какую музыку любил гитлер
Какое отношение композитор Вагнер имеет к Третьему рейху, и почему его музыку никогда не исполняют в Израиле
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Музыкальные вкусы нацистов
Музыкант и мыслитель
Поклонники Вагнера, оправдывая великого композитора, говорят о том, что Вагнер был не единственным композитором, любимым нацистскими лидерами – Гитлер, например, и Бетховена очень уважал, особенно его «Оду к радости», а Гиммлер прекрасно исполнял Баха. Произведения Вагнера просто слишком хорошо вписались в национальную идею Третьего рейха, так как были посвящены героям германского мифологического эпоса. На волне подъема немецкого самосознания их действительно использовали как музыкальный фон для оформления нацистских церемоний и даже преступлений в концлагерях (хотя факт, что людей сжигали под музыку этого композитора, до сих пор вызывает споры), но в любом случае, Вагнер, умерший за шесть лет до рождения Адольфа Гитлера, за это нести ответственность не может.
На самом деле, данный вопрос намного сложнее. Кроме музыкальных произведений Вагнер был автором богатого литературного наследия – многочисленных трудов по теории музыки и истории искусства, философских произведений и мемуаров. Одной из идей, красной нитью проходящей через все его творчество, стала активная и крайне откровенно выражаемая юдофобия. Это неоспоримый исторический факт, все его многочисленные высказывания на эту тему не оставляют возможности для двойной трактовки и относят композитора к числу ярых антисемитов.
Взгляды Вагнера вызывали возмущение еще при жизни композитора. Так, его статья «Еврейство в музыке», опубликованная в 1850 году, вызвала протесты профессоров Лейпцигской консерватории. Нужно отметить, что данный текст до сих пор возмущает людей, и в 2012 году он был внесен в Федеральный список экстремистских материалов Российской Федерации. Его печать и распространение в нашей стране запрещено. Взгляды и труды Вагнера явились причиной того, что его произведения никогда не исполняются в Израиле. Этот бойкот считается негласным, но очень жестким.
Как по нотам
Некоторые исследователи считают, что влияние творчества Вагнера на фашистский режим не ограничивалось созданием музыкального фона для организации церемоний. Известно, что Гитлер зачитывался его литературными трудами, почерпнув из них националистические идеи. Многие символы и герои произведений Вагнера как будто оживали при написании страшнейшей страницы человеческой истории.
Считают, что сам Гитлера ассоциировал себя с Парсифалем – главным действующим лицом одноименной музыкальной драмы Вагнера – это герой, пришедший из народа, чтобы вести нацию за собой. Даже конец жизни великого диктатора и его жены как будто разыгран по либретто трагической оперы: в финале «Гибели богов» Брунгильда и Зигфрид исчезают в пламени погребального костра, в котором пылает сама Вальгалла.
Любовь – еще одна великая сила, которая может стать причиной рождения или гибели целых империй. Жизнь верной спутницы Гитлера Евы Браун полна трагических фактов, многие из которых не стали общеизвестными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гитлер любил слушать арии Шаляпина и музыку в исполнении основателя Израильского филармонического оркестра
В найденном недавно музыкальном архиве Гитлера содержатся произведения русских композиторов: Чайковского, Бородина и Рахманинова. Кроме того, некоторые музыкальные произведения записаны в исполнении музыкантов-евреев, пишет газета The Times (полный текст – на сайте InoPressa.ru). Капитан советской разведки Лев Безыменский обнаружил музыкальную коллекцию Гитлера в мае 1945 года в его берлинской канцелярии и забрал с собой.
Лев Безыменский до конца своих дней не рассказывал о находке, поскольку, утверждает британское издание, опасался обвинений в мародерстве. Но он оставил письмо, в котором поясняет происхождение сотен пластинок. Как писал Безыменский, они содержат “классические произведения в исполнении лучших оркестров Европы и Германии с участием лучших солистов той эпохи”. The Times ссылается на германский журнал Der Spiegel, корреспонденты которого смогли ознакомиться с составленной Безыменским описью и музыкальной коллекцией только после того, как летом 2007 года 86-летний ветеран умер.
Среди сотен граммофонных пластинок, найденных в коллекции Гитлера, советский разведчик с изумлением нашел произведения русских композиторов. На всех записях видны печати: “Штаб-квартира фюрера”. Пластинки были упакованы, возможно, для эвакуации, т.к. окружение Гитлера до последнего надеялось убедить его покинуть Берлин и направиться в Южную Германию или за рубеж.
Британское издание отмечает и “еврейский след” в музыкальной коллекции Гитлера. Так, один из концертов Чайковского исполнен скрпипчом-виртуозом Брониславом Губерманом, польским евреем. Губерман, который покинул Европу, еще в 1936 году основал Палестинский оркестр, преемником которого стал Израильский филармонический. Австрийский пианист Артур Шнабель, чью мать фашисты уничтожили по этническим мотивам, невольно сыграл для фюрера – в рейхсканцелярии оказалась также запись музыкального произведения в исполнении Шнабеля.
Сведений о том, чью музыку Гитлер слушал чаще, нет, потому что никакая документация не поддерживалась. О том, что фашистский вождь предпочитал музыку русских композиторов, косвенно свидетельствуют характерные царапины, оставленные на пластинках Бородина, Рахманинова и Чайковского.
Как известно, Гитлер пропагандировал “расово чистую” германскую музыку, особенно произведения Рихарда Вагнера. Произведения, написанные “недочеловеками”, прежде всего евреями и славянами, он запрещал. Подробно о музыкальных вкусах Гитлера – по крайней мере, о таких, какие он провозглашал – рассказывает портал “Семь сорок”. В статье “Музыка как политический инструмент Третьего рейха” говорится: “Гитлер мобилизовал Баха, Генделя, Бетховена, Брукнера и Вагнера, чтобы расшевеливать массы музыкальным языком, который был чисто германским. Сегодня, когда речь заходит о культуре, нацистов обычно вспоминают по тому, против чего и против кого они были. В музыке они были против еврейских композиторов, таких как Мендельсон, Мейербер и Малер, еврейских авторов либретто, таких как Стефан Цвейг и многих еврейских музыкантов. Также они были против атональной и авангардной музыки Арнольда Шонберга, Албана Берга и Курта Вайля, а также джаза, свинга и всего, что ассоциировалось с черной американской музыкой”.
Научный сотрудник Стенфордского университета Джеймс Кеннуэй сказал, что не слишком удивлен музыкальной коллекцией Гитлера. Он отметил, что на самом деле музыкальная политика Третьего рейха была нечеткой, и выбор композиторов, чьи произведения одобрялись к публичному исполнению, мог зависеть от отношений со странами их происхождения в данный конкретный момент. Единственное, что вызывает удивление, так это наличие произведений в исполнении музыкантов-евреев, которое выбивается из последовательной политики антисемитизма, проводившейся официальным Берлином. Сам Гитлер заявлял в своем программном произведении “Моя борьба”, что евреи ничем не проявили себя в таких основных видах искусства, как архитектура и музыка.
Издание отмечает, что, хотя Гитлер увлекался музыкой, и прослушивание граммофонных пластинок для него было основным видом отдыха, сам он не отличался хорошим музыкальным слухом, а уроки игры на фортепиано, которыми Адольф занимался в юности, музыкального таланта в нем не выявили.
The Times заключает свою статью списком “пяти пластинок, которые Гитлер взял бы с собой на необитаемый остров” :
Гитлер любил слушать арии Шаляпина и музыку в исполнении основателя Израильского филармонического оркестра
Лев Безыменский до конца своих дней не рассказывал о находке, поскольку, утверждает британское издание, опасался обвинений в мародерстве. Но он оставил письмо, в котором поясняет происхождение сотен пластинок. Как писал Безыменский, они содержат «классические произведения в исполнении лучших оркестров Европы и Германии с участием лучших солистов той эпохи». The Times ссылается на германский журнал Der Spiegel, корреспонденты которого смогли ознакомиться с составленной Безыменским описью и музыкальной коллекцией только после того, как летом 2007 года 86-летний ветеран умер.
Среди сотен граммофонных пластинок, найденных в коллекции Гитлера, советский разведчик с изумлением нашел произведения русских композиторов. На всех записях видны печати: «Штаб-квартира фюрера». Пластинки были упакованы, возможно, для эвакуации, т.к. окружение Гитлера до последнего надеялось убедить его покинуть Берлин и направиться в Южную Германию или за рубеж.
Сведений о том, чью музыку Гитлер слушал чаще, нет, потому что никакая документация не поддерживалась. О том, что фашистский вождь предпочитал музыку русских композиторов, косвенно свидетельствуют характерные царапины, оставленные на пластинках Бородина, Рахманинова и Чайковского.
Научный сотрудник Стенфордского университета Джеймс Кеннуэй сказал, что не слишком удивлен музыкальной коллекцией Гитлера. Он отметил, что на самом деле музыкальная политика Третьего рейха была нечеткой, и выбор композиторов, чьи произведения одобрялись к публичному исполнению, мог зависеть от отношений со странами их происхождения в данный конкретный момент. Единственное, что вызывает удивление, так это наличие произведений в исполнении музыкантов-евреев, которое выбивается из последовательной политики антисемитизма, проводившейся официальным Берлином. Сам Гитлер заявлял в своем программном произведении «Моя борьба», что евреи ничем не проявили себя в таких основных видах искусства, как архитектура и музыка.
Издание отмечает, что, хотя Гитлер увлекался музыкой, и прослушивание граммофонных пластинок для него было основным видом отдыха, сам он не отличался хорошим музыкальным слухом, а уроки игры на фортепиано, которыми Адольф занимался в юности, музыкального таланта в нем не выявили.
The Times заключает свою статью списком «пяти пластинок, которые Гитлер взял бы с собой на необитаемый остров»:
Вагнер, Гитлер и «Властелин колец» из девятнадцатого века
Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
«Он создал сегодняшнюю музыку» и «он — любимый композитор Гитлера»: родившийся 200 лет назад, 22 мая 1813 года, Рихард Вагнер обречен, по крайней мере, в нашу эпоху, быть вольтовой дугой громадного напряжения между этими «плюсом» и «минусом». И ни его философско-политические взгляды, ни странности биографии (то есть, в общем, характера), ни то, куда пошла музыка после Вагнера, не помогают погасить это противоречие.
Задолго до единой Германии
Для начала: Гитлер родился через шесть лет после смерти Вагнера. И, в конце концов, мало ли какую музыку любил создатель «Третьего рейха» — а если бы ему нравился Чайковский, что бы мы делали? Но эстетика гитлеровского рейха, конечно, без Вагнера была бы немыслима. Другое дело, что у Гитлера, во многих смыслах, и выбора тут не было. Чтобы понять это, надо лишь поставить вопрос: а если бы рейх был создан не Гитлером?
Или последовать за авторами нескольких романов из серии «альтернативной истории» — что было бы, если даже и Гитлер оставался в наличии, но не лез со своей армией через границы германоязычного мира? Что ж, мог бы оставаться у власти примерно как испанец Франко, который благополучно дожил до 1975 года.
Гитлер минус внешняя агрессия — это что? А это, в том числе, концлагеря. В общем, можно понять тот факт, что в Израиле Вагнера не исполняют. И это не затем, чтобы посмертно наказать невиновного в создании лагерей композитора, а потому что страшно слушать.
В концлагеря помещали, конечно, вовсе не только евреев — первыми туда отправились в 1933 году коммунисты, социалисты и прочая оппозиция. Позже — пленные… Вагнер, кстати, вне всякого сомнения был антисемитом, хотя «еврейский вопрос» для него был далеко не первым предметом внимания. Но оперы свои он писал вовсе не для какого-то неизвестного ему Гитлера. А для чего он их писал, и не только оперы, а и множество философско-политических статей?
«Адольф Гитлер – мой друг детства»
С юности Кубичек тянулся к музыке — играл и сочинял (он так и выглядит на фотографии, как человек из академического музыкального мира начала 20 века). Любовь к музыке была тем, что сблизило Кубичека и Гитлера — подростков австрийского города Линц. Обоим нравился Вагнер, оба испытывали проблемы в общении со сверстниками. Их близкая дружба, начавшаяся в 1904 году, продолжалась 4 года. В Вене, в которой начали формироваться политические взгляды Гитлера, они жили в одной комнате. Кубичек учился в консерватории, а Гитлер пытался найти свое место в мире живописи и архитектуры. Далекий от политики, уже сделавший карьеру дирижера в Австрии, Кубичек рассказал в 1953 г., что помнил о друге – хорошее и плохое.
«Адольф Гитлер — мой друг детства» («Adolf Hitler — mein Jugendfreund») — эти воспоминания важны, потому что сам Август, взрослая жизнь которого шла вдали от Гитлера, не стремился, как многие мемуаристы (яркий пример — Альберт Шпеер), оправдать себя или демонизировать фюрера Рейха. Кубичек раскрыл не только подробности интеллектуального развития Гитлера, но и некоторые неожиданные его черты.
О характере Гитлера
Кубичек описывает молодого Гитлера как способного к сентиментальности, романтичного, чуткого к красоте природы и архитектуры. Он обладал и хорошими дружескими качествами, даже применял свои таланты, чтобы оказать помощь. В том числе речь идет о знаменитом ораторском даре Гитлера: «Нет сомнений в том, что ораторский талант моего друга Адольфа проявился в ранней юности. И он знал это. Он любил говорить, и говорил без остановки. […] Иногда Адольф испытывал на мне или других свои ораторские способности. У меня навсегда останется в памяти то, как, еще не достигший восемнадцати лет, он убедил моего отца в том, что тому следует освободить меня от работы в его мастерской и послать меня в Венскую консерваторию. Учитывая трудный, замкнутый характер моего отца, это было значительным достижением. […] я стал считать, что нет ничего такого, чего бы Гитлер не мог добиться убедительной речью».
Линц — город в Верхней Австрии, в котором прошло детство Гитлера
В 16 лет Гитлер был влюблен, но так и не познакомился с возлюбленной
Кубичек: «Меня часто спрашивали, было ли у Адольфа в те годы, когда я его знал, чувство юмора. Люди из его окружения говорили, что его недостаток ощущается. […] Все было точно так же, когда он был молод. К любой проблеме, встававшей перед ним, он подходил с чрезвычайной серьезностью, которая не вязалась с его шестнадцатью или семнадцатью годами. Он был способен любить и восхищаться, ненавидеть и презирать — все это с величайшей серьезностью. Но одного он не мог сделать — отнестись к чему-нибудь с улыбкой. […] юмор ограничивался самой интимной сферой, словно это было что-то запретное. […] его юмор часто смешивался с иронией, но всегда дружеской. Так, однажды, увидев меня на концерте, где я играл на трубе, он сильно забавлялся, изображая меня, и утверждал, что с раздутыми щеками я был похож на одного из ангелов Рубенса».
Август Кубичек
Кубичек: «Он был пристрастен к миру. Куда бы он ни посмотрел, он видел несправедливость, ненависть и вражду. Ничто не избегало его критики, ничто не находило одобрения в его глазах. Только музыка могла приободрить его немного […] Он по своей природе был очень замкнутым. В его личности всегда был определенный уголок, в который он никогда не позволял проникнуть. […] Но существовал один ключ, который открывал дверь ко многому, что обычно оставалось скрытым: его восторг перед красотой. Все, что разделяло нас, когда мы стояли перед таким величественным произведением искусства, как монастырь Святого Флориана. Затем, воспламененный восторгом, Адольф убирал защитные барьеры вокруг себя, и я в полной мере ощущал радость от нашей дружбы».
Монастырь Св. Флориана. Окрестности Линца
Политические взгляды до переезда в Вену
Гитлер рос в Австро-Венгрии, многонациональном государстве, в период, когда борьба за сохранение германской нации в этой стране волновала молодых людей. Как свидетельствует Кубичек, этот национализм прижился и расцвел в молодом Гитлере: «С той же страстью, с которой он любил германский народ и «рейх», он отвергал все иностранное. […] он до самой своей смерти оставался тем, кем всегда был, начиная по крайней мере с шестнадцатилетнего возраста, «немецким националистом».
Важную роль в антисемитских взглядах Гитлера могли сыграть его учителя
В реальном училище были преподаватели, которые даже перед своими учениками не делали секрета из своей ненависти к евреям. Там Гитлер, вероятно, и познакомился с некоторыми политическими аспектами еврейского вопроса. Кубичек: «Я действительно не думаю, что это могло случиться как-то иначе, так как, когда я познакомился с ним, он уже не скрывал своего антисемитизма. … Я вспоминаю, что он уже был закоренелым антисемитом, когда приехал в Вену… но серьезным размышлениям на эту тему он начал предаваться в Вене только после того, как увидел, насколько велико еврейское население в этом городе». Интересен тот факт, что молодой Гитлер в те годы был настроен очень антимилитаристки.
Портрет 16-летнего Гитлера, нарисованный Кубичеком
Кубичек описывает высокий интерес 17-летнего Гитлера к политике, его любовь к разговорам о ней и немецком народе, стремление строить свои собственные политические планы. «В моей памяти остался один из ночных разговоров. Адольф с надрывом описывал страдания немецкого народа, судьбу, которая его ожидает, и его будущее, полное опасностей. Он был близок к слезам, но после этих жестоких слов вернулся к более оптимистичным мыслям. Он снова строил «государство всех немцев», которое отправляло «гостевые народы — так он называл другие народы австро-венгерской империи — туда, откуда они пришли. В другой раз он в ярких красках описывал мне, как представляет себе студенческие общежития в своем «идеальном государстве». Светлые, солнечные спальни, общие комнаты для учебы, […] бесплатные билеты на концерты, оперы и выставки, а также бесплатный проезд до учебных заведений», — вспоминал Кубичек.
Вена. Картина Гитлера
Еще в юности Гитлер строил планы об «идеальном государстве всех немцев»
Кубичек: «Его не привлекала ни одна из существующих партий или движений. Надо сказать, он часто говорил мне, что считает себя убежденным сторонником Шёнерера [Прим.: националист и антисемит], но говорил он это только мне наедине в нашей комнате. […] Однажды Адольф пришел домой и решительно объявил: «Сегодня я вступил в Союз антисемитов и записал туда и твое имя». […] Я смолчал, но решил, что в будущем буду сам разбираться со своими делами».
В 1938 г. Гитлер вернулся в Вену, в которой жил в дешевой комнатушке, триумфатором и строителем того самого «государства всех немцев»
Кубичек: «Тогда я не принимал все эти вещи всерьез, потому что мой друг не играл никакой роли в общественной жизни и ни с кем не встречался, кроме меня, следовательно, все его планы и политические проекты были воздушными замками. Я никогда бы не смел и подумать, что позднее он их осуществит».