какую нравственную задачу ставил мольер перед театром

Мольер

В 1650 г. Мольер сделался главой труппы и постарался создать ей оригинальное лицо. Тогда-то, совершенно неожиданно в нем открылся талант драматурга. Прежде он никогда не мечтал о самостоятельном литературном творчестве и взялся за перо, понуждаемый единственно бедностью репертуара своей труппы. Вначале Мольер лишь переделывал итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал все более отдалятся от итальянских образцов, смелее вводить в них оригинальный элемент. От фарсов он перешел к стихотворным комедиям и таким образом оставил позади все конкурирующие провинциальные театры.

В 1658 г. трупа Мольера обосновалась в столице, где получила влиятельного покровителя в лице брата Людовика XIV принца Анжуйского. То было время, когда театр во Франции переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение для людей образованных. Королю понравилась комедия Мольера «Влюбленный доктор» и он разрешил ему ставить спектакли в придворном театре Пти-Бурбон поочередно с итальянской труппой. Первый большой успех Мольеру и его труппе выпал в 1659 г., когда были поставлены «Смешные жеманницы». По свидетельству современника, люди отправлялись «чуть ли не за двадцать лье, чтобы посмеяться над этой комедией». Это была первая комедия нравов, написанная Мольером. Она полна фарсовых ситуаций и балаганного шутовства, однако этим дело не ограничивается. Высмеивая претенциозную слащавость знати, а также нелепую вычурность ее одежды и речи, Мольер впервые показал себя моралистом, который желает не только смешить, но и воспитывать общество.

По мнению Мольера, перед комедией стоят две задачи. Первая и главная задача – поучать людей, вторая и второстепенная – развлекать их. Другими словами, обязанность комедии в том, что бы, забавляя людей, способствовать их исправлению. И в самом деле, мода на нелепое жеманство вскоре прошла. Мольер обзавелся могущественными врагами из самых высших слоев общества. В дальнейшем их число неизменно возрастало. Хотя покровительство короля спасало Мольера от серьезных неприятностей, оно все же не делало его неуязвимым. Так в 1660 г. Мольер внезапно лишился зала Пти-Бурбон (он был неожиданно разрушен по приказанию суперинтенданта королевских строений, причем Мольер даже не был об этом заранее предупрежден). Правда, труппе предоставили другое помещение в Пале-Рояле, но оно не было приспособлено для театральных постановок, не имело машин и декораций. Израсходовав более 4000 ливров, труппа Мольера сумела придать помещению надлежащий вид: были построены ложи, возведены помосты для партера и сцены. Во время вынужденного перерыва театр Бургундского отеля попытался переманить у Мольера его лучших актеров. Но те остались верны своему патрону. В январе 1661 г. спектакли в театре Мольера возобновились.

«ТАРТЮФ». Действие комедии происходит в Париже, в доме богатого буржуа Оргона, который принимает у себя набожного человека по имени Тартюф. Этот последний – законченный лицемер, но Оргон настолько попал под его влияние, что не в силах отказать Тартюфу ни в какой просьбе. Ради него он расстраивает помолвку своей дочери Марианы с ее женихом Валером и собирается выдать девушку за своего нового друга. Между тем Тартюф только для вида изображает любовь к Мариане, а сам делает недвусмысленные авансы жене Оргона Эльмире. Сын Оргона Дамис пытается открыть отцу глаза на низость Тартюфа, но тщетно – ловкий пройдоха умело распаляет гнев отца. Оргон лишает сына наследства и изгоняет из дома. Вслед за тем он отдает все свое имущество в дар Тартюфу. Лицемер поначалу отнекивается, но потом соглашается все принять. Увидев, что доводы рассудка тщетны, что Оргон ослеплен своим нелепым восхищением, Эльмира предлагает мужу спрятаться под столом и подслушать ее разговор с Тартюфом. Оргон нехотя соглашается и неожиданно для себя становится свидетелем сцены соблазнения. Только тогда он прозревает и указывает мерзавцу на дверь. В ответ Тартюф сбрасывает маску и говорит: «Уйду не я, а вы… Дом принадлежит мне, и я заставлю всех это узнать». Вскоре является судебный исполнитель и извещает Оргона о выселении. Более того – Тартюф подает на своего прежнего благодетеля донос королю, и теперь беднягу должны бросить в тюрьму. Является офицер с гвардейцами. Тартюф торжествует, но внезапно все меняется. Офицер объявляет, что король не поверил доносу, а приказал арестовать самого Тартюфа. Негодяя уводят, и все кончается благополучно. Мольер как бы подвел своих героев к самому краю пропасти, но не дал им упасть в нее.

Пока шла борьба за «Тартюфа», Мольер одно за другим создает свои главные творения, в которых его гений поднимается до вечных, общечеловеческих тем: «Дон Жуана» (1665), «Мизантропа» (1666) и, наконец, блистательного «Скупого» (1668).

«СКУПОЙ». Первоосновой сюжета послужила комедия «Клад» Плавта, из которой Мольер заимствовал целый ряд комических ситуаций. Главный герой «Скупого» ростовщик Гарпагон отличается необычайной скупостью. Страсть, которую он питает к деньгам, захватывает его безраздельно, не оставляя места для какой-нибудь иной слабости. Его сердце настолько иссушено скаредностью, что в нем заглохли последние ростки человечности. Он представляет собой выжимку, квинтэссенцию скупости.

Прежде всего мы присутствуем при разговоре, который ведут между собой дочь Гарпагона Элиза и его управляющий Валер. Оказывается, молодые люди давно влюблены друг в друга. Валер – знатный молодой человек, приехавший в Париж в надежде разыскать своего отца. Любовь так властно овладела его сердцем, что он поступил на службу к отцу Элизы и теперь, всячески потакая старику, сумел заслужить его расположение.

В следующей сцене представлен диалог Элизы с ее братом Клеантом. Молодой человек горько сетует на позорную скаредность отца, а потом признается сестре, что влюблен в Марианну, очаровательную девушку, которая живет вдвоем с матерью неподалеку от их дома.

Как и в случае с «Тартюфом», сатира здесь разит настолько метко, так верно подмечает мельчайшие черты и свойства, заключает в себе столько истины и настоящей жизни, что имя Гарпагона сразу вошло в жизнь и стало синонимом скупца.

Последней комедией драматурга стал «Мнимый больной» (1673), в которой Мольер, по обыкновению, сам играл главную роль. На сцене во время четвертого представления он почувствовал себя очень плохо. Началось кровохарканье, в тот же день 17 февраля 1673 г. великий драматург скончался.

Источник

Проверочная работа по теме Ж.-Б. Мольер и его комедия «Мещанин во дворянстве».

«Мещанин во дворянстве»

Вспомни биографию Ж.Б. Мольера и его произведение «Мещанин во дворянстве» и ответь на приведённые ниже вопросы.

1. Какова настоящая фамилия Ж.-Б. Мольера?___________________________

2. В каком городе родился Мольер?_________________________________

3. Как называется театр, который Мольер открыл в Париже?_______________

4. Какую нравственную задачу ставил Мольер перед театром?_____________

5. Какой анекдотический случай лежит в основе комедии «Мещанин во дворянстве»?_______________________________________________________

6. Что высмеивает в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольер?_____

7. Канонам какого литературного направления следует Ж.-Б. Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве»?___________________________________

8. В чём проявляется в комедии соединение традиции и новаторства?_______

какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. картинка какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром фото. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром видео. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую нравственную задачу ставил мольер перед театром.

Номер материала: ДБ-1589811

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. картинка какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром фото. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром видео. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую нравственную задачу ставил мольер перед театром.

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. картинка какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром фото. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром видео. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую нравственную задачу ставил мольер перед театром.

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. картинка какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром фото. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром видео. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую нравственную задачу ставил мольер перед театром.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. картинка какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром фото. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром видео. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую нравственную задачу ставил мольер перед театром.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. картинка какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром фото. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром видео. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую нравственную задачу ставил мольер перед театром.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. картинка какую нравственную задачу ставил мольер перед театром. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром фото. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром видео. какую нравственную задачу ставил мольер перед театром смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую нравственную задачу ставил мольер перед театром.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Эстетические взгляды Мольера

Итак, две задачи стоят перед комедией: поучать и развлекать. Если лишить комедию назидательного элемента, она превратится в пустое зубоскальство; если отнять у нее развлекательные функции, она перестанет быть комедией и нравоучительные цели также не будут достигнуты. Словом, «обязанность комедии состоит и том, чтобы исправлять людей, забавляя их».

Представления Мольера о задачах комедии не выходят из круга классицистической эстетики. Задача комедии, как он ее себе представлял, «дать на сцене приятное изображение общих недостатков» (II, 154). Он проявляет здесь характерное для классицистов тяготение к рационалистическому абстрагированию типов.

Мольер нисколько не возражает против классицистических правил, видя в них проявление «здравого смысла», «непринужденные наблюдения здравомыслящих людей о том, как не испортить себе удовольствия от этого рода пьес» (II, 157). Не древние греки подсказали современным народам единства времени, места и действия, а здравая человеческая логика, рассуждает Мольер.

В маленькой театральной шутке «Версальский экспромт» (1663) Мольер показал свою труппу за подготовкой очередного спектакля.

Мысль Мольера была справедлива, но ему не удалось убедить своих современников. Расин не пожелал ставить свои трагедии в театре Мольера именно потому, что слишком естествен был метод сценического раскрытия актерами авторского текста.

В начале пьесы обычно ставится какая-то нравственная, общественная или философская проблема, здесь же указывается на размежевание сил. Две точки зрения, два толкования, два мнения. Возникает борьба вокруг него с тем чтобы в конце пьесы дать решение, мнение самого автора.

Однако мысль драматурга при таком методе приобретает большую четкость, весомость. Мы как бы отбрасываем в сторону все второстепенное, не главные для нас в данном случае черты личности. Наш взгляд устремляется как бы в одну точку. Поле нашего зрения ограничено, но в нем все ярче и отчетливей.

Временное запрещение комедии еще более возбудило любопытство публики. Дерзость автора была и в том, что он осмелился не только осмеять прециозников и вместе с ними фрондирующую знать, но и сделал это умно и талантливо. Последнего ему уж никак не могли простить законодательницы мод.

Однако двор отнесся к пьесе благосклонно и не без интереса (как не посмеяться над политическими оппозиционерами!). Умирающий кардинал Мазарини пожелал видеть комедию у себя во дворце. На представлении инкогнито присутствовал и король, юный Людовик XIV.

Кто же носитель здравого смысла среди лиц, изображенных Мольером в его одноактной комедии? Не кто иной, как буржуа, «честный гражданин» Горжибюс. Его устами драматург выносит приговор прециозному стилю: «Что это за галиматья! Вот уж поистине высокий штиль!»

Молва гласит, что «истинные прециозницы» краснели за своих смешных подражательниц, что салон Рамбуйе аплодировал пьесе Мольера, но это была хорошая мина при плохой игре.

Мольер своей комедией уничтожил прециозный стиль во Франции. Поэт Менаж, один из постоянных посетителей салона, известный «альковист», как называли тогда поклонников прециоз-ниц, заявил в разговоре с поэтом Шапленом, выходя из театра Пти-Бурбон после представления «Жеманниц»: «Мы одобряли, вы и я, все глупости, которые только что были раскритикованы столь тонко и столь трезво… и после сего первого представления отрекутся от всей этой галиматьи и натянутого стиля». Так и случилось: слово «прециозный», ранее произносившееся с почтением, в смысле «изысканный», «драгоценный», теперь приобрело смысл комический, насмешливый, хорошо укладывающийся в русское слово «жеманный». Слово «прециозность» осталось как термин исторический.

Сганарель хочет жениться на своей воспитаннице, внушая ей соответствующие представления о браке. Его старший брат Арист (само имя говорит о тенденции автора: «арист» по-гречески значит «лучший») придерживается иных взглядов на семью и брак. Зачем порабощать волю женщины? Она должна быть свободной:

Напрасно будем мы их каждый шаг блюсти;

Не лучше ли сердца себе приобрести?

Не подозревая своей глупой роли, он становится жертвой лукавой интриги Изабеллы.

2 марта 1672 г. в салоне крупного аристократа, некогда активного участника Фронды, писателя и изысканнейшего острослова Франции герцога Ларошфуко, Мольер впервые прочитал свою новую комедию «Ученые женщины». Через неделю она была поставлена в театре Пале-Рояль.

Мольер осмеивает «ученость» женщин! Мольер оставляет их на кухне, ограничивает поле их деятельности домашним очагом! Такой вывод сделали многие зрители.

На первый взгляд кажется, что Мольер отрицательно относится к учености женщин. Однако при более пристальном рассмотрении комедии совершенно очевидно, что не ученость женщин является объектом насмешки поэта, а претензии на ученость, псевдоученость, чванливое тщеславие, пустозвонство.

Вряд ли кто-нибудь объявит Пушкина приверженцем домостроя, а он писал:

Не дай мне бог сойтись на бале

С семинаристом в желтой шале

Иль с академиком в чепце.

Вы с философией вступите в брак, сестрица,

Над человечеством подъемлет нас она

И разуму дает владычество сполна,

Склоняя перед ним духовное начало,

Что грубостью страстей к зверям нас приравняло.

Арманда (а она, пожалуй, главная фигура комедии) сосредоточивает в себе все зло тщеславия, она вступает в философский спор с Клитандром. Снова, как и в ее разговоре с Генриетой (акт I), обсуждается проблема тела и души, материи и духа. Духовному началу Арманда отдает предпочтение. По ее теории, духу нужно отдать «чистейший свой экстаз» и позабыть, что «тело есть у нас». Клитандр (его устами говорит здесь сам автор) придерживается другой философии:

Итак, речь в пьесе Мольера вовсе не идет о том, можно или нельзя давать женщине образование. Великий драматург никогда не был и не мог быть в силу своих убеждений сторонником домостроевской идеологии. Речь идет о ложной учености, а вместе с тем об идеалистической философии, под маской которой выступила теперь старая средневековая христианская аскеза. «Ученые» женщины мольеровской комедии являют собой комическое воплощение этой философии.

Как можно так погрязть в заботах матерьяльмых,

Не думая ничуть о сферах идеальных!

И третья «ученая» женщина комедии, Белиза, вторит им: «За духом плоть идет всегда на шаг назад» (IV, 270). Отвергая философию лицемерного аскетизма, презрения к материальным нуждам людей (а за ней скрывалось обычно барское презрение к народу), Мольер вместе с тем зло смеется над пустым чванством и тщеславием своих «ученых» женщин, над ученостью ради учености.

Знания, право, дать я женщине готов.

Лишь не видать бы мне в ней страсти исступленной

Ученой сделаться лишь с тем, чтоб быть ученой,-

рассуждает его герой Клитандр (IV, 249).

«Ученые женщины» не имели большого успеха на сцене. Стендаль дал этому такое объяснение: «Я не могу смеяться над лицами, которых решительно презираю».

«Тартюф». (1664). Имя Тартюфа известно всем образованным людям мира. Даже те, кто никогда не читал комедии Мольера и не видел ее на сцене, не раз слышали это имя и, может быть, сами произносили. Оно вошло в мировой речевой обиход как всеобщее нарицание лицемерия во всех его проявлениях, подлости и развращенности под маской благопристойности, показного, лживого благочестия, всякой неискренности, фальши. Мы постоянно встречаем это имя в качестве нарицания лицемерия в художественной, политической, публицистической литературе. Достаточно сказать «Тартюф», всем становится очевидным, что речь идет о мерзости лжи, фарисейски прикрытой высокопарными фразами. В.И. Ленин разоблачал когда-то «изысканно-темную, нарочито сбивающую читателя с толку, дипломатически запутанную» фразеологию «Тартюфов меньшевизма». Пушкин смеялся над тем, как Вольтер, обманутый, обольщенный Екатериной II, «превозносил добродетели Тартюфа в юбке и короне» («Заметки по русской истории XVIII в.»). Белинский гневно писал о «фарисеях, Тартюфах, сребролюбцах, лихоимцах, клеветниках», которые «расплывались в моральных сентенциях, поминутно восхваляли добродетель» («Сочинения в стихах и прозе Дениса Давыдова»).

Общество направляло своих членов в дома заподозренных в вольнодумстве лиц для тайного надзора и шпионажа. Фанатики-шпионы втирались в доверие обреченных жертв, выспрашивали, выпытывали, провоцировали на откровенные высказывания, готовя материал для суда. Деятельность организации была настолько гнусна, что даже король Людовик XIV брезгливо отнесся к ней, приказав запретить «незаконные собрания, братства, сообщества и конгрегации». Но тайная деятельность братства не прекратилась, а только облеклась в еще большие покровы конспирации.

12 мая 1664 г. в Версале была поставлена первая редакция комедии. Парижский архиепископ и королева-мать добились ее запрещения. Осенью того же года Мольер обращается к королю с письменной просьбой о возобновлении постановки комедии. Но разрешения не последовало. Мольер продолжает работать над комедией и совершенствовать ее. Ему удается видеть ее сценическое воплощение в частных закрытых спектаклях в домах знатных особ. В ноябре 1664 г. комедия была поставлена в Ренси, во дворце принцессы Палатинской.

Как уже отмечалось, Мольер создал несколько вариантов комедии. Первоначально Тартюф появлялся в монашеской сутане, как живое воплощение всех мерзостей церкви. Потом в угоду церковной цензуре он облачил своего Тартюфа в светские одежды, но имя лицемера-монаха стало уже нарицательным, его повадки остались те же, и под светской одеждой все узнали Тартюфа (во второй редакции Мольер изменил даже имя его на Панюльф).

Когда послушаешь его нравоученье,

То, как пи поступи, все будет преступленье…

Мольер помнит главный принцип своей эстетической программы: поучать развлекая. Он смешит зрителя, прибегает иногда к приемам обнаженной клоунады. Полон комического эффекта диалог между Оргоном и служанкой Дориной:

Сущность проповедей Тартюфа предстает зрителю в комических признаниях простоватого Оргона, когда он с благочестивым восторгом рассказывает о своих чувствах, порождаемых проповедями Тартюфа, и ему невдомек, что чувства эти бесчеловечны по существу:

Реплика Клеанта, с ужасом слушающего восторженные речи Оргона, обманутого, ослепленного «благочестием» Тартюфа, полна глубочайшей иронии: Как человечно то, что он преподает!

Намедни он себя жестоко упрекал

За то, что изловил блоху, когда молился,

И, щелкая ее, не в меру горячился.

Мольер помнил мудрое правило: уничтожать противников, поднимая их на смех. Тартюф втерся в полное доверие Оргона, он подчинил себе все в доме. Дочь хозяина прочат ему в жены, состояние богатого Оргона по дарственной перешло в его руки. Оргон доверил коварному обманщику даже шкатулку с секретными (очевидно, антиправительственными) материалами, данными ему некогда на хранение другом. Тартюф на глазах зрителя перевоплощается. Вот он приказывает Дорине прикрыть платком обнаженный кусочек груди, дабы избежать греховных мыслей, и через минуту пытается соблазнить прекрасную Эльмиру, жену Оргона, обещая ей «наслаждение без греха». Он застигнут на месте преступления, но нисколько не смущен: от проповеди порока ловко переходит к христианскому самоистязанию, обвиняя себя и прощая «ближних». Все рассчитано на эффект, и эффект достигнут: ослепленный Оргон верит ему, как ослепленная паства прихожан верит своим духовникам, не желая знать ничего порочащего их. Оргон изгоняет из дома сына, пытавшегося убедить его в лживости Тартюфа. Наконец, Оргон своими ушами слышит нечестивые речи своего любимца. Он прозрел, понял, что за субъект держал его в плену благочестивой лжи. Но теперь снова появляется на сцене старуха Пернель как живое воплощение нравственного ослепления людей. Теперь уже Оргон вынужден убеждать свою мать в том, в чем его до того убеждали долго и безуспешно все домашние. Тартюф сбрасывает личину. Он предъявляет права на имущество своей злополучной жертвы. Является судебный исполнитель, наглый, жадный до скандалов, является и сам виновник несчастий Оргона Тартюф в сопровождении полицейского офицера, чтобы арестовать свою жертву.

Пьеса Мольера полна тонких жизненных наблюдений и реалистических замет. Разве не живописна картина провинциальной жизни тогдашней Франции, нарисованная мимоходом репликой умнейшей Дорины?

Вас отвезет рыдван в спокойный городишко,

Негаданной родней обильный до излишка

И полный прелестью семейственных бесед.

Сперва вас поведут знакомить в высший свет:

Вас молодой супруг представит всепервейше

Мадам исправнице и госпоже судейше,

И те любезно вам складной предложат стул;

На масляной вас ждет веселье и разгул:

И обезьянщики, и балаган на рынке.

Разве не видим мы здесь первые штрихи гениальных «Сцен из провинциальной жизни» Бальзака и столь же колоритных зарисовок Стендаля, Флобера, Мопассана? Полна жизни и вечной правды сцена ссоры двух влюбленных, Валера и Марианны, написанная драматургом с веселым и добродушным юмором (действие II, явление IV). Мольер ратует за умеренность. Он враг крайностей. Эта гуманистическая идея особенно разительна в свете решительного осуждения подлеца Тартюфа и проповедуемой им противоестественной морали. Оргон переходит от одной крайности к другой: от слепой, не терпящей никаких сомнений веры в достоинство человека к столь же слепой недоверчивости ко всем.

Источник

Драматургия Мольера в контексте развития мирового театрального искусства

Мольер создатель национальной французской комедии, классик мировой литературы. Его комедия умна, философична, вызывает смех зрителя. Это не “смех ради смеха”, а смех во имя решения важных нравственных и социальных проблем.

Театр Мольера – великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым, шутливым языком, ставя перед ним глубочайшие политические, общественные, философские, нравственные проблемы. Не случайно некоторые свои комедии он так и называет – “Школа жен”, “Школа мужей”.

Еще с детства был увлечен театром. Театр был самой дорогой его мечтой. Образовал труппу актеров и открыл в Париже “Блистательный театр”.

Хотел быть актером, тогда и взял псевдоним – Мольер. То была ранняя пора в истории французского театра. Начинания Мольера не увенчались успехом.

Театр пришлось закрыть. Он вступил в группу бродячих комедиантов. В 1653 в Лионе он поставил одну из первых своих пьес – “Сумасброд”.

Талант драматурга открылся в нем неожиданно. Никогда не

За 14 лет своей творческой жизни в Париже Мольер создал все то, что вошло в его богатое литературное наследие (более тридцати пьес). Ему покровительствовал король. Умер внезапно, на 52 году жизни.

Задача комедии – “дать на сцене приятное изображение общих недостатков”.

Расин не пожелал ставить свои трагедии в театре Мольера именно потому, что слишком естественен был метод сценического раскрытия актерами авторского текста.

В комедии М. характерные особенности классицистического театра. В начале пьесы обычно ставиться какая-то нравственная, общественная или философская проблема, здесь же указывается на размежевание сил. Две точки зрения, два толкования, два мнения.

В конце пьесы – решение, мнение автора.

Вторая особ-ть классицистического театра – предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи, главной черты характера носителя этой авторской идеи (лицемерие – “Тартюф”, скупость – “Скупой” и т. д.). Развитие сюжета, драматургический конфликт, коллизии и даже сами сценические персонажи лишь иллюстрируют заданную тему.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *