какую музыку слушают умные люди
Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования
Связь музыкального вкуса с уровнем интеллектуального развития — популярный стереотип. Многие считают, что умные люди слушают только Баха и Моцарта, а попса и рэп — любимая музыка людей простых и менее образованных. Но так ли это?
Есть ли у этого стереотипа научная основа? Что на этот счет говорят психологи, нейробиологи и социологи? Сегодня мы решили разобраться в основных исследованиях.
Психология: связь музыкального вкуса и типа личности
Музыка — часть нашей идентичности, и многие считают, что любимая музыка может многое сказать об их характере. В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. Потом психологи сравнили результаты тестов и нашли некоторые корреляции между результатами.
Всего они выделили четыре группы (в более поздних версиях теста появилась и пятая группа):
Вторую группу предпочитают «напористые и бунтующие» натуры — у них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.
В третьей группе — оптимисты и экстраверты, более добросовестные и склонные соглашаться с другими. Они видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.
Музыку из четвертой группы предпочитают энергичные и ритмичные люди, которые разделяют многие представления респондентов из третьей группы, отличаются отсутствием консерватизма, более высоким уровнем дохода и IQ. Интересно, что представители последней группы менее всего склонны к эмоциональным порывам и предпочитают не прислушиваться к своим чувствам.
Фото Tony Smith CC
Похожее исследование провели в Университете Хериот-Ватт, Эдинбург. Ученые попросили 36 тысяч человек оценить множество музыкальных стилей и пройти личностный тест.
Оказалось, что поп-музыку любят «честные и не очень креативные», у фанатов рэпа высокая самооценка, а любители хэви-метал — нежные, но недостаточно уверенные в себе люди. Инди предпочитают «не очень трудолюбивые интроверты», а джаз и классическую музыку — люди с высоким интеллектом и самооценкой.
Личностные тесты — не единственная метрика. Есть другая группа исследований, где используются когнитивные тесты — они позволяют оценить стиль мышления человека по шкале от чисто эмпатического до чисто систематического. Первые хотят и умеют понимать чувства и эмоции других людей. Вторые склонны искать паттерны поведения и анализировать системы отношений.
Такое исследование провели среди четырех тысяч респондентов — они заполнили онлайн-опросники и узнали свой стиль мышления. Потом они прослушали 50 музыкальных отрывков из разных жанров и оценили их по шкале от 1 (очень не понравилось) до 9 (очень понравилось).
Оказалось, что те, кто более склонен мыслить эмпатически, любят более мягкую музыку (RnB, соул, софт-рок). Люди со систематическим мышлением предпочитают панк, хэви-метал и тяжелый рок.
Это интересная статистика — люди действительно слушают музыку по-разному: кто-то воспринимает её исключительно на уровне эмоций, другие же, например, живо интересуются её композиционным устройством. Отсюда может проистекать и связь между типом мышления и жанровыми предпочтениями.
Культурная подвижность против эволюционной предопределенности
Принято считать, что человек на биологическом уровне предпочитает гармоническое звучание. Но есть исследования, которые говорят об обратном — правда, они используют при этом довольно необычные данные.
Джош МакДермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились к племени Чимани (Tsimane) в леса Амазонки. Это одно из последних человеческих поселений, практически никак не связанных с внешним миром.
Эти люди не знакомы с западной музыкой, которая основана на мелодии, гармонии и полифонии. Им нравятся многие звуки, которые наш слух сочтет неприятными, расстроенными и некрасивыми. Ученые попросили 64 местных жителей оценить, насколько приятными им кажутся звуки из обширной выборки консонантных и диссонантных звуков. Аналогичное испытание ученые провели среди тех, кто был знаком с западной музыкой: американских музыкантов, американских не-музыкантов и жителей столицы Боливии, Ла-Пас.
Представители племени Чимани не выказали очевидных предпочтений — и консонантные, и диссонантные звуки им казались одинаково приятными (ученые предварительно убедились, что жители племени понимают разницу между консонантными и диссонантными звуками и имеют определенные музыкальные предпочтения). Те же, то был знаком с западной музыкой, отдали предпочтение консонантным звукам.
Фото Steve Snodgrass CC
Поэтому исследователи предположили, что музыкальный вкус — всё же не биологическая категория, а культурная. Мы слушаем музыку, устроенную по определенным принципам, всю свою жизнь. Гармоническая музыка чаще всего звучит в кино и рекламе на счастливых, радостных и вдохновляющих моментах. Вполне вероятно, что музыкальные предпочтения — результат «воспитания, а не природы».
Социология — правильный ответ?
Группа ученых из Университета Британской Колумбии провели большое исследование, в рамках которого они искали ещё одну связь — на этот раз между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.
Оказалось, что любители кантри, диско, хэви-метала и рэпа беднее и хуже образованы. Более богатые и образованные предпочитают классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп, рэгги, рок и мюзиклы. Это исследование — важная часть общего дискурса, актуального для социологии культуры: социальному классу просто «приписаны» определенные культурные вкусы, или же разные предпочтения — это реальный инструмент разграничения социальных элит? Социологические школы предлагают различные ответы — единого мнения на этот счет нет.
Стереотипы появляются из-за ненаучных исследований — например, Вирджил Гриффит (Virgil Griffith), автор WikiScanner, создал карту, на которой показал связь музыкальных вкусов школьников (данные он взял с Facebook) с их уровнем интеллекта (а именно — оценками за экзамен SAT). Оказалось, что фанаты Лил Уэйна справились с экзаменом хуже всех (поклонники жанров в целом — будь тот «поп-музыка» или «классика» — также не смогли похвастаться высокими оценками), в то время как любители Бетховена получили лучшие оценки. Это — пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистским результатом.
Научные же исследования обнаруживают некоторые корреляции между разными культурными, личностными или социологическими сущностями и музыкальным вкусом, но результаты не так однозначны. Не все исследования показывают и наличие причинно-следственных связей между явлениями, а неоднозначность результатов — явный повод к тому, чтобы оставить «жанровые войны» в прошлом.
7 жанров музыки, которые слушают люди с высоким интеллектом
А вы какой стиль музыки предпочитаете?
Photo by Jusdevoyage on Unsplash
Оказывается, что музыкальные предпочтения могут рассказать о вас больше, чем вы думаете. Например, насколько вы умны или наоборот. Вот 7 музыкальных жанров, которые слушают люди с высоким интеллектом.
Классическая музыка
Американский программист Вирджил Гриффит смог определить, как соотносятся предпочтения человека в музыке с уровнем его интеллекта.
Для этого он сопоставил музыкальные вкусы студентов с результатами их проходного теста в вуз (SAT). Любопытно, что поклонники рэпа получили самые низкие баллы, а слушатели классической музыки, например, произведений Бетховена — одни из самых высоких.
Классическую музыку не просто так связывают с высоким интеллектом: классика одна из самых сложных для восприятия, поэтому полюбить ее способен не каждый.
«Это серьезная музыка, которая требует определенной интеллектуальной работы у зрителя в момент, когда она звучит», — говорит пианист и музыковед Раид Маммадов.
Инструментальная музыка
Ученые из Оксфордского университета Брукс доказали, что более умные люди чаще предпочитают слушать инструментальную музыку.
Для этого они провели специальное исследование в одном из университетов Хорватии с участием 467 подростков. Сначала студентов попросили пройти тест на интеллект, а затем расположить музыкальные жанры в порядке предпочтения.
«Те, кто получил самые высокие оценки IQ, явно отдавали предпочтение инструментальной музыке, а люди с низким интеллектом предпочитают музыку с текстами и несложной аранжировкой», — рассказала автор эксперимента Елена Рацевская.
Возможно у вас возникнет вопрос: «В чем отличие классической музыки от инструментальной?». Оба жанра исполняются, действительно, на инструментах, но это два разных направления. Классическая музыка — это вид искусства, она написана по определенным историческим формам и к ней относятся только избранные произведения. Поэтому если вы не любите классику, но часами слушаете барабаны, то ваш интеллект также на высоте.
Джаз и Soul
Оказывается, поклонники джаза и стиля soul обладают высокой самооценкой, хорошим мышлением и креативом — а это признаки развитого интеллекта. В то же время, поклонники рока, тяжелого металла и инди имеют низкую самооценку, не трудолюбивы, не общительны.
Такие результаты показало исследование по музыкальной психологии, которое провел профессор британского Университета Хериот-Ватт Адриан Норт.
Ученый выяснил как соотносятся музыкальные вкусы и типы личности. В течение трех лет он опросил более 36 000 человек из 60 стран.
«Люди определяют себя через музыку. Поэтому мы хотели подтвердить, что люди выбирают музыкальные стили, которые соответствуют их индивидуальности», — отметил Адриан Норт.
Хип-хоп
Впрочем, российские музыканты раскритиковали выводы западных ученых. Например, лидер хип-хоп групп «Bad Balance» и «Bad B. Альянс» Влад Валов назвал фанатов хип-хопа самыми прогрессивными людьми.
«Хип-хоп сам по себе, как правило, очень умный. Эта музыка подключает к себе самые лучшие элементы из других направлений и так приобретает новую форму. Поэтому я могу сказать, что хип-хоп самая прогрессивная музыка, которая дает человеку развиваться и двигает его вперед», — заявил лидер музыкального коллектива.
Поэтому если вы любите хип-хоп, то с вашим интеллектом все в порядке.
Арт-рок
О высоком уровне интеллекта также свидетельствует увлечение такими сложными направлениями музыки как электроник-рок или арт-рок, благодаря которому, например, прославились музыканты британской рок-группы Radiohead. Сочетание необычных звуков, синтезированных с помощью электронных инструментов и компьютера воспринять под силу не каждому.
«В необходимых дозах музыка, особенно „богатая“, соответствует духовному богатству человека. Если человек бедный духовно, то его будут привлекать примитивные ритмы, которых особенно много в современной популярной музыке», — отметил врач-нейрофизиолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры нейрофизиологии ПМГМУ им. Сеченова Павел Умрюхин.
Просто любимая музыка
Музыка может быть не только показателем уровня интеллекта, но и помогает сосредоточиться на задаче, стимулирует творческое мышление и повышает настроение, а следовательно способствует росту IQ!
При этом неважно, что вы слушаете — Баха, Битлз, Брэда Пейсли или кого-то еще. Ученые Баптистского медицинского центра Уэйк Форест узнали, что любая любимая или удачно подобранная под настроение музыка заставляет мозг работать лучше, успешнее справляться с задачами и мотивирует делать больше.
Это подтвердил эксперимент, который проводили в Канаде. Он показал, что студенты лучше справились с IQ-тестированием под мажорные отрывки из Моцарта, чем под медленные произведения Альбинони, написанные в миноре.
Поэтому, если у вас творческий кризис, просто включите любимую музыку!
«Вы — это то, что вы слушаете» — любят говорить музыкально образованные люди. В чем-то они, конечно, правы — музыка способна рассказать о многом в человеке: характере, возрасте, привычках, и даже интеллекте. Однако, что под интеллектом понимать — это другой большой вопрос.
«Интеллект очень размытое для большинства понятие. Тот же IQ — лишь частность и один из компонентов интеллекта — этот показатель может быть высоким и у бомжа», — отметил врач-нейрофизиолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры нейрофизиологии ПМГМУ им. Сеченова Павел Умрюхин.
Поэтому, наверное, лучше не искать ответы на сложные вопросы и не измерять IQ, а просто слушать любимую музыку.
Умные слушают Бетховена и Radiohead, а глупые — Lil Wayne и Beyonce
Программист Вирджил Гриффит (Virgil Griffith) решил узнать, насколько музыкальные вкусы влияют на интеллектуальные способности человека. Его вариант теста, конечно, нельзя считать научным и легко подвергнуть критике, однако по-своему он интересен.
В США существует похожий на ЕГЭ вариант оценки знаний для поступающих в университеты — SAT (Scholastic Aptitude Test — академический оценочный тест). Обычно учебные заведения публикуют среднее количество баллов для поступления. Например, чтобы попасть в Калифорнийский технологический институт требовалось набрать в среднем 1520 баллов. Гриффит через Facebook собрал статистику по лайкам музыкальных исполнителей и стилей (всего 133 пункта), которые ставили учащиеся различных университетов. Сопоставив эти данные, он получил таблицу, где прослеживается связь между музыкальными направлениями и баллом SAT.
Так, поп-музыка популярна в вузах со средним пропускным балом 889 — внизу списка оказался Lil Wayne. А классика, в частности Бетховен, значительно оторвалась от других, потребовав средний бал 1371. Среди его слушателей студенты Йельского университета, Массачусетского технологического института, Амхерстского колледжа, Оберлинского колледжа и некоторых других.
Первая пятерка музыки для умных выглядит так: Бетховен, Sufjan Stevens, Counting Crows, Guster и Radiohead. В свою очередь, пятерка с обратной стороны включает Beyonce, T.I, госпелы, карибскую карнавальную музыку и Lil Wayne. Сам Гриффит тонко намекнул, что умные люди слушают Radiohead, а глупые — восторгаются Beyonce.
Ниже предлагаем график, где по оси абсцисс отмечены балы SAT и указаны разные исполнители и музыкальные стили — интеллект растет слева направо. Ось ординат значения не имеет, это лишь удобное расположение большого количества пунктов. Отметим, что на графике разными цветами помечены музыкальные направления.
Подробней изучить результаты исследования можно на странице проекта musicthatmakesyoudumb (пер. с англ. — музыка, которая делает тебя дураком)
Интеллект зависит от того, какую музыку ты слушаешь
Самые низкие результаты в тестах на определение коэффициента развития интеллекта показали те, кто много лет увлекается стилем хип-хоп, а также r’n’b. Рэперов, таким образом, называют самыми «недалекими» среди всех испытуемых. Для тестов использовали как классические для определения IQ, так и по традиционным тестам по школьной программе, куда был включен основополагающий общеобразовательный материал. Более высокие показатели были у их ровесников, которые предпочитают классическую и симфоническую музыку. К величайшему огорчению родителей, те дети, которым нравится тяжелая музыка и рок – обладатели одних из самых высоких показателей уровня интеллекта.
Музыкальные стили и свойственные черты характера их поклонников:
Дубликаты не найдены
Какого года исследование.
И как-то малова то стилей музыкальных, зато есть BOLLYWOOD? Щито?
А транс и хаос- куда дели? А лоунж и тектоник-дабстеп? А этника?
Болиивуд-мьюзик. О_О
Опять британским ученым не спится.
Вот еще, к ознакомлению-
Взаимосвязь музыкальных предпочтений и характера
Взаимосвязь музыкальных предпочтений и характераБританские ученые в очередной раз доказали свою способность к уникальным открытиям. На сей раз, в поле их внимания попало то, какое влияние оказывает музыка на умственные способности человека. Выводы восхищают – теперь зная то какую музыку предпочитает человек, можно сделать предположение относительно его интеллектуального развития и характера и напротив, по характеру определить его музыкальные вкусы.
Ученые разных стран мира провели ряд исследований для определения того, какой музыке свойственно понижать уровень интеллектуального развития, а какой наоборот удается этот коэффициент повысить. Исследовательская программа носила название «Music That Makes You Dumb», что дословно переводится как «Музыка, делающая вас глупее». ПТест подготовили, включая в него самые разнообразные задания. Сюда включили задания из тестов на определение IQ и вопросы, касающиеся общеобразовательной программы. В качестве рабочей группы тестируемых использовались студенты и школьники из старших классов.
Категоричность результатов не дает возможности сомневаться в определенных тенденциях, они определились с четко проведенными границами. Так, наиболее слабые результаты были показаны любителями музыки в стиле хип-хоп и r’n’b. А вот их ровесники, любящие классическую и симфоническую музыку показали значительно более высокие итоги тестирования. В принципе, этого и следовало ожидать. Однако каково было удивление и ученых и родителей самих испытуемых молодых людей, когда исследование показало, что самые высокие результаты принадлежат тем, кто слушает тяжелую музыку – метал и рок.
Исследовательский проект проходил под руководством профессора Адриана Норта. По словам исследователя, мир науки давно подозревал взаимосвязь музыкальных вкусов и типов личностей. А проведенное исследование позволило наконец-то отбросить догадки, перейти к фактам и подробно все изучить. Причем описанное тестирование стало самым крупным исследованием в этой области. Профессор высказал свое удивление и своих коллег тем фактом, что люди, отдающие предпочтение классической и тяжелой музыке на самом деле очень похожи – их объединяет творчество, непринужденность и в то же время эти люди хоть и не замкнуты в себе, но не очень общительны.
Как заверяет исследователь, общественное мнение о том, что якобы поклонник тяжелого рока – это депрессивный человек, который склонен к суициду и что рокер – это опасный элемент общества на самом деле является ошибочным. По мнению ученого, эти люди не только безобидны, но они несут определенную пользу обществу. По сути – это тонкие, многогранные натуры.
В итоге исследования учеными были представлены определенные музыкальные стили и соответствующие им личностные характеристики их приверженцев. Итак, лица, которые любят блюз, могут быть охарактеризованы как творческие, уравновешенные люди с высокой самооценкой. Любителям джаза досталось то же описание, но сюда еще стоит добавить большую общительность. Ценители бессмертных произведений классики являются творческими людьми, но довольно замкнутыми в себе. Лица, которые являются фанатами современного течения танцевальной музыки, а так же хип-хопа имеют высокую самооценку и очень коммуникабельны. Поклонники рока и инди названы необщительными, спокойными люди с заниженной самооценкой и не расположенными к работе. Поклонникам рэгги трудиться тем более не нравится, но они очень коммуникабельные люди с определенной творческой чертой. Но мы все настолько уникальны, что возможны исключения.
Институт в Великобритании предложил миллион долларов за решение шахматной головоломки
Учёные из Сент-Эндрюсского университета в Великобритании бросили вызов всем, кто хочет попробовать разгадать шахматную загадку. Приз за решение загадки — миллион долларов.
«Задача о восьми ферзях» существует с 1850 года и заключается в том, чтобы расставить на стандартной 64-клеточной шахматной доске восемь ферзей так, чтобы ни один из них не атаковал другого. Вероятность решения задачи напрямую зависит от размера доски: на поле 1000 на 1000 клеток программе понадобится больше тысячи лет, чтобы разгадать головоломку.
Сотрудники университета предложили придумать алгоритм, способный решить задачу, либо доказать, что решение невозможно. Главное — это не менять размер поля, установленный на 64 клетках.
Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы
Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?
Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?
Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.
Эффект Моцарта — от научной гипотезы.
В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.
Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.
Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.
Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.
Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.
… к популярному мифу
Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.
Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.
Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.
Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.
Играть — не слушать
Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.
Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.
Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.
Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.
Фото Tristan Loper CC
Несколько экспериментов
В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).
Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.
Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.
Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.
Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.
Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»: