какую музыку слушают православные
О музыке, живописи, театре
Из наследия Оптинских старцев
Оптинские старцы высказывали свое мнение о посещении мирянами театра, о пристрастии к чтению романов, об увлечении полотнами живописцев, о желании часами или даже постоянно слушать музыку.
Чтобы не повредить душе
Отдых необходим, но увлечения, по совету преподобного Варсонофия, следует выбирать очень осторожно, чтобы не повредить своей душе. Старец приводил пример безгрешного отдыха святых:
«Однажды святой апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал:
– Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь?
– Ты охотник, кажется: у тебя лук и стрелы. Если перетянуть лук, что сделается с ним?
– Он оборвется, – был ответ.
– Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов.
Надо всё делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму».
Не забывать о мире горнем
Преподобный Варсонофий объяснял, что нет греха в наслаждении красотой природы – это невинное утешение даровал человеку Сам Господь, но «нынешний мир есть лишь слабое подобие мира, бывшего до грехопадения», и мы не должны забывать о мире горнем, где «высшее блаженство»:
«Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности…
Хороша и наша северная природа. Тургенев живо и ярко описал ее в своих произведениях. Он, между прочим, был в Оптиной и восхищался красотою нашей обители. Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился.
Всё равно как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатления целого не получилось бы. Или картину, например Рафаэля, разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т.д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир».
За мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть
Преподобный Анатолий (Зерцалов) в письме к духовной дочери предостерегал ее от излишних светских удовольствий. Музыка и театр, танцы и балы развлекают, и за развлечениями люди забывают о духовной жизни, которая одна – во спасение души:
«…Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова “Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала поста – всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. На что крепок зуб, и тот у сладко ядущих поддается и рассыпается, как песок.
…И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».
Об этом же напоминал преподобный Варсонофий:
«Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе. Воспоминаются суетные разговоры, вольное обращение, увлечение мужчинами, а мужчин – женщинами. И такая пустота остается не только от греховных удовольствий, но и от таких, которые являются не очень грешными. А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: “В чем застану, в том и сужу”. А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Страшно подумать! Ведь это на всю вечность!»
С точки зрения полезности для души
Оптинские старцы не отвергали искусство, но рассматривали его с точки зрения полезности для души человека, с точки зрения спасения. Старцы критиковали лишь те произведения искусства, которые распаляли страсти человеческие, привязывали сердца к земному, тварному, вместо того чтобы возносить сердца людей горе, к духовному. Преподобный Варсонофий ценил то искусство, которое отрывает душу от житейских мелочей и устремляет к Богу:
«Поэзия и художество отрывают душу от житейских мелочей и доставляют человеку эстетическое наслаждение. В XVIII веке, при распространении материалистического направления, создался такой взгляд на поэтов и художников, будто это ненужные люди – сидят и ничего не делают.
Виктор Гюго в защиту сказал: “Взгляд на небо – это уже дело”.
…Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться».
Преподобный Варсонофий говорил о том, что для понимания серьезной музыки нужно иметь художественный вкус, и вспоминал следующий случай:
«В одном богатом семействе был вечер. На нем одна талантливая девушка удивительно хорошо исполнила одно из лучших произведений Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживавший гостям, и позевывал: “И что это господа слушают такую скучную музыку? Вот бы поиграли на балалаечке…”
Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была ему непонятна. Чтобы понимать произведения даже земного искусства, и то надо иметь художественный вкус».
Старец Варсонофий напоминал о том, что душа наша ищет в произведениях искусства «выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». Старец утверждал, что у художников всегда есть «огонек религиозного мистицизма», и ему самому в течение всей жизни нравились только те люди и разговоры, которые пробуждали высшие идеальные стремления:
«У художников в душе есть всегда жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма».
«В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому в жизни».
Старец сравнивал некоторых людей искусства с теми, кто пришел в храм, но остановился на его пороге, не войдя внутрь. Он сокрушался о тех, кому было так много дано, чьи души вспыхивали от малейшей искры, но они «эту искру не раздували», не трудились в выполнении заповедей:
«Огромное большинство наших лучших художников и писателей можно сравнить с людьми, пришедшими в церковь, когда служба уже началась и храм полон народа. Встали такие люди у входа, войти трудно, да они и не употребляют для этого усилий. Кое-что из богослужения доносится и сюда: Херувимская песнь, “Тебе поем”, “Господи, помилуй”; так постояли, постояли и ушли, не побывав в самом храме… Души их, как динамит, вспыхивали от малейшей искры, но, к сожалению, они эту искру не раздували, и она погасла».
Всё надо делать как бы перед взором Божиим
Преподобный Нектарий наставлял творческих людей:
«Заниматься искусством можно, как всяким другим делом, например столярничеством или выпасом коров. Но всё надо делать как бы перед взором Божиим. Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти еле уловимые цвета, оттенки и неслышимые звуки. Он переводит свои впечатления на холст или бумагу. Получаются картины, ноты или поэзия. Здесь звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, ноты или картина – это своего рода гробница света и звука.
Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит воскрешение смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений – один есть Творец, а люди лишь убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют.
Но есть и большее искусство – слово оживляющее и воодушевляющее (например псалмы Давида). Путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника – это путь жертвы, и лишь один из многих достигает цели…»
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Мирская музыка подходит христианам?
З а последние 15 лет в подростковом и молодежном служении, меня спрашивали неисчислимое количество раз: «Допустимо ли для христиан слушать мирскую музыку?» У меня всегда был один ответ. «Битва между Духом и плотью выиграна тем, что мы подпитываем больше!».
Я всегда находил интересным, что молодые христиане не могут произнести названия книг Библии, они не знают основных вещей в Писании, но зато они запомнили каждое слово новейшей песни на iTunes.
Становится все более и более распространенным среди молодых людей увлечение секулярной музыкой. Более этого беспокоит то, что в последнее время широко распространено одобрение этой музыки христианскими лидерами. Я пишу об этом в моей книге «Иезавель: возвращение ведьмы».
Я не из тех служителей, которые называют новых поп-певцов дьяволом, антихристом и тому подобным. Десятилетиями служители провозглашали музыкантов грешниками. Они говорили это об Элвисе, Мадонне и на данный момент о таких, как Леди Гага. На самом деле я верю, что Бог любит всех этих артистов и Он послал Своего Сына умереть за них.
Однако, я также верю, что враг (дьявол) использует их бунтовскую натуру для исполнения песен, опустошающих жизни миллионов людей. Меня страшит то, что некоторые христиане поддерживают и одобряют эту музыку. Они пишут в социальных сетях о том, как сильно они «любят их музыку» и ходят на их концерты. Они делают это под лозунгом любви. Они говорят: «Мы должны показать таким артистам Божью любовь». Согласен… но только не делать это ценой истины. Есть две стороны любви: благодать и истина. Избрать эту сторону суетности, значит отказаться от мудрости.
В последнее время я путешествовал и служил в активном молодежном служении на Среднем Западе. Молодежный пастор спросил меня, обратил ли я внимание на христианских лидеров, пишущих в социальных сетях о слушании этой музыки и посещении этих концертов. Он заметил: «Несомненно, тяжело говорить подросткам в моей молодежной церкви, что увлечение такой музыкой — плохая идея, в то время, как их любимые проповедники рекламируют на Твиттере и Инстаграме этих артистов и публикуют свои фотографии на их концертах!»
Но не вся не христианская музыка плохая.
Думаю, важно отметить, что вся нехристоцентричная музыка — это светская музыка. Как говорит мой друг пастор Джонатан Миллер (@PastorYPJ): «Песня-поздравление с днем рождения и песня-алфавит это светская музыка».
Но настоящая проблема не в вопросе «христианская музыка против мирской музыки», но в одобрении светской музыки. Иезекииль в 44:23 говорит: «Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного (светского) и объяснять им, что нечисто и что чисто».
Светское — это то, что противостоит Божьему. Музыка, поощряющая блуд (секс вне брака), гомосексуальность, аморальность, использующая богохульство (ругательства), преследующая алчность/деньги и мирской стиль жизни, — это светская музыка. У этой музыки антихристианский план; она противостоит святости Бога и действию Духа Святого. То, как служители рекламируют этих знаменитостей, поп-артистов и песни, не является приближением Царства Божьего.
Иезекииль наставляет всех служителей, что нашей работой является научить верующих разнице между почитанием и оскорблением Бога. Обычно это и есть момент, когда кто-то выскажет: «Мы должны показать им Божью любовь!» А я говорю: «Сначала покажите любовь Богу». Прежде чем я побеспокоюсь о демонстрации «любви» к поп-звезде, рекламируя песню, которая даже не должна быть написана, я побеспокоюсь о почитании Бога. Почитаю ли я Бога тем, что смотрю, слушаю и предлагаю людям? Я не могу любить их, что является второй наибольшей заповедью, если сначала не подчинюсь наибольшей заповеди (Мф.22:37-40)! Я был бы более внимательным в любви к людям, следящим за информацией, которой вы делитесь в социальных сетях. Любите их настолько, чтобы не поддерживать и не поощрять к греховному образу жизни, от которого Иисус приходил спасти нас.
В этот момент некоторые обычно добавляют: «Но мы должны служить также и поп-звездам». Согласен с этим, но вы не обучаете знаменитостей и поп-звезд через социальные сети. Христианские лидеры, находящиеся на влиятельных позициях, могут обращаться к жизням этих личностей за закрытыми дверями, чтобы не быть причиной преткновения юных христиан на их пути с Богом. Если поп-звезда или любой человек действительно обучены и встретились со Христом, тогда наступят перемены в их жизнях и музыке. Каждый, кто встретился со Христом, изменился для славы Божьей! Иисус никогда не принимал неправедного поведения. Он любил человека и говорил ему «больше не грешить».
В нашей культурной действительности мы не можем потерять нашу уверенность в праведности. Мы не можем потерять то, что отделяет нас от светского, и это наше подобие Христу. Я хочу воодушевить пасторов быть осведомленными в том, что рекламируют ваши молодежные пастора. Быть осведомленными в том, кто имеет на них влияние. Убедитесь, что вы уделите время для продолжения наставления ваших молодых лидеров. Я хочу воодушевить молодых лидеров быть особо осведомленными о вашей сфере влияния. Вы предупреждены, что лучше умереть, чем стать причиной преткновения одного из малых (Мф.18:6). Я хочу воодушевить молодых людей; битва между плотью и духом выигрывается тем, что вы подпитываете больше!
Автор — Лендон Шотт / charismanews.com
Перевод — Таня Ковальская для ieshua.org
Последнее: 26.10. Спасибо!
Православная Жизнь
Эпатажный вид, татуировки, пирсинг, оглушающий ритм бас-гитары и ударных, рёв вокалиста на сцене… Нужно ли православному человеку всё это? В отличие от другой музыки, рок и металл — не просто увлечение. Они определяют стиль жизни, поведение и образ мышления. Вот почему ни одно другое музыкальное направление не вызывает столько споров в православной среде. Рокеры, употребляющие наркотики и кончающие жизнь самоубийством, толпы фанатов, преклоняющихся перед лидерами групп, демонические образы в песнях, агрессивный протест против этого мира у панк-рокеров… О том, нужно ли завязывать с роком, если ты пришёл к вере, размышляет настоятель храма иконы «Всех скорбящих Радость» Доброполья священник Димитрий Паламарчук.
Священник Николай Кокурин, клирик Нижегородской епархии, помощник благочинного Сокольского округа по культуре
«С кем ты?»
Может ли христианин слушать рок-музыку? Может. А почему нет? Христианин вообще такой человек, который может всё. Правда, есть и другой аспект: всё, что мы в себя помещаем, нами потом и становится. Некоторые исполнители, некоторые песни призывают к хулиганству, употреблению наркотиков, оккультизму и тому подобному. Один из критериев, по которому христианин должен смотреть, может он слушать эту музыку или нет, — ее наполнение. Направлений в рок-музыке до того много, что свести его только к наркотикам и дьяволу, к сожалению или к счастью, не получится.
Сейчас нужно очень осторожно подходить к выбору музыки. Но есть ряд групп, которые поднимают действительно очень важные темы.
Однажды старцы пришли к преподобному Антонию Великому и спросили: «Что самое главное в христианстве?» Он отвечает: «А вы что думаете?» Один встаёт и говорит: «Самое главное — это пост». Все: «Да! Точно, пост!» Антоний спрашивает у другого: «А ты что думаешь?» Тот: «А я думаю, самое главное — это молитва, потому что если нет молитвы, какой там пост». Все говорят: «Точно! Молитва!» Третий говорит: «Главное, знаете, не пост и не молитва, главное — послушание. Какими будут молитва и пост, если нет послушания?» Те говорят: «О! Точно! Он прав!» А преподобный Антоний говорит: «Знаете, и с молитвой можно в прелесть впасть, и постом можно себя измучить, и послушание можно превратить в рабство. Главное в христианстве — это рассуждение».
Вот если мы к выбору музыки будем подходить с рассуждением, то мы поймём, что нам можно слушать из рока, а что лучше не надо — не только пользы не принесёт, но и навредит, наверное.
За некоторыми исключениями, в рок-музыке ничего плохого нет. Я знаю, что многие православные слушают AC/DC кроме песни «Дорога в ад». Слушая западные группы, мы, в основном, не вдумываемся в слова. Можно слушать, знать примерно, о чём поётся в песне, но не соответствовать тем словам, которые там есть. Главное — понять, почему я это слушаю. Слушание музыки не должно быть в ущерб молитве или духовному чтению.
Есть ряд рок-групп, которые не то что не пропагандируют зло, а, наоборот, поднимают очень важные социальные и моральные темы: «Задумайтесь! Посмотрите на окружающий мир, окружающих вас людей». Они говорят, что не везде красивая картинка, что есть ряд людей, которые живут за гранью бедности, что планета наша погибает в мусоре, что мы перестали ценить близких людей и вообще дорожить человеком…
Есть группы, которые открыто пропагандируют сатанизм и говорят, что якобы он ни к чему плохому не призывает и даже что это любовь к человечеству. Музыку, которая пропагандирует оккультизм, человек долго слушать не может: она очень приедается. Ещё в студенческие годы мне посоветовали группу Behemoth. Это польские блэк-металлисты. Адам Дарский — их вокалист, который победил рак и всем говорил: «Причём тут Бог? Бог тут ни причём». Они открыто пропагандируют сатанизм. Я прослушал несколько их альбомов, и мне стало скучно: у них все альбомы одинаковые. Не за что зацепиться. Любое творчество — это дар Божий. И если он не направлен в сторону Бога, он становится таким, как у группы Behemoth — всё одно и то же.
Рок до того широк… Есть такая группа — Hollywood Undead («Голливудская нежить»). С ними не хотела сотрудничать ни одна звукозаписывающая студия. Во многих песнях они поднимают важные социальные проблемы, и делают это довольно нелицеприятно. Их просили: «Вы чуть-чуть помягче, и мы с вами будем работать на ура». Они отвечали: «А в чём смысл тогда того, что мы делаем?» Но у них же есть ряд песен, лишенных нравственной или социальной тематики.
Рок можно разделить на коммерческий и некоммерческий. Кто-то, как AC/DC, выпускает четырнадцать одинаковых альбомов, и их все слушают, а кто-то ищет темы, на которые можно поговорить, и своё звучание, экспериментируют со звуком. Они не идут на компромиссы с собой ради прибыли. У них цель другая — донести до людей то, что они пережили, прочувствовали.
Рок христианский и христианствующий
Многие спрашивают: может ли рок быть христианским? На американской сцене есть направление «христианский рок». Но если мы посмотрим на тех людей, которые позиционируют себя как христианские исполнители, то увидим некоторое несоответствие. В своих песнях они призывают: ходите в церковь, читайте Библию, и всё будет хорошо. Поднимают какие-то, правда, интересные темы. Но есть другая сторона этой медали: их личная жизнь. Когда ты слушаешь какую-то группу, вольно или невольно интересуешься, что нового происходит в их жизни. И именно американских христианских рок-музыкантов можно обвинить в том, что они далеко не христиане. Они не соответствуют тому, что пропагандируют в песнях. Могу сказать, что лишь одна из известных мне групп, которая позиционирует себя как христианская, обошлась без громких скандалов — это Skillet.
Мне кажется, что выражение христианских истин в рок-музыке происходит неосознанно. Константин Кинчев не кричит на каждом углу, что он православный, но все знают, что он верующий. Когда у Кинчева спросили уже после прихода к вере: «Вы бы что-то поменяли в своей жизни, если был бы шанс вернуться?», он сказал, что нет: «Если бы я не прожил ту жизнь, которую прожил, я бы не стал собой, я бы не узнал себя».
Мне очень понравился и ответ Константина Кинчева, когда его обвинили в сатанизме из-за обложки альбома — на ней были изображены люди со штрихкодами на лбах. Он не стал оправдываться или отвечать на обвинения, а только спросил: «А вы вообще альбом слушали? Послушайте».
Валерий Кипелов ушёл из «Арии», когда сказал: «Ребята, песню „Антихрист“ больше не поём». Группа с ним не согласилась.
Творчество не стоит на месте. Мне непонятны люди, которые, если группа выпускает альбом с новым звучанием, непохожий на предыдущие, говорят: «Они скатились, продались, опопсели». Но творчество предполагает развитие. Меня очень радует, когда «тяжёлые» группы начинают играть более мелодичную музыку. Если группа играет музыку, отличную от той, что играла двадцать лет назад, это нормально — ведь музыканты сейчас стали другими. Многие со временем понимают ответственность — что то, что они сейчас играют, кому-то запишется в сердце. Люди воспринимают музыку как то, что даёт жизни вкус, заставляет задуматься о том, о чём они раньше не задумывались. И если человек слушает какое-то направление в музыке, он тоже не может оставаться на одном месте — он должен развиваться.
Есть русская рок-группа Lumen, которая в своих песнях призывала: «Хватит играть в Че Гевару. Пора им становиться». Че Гевара — революционер. В их песнях говорилось: хватит терпеть этот строй, давайте устроим бунт. Но если мы посмотрим на человеческую историю, то увидим, что когда рабы становились господами, а господа рабами, по факту ничего не менялось. Получается, это призыв просто поменяться местами — но в масштабе ведь ничего не изменится. Однако есть у них и другие песни. Там есть слова: «Гори, чтобы светить. Гори, но не сгорай». Здесь уже задумываешься, что ты должен нести свет. А где его взять, если в душе темнота? И эти слова заставят человека задуматься о вечном. Одна и та же группа в разное время писала такие разные песни.
Послушав группу, о которой я уже говорил, Hollywood Undead, понимаешь, что надо что-то менять в своей жизни — я же христианином называюсь. Музыка может отрезвлять. Многие ругают протоиерея Андрея Ткачёва за его грубость и резкость. На мой взгляд, он говорит всё это не тем, кто живёт церковной жизнью, а тем, кто ждёт «толчка в спину», чтобы идти вперёд. Тот, кому это не нужно, может послушать кого-то другого, например, протоиерея Артемия Владимирова. Так же и с музыкой.
Не сотворить себе кумира
Группа Amatory снимала и выпускала на DVD домашние видео — «туровые заметки», которые мне очень помогли не восторгаться ими. Глядя на то, как эти люди ведут себя не на сцене, а в обычной жизни, не возникнет мысли сделать из них кумиров.
Их вокалист Игорь Капранов ушёл со сцены и долгое время жил в монастыре послушником, а сейчас женился и посвятил себя заботе о семье, поёт в церковном хоре. Есть много его интервью, где он рассказывает, как обрёл веру. Он говорит, что в один прекрасный момент понял, что не созидается как личность, а разрушается. И с этим надо было что-то делать. Ему было 25 или 26, когда он об этом начал задумываться. Его друг позвал на Валаам, и он, никому ничего не сказав, туда уехал. Сам рокер говорит о том, что в рок-тусовке единицы сохраняют себя как личность.
Рок — это определённый стиль жизни и способ мышления. Это то, что должно развивать человека. Я не верю, когда говорят, что после рок-концерта люди пошли что-то крушить. Это говорят те люди, которые никогда в своей жизни не то что на рок-концерте, возле рок-концерта не были.
Конечно, смотря что подразумевать под роком. Я, произнося слово «рок», сейчас подразумеваю больше группы пост-гранжа: Nickelback, Three Days Grace… Десять лет назад я бы сказал, что рок — это Suicide Silence, Amatory, Stigmata, Sepultura — нью металл или хардкор. Но когда решил переслушать их — взялся за голову: «Я вообще это слушал?» Не могу сказать, что слушаю только рок. Мне очень нравится и Prime Orcestra — харьковский оркестр, который играет современные хиты, в том числе рок-хиты, Viva Vox — акапельный хор, 2Cellos — дуэт контрабасистов, «Трио Чайковского» — русские виолончелисты…
Рок как путь к вере
Рокеру, возможно, проще прийти к вере, чем тому, кто слушает попсу. Как проще начать худеть человеку, у которого есть лишние 50 килограммов, чем тому, у кого лишних всего килограммов 5. Рокеры зачастую острее видят несовершенство цивилизации и болезнь человеческой души, поэтому у них есть дно, от которого они могут оттолкнуться. Хотя есть и рэп-исполнители «старой школы», которые тоже в своих произведениях стараются что-то важное сказать. Когда человек начинает искать выход, он его находит. А выход один — к Богу. У каждого может быть свой путь, но выход один.
Мой парадокс в том, что я сначала пришёл к вере, а потом пришёл в рок-тусовку. Об этом я уже рассказывал, когда мы говорили о неформалах.
Я выбираю рок
Сегодня, если выбирать, какую музыку слушать, я выберу рок. Из тех групп, что я слушал раньше, для меня значимыми остались Linkin Park, Three Days Grace, Nickelback, несколько треков Papa Roach.
Как священник, который занимается с молодёжью, я стараюсь быть в курсе происходящего в мире музыки. То, что сейчас популярно, к сожалению, оставляет желать лучшего. Я не вижу никакого развития: всё какое-то очень поверхностное. Но сказать, что вся рок-музыка — это плохо, нельзя. Как и сказать, что вся она хороша, тоже нельзя. Можно сказать словами апостола Павла, которого я очень люблю: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). И потому, слушая музыку, нужно помнить о заповеди «не сотвори себе кумира» и отдавать себе отчёт, к соответствию каким идеалам эта музыка призывает.