какую обучающую задачу решают сенсорные игры

Сенсорные игры в развитии детей со сложными нарушениями

Сенсорные игры в развитии детей со сложными нарушениями

У аутичных детей отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать её при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Наблюдается также неадекватное использование игрушек. Спонтанная игра не получается.

Начальный этап проводится в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками. На этом этапе специального обучения игре с ребёнком взаимодействуют взрослые. И лишь после долгой и кропотливой работы подключают ребёнка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть комфортна для ребёнка: знакомая обстановка, знакомые дети.

В начале коррекционной работы основой построения взаимодействия с аутичными детьми должна быть стереотипная игра. Педагоги поначалу лишь наблюдают, затем осторожно подключаются к играм ребёнка, делая это тактично и ненавязчиво. Взаимодействие не торопят. Сначала выделяют цикл повторяющихся действий, прислушиваются к бормотанию ребёнка во время игры. Когда ребёнок привыкает к нашему присутствию, пробуют организовать взаимодействие с ним. Стараются много не говорить, не совершать активных действий. В нужный момент подают нужную ему деталь, чем обращают его внимание на наше присутствие. Негромко повторяют за ребёнком его слова. Наша цель – дать ребёнку понять, что мы не помешаем ему играть, от нас может быть польза.

Когда дети привыкают к педагогам и начинают чувствовать себя комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадает и дети реже обращаются к своей стереотипной игре. Параллельно предлагают сенсорные игры. Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребёнком дают новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.

Цель проведения с аутичным ребёнком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого. Механизм проведения игры следующий: привлечённый новым ощущением, ребёнок соглашался на участие в игре, а полученное удовольствие связывалось у него с образом взрослого.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

Игры с мыльными пузырями

Игры со светом и тенями

Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите «китайский фонарик», который озарит все вокруг загадочным светом.

Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

Разложи по тарелочкам

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

Найди такую же коробочку

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность:

— прыжки в определенном ритме;

— проговаривание текстов стихотворений;

— пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

— Сопровождение текста движениями;

— Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

Игры с движениями и тактильными ощущениями

Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребенок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции это придает подобным играм терапевтический эффект. А от взрослого потребуется больше эмоциональности. Однако есть опасность, что взрослый превратится для ребенка лишь в средство достижения необходимого ему ощущения (например, когда ребенка кружат). Чтобы этого избежать, старайтесь не допускать стереотипности таких игр, разнообразить их. Например, перед тем, как покружить ребенка, предложите: «А сегодня возьмем с собой в полет мишку».

Сенсорные игры наполняют ребёнка светлыми красками уверенности и радости, это является движущей силой, побуждающей ребёнка на более активное исследование окружающего мира.

Привлекательные сенсорные свойства дают основной мотив манипуляций с предметами и игрушками. Аутичные дети любят манипулировать предметами. Характерная особенность интереса аутичного ребёнка к предметному миру – изменение порогов чувствительности: детей привлекают самые разнообразные предметы и материалы. Дети могут пробовать на вкус мыло, клей, краски, пластилин и т.д. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребёнок отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.

Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения к предметам, поскольку выделение ребёнком отдельных сенсорных свойств ложатся в основу проведения с ним предметных игр. При этом этих детей удаётся научить действовать с предметами и игрушками: собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизывать бусы на нитку, конструировать и т.д.

Так как связи с миром у аутичного ребёнка нарушены, ему не удаётся естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры невозможно без специальной коррекционной работы:

При обучении сюжетно-ролевой игре используются следующие методические приёмы: показ игровых действий педагогом; совместное выполнение игровых действий (по подражанию или сопряжённо); отражённое выполнение действий (по образцу); выполнение заданий по словесной инструкции.

Первый год обучения отводится на выработку у ребёнка эмоционального отношения к игрушке. На этом этапе следует показать, как надо играть с различными игрушками. Занятия часто проводятся на ковре. Обучение игре начинается с куклы. Сначала дети учатся её кормить, потом одевать и раздевать. Соединение этих трёх действий даёт возможность перейти к элементам сюжетно-ролевой игре. Вводится новый элемент – укладывание куклы спать, добавляется приготовление постели. Много времени отводится и игре с машиной. Педагог показывает, как надо с ней играть, разворачивает элементарную сюжетную цепь: на машину грузят кубики, разгружают, катают в ней различные игрушки. Организация элементарных действий служит подготовкой к строительным играм. Строительная игра состоит из двух этапов: создание постройки и её обыгрывание, включение её в сюжет. Обычно дети выносят игровые действия, которым они научились на занятиях в свою свободную деятельность. Однако даже после специального обучения ещё очень долго присутствуют лишь свёрнутые игровые действия.

При проведении игр следует соблюдать следующие рекомендации:

Проведение с аутичным ребёнком специально организованных игр создаёт эмоционально положительный настрой и способствует обучению различным формам взаимодействия, расширению его представлений о мире, постепенного отхода от узких стереотипов поведения.

Источник

Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры. Шакирова Юлия Расимовна
Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста

«Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста

В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки в особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является «Игра»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал. В. А. Сухомлинский

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.

Именно поэтому проблемы сенсорного воспитания, формирования у дошкольников сенсорного опыта, необходимо решать через игру.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной педагогики хорошо понимали значение сенсорного воспитания. Данные проблемы раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Л. А. Венгер, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П.)

Психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, дети не достигаю достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом. Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной и их сотрудников.

В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А. П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выгодский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).

Становится очевидным, что создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.

лноценного развития ребенка.

Сенсорные ощущения классифицируются на: визуальные (зрительные, осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о: цвете, размере, форме, запахе, звуках, вкусе.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет:

— На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.

— На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

— Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

— Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

— Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Особое место в сенсорном развитии отводится дидактическим играм.

Дидактические игры сенсорного развития делятся на три категории:

• игры с предметами (природным материалом, игрушками,

• словесные игры или игры со словами.

Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Используются как игрушки, так и реальные предметы, в том числе и природный материал (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Задачи игр с предметами: сравнение, классификация, установление последовательности.

Игры с предметами способствуют: умению изучать и знакомиться с различными свойствами предметов, их признаками: цвет, форма, качество, умению сравнивать и устанавливать их сходства или различия.

Игры с предметами направленные на развитие:

• тактильных ощущений («Шнуровки», «Узнай фигуру», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь»)

• понятия формы («Подбери по форме», «Подбери заплатку», «Из каких фигур состоит», «Построим комнату для куколки», «Найди предмет такой же формы»)

• понятия величины («Узкая и широкая дорожка», «Собери пирамидку», «Подбери чашки к блюдцам», «Башня»)

• закрепление цвета («Цветные колечки», «Собери круг», «Подбери платок матрешке», «Подбери к дереву листочки», «Подбери по цвету»)

Наиболее эффективным пособием в развитии сенсорных способностей детей являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Игровые задачи: знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам; развивать пространственные представления.

Цветные счетные палочки Кюизенера

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Настольно-печатные игры способствуют: умению расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

• Лото «Цвет и формы» (Задача: необходимо к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках).

• Домино (В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды»)

• Парные картинки «Найди пару»

Словесные игры строятся на действиях и словах играющих.

Словесные игры способствуют: углублению знания о предметах и явлениях.

Перед детьми ставятся мыслительные задачи, которые им предстоит решать, в игре описываются предметы или же их нужно отгадать по описанию, группировать по каким-то признакам и свойствам, найти алогизмы в суждениях и так далее.

Словесно-дидактические игры помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов; развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы; формируют умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; способствуют развитию сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмор.

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры.Игры для сенсорного развития детей «Игры для сенсорного развития детей» Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры.Дидактические игры для сенсорного развития детей своими руками Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры.Дидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития детей дошкольного возраста, всех возрастных групп. Цели и задачи зависят.

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры.Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры.Игры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры.Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры.Дидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Источник

Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы)

какую обучающую задачу решают сенсорные игры. картинка какую обучающую задачу решают сенсорные игры. какую обучающую задачу решают сенсорные игры фото. какую обучающую задачу решают сенсорные игры видео. какую обучающую задачу решают сенсорные игры смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую обучающую задачу решают сенсорные игры. Светлана Маринеску
Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы)

Выдающиеся зарубежные ученые и отечественные педагоги в области дошкольной педагогики справедливо считают, что сенсорное воспитание является одним из основных сторон дошкольного воспитания. Наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие.

Сенсорное воспитания – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Учитывая актуальность данного вопроса, я приняла решение максимально активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в своей группе.

Для успешного формирование сенсорных представлений у детей,придерживаюсь следующих принципов:

• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.

• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

•Принцип активности – придерживаясь данного принципа, я предоставляю детям высокую степень самостоятельности и инициативы.

• Принцип логического мышления – в игровой форме дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.

• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.

Сенсорное воспитание осуществляю через различные формы работы:

дидактические игры.

Каждая из форм вносит большой вклад в развитие сенсорных способностей детей. Но поработав с детьми, и обнаружив некоторые проблемы в данном направлении, обозначив место и значение дидактической игры в развитии детей, я решила остановиться на теме «Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей»

Целью моей работы стало: формирование у сенсорной культуры детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве).

В своём исследовании выдвигаю следующую гипотезу: если при построении работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста опираться на дидактические игры, то процесс развития сенсорных способностей таких детей будет протекать более успешно.

Важное значение в дидактической игре имеют правила.Правила являются организующим элементом игры: они определяют, что и как надо делать по ходу той или иной игры, а также указывают путь к достижению цели. Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего,игровое действие: оно стимулирует детскую активность и вызывает у детей чувство удовлетворения.

Решение дидактической задачи также происходит в игровой форме; внимание ребенка направлено на игровые действия и уже в процессе игры он выполняет обучающую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактической игре процесс обучения становится более занимательным, в простой и увлекательной форме дети овладевают новыми знаниями и умениями.

Таким образом, игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче, поэтому, чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают дидактическую задачу.

Играя с детьми, соблюдаю методику проведения дидактических игр: объявляю названия игры и расположение ее участников, порядок использования игрового материала; объясняю ход игры (игровое задание); показываю, как выполнить то, или иное действие; подвожу итоги игры с объявлением победителя. В ходе игры оцениваю действия детей для проверки правильности выполненного задания, для поощрения усилий и достижений ребёнка.

Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:

— изучить и проанализировать проблему сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

— изучение динамики уровня сенсорного развития детей;

— познакомить детей с дидактическими играми;

— подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр;

развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);

— формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

— учить способам обследования предметов;

-взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи я изучила большое количество литературы, методических пособий и современных публикаций по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, провела анализ перечня средств обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования в группе, обеспечивающих развитие сенсорных эталонов у детей.

В подтверждение выдвинутой гипотезы подобрала дидактические игры и упражнения для сенсорного развития дошкольников, с помощью которых провела диагностическое исследование. Данное исследование помогло выявить уровень осведомлённости детей группы о цвете, форме, величине предметов.

Использую следующие виды дидактических игр,которые отличаются по характеру используемого материала:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные

Игры и упражнения с предметами:

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов использую игрушки и реальные предметы, произведения декоративно – прикладного искусства,объекты природы: овощи, фрукты, шишки, листья, семена. Когда дети играют в такие игры,то основными их действиями становятся: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Использую следующую классификацию:

• направленные на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь», «Узнай фигуру», «Бусы», «Шнуровки»

• направленные на развитие понятия формы: «Подбери по форме», «Найди предмет такой же формы», «Из каких фигур состоит», «Подбери заплатку», «Построим комнату для куколки»

• направленные на развитие понятия величины: «Подбери чашки к блюдцам», «Собери пирамидку», «Башня», «Узкая и широкая дорожка»,

Наиболее эффективным пособием в развитии сенсорных способностей детей являются логические блоки Дьенеша.

Настольно –печатные: Настольно-печатные игры разнообразны по содержа-нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточняться расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики. Детям нравится игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Предлагаю игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых, например, игра с рукавичками «Найди пару».Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу, например, найти две картинки среди предметов, отличающихся друг от друга формой, особенностями окраски.

Привлекательна для детей игра «Лото», в которой требуется к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.Тематика-лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цвет и формы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др. ;

3. Словесные игры Из словесных игр использую игры с потешками, прибаутками и загадками. Такие игры доступны детям благодаря образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию к детскому опыту. Кроме речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

В своём опыте по сенсорному воспитанию детей использую такие виды дидактических игр:

игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать,

вставлять, нанизывать и т. д.).

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к

неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей

неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

в изображении различных жизненных ситуаций.

6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку)

или его свойства (цвет).

Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой, это дает возможность использовать их во время образовательной деятельности. Отдельные игры типа лото провожу вне занятий, в свободной деятельности детей. В зависимости от уровня сенсорного развития детей заменяю отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Опираясь на выдвинутую гипотезу, и используя различные дидактические игры, мною было проведено исследование по выявлению уровня сенсорного развития у детей в группе.Были получены следующие результаты:

№п. п. ФИО ребёнка Уровень сенсорного развития

9. Арсений К. низкий

12. Алина П. средний

15. Вероника С. средний

19. Герман Т. средний

Таким образом, мы видим,что на начальном периоде исследования в группе было:

• 57% детей с низким уровнем сенсорного развития

• 38% детей – со средним уровнем

• 5% детей – с высоким уровнем развития.

Результаты исследования показали, что у детей слабо развиты сенсорные представления о форме предметов, не все дети знают и умеют различать основные цвета, не умеют различать предметы по свойствам и принадлежностям.

После проведения серии дидактических игр с детьми мы получили следующие

№ п. п. ФИО ребёнка Уровень сенсорного развития

1. Максим Б. средний

2. Полина В. средний

9. Арсений К. средний

10. Денис. К. средний

12. Алина П. высокий

15. Вероника С. высокий

16. Настя С. средний

19. Герман Т. высокий

20. Костя Я. средний

Результаты исследования показали следующее:

• 67% детей со средним уровнем сенсорного развития

• 33% детей с высоким уровнем сенсорного развития

Так же мы видим, что детей с низким уровнем сенсорного развития в группе не стало.

Таким образом, после проведения серии дидактических игр мы видим положительную динамику сенсорного развития детей группы.

1. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;

2. развить способность детей действовать самостоятельность;

3. формировать навыки бережного отношения к играм;

В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работу с детьми в сенсорном уголке провожу в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей.Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме и величине.

Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.

Мной было изготовлены дидактические пособия:

«Умная коробочка»»Цель: развивать у детей сенсорные способности: учить различать цвета, фигуры; развивать логическое мышление и мелкую моторику.

«Разноцветный ёжик»Цель: учить детей отличать и называть цвета; самостоятельно выкладывать геометрические фигуры, называть их;

«Не ошибись»Цель: учить детей чередовать бусины по цвету в предложенном порядке; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимательность и усидчивость.

«Весёлые прищепки»Цель: формировать у детей цветовое восприятие; развивать мелкую моторику рук и щипковый хват, который позволяет поддерживать мышечный тонус пальцев; способствовать формированию образного мышления и воображения.

«Куколки»Цель: закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький», обозначать результат сравнения словами «больше – меньше», учить находить сходства и различия признаков предмета.

«Помоги Маше заштопать платье»Цель: закрепить умения находить геометрическую фигуру определенного размера.

Игровой стол «Помоги фигурам попасть домой»Цель: формировать представления о пространстве, использовать понятия «вперёд – назад», «влево – вправо».

Моя работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между мной и родителями создались доброжелательные, партнёрские отношения, благодаря чему успешно проводилась плодотворная работа:

• провела для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию: родительское собрание «Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей»»

• с участием родителей оформила выставку литературы по сенсорному воспитанию детей;

• провела анкетирование на выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников;

• проводила индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей;

• в родительском уголке регулярно обновляла папки –передвижки: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»; «Что такое сенсорные эталоны «Развиваем сенсорику дома»; «Картотека сенсорных дидактических игр»

• побудила родителей самостоятельно изготовить дидактические игры;

Заключение Анализ проведенной экспериментальной работы показал, что проведенная система дидактических игр дает хорошие результаты. В группе из 21 детей младшего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повысился. Таким образом, мной доказана гипотеза исследования, что постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие, а сама дидактическая игра является эффективным средством развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания младшего дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширить его кругозор, а так же выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей. Но только в том случае, если использовать её в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Играя,ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, группирует по различным свойствам и признакам, отгадывает предметы и действия по описанию, придумывает рассказы. Дети учатся находить ответ, догадываться, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся у них знания и опыт. Именно в игре проявляют сообразительность и способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., Просвещение. 1978.

5. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»

6.Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

7. Козлова С. А., Куликова Т, А. Дошкольная педагогика. – М., 2000г.

8. Воспитание сенсорной культуре ребенка// под ред. Л. А. Венгер. М., 1988г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *