какую характеристику многообразных потребностей раскрывают экологические потребности
Вопрос 18. Понятие потребностей человека в аспекте экологии. Экологические потребности людей и их актуализация на современном этапе взаимоотношений человека и природы.
Потребности человека вытекают из его биосоциальной структуры. Ученые (Н.Ф. Реймерс, 1994 и др.) считают, человек не сводим ни к биологическому, ни к социальному. Индивидуум (личность), группа, коллектив и другие объединения дают в целом многоуровневую иерархическую систему. Отсюда делается вывод, что модели (матрицы) человека и общества трехмерны — качественно-индивидуальное, функциональное и иерархическое разнообразие, и имеют два вектора развития: индивидуально-возрастной и исторический.
Рассматривая человека и человечество в целом как системное образование, Н.Ф.Реймерс отмечает следующее:
— Как представитель своего вида человек имеет ряд генетических и фенотипических анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм, например, механически нельзя «поменять местами» негров и эскимосов как популяции.
— Эколого-поведенчески человек специфичен как в малых объединениях, так и в больших. Так, в семье легко определять экономического главу по максимально получаемому доходу. Психологически же глава семьи может не совпадать с экономическим. Для более значительных групп тип южанина и тип северянина достаточно известны.
— Желательный и практически осуществляемый характер труда человека со всеми его нюансами отличается от чисто экономических его характеристик и резко различен в пределах всех других особенностей «человеческого целого».
—Историко-эволюционно складывается этническая специфика человека (скандинавский этнос четко отличается от германского или британского, не говоря уже о монгольском).
— Социальные совокупности отличаются друг от друга (интеллигент, рабочий, крестьянин).
— Экономические устремления людей различны в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группировке, но тем не менее по своей сущности не совпадающие с нею (производственная и социальная характеристики человека различны, степень экономической обеспеченности полностью не совпадают с социальным статусом и т. д.).
— Цели одного иерархического уровня организации антропосистемы могут не совпадать с целями другого иерархического уровня, т. е. имеются определенные противоречия между, к примеру, индивидуальными социальными потребителями и потребителями семьи, а тем более крупных объединений.
На основании перечисленных фактов можно создать модель человека, состоящую из шести тесно взаимосвязанных подсистем
Современное человечество не может жить по-старому, а по-новому оно еще не научилось. Прошла эпоха, когда главенствующей тенденцией было развитие технического прогресса. Но сосредоточившись на технике и потреблении материальных благ, люди утратили контакт не только с окружающей природой, но и со своим внутренним миром. И в этой связи актуальнейшей задачей современности является осознание того, что на первый план должен выйти человеческий, а не технический фактор. Ведь ни техника, ни научно-технический прогресс не могут нести ответственность за усугубление экологической ситуации. Проблема кроется в самом человеке, в изменении его мышления и мировоззренческой ориентации. Природа, отделив человека из своего лона, наградила его разумом – способностью осознавать себя и контролировать свои действия. И поэтому сегодня для предотвращения нависшей экологической угрозы все чаще обращают внимание на коллективный интеллект человечества, на его нравственно-этические нормы.
Протагоровский тезис «человек – мера всех вещей» в настоящее время получает новый импульс понимания: не только природосообразность экономического прогресса, но и еще человекосообразность природопользования является квинтэссенцией современного эколого-ориентированного миропонимания и социально-экономического развития.
Вопрос 20.
Природные блага — этосовокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, которая используется в настоящее или будущее время.
Природные ресурсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Природные ресурсы можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее фундаментальный характер имеет классификация природных ресурсов на основе их генезиса.
Согласно природной классификации, ресурсы делятся на:
§ минерально-сырьевые (полезные ископаемые);
Какую характеристику многообразных потребностей раскрывают экологические потребности
Ближайший журнал
Научный мультидисциплинарный журнал
20-20.10.2021
Идёт приём материалов
Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика
Литературный журнал «Четверговая соль»
Экологические потребности в системе «человек – природа – общество»
О. Г. Афанасьева кандидат философских наук, доцент,
Башкирский государственный медицинский университет,
г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Экологические проблемы современности вызваны нарастающей опасностью как для окружающей природной среды, так и для человека и общества, исходящей от всевозрастающих потребностей самого человечества, основанных на высокотехницированных формах его социального бытия. Прогрессирующее техницированное бытие и отношение к естественной среде обитания, продолжает безжалостно уничтожать природу, нравственно и физически изменяя человека. При этом и сам человек понимается как существо сугубо функциональное, внеприродное, действующее в угоду техническому фетишу.
Современное человечество не может жить по-старому, а по-новому оно еще не научилось. Прошла эпоха, когда главенствующей тенденцией было развитие технического прогресса. Но сосредоточившись на технике и потреблении материальных благ, люди утратили контакт не только с окружающей природой, но и со своим внутренним миром. И в этой связи актуальнейшей задачей современности является осознание того, что на первый план должен выйти человеческий, а не технический фактор. Ведь ни техника, ни научно-технический прогресс не могут нести ответственность за усугубление экологической ситуации. Проблема кроется в самом человеке, в изменении его мышления и мировоззренческой ориентации. Природа, отделив человека из своего лона, наградила его разумом – способностью осознавать себя и контролировать свои действия. И поэтому сегодня для предотвращения нависшей экологической угрозы все чаще обращают внимание на коллективный интеллект человечества, на его нравственно-этические нормы.
Протагоровский тезис «человек – мера всех вещей» в настоящее время получает новый импульс понимания: не только природосообразность экономического прогресса, но и еще человекосообразность природопользования является квинтэссенцией современного эколого-ориентированного миропонимания и социально-экономического развития.
Угроза экологической катастрофы является составной частью комплекса других глобальных проблем современности – угрозы термоядерной войны, противоречия между богатыми странами Севера и развивающими странами Юга [7], растущей нищетой и безграмотностью, международным терроризмом и т. п. Она, в конечном счете, сводима к борьбе стран «золотого миллиарда» за право исключительного пользования благами современной цивилизации за счет безжалостного использования природных богатств Земли. После известных событий в Персидском заливе, в Югославии и на Кавказе исчезли все сомнения, что теория господства остается главной задачей их внешней политики и геополитические интересы Запада связаны, прежде всего, с их неоправданно растущими потребностями и стремлением еще все более повышать стандарты своей жизни. Современный «золотой миллиард», обеспечив себя львиной долей мировых материальных, пищевых и энергетических ресурсов (в значительной мере за счет других стран), больше всех загрязняет окружающую среду или старается очищать свою окружающую среду путем вывоза грязных технологий в развивающиеся страны.
Подобная несправедливая глобализация общества и экономики не будет способствовать развитию мирной жизни человечества. Несправедливое распределение деятельности, материальных духовных благ перманентно будет создавать напряженность в обществе, способствовать возникновению протестного движения и, в конечном итоге, приведет к возникновению глобального хаоса, а также войн за справедливое распределение материальных и духовных благ. Следовательно, одной из основных глобальных проблем современности является кризис в системе организации социума [3]. Нынешний «системный кризис», поразивший современный мир, в свое время вице-президент США А. Гор назвал тупиком, кризисом «рыночно-потребительской цивилизации» [2].
По этому поводу в своей работе «Человеческие качества» один из видных представителей Римского клуба Аурелио Печчеи писал: «Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. А Земля – как бы она ни была щедра – все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. ». И далее он отмечает, что «проблемы демографии, безработицы, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерационациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности, гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету» [4].
Самым важным этапом зарождения экологического движения в 70-е годы стал доклад Римскому клубу «Пределы роста» [6]. После публикации доклада призрак глобальной катастрофы превратился в реальную, ощутимую угрозу для всех, после чего начинаются дискуссии о том как следует переустроить общество, чтобы избежать кризиса.
В этих условиях философская рефлексия своими предостережениями пытается обратить внимание на потребность природосообразной и природоохранной деятельности и предотвратить возможные негативные последствия от необдуманных вмешательств человека в мир естественной природы. Осмысление сложившейся ситуации, формирование концептуальной модели экологического развития задает вектор понимания ближайших и перспективных задач, требующих неотложного решения. Таким образом, экологические потребности продиктованы необходимостью выработки конкретных практических задач, направленных на сохранение окружающей природы и формирования соответствующей не только экологической, но не в меньшей мере и природоохранной, экономической, политической, нравственной культуры.
В социально-философской традиции понятие экологические потребности как составная часть экологической культуры стала выкристаллизовываться сравнительно недавно. Она остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что необузданная эксплуатация природных ресурсов, являясь причиной катастрофических изменений природной среды и климата, оказывает губительное воздействие и на самого человека.
Итак, экологические потребности обусловлены как необходимостью предотвращения разрушения естественной среды обитания людей, так и нравственно-этическим вызовом нашей эпохи к человеческому разуму перед угрозой самоуничтожения. Иначе говоря, выражая современный уровень отношения человечества к природе и к её ресурсам, понимания своего места и положения во Вселенной, экологические потребности отражают, прежде всего, мировоззренческий, нравственно-этический смысл экологической культуры.
Одной из первых проблема экологических потребностей была представлена в предостережениях Римского клуба, и сформулирована следующим образом: глобальное потепление климата вследствие парникового эффекта, вызванного повышением концентрации углекислого газа в атмосфере; появление озоновых дыр, в результате чего произошел значительный рост ультрафиолетового излучения; увеличение содержания радона и, как следствие, повышение радиационного фона; губительные последствия химического производства; деградация почвенного покрова суши, как результат неразумного расширения масштабов сельскохозяйственного производства и ряд других.
На современном этапе истории Земли человечество стало определяющим фактором формирования процессов в биосфере или, по словам В. И. Вернадского, стало «ведущей геологической силой» [1]. Параметры антропогенного воздействия на окружающую среду достигли общепланетарых масштабов. Как справедливо писал академик С. С. Шварц, в настоящее время силы человека соизмеримы с силами природы, и неразумные его действия пагубно отражаются на природных комплексах: мелеют реки, беднеют леса, вымирают целые виды животных и растений. Мир, «дом» животных и растений изменяется, не может, следовательно, не измениться и наука об этом «доме» [5].
Отметим, что за осознанием этих катастрофических последствий современного антропогенного воздействия на естественную среду кроется и суть осознания самой проблемы потребности результатов антропогенного воздействия на природу, направленного на минимизацию последствий этого необдуманного вмешательства, а в идеале и гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Другими словами, экологические потребности как потребности выживания человечества, основанные на природосообразной деятельности, как таковые, в принципе уже стала свершившимся фактом общественного сознания. Существует масса литературы (и она продолжает неуклонно пополняться), посвященной необходимости развития природосберегательных технологий. И как результат понимание серьезности проблемы – проведение саммитов на международном уровне под эгидой ООН, выработка международно-правовых документов и резолюций, разработка долгосрочных программ и концепций, задач экологического образования и воспитания. Да и сама потребность в экологическом просвещении включает в себя настоятельную экологическую потребность, стоящую перед всем человеческим сообществом.
Библиографический список
Какую характеристику многообразных потребностей раскрывают экологические потребности
В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у млекопитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем протекают все этапы развития организма, все основные процессы жизнедеятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне изаимодействие организмов регулируется набором управляющих, веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они выводятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.
Основу сознания составляют не только и не столько безусловные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуляции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на безусловные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, вероятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.
Активность и реактивность прежде всего выступают как психо-динамические характеристики поведения человека, т.е. характеристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реактивность здесь выполняет в основном приспособительную, адаптивную функцию; активность направлена на приспособление ситуации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует отметить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зависят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.
Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может проявляться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими словами, поведение человека как личности определяется многими факторами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, мировоззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношением к этому окружающих.
Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окружающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые носят активный, сознательный, целенаправленный характер и связаны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и правилами. Все это дает человеку возможность быть существом духовным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адаптироваться и адаптировать.
ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Потребности человека очень многообразны. Н.Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:
В содержательном плане выделяют:
А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил потребности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А. Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.
К. Альдерфер согласен с А. Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени:
Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода.
Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приобретаемых потребности:
Этот перечень можно было бы значительно продолжить. В современных психологии, социологии, экономике существует масса самых различных классификаций, пытающихся сколь-либо полно описать человеческие потребности. Однако пока это никому не удавалось. И такая ситуация объяснима. Дело в том, что поведение человека многообразно, практически любой «объект» может стимулировать возникновение той или иной потребности. Например, потребность иметь такую же машину, как у соседа, или потребность в одиночестве и потребность в духовной близости, или одновременная потребность и в том и в другом (потребности, как и эмоции, могут быть амбивалентными).
АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Тем не менее проблема адаптации остается достаточно серьезной и, несмотря на значительное количество исследований, еще мало изученной в социальной экологии.
Остановимся для примера лишь на некоторых видах адаптации человека. В.П. Алексеев в своей книге «Очерки экологии человека» делает ссылку на В.В. Станчинского, который отметил две реакции организма в процессе его приспособления к новым условиям существования: феноакклиматизацию и геноакклиматизацию.
В.П. Казначеев, характеризуя физиологическую адаптацию, рассматривает ее как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды.
Среда обитания человека не ограничивается лишь климатическими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Размеренному темпу жизни, преобладающему в традиционном сельском сообществе, соответствует характер поведения, поддерживающегося бессознательно и по привычке. Жители города, наоборот, находятся под постоянным воздействием различных требований, предъявляемых им бесконечно меняющейся городской средой, сильными раздражителями (шумы, огни и т.д.). Все эти воздействия требуют от человека образования непрерывных и постоянных реакций. Кроме того, гигантская многолюдная среда крупного города обрушивается на индивида огромным количеством разнообразных воздействий. Тем не менее очень многие предпочитают мегаполис с его шумом, загрязненностью, бешеным ритмом жизни. В процессе эволюционного развития человек приспосабливается прежде всего к более спокойным ритмам сельской жизни. Поэтому организм человека не располагает надежными средствами для адекватного реагирования на разнообразные городские раздражители. Человек, безусловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражителями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций. Однако, приспособившись к таким условиям, многие уже не желают с ними расставаться, и, попадая в деревню, адаптируются с трудом или не адаптируются вовсе. Не следует забывать и о том, что крупный город может быть очень приятным местом для проживания, в котором повышается общий тонус, появляется вдохновение, раскрываются творческие возможности личности.
СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Поведение человека в естественной среде. Понятие «естественная среда» имеет для человека совсем иной смысл, чем для животных. Животные, растения живут непосредственно в природе, слиты с ней, подчиняются ее законам; для человека же жизнь в лесу, в пещере, в пустыне, не имея крова над головой, запасов пищи и воды губительна: если даже он и выживет, то его жизнь нельзя назвать жизнью, это будет жалкое существование. Поэтому, когда речь идет о человеке, под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, созданных самим человеком. Только небольшая часть людей продолжает жить по законам природы, будучи слитой с ней: это люди, находящиеся на ступени первобытнообщинного строя, которые либо не поддерживают связей с цивилизацией, либо поддерживают самые минимальные связи на уровне элементарного обмена.
По мнению Т.И. Кулапиной, при выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды:
Тем не менее разговор о поведении человека в естественной среде вполне правомерен и оправдан с учетом приведенных замечаний.
Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматривается как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил природы, которые находятся вне его контроля.
Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда представляет собой арену для его деятельности. Они считают, что доминирует не жесткая необходимость, а совокупность возможностей, которые человек выбирает и реализует.
Поведение человека в социальной среде. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обратим внимание только на самые общие моменты.
Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оценках, запретах.
Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие стороны жизни.
В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фактор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ориентировочной деятельности (получение удовольствия при решении неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).
Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек обладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и сохраняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными особенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказывает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.
Однако мы ограничимся приведенными фактами, и они в достаточной степени иллюстрируют положение об изменчивости и своеобразии поведения человека от окружающих условий внешнего и внутреннего мира.
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Особо нужно остановиться на поведении человека в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые, в свою очередь, могут вызываться экстремальными факторами.
К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.
Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.
Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и характером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных ситуациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность.
При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоционально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско. Например, студент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустрации начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, отключается от внешнего мира, требуя свою игрушку. Сотрудник учреждения, попавший в конфликтную ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого человека, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив.
При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключается, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально замороженное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в себе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывается от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник учреждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния.
Иное дело активный способ реагирования. Здесь поведение человека характеризуется инициативой, поиском выхода из создавшегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности, найти точку опоры в себе и в других. Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке и в конечном итоге поражает преподавателя своими знаниями и эрудицией. Ребенок, которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант. Сотрудник учреждения ищет пути к сотрудничеству и компромиссу. Человек, переживший потерю близкого, находит утешение в том, что, например, близкий ему человек страдал долгой и мучительной болезнью, от которой он теперь избавился.
Нужно сказать, что именно активная форма реагирования дает человеку возможность жить дальше, преодолевать трудности, не фиксироваться на случившемся, определяет в конечном счете его оптимистическую и жизнеутверждающую линию поведения.
Все сказанное применимо и к особой группе ситуаций, которые получили название экстремальных. Сюда относятся стихийные бедствия: наводнения, землетрясения, пожары, оползни и т.д., а также войны, кражи, разбойные нападения и т.п. Все эти события вызывают очень сильный стресс, фрустрированные состояния, кризисы, вводят в состояние озлобленности, агрессии, конфликта, что детерминирует адаптивное или дезадаптивное поведение. Однако способы реагирования в таких ситуациях по своим механизмам подобны описанным выше.
Либо следует бурное эмоциональное переживание с непредсказуемыми последствиями, либо уход в себя, сопровождающийся апатией, либо стремление жить дальше в изменившихся условиях, сопровождающееся желанием заново воссоздать вокруг себя жизненную среду, построить новые отношения с миром с учетом приобретенного негативного, а иногда и «страшного» опыта.
Важным является также вопрос, касающийся поведения человека в случае стихийного бедствия. К стихийным бедствиям относятся снежные бури, наводнения, смерчи, землетрясения, извержения вулканов, инфекционные и вирусные заболевания, а также укусы ядовитых животных. Если рассматривать стихийные бедствия только геофизического ряда, то к ним относятся экстремальные геофизические явления, по своим размерам или последствиям значительно превосходящие обыкновенные ожидания людей и приносящие им большие страдания как нанесением серьезного материального ущерба человеку, так и возможными потерями человеческих жизней. Дж. Голд считает, что по сравнению с информацией о физических характеристиках и масштабах стихийных бедствий сведения об особенностях мыслительной деятельности людей и их реакции в таких случаях получить гораздо труднее. Поведенческие реакции на стихийные бедствия включают в себя настолько сложный набор различных поступков, которые определяются параметрами личностного, социального и культурного характера, что эти реакции могут быть объяснены диаметрально противоположными способами.
Исследователи поведения людей в условиях стихийных бедствий находят четыре причины, усложняющие ситуацию.
Во-первых, в большинстве районов стихийные бедствия случаются сравнительно редко, поэтому они представляют собой событие, которое не вписывается в обычную повседневную жизнь. Кроме того, нерегулярность восприятия стихийного бедствия приводит к искаженной оценке происходящего. Поэтому опасность кажется очень отдаленной, а не реально существующей, готовой обрушиться в любой момент.
Во-вторых, человек имеет дело с проявлением природных сил, которые он не способен контролировать.
В-третьих, в случае стихийного бедствия часто необходимо менять образ жизни, место жизни, к чему люди, как правило, не готовы.
В-четвертых, в случае стихийного бедствия люди принимают не совсем адекватные решения, нежели в спокойной обстановке, на что влияет и весьма противоречивая информация о происходящем.
Дж. Голд считает, что формирование каждой из этих причин обусловлено действием четырех основных факторов.
Прежде всего накопленный человеком опыт переживания стихийного бедствия очень сильно влияет на его оценку, на осознание последствий стихийного бедствия, а также на характер мероприятий, которые необходимо предпринять для борьбы с ним. Чем реже происходит стихийное бедствие, тем быстрее стирается в памяти воспоминание о нем, а стало быть «сглаживается» в памяти тот стандарт, с которым человек сравнивает размах нового стихийного катаклизма. Следует также отметить, что на оценку, последствий стихийного бедствия влияет твердость характера и наличие оптимизма у оценивающего лица.
Другим важным фактором, который еще мало изучен, являются личностные особенности реакции людей на стихийные бедствия.
Четвертый фактор связан с характером привязанности человека к данному месту. На земле существует немало мест, где периодически происходят стихийные бедствия, однако люди продолжают жить на этих территориях, так как они являются землями постоянной высокой притягательности вследствие колоссальной культурной ценности этих мест, их громадной экономической выгоды и т.д.
Все эти факторы играют большую роль в определении характера поведенческих реакций людей на стихийные бедствия. Для формирования той или иной поведенческой реакции на индивидуально-личностном уровне необходимо, чтобы размах стихийного бедствия превысил тот уровень, порог, выше которого, по мнению данного человека, любые формы приспособления к стихийному бедствию перестают иметь смысл. В этом случае человек начинает рассматривать и выбирать всевозможные альтернативы и останавливает свой выбор на наиболее подходящей. Если же такой возможности нет, то человек осуществляет повторную оценку нозможных вариантов поведения или продолжает поиск каких-либо новых способов приспособления.