какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – это проведение и анализ специальных функциональных проб, в результате которых специалист выясняет, какие зоны (отделы) головного мозга работают с нарушением.

какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование. картинка какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование. какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование фото. какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование видео. какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование.Вся нейропсихологическая диагностика базируется на понятии синдромного анализа. Это значит, что результатом обследования будет вывод о наличии или отсутствии определенных синдромов, которые указывают на дисфункцию какого-либо мозгового фактора (другими словами, выявляются нарушения работы одной или нескольких зон головного мозга, которые участвуют в реализации психических функций).

Представление о мозговой организации человеческой психики со временем менялось. Ранее в науке существовала теория о том, что каждая функция психики или качество характера имеет четкую однозначную локализацию в мозге, то есть за каждой, даже самой небольшой, функцией или за каждым психическим процессом «закреплен» отдельный участок мозга. Считалось, что при его повреждении функция утрачивается безвозвратно. Противники теории локализационизма придерживались мнения, что мозг в целом обеспечивает нашу психическую деятельность, то есть не существует отдельных зон: зоны речи, зоны зрения, зоны памяти и так далее. Согласно этой теории (она называется «эквипотенционализм», от латинского слова «aequus» – «равный») при получении мозговой травмы человек мог восстановить свои психические функции за счет сохранных частей центральной нервной системы.

Современный подход, который стремительно наращивает свою доказательную базу, объединил обе теории, и с 50-х годов двадцатого века по сей день нейропсихологи используют так называемую теорию системной динамической локализации психических функций. Согласно данной теории каждая зона мозга может участвовать в осуществлении различных функций, объединяясь с другими зонами в функциональные системы в зависимости от текущих задач. И если одно из таких звеньев «выпадает» (например, страдая в результате инсульта, опухоли) или не развивается вовремя (если речь идет о мозге ребенка), то искажается работа всех функциональных систем (и психических функций), которые использовали данную зону мозга. Поэтому именно комплекс различных тестов на разные психические функции может определить, какое именно звено потеряно или не сформировано.

Конечно, в 21 веке существует большое количество аппаратных методов диагностики и нейровизуализации: магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, допплерография, нейросонография (НСГ). Каждый год список пополняется все новыми видами подобных диагностических процедур. Зачем же тогда нейропсихологу проводить диагностические пробы?

Наличие проблемы можно выявить с помощью медицинской техники, но понять, как именно то или иное нарушение влияет на функционирование психики конкретного человека, соотнести с его возрастными нормами, составить план коррекции и прогноз, увидеть «ресурсные звенья» может только человек со специальным образованием.

Что и как диагностирует нейропсихолог?

В случае со взрослыми и с детьми диагностика будет носить принципиально разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформировался, а у детей еще только развивается.

Поэтому и синдромы, и прогноз, и коррекция будут различными. Если нейропсихолог обследует взрослого, то в заключении он будет писать о дефицитарности определенных отделов и зон мозга, полей коры больших полушарий. Если обследуется ребенок, то обычно делается вывод о несформированности определенных отделов мозга или нервных путей соответственно возрасту, за некоторым исключением (иногда и у детей обнаруживается дефицитарность, например, дефицитарность стволовых образований мозга или дефицитарность базальных ядер мозга).

Нейропсихология как наука развивалась на основе данных, собранных при исследовании поведения и нарушений мозга взрослых людей (большое количество информации о функционировании мозга было собрано во время Второй мировой войны в военных госпиталях). Поэтому основная «батарея» методик (так называется комплекс диагностических тестов и функциональных проб) была разработана еще в те времена. По мере развития детской нейропсихологии пробы были адаптированы для применения в области нейродиагностики детей. По «классике» нейропсихолог дает задания для исследования межполушарной асимметрии, двигательной сферы (праксиса), восприятия (гнозиса), пространственных представлений, памяти, речи, письма, чтения, счета и интеллектуальных функций.

Однако классическая нейропсихологическая диагностика в случае с неговорящим ребенком 3-4 лет, имеющим трудности поведения, попросту невозможна. Поэтому специалисты в подобных ситуациях используют метод клинического наблюдения и альтернативных оптимизированных проб для экспресс-оценки. Например, в нашем центре нейропсихолог Александрова Ольга проводит обследование неговорящих детей по методу доктора наук А.В. Цветкова. Такая экспресс-оценка в сочетании с результатами аппаратных обследований очень информативна.

Таким образом, специалист оценивает одни и те же психические функции у взрослых и детей, но в зависимости от возраста клиента и задач обследования методики будут различными.

Кому рекомендована нейропсихологическая диагностика?

Основная задача такого обследования – выявить механизмы нарушения/задержки/асинхронии развития у ребенка и определить пострадавшее звено в осуществлении какой-то психической функции у взрослого.

Консультация нейропсихолога необходима при диагнозах или подозрениях на них:

У детей:

У взрослых:

Как проходит консультация?

В нашем центре первичная консультация нейропсихолога длится 60 минут. При необходимости расширенного обследования (как правило, это требуется, когда выявлен основном синдром, но требуется более детальная диагностика) назначается еще одна встреча с проведением функциональных проб и тестов. После диагностики специалист пишет нейропсихологическое заключение и дает свои рекомендации по нейрокоррекции выявленных дисфункций. Основная цель нейрокоррекции – это восстановление работы психической функции в полном объеме (если это возможно) и адаптация к окружающей среде. Про нейрокоррекцию на нашем сайте есть отдельная статья.

Для того, чтобы диагностика была более эффективной, в ряде случаев мы рекомендуем услугу консилиума (например, при алалии, аутизме/РАС, задержке речевого развития (ЗРР), общем недоразвитии речи (ОНР), афазии, дислексии, дисграфии, дискалькулии и др.). В таком случае вместе с нейропсихологом в консультации участвуют логопед и дефектолог.

Специальной подготовки к нейропсихологической диагностике не требуется. Важно, чтобы ребенок или взрослый, который будет обследоваться, имел хорошее настроение, был не голодный и выспавшийся. Если на консультацию приходят родители с ребенком, то специалист также побеседует с мамой и папой, соберет анамнез и уточнит информацию о том, как ведет себя маленький клиент в повседневной жизни, с какими задачами справляется, а что дается с трудом. Когда обследование проводится для взрослого человека с органическим поражением мозга (после травмы, инсульта, операции), желательно, чтобы аналогичную информацию мог предоставить сопровождающий.

С собой желательно принести медицинские документы: медицинскую карту и заключения невролога, ЛОР-врача, сурдолога (при наличии), а также результаты ЭЭГ, ВП (вызванных потенциалов), МРТ, нейросонографии (если речь идет о ребенке), допплерографии, если данные обследования проводились.

Источник

Нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическое обследование – процедура, позволяющая оценить продуктивность функционирования различных зон головного мозга, определить области нарушения/дефицитарности функционирования.

Обратиться к специалистам клиник, вы можете по телефону в Москве: +7 495 135-01-09,.

Нейропсихологическое обследование в клинике

какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование. картинка какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование. какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование фото. какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование видео. какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую характеристику речи не включают в нейропсихологическое обследование.В клинике используются современные методы диагностики, позволяющие выявить нарушения и своевременно провести их коррекцию. У нас можно пройти нейропсихологическое обследование. Методика является высокоинформативной и универсальной.

Исследование позволяет получить информацию о таких аспектах:

Данное обследование рекомендовано при ряде нарушений: расстройства личности, депрессия, деменция, рассеянный склероз, ЧМТ, инсульт, органическое тревожное расстройство, органическое изменение личности и т. д.

Диагностика занимает 1,5–2 часа.

Возможности нейропсихологического обследования

Так же, с помощью повторных обследований, появляется возможность отследить динамику улучшений на этапе активного лечения и реабилитации пациента, тем самым контролировать ход лечения. Данное обследование направленно на выявление особенностей функционирования всех видов памяти, внимания, восприятия (зрительного, пространственного, соматосенсорного, слухового), речи.

Подробно производится исследование всех сторон мышления – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. В ходе диагностической ситуации тестируются также способности к целенаправленной деятельности и планированию, мотивационная сфера, необходимые для социальной адаптации в целом, для профессионального становления пациента.

Нейропсихологическая диагностика проводится посредством специальных проб, заданий, стандартизированных тестов, т.е. не является аппаратной процедурой, благодаря чему определяет все тонкие нарушения функций, а также любое изменение в лучшую или худшую сторону.

Когда применяется нейропсихологическое обследование

Расстройства, при которых показано прохождение нейропсихологического обследования:

В отличие от более распространённого в психиатрии патопсихологического обследования, нейропсихологическое обследование имеет явные преимущества, поскольку является более подробным и определяет локализацию нарушения функционирования на уровне головного мозга.

К стандартной процедуре обследования, в зависимости от проблематики пациента, могу т добавляться: батарея лобных тестов, краткая шкала психического статуса, субтесты Векслера по исследованию составляющих вербального и невербального интеллекта.

Задачи нейропсихологического обследования

Обобщая вышесказанное, задачи нейропсихологического обследования в психиатрии сводятся к следующему:

    Диагностика локализации нарушения функционирования на уровне головного мозга, определение актуального состояния функционирования.
    Описание и определение степени нарушений высших психических функций.
    Выявление причин аномального психического функционирования.
    Отслеживание динамики восстановления высших психических функций и повышения показателей продуктивности функционирования различных областей головного мозга в процессе лечения.
    Отслеживание динамики состояния высших психических функций на этапе амбулаторного наблюдения.

Особенности нейропсихологического обследования

Нейропсихология — научная область на стыке психологии и нейробиологии. Изучает особенности функционирования головного мозга и связь его структур с высшими психическими функциями: мышлением, речью, памятью, счетом, письмом и др. Нейропсихологическая диагностика необходима для:

Проводит такое обследование специалист — клинический психолог или невролог, практикующий в области нейропсихологии.

Когда назначается нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическое исследование назначается отдельно или в комплексе с другими обследованиями при:

Нейродиагностика назначается при различных заболеваниях центральной нервной системы. Результаты обследования помогают поставить точный диагноз, предсказать дальнейшие развитие заболевания, разработать программу терапии. Пациенту рекомендуется нейропсихологическая коррекция и/или комплекс других мероприятий (медикаментозная терапия, общеукрепляющее лечение, психолдогическая коррекция, занятия с логопедом и т.п.), даются рекомендации для обучения, работы. В ходе терапии и после нее исследование может проводиться повторно.

Методики и оборудование

Нейропсихологическое обследование включает в себя две основных группы методик: аппаратные и тестовые. В первую входит компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и др. Методики проводятся при помощи специализированного оборудования и дают возможность посмотреть изменения в работе головного мозга на биологическом уровне.

Во вторую группу входят специально разработанные тесты и пробы. Они направлены на изучение особенностей письма, счета, отдельных мыслительных процессов (обобщение, классификация и др.), гнозиса, праксиса и т.д. Для диагностики применяется специально разработанный стимульный материал, продукты творчества.

Точный набор методик зависит от задач исследования и индивидуальных особенностей пациента. Дополнительно применяются патопсихологические методики на память, внимание, восприятие, мышление, тесты на определение коэффициента интеллекта (IQ), личностные особенности, эмоционально-волевые особенности. У детей могут определяться «ведущие» органы: глаз, ухо, рука, нога.

Запись на нейропсихологическое обследование

Нейропсихологический центр — клиника «Преображение» предлагает полную профессиональную нейропсихологическую диагностику. Обследование назначают наши специалисты, или врачи из других больниц, также проводим исследование по желанию клиента. Гарантируем:

Провести нейропсихологическое обследование в Москве

Записывайтесь на консультацию по телефону 8 (495) 632-00-65

Нейропсихологическое обследование в клинике Преображение даст Вам возможность не только узнать своё психическое состояние, но и повысит качество жизни.

Источник

Методы нейропсихологической диагностики

Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.

Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?

В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

Методы нейродиагностики

Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Обычно применяются две группы методов диагностики.

1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность

Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?

Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Виды нейропсихологической коррекции

По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.

Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.

Источник

Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается процесс формирования звуковой и слоговой стороны речи. Дана классификация нарушений звукопроизношения и слоговой структуры. По мнению авторов, дефекты кинестетического и кинетического праксиса являются одной из причин нарушения звуковой и слоговой системы языка. Дается определение афферентного и эфферентного праксиса. Предлагаются направления коррекционной работы.

ABSTRACT

The article deals with the formation process of sound and syllabic aspects of speech. The classification of sound pronouncing and syllabic structure disorders is presented. According to the authors, deficiencies of kinesthetic and kinetic praxis are one of the causes of sound and syllabic language system disorders. The definition of afferent and efferent praxis is given. Ways of correctional work are proposed.

За последние десятилетия отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи как локального, так и системного характера. На этот процесс оказывает влияние такие факторы, как ухудшение экологической и социальной обстановки в обществе, улучшение методов выхаживания глубоко недоношенных детей и детей после родовых осложнений. Известно, что даже минимальные мозговые дисфункции неизбежно ведут к нарушению в развитии высших психических функций, включая речь. По данным С.Ю. Бениловой негативное воздействие на развитие плода в антенатальный, интранатальный и постнатальный период приводят к нарушению речевых функций у детей в 75-85% случаев[3].

Наиболее распространенными дефектами в детском возрасте являются нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова. В то время как правильно сформированная устная речь является профилактикой школьных проблем в виде дисграфии и дислексии.

На современном этапе развития, логопедия находится на границе соприкосновения таких наук как педагогика, психология, медицина, нейронауки и использует в своей практике наиболее эффективные методы и приемы смежных отраслей, адаптируя их в своей работе. Эти приемы помогают оптимизировать работу логопеда и в наиболее короткие сроки добиваться желаемого результата.

Нейропсихология открывает перспективы изучения речевых нарушений с позиции мозговой организации функциональных систем. Детский мозг, имея в своей структуре те же блоки и зоны, что и у взрослого человека, включает их постепенно[4]. Причем, чем больше стимулов из внешней среды получает ребенок, тем быстрее и качественнее происходит активация этих зон мозга. При отсутствии необходимых стимулов зоны могут остаться бездействующими, хотя в них нет анатомических повреждений. Включение в функционирование многих участков головного мозга происходит только в детском возрасте. Детский мозг пластичен и при нарушениях коррекционные мероприятия, во многих случаях, позволяют компенсировать дефекты психического развития, в том числе и речи.

Для качественного понимания и эффективного воздействия на речевой дефект, преодоления его наиболее рациональными методами и в сжатые сроки, крайне важно правильно установить характер речевого недоразвития, глубину и степень поражения речевой и неречевой системы.

Цель нашего изучения заключалась в исследовании звуковой и слоговой структуры слова, а также выявлении зависимости особенностей развития звуковой и слоговой стороны речи от уровня сформированности кинетического и кинестетического праксиса.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены основные задачи:

Методика констатирующего эксперимента была разработана на базе изучения и анализа литературы, посвященной проблеме данного исследования, проведена адаптация с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. При проведении констатирующего эксперимента были использованы методические приемы, описанные в работах Е.Ф. Архиповой, Т.Н. Волковской, Ж.М. Глозман, О.Б. Иншаковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Семенович, Т.А. Фотековой, а также методы и принципы обследования, разработанные специалистами Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Констатирующий эксперимент проводился нами в 3 этапа.

Цель первого этапа –сбор предварительных данных о речевом развитии обследуемых детей.

Цель второго этапа – углубленное исследование особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и нейропсихологических характеристик кинестетического и кинетического праксиса дошкольников с различной речевой патологией.

Цель третьего этапа проведение анализа полученных результатов, выявление взаимосвязи между степенью сформированности звуковой системы языка и характеристиками развития кинестетического праксиса, между уровнем развития слоговой структуры слова и кинетического праксиса у обследуемых детей.

Для решения поставленных задач нами использовалась модифицированная модель логопедического и нейропсихологического обследования. В разработанной диагностической программе были использованы различные методы и приемы обследования, ориентированные на возраст от четырех до семи лет. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Задания детьми выполнялись по словесной инструкции, в случае затруднения – по предварительному показу. Полученные данные заносились в протокол обследования.

В первом блоке настоящего этапа нами было проведено обследование звукопроизношения по общепринятым методикам, описанным в работах Е.Ф. Архиповой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. При обследовании звукопроизношения мы определяли, какие фонетические группы нарушены, количество нарушенных звуков и характер нарушения. Исследование произношения проводили в различных фонетических условиях: в изолированном произношении, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах – при этом исследуемых звук находился в начале, в середине и в конце слова, во фразах и в свободной речи[2]. Лексический материал включал в себя слова с оппозиционными фонемами, а также слова со сложной слоговой структурой. При проведении обследования звукопроизношения использовались методические приемы с отраженным и самостоятельным воспроизведением лексического материала. Нами был предложен детям наглядный материал в виде предметных и сюжетных картинок, а также лексический материал, содержащий исследуемый звук. Лексический материал подбирался в соответствии с возрастной группой участников эксперимента и был понятен детям.

Во втором блоке настоящего этапа нами было проведено обследование слоговой структуры слов. В качестве тестовых заданий на выявление особенностей воспроизведения слоговой структуры слов были использованы задания, предложенные в работе О.Б. Иншаковой. Речевой материал по каждому заданию включал в себя по 6 слов, с разным количеством слогов (от односложного до четырёхсложных) и разным по звуковому и слоговому составу (слова из открытых слогов, закрытых, слова со стечениями согласных в начале, середине, конце слова, а также с несколькими стечениями в одном слове).

В третьем блоке настоящего этапа нами было проведено нейропсихологическое обследование двигательный функций по кинестетическому и динамическому статусу. Обследование проводилось по системе разработанной Ж.М. Глозман[5]. В комплекс обследования были включены пробы на определение особенностей развития мануального и орального праксиса по кинетическим и кинестетическим направлениям. При выполнении кинестетических проб нами фиксировались следующие особенности выполнения заданий: поиск позы, неправильное воспроизведение, моторная неловкость, объем, точность, скорость, мышечный тонус, тремор, девиация, наличие синкинезий. При выполнении кинетических проб нами учитывались следующие особенности выполнения: инертность (персеверация движений), трудности в удержании двигательной программы, упрощение программы, дезавтоматизация (скандированность) в движениях, пространственные искажения (зеркальность), истощаемость. Так же нами отмечались такие особенности выполнения заданий как трудности вхождения в задания (двигательная аспонтанность), трудности пространственной ориентации движений и действий (пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения), импульсивность (эхопраксия с коррекцией), напряженность и замедленность.

На заключительном этапе констатирующего эксперимента нами был осуществлен анализ полученных результатов.

Комплексное логопедическое обследование первого этапа подтвердило логопедический статус детей экспериментальной группы.

Дефект произношения одной фонетической группы зафиксирован у 3 обследуемых детей, что составило 25 % от детей участвующих в эксперименте. Дефект двух фонетических групп – у 1 ребенка, что составило 8,3%, три фонетические группы нарушены у 1 ребенка, 8,3 %. Четыре фонетические группы нарушены у 6 детей, 50%. Пять фонетических групп нарушены у 1 человека, что составило 8,3 % от всех детей участвующих в обследовании.

При анализе результатов обследования звукопроизношения нами было отмечено, что у части детей зафиксированные дефекты имели постоянный характер, не изменяющийся от усложнения заданий. Тогда как у других детей с усложнением вида слоговой структуры на уровне слогов, слов или в предложениях звукопроизношение имело тенденцию к увеличению дефектов. Самые частые ошибки в произнесении звуков были зафиксированы в предложениях, когда ребенок направлял свои силы не только на произнесение исследуемого звука, но на передачу последовательности слов и смысла предложения. Отметим, что у части детей усложнение задания привело к сильному нарушению звукопроизношения и его неустойчивости, тогда как у другой части детей дефектные звуки практически не меняли своей частотности.

Таким образом, по результатам обследования звукопроизношения по всем видам заданий мы выделили группу детей, у которых звуковая организация неустойчива и зависит от сложности задания, т.е. в слогах со стечениями согласных, словах со сложной структурой и во фразовой речи. Эти задания были сложными для 6 детей из обследуемой группы дошкольников с различной речевой патологией.

Второй блок – обследование слоговой структуры слова.

По результатам обследования слоговой структуры слов нами были выделены группы детей с низким (группа 1) и высоким (группа 2) уровнем выполнения предложенных заданий.

Дети из 2 группы допустили единичные ошибки в словах со стечением согласных и закрытым слогом и в словах с двумя стечениями. Их ошибки сводились к сокращению в стечениях согласных и персеверации.

Третий блок – нейропсихологическое обследование,включал в себя диагностику кинестетического и кинетического аспекта мануального и орального праксиса. Нейропсихологическое обследование выявило определенные нарушения у многих детей экспериментальной группы, они заключались в поиске позы, неточностях, в некоторых случаях полной неспособностью выполнить задания. Практически все дети с желанием выполняли данное обследование, поскольку оно было сделано в виде игры, с поощрительными призами.

По результатам обследования нейропсихологических характеристик кинестетического и кинетического уровня организации мануального и орального праксиса у дошкольников в экспериментальной группе можно отметить, что ошибки и неточности были допущены детьми из обеих групп.

При обследовании мануального и орального кинестетического праксиса дети из группы 1 с заданием справились все, показав хороший результат в 83%. В группе 2, у детей наблюдалось замедленное выполнение заданий, поиск позы и неточности. У некоторых детей отмечался нестойкий тонус мышц языка с элементами дистонических проявлений. В 45% случаях было отмечено ограничение подъема языка вверх. Некоторую сложность для детей составляло удержание артикуляционных поз.

При обследовании детей на мануальный и оральный кинетический праксис, нами была зафиксирована пространственная дискоординация, в некоторых случаях отмечалось упрощение программы и застревание на каком-либо движении. В группе 1 все дети выполнили задания на уровне ниже среднего, 33% детей сделали удовлетворительно, а 67% показали низкий результат. При исследовании орального кинетического праксиса, нами был отмечен недостаточный объем и точность движений, при функциональной нагрузке присутствовала истощаемость и гиперсаливация. Во время выполнения проб на переключение движений тонус у детей из группы 1 нарастал на 3-4 цикле, в языке отмечался тремор.

В группе 2 нами зафиксировано, что 5 детей (83%) выполнили задания на максимальный балл,
и 1 ребенок (17%) выполнил задания, сделав менее 25% ошибок.

Таким образом, дети из группы 1 затруднялись с выполнением заданий на кинетический праксис как в мануальной, так и в оральной сфере, нами был зарегистрирован самый низкий средний балл – 1,33. Для детей из группы 2 были сложными задания не столько на переключение и удержание программы, сколько на точное нахождение заданной позы. При выполнении задания на оральный кинестетический праксис у них был зафиксировал самый низкий средний показатель – 1,5 балла.

В коррекционной работе, по преодолению афферентных нарушений у детей, целесообразно введение игр с мелкими предметами, пальчиковые игры, игры на общую координацию и кинестетические игры, формирующие систему восприятий разных модальностей. В коррекционной работе с детьми, по преодолению нарушения слоговой структуры нам представляется целесообразным введение логоритмических упражнений, в которых делается упор на сочетании движения и речи, синхронизированные упражнения обеими руками и задания по типу «реакции выбора». Применение музыкально-ритмических упражнений в системе логопедической работы по развитию звуковой стороны речи позволит поддерживать интерес к занятиям у дошкольников с нарушением речевого развития [1].

Таким образом, изложенные факты показывают актуальность и необходимость проведения специальной логопедической работы с использование нейропсихологических приемов по устранению выявленных недостатков звуковой и слоговой структуры слова у дошкольников с различной речевой патологией.

1. Артемова Е.Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговоря-щими детьми. // Логопедия. – 2007. – № 1(15). – C. 28–29.

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.:АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
3. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилак-тика нарушений развития у детей (современные подходы). – М.: Парадигма, 2012. – 312 с.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с.
5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл, 2012. – 264 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *