурьмой и сосуд с ароматами. (Ибн Сад, I, 484)
Во время путешествия Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обязательно возил эти вещи с собой. (Ибн Сад, I, 484)
Верховые животные
У Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) было несколько верховых животных. Среди них самой знаменитой является верблюдица по кличке Касва, которая удостоилась такого почетного занятия, как перевозка Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). У него был еще конь по кличке Сакб, на котором он участвовал в битве при горе Ухуд. Кроме этого, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имел еще нескольких верховых животных, подаренных ему сподвижниками. Среди них известны два животных: мул Дулдуль и осел Яфур. (Ибн Сад, I, 489-492)
Вооружение и оснащение
Как воин, наряду с повседневной одеждой Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), имел и воинское снаряжение, у него были кольчуга, меч, шлем и др. Ведь он был не только правителем мусульманского государства, но и командующим армии во время военных действии.
Кроме того, у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) из вооружения имелось множество мечей под названиями Зульфикар, Калаи, Баттар, Хатф. (Ибн Сад, I, 485). Из этих мечей самым знаменитым является Зульфикар, который был захвачен в качестве трофея в битве при Бадре. Поэтому среди мусульман стали поговоркой слова: «Если меч, то он должен быть как Зульфикар. Если джигит, то он должен быть подобен Али (радыйаллаху анху)». (Аджлуни, II, 506)
Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имел три копья и три лука. В хрониках отмечается, что луки назвались Равха, Байда и Сафра. Наряду с этими видами вооружения, у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был еще щит с изображением архара, но, так как ему не нравился рисунок, он позже приказал убрать это изображение. (Ибн Сад, I, 479)
Все, что касается одежды, домашней утвари и вооружения, мы описали в этой главе.
Подытоживая, можно сказать, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) одевался скромно и просто. Хотя он обладал для этого возможностями, он вовсе не походил на царей и правителей, предпочитая вести скромный образ жизни.
Авторы: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая
Из книги: «Лучший Пример», том 1, стр. 360-369
Какую одежду носил пророк
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Виды одежды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Какие одежды обычно носил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Прошу Вас привести доказательства и источник.
В Сунне и преданиях упоминают несколько видов одежды, которую носил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Суть всех преданий в том, что он носил доступную одежду, распространенную среди его народа. Он не отказывался носить то, что было, и не повелевал найти то, чего нет, как и не выделялся особой одеждой среди других. Также следует сказать, что он не ограничивался одним видом одежды, но носил одежду из различных тканей, кроме шелка. Выбирал он одежду, которая скрывала тело и была красивой. Выдающийся ученый Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, вкратце изложил все виды одежды, которые упоминаются в хадисах. Мы приведем здесь этот текст в сокращенном варианте и не станем удлинять текст упоминанием всех соответствующих хадисов. Все эти хадисы можно найти в книгах Сунны, а также в книгах об одежде и украшении.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
«У него была чалма (чалма – это ткань, которую оборачивали вокруг головы; она до сих пор является частью национальной одежды в некоторых арабских странах, например в Йемене, в Судане – прим. здесь и далее). Она называлась сахаб, впоследствии Пророк отдал её ‘Али. Иногда он носил только чалму, иногда надевал под неё круглую неглубокую шапочку без полей, а иногда носил только шапочку. Если он надевал чалму, то пускал свободный её конец назад, за плечи. Как передается в хадисе у Муслима от ‘Амру ибн Хурайса: „Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на минбаре. Он был в черной чалме, а её концы откинул назад за плечи“. В другом хадисе у Муслима от Джабира ибн ‘Абдуллаха говорится: „Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, въехал в Мекку, на нем была черная чалма“. В хадисе Джабира не говорится о концах чалмы, значит, он не всегда опускал концы чалмы за плечи. Также некоторые передавали, что он въехал в Мекку в готовности сражаться, а на его голове был шлем. Таким образом, он одевался соответственно ситуации.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, носил длинную рубаху (камис, или, как именуется она в некоторых арабских странах, – джильбаб или джалябийа). Он любил эту одежду более всего. Длина рукава рубахи достигала запястий.
Также он носил джуббу (длинная одежда с широкими рукавами, перед ее был открыт, и носилась она поверх другой одежды; в наше время похожую одежду носят в аль-Азхаре, см. „аль-Му‘джам аль-Уасыт“, (Т. 1. С. 104)).
Фаррудж – похож на кафтан (одежда с поясом, которую носят поверх другой; см. „аль-Му‘джам аль-Уасыт“, (Т. 2. С. 713)).
Фараджийа – (широкая одежда с длинными рукавами, подобную одежду носят ученые по шариатским наукам; см. „аль-Му‘джам аль-Уасыт“, (Т. 2. С. 679)).
В путешествии он носил джуббу с узкими рукавами.
Он носил изар и рида (одежда, которую сегодня люди надевают во время паломничества). Аль-Уакыди сказал: „Его рида и плащ были длиной в шесть локтей, а шириной – в три локтя и одну ладонь. Изар был сделан из оманской ткани, длиной он был в четыре локтя и ладонь, а шириной – в два локтя и ладонь“.
Он носил красную хуллу, то есть изар и риду вместе. Хулля – это одежда, состоящая из двух предметов. Ошибается тот, кто считает, что она была однородного красного цвета. Красная хулля была из Йемена, ткань была из красных и черных ниток, она была в полоску, как и остальные йеменские плащи. Она известна как красная, так как в ткани присутствуют красные нити, (но не была полностью красной,) так как носить одежду полностью красного цвета строжайше запрещено.
Он носил аль-хамису (разновидность плаща черного цвета с узорами) с узорами и без.
Он носил черную одежду.
Он носил одежду из меха, отделанную атласом.
Имам Ахмад и Абу Дауд приводят хадис от Анаса ибн Малика: „Правитель Византии подарил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, мустака из атласа, и он носил его. Я словно вижу, как колеблются его рукава“. Аль-Асма‘и сказал: „Мустака – это меховое изделие с длинными рукавами“. Аль-Хаттаби сказал: „Похоже, это изделие из меха было отделано атласом, так как сам мех атласом быть не может“.
Он купил брюки. Очевидно, что он купил их для того, чтобы носить. В другом хадисе говорится, что он носил брюки, и что (сподвижники) носили брюки с его позволения.
Он носил кожаные носки (хуфф) и сандалии, которые назывались ат-тасума.
Он носил кольцо. В хадисах приводятся разные мнения о том, на какой руке он его носил. В некоторых говорится, что на правой, в других – на левой. Все хадисы имеют достоверную цепочку передатчиков.
Он носил шлем и кольчугу. В день битвы при Ухуде он надел на себя две кольчуги.
В труде „Сахих“ Муслима передается хадис от Асмы бинт Аби Бакр, что у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была джубба. Она показала талитскую касруанскую джуббу со вставкой из парчи спереди. Асма сказала: „Она была у ‘Аиши до её смерти, а после её взяла я. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, носил её, и мы смачиваем её водой (и, используя оставшуюся воду,) просим исцеления для больных“.
Его рубаха была из хлопка. Она была короткой длины с короткими рукавами. Что касается (одежды) с длинными и широкими рукавами, то её, конечно же, не носил ни он, ни кто-либо из сподвижников. Она противоречит его Сунне, и в дозволенности такой одежды есть сомнения, так как она является одной из одежд, которую носят из гордости и кичливости.
Самыми любимыми его одеждами были рубаха и аль-хибара (одна из разновидностей плаща, цвет которым был красноватым) Любимым его цветом был белый. Он сказал: „Это является лучшей вашей одеждой: носите её и заворачивайте в (одежду этого цвета) своих умерших“. В сборнике „Сахих“ от ‘Аиши передается, что она извлекла плотный изар и кису из войлока и сказала: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер в этих одеждах“.
Что касается тайлясан (платок, который накидывают на голову и плечи, или только на плечи; сегодня его носят многие раввины и священники; см. аль-Му‘джаму-ль-уасыт (Т. 2. С. 553)), то нет преданий о том, что его носил он или кто-либо из сподвижников. В „Сахих“ Муслима передается хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул Даджяля и сказал: „С ним выйдут семьдесят тысяч иудеев из Асбахана и на них будут талиты“. Анас увидел группу людей, на которых были талиты, и сказал, что самые похожие на них люди – иудеи из Хайбара. Поэтому некоторые праведные предшественники и современники считали нежелательным ношение тайлясана.
В большинстве своем он и его сподвижники носили одежду из хлопка, и, возможно, из шерсти и льна. Шейх Абу Исхак аль-Асбахани по достоверной цепочке передатчиков передал от Джабира ибн Айуба, что однажды ас-Салт ибн Рашид вошел к Мухаммаду ибн Сирину. Ас-Салт был в джуббе из шерсти, из шерсти была его изар и чалма. Мухаммаду не понравился его внешний вид, и он сказал: „Я думаю, что какая-то группа людей носит шерсть и говорит, что шерсть носил ‘Иса ибн Марьям. Мне рассказывали те, кто заслуживает доверия, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, носил (одежду из) льна, шерсти или хлопка. Более достойно следовать Сунне Пророка“.
Ибн Сирин этими словами желает сказать, что есть такие группы людей, которые считают, что лучше всегда носить только шерстяную одежду и запрещают себе носить что-либо другое. Также они придерживаются только определенного вида одежды, одной манеры в движениях, разговоре и пр., а всё, что противоречит этому, считают порицаемым деянием. Однако порицаемым является их приверженность всему этому.
Благоразумие и верное мнение в следовании пути Посланника Аллаха, к которому он призывал и которому постоянно следовал. Он носил ту одежду, которая была для него доступна: иногда из шерсти, иногда из хлопка, а иногда изо льна. Он носил йеменские плащи, зеленый плащ, джуббу, рубаху, штаны, изар, риду, кожаные носки, сандалии. Иногда он опускал конец чалмы за плечи, а иногда оставлял ее, иногда он оборачивал конец чалмы под подбородком, а когда надевал новую одежду, то он, называя её по имени, говорил: „О Аллах, ты одел меня в эту рубаху (чалму, накидку и пр.). И я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена /Аллахумма Анта касаута-ни хаза аль-камис (ар-рида/аль-‘имама). Асъалю-кя хайра-ху уа хайра ма суни‘а ля-ху, уа а‘узу би-кя мин шарри-хи уа шарри ма суни‘а ляху/“. Облачаясь в рубаху, он начинал надевать её с правой стороны.
У него была одежда из черной шерсти. В достоверном хадисе у Муслима приводится хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: „(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в узорчатом плаще из черной шерсти“. В двух сборниках достоверных хадисов приводится хадис от Катады, что они сказали Анасу: „Какую одежду больше любил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?“ Он ответил: „Аль-Хибара (ар. аль-хибара – это одна из разновидностей йеменских плащей)“. Большая часть его одежды была из йеменской ткани, так как Йемен был близок к ним. Возможно, в то время носили и одежду, которую привозили из Леванта и Египта, например, копты ткали ткань, которая называлась египетским полотном.
В „Сахих“ ан-Насаи от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, передается, что она изготовила Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, плащ из шерсти, и он его носил. Но когда он вспотел, то обнаружил (специфический) запах шерсти и снял его, так как любил приятные запахи.
В „Сунан“ Абу Дауда приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: „Я видел на Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, самую красивую одежду, какую я только я видел в жизни“.
В „Сунан“ ан-Насаи от Абу Римса сообщается: „Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он провозглашал проповедь. На нем были два зеленых плаща /бурд/“. Зеленый бурд соткан из ткани в зеленую полоску. Он похож на красную хуллу. И те, кто думал, что хулла была равномерно красного цвета, сказали, что и бурд был равномерно зеленым, однако это не так» (Заду-ль-ма‘ад. Т. 1. С. 135-145). Приводится с сокращениями.
Для ознакомления с нормами, связанными с одеждой, обратитесь к ответу на вопрос № 36891.
Тот, кто желает ознакомиться с описанием и изображениями тех видов одежды, что упоминались выше, может обратиться к книге «аль-Либас уа-зина мина-с-Сунна аль-мутаххара» Мухаммада ‘Абд аль-Карим аль-Кады, а также к «аль-Му‘джам аль-‘араби ли-асмаи-ль-малабис» Раджаба Ибрахим и книге «аль-Му‘джаму-ль-муфассыль би-асмаи-ль-малабис ‘инда-ль-‘араб», автором которой является востоковед Дузи Ринхарат. К этим книгам мы обращались для описания настоящего внешнего вида одежды.