какую обувь носили римляне
Обувь Древнего Рима
Италия – родина качественной и модной обуви. Мастерство сапожников было здесь на высоком уровне и 2000 лет назад, во времена Римской Империи.
Значение вида обуви
В Древнем Риме по виду обуви определяли социальное положение и род занятий ее хозяина. Ходовые фасоны – это solea, calceus, caliga.
Сандалии (solea) выглядели просто, с парой петелек на подошве и ремешком. Их отличие от греческих крепид – застежка на ступне вместо обвязки на голени. Сандалии были распространены среди большинства плебеев и рабов. Для знати эти легкие босоножки – лишь форма домашних тапочек, ходить в них в присутственные места считали неприличным.
Кальцеи (calceus) носили привилегированные сословия и родовитые патриции. В этих полуботинках из дублёной кожи, закрывавших ногу до лодыжки, ходили те, кто носил тогу. Но и их отличали по качеству и цвету:
Калиги (caligae) отличала толстая многослойная подошва, подбитая десятками железных гвоздей. Прочность конструкции отлично подходила для военных, извозчиков и крестьян.
Первый каталог обуви
В конце третьего века до нашей эры в Риме издали декрет с подробным описанием десятков типов обуви. Каталогизация привела к созданию новых вариантов туфель конкретного назначения: бракччо для философов, котурны для трагиков, сочи для комиков, галлики для бегунов, вавилоники и другие модели. Владельцы магазинов поддерживали ассортимент. Уличные щетки для обуви в этом многообразии были не лишними.
Профессиональные сапожники
Ремесло изготовления обуви в Древнем Риме регулировала целая гильдия. Обувное дело называли искусством, этой профессии обучали в мастерских. У башмачников, часто работающих под заказ, появились специализации: одни делали сандалии, другие – калиги.
В наше время в Италии самую качественную обувь делают именно на производствах частных мастеров. Вот так индустрия сапожников пережила великую империю на тысячи лет.
Какую обувь носили в Древнем Риме
Рассказываем, кому обязаны итальянцы безупречным мастерством по выделке кож и изготовлению прочной, удобной и красивой обуви, покорившей мир.
Древние римляне позаимствовали многое у древних греков, в том числе, дизайн обуви. Основной обувью греков была «pedῖlon», примитивная форма сандалий, с кожаной стелькой, вырезанной по форме стопы, и рядом кожаных полос, доходящих до подъема. Эта обувь превратилась в более прочные «sandάlia», окрашенной в яркие цвета (красный, желтый) для женщин. Вслед за ними появились «krhpίς» (крепес), мужские открытые туфли, от которых произошли «ἐndromίς», шнуровка которых доходила до колен, типичная обувь военных.
«ἐmbάdeς», вероятно, вавилонского или фракийского происхождения, были одними из первых моделей закрытых туфель, как мужских, так и женских, выпускаемых в многочисленных вариантах, низких или высоких, и разных цветов. Женская обувь для церемоний называлась «diάbaqron», с вставками драгоценных и недрагоценных металлов.
Очень дорогие «baucides» на платформе носили гетеры, чтобы казаться выше и стройнее. Затем существовали «coturni», очень высокие сапоги, которые носили трагические актеры.
Основные центры по производству греческой обуви находились на Сицилии, в Черном море, Киренаике и Малой Азии, где сапожники занимались как дублением кожи, так и изготовлением обуви. Окрашивание происходило с использованием тех же методов, что и для тканей, путем нанесения растительной коры, пигментов минерального или металлического происхождения и красной земли.
Эти стили почти без изменений переняли римляне.
Римляне добывали квасцовый камень в Толфе и Аллюмьере в Лацио, производя из него сульфат алюминия, квасцы. Квасцы были основополагающими в текстильной промышленности как фиксатор цвета, использовались для печати на пергаменте, для дубления кожи, для производства стекла и, как кровоостанавливающее средство, для заживления ран. Короче говоря, из квасцев делали все, кроме алюминия.
Римляне выделывали кожу, подвергая ее воздействию дыма костров, особенно тех, которые жгли из свежей древесины. Это был вид «альдегидного дубления» (класс химических соединений, которыми богат дым и некоторые из которых используются до сих пор).
Затем существовало «растительное дубление» с танинами, потому что при контакте с водой и с ветвями и листьями кожа становилась коричневогоцвета и носилась гораздо дольше. Фактически, листья и древесина содержат растительные танины, которые поглощаются кожей. До сих пор растительные дубильные вещества в форме экстрактов обычно используются для производства определенных видов кожаных изделий, в частности, для получения кожи для подошвы обуви.
Существовали и альтернативные методы дубления кожи, к примеру, мочой, корой дуба, корой сосны и кожурой граната.
Римляне, в большинстве своем, носили обувь на босую ногу, кроме как на севере, где было холоднее (там обматывали ноги шерстяными лентами), в то время как во всех крупных городах ходили в обуви без всякого подобия современных носок даже зимой.
ОРИГИНАЛЬНАЯ РИМСКАЯ ОБУВЬ
Плутарх рассказывает, что уже во времена Римского царства кожевники были объединены в корпорацию.
Эти корпорации, предшественники современных объединений ремесленников, действовали в течение всего республиканского периода; Юлий Цезарь, который вникал в абсолютно любые дела государства, даже издал для них ряд законов, регулирующих эту деятельность.
Римская обувь могла быть отполирована пчелиным воском и окрашена шафраном для желтого, танинами для черного, индиго для синего и багрецом для красного цвета (типичного для самой роскошной обуви).
Верх обуви был сшит из льняного полотна и соединен с подошвой полосками кожи или высушенными кишками животных.
Подошва была объектом особого внимания и работы. Железные заклепки были размещены так, чтобы от них оставались хорошо различимые и узнаваемые отпечатки на земле. У каждого полка было свое особое расположение гвоздей. Понятно, что дезертира могли вычислить без труда.
Даже римские куртизанки оставляли особые следы, которые ясно указывали: «Следуй за мной!» Кроме того, толстые пробковые подошвы позволяли этим дамам казаться выше.
Сандалии в Имперский период стали изысканными и роскошными, украшенными бронзовыми, медными, золотыми и серебряными нитями и пряжками, цветными перьями, подвесками, цепочками, ракушками и перламутром, инкрустациями из драгоценных или полудрагоценных камней.
Юлий Цезарь носил на публике золотые сандалии, которые, как считают историки, были, на самом деле, кожаными с золотой отделкой, иначе они были бы довольно неудобными. Иногда и подошва могла быть покрыта золотом: именно сандалиями на золотой подошве Нерон, как говорили, ударил в живот беременную жену Поппею, убив ее.
Уже в 215 г. до н.э. закон Lex Oppia пытался ограничить богатство женской одежды. Позднее тот же Юлий Цезарь, а затем и другие императоры боролись против чрезмерной пышности мужской и женской одежды, установив также максимально допустимую цену убранства, но они не добились многого.
Великий Гораций высмеивал людей, которые носили золото на своих одеждах, но все напрасно: мода нравилась и была крупным бизнесом.
О римcком императоре Гелиогабале говорили, что он не надевал одну и ту же пару туфель два раза подряд, но запрещал матронам носить сандалии, украшенные вышивкой или драгоценными камнями, возможно, потому, что он хотел быть единственным, кто одевался шикарнее всех в империи. Другой императпр Гай Юлий Цезарь Германик обычно носил «Калигулы», за что солдаты его прозвали «Калигулой».
Только мужчины могли использовать красный цвет для обуви, но Марк Аврелий, мудрый император, в законах о привилегиях запретил мужчинам использовать цветные туфли. Что касается дорогих белых сандалий, они были зарезервированы для императора.
Виды римской обуви
Первыми ботинками римлян были «Solae», используемые мужчинами и женщинами, своего рода примитивные сандалии, от названия которых произошло итальянское слово «Suola», «подошва».
Это были примитивные туфли на кожаной подошве, привязывающиеся к ноге, которые впоследствии стали домашней обувью, своего рода, тапочками.
Римляне никогда не ходили в гости или на банкеты без домашней обуви (рабы несли сандалии для своих хозяев). Римляне, как и японцы, как только входили в дом, снимали обувь и надевали тапочки, потому что считалось негигиеничным ходить в домах в том, в чем ходили по улице.
Вместо этого «Котурно» («Coturno») обычно носили актеры трагедий: это обувь с шнуровкой на лодыжке или икре и на очень толстой подошве, чтобы сделать рост выше и актера более впечатляющим.
Впоследствии римляне носили «кальциды» или кальцеи, используемые мужчинами и женщинами, на подошвах без каблуков толщиной около 5 мм, с верхом из мягкой кожи, покрывающим всю ступню, иногда украшенные серповидными пряжками цвета слоновой кости.
Кальцеи были очень любимы богатыми римлянами и, безусловно, являлись самой дорогой и удобной обувью.
Римские мужчины, особенно военные, носили военную обувь «Калиги» или «Калигулы», которая подарила прозвище Императору Калигуле и была полностью закрыта. Военные, вплоть до центурионов, крестьяне и все, кому приходилось преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, носили Калиги, туфли на тяжелой подошве без каблуков с шипами. На верхнем крае обуви, для облегчения надевания, были сделаны две прорези, спереди и сзади, обувь была сделано из очень толстой кожи и, следовательно, жесткой.
«Кампагус» (Campagus), которые по внешнему виду мало отличались от «Калиги», были ежедневной обувью Императора.
Женщины часто носили шлепанцы, похожие на греческие креписы, сделанные из кожи или пальмовых ветвей, часто цветные.
В позднеимперский период матроны надевали золотые сандалии или ботильоны длиной до икры, сделанные из кружевной кожи.
Или они носили, как и мужчины, Crepidulae, ботинки с очень высокой подошвой, привязанной к подъему ноги полосками кожи, которые в зависимости от богатства и титула могли быть более или менее украшены, даже иметь подошвы из золота или серебра.
По случаю церемоний патриции, но только для мужчин, носили Муллеи (Mullei), Кальцеи пурпурного цвета с очень толстой подошвой, чтобы увеличить рост тех, кто их носил, как свидетельствуют Плиний и Светоний. И Кальцеи и Муллеи были дорогой, сложной, трудной для ношения и неудобной обувью, поэтому в повседневной жизни римляне носили сандалии с подошвой, закрепленной на ногах различными системами на основе кожаных ремешков.
Простые люди и крестьяне, мужчины и женщины, носили другие виды обуви; наиболее часто использовались обувь Perones с подошвой без каблука с верхом из кожи до щиколотки, закрепленной на задней части стопы с помощью пряжек или шнурков, которую можно было носить на босой ноге или вставлять какой-то войлочный носок. Рабы, мужчины и женщины, носили деревянные сабо «Sculponea» из неокрашенной овчины и кожи.
Самые бедные люди также носили Adonis, еще более простую обувь с прямоугольной подошвой, которая крепилась длинными кожаными ремнями к частям из шерсти или войлока.
Какая разница с языческими временами, когда римские женщины надевали цепочки на лодыжки из золота и серебра, а иногда прикрепляли к кожаным шнуркам цветных туфель серебряные погремушки, чтобы, когда они проходили, сладкий звон доносился до мужчин!
Римская обувь. Окончание
Словарь греческих и римских древностей Уильяма Смита определяет калигу (caliga) как «прочный и тяжелый башмак или, скорее, сандалию» [3] рядовых римских солдат. Эту обувь использовали и центурионы (офицеры), но старшие офицеры ее не носили. Поэтому солдаты и младшие офицеры обозначались как калигати (caligati) – «обутые в калиги».
Фото 2[4]. Римские солдаты (с колонны Траяна)
« На триумфальных памятниках в Риме, – говорится в словаре, – особенно четко видна разница между калигами рядового солдата и кальцеями командиров высшего ранга. Калиги имеют несколько ремней, сквозь которые виднеется часть ноги, как можно видеть на гравюре, приложенной к статье Arma, с изображением фигуры римского солдата; а кальцеи – это обычная закрытая обувь. Подошва калиг была плотно усеяна сапожными гвоздями…»[5].
Фото 3[6]. Римские солдаты в калигах. Фрагмент колонны Траяна. Архитектор: Аполлодор Дамасский. Открыта в 113 г. н.э. Форум Траяна, Рим, Италия
Гравюра (фото 2), упомянутая в словаре, показывает римских солдат, изображенных на барельефе колонны Траяна. Другая сцена, представляющая солдат в калигах, дана на фото 3. Здесь хорошо прочитывается четкая проработка скульптором голых пальцев на ногах. На фото 4 и 5 изображены крупным планом калиги со схожим дизайном ремешков, который различается только на пятке и щиколотке. В то же время солдаты на фото 3 изображены в калигах другой модели. У них ремешок, который находится перед пальцами, имеет заметное утолщение.
Фото 4[7]. Фрагмент колонны Траяна. Фото 5. Фрагмент копии колонны Траяна. Музей римской цивилизации, Рим[8]
Историческую калигу, похожую на те, что носят солдаты колонны Траяна, а также рисунки калиг, их подошв с гвоздями, развертку калиги можно видеть на фото 6 и 6а.
Фото 6. Калига римского солдата I в. н.э. Государственный музей Майнца, Германия[8а]
Фото 6а. Иллюстрация из книги: Bishop M. C., Coulston J. C. N. Roman Military Equipment. Second edition. 2006: Oxbow Books. P. 7, 112[9]
Римские офицеры в кальцеях показаны на фото 7. Их кальцеи значительно отличаются от тех, что носят римляне в тогах на мраморных и бронзовых статуях. Вместо длинных ремешков, которые обкручиваются вокруг щиколотки, они снабжены шнуровкой. Видимо, перед нами – кальцеи военного образца.
Фото 7[10]. Римские офицеры в кальцеях. Фрагмент колонны Траяна. Фото 8[11]. Реконструкционный рисунок кальцея из Майнца
На фото 9 засняты военные кальцеи, которые были найдены при раскопках нубийского города Каср-Ибрима в Египте и хранятся ныне в Британском музее.
Сравнение фотографий выявляет очевидную разницу между кальцеями и калигами. Кальцеи воспринимаются как ботинки, а калиги – как сандалии.
По мнению авторов Словаря греческих и римских древностей, калиги, которые изготавливались для вестовых, вероятно, были гораздо легче, чем обычная солдатская обувь. Но как можно сделать сандалии еще легче? Думается, дело здесь в другом.
Между тем, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона пишет, что слово «калиги» «у римлян означало солдатскую обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины»[14].
Чем же были калиги – сандалиями, ботинками или сапогами? Я думаю, что калиги являлись сандалиями, под которые при необходимости надевались кожаные сапоги или, скорее, кожаные чулки. Об этом свидетельствует снимок фрагмента бронзовой статуи римского кавалериста (фото 11). На нем хорошо видно, что нога в кальцее закрыта сверху кожей, фактура которой великолепно передана скульптором. Открытыми остались только кончики большого и второго пальцев.
Еще один вариант защиты ноги солдата в калиге дает нам реконструкционный рисунок из книги М.-С. Бишопа и Д.-С.-Н. Кулстона «Римское военное снаряжение» (фото 12). При первом взгляде на рисунок кажется, что ступня и щиколотка обмотаны широкой лентой. Но, думается, такая обмотка быстро сбивалась. Скорее, здесь использовано нечто вроде кожаного носка с обрезанными мыском и пяткой, закрепленного лентой на щиколотке.
Фото 12. Иллюстрация из книги: Bishop M. C., Coulston J. C. N. Roman Military Equipment. Second edition. 2006: Oxbow Books. P. 7, 112[16]
Реконструкционный рисунок показывает ногу одного из солдат преторианской гвардии – личных телохранителей императоров Римской империи, которые изображены на мраморном рельефе из дворца Канцелярии (фото 13 и 14).
Фото 13. Фрагмент рельефа из дворца Канцелярии, изображающий ноги солдат преторианской гвардии в калигах[17]
На крупном плане рельефа (фото 13) хорошо видно, что калиги преторианцев спереди снабжены кожаной петелькой, которая надета на второй палец ноги. Следовательно, комплектация их с кожаными чулками не предусматривалась, поскольку, вероятно, усиленная защита не требовалась. Это был не походный, а облегченный, дворцовый вариант калиг, созданный именно для преторианской гвардии.
Фото 14. Рельеф из дворца Канцелярии. Материал: мрамор. Время создания: I в. н.э.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Римская обувь
Словарь греческих и римских древностей Уильям Смита с соавторами[i] пишет, что слово «кальцей» (calceus, καλίκιο) этимологически связано со словом «пятка» (λάξ, calx) и определяет его как «обычный закрытый башмак с подошвой и верхней частью», в отличие от простой сандалии (solea) и калиги (caliga), верхняя часть которой состояла из ремней, между которыми виднелась нога. Кальцей изготавливался из дубленой кожи (aluta) и этим отличался от перона (pero), который делали из недубленой кожи.
Этикет предписывал римлянам выходить в город в тоге и кальцеях. Но они были неудобными. Поэтому кальцеи дома не надевали. В деревне римляне с радостью от них избавлялись. Кальцеи носили и женщины, но не рабыни. Женские кальцеи были тоньше мужских и самых разных цветов, но обычно белые.
Фото 1[iii]. Сенатор. Фрагмент листа № 17 «Римский костюм. Древние времена» из книги «Костюмы всех наций» (The Costumes of All Nations. London: Henry Sotheran & co., 1882)
В эпоху Республики плебеи ничем не отличались от патрициев, кроме обуви. Патрицианские кальцеи были красного цвета. Считается, что вначале они были инсигниями (внешними знаками могущества, власти) царей древнего города Альбы, лежавшего к юго-востоку от Рима, из которого, по преданию, вышли основатели города Рима. Затем красные кальцеи стали инсигниями римских царей, а в дальнейшем – патрицианских магистратов.
Фото 2 и 3. Император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (с 54 по 68 г. н.э.) в возрасте 13 лет. Материал: мрамор. Высота: 138 см. Время создания: около 50 г. н.э. Музейный № MR 337. Национальный музей Лувра, Париж, Франция[iv]
Кальцеи представляли собой обувь из дубленой кожи, которая, по некоторым данным, была снабжена крючками на верхней части – на подъеме. К этим крючкам привязывали четыре черных кожаных ремешка, которые крест-накрест оборачивались вокруг икры, до середины ее высоты.
Фото 4. Кальцей молодого патриция (фрагмент статуи из Лувра)
« Но эти крючки, – пишет словарь, – не обнаруживаются на известных римских кальцеях, хотя расположение завязок на прилагаемом изображении статуи молодого патриция из Лувра предполагает наличие крючков… В целом, два из этих ремешков (corrigiae) вставлены на соединении подошвы и верхней части, в основании они очень широки, но затем сужаются, один раз оборачиваются вокруг ноги и завязываются на подъеме или чуть выше. Другая завязка была выше и оборачивалась вокруг ноги несколько раз. Узлы завязок располагались впереди, а концы их свисали иногда почти до земли…»[v].
Фото 5. Патрицианские кальцеи (по Баумайстеру)
С внешней стороны лодыжки к одному из черных ремешков крепился полумесяц из слоновой кости. Существует предположение, что первоначально эту обувь носило сто сенаторов, избранных Ромулом; но более вероятно, что украшение в форме полумесяца имело характер амулета. Однако достоверных изображений патрицианского кальцея с полумесяцем не сохранилось. В то же время известно много экземпляров, которые в целом воспроизводят форму и устройство кальцеев и завязок. Словарь У. Смита приводит два таких экземпляра, взятых из работы Баумайстера (фото 5).
Фото 6. Портретная статуя молодого Калигулы – императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика (с 37 по 41 г. н.э.). Материал: мрамор. Место и время создания: Гортине, Крит; 32 г. н.э. Виргинский музей изобразительных искусств, Ричмонд, штат Виргиния, США[vi]
Башмак рядового сенатора отличался от башмака курульного (высшего) магистра. Однако он, видимо, во всех отношениях напоминал патрицианский кальцей, за исключением отсутствия полумесяца.
Фото 7. Цифровая реконструкция портретной статуи Калигулы (фото 6) в белой тоге с пурпурной каймой (toga praetexta), которую носили дети полноправных римлян и высшие сановники. Сделана в Виргинском музее изобразительных искусств[vii]
Сенаторские кальцеи точно имели черные завязки, но какого цвета была сама обувь, не вполне понятно. Некоторые авторы считают, что обувь была черной, а другие – красной. «…Кажется наиболее правдоподобным предположение, – указывает словарь, – что сенаторские кальцеи отличались от патрицианских только отсутствием полумесяца и, следовательно, были красными, но на самом деле на этот вопрос нельзя дать окончательного ответа»[viii].
Фото 8. Кальцей прокуратора Африки (фрагмент статуи из Лувра)
Сенаторские кальцеи отличались от кальцеев, которые носили представители других сословий. По мнению авторов словаря, «строгое разделение между сенаторским и всадническим сословиями, существовавшее как в республиканское, так и в императорское время, дает основания предполагать, что всаднический кальцей (calceus equester) был особым типом обуви». В Лувре хранится статуя некоего Кания (фото 8), который, видимо, был прокуратором четырех государственных дел в Африке, т.е. занимал всадническую должность. «Если считать его обувь всадническими кальцеями, – пишет словарь, – то можно видеть, что это настоящие башмаки, без завязок, состоящие из двух частей. Об их цвете ничего сказать нельзя»[ix].
Фрагмент статуи, данный на рисунке «Патрицианские кальцеи» справа из словаря У. Смита (фото 5), легко узнается на фото 9. Возможно, на нем изображены ноги бронзовой статуи оратора, созданной в 100 г. до н.э. и хранящейся в Национальном археологическом музее Флоренции (фото 10).
Фото 10. Статуя оратора. Материал: бронза. Высота 179 см. Скульптор неизвестен. Время создания: 100 г. до н.э. Национальный археологический музей, Флоренция, Италия[x]
На фото 10, которое показывает ноги оратора сзади, кальцеи производят впечатление современных высоких кожаных ботинок военного образца.
Фото 11[xi]. Фрагмент статуи оратора
Но фото 11, где кальцеи засняты спереди, разрушает это впечатление грубости и тяжести. К сожалению, все четыре изображения кальцеев оратора не дают о них полного представления главным образом потому, что его фигура отлита в бронзе и лишена цветов. Но, все же можно понять, что кальцеи закрывают кожей не только пятку, но и пальцы ног оратора, т.е. это – на самом деле закрытые ботинки.
Фото 12. Статуя Луция Маммия Максима. Материал: бронза. Высота: 212 см. Время создания: эпоха римского императора Клавдия (с 10 г. до н. э. по 54 г. н.э.). Национальный археологический музей, Неаполь[xii]. Фото 13[xiii]. Кальцей Луция Маммия Максима крупным планом
Как закрытая кожаная обувь воспринимаются и кальцеи патриция Луция Маммия Максимы, бронзовая статуя которого датируется концом I в. до н.э. – началом I в. н.э. и хранится в Национальном археологическом музее Неаполя (фото 12 и 13). Конная статуя Марка Нония Бальба (Marcus Nonius Balbus) из Геркуланума (фото 14), входящая в Помпейскую коллекцию этого же музея, свидетельствует о том, что кальцеи римляне могли использовать для верховой езды.
Фото 14. Марк Ноний Бальб (Marcus Nonius Balbus) из Геркуланума. Помпейская коллекция, Национальный археологический музей, Неаполь[xiv]
Между тем, кальцеи (если это, конечно, кальцеи) бронзовой статуи Юлия Цезаря (фото 15) выглядят как легкие сандалии, состоящие из подошвы и лент, поскольку они обрисовывают, хотя и нечетко, пальцы ног.
Фото 15[xv]. Статуя Юлия Цезаря перед ратушей в Чивидале-дель-Фриули (итал. Cividale del Friuli) – городе на северо-востоке Италии. Бронзовая копия с мраморной скульптуры, хранящейся в Сенаторском дворце (Капитолийские музеи, Рим, Италия)
Несколько иными были башмаки рядовых граждан, которые, видимо, не поднимались так высоко над лодыжками и имели кусок кожи, протянутый с той стороны башмака, где он крепился, над подъемом. Этот кусок кожи назывался lingula или ligula из-за сходства с высунутым языком. Незавязанный «язычок» считался признаком спешки. Скрибоний Ларг сообщает, что их красили в черный цвет. Отсюда можно сделать вывод, что остальная часть башмака была цвета натуральной кожи.
Римский поэт-эпиграмматист Марк Валерий Марциал (40 – 104 гг. н.э.) так писал о выскочке, который еще вчера был простым гражданином и носил обычную неудобную обувь с «язычком», а сегодня получил знаки отличия курульного магистрата и носит красные патрицианские кальцеи, украшенные полумесяцем и не натирающие ноги:
« Non hesterna sedet lunata lingula planta,
Coccina non laesum pingit aluta pedem».
(Не вчерашний на его ступне сидит кривой язычок,
В ярко-красный окрашена не натирающая тонкая кожа на ногах.)
В более поздние времена у модников обувь стала весьма экстравагантной и сделалась предметом хвастовства. Ее вышивали шелком и на восточный манер украшали золотом и драгоценными камнями.
М.Е. Сергеенко в своей книге «Жизнь древнего Рима» определяет кальцеи проще, нежели словарь У. Смита. Он называет их «башмаками с ремнями, закрывавшими ногу». «Делали их из тонкой кожи с двумя парами ремней, – пишет М.Е. Сергеенко. – Ремни, закрепленные у начала пальцев между подошвой и кожей головки, прочно пришивались к этой последней. Всунув ногу в башмак, брали первую пару ремней, перекрещивали их на ступне, обвивали ими ногу до самых икр и завязывали так, чтобы концы спадали вниз. Затем обвертывали ногу второй парой ремней, тоже завязывали их спереди, оставляя концы свисающими»[xvi].
Между тем, римляне тоже носили сандалии, но не в официальной обстановке.
« В Риме не принято было появляться на улице с открытыми ногами, и все свободные люди, выходя из дома, надевали башмаки или туфли, – пишет словарь У. Смита. – Сандалии и шлепанцы носили только в помещениях, и выходить в них наружу по греческому обычаю считалось признаком женственности. Действительно, это была излюбленная насмешка римлян, приверженных древним традициям, над теми, кто считал палий и крепиды более удобными, чем тога и кальцеи»[xvii].
М.Е. Сергеенко приводит в своей книге следующий пример: «Когда Веррес, наместник Сицилии, появился на глазах всех Сиракуз в греческом плаще и сандалиях, то такой вид должен был произвести на каждого строгого римлянина впечатление столь же оглушающее, какое произвело бы на нас появление в общественном месте человека в одном нижнем белье»[xviii].
Сандалии на римских памятниках не имеют никаких существенных отличий от греческой формы»[xix].