какую функцию выполняет учебник обществознания
Требования
Требования к учебнику обществознания
Современный учебник обществознания выполняет широкий круг функций, а, следовательно, имеет большое значение в образовательном процессе. Но, требуется ли соблюдение каких-либо условий для того чтобы функции учебника реализовались на высоком уровне? Что обязательно должен включать в себя учебник обществознания? Какие требования предъявляются к учебнику сегодня? Существует ли у методистов, педагогов, учителей единый ряд требований? Для того чтобы ответить на поставленный ряд вопросов обратимся к различным видам литературы.
Стоит отметить, что кроме методических и дидактических требований, предъявляются психологические, гигиенические и эстетические требования. Выделим основные. Так, должен учитываться возраст, уровень развития восприятия, памяти, мышления учеников. Учебник должен быть в меру красочен, материал должен оказывать положительное эмоциональное воздействие. Учебное пособие по обществознанию может быть изготовлено в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. Не допускается применение для основного и дополнительного текста, выворотка шрифта и цветные краски. Для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма) запрещается использовать цветные краски на цветном фоне, а для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
На основе используемого ряда литературы, личного опыта педагогов, всего вышесказанного, можно выделить некоторые основные требования, при которых учебник обществознания сможет реализовать свои функции на высоком уровне, и, соответственно, сыграть свою высокую роль в образовательном процессе: полнота, глубина, оперативность материала; текст учебника должен звучать убедительно, написан доступным языком; обязательное применение дополнительного и пояснительного текста, приложений, иллюстраций, различных видов наглядности, в частности, условно – графической, соблюдение правил их использования, эстетичность и соответствие материала возрасту учащихся.
Таким образом, рассмотрев разнообразный ряд литературы, удалось выделить основные требования, предъявляемые к современному школьному учебнику обществознания.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 274 с.
Роль учебника обществознания в развитии критического мышления школьников
роль учебника обществознания в формировании критического мышления школьников
Содержимое разработки
«Роль учебника обществознания в развитии критического мышления школьников»
Автор учитель обществознания МАОУ «СОШ№8»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Мусин Хамит Халилович
К основным чертам нового УМК по обществознанию в Концепции отнесена его способность содействовать «овладению учениками исследовательскими приемами, развитию критического мышления». Реализация этой задачи эффективна через обучение анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций.
Технология РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП)известна в России уже более 10 лет. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и еще 11 старанах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу первоначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем (уже с Чарлзом Темплом) они модифицировали ее для стран Восточной и Центральной Европы. В нашей стране первыми стали: Москва, Санкт-Петербург, Самара и др. Сегодня данная программа охватывает более 30 стран в Европе, Азии, Америке, Африке, Океании.Термин «критическое мышление» встречался у Ж.Пиаже, Дж.Брунера, Л.С.Выготского, Поппера и др.
Критическое мышление можно рассматривать как более высокое (по сравнению с историческим) мышление надпредметного характера, востребованное не только в изучении прошлого, но и в повседневной жизни людей, во всем разнообразии их взаимодействий и коммуникаций.
Но что означает критический анализ источников, версий и оценок прошлого и современности? Как новые учебники могут обеспечить педагогическую поддержку школьников в овладении сложным комплексом умений и способностей?
По мнению французского историка А.Про «критика документа означает сопоставление его со всем тем, что уже известно о рассматриваемом в нем предмете, о месте и времени, о которых он рассказывает. В каком-то смысле критика и есть сама история» (Антуан Про «Двенадцать уроков по истории»). Все вопросы по критике документа Про разделил на 2 группы:
критика достоверности касается изучения объективного положения автора как свидетеля или исследователя, ее цель – анализ его заблуждений.
«Если, например, возникает подозрение, что автор мемуаров пытается приписать себе особую роль, то в таком случае особенно строгие требования будут предъявляться критикой искренности. Если этот автор описывает событие или ситуацию, при которых он присутствовал, не являясь прямым участником, он несомненно, привлечет к себе больше внимания со стороны критики достоверности, чем если бы он передавал о них со слов других».
Согласно другому подходу критика документа может быть:
внешняя, т.е направленная на анализ текста и его материальной основы( материал для письма, чернила, почерк, печати и др.). В этом случае эксперт устанавливает происхождение и подлинность источника;
внутренней, т.е. оценкой сведений, которые дает источник. В этом случае эксперт устанавливает достоверность сведений, искренности и объективности автора документа.
В электронном пособии возможно выполнять весь комплекс действий по всесторонней критике источника (т.к. источник представлен в оригинальном виде). Чаще школьники приобщаются только к внутренней критике источников, т.к. документы в бумажных учебниках публикуются в обычном печатном виде. Но и здесь много работы для учащихся:
выделение неумышленно искаженной информации (описки, опечатки, заблуждения),
сознательное искажение информации (умолчание, вырывание фактов, нарушение логики, времени, контекста). В.О. Ключевский: «Торжество исторической критики – из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умолчали».
Установив факт искажения, школьник в роли исследователя, должен понять его причины, определить характер и следствия искажений, оценить значение данного свидетельства в разных перспективах. Т.о. критический анализ исторического источника помогает школьнику определить и аргументированно представить собственную позицию по отношению к окружающей реальности, дискуссионным вопросам, соотнести ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Критический анализ исторического источника проходит несколько этапов (уровней).
Многоуровневый анализ источников – это комплексное исследование письменных и визуальных исторических текстов, включающее в себя познавательный анализ их содержания, контекста, условий создания и применения.
Уровни анализа текста
Атрибуция источника. Относят вопросы на установление личности автора документа, время, место, обстоятельства создания, хранения и т.д.
Историко-логический анализ содержания источника. Относят вопросы на выборочное чтение источника, направлены на выявление главного, существенного, т.е.фактов, причин и следствий, авторских оценок.
Аксиологический анализ источников. Относят вопросы на реконструкцию и анализ ценностных установок, норм, традиций изучаемого объекта, ценностных установок самого автора.
Критический анализ источника. Относят внутреннюю критику источника. Подвергается сомнению достоверность источника, попытка понять мотивы этого, оценить степень надежности и объективности.
Праксиологический анализ источника. Завершение системного анализа текста, пояснение ценности в изучении конкретной темы.
Далеко не каждый документ учебника нуждается в критическом анализе. Многие публикуются для конкретизации теории, раскрытия дополнительных аспектов, оживления прошлого. Но некоторые документы (исторические и литературные сочинения, личные документы) благодаря многоуровневому анализу текста способны преподнести много ярких эмоций, осмыслить идею гражданственности.
Критическое мышление (по технологии) понимается как процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что дополнить, что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать, помогает определиться с полученной информацией. Нужны способности к внутреннему размышлению, но и умение взаимодействовать, спорить, обсуждать, слышать других. Задействован разум, но и эмоции и чувства. Т.о. критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.
Функции школьного учебника обществознания
Функции школьного учебника обществознания.
Хороший учебник – это основа работы школы. [1]
Также, к этой группе относится и функция дифференциации обучения. Целью, которой, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от уровня их исходной подготовки, вида способностей и характера учебной мотивации за счет выделения разных типов текстов, заданий разного уровня сложности, разных форм контроля знаний. Стоит отметить, функцию индивидуализации обучения, под которой, автор понимает предоставление учащимся различных тем рефератов по обществознанию, эссе, заданий, дополнительных практических работ в учебнике.
Известно, что учебник обществознания также должен реализовывать педагогический ряд функций. В ряде соответствующей литературы [6] выделяют следующие функции: трансформационная, управляющая, систематизирующая, воспитательная, контролирующая, общеобразовательная, развивающая, организация самоконтроля, коммуникативная, координирующая.
Сущность трансформационной функции заключается в том, что в учебнике должны реализоваться идеи, заложенные в нормативных требованиях к обучению. Какие дидактические единицы должны быть изучены на определенной ступени обучения, какие результаты обучения на каждой ступени должны быть достигнуты, какими средствами и методическими приемами может быть реализовано.
Управляющая функция обозначает, что учебник представляет собой модель организации обучения предмету. В связи с этим, сегодня говорят о параграфе учебника, как о готовом сценарии урока. Возможно даже включение в учебник прямых методических разработок уроков нетрадиционного типа — игр, тренингов, дебатов. Систематизирующая функция требует выстроить материал во взаимоподчиненную связь разделов, глав, параграфов и пунктов внутри учебника.
Отметим роль воспитательной функции, которая состоит в том, что с помощью особого содержания и организации различных видов деятельности достигается создание условий для формирования у учащихся определенных ценностей. На формирование ценностных ориентаций сильное воздействие оказывает личностно-значимая и эмоционально окрашенная информация, организация групповой работы, проектная социальная деятельность учеников. К воспитательной функции, можно также отнести роль учебника в формировании мотивации и самодисциплины обучения.
Контролирующая функция заключается в том, что учебник должен включать все основные дидактические единицы, которые проверяются на контрольной итоговой работе или итоговой аттестации, разные виды заданий. Кроме того, в учебниках должны присутствовать задания для самопроверки.
Общеобразовательная функция подразумевает под собой изучение диалектических методов познания предмета, умение сознательно применять эти методы в учебно-познавательной деятельности.
Развивающая функция учебника обществознания особенно важна для реализации деятельностного подхода в обучении, когда с помощью тщательно выстроенной системы различных заданий организуются разные виды деятельности учащихся, в том числе творческие, исследовательские. Материал учебника и система заданий должны поэтапно усложняться.
Особое место среди педагогических функций занимает функция самоконтроля. Она реализуется в обеспечении возможности самостоятельно работать с учебником не только на уроке, но и дома.
Современный учебник призван выполнять также коммуникативную функцию — к нему обращается ученик с вопросами и находит там ответы, учебник задает задания учащимся и организует самопроверку. Кроме того, учебник обществознания должен организовывать парную и групповую работу учеников. Диалоговый и проблемный стиль изложения, организация дискуссий — все это также служит реализации коммуникативной функции.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: современный учебник обществознания выполняет широкий круг функций: «общие», дидактические, педагогические, дополнительные. Благодаря которым, ученик может не только поэтапно и систематично изучать обществоведческий материал, но и, закреплять его с помощью разнообразных заданий, осуществлять самопроверку, контроль своих знаний, развивать свои коммуникативные навыки и многое другое. А, учитель, к примеру, может организовать различные виды деятельности учеников на уроке: творческий, поисковой, групповой, индивидуальный, реферат, эссе, проект или различные виды работ, на пример, выполнение приведенных заданий в учебнике. Следовательно, учебник обществознания имеет большое значение в образовательном процессе.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 233 с. — (Серия : Антология мысли).
[3] Первым учебником в современном понимании принято считать древнеегипетскую книгу Кемит (то есть «итог» или «законченное»). Она служила учебником для письма и представляла собой сборник терминов и выражений, необходимых для составления писем. Учебники существовали в античном мире, затем в Европе в Средние века. В качестве учебников часто использовали тексты священных книг, но известно, что использовать книги, содержащие учебные тексты, в качестве средства образования предложил величайший чешский гуманист, педагог, писатель и философ Ян Амос Каменский. С тех пор учебная книга – ведущее средство, призванное организовать учебный процесс, содержащее систематизированное изложение знаний по определенному курсу. Использован источник: методическая статья «Учебник: структура и принципы составления». [Электронный ресурс] URL: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/uchebnik/
[4] Методическая статья: «Учебно-методическое обеспечение курса «Обществознания» в школе». Зенченко О.Н. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-uchebnikov-obschestvoznaniya-2074171.html
[5] Роль учебника обществознания в системе школьного обществоведческого образования. Функции учебника обществознания. Структура, принципы, издательство учебников. А.Ю.Шейкина. [Электронный ресурс] URL: http://www.radnews.ru/
Какую функцию выполняет учебник обществознания
К концу первого десятилетия XXI века завершилось становление единого курса «Обществознание» в основной и старшей школе. Были разработаны теоретические основы, требования к учебнику, концепции содержания учебного предмета.
Создано несколько завершенных авторских линий учебников. Разработаны и внедрены учебно-методические комплексы (УМК) по предмету. Под учебно-методическим комплексом обычно понимают совокупность учебных пособий для организации процесса обучения: программу, учебник, учебно-методические пособия, задачники, хрестоматии, практикумы, рабочие тетради и др.
Какое же место занимает школьный учебник обществознания среди других компонентов образовательной системы? Каковы его функции в условиях современной школы? Как он влияет на поведение ученика и учителя, а также на качество образовательного процесса? Является ли он необходимым и достаточным средством обучения?
Попытаемся ответить на эти вопросы и рассмотреть роль учебника в процессе обучения, обратившись непосредственно к практике преподавания предмета. А именно, – на примере экономического модуля обществоведческого курса, проанализируем содержательные, методические, образовательные возможности наиболее распространенных в школах линейки учебников издательства «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова [3] и линейки учебников издательства «Дрофа» под редакцией А.Ф. Никитина [2]. В основной школе экономические знания представлены в разделе «Основные сферы жизни общества» (в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по обществознанию).
В нем рассматриваются следующие ключевые понятия: экономика и ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности; ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; обмен, торговля, деньги; рынок и рыночные механизмы; предпринимательство; производство; налоги; экономические функции государства и др. Хотелось бы отметить, что в ПООП ООО включены экономические понятия, характеризующие рыночную экономику; рынок и рыночный механизм; предпринимательство и его организационноправовые формы; малое предпринимательство и фермерское хозяйство; издержки, выручка, прибыль, заработная плата и стимулирование труда, экономические цели и функции государства [4, c. 69]. В старшей школе экономические знания в более полном объеме представлены в разделе «Общество как сложная динамическая система».
Рассматриваются экономические проблемы (в контексте развития современного общества, общественного прогресса, процессов глобализации, угроз и вызовов XXI века).
Изучаются понятия: • микроэкономические: спрос и предложение, постоянные и переменные затраты, основные источники финансирования бизнеса, акции и др.; • макроэкономические: банковская система, финансовые институты, инфляция, рынок труда, роль государства в экономике, государственный бюджет, валовый внутренний продукт (ВВП), экономический рост, экономическое развитие, мировая экономика, глобальные экономические проблемы. Стандарт требует от учащихся не только теоретически овладеть экономическими знаниями, но и уметь их применять в процессе решения практических задач. Таким образом, содержательная линия «Экономика» является важной составляющей интегрированного обществоведческого курса. Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем, особенностях выполнения государством своих экономических функций, законах и механизмах функционирования различных видов рынков, национальной и мировой экономики. Каким же образом эти требования реализуются непосредственно в учебнике?
Данные, полученные в ходе анализа структуры содержания учебников по обществознанию (раздел «Экономика»), позволяют судить о невысокой доле деятельностной составляющей в структуре содержания экономических разделов. Так, учебники инициалы Боголюбова и инициалы Никитина уделяют деятельностной составляющей в структуре содержания около 30 страниц (это 20 и 31% соответственно от общего объема экономического раздела). Анализ структуры заданий показал, что в учебниках по обществознанию превалируют задания репродуктивного характера, на их долю приходится около половины заданий. В учебниках Л.Н. Боголюбова и А.Ф. Никитина около трети заданий посвящено работе с документами. Во всех учебниках отмечается малое количество тестов и экономических задач.
Также незначительна доля заданий творческого характера, предполагающих конструирование учащимися собственных знаний. Рассмотрим данные учебники более детально. Учебник «Обществознание» для 6 класса Л.Н. Боголюбова знакомит школьников с происхождением слова «экономика», правилам ведения домашнего хозяйства, дает представление о том, что такое «ресурсы семьи». Красочные иллюстрации, интересные задания для практической работы и вопросы для обсуждения в классе и дома помогают ребятам научиться быть настоящими хозяевами. Здесь раскрываются такие важные экономические понятия, как труд, товар, услуга, заработная плата, богатство, бедность (тема «Труд»). Школьники узнают о том, что труд и богатство – это не только экономические, но и духовно-нравственные категории; как русские купцы занимались благотворительностью (на примере известных меценатов братьев Третьяковых). Учебник «Обществознание» для 7 класса Л.Н. Боголюбова раскрывает экономические вопросы в главе «Человек и экономика».
Школьникам предлагается расширить представления об экономике, узнать об экономических продуктах и натуральном хозяйстве, производителях и потребителях, основных сферах экономики, производстве, видах и формах бизнеса, обмене, торговле и рекламе, деньгах и их функциях и т.д. В рубрике «Уроки прошлого» представлены биографии русских купцов (книгоиздатель И.Д. Сытин), фрагменты трудов отечественных и зарубежных экономистов (И.Т. Посошков, А. Смит), сведения о происхождении денег и другой познавательный материал. В рубрике «Знания на каждый день» рассказывается о том, что школьникам потребуется в их практической деятельности. Обсуждение экономических проблем, представленных в учебнике, будет способствовать развитию у школьников экономического мышления. Учебник «Обществознание» для 8 класса Л.Н. Боголюбова содержит главу «Экономика», которая включает 12 параграфов (что составляет около половины всего содержания учебника).
Школьники знакомятся с основными: • микроэкономическими понятиями и экономическими концепциями: безграничность человеческих потребностей, ограниченность ресурсов, экономический выбор, собственность, альтернативная стоимость, главные вопросы экономики, типы экономических систем и т.д. (рассматриваются также предпринимательская деятельность, роль предпринимательства в экономике, цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы, малое предпринимательство); • макроэкономическими понятиями: роль государства в экономике, распределение доходов, потребление, инфляция, безработица, мировое хозяйство и международная торговля. В содержание учебника включены фрагменты работ российских и зарубежных экономистов (В.И. Данилов-Данильян, В.А. Тишкова, А. Смит, Г.К. Гинс, У. Петти и др.), исторические сведения, статистика, проблемные ситуации для обсуждения, выдержки из Конституции РФ, закона «О защите прав потребителей», Уголовного кодекса РФ. Практикумы направлены на овладение умениями получать и критически использовать экономическую и правовую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения практических задач и др. В учебнике «Обществознание» для 11 класса Л.Н. Боголюбова экономика рассматривается как взаимосвязанная с политикой подсистема общества. Школьникам предлагаются для изучения достаточно сложные вопросы: роль экономики в общественной жизни, влияние экономики на уровень жизни, социальную структуру общества; связь экономической культуры и деятельности, экономических отношений и интересов, экономической свободы и социальной ответственности.
Учащиеся узнают об основных тенденциях развития экономической сферы жизни на рубеже двух веков; факторах, влияющих на уровень жизни; эффективности экономических механизмов; функциях государства и его влиянии на экономический сектор; знакомятся с понятиями: уровень жизни, ВВП, уровень бедности, потребление, приватизация, оптимальная национальная стратегия и др. В учебник включены фрагменты работ современных ученых-экономистов, художественных произведений; практические задания.
В другом учебнике «Обществознание» для 11 класса А.Ф. Никитина (базовый уровень) есть глава, посвященная экономическим знаниям. Она включает широкий круг экономических вопросов и понятий: экономика; наука и хозяйство; государство и экономика; экономические системы; сущность рыночной экономики; элементы рыночного хозяйствования; собственность; предпринимательство; деньги и банки; денежно-кредитная политика; налоговая система; рынок труда; Россия в системе международных экономических отношений. В содержание учебника включены схемы и таблицы; вопросы и задания; темы сообщений, авторефератов и других творческих работ. Несмотря на все вышесказанное, авторы новых учебников (как правило, ученые-экономисты, преподаватели вузов) недостаточно учитывают психолого-педагогические требования к современному школьному учебнику.
Слабой оказывается и методическая проработка и обеспеченность содержательного потенциала учебников. К несомненным достоинствам можно отнести то, что основные экономические концепции описывают исходя из российской экономической ситуации, поясняя в большинстве случаев примерами из российской практики.
Подводя итоги исследованию учебников, важно обозначить его функции в образовательном процессе. Традиционно выделяют следующие функции:
• общеобразовательную (вооружение школьников знаниями методологических принципов, диалектическими методами познания предмета, а также умением сознательно применять эти знания и методы в учебно-познавательной деятельности);
• воспитывающую (формирование мировоззрения, способности к контролю и самоконтролю, самооценке и взаимопомощи и т. д.);
• развивающую (развитие познавательной потребности, положительной мотивации, целеполагающей активности и творческих качеств учащихся). Анализ современных учебников по обществознанию, рекомендованных МОН РФ, выявил, что заданий в учебниках мало, структура заданий не в полной мере отвечает задачам школьного экономико-обществоведческого образования.
При этом рабочие тетради и практикумы, не являющиеся массовыми и доступными, не всегда отражают весь спектр экономических вопросов [1, с. 75].
Однако рассмотренные нами учебники имеют и ряд преимуществ:
• в содержании большинства из учебников нашли отражение важные социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе;
• содержащаяся в них информация в значительной степени дает адекватный ответ на запросы социума и педагогически обоснованно отражает процессы, происходящие в обществе;
• в содержании учебных текстов и методическом аппарате почти половины учебников отражены «болевые точки» действительного состояния и тенденций развития российской экономики.
Таким образом, учебники в определенной степени реализуют все требуемые функции, но степень их реализации является не всегда достаточной для достижения образовательных результатов.
Следовательно, одних учебно-методических материалов для формирования у школьников знаний, умений, ценностных отношений в курсе обществознания недостаточно. Учитель должен оценивать уровень знаний класса и учитывать то, насколько учебник эффективен в вопросе формирования экономических знаний, т.е. всегда необходимо организовывать этот процесс, наиболее подходящим для того или иного класса способом: возможно корректировка вопросов, заданий и др.
1. Королева Г.Э. Современные проблемы школьного экономического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. – № 4. – С. 72–76.
2. Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень 6-11 кл.: Учебник. – М.: Дрофа.
3. Обществознание. 6-11 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение.