какую обувь носили в средневековье
5000 лет в истории обуви: От чарох из медвежьих шкур до изящных кожаных туфелек на каблучке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первая обувь человеческой цивилизации
В древние времена необходимость в защите ног первобытного человека была весьма высока. Поэтому люди очень быстро начали применять различные природные материалы, которые могли бы защитить их стопы от порезов и холода.
Первые изобретения человека, выглядели как плоские сколы дерева, небольшие куски кожи или же широкие листья, привязанные к ногам тонкими бечевками. Эти нехитрые приспособления и были прототипами современных сандалий. В странах с более суровым климатом люди мастерили теплую обувь: поначалу каждую ногу оборачивали куском шкуры, а позже шили кожаные мешочки, набитые сухой травой и привязывали тонкими ремешками к ногам. Так появились предки нынешних туфель.
Древнейшая кожаная обувь, найденная на сегодняшний день, — чарохи (прототип узких туфлей с заостренными концами). Они обнаружены в Армении при археологических раскопках пещеры Арени в 2008 году. Ученые утверждают, что этим туфлям около 5500 лет! И напоминают они кожаные портянки, стянутые жгутом вдоль носовой части и утепленные сухой травой. Именно такие были найдены и в Альпах на ступнях мумифицированного мужчины, жившего где-то 5300 лет назад.
Обувь древних цивилизаций
Древние египтяне были первыми, кто начал повсеместно носить сандалии, подошва которых изготавливалась из папируса или кожи. На ногах они держались при помощи перемычек или же ремешков, которые привязывались к ступне и вокруг лодыжки. Для защиты большого пальца носок подошвы загибался кверху.
Персы и индусы вырезали сандалии из сандалового дерева и прикрепляли к ним колышки, на которые опирались пальцами при ходьбе.
У народов древних цивилизаций Египта и Греции были весьма популярны всевозможные сандалии, изготовленные таким образом, что по ним можно было различать представителей разных сословий. И между тем, мужская и женская обувь имела различие в цвете и декоре.
Сейчас сложно поверить в то, что вплоть до начала 19 столетия не существовало ни левого ни правого сапога — обувь шилась одинаковой. Лишь 200 лет тому назад в Греции обувных дел мастера впервые придумали шить разные сапоги — для левой и правой ноги.
Первые упоминания о каблуках на обуви относятся к древнеегипетской цивилизации. Они имели конусообразную форму их прибивали к сандалиям и были весьма популярны среди земледельцев во время полевых работ, дабы ноги не скользили по илистой почве.
Мода на каблуки пришла в Италию из Персии на рубеже 15-16 веков, а затем и захватила всю Европу. И что интересно, многие думают, что каблуки придуманы модницами. А вот и нет! Появлением этой детали в обуви мы обязаны мужчинам. Каблук прибивался к сапогу по той причине, чтобы во время верховой езды на лошади нога не выскальзывала со стремени.
И весьма удивительно то, что очень длительное время в обуви на каблуках щеголяли исключительно мужчины. Дамы же носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. И лишь в 17 веке на них стали женщины, но уже исключительно с эстетических соображений. Примечательным было то, что изначально такие туфли были мужскими и использовались женщинами во время верховой езды.
Ах, мода, мода!
Форма обуви и ее декор испокон веков были подчинены капризам моды. Так, очень популярной в позднее Средневековье и эпоху Возрождения была обувь на высоченной платформе. Вначале, так называемые чопины, носили актеры в Греции, дабы казаться на сцене более величественными. Эту моду подхватили римские аристократки и куртизанки, которым приходилось взбираться на цоколи-шопены, достигавшие в высоту иногда до полу метра. В Италии создавались даже специальные школы, обучающие хождению в такой обуви.
А в Англии, при дворе короля Джеймса I, аристократы и члены монаршей семьи, потакая моде, просто вынуждены были носить обувь, сделанную из тончайшей кожи на очень высокой платформе. Такие башмаки были не удобны в носке и при том не безопасны. Дамы без посторонней помощи в такой обуви передвигались с трудом.
Король Франции Филипп IV даже издал специальный указ, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. А длина носа туфель должна была возрастать согласно рангу. Для удобства при ходьбе загнутые кончики очень длинных носов привязывали к ноге бечёвкой, так как носящие такую обувь господа постоянно спотыкались. К стати, такая форма носов сохранялась даже в доспехах рыцарей.
Начиная с 15 века мужская обувь стала немного удобнее: пулены сменились на модели с носами, похожими на «коровьи морды». А башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками к щиколотке. Женская же обувь тех времен ничем не выделялась, так как приличия не позволяли дамам выставлять на показ даже носки своих башмачков.
Во второй половине 16 столетия туфли стали более изящными. Эпоха позднего Возрождения принесла с собой моду на обувь, изготовленную из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разной цветовой гаммы. Да и внешне туфли того времени уже больше напоминали ту обувь, которую мы носим сегодня. Дамы уже имели возможность слегка укоротить платья, и выставить напоказ носки своих туфель.
В 17 веке, в эпоху барокко в моду вошли высокие каблуки и банты. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент и пряжками. Однако в повседневной жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых отделывали тонкими кружевами.
А к 18 столетию, в эпоху рококо, все больше становятся популярными модели с декоративными украшениями: пряжками, шнуровками и бантами. В эту эпоху женская обувь становится весьма привлекательной и изящной.
С последующими веками мода на обувь бесконечно трансформировалась, постоянно заимствуя детали и различные элементы из прошлых эпох.
Обувь в истории живописи
Со времен средневековья моду на обувь отслеживать стало легче, так как культура, быт и все жизненно важные моменты истории начали находить свое отражение на полотнах и гравюрах художников.
История обуви
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее:
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век):
Моду на остроносую обувь — пулены (poulaines — нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам — в 2 ступни, рыцарям — в 1,5 ступни, горожанам — в 1 ступню, простолюдинам — в 0,5 ступни.
Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.
Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.
Это было время Филиппа Красивого и его жены Жанны (Хромоножки). Красивого и жадного.
На широкую ногу (жить).
Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.
В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам — в один фут (около 30 сантиметров), а графам — в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: «Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!»
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: «иметь сено в башмаках»; оно также означает: «жить в довольстве».
Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории?
Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II — Готфрида Плантагенета.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на «носатую» обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в
Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома «жить на широкую ногу» является испанской, немцы — немецкой, и т. д.
Одно лишь несомненно: выражение это — точный перевод с немецкого — стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении.
Нем. Schiffsschnabel — пулены, нос корабля. Башмаки с длинными носами соответствовали готической архитектуре.
Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.
Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
В XV веке на смену длинным пришли тупые и широкие носки, а чтобы вид у туфель был более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки. Но все эти изменения не затрагивали женскую обувь, так как выставлять даже край ножки в то время было верхом неприличия.
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.
Lucas Cranach l’Ancien » La M’elancolie «, 1532.
Hans HOLBEIN the Younger
Darmstadt Madonna (detail)
1526 and after 1528
sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena
PICHORE, Jean
Illumination from a Manusсript
1503
Luca SIGNORELLI-
Apocalypse (detail)
1499-1502
Fresco
Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г):
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век):
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения:
Kaiser Karl V. (1500-1558) mit seinem Englischen Wasserhund
Date
1532
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан»:
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы:
Eglon van der Neer (1634–1703) Link back to Creator infobox template
Title
English: Elegant Couple in an Interior
Date 1678
England)
1700
Pair of shoes
England,
1690– 1710
Очень интересная форма туфель, платформа не давала каблукам тонуть в грязи, но шлепала при ходьбе:
Woman’s slapshoe
Leather, 1625-1649 AD, England
Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
История обуви (37 фото)
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.
Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Женские портреты начала XVII века
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год
Франсуа Буше «Туалет», 1742
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг
Женские туфли с защитными паттернами
Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год
Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг
Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории
«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг
Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении
Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.
С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году
Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг
Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868