какую налогово бюджетную политику необходимо практиковать в условиях инфляции
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году
Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот». Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2021 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки. В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний. Не стоит забывать, что в 2021 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.
Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.
Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета. Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков. Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.
Отказ от стабильности и предсказуемости
Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.
Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2021 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.
Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства. Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей. По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.
Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.
Препятствие для восстановления экономики
Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной. Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике. Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.
Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.
Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других. Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны. Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.
В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.
Необходимые изменения
Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.
Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Тема 22. налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика
Тема 22. налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика
№ 1. Почему мы говорим о том, что государственный бюджет — наглядное подтверждение теории общественного выбора? бы Вы прокомментировали выражение: «Принятый бюджет — это всегда компромисс»?
№ 2. Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных и почему?
N° 3. Почему в годы второй мировой войны резко увеличилась доля государственных закупок в национальном доходе стран, участвовавших в ней? Как вообще соотносятся государственные расходы и степень централизации власти в стране?
№ 4. Каковы основные различия в расходных статьях бюджетов центральных и местных органов государственной власти?
№ 5. Почему в условиях функционирования современной бюджетно-налоговой системы присутствует феномен фискального федерализма? Является ли он характерным исключительно для государств с федеральным устройством?
№ 6. Какой принцип налогообложения Вы бы порекомендовали использовать:
а) для помощи многодетным семьям;
б) для строительства теннисных кортов;
в) для оказания помощи малоимущим;
г) для финансирования системы здравоохранения;
д) для финансирования системы противопожарной безопасности;
е) для оборудования площадок для выгуливания собак?
№ 7. На каком принципе налогообложения строится прогрессивная налоговая шкала, которая используется сейчас в большинстве стран со смешанной экономикой? Почему?
№ 8. Каковы основные сложности использования принципа платежеспособности в функционировании современной налоговой системы?
№ 9. Какие из перечисленных ниже налогов относятся к прямым, какие — к косвенным:
а) индивидуальный подоходный налог;
в) таможенные пошлины;
д) налог на прибыль корпораций?
Объясните критерий деления.
№ 10. Личный подоходный налог и налог на доходы корпораций несут на себе основную фискальную нагрузку (т. е. именно за счет этих налогов образуется основная часть поступлений в бюджет). Почемувконце 1980-х — начале 1990-хгг., несмотря на растущие бюджетные дефициты, правительства развитых стран проводили сокращение налоговых ставок и снижали перечень облагаемых этими видами налогов доходов?
№ 11. В связи с чем во многих развитых странах в конце XX— началеХХІвв. ітроисходітлпостепеншлйростналоговназаработную плату?
№ 12. Почему налог на прибыль корпораций связан с проблемой двойного налогообложения?
№ 13. Иногда налоги на наследство и дарение осуждают как «несправедливые», т. к. они не дают возможность свободно распоряжаться своей собственностью. Согласны ли Вы с подобной точкой зрения?
№ 14. Подумайте, в чем различие между действиями экономического агента, подпадающими под определения «налоговая оптимизация» и «избежание (уклонение) от уплаты налогов». Какое из этих действий будет преследоваться в судебном порядке?
№ 15. Приведите примеры налоговой оптимизации, благоприятно отражающейся на благосостоянии общества.
№ 16. Как учитывается инфляция в системе налогообложения?
№ 17. Что дает более верное представление о налоговом бремени: предельная налоговая ставка или средняя налоговая ставка? Почему?
Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки. Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?
№ 19. Почему налоговые системы большинства стран носят прогрессивный характер?
№ 20. Почему в последние в развитых странах со смешанной экономикой существует тенденция снижения степени прогрессивности налоговых систем (особенно налогов на доходы корпораций)?
№ 21. Почему максимум налоговых поступлений в бюджет на долгосрочной кривой Лаффера наступает раньше, чем на краткосрочной?
№ 22. Реальная кривая, демонстрирующая зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки, может отклоняться от идеальной кривой Лаффера, на которой максимум налоговых поступлений наблюдается при величине налоговой ставки в пределах 35-50\%. Среди прочих причин этого отклонения часто выделяют оптимистический или пессимистический настрой экономических субъектов. Как Вы думаете, какая из предложенных кривых показывает рассмотренную зависимость в оптимистически настроенном обществе, а какая — в пессимистически настроенном обществе?
№ 24. Какие группы лиц обладают лучшими возможностями для перекладывания своего налогового бремени: лица наемного труда? Частнопрактикующие врачи, адвокаты? На кого они перекладывают свое налоговое бремя?
№ 25. Почему фирма — монополист не может полностью переложить свое налоговое бремя на потребителей за счет роста цен? Какие существуют ограничения?
№ 26. Какие из перечисленных акцизов легче переложить на потребителей:
а) акцизы на бензин;
в) акцизы на театральные билеты?
Объясните свой ответ.
№ 27. Как зависит возможность перекладывания налогового бремени акцизов с продавцов на потребителей от эластичности спроса на данные товары?
№ 28. Как успешная кампания, направленная на борьбу с курением, отражается на возможности продавцов табачных изделий переложить налоговое бремя акцизов на потребителей?
№ 29. Вы как владелец земли:
а) собираетесь продать Ваш участок;
б) собираетесь сдать Ваш участок в аренду.
В каком случав Вы осуществите перекладывание налогового бремени (поимущественного налога)? На кого оно будет переложено и каким образом?
№ 30. Если мы наблюдаем бюджетный дефицит в условиях ной занятости, о каком бюджетном дефиците мы говорим: о структурном или о циклическом?
Что представляет собой фактический бюджетный дефицит?
№31. Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?
Какой вид бюджетного дефицита напрямую зависит от деятельности правительства в фискальной области: структурный дефицит или циклический дефицит? Поясните свой ответ.
В условиях экономического спада существует бюджетный дефицит. Какой способ финансирования бюджетного дефицита будет более стимулирующим: создание новых денег или займы у населения? Почему?
№ 34. Какой способ финансирования дефицита бюджета лучше использовать в инфляционной экономике? С какими проблемами сталкивается экономика в данном случае?
№ 35. Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на 40 млрд. долл •, что произойдете выпуском продукции?
№ 36. Рассмотрите график:
Государственные расходы. G иналоговыепоступления, Т
Как зависит встроенная стабильность от восприимчивости изменений налогов к изменениям У (т. е. какое значение имеет крутизна линии Г)? Какая линия (Т или 7*) показывает большую встроенную стабильность?
№ 37. Как снижение прогрессивности налоговой шкалы и индексация подоходного налога влияют на встроенную стабильность?
№ 38. Можно ли рассматривать встроенную стабильность как достаточное условие успешного функционирования налогово-бюджетной системы? Есть ли необходимость в проведении дискреционной политики?
№ 39. Какую налогово-бюджетную политику необходимо практиковать в условиях экономического спада? В условиях инфляции?
40. В период инфляции правительство стремится проводить сдерживающую налогово-бюджетную политику:
а) опираясь на расширяющийся государственный сектор;
б) проводя одновременно сокращение государственного сектора.
Каким мероприятиям будет отводиться преимущественное значение в моделях (а) и (б)?
№ 41. В период экономического спада правительство проводит стимулирующую налогово-бюджетную политику. Как зависит эффективность этой политики от уровня занятости (покажите графически)?
№ 42. Почему сторонники экономики предложения при проведении стимулирующей налогово-бюджетной политики в большей степени ориентируются на снижение налогов, чем сторонники экономики спроса (кейнсианцы)? Как, с точки зрения этихдвух экономических школ, снижение налогов повлияет на бюджетный дефицит?
№ 43. Что, с точки зрения кейнсианцев, сильнее воздействует на экономическую ситуацию при проведении дискреционной налогово-бюджетной политики: изменение государственных расходов или налоговые мероприятия? Почему?
№ 44. Рассмотрите три возможные варианта балансирования государственного бюджета: ежегодное балансирование, балансирование в рамках цикла и концепцию функциональных финансов. Чем концепция функциональных финансов принципиально отличается от первых двух способов балансирования? Какой способ балансирования государственного бюджета, с Вашей точки зрения, наиболее приемлем?
№ 45. «Внутренний государственный долг — это наш долг самим себе». Оцените данное высказывание. Каковы возможности правительства уменьшить внутренний государственный долг?
46. В условиях полной занятости правительство увеличивает социальные расходы за счет:
а) увеличения подоходных налогов на население;
б) увеличения внешнего государственного долга.
Что произойдет с производственным потенциалом страны в обоих случаях?
Попробуйте ответить на вопрос б), учитывая тот факт, что правительство: 1) увеличивает свои инвестиционные расходы, 2) экономика функционирует в условиях неполной занятости.
№1. Государственный бюджет — наглядное подтверждение теории общественного выбора, поскольку тяготы его доходной части и дотации из его расходной части перераспределяются между различными группами в зависимости от степени их влияния и того давления, которое они оказывают на законодательную и исполнительную власть. Государственный бюджет — это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, между различными отраслями по поводу дотаций, между центральными и местными органами власти и т. д.
№ 2. Главным образом это относится к государственным расходам на образование, медицину, экологию, как положительный эффект их применения ощущает общество в целом (т. е. третьи лица), а не только их непосредственные получатели.
№ 3. В годы войны в связи с необходимостью жесткого контроля за производством и распределением со стороны государства основная часть выпуска продукции производилась как госзаказ, то есть увеличивалась доля государственных закупок. Чем выше степень централизации власти, тем больше, как правило, государственные расходы.
№ 4. В расходах центральных органов власти одними из основных статей являются расходы на оборону и выплату процентов по государственному долгу. В расходах местных органов власти эти статьи отсутствуют. Здесь преобладают расходы, связанные с выравниванием доходов населения, расходы на строительство автомагистралей, общественную безопасность и т. п.
№ 5. Фискальный, или налогово-бюджетный федерализм представляет собой систему налогообложения и государственных расходов, при которой правами на получение доходов и расходование финансовых средств наделяются различные уровни госу-дарственногоуправления. Местные органы власти нередко испытывают дефицит финансовых средств, т. к. налоговых поступлений оказывается недостаточно для покрытия всех потребностей. Таким образом, возникает необходимость в субсидиях центрального правительства.
Фискальный федерализм не обязательно относится к государствам с федеральным устройством, поскольку федерализм в данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства.
№ 6. а), в), г), д) — принцип платежеспособности, т. к. либо существует принципиальная невозможность реализации принципа полученных благ (например, нельзя помогать многодетным или малоимущим же счет), либо невозможно определить выгоду каждого от реализации проектов (здравоохранение, противопожарная безопасность), б), е) — принцип полученных благ, т. к. в данном случае очевидно, кто будет пользоваться рассматриваемыми благами, и вполне разумно возложить финансирование этих на заинтересованных в их получении лиц.
№ На принципе платежеспособности. Отчасти это связано с недостатками принципа полученных благ (трудность определить получателей благ, невозможность решить такие проблемы, как бедность, безработица и т. п.), отчасти — с общей социальной политикой стран, когда правительство стремится продемонстрировать желание сгладить различия в доходах населения.
№8. Эти сложности связаны в основном с проблематичностью определения базы налогообложения и трудностями подсчета. (Сколько должны платить отдельные группы населения? Как определять долю в налоговом бремени: увеличения доли налога в общем доходе или в виде увеличения общей суммы платежа)?
№ 9, а), д) — прямые налоги (прямо взимаются с субъекта налогообложения); б), в), г) — косвенные налоги (перекладываются на потребителя).
№ 10. Можно дать различные объяснения этому явлению, но исходить при ответе необходимо из сущности неоконсервативного курса, который предлагает в общих чертах дать большую свободу рыночным механизмам путем ограничения вмешательства государства во всех сферах. Кроме того, как правило, данные либеральные мероприятия сопровождаются расширением базы налогообложения, т. е. объема дохода, облагаемого налогом, что не дает слишком сильно сокращаться поступлениям в государственный бюджет.
11. Эти налоги представляют собой взносы в фонд социального страхования, их рост связан с развитием социальных программ.
№ 12. Проблема двойного налогообложения возникает в связи с той частью прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов, т. к, после взимания налога с прибыли корпораций происходит взимание личного подоходного налога держателя акции.
№ 13. Существует и противоположная точка зрения: налоги на наследство и дарение сглаживают социальные различия, уравнивают в какой-то мере шансы на успех для каждого человека. С точки зрения этики, каждый решает этот вопрос для себя сам, но, с точки зрения экономики, данные виды налогов — из источников бюджетных средств.
№ 14. Налоговая оптимизация — это легальные способы уменьшения размера налоговых обязательств, включающие в себя полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений т. п.
Избежание, или уклонение от уплаты налогов — это уменьшение размера налоговых обязательств с нарушением налогового законодательства.
№ 15. Участие в благотворительных программах снижает налоговые выплаты для тех, кто делает взносы в различные благотворительные фонды, и может служить примером увеличения общественного благосостояния.
№ 16. Проводится индексация налогов: при инфляции в 5\% граница каждой группы подоходного налога должна быть повышена на 10\%.
№ 17. Средняя налоговая ставка, т. к. это весь налог, поделенный на величину дохода, облагаемого налогом. Предельная налоговая ставка — это прирост налогов, поделенный на прирост доходов, она преувеличивает размер выплачиваемого налога, т. к. повышенная ставка применяется только к тем доходам, которые находятся в пределах последующей налоговой группы.
Поход Налог Средняя налоговая Предельная налоговая
ставка = (2):(1),\% ставка = А(2) Д(1),\%
Это прогрессивный налог, т. к. средняя налоговая ставка повышается померероста дохода.
№ 19. Такие налоговые системы считаются, во-первых, наиболее справедливыми в социальном отношении, т. к. люди с большими доходами облагаются и большими налогами, во-вторых, именно по этой же причине увеличиваются поступления в бюджет.
№ 20. Сильная прогрессия налоговых ставок тормозит развитие деловой активности, т. к. большой доход влечет за собой рост налогового бремени. Экономический спад в середине 1970-х гг. в странах Запада вызвал необходимость создания всевозможных экостимулов, в том числе, и путем снижения степени прогрессивности налогов.
№ 21. В долгосрочном плане экономические агенты начинают
адаптироваться к происходящим экономическим событиям, они
раньше начинают тягость налогового бремени и приостанавливают производство.
№ 22. (а) — оптимистический настрой, (б) пессимистический настрой.
№ 23. Кривая Лаффера не носит непосредственно практического характера. Она демонстрирует общую закономерность, связанную с существованием предела роста ставок налогов, и имеет теоретическое значение.
№ 24. Лица, самостоятельно определяющие вознаграждение за свой труд, могут переложить часть налогового бремени на клиентов, увеличив плату за свои услуги.
№ — продукция может стать настолько дорогостоящей, что потребитель будет искать другие пути удовлетворения своего спроса: поиск товаров — субститутов, снижение потребления и т. п.
2) — возможны санкции со стороны государства.
№ 26. а) и б), поскольку мало товаров — субститутов: потребитель вынужден покупать именно этот товар.
№ 28. возможность снижается.
№ 29. В случае (б). Полностью или частично Вы можете переложить бремя поимущественного налога на арендатора за счет увеличения арендной платы. В случае (а) покупатель учтет необходимость уплаты налога на собственность и снизит цену, которую он готов заплатить за участок земли.
30. В условиях полной занятости мы говорим о структурном бюджетном дефиците. Фактический бюджетный дефицит = циклический + структурный.
№ 31. Нет. В период экономического спада многие страны, напротив, практикуют дефицитное финансирование, т. е. закладывают в бюджет определенную величину дефицита. Рост государственных расходов и снижение налогов стимулирует деловую активность.
№ 32. Структурный дефицит, который возникает в результате правительственных решений о налогах и расходах в отличие от циклического дефицита, который возникает в результате того, что происходит автоматическое уменьшение налоговых поступлений как следствие отставания уровня дохода, или выпуска от уровня полной занятости.
№ 33. Создание новых денег окажет более стимулирующее влияние, т. к. в случае займов происходит рост уровня процентной ставки и соответственно вытеснение частных инвестиций.
№ 34. Лучше использовать займы у населения путем размещения государственных облигаций. Однако, в этом случае дает себя знать эффект вытеснения.
№ 35. Произойдетрост на 40 млрд. долл. (по теореме Хаавельмо).
№ 36. Чем сильнее степень восприимчивости, тем круче этали-ния. Линия Г’показываетбольшую встроенную стабильность.
№ 37. Снижают. Снижение прогрессивности налоговой шкалы ведетктому, что рост 7 вызывает меньший ростналогов. Ктомуже результату приводит поправка на инфляцию, т. е. индексация подоходного налога.
№ 38. Ответ на данный вопрос зависит от того, взгляды каких экономистов Вы склонны разделять. Кейнсианцы в большей степени уповают на механизмы дискреционной политики, т. е. считают, что встроенные стабилизаторы лишь смягчают колебания, но для решения всего комплекса макроэкономических проблем необходимо проведение именно дискреционной политики. Неоклассическая школа ориентируется в основном на встроенную стабильность, хотя и не отрицает использования методов дискреционной политики.
№ 39. В условиях экономического спада практикуется стимулирующая налогово-бюджетная политика: увеличение государственных расходов, снижение налогов. В условиях инфляции проводится сдерживающая налогово-бюджетная политика: обратные мероприятия.
№ 40. а) — увеличение налогов;
б) — сокращение государственных расходов.
№41. Чем ближе экономика к состоянию полной занятости (т. е. точке У*), тем менее эффективной оказывается эта политика, т. к. ее воздействие будет снижено из-за инфляционных процессов:
№ 42. Кейнсианцы предлагают регулировать совокупный спрос, поэтому наряду с сокращением налогов они выдвигают тезис о необходимости роста государственных расходов. Сторонники экономики предложения полагают, что именно налоги, снижение которых ведет к увеличению доли дохода после уплаты налогов (снижение личного подоходного налога) и увеличению нормы накопления капитала (снижение налога на доходы корпораций), способствуют экономическому росту. Они также, в отличие от кейнсиан-цев, считают, что сокращение ставок налогов иногда может вести к росту налоговых поступлений (кривая Лаффера) и снижению дефицита.
№ 43. Сильнее воздействует изменение государственных расходов. Правительственньїерасходьіщіямовоздействуютнасовокуп-ные расходы (G входит в основное кейнсианское уравнение), а изменение налогов оказывает косвенное воздействие.
№ 44. Концепция функциональных финансов рассматривает проблему балансирования бюджета как второстепенную, выдвигая на первый план балансирование экономики. Ответ на второй вопрос зависит от взглядов участника дискуссии.
№ 45. Отчасти такое высказывание верно, правительство может выплачивать государственный долг за счет налогов, рефинансирования и создания денег, но не надо забывать и об отрицательных последствиях внутреннего государственного долга в долгосрочной перспективе: нарушениях в социальной сфере (неравномерное распределение доходов), снижении стимулов к инвестициям в связи с необходимостью выплаты процентов по долгу.
№ 46. а) производственный потенциал не изменится— уменьшится текущее потребление;
б) производственный потенциал сократится, т. к. увеличение спроса на деньги вследствие увеличения совокупного спроса приведет кросту процентной ставки, т. е. вытеснит производственные инвестиции (эффект вытеснения).
При условиях (1) и (2) эффекта вытеснения в случае (б) может не произойти, или он будет меньше.