какую музыку слушали в ссср
70-80-е годы XX века. Эпоха диско. Boney M, Arabesque, Ottawan, C.C.Catch, Joy, ABBA, Modern Talking, Secret Service. Для тех, кто в теме, это не просто набор латинских букв. Эти группы слушали на кассетах, бобинах, на виниле. А главное их музыка звучала на танцплощадках и дискотеках. Ну что, давайте вспомним наиболее яркие звёзды диско тех лет, а заодно как выглядели конверты от пластинок, которые мы крутили на своих вертушках.
Самая популярная группа тех лет – наверное ABBA
Сравниться с ними могли, наверное, только Boney M
Да ещё чуть позднее Modern Talking, которые звучали во второй половине 80-х наверное из каждого утюга
Ещё до того, как мы узнали кто такая Сандра, мы слушали Arabesque
Ну а позже конечно же и саму Сандру
Нельзя не вспомнить и трёх братьев Bee Gees
А были ещё замечательные голландцы Stars on 45 и французы Ottawan
Secret Service из Швеции и Eruption из Великобритании
Глория Гейнор и Далида
Bad Boys Blue — евродиско-группа, образованная в Кёльне в 1984 году, которая за свою историю выпустила около 30 хит-синглов, попавших в чарты многих стран мира, в том числе и в США.
Video Kids — популярный диско-дуэт 80-ых из Нидерландов, созданный в 1984 году продюсерской командой Adams & Fliesner.
Немецко-нидерландская диско-исполнительница C. C. Catch (псевдоним Каролины Катарины Мюллер).
F.R.DAVID Французский певец, чьи композиции известны всему миру.
И конечно же итальянцы
Аль Ба́но и Роми́на Па́уэр (итал. Al Bano & Romina Power) — итальянский семейный дуэт
Ну и были ещё очень популярные, но не издававшиеся в СССР на виниле Opus
А ещё были Сабрина и Саманта Фокс. Как они пели слышали не многие, но зато их постеры украшали чуть ли не каждый гараж или кабину дальнобойщика
Вспомнил я конечно не всех. Дополняйте в комментах воспоминания об эпохе диско!
Какую музыку слушали в ссср
Музыка: Муслим Магомаев • Слова: Геннадий Козловский
Трагичный вальс, спетый Магомаевым будто бы на пределе возможностей.
Муслим Магомаев
«Серенада Трубадура (Луч солнца золотого)»
Музыка: Юрий Энтин • Слова: Геннадий Гладков
Почему-то до сих пор все думают, что Олег Анофриев спел в «Бременских музыкантах» и эту полную надежды балладу, но нет. Про то, что ночь пройдет и солнце взойдет, поет Муслим Магомаев — главный голос шестидесятых.
«Поющие гитары»
«Сумерки»
Музыка: Анатолий Васильев • Слова: Ким Рыжов
Одна из первых — и одна из лучших — вещей одного из первых — и одного из лучших — советских ВИА. За клавишами там сидел молодой Юрий Антонов, который вскоре из группы уйдет и сам станет автором и исполнителем.
Аида Ведищева
«Помоги мне»
Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев
Записанное среди ночи под конец продакшена фильма «Бриллиантовая рука» порочное танго про вулкан страстей. Совершенно невообразимое преображение Ведищевой, которая до того исполняла песни куда менее страстные и куда более миролюбивые (из-за этого Гайдай не хотел звать ее петь «Помоги мне»), а тут как затянула во весь голос «Помоги-и-и-и мне!», да так, что никто бы и не смог.
Аида Ведищева
«Все равно ты будешь мой»
Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев
Фильм киностудии «Казахфильм» «Ангел в тюбетейке» о скромном и добром мужчине, который все не может найти подругу, помнят немногие. Куда больше известны песни из него — например, этот утвердительный и дерзкий женский поп о любви как обладании.
Аида Ведищева
«Колыбельная медведицы»
Музыка: Евгений Крылатов • Слова: Юрий Яковлев
Из мультфильма «Умка» — главная колыбельная Советского Союза после песни «Спят усталые игрушки» от прекрасного, но позабытого автора детских книг, сценариев и стихов Юрия Яковлева и даровитого, но тоже позабытого кинокомпозитора Евгения Крылатова. Под космические клавишные Аида Ведищева убаюкивает незримое дитя.
Валерий Ободзинский
«Восточная песня»
Музыка: Давид Тухманов • Слова: Онегин Гаджикасимов
Давид Тухманов был в конце шестидесятых одним из главных популяризаторов легковесного западного танцевального саунда. К моменту записи «Восточной» он уже прославился с хитом про последнюю электричку, но «Восточная» — вещь куда более грандиозная, более глубокая, более страстная.
Вместе с будущим иеромонахом Онегином Гаджикасимовым они написали идеальный крунерский хит, который можно было отдавать хоть Джонсу, хоть Хампердинку, будь они рядом. Именно таким крунером видел себя у микрофона молодой (ему не было и 30) певец Валерий Ободзинский, но Тухманов в итоге убедил его сбавить градус пафоса и исполнить песню от лица мальчика, «который еще не целовал девочку».
Получился полный полунамеков, недосказанностей и при том искрящий током любви хит. За точки после буквы Л накануне 100-летия Ленина авторов и исполнителя, конечно, ругала партийная цензура, но песня быстро ушла в народ. Тухманов стал главным композитором начала семидесятых, а Ободзинский — последним великим советским крунером, мужчиной в аккуратном костюме и с голосом, в котором уживались элегантность и бесконечное отчаяние. Как писал уже в наше время Юрий Сапрыкин, «даже на словах „Сбудется все“, положенных на самые мажорные аккорды, слышится четкое осознание того, что ничего не сбудется, и не случится и, в принципе, видимо, не было вообще никогда».
А почему «Восточная»? А больше не за что было зацепиться, вот и взяли самое очевидное название, вспоминал Тухманов.
Аида Ведищева
«Гололед»
Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев
Лучшая песня из «Ангела в тюбетейке»: про холод в душе, дворников, что экономят соль, и про то, что «виновата сама».
«Поющие гитары»
«Ты уходишь, как поезд»
Музыка: Микаэл Таривердиев • Слова: Евгений Евтушенко
Песня, обозначившая постепенный переход «Поющих гитар» из стана группы, перепевающей хиты The Beatles, в ВИА со своим оригинальным репертуаром. С приходом в коллектив исполнившей «Ты уходишь, как поезд» Елены Федоровой «Поющие гитары» стали одним из главных ансамблей Союза, чьи концерты всегда проходили с аншлагом, причем порой по несколько раз в день.
Муслим Магомаев
«Чертово колесо»
Музыка: Арно Бабаджанян • Слова: Евгений Евтушенко
Диковинная коллаборация великого композитора Бабаджаняна, великого поэта Евтушенко и великого певца Магомаева. Тут одновременно и лиризм-трагизм в куплетах, и разудалая почти что цыганщина в припевах, и высокая эстрада, и яркий клип от немецких режиссеров, снимавших советскую культуру. Идеальный хит, застрявший между эпохами: космополитичными шестидесятыми и усталыми семидесятыми.
Плейлист советской
Рекордсмены советской грамзаписи — жанры и голоса, которые слушали в городах и селах, в Кремле и Переделкине
В СССР не существовало понятия поп-музыки, однако были поп-звезды — артисты, которых обожали миллионы, и хиты — песни, которые знали все. В поп-звезд зажигали переносные патефоны, на которых слушали шипящие грампластинки. Хотя на тот момент они были уже устаревшей технологией (в широкое коммерческое использование грампластинки вышли в начале XX века), им все еще не было конкуренции. Входившие в моду радиоприемники были редки, громоздки и не могли обходиться без электричества, да и эфиры радиопередач в то время строились в основном на проигрывании граммофонных пластинок. Arzamas подготовил краткий плейлист рекордсменов грамзаписи : жанры и голоса, которые слушали в городах и селах, в Кремле и Переделкине.
Цыганский романс
«Дорогой длинною» в исполнении Тамары Церетели. 1925 годС конца XVIII века хор цыган стал непременным атрибутом аристократического праздника в России. Последние звезды цыганского романса в Российской империи — Варвара Панина и Анастасия Вяльцева, страстными поклонниками которых числились и Николай II, и Александр Блок, — застали наступление эры граммофонной записи. Их пластинки, напечатанные еще до революции, имели хождение на территории СССР, ценились и бережно хранились. Другой любимец последнего русского императора, Юрий Морфесси, эмигрировал в Париж; его записи цыганских романсов, издававшиеся в Берлине, сотрудники дипслужб ввозили в страну тайком наряду с пластинками Вертинского.
Новообразованное пролетарское государство развернуло борьбу с «цыганщиной» как болезнью прошлого. В феврале 1923 года был создан Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром — Главрепертком, который стал двигателем советской художественной цензуры. Одной из первых инициатив Главреперткома было создание Коллегии по контролю граммофонного репертуара, которая составляла списки запрещенных пластинок для изъятия из продажи и конфискации. Записи цыганских песен составляли в них значительную долю. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), объявившая своей задачей борьбу с музыкой, классово чуждой рабочим, считала «цыганщину» едва ли не первым своим врагом. Однако ничего взамен Советское государство не предлагало, и публика в ресторанах и пивных Моссельпрома требовала от исполнителей цыганский романс.
Фокстрот и танго
«Утомленное солнце» в исполнении ансамбля «АМА-джаз» Александра Цфасмана. 1937 годОдной из песен-символов этого десятилетия стало танго «Утомленное солнце», которое было написано польским композитором Ежи Петерсбурским в 1936 году, а в народной памяти осталось в модифицированной версии создателя первого московского джаз-банда Александра Цфасмана.
«Аллилуйя» в исполнении ансамбля «АМА-джаз» Александра Цфасмана. 1928 годДжаз в СССР родился при Ленине (а вернее, опередил рождение СССР на три месяца с небольшим, появившись в России в октябре 1922-го Первый джазовый концерт на территории России состоялся 1 октября 1922 года — выступал ансамбль поэта и танцора Валентина Парнаха. ), а в народ пошел при Сталине. «У нас очень полюбили джаз, полюбили запоздалой, нервной любовью», — писали Ильф и Петров в 1934 году.
Первые грампластинки с отечественным джазом появились в 1925 году. Это была запись Первого инструментального ансамбля «Джаз-банд» под управлением А. К. Львова-Вельяминова. Чуть позже появились пластинки «АМА-джаза» АМА — сокращение от Ассоциация московских авторов. Александра Цфасмана. В 1929 году в Ленинграде дебютирует «Теа-джаз» Леонида Утесова, которому вскоре предстоит стать главным популяризатором жанра в стране. В 1934 году появляется коллектив Александра Варламова, пионера советского свинга и сокурсника Арама Хачатуряна. В том же году на экраны выходят «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой — первая джаз-комедия в СССР.
К середине 19 в стране были уже и звезды-солисты, и композиторы-хитмейкеры, и целых два государственных джаз-оркестра. Ансамбль Леонида Утесова превратился в Государственный джаз-оркестр РСФСР, а композитор Матвей Блантер, от фокстротов сделавший поворот к «Песне о Щорсе» и осаннам Сталину, чтобы иметь возможность писать музыку для джаза, основал вместе с дирижером Виктором Кнушевицким Государственный джаз-оркестр СССР. В аранжировках песен тогдашних эстрадных звезд — Изабеллы Юрьевой и Вадима Козина — появились джазовые мотивы. В 1939 году руководителем джазового оркестра Белорусской ССР стал бежавший из нацистской Германии трубач Адольф (Эдди) Рознер, которого, по легенде, признал за равного сам Луи Армстронг. В 1946 году, когда в стране начала разворачиваться борьба с космополитизмом, тлетворными влияниями Запада и в том числе с «пошлым джазом», Рознер пострадал за свою джазовую карьеру больше других музыкантов, попав на восемь лет в лагеря.
Исаак Дунаевский
«Марш веселых ребят» в исполнении ансамбля Леонида Утесова. 1934 годЭта дружба совершила переворот в советской эстраде. Дуня помог Леде (так друзья называли друг друга) адаптировать джаз к вкусам жителей Советского государства в спектакле-ревю «Музыкальный магазин». Посмотрев его, режиссер Григорий Александров загорелся идеей снять музыкальный фильм-комедию — именно так появились «Веселые ребята», а затем «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый путь», сделавшие звездой Любовь Орлову. Песни Дунаевского из этих фильмов — бравурные, духоподъемные, маршевые и в то же время с фирменной щемящей, пронзительной нотой — распевала вся страна. Их можно считать звуковым экстрактом эпохи индустриализации, десятилетия великих строек и производственных рекордов. Впрочем, Дунаевский не забывал и о лирике, которую писал для своих любимых исполнителей — Леонида Утесова и Клавдии Шульженко. «Мы слишком увлеклись героической, маршевой ритмикой наших массовых песен, — писал он в 1939 году в статье в журнале „Искусство и жизнь“. — Надо в этом увлечении не забывать потребностей масс и в других песнях».
Александр Вертинский
«Палестинское танго» в исполнении Александра Вертинского. 1929 годВыступая в парижских ресторанах, наполненных бежавшей от революции русской аристократией и голливудскими звездами, певец стал звездой эмигрантской культуры и ее печальным голосом, тоскующим по потерянной родине. Он добился и мировой известности. Грампластинки с его романсами под аккомпанемент рояля выходили в Европе и США. Марлен Дитрих, с которой певец познакомился в Париже, прочила ему голливудскую карьеру и даже — безуспешно — пыталась ее устроить.
Александр Вертинский трижды предпринимал попытку вернуться в Россию, впервые — еще в 1923 году, однако сделать это ему удалось лишь через 20 лет. По легенде, Сталин откликнулся на его прошение словами: «Позволим товарищу Вертинскому умереть на родине». Все годы, что певец провел в эмиграции, его песни звучали в Советском Союзе на патефонах. Они ассоциировались с «белогвардейством», «нэпманством» и «мещанством», что сообщало им ауру пикантности и притягательности, но в то же время они были не запрещены. Грампластинки с песнями Вертинского попадали в СССР границы — чаще всего из Риги, столицы независимой Латвии. О популярности чуждых советскому образу жизни песен Вертинского в стране, поглощенной установкой производственных рекордов, говорит, например, знаменитое стихотворение Ярослава Смелякова «Любка», написанное в :
Гражданин Вертинский
вертится. Спокойно
девочки танцуют
английский фокстрот.
Я не понимаю,
что это такое,
как это такое
за сердце берет?
«Даже запретного — и пустого! — Вертинского слушают у патефонов, затаив дыхание, и в интеллигентских квартирах, и, говорят — быть может, клевещут — в самом Доме правительства, у Каменного моста».
Всеобщую любовь к своим песням зафиксировал и сам Вертинский в письме к замминистра культуры Кафтанову:
«Меня любит народ… Я уже по и разу объехал нашу страну, я заканчиваю третью тысячу концертов!»
Петр Лещенко
«Не покидай» в исполнении Петра Лещенко. 1938 годФедор Шаляпин называл Лещенко «патефонным певцом», а Александр Вертинский болезненно реагировал на упоминание его имени. Возможно, дело в том, что популярность Петра Лещенко в была выше, чем у Вертинского и Шаляпина, — во всяком случае, грампластинок у него выходило больше.
В Советском Союзе танго, романсы и фокстроты Лещенко, также как и песни Вертинского, считались «эмигрантскими» и «западными», приобретались на черном рынке или тайком привозились из-за границы. Об их исполнителе ходили легенды: одни утверждали, что он известный киевский вор, другие — что белый офицер; ходили слухи, что певец — друг Сергея Есенина, якобы уехавший с ним в зарубежную гастроль, да так и не вернувшийся. При этом Лещенко, оставивший книгу воспоминаний, отрицал свои связи с белой гвардией, эмигрантским движением и монархизмом.
Закончив школу прапорщиков в Кишиневе, он попал на фронт Первой мировой, а в августе очутился с контузией в госпитале. Пока он лежал на больничной койке, в Кишинев пришла советская власть, но продержалась там недолго. 27 марта Бессарабия присоединилась к Румынии, и Петр Лещенко, оставшийся на ее территории по семейным обстоятельствам, оказался по ту сторону советской границы.
Его певческая карьера началась в ресторанах Бухареста и Парижа, но взлет к славе произошел в Риге, где Лещенко познакомился с королем танго Оскаром Строком, ставшим автором его главных хитов, а также импресарио Казимиром Юношей, который уговорил певца записываться для грампластинок — впоследствии он сделал множество записей в студиях Бухареста, Вены, Лондона и Риги. Популярность песен Лещенко позволила ему скопить небольшое состояние и открыть в Бухаресте в середине именной ресторан.
Леонид Утесов
«С одесского кичмана» в исполнении Леонида Утесова. 1920–30-еОбъединить театр, эстраду и цирк Утесову удалось под звуки джаза. В 1929 году в Ленинграде он впервые выступил со своим ансамблем «Теа-джаз» и вскоре стал главным популяризатором американского музыкального искусства в стране победившего социализма. Сперва Утесову крепко за это доставалось от РАПМ, критиковавшей его как все того же «фокстротчика», «пропагандиста низменных вкусов» и «певца загнивающего Запада». Однако в организация была ликвидирована, а еще спустя несколько лет, ведомая лозунгом «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее», массовая культура в СССР взяла курс на развлекательность. «Веселые ребята» сделали Леонида Утесова и Любовь Орлову народными любимцами, а слово «джаз» вырвалось за пределы Москвы и Ленинграда и начало эхом гулять по стране.
Вадим Козин
«Осень» в исполнении Вадима Козина. 1939 годВадим Козин называл себя певцом в третьем поколении. Его отец был родом из семьи зажиточных волжских купцов, но женился на актрисе из цыганской семьи. Ребенком Вадим рос на цыганских романсах, которые пели бабушка и мама, и граммофонных пластинках Шаляпина, не подозревая, что в будущем ему самому предстоит стать звездой грамзаписи.
Поработав тапером в ленинградских кинотеатрах, Козин попробовал себя в роли эстрадного певца, специализировавшегося на старинных романсах и цыганских песнях, а в 1936 году оказался в Москве. Покорение столицы он начал с Зеленого театра в парке Горького, где его вскоре начали ставить исключительно в финал сборной программы как любимца публики. По воспоминаниям певца, великий тенор Иван Козловский опасался петь романсы в одном концерте с ним, ограничиваясь только оперными ариями.
С конца Вадим Козин начал много записываться для пластинок: исполнял русские народные песни, старинные романсы и песни собственного сочинения, причем пел только лирику; его известность достигла всесоюзного масштаба. Пластинки Козина пользовались такой популярностью, что их в момент изъяли из продажи и поместили в обменный фонд. Шеллак, из которого делали грампластинки, считался стратегическим материалом, поэтому битые пластинки принимались на лом, а в качестве поощрения активности населения за пять разбитых давали одну целую — с песнями в исполнении Козина. Участвовал певец и в закрытых правительственных концертах для Сталина и членов Политбюро, собиравших всех звезд того времени — от оперного тенора Сергея Лемешева и балерины Ольги Лепешинской до Леонида Утесова с его джаз-бандом. По воспоминаниям Козина, вождь особенно любил псковские частушки: он сам их пел, а Козин аккомпанировал ему на рояле.
Клавдия Шульженко
«Встречи» в исполнении Клавдии Шульженко. 1930-еКлавдия Шульженко начала карьеру в 16 лет на проходных ролях в Харьковском драматическом театре, где познакомилась с молодым композитором Исааком Дунаевским. Оба впервые появились на сцене в музыкальном спектакле «Перикола»: Шульженко — как актриса массовки, а Дунаевский — как дирижер оркестра.
Эстрадный дебют Шульженко состоялся в в Ленинграде: певица отказалась от исполнения цыганских романсов и пробовала новый репертуар, в котором соцреалистическая эстетика совмещалась с психологизмом. Шульженко пела в Ленинградском мюзик-холле, которым руководил Дунаевский, а затем стала вокалисткой в джаз-ансамбле Якова Скоморовского — и с каждым выступлением ее известность в городе росла.
Слава во всесоюзном масштабе пришла к Шульженко после того, как осенью она стала лауреаткой I Всесоюзного конкурса артистов эстрады, в жюри которого был Леонид Утесов. После этого певицу стали записывать для грампластинок в Москве и выпускать миллионными тиражами. У Шульженко, ставшей подлинно народной артисткой СССР, была уникальная манера исполнения: она подавала каждую песню как мини-спектакль. В этом искусстве у нее была одна преданная поклонница и великая ученица — Алла Пугачева.
Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е – 90е годы
70-е: «Как прекрасен этот мир»
В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.
Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».
В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.
Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».
Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
90-е: «Там, только там»
С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.
Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.
Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.
В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».
Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.
«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.
Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.
Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».
Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».
Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.