какую нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека
Читать реферат по безопасности жизнедеятельности: «Надежность человека как звена сложной технической системы» Страница 3
Зависимость эффективности работы человека от уровня нагрузок. Соотношение между качеством работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство операторов работают неэффективно (так задание кажется скучным и не вызывает интереса) и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека-оператора. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется, главным образом, такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п.
Критерии оценки деятельности оператора. В общем виде деятельность человека-оператора характеризуется быстродействием и надежностью.
Пропускная способность (VОП) характеризует время, в течении которого оператор постигает смысл информации. Зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления.
Надежность человека-оператора определяет его способность выполнять в полном объеме возложенные на него функции при определенных условиях работы. Надежность деятельности оператор; характеризует его безошибочность, готовность, восстанавливаемое своевременность и точность.
Коэффициент готовности характеризует вероятность включения человека-оператора в работу в любой произвольный момент
Вопрос 2.2.2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности
Как известно, от 60 до 90% травм происходит по вине самих пострадавших.
Все это требует уделять серьезное внимание работнику как самому слабому звену во всей цепи обеспечения безопасности и гигиены труда.
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты оборудования и инструментов, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточная дисциплинированность, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травмирования, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень их безопасности.
В условиях ряда образовательных учреждений такими плохо организованными, никак не подготовленными к выполнению элементарных правил безопасности являются обучающиеся и воспитанники, пациенты, посетители тех или иных культурных мероприятий. Среди них можно выделить особые группы риска – несмышленые дети, дети-инвалиды, инвалиды, старики, старики-инвалиды, подростки, организованные и неорганизованные, трезвые и выпившие всего лишь по бутылочке «пива» или «тоника». Все эти категории людей вносят дополнительные сложности для обеспечения их же безопасности, особенно при возникновении нештатных ситуаций. Готовность к ним – должна быть одной из «головных болей» любого руководителя образовательного учреждения с массовой «клиентурой».
Соотношение между качеством и безошибочностью работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство людей работают неэффективно и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется главным образом такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п. При самом высоком уровне нагрузок безошибочность работы человека достигает минимального значения.
Ошибки по вине человека, связанные с безопасностью, могут возникнуть в случаях, когда работник 1) сознательно стремится к выполнению работы за счет нарушения правил безопасности, 2) не владеет приемами безопасного труда, 3) медленно реагирует на изменяющуюся ситуацию и бездействует именно в тот момент, когда его активные действия необходимы.
Среди основных причин ошибок человека можно выделить такие, как: 1) профессиональная непригодность к данному виду труда; 2) неудовлетворительная подготовка или низкая квалификация; 3) слепое следование инструкции с неудовлетворительными процедурами безопасности; 4) плохие условия труда на рабочем месте, например, ограниченная видимость или высокая температура, и/или неудобные средства индивидуальной защиты и т.п.
Поскольку проблемы аварийности и травматизма невозможно решать только инженерными методами, проблемы подбора и подготовки работников, учет их психологии являются важным звеном в структуре мероприятий по обеспечению охраны труда. Поэтому при организации управления охраной труда приходится учитывать психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализировать различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.
Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав
База рефератов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНИ
КРАСНОДОНСКИЙ ГОРНИЙ ТЕХНИКУМ
Реферат по предмету «БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ»
на тему: «НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗВЕНА СЛОЖНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ«
Студента группы 1ЕП-06
Проверила: Дрокина Т.М.
Понятия о системах. Под системой понимается целостное множество (совокупность) объектов (элементов), связанных между собой определенными отношениями и взаимодействующих таким образом, чтобы обеспечить выполнение системой некоторой достаточно сложной функции (достижение цели).
Целостность означает, что относительно окружающей среды система выступает и соответственно воспринимается как нечто единое.
Признаком системности является структурированность системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации всей системы определенной цели.
Обязательными компонентами любой системы являются составляющие ее элементы (подсистемы). Само понятие элемента условно и относительно, так как любой элемент, в свою очередь, всегда можно рассматривать как совокупность других элементов.
Любая система имеет, как правило, иерархическую структуру, т.е. может быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, расположенных в порядке постепенности. При анализе тех или иных конкретных систем достаточно оказывается выделение некоторого определенного числа ступеней иерархии.
Системы функционируют в пространстве и времени. Процесс функционирования систем представляет собой измерение состояния систем, переход ее из одного состояния в другое. В соответствии с этим системы подразделяются на статические и динамические.
Основой системного подхода является анализ, т.е. разделен» целого на составляющие элементы в противоположность синтез, который объединяет части в сложное целое.
С позиций безопасности производственных процессов одна задач системного метода состоит в том, чтобы увидеть, как системы функционируют в системе во взаимодействии с другими частями.
Понятие о надежности работы человека при взаимодействии техническими системами. Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Согласно данным, примерно 20-30% отказов прямо или косвенно связаны с ошибками человека; 10-15% всех отказов непосредственно связаны с ошибками человека.
Ввиду этого, анализ надежности реальных систем должен обязательно включать и человеческий фактор.
Надежность работы человека определяется как потребность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.
Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может явиться причиной повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операций.
В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека.
Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки квалификации или опыта. Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дат истинной картины.
Ошибки по вине человека могут возникнуть в тех случаях, когда оператор или какое-либо лицо стремится к достижению ошибочно! цели; поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора; оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.
1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительны» качеством проектирования. Например, управляющие устройства индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.
2. Операторские ошибки: возникают при неправильном выполнении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.
3. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства вследствие (а) неудовлетворительного качества работы, например неправильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации.
4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудования или неправильным монтажом вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.
5. Внесение ошибок: как правило, это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.
6. Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой как годного элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы 160 допусков, либо с ошибочной отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.
7. Ошибки обращения: возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонением от рекомендаций изготовителя.
8. Ошибки организации рабочего места: теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.
9. Ошибки управления коллективом: недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость, не позволяющие достигнуть оптимального качества работы.
Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.
Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Например, на уровне 1 можно предотвратить ошибки человека; на уровне 2 можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя неправильное функционирование системы вследствие ошибок, внесенных по вине человека; на уровне 3 можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам человека.
Зависимость эффективности работы человека от уровня нагрузок. Соотношение между качеством работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство операторов работают неэффективно (так задание кажется скучным и не вызывает интереса) и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека-оператора. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется, главным образом, такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п.
Критерии оценки деятельности оператора. В общем виде деятельность человека-оператора характеризуется быстродействием и надежностью.
Критерием быстродействия является время решения задачи, время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал момента окончания управляющих воздействий. Обычно это время прямо пропорционально количеству преобразуемой человеком информации:
,
Пропускная способность (VОП) характеризует время, в течении которого оператор постигает смысл информации. Зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления.
Надежность человека-оператора определяет его способность выполнять в полном объеме возложенные на него функции при определенных условиях работы. Надежность деятельности оператор; характеризует его безошибочность, готовность, восстанавливаемое своевременность и точность.
,
Вероятность безошибочного выполнения всей операции в целом определяется при экспоненциальном распределении времени:
,
Коэффициент готовности характеризует вероятность включения человека-оператора в работу в любой произвольный момент времени:
,
Восстанавливаемость оператора оценивается вероятностью исправлений им допущенной ошибки:
,
Этот показатель позволяет оценить возможность самоконтроля оператором своих действий и исправления допущенных им ошибок.
Своевременность действий оператора оценивается вероятностью выполнения задачи в течение заданного времени:
,
Эта же вероятность может быть определена и по статистическим данным как:
,
Количественно этот параметр оценивается погрешностью, с которой оператор измеряет, устанавливает или регулирует данный параметр:
,
Значение погрешности, превысившее допустимые пределы, является ошибкой и ее следует учитывать при оценке надежности.
Точность оператора зависит: от характеристик сигнала, сложности1,! задачи, условий и темпа работы, функционального состояния нервной системы, квалификации, утомляемости и других факторов.
Под надежностью системы (или ее элемента) понимают свойство выполнять заданные функции в течение определенного времени при заданных условиях работы. Надежность следует понимать как совокупность трех свойств: безотказности, восстанавливаемости и долговечности. Фундаментальным понятием теории надежности является понятие отказа. Под отказом понимают случайное событие, состоящее в том, что система (элемент) полностью или частично утрачивает свою работоспособность, в результате чего заданные системе (элементу) функции не выполняются.
В системотехническом методе оценки надежности СЧМ чело представляется в виде компонента системы.
При этом выделяют следующие случаи оценки надежности системы при взаимодействии технических средств и человека-оператора при
Тема 2.2. Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда
Труд занимает треть взрослой самостоятельной жизни человека. Помимо это труд определяет жизнь человека и в другие периоды его жизни (как во время «подготовки» к труду, так и на пенсии). Поэтому труд и его охрана имеют большое значение для любого человека и невозможны без его активного участия.
Известно, что поведение человека определяется его внутренней мотивацией, называемой потребностью, и внешними факторами, влияющими на мотивацию, называемые стимулами. Поведение человека определяется теми потребностями и стимулами, которые доминируют в данный момент времени. Позитивная мотивация активирует способности человека, негативная — тормозит их проявление.
Слабая мотивация работника на безопасный труд делает его самым «слабым звеном» во всей цепи обеспечения безопасности труда и производства, потенциальной жертвой неблагоприятных условий труда, приводит к проявлениям всего того, что мы называем «человеческим фактором».
Как известно, многочисленные технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек, а примерно 20–30% отказов оборудования (инцидентов) прямо или косвенно связаны с ошибками человека. Зачастую эти отказы представляют собой угрозу безопасности человека. Известно, что от 60 до 90% травм происходит по вине самих пострадавших.
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма слишком часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты оборудования и инструментов, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточная дисциплинированность, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травмирования, пребывание людей в состоянии утомления или таком физическом и психическом состоянии, которое снижает уровень их безопасности.
Соотношение между качеством и безошибочностью работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство людей работают неэффективно, и качество их работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оказывается оптимальным, поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется главным образом такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т. п. При самом высоком уровне нагрузок безошибочность работы человека снижается до минимального значения.
Ошибки по вине человека, связанные с безопасностью, могут возникнуть в случаях, когда работник: 1) сознательно стремится к выполнению работы за счет нарушения правил безопасности; 2) не владеет приемами безопасного труда; 3) замедленно реагирует на изменяющуюся ситуацию и бездействует именно в тот момент, когда его активные действия необходимы.
Управление мотивацией поддержания высокого уровня безопасности труда направлено на выработку у работников личных и групповых долгосрочных интересов и соответствующих установок на безусловное заинтересованное соблюдение требований охраны труда, а также соответствующего поведения в опасных производственных ситуациях.
Необходимо различать стимулирующее управление (положительную мотивацию), связанное с поощрением работника, и наказывающее управление (отрицательную мотивацию), связанное с ответственностью работника за свои действия/бездействие.
Для формирования устойчивой направленной положительной мотивации во всех подразделениях и трудовых группах (бригадах) следует использовать самые разные методы стимулирования работников к овладению знаниями и накоплению опыта обеспечения безопасности труда и производства, к снижению показателей аварийности, инцидентности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Нарушение требований охраны труда и безопасности производства дает основание для привлечения такого работника к дисциплинарной ответственности.
Проверенным методом положительной стимуляции направленности работников на безопасный труд является организация смотра-конкурса «За безопасный труд и производство». Стратегическая задача такого смотра-конкурса состоит в развитии системы методов морального и материального поощрения (стимулирования) работников, знающих и соблюдающих требования и нормы охраны труда, при сохранении системы дисциплинарных воздействий на недостаточно подготовленных и недисциплинированных работников.
Основные цели такого смотра-конкурса:
1) формирование устойчивой мотивации работников на знание и соблюдение норм и правил по охране труда;
2) повышение заинтересованности работников в улучшении состояния условий и охраны труда на рабочих местах и в подразделениях;
3) повышение исполнительности работников по соблюдению требований охраны труда, инструкций по безопасному ведению работ;
4) укрепление трудовой и технологической дисциплины работников, поскольку повышение общей дисциплинированности работников ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Смотр-конкурс проводится между отдельными работниками и между отдельными однотипными подразделениями, как внутри каждого подразделения, так и по однотипным должностным обязанностям или по профессиям.
Подведение итогов смотра-конкурса проводится регулярно, как правило, на собрании трудового коллектива подразделения, группы подразделений, всей организации или на расширенном совещании руководителей подразделений, участвовавших в конкурсе. Если в организации праздник «День фирмы» стал традицией, то подведение итогов лучше приурочить к этому дню. Если в организации отмечают какой-либо отраслевой праздник, например День шахтера, то награждение победителей смотра-конкурса можно провести в этот день. Сведения о победителях смотра-конкурса, о характере и размерах поощрений оформляются письменно в виде приказа по организации.
Меры поощрения выбираются с целью создания реальной заинтересованности работников в обеспечении безопасности каждого рабочего места и всех производств, развития и закрепления стимулов к выполнению требований безопасности, осознания индивидуальных и групповых интересов, ответственности работника за состояние травматизма в трудовом коллективе, коррекции субъективных представлений об опасностях с их реальной значимостью для устойчивого развития предприятия.
Удобно приурочивать подведение итогов конкурса к Всемирному дню охраны труда. Всемирный день охраны труда отмечается 28 апреля. Исторически Всемирный день охраны труда связан с инициативой американских и канадских рабочих, предложивших отмечать с 1989 года День памяти рабочих, погибших или получивших травмы на работе. Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП) поддержала это начинание и включила в его содержание понятия устойчивого труда и устойчивых рабочих мест. В 2003 году МОТ предложила изменить концепцию Дня памяти погибших и сделать основной упор на профилактике несчастных случаев на производстве и заболеваний профессионального характера, назвав этот день Днем охраны труда!.
Проведение Всемирного дня охраны труда может стать основанием для организации информационно-разъяснительной кампании, посвященной предотвращению связанных с работой несчастных случаев и заболеваний. В этот день все работники могут еще раз задуматься и обсудить организацию безопасности своей работы и определить меры, которые позволят избежать травм и заболеваний не только 28 апреля, но и в течение всего года.
Важной задачей проведения Всемирного дня все чаще становится пропаганда, культуры охраны труда / культуры безопасности.
Культуру охраны труда/безопасности на рабочих местах можно понимать как совокупность ценностей, отношений, правил, управленческих систем и методов, принципов участия социальных партнеров и режимов труда, ведущих к созданию безопасной и здоровой производственной среды, в которой труд людей будет высококачественным и производительным.
В нашей стране необходимость повышения культуры охраны труда обусловлена неблагоприятной демографической обстановкой, высоким уровнем в принципе предотвратимой смертности и потерей трудоспособности.
Высокая культура охраны труда позволит ограничить рост затрат, связанных с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Однако эффективной культура охраны труда и безопасности производственной деятельности в целом может стать лишь тогда, когда будет организован непрерывный процесс повышения информированности и обучения работников всех уровней, когда будет обеспечена возможность проконсультироваться по любому вопросу охраны труда у специалиста, когда будет достигнуто согласие между социальными партнерами, а также ликвидировано противоречие между различными экономическими и финансовыми институтами, когда периодически будут анализироваться проделанная в сфере охраны труда работа и выявляться соответствующие проблемы.
Динамичный и развивающийся процесс формирования культуры охраны труда имеет много общего с процессами эффективного развития организации.
Непрерывное развитие производства и предприятия наиболее эффективно и устойчиво при условии учета предложений, вносимых работниками всех уровней. Все это — важнейшие элементы системного подхода к решению проблем управления охраной труда на уровне предприятия, изложенные в Руководстве МОТ по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001 г.). МОТ рассматривает этот системный подход в качестве краеугольного камня глобальной стратегии охраны труда, направленной на формирование и поддержание национальной культуры охраны труда профилактического характера.
Одним из способов вовлечения работников в управление охраной труда является участие членов комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда во всех видах, формах и уровнях контроля выполнения требований охраны труда.
Для информирования работников по вопросам охраны труда по решению руководителя в организации, на предприятии создаются кабинеты охраны труда или уголки по охране труда.
Кабинет охраны труда и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В организациях численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, создаются кабинеты охраны труда, в организациях численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголки охраны труда.
Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:
а) оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;
б) создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;
в) пропаганда вопросов труда.
В кабинете или уголке охраны труда проводятся различные мероприятия по охране труда, в том числе:
· семинары, лекции, беседы и консультации по вопросам охраны труда;
· обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, способам оказания первой медицинской помощи;
· инструктажи по охране труда, тематические занятия с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, проверка знаний требований охраны труда работников;
· выставки, экспозиции (кроме того, в кабинете охраны труда, как правило, есть стенды, макеты и другие виды наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда);
· аналитические исследования состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценка их влияния на безопасность трудовой деятельности.
В уголке охраны труда структурного подразделения (участка) организации размещается следующая информация:
· планы работы кабинета охраны труда (если он создан в организации);
· графики проведения инструктажа и расписание учебных занятий по охране труда;
· приказы и распоряжения, касающиеся вопросов охраны труда организации, планов по улучшению условий и охраны труда;
· о вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка);
· о нарушениях требований законодательства об охране труда;
· о случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;
· о поступлениях в кабинет охраны труда новых документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т. д.