какую надувную лодку выбрать для сплава
Лодка для сплава (Просматривает: 1)
Ромыч72
Всем привет. Может быть уже есть такая тема, прошу не ругаться, а дать ссылку, я ничего на эту тему не нашёл.
Мы с группой товарищей сплавляемся по горным рекам и ловим хариуса.
Реки хоть и горные, но сравнительно спокойные, не категорийные.
Но всё-таки и не равнинные, есть и прижимы и чемоданы и обратные валы и шиверы.
В этом году в июне сплав на одну неделю в верховьях Мрассу и в августе двухнедельный сплав в верховьях Абакана.
Несколько коротких, на одну-две ночёвки, сплавов в верховьях Томи.
Хожу на лодке Бахта 265 НД от СибРивер.
Лодка нормальная, претензий никаких, но маловата.
Неспешно присматриваю замену.
Пока что кандидаты:
Джой 300 от СибРивер
Кантегир 300 от Сибривер
Таймень 290 НД от Мастер лодок.
1)Есть здесь кто-нибудь, кто увлекается такой же рыбалкой?
На какой лодке ходите?
3)А может я ещё какие лодки упустил подобные, не включил в свой выбор?
Есть и ещё вопросы к опытным сплавщикам, но, думаю,
сразу их сыпать в одну кучу ни к чему.
Будет тема жить, обсудим и их.
__________________
мой тел. 8-9О9-522-О2-1О
электропочта: promsila42собакаmailточкаru
сайт: promsila42точкаpro
Сергей41
Andrew_Sonar
Как тут верно подметили, ничего лучше байдарочных форм для сплавов не придумано. И скорость, и маневренность, и удобство размещения грузов вдоль, не скученно.
Посоветую что-либо из больших (только по размеру, а не весу) каяков типа таймтриаловского Варвара-Гиганта, Щукаря-380. У Тайм Триала есть ещё и достаточно медленная, но очень надёжная и вместительная баржа Waterfly. И есть специально заточенная под рыбалку большая одноместная байдарка Фишкаяк. Она уже очень хорошо себя зарекомендовала, гугл в помощь.
Ромыч72
Скорость для меня не так важна, а вот комфорт на воде важен. по 6-8 часов на воде проводим.
В общем, не первый год хожу уже. с типом плавсредства определился.
Определяюсь с конкретной моделью.
Добавлю, сплав сплаву рознь.
Согласен, для прохождения порогов нужно узкое и маневренное судно. Но мы там не ходим. у нас плесы, перекаты, прижимы. реки или участки рек НЕ категорийные.
Andrew_Sonar
Ромыч72
В общем про байдарки из спора выхожу.
Тут каждому своё. Я не убеждаю вас, но и меня убеждать не надо.
Real Gek
SergSVR
Andrew_Sonar
ylos50
SergSVR
У порядочных байдарочников упоминание этих изделий вызывает обычно зелёные блюющие смайлики. Сам в глаза эти Щуки не видел, но и не верить авторитетным для себя в этой сфере людям смысла не вижу.
Со всеми вытекающими, типа лютой вони, если недосушил. Упомянутые выше бвйдарочники с многолетним опытом давно уже засматриваются на однослойки (только из этих соображений), но пока не видят идеала.
Это если кому тряпочка тонкая опасения внушает.
Пивоварыч
Поскольку являюсь заядлым туристом, в том числе, часто в водные походы хожу, то «внесу свои пять копеек». Правда, если речь о сплаве, то мы на байдарках ходим, при том, лично я признаю только каркасные, в наличии имеются «Таймень» и «Колибри». Но, раз топикастер не рассматривает вариант байдарки, то акцентировать вопрос на этом типе плавсредств не буду. Лодка, так лодка. Но, как мне кажется, на чём ни ходи, а рыбу ловить и одновременно грести очень неудобно (сам так никогда не делаю). Если уж есть желание именно на вёслах и, при этом, на дорожку ловить, то нужен экипаж из двух человек, один гребёт, а другой ловит. Иных вариантов комфортной рыбалки при поставленных задачах я не вижу.
Есть вариант использовать не вёсла, а небольшой лёгкий мотор – тогда без проблем можно и одному рыбачить, хотя, всё же, вдвоём будет удобнее. Маломощный мотор бензина ест мало и весит не много, при том, он всяко быстрее вёсел может тянуть. Так что дотащить его даже без машины не особо сложно, а возможности он существенно расширяет (например, проход против течения, если вдруг надо).
Сам в прошлом году выбирал комплект, правда не только для сплавов – мне универсальная и недорогая лодка была нужна, но, сплавы предполагались, в том числе. И я остановил в итоге свой выбора на лодке «Фрегат» с мотором HDX 2,6. Лодка показала себя очень хорошо, лёгкая (относительно, конечно) и прочная, плюс, жёсткое складное дно позволяет ловить на спиннинг стоя (но при спокойной воде, конечно). Единственный минус – плоскодонка, волну держит так себе (чуть не утопли в этом году, попав в шторм на Цимле). Но, как я понял, автор темы в шторм ходить и не планирует.
Но, для сплавов, конечно, какая бы лодка ни была, но я бы её рекомендовал немного доработать. Прежде всего, защиту дна поставить (например, выкройка из линолеума, которая натягивается на лодку вплотную, аналогично тенту, но только снизу), ну и бортовое освещение, эхолот, тенет и т.д. Кое-что из этого я уже сделал на лодку, а то-то пока только в планах (в этом году мы как-то расслабились, если честно, и сделали далеко не всё, что по «малой флотилии» было намечено, работы по «Фрегату» тоже частично пострадали).
Если интересно, могу поискать ссылки на свои обзоры лодки и мотора, плюс, кое-что из модернизации и опыта эксплуатации.
Лодка для сплава
Самостоятельные походы — это возможность самим выбрать лодку для сплава по реке, маршрут, меню. А ещё вы сами определяете состав команды (с незнакомцами в готовых турах можете быть очень непросто). Экономия — ещё одно немаловажное преимущество, ведь не придется платить за организацию самостоятельного тура (эти деньги лучше потратить на покупку хорошего плавсредства). Если и вы с друзьями решили стать самостоятельными сплавщиками, начать стоит с выбора хорошей лодки, которую можно арендовать или купить. В этот удивительный мир мы и окунёмся в этой статье.
Виды лодок для сплава по реке: названия и описания
Выбор плавсредства сплавщиками полностью зависит от условий водных походов. Поэтому мы рассмотрим основные типы судна и разберемся, что и когда подойдет именно вам. Заодно вы узнаете, как называются лодки для сплава.
Рафтинг — это экстремальные сплавы го горным рекам на рафтах, под которыми понимаются надувные большие лодки для сплава (raft в переводе с английского означает “плот”). В них может сидеть 4-10 гребцов и инструктор. Борта выступают в роли сидений, а для ног на дне есть специальные упоры. Благодаря этому прохождение порогов проходит спокойнее и приятнее. Гребля осуществляется однолопастным веслом, на корме находится инструктор.
Рафты популярны за границей. Обычно их используют для коммерческого туризма на несложных реках. Опытных сплавщиков, которые в России ходят на рафтах на сложные водные путешествия, мало.
Главный плюс судна: во время прохождения на нём менее ощутимы небольшие перекаты. Профессиональные водники говорят, что рафт утюжит воду. Но через узкие протоки меж камней рафт не пройдет.
Кому подойдет рафт:
Конструкция баллонов делает такой надувной плот безопасным и очень плавучим.
Катамаран
В представлении многих катамаран — это небольшая лодка с педалями для простых водных прогулок. Всё немного иначе и фото выше подтверждает это.
Катамаран сплавщиков — это два больших воздушных баллона, которые соединены между собой жесткой рамой (на неё можно натягивать сетку или прочную ткань, тогда рама превращается в плот). Оболочка баллонов сделана из очень прочного материала (ПВХ, авизент), поддерживает форму внутреннего баллона и защищает его от повреждений.
Плюсы катамарана связаны с его безопасностью:
Надувные катамараны есть разной вместимости (6,4,2 человека).
Для чего подойдет катамаран:
Сплавы на катамаранах по праву считают одними из наиболее безопасных.
Байдарка
Это каркасное или надувное судно с 1-3 людьми. Управление выполняется двулопастным веслом с разворотом (он нужен для того, чтобы гребки не сопровождались потоком воды на голову). По категории сложности отличается от рафта и катамарана существенным ограничением — не выше тройки.
Байдарка — достаточно маневренное судно. На нём вы сможете испытать много удивительных эмоций, будете легко проходить между и под упавшими деревьями. Это идеальный вариант для спокойных равнинных рек.
Кому подойдет байдарка:
Если вы ищите лодку для сплава по малым рекам, рассмотрите байдарку. Для таких водоёмов как раз важна хорошая маневренность и небольшие габариты плавсредства. Но у вас должны быть навыки управления байдарками, потому что они не отличаются устойчивостью из-за конструкции.
Каяк вмещает не больше двух человек, в основном плавает один. Не зря каякинг называют спортом одиночек: человек остаётся один на один со стихией, даже если рядом будут плыть товарищи на своих каяках.
Это маломерное судно выполняется из прочного пластика. Есть каяки для экстремальных и спокойных водного походов. Это отличная лодка для сплава по горным рекам: профессионалы могут выполнять эффектные трюки.
Кому подходит каяк:
Мы разобрались с основными видами и названиями лодок для сплава по горным рекам и обычным. Но можно использовать и другие плавсредства.
Надувная лодка
Ещё один хороший и доступный по цене вариант для сплавов — обычная надувная лодка. Но далеко не все модели по своей конструкции подходят для сплавов. Учитывайте следующее:
В день на простом рыболовном плавсредстве по речке на равнине или предгорье можно пройти на веслах не больше 25 км (с остановками). Для сплава это мало. Но, если вы не спешите, хотите насладиться спокойствием или, прихватив с собой спиннинг, половить рыбу, вполне достаточно. В отдельной статье читайте о том, как выбрать ПВХ лодку.
Какую лодку ПВХ выбрать для сплава? Хороший вариант — Лоцман Т-30. Её конструкция как раз сделана с учетом пожеланий опытных туристов, которые занимаются сплавом на реках с порогами.
Более продвинутый вариант — лодка ПВХ Лоцман Турист 300 ВНД (с вклеенным надувным дном).
Быстрый сплав нуждается в других суднах, которые намного быстрее рыбацких гребных.
Можно ли использовать обычную моторную лодку? Моторка и настоящий сплав — взаимоисключающие понятия, особенно, если речь идет о небольших реках. Вы просто будете пролетать по маршруту, и никакого наслаждения. Будете слушать рык мотора, и не получите нагрузок для своего тела.
Другой важный момент: гребцы, находящиеся по близости, будут очень недовольны, потому что лодка с двигателем оставляет большую волну. Подобный хаос профессиональным сплавщикам (а такие на моторках не сплавляются) ни к чему. Моторка подходит для обычного хождения, когда требуется быстро проплыть много километров по большой реке или подняться по течению. В крайнем случае можно взять электрический мотор, потому что он не набирает серьёзную скорость, работает тихо и экологично.
Как выбрать для сплава по реке лодку ПВХ: основные критерии
Если вы решили организовать простой сплав на хорошей надувной ПВХ лодке, учитывайте следующие моменты при её выборе:
Выводы: лучшая лодка для сплава по реке
Самое хорошее плавсредство — то, которое подходит условиям сплава и вашим умениям. Значит, вам нужно заранее всё хорошо продумать.
Если хотите неспешный сплав по спокойному крупному водоёму, особенно, совместно с рыбалкой, выбирайте надежную ПВХ лодку.
Если собираетесь в настоящий сплав, можете попробовать себя в каркасной байдарке. Но перед этим научитесь ею пользоваться. Если имеются навыки, для первого серьёзного путешествия это хороший вариант. В байдарке комфортно сидеть, техника гребли не сложная, главное — научиться управлять судном.
В управлении катамараном и рафтом очень важна слаженная работа команды. За разные маневры отвечают конкретные люди. Без слаженности получится не сплав и отдых, а борьба с судном. Управление важно осваивать с опытным капитаном.
Теперь вы знаете, какую выбрать лодку для сплава по реке.
Желаем приятного путешествия!
Лодки для сплава и рыбалки по рекам
Большинство рыбаков понимает, что отплывать надолго от берега можно только на проверенной технике. В данном случае подбираются лодки с крепким днищем и надежным подвесным транцем.
Средство для сплава по руслу реки, в первую очередь, максимально легкое и грузоподъемное.
На деле оно нагружается снаряжением, провизией и несколькими пассажирами, управляющими судном. Так как быстрые русла рек опасны, а в некоторых местах есть тяжелейшие шиверы, перекаты и плесы, дно средства для сплава должно не принимать ущерб от возможных препятствий.
Большое значение при выборе такого вида транспорта определяется высотой борта. Подойдет высота в 40 сантиметров. Данные условия для туристического плавстредства применимы на неспокойной воде.
Лодка для сплава по нормативам вмещает минимум 3 человека, однако в путешествие по реке профессионалы отправляются иногда вдвоём. Команда, задействованная в процессе спуска по реке, обязана укладывать общие и личные вещи в специальные мешки, которые не пропускают влагу, экономят место.
К шлюпкам для сплава нужны крепкие байдарочные весла. С такими устройствами для гребли слаженная команда даже из дюжины человек справиться с крутым порогом.
Отправляясь в экспедицию, убедитесь в том, что вы сможете чинить пробоины в плавильном средстве без задержки времени. Хватит 20 минут, чтобы залатать дырку от камня или торчащей острой ветки.
Лодки для сплава иногда используются министерством чрезвычайных ситуации. В тех случаях, когда необходима компактная, легкая и прочная лодка — данный экземпляр незаменим. Тем более, что привести в «боевую» готовность толковый плот реально за 10-15 минут.
Любое средство для экспедиционного сплава продается в упаковке. Сиденья в таких моделях выполнены либо из обработанной фанеры или из покрытого специальным материалом пластика. Возможно заказать и надувные сиденья, а также отказаться от них вообще.
Выбирая материал для лодки, останавливается между ПВХ и резиной.
Резиновая
Основная масса лодок, говоря технически, производится из эластомеров и пластомеров. По сути, это соединение неопрена с резиной.
Данная ткань отлично подходит для для резиновых лодок, шлюпок. Эти плавсредства покрываются бумажной тканью, резиной с неопреном. Симбиоз данных материалов не случаен. В совокупности они отлично противостоять воздействию морской соли, бензину. Плюс ко всему, данный материал имеет малую себестоимость.
Выбирая средства для сплава, заботьтесь о безопасности людей, а также о сохранности здоровья каждого члена экипажа. Присмотрев надувное транспортное средство, обратите особое внимание на качество выполнения швов. Они должны быть проклеенный множество раз, потому что имеют постоянную критическую нагрузку. Выбрав понравившуюся модель, попросите продавца-консультанта накачать баллоны и всем весом встать на них. Так вы можете проверить плотность шва и нужное давление.
Виды лодок для сплава
Прежде чем выбирать нужную модель для сплава, важно иметь представление о типах соответствующих судов.
К таким типам относят:
1. Надувная резиновая модель считается классикой. Она чрезвычайно популярна у охотников и рыбаков, туристов-водников. Она относительно дешева, функциональна и неприхотлива. Это доступный вариант для сплава. 2-4 местной резиновой лодкой обзавестись не сложно.
Если река течет по равнине, а берега пологие, она становится надежным средством передвижения по воде. Не подходит для сплава по порожистым рекам. Легко повреждается острыми предметами в воде или на берегу.
2. Лодка из современных материалов (ПВХ, лавсан и пр.) прочнее, чем резиновая. Ей не страшны каменистые берега, коряги и пороги. В конструкции таких плавстредств много усовершенствований, недоступных резиновым. Из нескольких однотипных резиновых и ПВХ судов конструируют плот увеличенных размеров.
Путем дополнительных надувных частей на прямых участках бортов, в носовой или кормовой части изменяются габариты. Покрытие таких лодок не портят солнечные лучи, бензин и масло. Давление в баллонах в сравнении с резиновым судном выше.
3. Надувной катамаран – приемлемый вариант для компании, перевозки снаряжения, продовольствия и вещей путешественников. Однако, ему проблемно проходить по узким речным участкам.
Для катамаранов характерны незамкнутые борта, когда баллоны, называемые поплавками, параллельны друг другу на некотором расстоянии. При этом они соединяются жесткой платформой или эластичным днищем, дополненным жестким настилом.
К лодкам катамаранного типа относятся и те, у которых оба поплавка скреплены по длине и соединены гибким днищем. У них носовая и кормовая части днища загнуты вверх, образуя козырьки. В катамаран иногда превращают надувные байдарки. Для этого поперек они скрепляются жесткими конструкциями.
Любители комфортного и неспешного сплава по спокойной реке соединяют катамараны, получая плот для сплава. Такого же эффекта добиваются, закрепляя между катамаранными поплавками дополнительные надувные баллоны.
Катамаран непревзойден по устойчивости и грузоподъемности. В то же время перегружать не стоит. Это облегчит управление и добавит комфорта.
4. К числу самых универсальных сплавочных средств относится надувная байдарка.Она подходит, чтобы сплавляться парой. Они отличаются конструкцией, характеристиками и легкой управляемостью. Однако, требуют подготовленных гребцов в силу способности легко переворачиваться.
Оправдывают себя на реках с сильным течением и при сплаве в горах. Корпус у них вытянутый и с двух сторон остроконечен. Подходят для непродолжительных путешествий и спортивных состязаний на воде.
В них используют по несколько баллонов с каждого борта. Это делается для устойчивости и надежности. При этом выигрывается полезная площадь кокпита и увеличивается надводный борт.
5. Рафты – лодки в виде надувных плотов, подходящих для сплава групп новичков под руководством инструктора. Устойчивость и надежность рафта помогает проходить бурные реки и пороги. Главное его предназначение – спортивные сплавы по горным рекам.
У него, ставшее классическим, овальное очертание корпуса, нос и корма приподняты. Вместе с бортами они препятствуют заливанию экипажа водой. Надувные банки-скамейки пришнуровываются к бортам или вклеиваются в них. Для крепления багажа или фиксации ног гребцов устроены прочные петли.
Пластиковый протектор защищает борта при ударах о камни. С внешней стороны бортов устроены леера из прочного троса, с помощью которого переносят рафт. Также они нужны для удержания людей, оказавшихся за бортом.
В сплаве нужен тент над головой против палящего солнца и дождя. Если комплектностью изделия не предусмотрена непромокаемая сумка для нужных в путешествии вещей, ей стоит обзавестись. Обязательно с собой нужен соответствующий комплект для устранения повреждений и запасной ножной насос.
При этом важно тщательно проверить целостность баллонов с воздухом. Эта процедура предупредит возможные неприятности во время сплава.
К недостаткам относят худшую, чем у лодок с жестким корпусом управляемость, малую комфортабельность и скорость.
Достоинства лодок ПВХ
Недостатки лодок ПВХ
Эксплуатация
Поэтому причаливать к берегу и отходить нужно, двигаясь против течения, используя спокойные заводи. При сильном ветре и волнах это делается только на мелководье, когда берег покрыт песком или галькой. В таких ситуациях двигаются медленно, внимательно вглядываясь в воду. Таким же образом лучше плавать в незнакомых и засоренных торчащими ветками водоемах.
У надувных плавсредств малая осадка и корпус, обладающий парусностью. При этом сильный ветер, дующий с берега, нагоняет волны. Это создает проблемы в управлении, которую лучше ставить носом или кормой к волне. На реках волны по высоте не превышают полуметра, но известны случаи, когда во время весеннего половодья достигают метра.
В таких условиях разумнее – держаться у берега или переждать непогоду на берегу. Избегать плавания в темноте или в тумане вблизи фарватера. Если обстоятельства вынуждают делать это, использовать сигнальный электрический фонарь и внимательно прислушиваться к звукам на воде. Это позволит избежать столкновения с другими судами.
Внимания требует поведение в лодке. Здесь не следует допускать крена. Меняться местами только вблизи берега. Двигаться в ней надо неспеша, находясь ближе к центру. Перебираясь из одной лодки в другую без резких движений.
Чтобы предупредить неприятности во время сплава принимаются профилактические меры. Нельзя отправляться в путь без комплекта материалов и инструментов для устранения повреждений надувного корпуса:
Кроме того, стоит запастись достаточным количеством прочного и легкого троса.
Следует внимательно проверить техническое состояние и комплектность выбранного водного транспорта, весел. В обязательном порядке обеспечить членов команды спасательными жилетами соответствующих размеров.
Надувные лодки для сплава
Отличает катамаранное судно цельная конструкция воздушных баллонов, которые плотно скреплены с днищем. Понтоны с воздухом обладают обводной формой, обеспечивающей дополнительную курсовую устойчивость на бурной реке. Существуют модели с эллипсоидными, цилиндрическими, закругленными понтонами. Вне зависимости от модификации судна они соединяются с передним фронтоном. Подавляющее большинство плавсредств имеют V-образную форму. Она наиболее точно подходит под реечный сплав.
Конструкция надувной лодки для сплава
Девять из десяти анонсируемых плавсредств имеют просчитанную до тонкостей, мелочей и деталей конструкцию. Важной особенностью является число слоев днища, определяемое одним, двумя или тремя продолговатыми элементами. Чем больше слоёв имеет плавательное средство, тем больше его жёсткость вкупе с горизонтальной плавучестью. Второе преимущество многослойной конструкции – увеличенная в 2-2,5 раза грузоподъемность катамарана. Среднестатистический вес, который может принять на борт малое судно для сплава – 500-700 килограмм.
Сборка за четверть часа – третье достоинство четырехметрового крейсера, предназначенного для горных сплавов по рекам с большой скоростью. Она производится при помощи электрического компрессора, включенного в прикуриватель автомобиля или работающего от интегрированных аккумуляторов. Внутреннее и внешнее армирование ткани – четвертое конкурентное свойство ПВХ лодок, способных глиссировать по бурлящей воде, не угрожая спортсменам в статусе участников реечного мероприятия.
Противоскользящее покрытие днище – пятая особенность конструкции шлюпки, достигаемая специальным покрытием материала. Сидения для комфортного пребывания водителя и членов экстремального экипажа выполнены из инженерной фанеры увеличенной прочности. Они выдерживают нагрузку 250-350 килограмм, не промокают, имеют матовое покрытие, полностью исключающее скольжение и дискомфорт пассажиров. Благодаря перечисленным конструктивным характеристикам, эти суда преодолевают мелководье, глубина которого менее 10 сантиметров.
Другие достоинства лодок для сплава
Что покупают в качестве аксессуаров и дополнений
Большинство лодок из ПВХ поставляются в пустой комплектации. Это означает, что плавательное средство хоть и готово к сплаву, но не оборудовано всем необходимыми элементами для лучшей плавучести и устойчивости во время горного сплава. Эксперты в области экстремального спорта советуют модернизировать плавательное средство сразу после покупки. Это минимизирует риски, обеспечит максимальную степень надёжности водителя и остальных участников увлекательного спортивно-ориентированного процесса. Спортсмены профессионального уровня подготовки в настоятельной форме советуют проводить модернизацию трёхметрового катамаранного судна сразу после приобретения, не покидая специализированный салон по торговле приспособлениями и принадлежностями полупрофессионального плана.
Краткий список полезных аксессуаров
Технические характеристики
Как выбрать надувную лодку для сплава: советы экспертов
Основополагающей технической характеристикой при выборе плавательного средства для горной реки является грузоподъемность. Именно она влияет на безопасность – наиважнейшее условие пребывания в условиях бурлящей воды. Шлюпки, способные взять на борт до одного центнера (100 килограмм), не гарантируют комфортное пребывание и безопасные условия. Наименьший объем груза, который должен выдерживать трёхметровый катамаран – четвёртая часть тонны или 250 килограмм без пассажиров. С такой характеристикой вы легко разместите в лодке группу людей, связанных с вами профессиональными интересами.
Следующей бытовой составляющей, которую нужно учитывать, выбирая анонсируемое мини судно, является конструктивное решение автономных отсеков. Чем выше вместительность герметичных понтонов, тем большее число спортивных приспособлений и аксессуаров человек может взять с собой в плавание. Эту информацию вы можете уточнить у продавца в стенах специализированного магазина, центра по продаже плавсредств спортивного предназначения. Эксперты рекомендуют обратить внимание на модели с вертикальными перегородками – дополнительными изоляторами для автономных отсеков. Их присутствие в 1,5 раза увеличивает уровень безопасности пассажиров.
Обязательно спросите у консультанта, что входит в стандартный комплект поставки помимо вёсел, 1-2 спасательных жилетов, ножной лягушки. Не поленитесь и выясните об интересующей вас модели столько, сколько сможете. Чтобы ничего не забыть и не растеряться в деталях, выпишите вопросы на отдельный листок, перечитайте, дополните список при необходимости и только потом отправляйтесь в магазин. Не пытайтесь экономить на комфортабельности, уюте и безопасности – качествах, от которых во время горного сплава в прямом смысле слова может зависеть жизнь.