какую химию изучают в 9 классе органическую или неорганическую
Органическая химия 9 класс
Органическая химия в 9 классе может быть расширенной или сокращённой. Это зависит от типа школы. Обычно в 9 классе органику проходят поверхностно, а в 10 классе углублённо. Изучают предельные, непредельные и ароматические углеводороды, спирты, жиры, углеводы. В некоторых учебных заведениях подробно останавливаются на карбонильных соединениях, карбоновых кислотах и аминах.
Введение в органическую химию
В данном разделе изучают общие свойства органических соединений и их особенности. Это фундамент для дальнейшего успешного понимания предмета, поэтому к нему надо отнестись серьёзно. Темы уроков:
Предельные углеводороды
Органическая химия в 9 классе обычно содержит курс по углеводородам, который начинается с предельных углеводородов. Эти вещества являются основной для российской экономики, а также всей мировой энергетики, так что их изучение раскроет взаимоотношения в обществе. Темы уроков:
Непредельные углеводороды
Далее переходят к алкенам, пластмассам и полимерам. Из этих веществ производится масса предметов окружающего мира, так что их строение необходимо разобрать подробно. Темы уроков
Ароматические углеводороды
Наконец, переходят к аренам и ароматическим углеводородам. Эти соединения являются основной для огромного количества современных веществ, так что изучение углеводородов будет неполным без них. Темы уроков:
Спирты
Спирты имеют широкое применение во всех областях жизни человека, поэтому исследовать их надо внимательно. В органической химии в 9 классе обязательно изучают следующие темы:
Карбонильные соединения. Карбоновые кислоты
Далее изучают следующие темы:
На жиры нередко отводится сравнительно мало времени. Проходят их всего за 1 или 2 урока. Но столь малое количество времени не означает, что они не имеют ценности, поэтому к исследованию жиров следует подойти внимательно. Изучают классификацию и номенклатуру жиров, их физические и химические свойства. Рассматривают их значение в организме человека, применение в медицине и пищевой промышленности. Подробнее останавливаются на промышленном получении жиров.
Углеводы
В обязательном порядке проходят углеводы, так как они являются основной для многих органических веществ животного и растительного мира. Темы уроков:
Амины
1 или 2 урока обычно посвящается аминам – веществам, которые являются основной современной медицины. Изучают их классификацию, номенклатуру и изомерию. Рассматривают их физические и химические свойства, подробнее останавливаются на горении и нуклеофильном замещении. Также изучают строение и особенности анилина. В конце исследуют производство и использование аминов.
Белки и нуклеиновые кислоты
Органическая химия в 9 классе обязательно содержит курс по белкам, аминокислотам и нуклеиновым кислотам. Они строительный материал для клеток и жизни в целом, поэтому отнестись к предмету надо внимательно:
Заключение
Данный раздел химии даст представление о современной медицине, бытовой химии, новых строительных материалах, энергетической отрасли. Кроме того, он подготовит школьника к более сложному курсу 10 класса. Благодаря изучению органической химии ученик лучше усвоит функционирование растений и животных.
Какую химию изучают в 9 классе органическую или неорганическую
Неорганическая химия.
Неорганическая химия — раздел химии, в котором изучают свойства различных химических элементов и соединения, которые они образуют, за исключением углеводородов (химических соединений углерода и водорода) и продуктов их замещения, представляющих собой так называемые органические молекулы.
Первые исследования в области неорганической химии были посвящены минералам. Ставилась цель извлечь из них различные химические элементы. Эти исследования позволили разделить все вещества на две большие категории: химические элементы и соединения.
Химические элементы — вещества, состоящие из одинаковых атомов (например, Fe, из которого состоит железный прут, или РЬ, из которого сделана свинцовая труба).
Химические соединения — это вещества, состоящие из различных атомов. Например, вода Н20, сульфат натрия Na2S04, гидроокись аммония NH4OH…
Атомы, входящие в состав химических элементов и соединений, делят на два класса — атомы металлов и атомы неметаллов.
Атомы неметаллов (азот N, кислород О, сера S, хлор CI.) имеют способность присоединять к себе электроны, забирая их у других атомов. Поэтому атомы неметаллов называют «электроотрицательными».
Атомы металлов, напротив, имеют тенденцию отдавать электроны другим атомам. Поэтому атомы металлов называют электроположительными. Это, например, железо Fe, свинец РЬ, медь Cu, цинк Zn. Вещества, состоящие из двух различных химических элементов обычно содержат атомы металла одного вида (обозначение соответствующего атолла помещается в начало химической формулы) и атомы неметалла также одного вида (в химической формуле обозначение соответствующего атома помещается после атома металла). Например, хлорид натрия NaCI. Если вещество не содержит атом металла, то в начало химической формулы помещается наименее электроотрицательный элемент, например аммиак NH3.
Система наименований неорганических химических соединений была утверждена в 1960 году Международным союзом IUPAC. Неорганические химические соединения называют, произнося сначала наименование наиболее электроотрицательного элемента (обычно неметалла). Например, соединение с химической формулой KCI называют хлоридом калия. Вещество H2S называется сероводородом, а СаО — оксидом кальция.
Органическая химия.
В начале своего развития эта химия исследовала вещества, входящие в живые организмы — растения и животные (белки, жиры, сахара), либо вещества разложившейся живой материи (нефть). Все эти вещества называли органическими.
Встречающиеся в природе органические вещества относят к различным группам: нефть и ее составляющие, белки, углеводы, жиры, гормоны, витамины и другие.
В начале 19 века были синтезированы первые искусственные органические молекулы. Используя неорганическую соль цианат аммония, Велер в 1828 году получил мочевину. Уксусная кислота была синтезирована Кольбе в 1845 году. Бертло получил этиловый спирт и муравьиную кислоту (1862 год).
Со временем химики научились синтезировать все большее и большее количество природных органических веществ. Были получены глицерин, ванилин, кофеин, никотин, холестерин.
Многие из синтезированных органических веществ не существуют в природе. Это пластмассы, моющие средства, искусственные волокна, многочисленные лекарства, красители, инсектициды.
Углерод образует больше соединений, чем какой либо другой элемент. Имея стабильную внешнюю электронную оболочку, углерод весьма мало склонен становиться положительно или отрицательно заряженным ионом. Эта электронная оболочка возникает в результате образования четырех связей, направленных к вершинам тетраэдра, в центре которого находится ядро атома углерода. Именно поэтому органические молекулы имеют специфическую структуру.
В органических молекулах атом углерода всегда участвует в четырех химических связях. Атомы углерода способны легко объединяться друг с другом, образуя длинные цепи или циклические структуры.
Атомы углерода в органических молекулах могут быть соединены между собой одинарными связями (так называемые насыщенные углеводороды) или кратными, точнее двойными, а также тройными связями (углеводороды ненасыщенные).
Международный союз IUPAC разработал систему наименований органических соединений. Эта система выявляет наиболее длинную неразветвленную углеродную цепь, тип химической связи между атомами углерода, а также наличие различных групп атомов (заместителей), прикрепленных к главной углеродной цепи.
Группы атомов углерода придают органическим молекулам, в которых они содержатся, специфические свойства. Последние позволяют различать многочисленные классы органических соединений, например: углеводороды (вещества из атомов углерода и водорода), спирты, органические кислоты.
Аттестации по химии: что нужно знать и как подготовиться
Рассказываем, как понять химию раз и навсегда, а ещё сдать по ней экзамены в любом классе. Советы по подготовке к аттестации в 8-11 классах.
Подготовиться к аттестации по химии можно в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда». Сильные преподаватели из МГУ, МФТИ и ВШЭ объясняют даже самые сложные темы простым и доступным языком. Теория обязательно подкрепляется практикой: ученики в прямом эфире наблюдают за химическими опытами и могут задавать вопросы. Базовый курс поможет сдать промежуточные аттестации по химии в восьмом и десятом классах. Для сдающих государственную аттестацию есть специальные курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. А поклонники химии могут углублять свои знания в рамках естественно-научного образовательного маршрута.
Вот ещё несколько советов, которые помогут дополнить курсы по химии в онлайн-школе и сделают учёбу легче и интереснее, а также помогут успешно сдать аттестацию.
8 класс
Что нужно знать к промежуточной аттестации по химии
Способы подготовки к аттестации в 8 классе
Химию невозможно учить без опытов. В восьмом классе важно понять основы химических процессов. Но делать опыты самостоятельно в домашних условиях небезопасно. На Youtube-канале «Простая наука» можно посмотреть красочные химические опыты. Каждое действие подробно объясняется — просто смотрите и запоминайте.
Эффективно выучить Периодическую систему Д.И. Менделеева можно при помощи приложения «Викторина по химии». В нём 29 уровней сложности, на которых нужно на скорость определить группу элемента, атомный номер и другие параметры. Отличная тренировка при подготовке к аттестации по химии.
9 класс
Что нужно знать и уметь для сдачи ОГЭ по химии
Способы подготовки к аттестации по химии в 9 классе
Практика — важный этап подготовки к итоговой аттестации по химии. Решайте много тестов из сборников ОГЭ 2020 года, одобренных ФИПИ. Так вы быстро поймёте структуру экзамена и особенности формулировок заданий. Не пропускайте сложные задачи, старайтесь понять их и решить.
Химия — это практическая наука. В некоторых заданиях ОГЭ по химии спрашивают, как использовать химию в повседневной жизни. Вы можете узнать это с помощью YouTube-канала «Химия — Просто». Стоит подписаться на этот канал при подготовке к аттестации. Его автор простым языком рассказывает про различные химические реакции, объясняет процессы и приводит примеры из жизни. Например, как химия может пригодиться в походе.
10 класс
Что нужно знать и уметь к промежуточной аттестации по химии
Способы подготовки к аттестации в 10 классе
Химия — сложный предмет, и иногда учебников мало, чтобы её понять. В этом случае поможет книга М.М. Левицкого «Увлекательная химия. Просто о сложном, забавно о серьёзном». Наука в ней плотно связана с историческими очерками, так что вы не только повторите школьную программу перед промежуточной аттестацией, но и углубите свои знания. В конце книги автор предлагает посмеяться над химическими шутками.
С интересом подготовиться к промежуточной аттестации по химии в 10 классе поможет игра для iOS Chemistry Lab. В ней вы сможете самостоятельно провести любой химический опыт всего за несколько минут. Игровая лаборатория содержит оборудование, неорганические соли, гидроксиды, кислоты, простые вещества и оксиды. Вещества имеют цвет и агрегатное состояние, как в действительности. Результат реакции красочен и реалистичен, а ещё игра высвечивает уравнение, которое объясняет, что произошло.
11 класс
Что нужно знать и уметь для сдачи ЕГЭ по химии
Способы подготовки к итоговой аттестации по химии в 11 классе
Чем больше практики, тем лучше. Решайте не только сборники ЕГЭ, одобренные ФИПИ, — ищите интересные и сложные задачи в других учебниках. Это поможет привыкнуть к разным формулировкам. Например, популярен сборник задач по химии для поступающих в вузы авторства Г.П. Хомченко.
Обязательно повторите формулы перед итоговой аттестацией по химии. Главные — формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. С ними вы сможете выводить другие формулы и решать любые задачи. Учить химические формулы, реакции и элементы во время подготовки к аттестациям легче с приёмами мнемотехники. Например, используйте ассоциации: окислитель — вор, грабитель, потому что в окислительно-восстановительной реакции он присоединяет электроны.
Учебно-методическое пособие
9 класс
Продолжение.
См. 21, 22, 23, 24, 25-26, 27-28, 29, 30, 31, 32/2003
11. Введение в органическую химию
Контрольные вопросы
1. В чем отличие органических соединений от неорганических?
2. Какие вещества называют углеводородами?
3. Что называют производными углеводородов?
4. Органическими или неорганическими являются продукты питания человека? Приведите примеры.
5. Что такое гомологи?
6. Какие вещества называют изомерами?
7. Изобразите пространственное строение молекулы метана и укажите валентные углы.
8. Приведите все синонимы термина «алканы».
9. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения:
СН4 СН3Вr СН2Вr2 СНВr3 СВr4?
10. Каковы особенности связи С–С?
11. Почему углеродная цепь в молекулах предельных углеводородов может принимать различную форму?
12. Где в природе встречаются алканы?
13. Как изменяется температура кипения в гомологическом ряду алканов и почему?
14. Какие реакции называют реакциями присоединения?
15. Напишите уравнения реакций этана и этилена с бромом, объясните, в чем их различие.
16. Что такое непредельные соединения? Какие классы непредельных соединений вы знаете?
17. С помощью какой химической реакции можно узнать, содержится ли примесь алкена в алкане?
18. Какова общая формула ацетиленовых углеводородов? Где применяется ацетилен?
19. Что такое ароматические углеводороды? В чем состоит их отличие от других углеводородов?
20. Напишите возможные структурные формулы, соответствующие углеводороду C6H6, и объясните, как можно обосновать истинную формулу молекулы бензола.
21. Назовите наиболее важные области применения углеводородов.
22. Что такое спирты? Приведите формулы всех известных вам спиртов.
23. Опишите основные области применения карбоновых кислот.
11.1. Предмет органической химии
Органическая химия – это раздел химической науки, в котором изучают соединения углерода – их строение, свойства, способы получения и практического использования.
Соединения, в состав которых входит углерод, называют органическими.
Органические соединения, кроме углерода, почти всегда содержат водород, довольно часто – кислород, азот и галогены, реже – фосфор, серу и другие элементы. Однако сам углерод и некоторые простейшие его соединения, такие, как оксид углерода(II), оксид углерода(IV), угольная кислота, карбонаты, карбиды и т. п., по характеру свойств относят к неорганическим соединениям. Поэтому часто используют и другое определение.
Органические соединения – это углеводороды (соединения углерода с водородом) и их производные.
Благодаря особым свойствам элемента углерода органические соединения очень многочисленны. Сейчас известно свыше 10 млн синтетических и природных органических веществ, и их число постоянно возрастает.
Причина такого многообразия состоит в том, что атомы углерода способны:
1) соединяться друг с другом в цепи различного строения: открытые (неразветвленные, разветвленные) и замкнутые;
2) образовывать не только простые (одинарные), но и кратные (двойные, тройные) связи:
H3C–CH3, H2C=CH2, HCCH;
3) образовывать прочные связи почти с любым другим элементом.
Эти уникальные свойства углерода объясняют сочетанием двух факторов:
– наличием на внешнем энергетическом уровне (2s и 2р) четырех электронов (поэтому атом углерода не склонен ни терять, ни приобретать свободные электроны с образованием ионов);
– малым размером атома (в сравнении с другими элементами IV группы).
Вследствие этого углерод образует главным образом ковалентные, а не ионные связи и проявляет валентность, равную IV.
Органические соединения отличаются от неорганических рядом характерных особенностей:
почти все органические вещества горят или легко разрушаются при нагревании с окислителями, выделяя СО2 (по этому признаку можно установить принадлежность исследуемого вещества к органическим соединениям);
в молекулах органических соединений углерод может быть соединен почти с любым элементом периодической системы;
органические молекулы могут содержать последовательность атомов углерода, соединенных в цепи (открытые или замкнутые);
реакции органических соединений протекают значительно медленнее реакций неорганических веществ и в большинстве случаев не доходят до конца;
среди органических соединений широко распространено явление изомерии;
органические вещества имеют более низкие температуры фазовых переходов (tкип и tпл).
Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова
Структурная формула (формула строения) описывает порядок соединения атомов в молекуле, т. е. ее химическое строение. Химические связи в структурной формуле изображают черточками. Связь между водородом и другими атомами обычно не указывают (такие формулы называют сокращенными структурными).
Примеры структурных формул некоторых органических соединений:
Молекулярные формулы показывают только, какие элементы и в каком соотношении входят в состав вещества (т. е. качественный и количественный элементный состав). Они в отличие от структурных формул не отражают порядка связывания атомов.
11.2. Изомерия
Еще до создания теории строения были известны вещества одинакового элементного состава, но с разными свойствами. Такие вещества были названы изомерами, а само это явление – изомерией. В основе изомерии, как показал А.М.Бутлеров, лежит различие в строении молекул, состоящих из одинакового набора атомов.
Изомерия – это явление существования соединений, имеющих одинаковый качественный и количественный состав, но различное строение и разные свойства. Например, н-бутан и изобутан имеют одну молекулярную формулу С4H10, но разную последовательность связей и, следовательно, различные физические свойства.
Таким образом, различие веществ обусловлено не только разным качественным и количественным элементным составом, но и разным химическим строением, которое можно отразить лишь структурными формулами.
В зависимости от того, с каким числом других атомов углерода соединен данный атом углерода, его называют первичным, вторичным, третичным или четвертичным.
11.3. Классификация органических соединений
Органические соединения отличаются своей многочисленностью и разнообразием. Поэтому необходима их систематизация. Органические соединения классифицируют, учитывая два основных структурных признака:
а) строение углеродной цепи (углеродного скелета);
б) наличие и строение функциональных групп.
Углеродный скелет (углеродная цепь) – это последовательность всех химически связанных между собой атомов углерода.
Функциональная группа – атом или группа атомов, определяющая принадлежность соединения к данному классу и ответственная за его химические свойства.
11.4. Углеводороды
Углеводороды – органические соединения, в состав которых входят только два элемента: углерод и водород. Например, углеводороды – СН4, С2Н6, С3Н6, С6Н6, С8Н10 и т. п. В общем виде – СхНу.
Углеводороды имеют важное научное и практическое значение. Во-первых, представления о строении и свойствах этих веществ служат основой для изучения органических соединений других классов, т. к. молекулы любых органических веществ содержат углеводородные фрагменты. Во-вторых, знание свойств углеводородов позволяет понять исключительную ценность этих соединений как исходного сырья для синтеза самых разнообразных органических веществ, широко используемых человеком.
Углеводороды содержатся в земной коре в составе нефти, каменного и бурого углей, природного и попутного газов, сланцев и торфа. Запасы этих полезных ископаемых на Земле не безграничны. Однако до настоящего времени они расходуются главным образом в качестве топлива (двигатели внутреннего сгорания, тепловые электростанции, котельные) и лишь незначительная часть используется как сырье в химической отрасли промышленности. Поэтому важнейшей задачей является поиск и paзработка альтернативных источников энергии, которые позволят более рационально использовать углеводородное сырье.
Многообразие углеводородов
В силу особенностей строения и свойств углерода его соединения с водородом весьма многочисленны и разнообразны.
Атомы углерода способны соединяться между собой в цепи различного строения:
Даже при одинаковом количестве атомов углерода в молекулах углеводороды могут отличаться числом атомов водорода, например: С6Н14, С6Н12, С6Н10, С6Н8, С6Н6. Другой пример – молекулы с четырьмя атомами углерода могут содержать от двух до десяти атомов водорода:
Н3С–СH2–CH2–CH3, С4Н10; Н2С=СH–CH2–CH3, С4Н8; Н2С=СH–CH=CH2, С4Н6; НСС–CCH, С4Н2. |
Одному и тому же элементному составу молекул (одной молекулярной формуле) может соответствовать несколько различных веществ – изомеров.
11.5. Гомологический ряд алканов
(предельных углеводородов)
Углеводороды, содержащие только -связи (одинарные связи), называют предельными углеводородами.
Предельные углеводороды с незамкнутой углеродной цепью – это алканы, или парафины. Все они являются гомологами простейшего углеводорода – метана – и имеют общую формулу CnH2n+2. Гомологи отличаются друг от друга группой атомов СН2.