какую обувь летом носил бурятский народ
Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото
Национальный костюм бурят – это традиционная одежда народа с многовековой историей и культурой. Традиции в одежде этого народа связаны с его образом жизни и суровым сибирским климатом. Национальная традиционная одежда бурят приспособлена к кочевому образу жизни и резким перепадам температур. Занятие скотоводством обусловило набор материалов, из которых изготавливали костюмы: шерсть, кожа, мех, шелк. Какая национальная одежда у бурят? Какие костюмы носят мужчины и женщины? Как выглядят буряты в национальных костюмах в настоящее время и как выглядели в прошлом? Какие цвета и материалы выбирают буряты для пошива своих нарядов? Обо всем этом и других интересных особенностях национальной одежды одного из народов Сибири и пойдет речь в статье.
История костюма
В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.
Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.
Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.
Особенности
Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.
Буряты – это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.
Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды – это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.
Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.
Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.
После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.
Традиционные прически как атрибут национального костюма
В детстве и мальчикам, и девочкам заплетали на макушке одну косу, а остальные волосы сбривали. Переставали брить волосы девочкам, которые достигали возраста 13-15 лет. Когда их волосы отрастали, их заплетали в две косы на висках, что служило уже первым явным половым отличием от мальчиков. В 16 лет на голову девочкам надевались специальные украшения – саажа, которые символизировали готовность девушки к замужней жизни и означали что, к ней уже можно свататься.
После свадьбы женщине заплетали две косы.
Традиционные цвета костюмов
Традиционным цветом бурятской национальной одежды является синий. Но были и исключения. Иногда халаты шили из коричневого, зеленого, бордового материалов.
Халат мужчин украшал энгер (четырехугольный борт), который имеет очень символическое значение. Он состоял из цветных полос, верхняя из которых всегда белого цвета (когда к бурятам пришел буддизм, цвет энгера допускался золотой).
Головные уборы и обувь
Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.
Какой национальный костюм у бурятов-мужчин
Мужские халаты обычно шили из материала синего цвета, основным и главным атрибутом костюма были пояса, которые отличались материалом, размерами и техникой пошива.
Верхняя мужская одежда не отрезалась по талии и расширялась к низу. На вороте, как правило, пришивались несколько золотых, коралловых или серебряных пуговиц. Их пришивали также на плечах, под мышкой и самую нижнюю – на талии. Пуговицы тоже имели символический смысл. Например, верхние, считалось, приносили счастье, во время молитвы специально расстегивали пуговицы, чтобы благодать божественная проникла в тело. Средние пуговицы означали достоинство и честь, нижние символизировали достаток и богатство.
Обычно зажиточные буряты шили костюмы из роскошных тканей и украшали их серебром. По одежде можно было судить о социальном статусе, его происхождении и месте проживания человека.
Женский костюм
Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.
Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.
Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.
Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.
По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.
Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.
Украшения
Украшения являются обязательным атрибутом мужского и женского национальных костюмов бурят. Фото украшений поможет разобраться в неимоверном количестве их видов.
Женские украшения поражают своим разнообразием и сложностью. На каждом пальце и в несколько рядов носили кольца, исключением был средний палец. Браслеты носили на обеих руках, причем браслеты и серьги носили не снимая.
Височные кольца и украшения символизировали солнце, звезды, снег, луну. Нагрудные состояли из различных медальонов, в которые обычно вкладывали молитвы. Иногда височно-нагрудные украшения были выполнены в виде ожерелья с колокольчиками.
Шейные украшения имеют символику, означающую плодородие.
Женские украшения были в основном из серебра, со вставками бирюзы, коралла, янтаря.
Современная мода и национальный костюм
Современная мода часто использует элементы национального костюма народа буряты, фото которого очень часто встречается в модных журналах. Известные дизайнеры и кутюрье очень часто используют национальные атрибуты одежды разных народов для создания своих шедевров. Не исключение и национальный костюм бурят.
Многие элементы костюма и большая часть декоративных элементов, орнаменты, серебряные оригинальные украшения, головные уборы, оригинальный бурятский рукав, трапециевидная форма силуэта модели часто используются модельерами в своих коллекциях.
Какую обувь летом носил бурятский народ
Хадеева М.Б.,
ИМБиТ СО РАН, г. Улан-Удэ
Обувь в традиционном костюме бурят
Неотъемлемой частью костюмного ансамбля монголоязычных народов является обувь. Она определялась хозяйственной и социальной жизнью народов, подчеркивала национальное своеобразие. Одно из первых описаний бурятской обуви оставил И.Георги: «:обертывают ноги войлошными или шубными лоскутами, и надевают на оныя долгую и широкую, сапогам подобную, с шерстью, или без оной, кожаную обувь (Годогон) с закопчеными подошвами. Летом носят они кожаные чулки, или род сапогов, на босую ногу:» (Георги, 1799, 31).
По покрою обувь бурят подразделялась на: 1) поршневидную; 2) башмаковидную.
Поршневидная обувь из кожи бытовала у бурят Иркутской области вплоть до ХХ века, а также в Тункинском и Баргузинском районах Бурятии. Подобный вид обуви существовал и у забайкальских эвенков, а у телеутов существовала обувь аналогичная бурятской обуви олод гутаhан. Как отмечает Р.Д. Бадмаева обувь поршневидного типа сохранялась в шаманском костюме и это может указывать на древность ее происхождения.
Ко второму типу относится обувь с подошвой выкроенной по форме ступни, голенищем, а также головкой или носком с союзками:
Сапоги отличались друг от друга только размерами, они должны быть по величине такими, чтобы заполнять просвет в стремени и плотно стоять на его нижней опорной части и не выскальзывать из него, если лошадь начнет брыкаться. Эта обувь была приспособлена для верховой езды в седле со стременами, и ходить в ней было тяжело и неудобно. Толстая, простеганая войлочная подошва была не эластичной и связана с появлением стремени, для предохранения голени от стирания о ремень стремени и обеспечения удобства ступне.
Характерно, что монголы на улице всегда бывают обуты. Даже маленький ребенок выбежит во двор скорее не одетым, чем необутым. Эрмэг гутал чаще всего имели лишь три типовых размера, соответствующих размеру стремян мужских, женских и детских седел (Викторова, 1977, 195).
Среди западных бурят и вышедших из этих районов бурят Забайкалья встречались более легкие унты, изготовленные из плиса, сукна, замши. Подошва изготавливалась из кожи и имела небольшой каблучок.
При изготовлении обуви употребляли небольшое количество инструментов и вспомогательных материалов (несколько видов шильев различного диаметра, иглы разной толщины и размеров и специальный мучной клейстер для проклеивания некоторых деталей).
Технологическая последовательность обработки эрмэг гутал была такова: 1) обработка голенища (тyрии) и союзки (сараг); 2) обработка кожаных рантов (арhан зулаг); 3) соединение голенища (тyрии) с союзкой (сараг); 4) соединение этих двух деталей по заднему срезу; 5) обработка запятника (зуузай); 6) соединение переднего среза с окантовкой (хабшааhан); 7) заготовка подошвы (ула); 8) обработка кромки из ткани (буд зулаг) и кожи (арhан зулаг); 9) соединение заготовки гутал с подошвой (ула).
Данный тип обуви изготовлялся из дымленой овчины и кожи и был характерен не только для бурят и монголов, но и для ряда других народов: тувинцев, хакасов, алтайцев и эвенков Забайкалья. Монголы имели более острый носок и более высоко задранную подошву.
Женская обувь повторяла покрой и назначение мужской и отличалась от неё лишь большей изящностью и легкостью. У состоятельных людей она выделялась материалом и отделкой. Иркутские буряты на носке нарядной обуви из плиса или черного тонкого сукна делали вышивку.
Хозяйственная деятельность бурят была разнообразна, что способствовало сохранению наиболее архаичных форм обуви и формированию более поздних видов сложного покроя. Она же определяла и материал изготовления. Поршневидная обувь сохранилась у бурят Предбайкалья в качестве производственной, а в Забайкалье только как детская. Исследователями отмечались идентичность покроя и терминологии поршневидной обуви у бурят и эвенков,что можно рассматривать как результат историко-культурных связей между этими народами. Также поршневидный тип обуви был распространен и у ряда других народов Сибири, в том числе тюркоязычных.
У монгольских народов существовали представления, что отданная замуж девушка и умерший человек ничем не отличаются. Увозя невесту из родного дома, вырывая из круга родственников, брали ее на руки, чтобы не дать ей наступить на землю, прикоснуться к земле. Также при проводах покойника в последний путь, избегали его прикосновения к земле (Галданова, 1992, 76).
Подводя итоги, можно сказать, что изучение типов бурятской обуви, ареалов ее распространения, взаимопроникновения и сопоставления с обувью других народов Сибири позволит более четко проследить этногенетические, культурно-исторические связи различных групп бурят Предбайкалья и Забайкалья, углубить и расширить знания о прошлом и настоящем народа. И требует дальнейшего изучения и комплексного подхода с привлечением смежных научных дисциплин.
Национальный костюм бурятов
Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.
Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.
Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.
Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.
Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.
Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.
Мужской национальный костюм бурят
Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.
Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.
* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.
Женский национальный костюм бурят
Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.
С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.
С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.
Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.
Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.
Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.
И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.
У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.
Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.
У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.
Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.
Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.
Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.
Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.
Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.
Какую обувь летом носил бурятский народ
Национальная бурятская одежда разнообразна и отличается строгой традиционностью. Она шьется с учетом природно-климатических особенностей, типа хозяйствования, религиозного верования, указывает на этническую принадлежность человека, его положение в обществе, пол и возраст.
В традиционном понимании бурят обувь (гутал) соотносилась с мифологическим понятием «нижний мир», халат (дэгэл) – со «средним миром», шапка (малгай) – «с верхним миром». Согласно этому необходимо одеваться снизу вверх: обувь, халат, затем шапка. Пуговицы (тобшо) также нужно начинать застегивать снизу.
Традиционная мужская одежда бурят
Халат шьется без плечевого шва, не отрезная по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами.
Нож и огниво (хутага, хэтэ)
Ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшается и металлическая подвеска. Используется обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор.
Женская национальная одежда
Женская одежда состояла из рубахи (самса) и штанов (үмдэ), поверх которых носили халат (дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинный халат, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом «үhэ заhаха» («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.
Женский халат застегивается у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот – невысокий, стойка или отложной. Рукава у основания – широкие, имеют сборки на плече, отделываются парчой и тесьмой в середине по шву.
Верх халата покрывается какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл имеет подкладку.
Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря.
Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.
Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая.
Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, үрлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной — (зүрхэн гуу), а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.
Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.
Наплечное украшение (мүрэй гуу, ээмэг-шүрэтэй, утахан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.
Шапка (малгай)
Использована книга «Лодон багшын дэбтэрhээ».