какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка

Презентация «Основные направления компенсации дефектов у детей с выраженными отклонениями в развитии»

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Учитель-дефектолог Попова И. В. Тамбов 2012

КОМПЕНСАЦИЯ представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ ФУНКЦИЙ: уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса, положение человека в обществе, условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы.

ЭТАПЫ КОМПЕНСАЦИИ: определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа; проведение оценки степени нарушения функций; создание индивидуальной программы для проведения компенсации; проведение контроля над процессом реализации компенсации; при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается.

ТИПЫ КОМПЕНСАЦИИ используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме не включаемых в функциональную систему. Внутрисистемная Межсистемная

ВИДЫ КОМПЕНСАЦИИ Первичная протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Вторичная предполагающая формирование и развитие высших психических функций, прежде всего психической регуляции поведения.

БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ Ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий. Правильно организованная система обучения и воспитания. Использование принципа соединения обучения с трудом. Правильные отношения в детском коллективе, а также между педагогами и учащимися. Правильная организация режима учебной работы и отдыха детей. Чередование разнообразных видов методов обучения учащихся. Использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Номер материала: ДБ-141359

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Компенсация – процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.

Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций.

Исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Адлера.

В основе псих деятельности лежат «функциональные системы», обладающие высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Два типа перестроек нарушенных функций – внутрисистемная и межсистемная.

Фазы компенсаторных процессов:

Связана с обнаружением того или иного нарушения

С оценкой параметров нарушения – локализация и глубина

Формирование программы последовательности и мобилизации ресурсов

Отслеживание процесса реализации программы

Остановка компенсаторного механизма и фиксация результата

Уровни компенсаторных механизмов.

Биологический, или телесный, уровень. На этом уровне компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически, без активного участия со стороны сознания человека.

Психологический, преодолевая ограниченные возможности биологического уровня, человеческий способ восстановления. Глухое животное погибнет, человек способен продолжать полноценную жизнь. Самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.

Психологические защиты по определению Р. М. Грановского, — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травматизирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.

Очень важен характер межличностных отношений. Ощущение нужности, духовного и социального благополучия.

Чувство-осмысленности существования: семья, профессия, ближайшее окружение вне семьи с этим связано причастность и независимость.

Целенаправленность существования, контроль над собственной жизнью.

Социальный уровень: социальная политика государства и отношение к инвалидам в обществе.

Биологическая и социальная компенсация: человек биосоциальное существо, поэтому в группе компенсаторных механизмов задействованы две группы факторов.

Адаптация и компенсация

Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, система перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающие ее существование в изменившейся среде. Адаптация, когда меняется среда.

Компенсация – изменения внутри.

Действуют в разных направлениях, но едины в своих целях.

При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), вследствие воздействия

Чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее поддается психолого-пед коррекции.

— дефект- факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении отношений с окружающими и т.д.

— влияние дефекта затрудняет нормальное протекание деятельности, но и

— служит усиленному развитию других функций, которые могут компенсировать недостаток.

«Минус дефекта превращается в плюс компенсации» (Выготский)

— компенсация возможна за счет «обходного пути» :

1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)

— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития

Для педагога или психолога необходимо знать особенности и своеобразие «обходных путей» с помощью которых ребенок с проблемами достигает в развитии своих целей.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства(очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е.в области психологических последствий нарушения.

Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов,преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Коррекция,под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения,можно сформулировать несколько положений.

Коррекция, в отличие от компенсации,показана в случае нарушения функции,но не ее выпадении. Корригировать,например, зрение, когда оно отсутствует,бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание«нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции.Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

Источник

Какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка

какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. картинка какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка фото. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка видео. какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую направленность имеет процесс компенсации нарушений в развитии ребенка.

Аннотация: Рассмотрим, как вопросы физического воспитания решаются в системе обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Статья:

Необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями.

При организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья детей и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.

Рассмотрим, как вопросы физического воспитания решаются в системе обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Еще Э. Сеген в своем труде «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» (1903) одним из центральных принципов работы с умственно отсталыми детьми провозгласил активность через физическое движение.

В настоящее время имеется достаточно большое количество научных исследований, посвященных изучению различных сторон моторного развития умственно отсталых детей и определению путей коррекции недостатков развития. Изучены особенности двигательного развития умственно отсталых детей (Азбукин Д. И., 1943; Козленке Н. А., 1963; Плешаков А. Н., 1975; Бабенкова Р. Д., 1963), особенности психомоторики умственно отсталых детей (Вайзман Н. П., 1976, 1997), пути формирования двигательных навыков у умственно отсталых детей (Самыличев А. С, 1985; Юровский С. Ю., 1971), общие вопросы физического воспитания и педагогические основы коррекции двигательных нарушений умственно отсталых детей в процессе физического воспитания (Дмитриев А. А., 1987; Черник Е. С., 1997; Мозговой В. М., 2001;).

На основе этих исследований разработаны программы физического воспитания умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста, учебно-методические материалы для проведения занятий по физическому воспитанию умственно отсталых детей, даны рекомендации по их оздоровлению средствами физической культуры (Мозговой В. М., Юровский С. Ю., Захарин Б. И., Дмитриев А. А., Черник Е. С, Сермеев Б. В, Катаева А. А., Стребелева Е. А., Мастюкова Е. М., Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. и др.).

– уровня развития интеллекта каждого ребенка;

– клинической картины слабоумия;

– состояния моторных функций, уровня развития двигательных возможностей;

– наличия у ученика сопутствующих дефектов развития, соматических заболеваний;

– уровня физического развития и подготовленности;

– индивидуальных и возрастных показателей при выполнении упражнений различного характера (циклические, ациклические).

Такой подход к физическому воспитанию помогает выбрать самые эффективные средства развития и коррекции психофизических недостатков учащихся вспомогательной школы, подготовить их к практической деятельности.

Автор говорит о необходимости изучения моторики учащихся вспомогательной школы с учетом того, что каждое спортивное упражнение есть произвольное движение и именно в произвольных движениях проявляется взаимосвязь между внутренней и внешней деятельностью, что способствует развитию психических функций и накоплению двигательного опыта.

Также подчеркивается огромное значение теории уровневой организации движений Н. А. Бернштейна для теории и практики физического воспитания детей с нарушениями интеллекта, в особенности вывода о том, что низшие уровни управления движениями осознаются недостаточно и неполно. В данной работе даны подробные характеристики физического развития, состояния моторных функций и двигательной подготовленности детей с нарушениями интеллекта 11-16 лет, а также методы их измерения. Рассмотрена методика и организация определения динамических и кинематических характеристик движений. Определены задачи физического воспитания учащихся с нарушениями интеллекта: образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные, лечебно-оздоровительные. Описаны различные средства физического воспитания с целью развития двигательных возможностей, даны методические рекомендации к проведению конкретных форм занятий по физкультуре. Рассмотрены основные типы уроков физкультуры, организация и методика их проведения.

Несомненная ценность работы В. М. Мозгового состоит в том, что раскрыты патогенные механизмы формирования двигательных нарушений у умственно отсталых детей и показаны конкретные пути их преодоления. Впервые представлена целостная система физического воспитания и оздоровления учащихся с нарушениями интеллекта, показана коррекционная направленность физкультурных занятий в специальной школе. Основные принципы, разработанные В. М. Мозговым, могут быть положены в основу физкультурно-оздоровительной работы любого типа специального учебного заведения для детей с отклонениями в развитии.

Вопросы преодоления недостатков моторного развития и физического воспитания детей с нарушениями зрения освещены в работах таких исследователей, как Р. Н. Азарян, В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, А. И. Сизова, Г. И. Бредис, Б. В. Сермеев, Э. М. Стернина, Л. С. Сековец и др.

Большую роль в преодолении недостатков моторного, психомоторного и физического развития детей с нарушениями зрения играют специальные коррекционные занятия: ритмика и лечебная физкультура (ЛФК). Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке. Они придают движениям целесообразность, стройность, уверенность.

Вопросы физического воспитания детей с нарушениями слуха рассмотрены в работах Трофимовой Г. В., Коржовой А. А., Власовой Т. М. и Пфафенродт А. Н. В системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха важное значение придается физическому воспитанию, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития.

Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний перенесенных детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания неслышащих и слабослышащих детей является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, что позволяет успешно проводить воспитательную и коррекционно-образовательную работу.

У детей с церебральным параличом (ДЦП) встречаются наиболее тяжелые отклонения в развитии всех двигательных функций. В силу двигательных нарушений у этих детей статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Поэтому физическое воспитание детей с церебральным параличом занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы.

Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в исследованиях М. В. Ипполитовой, Р. Д. Бабенковой, В. А. Бубновой, Е. М. Мастюковой и др. В работе И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» обобщены основные подходы к физическому воспитанию детей с церебральным параличом.

Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В связи с этим физическое воспитание детей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни. Моторное развитие при ДЦП не просто замедленно, но и качественно нарушено на каждом этапе. Поэтому в основе физического воспитания этих детей лежит онтогенетически последовательная стимуляция моторного развития, с учетом качественно специфических нарушений, характерных для разных клинических форм заболеваний. Развитие общих движений проводится поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций.

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа, в зависимости от формы заболевания и возраста. Основными задачами лечебной физкультуры являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития двигательных навыков ребенка. Наряду с ЛФК широко применяется лечебный и точечный массаж. Это способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц.

Важной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение при этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма- питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям. Важно соблюдать общий двигательный режим.

Принципы физкультурно-оздоровительной и лечебной работы с детьми, страдающими церебральными параличами, рассмотренные в книге И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько, являются универсальными и широко используются в коррекционной работе с другими категориями детей, имеющими отклонения в развитии. Это объясняется тем, что при любом отклонении в развитии у детей встречаются те или иные двигательные нарушения. Поэтому, учитывая место двигательных нарушений в структуре дефекта, необходимо проводить все описанные выше мероприятия для нормализации и развития не только моторных, но и всех психических функций ребенка.

Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности,

Во всех коррекционных программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи обязательно выделяется работа по разделу «моторное развитие». В нем предусматривается формирование полноценных двигательных навыков, овладение точно координированными и специализированными движениями рук. В процессе правильно организованных занятий устраняются некоординорованные, скованные, недостаточно ритмичные движения, дети обучаются дифференцированным навыкам. Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма. Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991).

Так в системе коррекционной работы с детьми данной категории, предложенной Э. Я. Пекелис (1972), определенное внимание, наряду с другими сторонами, было направлено на совершенствование моторики детей. В результате двух-трехлетнего посещения детьми групповых занятий с одновременным обучением в школе заметно организовалось их поведение, улучшилось внимание, целенаправленность деятельности, появилось чувство ответственности, сформировались школьные интересы.

В своих исследованиях У. В. Ульенкова (1980,1994) говорит о том, что в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ЗПР значительная роль принадлежит физкультурным занятиям, корригирующей гимнастике, занятиям ритмикой, лечебной физкультурой. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Такая система работы в большинстве случаев способствует значительному продвижению детей.

Н. Ю. Борякова (2000) в учебно-методическом пособии «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» указывает на необходимость совершенствования двигательных функций детей с ЗПР, начиная с раннего возраста. Поскольку дети, поступающие в специализированные группы детского сада, отличаются целым рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.

В связи с вышеперечисленными особенностями в программу коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗПР, названной «Ступеньки развития», включен раздел «Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоториых навыков». Построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются этапы работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются. Однако в этой работе представлены лишь общие подходы к физическому развитию ребенка с ЗПР, но организационные аспекты и содержание коррекционной работы по физическому воспитанию не раскрываются.

Н. Г. Любушкина (1976) описывает приемы работы, которые использовались для развития мелких движений руки и точности координации в процессе экспериментального обучения, направленного на подготовку детей с ЗПР в школу. Детей обучали рисованию карандашом, лепке, аппликации, конструированию. Большое внимание уделялось изображению мелких деталей рисунков. Данные занятия способствовали развитию точности и направленности движений.

И. Ф. Марковская и Е. А. Екжанова (1988) представили свою систему развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, применения которой в начальных классах школ для детей с ЗПР, а также в подготовительных группах специальных детских садов дала положительные результаты.

Одной из интересных точек зрения американских авторов на трудности в обучении у детей, является идея о влиянии определенной физической активности на развитие более высокого уровня способности к обучению у данной категории детей.

Одним из наиболее известных сторонников этих взглядов является С. Delacato (1963), который исходя из своей концепции о трудностях в обучении, разработал серию двигательных упражнений, направленных на совершенствование работы нервной системы и являющихся «лекарством» при неврологической недостаточности.

N.S. Kephart (1968) решающим в преодолении неуспеваемости детей с «замедленным темпом обучения» считал предварительное обучение их перцептивно-моторным умениям. Для развития моторной сферы он предлагал такие задания как:

– различные упражнения на меловой доске, направленные на тренировку мышц кисти и пальцев рук, развитие точности движений, их одновременности;

– упражнения способствующие обучению балансировке (использование балансировочной доски);

– упражнения на батуте, обучающие детей координации и мышечному контролю;

– различные игры при физическом обучении;

– ритмические упражнения и т. д.

Под влиянием этого ученого в дальнейшем были разработаны учебные планы, приемы, которые учитывали двигательные аспекты в обучении детей данной категории.

Таким образом, в исследованиях отечественных и зарубежных авторов показано, что работа по коррекции недостатков моторной сферы детей с ЗПР как дошкольного, так и школьного возраста положительно влияет на развитие их интеллектуальной и речевой деятельности, а также на их общее развитие. Использование возможностей такой коррекции необходимо как в организованных формах обучения и воспитания детей с ЗПР, так и в условиях семьи.

В целом, можно выявить общие подходы к физическому воспитанию детей с нарушениями развития: огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие двигательной активности, охрана и укрепление здоровья детей. Физическое воспитание всегда является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития. Однако, ни для какой категории детей с нарушениями в развитии практически не разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, учитывающая особенности физического развития детей данной категории и отражающая современные подходы к оздоровлению и физическому воспитанию детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *