какую музыку можно воспроизводить в кафе
Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?
Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.
Мы рассказываем, как быть с музыкой, на примере бара, но правила одинаковы для всех: коворкингов, караоке, салонов красоты или фитнес-клубов.
Плейлисты из соцсетей и с диска — это незаконно
У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает.
Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом:
Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная.
Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, перевод: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование.
Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки.
Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое.
За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе
За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю или договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно.
Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей:
Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч.
Бар нарушает закон, если включает:
При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар.
Есть законные способы ставить музыку, среди них музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем.
Решение 1. Музыка с открытой лицензией
Что такое лицензионный договор и когда он нужен
Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.
Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.
С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.
Решение 2. Старая музыка
70 лет действует право автора — статья 1281 Гражданского кодекса
Мьюс-опен — библиотека классической музыки
Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар.
Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполнили и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя.
Юрист Дарья Тимохина
У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ.
Решение 3. Договор с авторским обществом
Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно РАО — и частные посредники.
Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником.
Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде.
В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.
Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.
Дарья Тимохина
Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике договор с ним защищает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним.
Решение 4. Договор с частным посредником
Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и «Радиоспаркс».
Частные посредники работают по двум схемам:
Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не «Радиоспаркс», поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.
Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности».
В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя.
У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы:
Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации.
Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так.
Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом.
Решение 5. Своя музыка или радиостанция
В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включает там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку.
Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — «Додо ФМ» сети «Додо Пицца».
Антон Колесников, руководитель Додо ФМ
Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.
В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надо найти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не будет проблем с РАО.
Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу.
Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российское авторское общество.
Решение 6. Договор с правообладателем
Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания.
Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым.
У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. «Газгольдер» сотрудничает со Скриптонитом, Бастой, Смоки Мо и еще девятью музыкантами. Если у компании права на всех, можно подписать один договор и включать любимые треки в баре.
700 рублей в месяц за музыку
Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить.
Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные.
У частных посредников цены не фиксированные. «Радиоспаркс» берет от 900 рублей в месяц:
«Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста:
Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест:
Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты.
Чем рискует бар из-за незаконной музыки
Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию.
Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса
Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации.
Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей.
Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию.
Юрист Дарья Тимохина
У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре.
Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три. Общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много.
Юрист Александра Тюрина
Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить.
Владелец фитнес-клубов из Краснодара
У нас четыре фитнес-клуба в Краснодаре, во всех музыку включали тренеры с флешек. Кому какая нравится, тот такую и слушает: одному рок потяжелее по вкусу, другому рэп, третьему попса. Год так работали. Вообще-то мы знали, что это незаконно, но решили: пусть так будет, потом разберемся.
Разобраться потом не получилось, к нам пришел проверяющий, потренировался и говорит: «Что у вас тут за музыка, а по закону вот так вот, платите». Подписали договор, нам дали доступ к базе с песнями. Теперь включаем музыку с сервера Российского авторского общества.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Незаконно
радио или телевизор;
плейлисты из Вконтакте, Эпл-мьюзик или Яндекс-музыки;
музыка с диска, флешки, телефона, винила.
Законно
музыка с открытой лицензией;
договор с правообладателем, с Российским авторским обществом или частным посредником.
в месяц бар на 20 мест платит за музыку авторскому обществу
Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе
«Я часто гонял в своём кафе песни Zivert. Однажды пришли агенты из РАО и спросили, есть ли у меня договор с правообладателем этой музыки. Договора у меня не было. И отчислений в РАО я не делал. Мне присудили штраф двести тысяч рублей».
Такая история может случиться с любым магазином, баром, кафе, рестораном или торговым центром, где фоном играют музыкальные композиции. Вместе с Марком Войцеховским — юристом компании БУБУКА — мы выяснили, как включать песни в публичных заведениях, чтобы не заработать штраф за нарушение авторских прав.
Почему нельзя просто так включать музыку в баре или кафе
У любой музыкальной композиции есть автор, который обладает на неё авторским правом.
Авторское право — это право собственности на произведение искусства. Оно принадлежит отдельно автору слов и отдельно автору музыки.
Но недостаточно просто написать музыку и слова. Песню должен кто-то исполнить и кто-то записать. Соответственно, рядом с авторскими всегда стоят смежные права.
Смежное право — это право того, кто непосредственно не сочинял музыку или текст, но помог воплотить замысел авторов в реальность. Смежные права принадлежат отдельно исполнителю песни и отдельно изготовителю фонограммы.
Пример. Возьмём песню Аллы Пугачёвой «Этот мир». Автор слов песни — Леонид Дербенев, автор музыки — Александр Зацепин, исполнитель — Алла Пугачева, изготовитель фонограммы — фирма грамзаписи «Мелодия». Дербеневу принадлежит право на текст, Зацепину — право на мелодию. Алла Пугачева исполнила эту песню, поэтому у неё есть смежное право. Изготовить запись тоже непросто: необходима студия, оборудование, звукорежиссёр, инженеры. Поэтому лейбл звукозаписи также имеет право на песню. В итоге получается четыре права: право авторства на музыку, на текст, смежное право исполнителя и смежное право лейбла звукозаписи. Их еще иногда называют «200% прав».
Иногда четыре права принадлежат разным людям, как в нашем примере. Бывает, что один человек написал слова и музыку, сам спел, и записал в домашней студии. Тогда 200% прав принадлежит ему одному.
У автора есть право на публичное исполнение песни. Публичное исполнение — это любое исполнение вне обычного круга семьи или друзей. Семья или компания друзей используют песни в частных (некоммерческих) целях, поэтому не платят за такое использование.
А любое заведение, в котором на фоне играет музыка, использует её в коммерческих целях. За коммерческое использование нужно платить правообладателю.
Пример. Роман — владелец кафе. Вместе с женой он любит слушать Стинга. Если Роман включает его песни у себя в квартире — это некоммерческое использование. Если слушать в машине, пока едешь на работу — это некоммерческое использование. Роман приезжает на работу и включает Стинга в своём кафе — это коммерческое использование композиции.
Сейчас есть куча сервисов, которые позволяют слушать музыку: YouTube, Яндекс Музыка, Спотифай, Эпл Мьюзик, ВК. Но все эти стриминговые сервисы предоставляют право использовать музыку только в личных некоммерческих целях. Включать их в заведениях нельзя. Это даже написано в условиях использования этих сервисов, но их обычно никто не читает.
Условия использования Spotify предусматривают только личное некоммерческое использование
И это логично. Подписка на музыкальный сервис стоит 150-200 руб. Организации используют музыку, чтобы зарабатывать деньги. Для них цена за музыку должна быть выше. Подписка для бизнеса в коммерческих сервисах зависит от площади заведения, трафика и т.п., но как правило, она стоит не меньше тысячи рублей в месяц.
Важно. Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка и т.д. не предназначены для коммерческого использования. Музыка с флешки, диска, радио, клипы по ТВ также не годятся для публичного заведения.
Защитой авторских прав занимается Российское авторское общество (РАО), а защитой смежных прав — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ Есть одна вещь про РАО/ВОИС, которую нужно знать каждому заведению. Они могут подавать иски в суд от имени любого автора. Как это обычно выглядит в реальности: у вас в заведении играет музыка, туда приходит агент РАО и ВОИС (обычно это один человек), снимает видео, на котором слышна музыка, и после этого вы получаете от них претензию о выплате штрафа. Штраф — это 40 000 рублей за одно проигрывание одного трека. Обычно они фиксируют 5-10 треков, т.е. штраф будет от 200 000 до 400 000 рублей. Формально они правы, потому что исполнение музыки в заведении без договора с автором — нарушение закона, а у РАО/ВОИС есть право защищать всех авторов по умолчанию. При этом вы никогда не отличите агента РАО от обычного посетителя. Он не представляется, делает обычный заказ и спокойно сидит, записывает видео на телефон. Телефон при этом может быть просто все время направлен в потолок.
РАО и ВОИС защищают песни абсолютно всех исполнителей. Разумеется, Стинг понятия не имеет, что какой-то Роман из России включает его песни в своем кафе. А РАО и ВОИС всё равно готовы неустанно защищать авторские права Стинга. Из под их опеки выпадают только те исполнители, которые подписали отказ от защиты. Например, так поступил рэпер Оксимирон ещё в 2016.
Кстати, исполнять чужие песни в коммерческом заведении вживую — тоже нарушение. Должен быть либо договор с автором, либо договор с РАО. Закон не говорит, кто конкретно должен платить: музыкант или ресторан, в котором он поёт. Но Верховный суд разъяснил, что должен платить ответственный за музыку — организатор, т.е. ресторан, кафе, бар. Большинство кавер-групп работают без договоров с правообладателями. И если какая-то местная дива исполнит песню Zivert пятничным вечером в уютном ресторанчике с живой музыкой, рискует не она, а ресторан. Но иски по живой музыке предъявляются крайне редко. Причина проста: правообладатели просто не добираются до этих ресторанчиков.
Как законно включать музыку в заведении
Чтобы не заработать штраф от РАО/ВОИС, используйте легальные способы. Есть платные, есть бесплатные. Платные эффективнее и без головной боли.
Платные способы
Способ 1. Заключить договор с РАО и ВОИС. РАО и ВОИС — это государственные посредники между авторами песен и коммерческими организациями. Автор может выбрать любую организацию-посредника. Если он не выбрал никакую, считается, что он по умолчанию работает с РАО/ВОИС. Но автор может изъять свои права из управления РАО/ВОИС и работать с любым другим посредником. Многие авторы так и делают.
Если вы заключите договор с РАО и ВОИС, то сможете легально включать треки большинства российских и зарубежных исполнителей.
Размеры отчислений (авторское вознаграждение) зависят от типа заведения и количества посадочных мест.
Расценки РАО зависят от площади помещения
Еще придётся ежемесячно отчитываться обо всех треках, которые бизнесмен включал в заведении. Этот отчёт позволяет посреднику определить размер вознаграждения авторам композиций.
Частные посредники заключают договор либо с авторами, либо с лейблами звукозаписи, либо с авторским обществом.
Если заключить договор с частным посредником, не придется ежемесячно отчитываться об используемых треках. Да и платить меньше. К примеру, РадиоСпаркс берёт 900 руб. / месяц, если площадь заведения до 100 кв. м. Платить сразу за год выгоднее.
Часто РАО и ВОИС остаются недовольны, узнав, что бар или ресторан заключили договор с частным дистрибьютором. Доходит и до суда.
Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ Бывает, что РАО/ВОИС предъявляет претензии нашим клиентам. Но тогда мы сами готовим ответ в РАО, предоставляем все необходимые документы. В 99% претензии к нашим клиентам после этого снимаются. Иногда РАО все же подает в суд против наших клиентов. За 8 лет было не больше 10 таких дел, и мы выиграли все.
Важно. Если выбираете частного дистрибьютора, внимательно читайте договор. Там должно быть прописано, что посредник обязуется представлять интересы пользователя в суде и компенсирует убытки в случае претензий и исков.
Бесплатные способы
Способ 1. Включать песни с открытой лицензией. Есть такая музыка, которую авторы изначально выкладывают в свободный доступ, т.е. отказываются от права на вознаграждения. Это так называемая лицензия creative commons или СС.
Но загвоздка в том, что не каждый трек можно включать в баре или кафе. Подходят песни с типом лицензии CC BY, CC BY-SA или CC BY-ND.
Если вы собираетесь использовать музыку по лицензии CC, то внимательно читайте условия лицензии по каждому треку.
CC BY-SA 4.0 означает, что лицензия свободная. Песни подходят для коммерческого использования
Композиции с пометкой Non commercial запрещено включать в заведениях.
Если видите пометку Non commercial, знайте, что такой трек нельзя использовать в коммерческих целях
Способ 2. Заключить договор напрямую с правообладателем. Многим ценителям рока знакома история 2008 года, когда в оренбургский бар Underground пришли агенты РАО. Не найдя повода для претензий, они услышали песню группы Сплин «Время, назад» и спросили, есть ли у бара договор с авторским обществом. Договора не было. Бару прилетел штраф. Тогда директор бара написал письмо лидеру Сплина Васильеву и попросил разрешение включать эту песню. Васильев разрешил. Штрафа бар избежал, но отчисления в РАО начал делать.
Напрямую со знаменитостями не договориться, а вот с местными исполнителями вполне. Главное, обсудите условия, цену, список разрешенных песен и закрепите это в договоре.
Иногда правообладателем является не музыкант, а лейбл звукозаписи. Как правило, у лейбла есть права на песни нескольких исполнителей. Тогда достаточно одного договора с звукозаписывающей компанией.
Способ 3. Включать старую музыку. Музыки без авторских и смежных прав не существует. Но у авторских и смежных прав есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторских прав этот срок — 70 лет со смерти автора, для смежных — 50 лет с момента создания записи.
И вот здесь начинаются нюансы. Допустим, 70 лет с момента смерти Чайковского прошло. Авторские права не действуют. Но есть смежные права исполнителя и изготовителя фонограммы. Запись произведения Чайковского в исполнении Лондонского королевского оркестра сделана в 2010 году. Смежные права на неё перестанут действовать только в 2060 году. А до этого времени заведение должно платить обладателям смежных прав: оркестру и лейблу. Не платит — нарушение. ВОИС может взыскать штраф: 20 000 за каждое исполнение трека. То же самое с народной музыкой: авторского права нет, но есть смежные права ансамбля, который поет Калинку-Малинку.
Поэтому единственный 100% способ не платить за старую музыку — взять пластинку, изданную 50 лет назад, и чтобы автор музыки тоже умер 70 лет назад.
Способ 4. Использовать генератор музыки Mubert. Mubert — сервис, который в реальном времени генерирует уникальные музыкальные композиции. Нужно задать направление, продолжительность и программа сгенерирует трек. Сервис на любителя, поэтому много о нём говорить не будем.
Коротко о главном
На каждую песню распространяется четыре права: право автора на музыку, право автора на текст, смежное право исполнителя и смежное право лейбла звукозаписи.
У автора есть право получать вознаграждение за коммерческое использование его песни. Коммерческое — это любое использование вне обычного круга друзей или семьи.
Сервисы вроде Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка, ВК не предназначены для коммерческого использования. Радио, музыку с флешки или диска также запрещено включать в кафе, ресторанах, барах и других заведениях.
Существует два законных платных способа включать музыку в баре или кафе: договор с государственным посредником РАО и ВОИС, либо договор с частным музыкальным посредником. Стоимость зависит от площади заведения и количества посадочных мест.
Бесплатные варианты тоже существуют. Можно включать песни с открытой лицензией Creative Commons или песни с истекшим авторским и смежным правом, либо заключить договор напрямую с правообладателем.