какую обувь носили казаки
Какую обувь носили казаки
Женская обувь донских и некрасовских казачек.
Обувь, как часть костюма, имеет множество самых разных назначений. Как и одежда, обувь каждого народа была особой и традиционной. Кроме защиты ног, она выполняла опознавательную функцию этнического происхождения. Привычные формы и приемы изготовления передавались от поколения к поколению, отражая историю народа и этнокультурные связи на разных этапах его развития.
Казачки нижнего Дона.
На ногах казачки носили чулки, на них, а иногда и вместо них одевали кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «Ичитки» («ичики» или «ичиги»), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни. [1, 2, 3,4]
Туфли ранее именовались «чеботами».[2]
Казачки Верхнего Дона.
В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.
Праздничной обувью считались чирики – туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.
Еще одной праздничной обувью считались кислинъй наварсъныи чирики, то есть туфли, обшитые по краям ремешком из белой кожи. Кисълина это белая невымоченная в дегте кожа, из которой обычно делали сбрую. Позже казачки стали носить праздничные акаймёнъй, то есть обшитый цветной тесьмой башмак. [5]
«Зимой пъставалы нам валинки валяли, бахилки были, чирики мущинскии с казырьками» (ст. Нижний Чир).[2]
Некрасовские казачки.
Обувь некрасовских казачек сочетает в себе и низовую и верховую обувь.
Мягкая обувь из цветной кожи, сшитая чулком без подметки называлась бахилами или бахилками. Сверху на них одевали котыры – из грубой кожи. «КатЫры красная, а ета бахилочки жолтинькии, мяфкаи, как пярчатки, ф катыры надяюцца, штоп нимарались». Сочетание желтых бахилок и черных котыров поверх них напоминает ичитки и сафьяновые туфли низовых казачек. Бахилки также встречались у казачек средней части Дона.
Грубая рабочая обувь: хоботы или ходокаки и постолы [пъсталЫ]. Хоботы встречались на среднем и верхнем Дону в качестве мужской обуви. Постолы считались обувью бедняков.
P.S. Заказать реконструкцию казачьей обуви вы можете в мастерской Чеботарёв Курень (станица Кумылженская).
Копирование материалов статьи без указания авторства запрещено. Только репост.
От бурки до черкески: азбука обмундирования казака
В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.
Гардероб – честь и гордость казака
В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.
Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.
Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.
Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.
Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.
От черкески до кителя
В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.
Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.
Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.
Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.
Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.
Только шашка казаку во степи подмога
Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.
История костюма донских казаков: от зипуна до мундира
Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.
Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.
В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.
В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.
Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.
Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.
Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.
Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.
Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.
Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.
Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.
Д
Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.
Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.
Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме
Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме
В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака.
Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны.
(нажмите на казака, чтобы узнать о его костюме)
Одежда некрасовских и донских казаков
Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее.
Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах.
Бешмет ( кафтан или полукафтан) был длиной ниже колен, на груди застегивался на «площи» — род вислых серебряных или позолоченных пуговиц, служивших украшением. Подпоясывался вытканным поясом – «кушаком» с бахромою. [1] За пояс прятался кинжал, висевший на гайтане.
Поверх бешмета носили кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» (обшлагами), который некоторые авторы назвали «черкеской» [1,2].
Чекмень – род кафтана с «несходившимися» полами. Обычно серого или черного цвета, а в праздники — белого. [2]
Рубахи предпочитали с разрезными полами, застегивали на дорогую запонку. [1]
Осенью сверх черкески носили еще другие виды кафтанов : «киреи» — с шелковыми петлицами и мохрами; «азямы» — длинные и широкие по типу бекеши с прямыми рукавами; а также черные бурки из овечьей шерсти; а на шапке черкесский башлык. [1]
Некрасовские казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени. К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла. Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой.
Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.
Вопреки стереотипам о том, что казаки не носили рубах с вышивкой, которые характерны для русской и украинской культур, именно такие рубахи были частью праздничного гардероба казака. Их редко можно встретить на старинных фотографиях, в основном по причине того, что большинство фотографий сделаны во время службы. Тем не менее, и такие фотографии казаков в вышитых рубахах имеются. Кроме того, фонды некоторых донских музеев хранят некоторые исторические экземпляры.
Вышивка на рубахах располагалась на планке (называлась «манишка» или «наличка»), на стоячем воротнике, подоле и манжетах. Застежка находилась сбоку ворота и планки. Ещё одним вариантом было расположение застёжки по центру. Техники для вышивки использовали разные – как гладью, так и «крестик». Подвязывали такие рубашки вязаным кушаком — пояском с кистями. Пояски вязали из шелковых или шерстяных ниток, длиной в полтора метра, толщиной в палец. В середине была основа — несколько простых ниток, которые обвязывались шелковыми или шерстяными. На обоих концах делали пышные кисти. [4]
Алёна Яблокова
автор и владелец ателье современной казачьей одежды «Меланья»
исследователь казачьей культуры
терская казачка (ст. Троицкая)
Одежда терско-гребенских, линейных и черноморских казаков
Жарков М.П., ст. Уманская, 1911 год. Одет в черкеску с украшениями и бешмет
Но часто ли то, что нам доводится видеть на артистах ансамблей, реестровых и этнических казаках, соответствует этнографическим образцам?
Существует ли в наши дни культура пошива и ношения этого вида одежды?
И как на самом деле должна выглядеть черкеска?
Казаки 2-го Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска. Нач. XXв.
Юные казаки из ст. Старовеличковской, 1915 год. Одеты в бешметы.
Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи. Соответствуют ли этим требованиям современные образцы казачьей мужской одежды? Увы, но далеко не всегда.
Кроме того, в черкеске, как и в любой другой национальной одежде, абсолютно не уместно наличие подплечников и молний. Черкеска должна застегиваться только на крючки, а бешмет, в свою очередь, на воздушные петли, но не на прорезные. Ни черкеска, ни бешмет не должны иметь крой халата или пиджака с юбкой. Печален тот факт, что среди образцов современной «казачьей справы» чаще попадаются именно «пиджаки с юбками» и «халаты с газырями», выдаваемые за этнографическую одежду.