какую музыку любят растения
Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза
Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.
Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в 20-ом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.
Исследования в Швеции
70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.
Исследования в США
70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки.
Продолжительность прослушивания музыки имеет значение!
Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента.
Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе;
Стиль музыки имеет значение!
Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света;
Инструменты, которые звучат, имеют значение!
Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй – северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.
Исследования в Голландии
В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.
Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.
Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта растения.
Какую музыку любят растения
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ОГОРОДНЫХ РАСТЕНИЙ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Музыка сопровождает нас повсеместно в современном мире. Мы слышим музыку в магазинах, кафе, по телевизору. Мы делаем осознанный выбор, отдавая предпочтение определённому стилю музыки, и проводя бесчисленное количество часов за прослушиванием любимых треков. Мы наслаждаемся музыкой природы, выезжая на пикник, или же поглощаемся пучиной тяжёлого рока. Мы вырастаем вместе с определённой эпохой музыки и даже не подозреваем, какое воздействие она имеет на наш организм.
Ещё в древние времена особое внимание уделялось влиянию звуков на всё живое: растения, животных, человека. Ведь музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы. Так как с эволюцией человека мир музыки постоянно меняется, её влияние на всё живое тоже трансформируется. Определить, как влияют разные стили и направления музыкальной культуры на организмы и человека в частности, очень важно. Именно в этом я вижу актуальность своей работы.
Многими учёными поднимался вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая нет. На основе научных экспериментов и приводя в пример случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, затрагивается тема, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой.
Поэтому целью моего исследования стало: выявить, какая музыка благотворно влияет на живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.
Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов.
В связи со всем вышесказанным ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по предмету исследования.2. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки.3. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.4. Сравнить результаты наблюдений.5. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие живых организмов.
Гипотеза:если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы.
Предмет исследования:музыка различных направлений (классическая музыка, тяжёлый рок, мантры).
Методы исследования:сбор информации, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация, эксперимент.
Значимость:моя работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую полезно слушать музыку, а какую нет.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА РОСТ РАСТЕНИЙ
То, что на растения оказывает влияние музыка, которую мы слушаем, известно давно. Уже проведено много исследований о влиянии музыки на рост и развитие растений, и на основании результатов составлены рекомендации, как с помощью музыки стимулировать рост растений и прорастание семян.
Первыми выявили влияние музыки на рост растений индийский ученый, профессор ботаники Т. Ц. Сингх, а также ботаник и агроном Джордж Е. Смит. Они провели опыты, которые показали, что различные звуки и музыка действуют на растения, и их развитие и рост зависят от звуковых частот.Опытным путем установлено, что растения реагируют на звуковые волны определённой частоты. В клетках растений есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение.
Для опытов взяли черенки традесканции и семена тыквы, разделили их на несколько групп и каждый день по 2 часа включали музыку, но разным группам разного вида (стиля) и частоты. В эксперименте использовали классическую музыку и рок-музыку.
Опыты показали, что классическая музыка оказывает положительное влияние на растения, способствует их активному росту и развитию. Там, где включали классическую музыку, корневая система была больше.
Действие музыки на растения зависит от звуковых частот:
звуковые волны 7-9 кГц замедляют рост и развитие;
звуковые волны больше 10 кГц могут погубить растение.
Поэтому классическая музыка (частота от 3 до 5 килогерц) хорошо воздействует на растения, а рок-музыка (свыше 8 килогерц) – угнетает.От сюда следует, что если вы любите слушать музыку или смотреть видеоклипы, то растения тоже с удовольствием будут слушать классическую музыку. А от прослушивания рок-музыки учёные рекомендуют лучше воздержаться.
2.2 ВЫБОР МУЗЫКИ ДЛЯ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основываясь на наблюдениях и выводах разных учёных, пришло время выбрать ту музыку, с которой мне предстояло работать.
В первую очередь, моё внимание привлёк Моцарт. Из всех авторов классических музыкальных произведений только о его музыке говорили, что она имеет сильнейший эффект. Музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. «Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы» (Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.). В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – «эффект Моцарта». Было интересно, окажет ли подобное влияние Вольфганг Амадей на мой домашний огород.
Из негативно влияющей музыки я выбрал песни в исполнении Мэрилина Мэнсона (настоящее имя Брайан Хью Уорнер). Его сценический псевдоним сформирован из сложения имен двух американских знаковых фигур 1960-х годов, а именно актрисы Мэрилин Монро и осуждённого за несколько убийств Чарльза Мэнсона. Влияние образа убийцы на характер и содержание его творчества очевиден. Такие песни как «Killing strangers», «The devil beneath my feet», «Hey, cruel world», «Leave a scar» и многие другие сами за себя говорят. Было любопытно, окажут ли на рост моих растений эти песни такое же негативное влияние, какое впечатление они произвели на меня.
Хотелось добавить ещё что-нибудь в список музыкальных «влиятелей», и мне в голову пришла мысль о мантрах. В ведических писаниях говорится, что мантры способствуют восстановлению природной частоты в организме. Ведь мантра – это сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл. А слова, обладающие такой вибрацией, имеют огромную целебную силу. Я пришёл к выводу, что мантра здоровья как раз подойдёт для моих исследований.
2.3 ВЫБОР РАСТЕНИЙ ДЛЯ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Осталось выбрать растительный материал для моих наблюдений. Своего огорода у нашей семьи нет. Над домашними цветами мне ставить эксперименты было запрещено, и я решил выбрать что-нибудь подходящее для выращивания на подоконнике в домашних условиях: неприхотливое и полезное. И тут, совсем кстати, мне в руки попала книжка «Мир растений» А.В.Смирнова.
Оказывается, современная наука настолько ушла вперёд, что томаты, например, зародившись в середине 18 века в Южной Америке, стали распространены во всём мире. Сейчас существует столько разновидностей помидоров, что трудно себе представить! Для любых условий можно подобрать. И для нашего случая нашёлся экземпляр. Спасибо москвичу Е.Шарафаненко, который положил начало балконному огородничеству. По его мнению, благодаря помидорным кустам, балкон преображался и становился похожим на уголок тропического леса. К тому же из-за помидорной листвы в квартире становилось меньше мух и комаров. Хотелось и мне двойную выгоду иметь. Решился я на выращивание этого вида паслёновых. Судя по этикетке, урожая крупных помидор я вряд ли бы дождался, но зато был шанс вырастить их самому.
Сам я помидоры не люблю. А вот огурцы мне больше по душе. Огурцы любят тепло и влагу. А чтобы появились плоды, необходимо опыление. Но и тут наука нам помогла. Есть уже сорта огурцов, для которых вообще не нужны пустоцветы. Они дают плоды без опыления, и их называют партенокарпическими. Это и хорошо. Трудно представить, что можно завлечь насекомых опылителей на последний этаж многоэтажного дома. А мы как раз и живём под самой крышей. Было сразу понятно, что и в случае с огурцами крупных плодов нам не дождаться. Зато у них есть очень сильное преимущество – они никогда не бывают горькими. Меня это очень радовало, ведь мне непременно хотелось попробовать будущий урожай.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 ПОЛГОДА ПУТИ К ЖЕЛАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ
Итак, можно было приступать к долгожданному исследованию. На поиск нужных семян ушло несколько дней. Наконец-то было куплено 2 пачки, по 12 семян в каждой, помидоров «Пиноккио» от компании «Поиск» и идентичные пачки семян балконных огурцов агрофирмы «Манул». К тому же пришлось обзавестись специальными лоточками для высадки семян и землёй для рассады.
В квартире было недостаточно места для того, чтобы создать условия для комфортного прослушивания музыки отдельными группами растений, поэтому было решено включать музыку через почву с помощью наушников. Каждая группа слушала свою музыку в течение двух часов каждый день.
Из всех семян взошло 23 росточка помидоров и всего 19 росточков огурцов, причём жизненную силу потеряли те семена, которые слушали рок или не слушали ничего.
ВСЕ НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ: 10 АЛЬБОМОВ С МУЗЫКОЙ ДЛЯ РАСТЕНИЙ
Мы все иногда разговариваем со своими домашними животными, с машиной, с компьютером. Растения же находятся где-то посередине между живыми разумными существами, не обладающими навыками человеческой речи, и неодушевленными предметами, так почему бы не пообщаться с ними? Тем более, что существует универсальный язык — музыка. Мы, конечно, ведем к тому, что музыкальных альбомов для цветов и травы записано немало, и на некоторые из них точно стоит обратить внимание.
Кто-то писал эту музыку, веря, что она может повлиять на рост растений, кто-то преследовал не утилитарную, а более возвышенную цель создать нечто такое, что могло бы понравиться его фикусам и мимозам. А кто-то, возможно, просто пытался быть оригинальным. Как бы там ни было, но идея создавать музыку не для человека, а для флоры, кажется очаровательной. В первую очередь это эмбиент-треки, наполненные звуками природы, ведь что еще вы бы слушали, если бы колесо Сансары забросило вас в это царство?
Выбрали 10 важных релизов, записанных для растений, их почитателей и всех, жаждущих покоя и умиротворения.
Mort Garson – Mother Earth’s Plantasia, 1976
“Plantasia” — это культовая классика среди «растительных» альбомов. Именно канадский композитор Морт Гарсон, один из пионеров электронной музыки, впоследствии и вдохновил многих музыкантов проводить параллели между синтезом звука и фотосинтезом — проще говоря, записывать музыку для растений и их любителей. Сам Гарсон вдохновлялся книжкой «The Secret Life of Plants» 1973 года, а затем и одноименной документалкой с задушевным саундтреком Стиви Уандера.
Речь там о том, что у растений есть определенные когнитивные или даже телепатические способности. Конечно, идея про думающие и чувствующие цветы звучит как психоделическая фантазия, отчего и служит отличной основой для экспериментального эмбиент-альбома.
Тем более, что одна из идей книги получила особое распространение — о том, что растения способны слышать музыку и воспринимать вибрации. И хотя ученые и отмахивались, что, мол, нет у травы и цветов ничего и близко похожего на человеческий мозг или уши, все же такие теории обсуждаются. Особенно идея про слышащие растения понравилась «садоводам», выращивающим марихуану. Они предпочитают ставить своим «питомцам» классическую музыку или регги. Ну, тут без вопросов.
Гарсон же записал свой альбом, используя на тот момент еще новый, изобретенный в 60-х синтезатор Moog. Музыка получилось очень светлой, даже бодрой и радостной. Правда, даже спустя столько лет доподлинно неизвестно, оказывают ли эти треки хоть какой-то эффект на рост цветов, но они точно не навредят.
В 70-е альбом так и не получил достаточного распространения: тогда пластинку выдавали бесплатно при покупке комнатного растения в магазине “Mother Earth”, который принадлежал друзьям Гарсона. Но буквально в прошлом году альбом переиздали на лейбле Sacred Bones Record, так что это уже не редкость, но все еще культ.
«У мамы было очень много растений, — вспоминала дочь Гарсона Дэй, когда альбом переиздавался, — Она не верила в организованные религии, но считала Землю самым лучшим в этом мире. Что бы нас всех не создало, это было что-то невероятное. А отец был бы очень доволен, что его музыка снова популярна».
Source Vibrations — Vibrational Growth for Plants, 2010
Американский композитор, саунд-инженер, а еще немного мистик Аса Идони уже много лет выпускает под именем Source Vibrations музыку для медитаций и исцеления. А эту запись он сделал для растений, а конкретнее для того, чтобы помочь им усваивать питательные вещества и быстрее расти. Автор советует проигрывать свою музыку во время цветения — на рассвете и на закате, чтоб наверняка.
Ценны также комментарии к альбому, где люди описывают странное поведение своих растений от этой музыки, рекомендуют включать им дабстеп, но ни в коем случае не песни Бибера.
Если что, “Vibrational Growth for Plants” звучит так, будто вы в лесу, идет дождь, а где-то рядом пруд с лягушками. Какой эффект эта музыка оказывает на людей, неизвестно.
Эту четырехчасовую компиляцию выпустили ко Дню посадки деревьев в 2012 году, да и создали ее буквально для того же. Все вырученные деньги лейбл с говорящим названием Sound For Good передал проекту “Trees for the Future project”, который, собственно, и занимается посадкой деревьев. А уж такое точно должно понравиться растениям.
Подборка получилась довольно эклектичная, с атмосферной и экспериментальной электроникой, а некоторые треки даже были записаны под влиянием тибетской медитации или традиционной японской музыки. Так что и в этом случае воображение живо рисует лес с шумящим в кронах ветром и подобные картины природы.
Ребята из Data Garden пошли дальше — комнатным цветам они отвели роль даже не слушателей, а исполнителей. Вообще проект начинался как zero-waste лейбл, а потом все как-то докатилось до того, что растения стали подключать к кастомному музыкальному оборудованию.
Сначала артисты Алекс Тайсон и Джо Патитуччи во время перформанса в музее Филадельфии организовали ботанический квартет: «посадили» за синтезаторы Филодендрон, две Шеффлеры сделали ответственными за ритм-секцию, а Драцену — за эмбиент-звучание. Правда, программировать всё это пришлось человеческим существам. Так что пластинка представляет из себя запись двухчасового авангардного (avantGarden — точно правильное слово в этом случае) лайва.
После нескольких таких успешных перформансов-гастролей Патитуччи уже вместе с музыкантом Джоном Шапиро усовершенствовал используемый девайс, преобразующий электрические импульсы растений в ноты, и назвал его MIDI Sprout. Об изобретении писали достаточно много, так что можно разобраться при желании. Но если весь процесс и можно объяснить с технической точки зрения, то в результате точно остается немного внеземного и необъяснимого, как и в любой настоящей музыке. Кстати, сейчас есть уже и мини-версия MIDI Sprout для айфона — можете попробовать собрать свой комнатный бэнд.
«Иногда люди говорят о созидательной силе вселенной, которую они ощущают, играя на инструменте. Будто сама вселенная и течет через них», — рассказывал Патитуччи. — «У меня никогда так не получалась с инструментом, но я чувствовал, что действительно могу позволить вселенной выразить себя через мою музыку, разработав систему, позволяющую ей делать это через растения».
B. Ashra – Music For Growing, 2014
Берт Олке переехал из Северной Германии в Берлин в 1987 году, где он неизбежно открыл для себя электронную музыку и полюбил техно. А потом переключился на эмбиент-хаус и по-настоящему увлекся. Так что у Олке две ипостаси: Robert Templa — для техно и B. Ashra — для эмбиент-релизов.
“Music For Growing” — это его проект для импринта Klangwirkstoff Records, сооснователем которого Олке и является. Цель лейбла — «изучение влияния планетарных и молекулярных настроек». На практике это означает, что Klangwirkstoff выпускает эмбиент-альбомы, которые будто бы воссоздают в звуке растения, химические элементы и даже целые планеты.
В случае с проектом “Music For Growing” идея была в том, чтобы повторить активное психотропное вещество марихуаны, THC, которое, по словам Олке, имеет частоту 10.77 Hz. Короче, он думал, а вдруг удастся при помощи музыки сделать так, чтобы растение росло быстрее или полученное вещество было посильнее.
Как бы там ни было с этими молекулами, а в результате вышел 75-минутный трек, который лучше не слушать за рулем.
Jan Grünfeld – Music for Plants, 2014
Смотрите, какой правильный сеттинг: немецкий продюсер Ян Грюнфельд записал эту музыку за три летних дня на огромном балконе своей старой виллы, расположенной посреди парка. Так что, кроме электрогитары, там можно расслышать ещё и пение птиц, особенно на такой актуальной сейчас композиции “Come gentle spring, come at winter’s end”. Сам композитор заявлял, что эта импровизационная работа создана им совсем не для людей, а для терпеливых растений.
Кстати, на итальянском лейбле La bèl netlabel, где вышел релиз, можно найти еще много всего столь же медитативного и чарующего. Здесь любят «звук шагов на снегу, солнце на лице, запах дождя» и прочие вещи, которые, кажется, должны любить и растения.
Katie Shlon – Play Some Songs to Make the Plants Grow, 2015
В мае 2015-го Кэти отправилась в трехнедельное путешествие по Американскому Западу. Она только что закончила обучение в Чикагском художественном институте и получила грант на свою выпускную работу — изучение и документирование художественной среды, созданной артистами в этих краях. Занимаясь полевыми записями и разглядывая чудесные сады, встречающиеся ей на пути, Кэти сыграла несколько импровизаций. Рекордер уловил звуки птиц, лягушек, ветра и другой окружающей природы.
В лимитированной версии кассеты дополняли записи и фотооткрытки из путешествия.
По словам автора, эта музыка посвящена тем, кто ухаживал за растениями и кого уже нет в живых, а также самим растениям и ландшафту, который играет огромную роль в процессе исцеления как артистов, так и посетителей этих мест.
«У этого проекта нет никакой научной основы, это все чистые эмоции, — признает Кэти. — Я считаю, что растения обладают целебными свойствами, а работа с землей невероятно полезна. Мне нравится идея о том, что можно ухаживать за растениями и заботиться о них, признавая тот факт, что у них есть и другие потребности, кроме воды, света и питательных веществ».
Бельгиец Дэвид Эдрен принадлежит к музыкантам, вдохновленным “Plantasia” Гарсона, но свой проект он посвятил той конкретной парочке растений, которые сам выращивает дома. Он даже пробовал включать им эту музыку и подмечать реакции. Кажется, ничего плохого не произошло, да и что могло произойти с такими колыбельными?
Релиз будто напоминает о важности деликатного и доброго отношении ко всему живому, что нас окружает. Возможно, это применимо и к людям.
Brendan Wells’ Plant Music — Music For People & Their Plants Vol 1, 2017
Американец Брэндан Уэллс начинал свою карьеру в панк- и хардкор-коллективах. Его первая нойз-кор группа, например, называлась “Patrick Swayze’s Ghost”, а сейчас он играет на басу и поет в бэнде “Uranium Club”. В 2016-м он попробовал поработать в музыкальном медиа, через полгода выгорел и заявил, что не может больше слушать панк-музыку без ощущения тревоги, поэтому переключился на классическую.
Наткнувшись на альбом “Plantasia”, Уэллс решил прочесть “The Secret Life of Plants”, из чего впоследствии и вырос его проект “Plant Music”. «Когда я записываю материал дома, я смотрю на цветы и спрашиваю себя: “Это точно для растений музыка?”. Это то, что я бы слушал, будь я растением: что-то простое, минималистичное, повторяющееся, успокаивающее». То есть это все затевалось не ради поиска звучания, которое ускорило бы рост растений. Медитативные, вместе с тем немного игривые, построенные на бесконечных лупах мелодии должны просто понравиться им!
Финальный трек вообще состоит из 20 минут тихих разговоров. Истоки тут следует искать в альбоме “Plant Talk” Молли Рот 76 года — та пластинка была сплошь разговорной. «Вы же разговариваете со своей машиной, верно? Вот есть и люди, которые считают, что, разговаривая со своими растениями, они посылают им правильные вибрации. Я общаюсь со своими растениями всю жизнь, иногда говорю “Расти, а не то я сломаю твой стебель!”». Можете попробовать послушать, что у нее получилось, — это очень странно, но мотивирующе.
Уэллс же записал свою интерпретацию: «Идея в том, чтобы ставить эту запись, когда у вас нет времени поговорить со своим растением лично, ну, когда вам нужно заниматься уроками или любовью, как Молли Рот советовала». И это всё безумно ровно настолько, насколько же и мило.
Кстати, есть и у него и более свежие релизы, например, “The Right Side of the Grass”.
Green-House — Six Songs for Invisible Gardens, 2020
А вот совсем новый релиз — альбом нового проекта небинарной артистки из Лос-Анджелеса Олив Ардизони вышел в январе этого года. Это композиции, записанные как для растений, так и для людей, которые заботятся о них. Лимитированный тираж даже вышел в формате кассетного пака с семенами цветов.
Эмбиент-треки получились очень деликатными, тут можно вообразить себе и срываемую ветром желтую листву, и журчание рек, и утреннее щебетание птиц. А для усиления успокоительного эффекта режиссер Майкл Флэнаган создал несколько калейдоскопических и наполненных растениями видео.