какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания

Влияние музыки на физическое и психическое здоровье детей

какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. картинка какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания фото. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания видео. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. Ольга Чекмиль
Влияние музыки на физическое и психическое здоровье детей

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности ребенка дошкольного возраста. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значениям, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Дети часто не контролируют свое дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.

Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темперамент детей.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.

Нетрадиционные музыкотерапевтическиеприемы включают в себя: прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра.

При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга.

Мажорная динамическая мелодия тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

Танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

Под влиянием массажа (поглаживание, расширение) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая ее регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, стимулирует деятельность нервных центров.

Таким образом, занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постепенно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. Эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Список используемой литературы:

1. «Методика музыкального воспитания»/ под ред. Н. А. Ветлугиной

3. «Музыка в детском саду»/сост. Н. Г. Барсукова. –Волгоград: Учитель, 2010

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Музыка в жизни вашего ребенка Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые.

Источник

Музыкальная психология и психология музыкального образования (стр. 13 )

какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. картинка какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания фото. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания видео. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. картинка какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания фото. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания видео. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания.

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедры, обеспечивающие изучение этих дисциплин

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т. д.

Подпись зав. кафедрой

2. Методика музыкального образования.

3. Педагогическая практика

какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. картинка какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания фото. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания видео. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания.

3.3 Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

__Ф__│__Р__│_Музыкальная психология и психология музыкального образования(72 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 033200.00 «Музыкальное образование»

Кол-во экз., имеющихся в библиотеке

Психология музыкальной деятельности. / М., 1997.

Психология искусства. / М., 1968

М Психология музыкальной деятельности: теория и практика. / Учебное пособие М.: «Академия», 2003

Энциклопедия. Музыка наших дней. М. 2002

какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. картинка какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания фото. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания видео. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания.

3.4. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Теоретическая фонетика немецкого языка (62 часа)

для студентов образовательной профессиональной программы 033200.00 «Иностранный язык (немецкий) с дополнительной специальностью (английский язык)» по очной форме обучения

Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеоматериалов

Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор)

Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видеофильмов

какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. картинка какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания фото. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания видео. какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1. Рекомендации по подготовке доклада к семинарскому занятию

1. Выберите тему доклада.

2. Составьте список литературы по избранной тематике, ориентируясь на рекомендуемую к курсу литературу, подберите также дополнительную литературу (см. «Рекомендации по составлению дополнительной библиографии»).

3. Изучив литературу, определите цель, задачи доклада, составьте его план.

4. При составления плана следует помнить, что он должен содержать короткое вступление, вводящее в его тему, основную часть и заключение (подводящее итог сказанному и акцентирующее внимание слушателей на его основных положениях). Необходим также список использованной литературы.

5. Приступайте к собственно написанию доклада, обращаясь в процессе работы за консультацией к преподавателю.

6. При работе над докладом необходимо выделить основные мысли и материал для приведения примеров, а также постараться сделать его содержание доступным и увлекательным для вашей аудитории.

7. Оформите доклад, обращая внимание на правильность указания сносок и списка литературы.

8. Желательно, чтобы ваш доклад сопровождался электронной презентацией, зрительной и слуховой наглядностью.

4.2. Рекомендации по составлению дополнительной библиографии

1. Изучите содержание лекции по предложенной теме.

2. Изучите рекомендованную основную и дополнительную литературу к данной теме.

3. Осуществите поиск не указанной в списке литературы в: 1) читальном зале факультета; 2) читальном зале университета; 3) библиотеке университета; 4) в городских библиотеках; 5) в Интернете.

4. В вашу библиографию могут войти книги, статьи из журналов по вашей и смежной специальности, статьи из сборников научных трудов, сборников материалов научно-практических конференций разного уровня, электронные книги и статьи из ресурсов Интернета.

5. Необходимо, чтобы не менее 2/3 библиографии составляли источники, выпущенные в последние пять лет.

6. Созданная вами дополнительная библиография не имеет ограничений по количеству источников, однако должна включать не менее 5 наименований.

7. Библиография оформляется в соответствие с существующим стандартом библиографического описания.

4.3. Рекомендации по написанию реферата

1. Выберите тему реферата.

2. Составьте список литературы (не менее 15 источников).

3. Изучите подобранные источники.

4. Определите цель и задачи реферата.

5. Составьте план реферата. Его обязательными частями являются:

— содержание с указанием названий разделов, страниц;

— введение (актуальность темы, степень изученности проблемы, цель и задачи работы);

— несколько параграфов-разделов (не менее 3-х) с их нумерацией и названием;

— заключение (подведение итогов работы, степень достижения цели и задач, выводы);

— список использованной литературы, оформленный в соответствии с действующим стандартом;

— приложение (дополнительный раздел, включающий иллюстрации, схемы, разработки уроков, фрагменты программ и т. п.)

6. Приступайте к написанию, по необходимости консультируясь с преподавателем.

7. Оформите реферат, обращая особое внимание на правильность оформления списка литературы и ссылок на нее.

8. Подберите иллюстративный материал, который сделает ваш реферат более интересным и наглядным.

9. Реферат оформляется в электронном виде, сдается в электронном и распечатанном вариантах. Шрифт 12, межстрочный интервал – 1,5, отступ – 1 см., выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру, полужирным начертанием, параметры страницы: слева – 3 см., справа – 15 см., сверху и снизу – 2 см. Страницы нумеруются снизу по правому краю с третьей страницы. Первая страница – титульный лист. Печатный вариант оформляется в папку-скоросшиватель.

10. Объем реферата – около 15-20 листов формата А-4.

4.4 Рекомендации по написанию эссе к 1 разделу

1.Общая характеристика эпохи, временные границы.

2. Основные философские, научные (донаучные), социальные идеи, открытия, представления.

3. Характерные для исследуемого времени стилевые особенности музыкального искусства (на нескольких конкретных примерах).

4. Состояние науки о музыке и свидетельства современников о музыкальном искусстве описываемого времени.

5. Выявление, на основе проведенного анализ, резонансных явлений в культурно-научной парадигме эпохи. Выводы о психологических доминантах музыкального сознания эпохи.

4.5. Темы письменных работ в жанре эссе

1. Резонансные явления в культурно-научной парадигме эпохи Барокко.

2. Психологическое значение рыцарской лирики Средневековой Европы на основе анализа музыкальных и поэтических текстов эпох.

3. Психологические представления в трактатах о музыке Боэция (Аль-Фараби и, возможно, других авторов) как отражение музыкального сознания эпохи.

4. Психологическое значение вклада Гвидо Аретинского в развитие музыкальной культуры. (Или: Вклад Гвидо Аретинского в динамику музыкальной культуры как отражение трансформационных процессов музыкального сознания Европы.)

5. Психологический аспект феноменов русской музыкальной культуры и философии «русского космизма».

6. Психологический аспект современных музыкальных стилей (на выбор).

_5. _____ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ_______

5.1. Вопросы к экзамену

1. Предмет музыкальной психологии и психологии музыкального образования.

2.Основные взгляды на психологическую значимость обучения музыке и музыкально-воспитательное воздействие на личность.

3.Психологическая значимость музыкальных явлений.

4.Становление музыкального сознания.

5.Соотношение музыкального сознания и музыкальной деятельности.

6.Музыкальное сознание личности и его развитие.

7.Психологические основы овладения музыкальным языком его содержанием и формой.

8.Музыкально-психологические аспекты музыкального образования.

9. «Музыкальное сознание»: понятие, исторические формы и уровни функционирования.

10.«Музыкальное сознание» общества и личности. Исторические формы музыкального сознания.

11.Генезис музыкального сознания и его исторические формы.

12. Психологические системы музыкально-познавательных процессов психики.

13. Психологических процесса творчества в музыкальной деятельности.

14. Индивидуально-личностный; социокультурный; гностический аспекты психологии музыкального образования.

15.Оценка и самооценка музыкальности личности.

16. Музыкально-мотивационная сферы личности.

17.Музыкальность структуре личности.

18.Музыкальные способности личности.

19. Психология музыкальной деятельности. Психологические особенности различных видов музыкальной деятельности.

20. Сознательный и бессознательный компоненты восприятия музыки.

21. Чувства и эмоции в музыке.

22. Музыкальное творчество. Рациональный и иррациональный пути творчества.

23. Личностные и возрастные особенности функционирования музыкально-познавательных процессов.

24. Психологические основания дидактических задач музыкального образования.

25.Психология музыкально-педагогического общения.

26.Психологические основы обучения музыкальному языку. Уровни музыкальной психосемантики.

27. Диагностические методики в музыкальном образовании: содержание и методы.

28. Психологические и психосоматические проблемы учащихся, музыкально-педагогическая диагностика и коррекция.

29. Диагностика музыкальной одаренности.

5.2.Задания к тестированию

5.2.1. Разъяснения по работе с тестовыми заданиями

Тестовые задания предназначены для самостоятельной проверки студентом степени усвоенности теоретического и практического материала дисциплины, изложенного в содержании данного УМКД.

К тестовым заданиям предусмотрены ключи (правильные ответы), которыми можно пользоваться для проверки собственных ответов.

Приведенные в данной части УМКД задания представлены в виде закрытых тестов различной степени сложности. Каждое задание предполагает выбор правильного варианта ответа (ответов) из нескольких предложенных.

5.2.2. Задания к тестированию

1. В недрах какой науки зародилась музыкальная психология?

2. Кто из отечественных теоретиков внес большой вклад в психологию музыкального восприятия?

4. Кто из отечественных теоретиков создал труд «Музыкальные способности»?

5. Как правильно называется среда, которая должна быть создана для эффективного общения ребенка с музыкой?

А) художественная среда;

Б) суъект-субъектная среда;

6. Какую функцию выполняет психофизиологическое направление музыкального воспитания?

А) влияние на сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную системы;

Б) релаксационную, регулирующую и катарсистическую функции;

В) создает возможности для самореализации, самоутверждения и самовыражения ребенка

7. Какую функцию выполняет психотерапевтическое и психологическое направление музыкального воспитания детей?

А) влияние на сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную системы;

Б) релаксационную, регулирующую и катарсистическую функции;

В) создает возможности для самореализации, самоутверждения и самовыражения ребенка

8. Какую функцию выполняет социально-педагогическое направление музыкального воспитания детей?

А) влияние на сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную системы;

Б) релаксационную, регулирующую и катарсистическую функции;

В) создает возможности для самореализации, самоутверждения и самовыражения ребенка

9. Что является направлениями музыкальной психотерапии?

А) коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере, помощь в преодолении сложностей в социально-адаптационных проявлениях, активизация творческих процессов, повышение художественно-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации;

Б) невербальное реконструирование психотравмирующей для ребенка ситуации, моделирование его положительного эмоционального состояния, настроения, преодоления своих переживаний, страхов, трудностей общения и т. д.;

В) гармонизация личности через развитие способности самопознания, самовыражения, что связано с продуктивным характером искусства и музыки;

Г) последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания: от актуализации негативного проявления через эмоциональное отреагирование к формированию позитивного переживания, связанного с получением удовольствия, удовлетворения, с интересом ребенка к экспериментированию с формой выражения.

10. В чем проявляется профессиональное самосознание учителя музыки?

А) в способности анализа собственной конструктивной, исполнительской, коммуникативной, исполнительской, организаторской, исследовательской деятельности, а так же музыкального развития своих воспитанников;

Б) в проектировании, осуществлении и анализе музыкально-образовательного процесса;

В) как акт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач;

11. В чем сущность педагогического мышления?

А) в способности анализа собственной конструктивной, исполнительской, коммуникативной, исполнительской, организаторской, исследовательской деятельности, а так же музыкального развития своих воспитанников;

Б) в проектировании, осуществлении и анализе музыкально-образовательного процесса;

В) как акт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач;

12. В чем проявляется музыкально-педагогическая интуиция?

А) в способности анализа собственной конструктивной, исполнительской, коммуникативной, исполнительской, организаторской, исследовательской деятельности, а так же музыкального развития своих воспитанников;

Б) в проектировании, осуществлении и анализе музыкально-образовательного процесса;

В) как акт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач;

13. В чем проявляется артистизм учителя музыки?

А) в исполнительской, коммуникативной, музыкально-организаторской деятельности;

Б) в способности уметь обосновать свое виденье сущности, организации и проведения процесса музыкального образования;

В) в способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять разные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно обосновывать и профессионально отстаивать ее.

14. В чем проявляется личностная профессиональная позиция учителя музыки?

А) в исполнительской, коммуникативной, музыкально-организаторской деятельности;

Б) в способности уметь обосновать свое виденье сущности, организации и проведения процесса музыкального образования;

В) в способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять разные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно обосновывать и профессионально отстаивать ее;

15. В чем проявляется методологическая культура педагога-музыканта?

А) в исполнительской, коммуникативной, музыкально-организаторской деятельности;

Б) в способности уметь обосновать свое виденье сущности, организации и проведения процесса музыкального образования;

В) в способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять разные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно обосновывать и профессионально отстаивать ее;

16. В чем заключается смысл и специфика музыкально-педагогического общения?

А) в взаимоотношениях учителя и ученика;

Б) в взаимоотношениях учителя и ученика и каждого из них с музыкой;

В постижении художественного Я музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога.

17. Что является основной и центральной структурной единицей музыкального сознания:

18. Дайте определение категории «личность»?

А) это система психологических свойств и особенностей человека, которые вследствие своего многообразия и вариативности делают каждого неповторимо своеобразным;

Б) это человек высокой духовной культуры;

В) это субъект социальных взаимосвязей и отношений, основные качества которого формируются в совместной «ансамблевой» деятельности с другими людьми, причем подобная деятельность осуществляется как в собственных интересах субъекта, так и в интересах социума;

19. Дайте определение понятию индивидуальность?

А) это система психологических свойств и особенностей человека, которые вследствие своего многообразия и вариативности делают каждого неповторимо своеобразным;

Б) это человек высокой духовной культуры;

В) это субъект социальных взаимосвязей и отношений, основные качества которого формируются в совместной «ансамблевой» деятельности с другими людьми, причем подобная деятельность осуществляется как в собственных интересах субъекта, так и в интересах социума;

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

1-В, 2-А, Б, 3-Б, 4-А, 5-А, 6-А, 7-Б, 8-В, 9-А, 10-А, 11-Б, 12-В, 13-А, 14-Б, 15-В, 16-В, 17-А, 18-В, 19-А.

Источник

Психофизиологическое воздействие музыки на организм человека

Разделы: Музыка

1. Особенности психофизиологического восприятия музыки человеком в истории культуры.

Человечеству давно известно о потенциале, который заложен в музыке, о различных психофизиологических реакциях, возникающих у людей под ее воздействием.

В самых древних свидетельствах и документах дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство.

В античной мифологии содержатся многочисленные образы, и представления в которой музыка осознается и переживается как явление магического характера. Например, это представление о музыке отражается в мифе об Орфее. Знаменитый герой, своим пением не только смягчал нрав людей, но и укрощал диких зверей и птиц.

В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости усмирял пением и игрой на лире. Представление о волшебном, колдовском значении музыки отражается у Гомера в образе Сирен, которые своим сладостным пением завлекают на свой остров путников.

Культуру, какой бы страны мы не взяли везде можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и древней Греции, врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.

В античных трудах мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию “нелекарственным” способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Боэций, в трактате “ Наставления к музыке”, рассказывает, как музыканты Терпандр и Арион посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба– музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.

Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенного психологической настроенности личности – этоса. Существовала четкая классификация этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов. Выделялись те, которые представлялись более подходящими для воспитания мужественной, героической личности. Платон, великий Учитель древности, очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. По его мнению, могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим.

Идеи Пифагора и Платона наибольшее развитие получили в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе – представлении о внутреннем мире человека и способности воздействия на него при помощи искусства. Теории мимесиса была разработана концепция катарсиса. Этим понятием пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством.

В XVII–XVIII веках учение об использовании музыки в медицинских целях получило название “Jatromusica”. В русле этого направления изучались физиологические реакции, происходящие в организме при прослушивании музыки.

Философской основой музыкальной эстетической мысли XVII века явилось учение об аффектах. Оно развивалось в русле античной теории музыкального этоса, которая в связи с развитием рационалистической философии и психологии постепенно трансформировалось в теорию аффектов. Она изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Теоретическое обоснование учение получило у основоположника французской рационалистической философии Рене Декарта (1596 – 1650).

В начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал использовать музыку в психиатрических учреждениях. В конце XIX века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияет на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализует артериальное давление, стимулирует пищеварение, повышает аппетит. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

В начале XX века наблюдалась активизация эксперементальной работы. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека. Умереть слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения. Для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм человека отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные).

В последствии, специальные исследования С. С. Корсакова, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, Г. П. Шипулина и др. подтвердили мысль о положительном влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.

Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б.М. и Выготского Л.С.

После Первой Мировой войны (в 10-е годы XX века) на ряду с психологическими возможностями воздействия музыки на человека стали использоваться и физиологические (в Германии, Австрии, Италии, Франции, России).

2. Механизмы воздействия музыки на организм человека.

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе.

По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Любая музыка представляет собой звуковую волну, ее воздействие можно разделить на физическое (на рецепторы кожи) и психофизиологическое (на мозг).

Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, полученная через звуковые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущение в виде эмоций и чувств. При передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора человеческое тело реагирует рефлекторно. Реакции на музыку возникает благодаря вегетативной нервной системе – части нервной системы, которая контролирует функции внутри органов, желез, сосудов и не контролируется сознанием.

Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения происходящие в нем влияют на физиологические процессы в организме. Вибрация звуков создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Человек поглощает музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снимает мышечное напряжение.

При восприятии музыки, особенно важны следующие моменты:

1. Громкость звука (при громкости звука превышающем 150 дБ возможен летальный исход). Кроме того, усиление громкости может свидетельствовать о неосознаваемой потребности увеличить воздействие на организм вибрации определённой частоты, содержащейся в конкретном звукоряде.

2. Продолжительность воздействия звуковых колебаний.

3. Шум. Особенно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным.

Человек живет в определенном ритме (труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления). Его органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме.

Есть основание предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкальной пульсацией, поэтому использование музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков головного мозга.

Умело подобранная музыка оказывает влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека.

Проводимые эксперименты выявили, что музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет “ударной установкой” по желудочно-кишечному тракту.

Музыкальный терапевт Адам Книст в результате исследования о воздействии поп – музыки на человека, пришел к выводу, что основная проблема действия поп – музыки на пациентов обусловлена мощностью звука, который вызывает истощение, панику, расстройство пищеварения, гипертонию и т. п. Сочетание определенных ритмов и большой громкости звучания воздействует на область нашего мозга, которая отвечает за восприятие внешней информации, и оказывает негативное действие, снижая порог действительности. Результаты экспериментов, оценивающих влияние рок – ритмов на животный и растительный мир, поражают своей мрачной очевидностью.

Нейрохирурги Илионского университета, изучая феномен воздействия музыкальных ритмов на подкорковые области головного мозга, пришли к выводу о существовании новой патологии – синдрома, который они назвали «ритмический токсикоз». Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям.

Вокалотерапия – новый вид музыкотерапии, использующий собственный голосовой аппарат человека, принципы классического пения явления фонационной вибрации для повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы и организма в целом. В процессе пения во внутренних органах вибрационные волны, интенсивность которых зависит от высоты взятого звука. Вокалотерапевтическое воздействие вызывает существенные изменения в функциях внешнего дыхания и кровотоке внутренних органов.

Систематическое применение этого метода приводит к существенному повышению адаптивно-приспособительных функций организма и оказывает выраженный корригирующий эффект при различных нарушениях функций дыхания. А так же вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.

3. Механизмы воздействие музыки на эмоционально-волевую сферу человека.

Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, то есть как колебания определённой частоты, но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд.

Музыка – это не просто определенное сочетание звуков, гармоний и ритмов. Ее звучание в душе каждого, ее восприятие – значительно более сложный процесс с участием психо-эмоциональных, эстетических, культурных, социальных и др. факторов.

Искусство для людей является средством для уравновешивания со средой в критических точках их поведения. Это уравновешивание упорядочивает работу организма, дает нужную разрядку чувству. Эту способность человека переживать эмоциональную природу музыки врачи, психологи широко используют в одной из форм психотерапии – музыкотерапии.

В необычных состояниях сознания музыка может выполнять ряд различных функций. Она помогает мобилизовать старые эмоции и сделать их доступными для выражения, она интенсифицирует и углубляет процесс, она создает значимый контекст переживаний. Постоянный поток музыки создает несущую волну, помогающую человеку пройти через трудные переживания и тупики, преодолеть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти в его поток.

В соответствии с нашей структурой восприятия слух действует гораздо сильнее на эмоциональное состояние человека, чем другие виды рецепторов.

В настоящее время выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие же компоненты музыкальной ткани (мелодия, ритм, динамика, гармония, ритм, тембр) при всей их значимости, являются дополнительными.

В некоторых случаях музыка на некоторых людей влияет острее, чем слово. Связь психического и физического состояния известна. Те же механизмы что и в случае с физиологией срабатывают и при воздействии музыки на психику: музыкальный звук заставляет ответным образом «вибрировать» человеческие эмоции, отвечая на звуковые колебания.

Процесс восприятия художественного произведения – эмоциональное вчувствование в его содержание. Человек воспринимает мир в зависимости от его собственных психологических особенностей, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. А так же возраста, уровня образования, места и условия жительства, социального статуса.

Все чаще музыку используют в медицинских, медико-педагогических, психолого-педагогических учреждениях, как расслабляющее и успокаивающее средство.

Музыка – это испытанное средство обезболивания при местных хирургических вмешательствах. В целом ряде стран она в обязательном порядке включается в схему предоперационной подготовке тех пациентов, которым назначены обширные полосные операции. Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. В Московском медицинском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета – там выявили прямую связь между уровнем сахара в крови и психологическом состоянием человека. В этом центре применяют звуки природы (шум моря, шелест деревьев, пение птиц и т.п.) для расслабления больных, медитации.

4. “Музыкальная фармакология».

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс.

В Гетингемском университете (Германия) провели эксперимент: на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким.

Михаил Лазарев, врач педиатр, директор московского детского центра восстановительного лечения, описывает влияние музыки на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода, благотворно влияет на щитовидную железу. Вибрации оказывают влияние, на весь организм, массируя внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Установлено, что при использовании музыки число осложнений при родах резко уменьшается, а малыши появившиеся на свет более спокойные.

Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “обучение”, обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.

В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.

При развитии плода внутри матки рудименты ушей появляются уже спустя первые несколько недель после зачатия. Спустя 4,5 месяца развития, уши уже функционально способны. Т.е. половину срока пребывания в утробе матери ребенок может слышать и реагировать на звуки, особенно музыку.

Очень полезно беременным пение. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг.

Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовывал в своей клинике хоры а-cappella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

В Швецких городах в палатах для рожениц часто звучат звуки музыки (особенно произведения Моцарта). Ученые считают, что именно ей акушеры обязаны необычайно низким показателем ранней детской смертности.

В Японии тоже беременные женщины по совету врача предоставляют не родившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии.

Применяя иглорефлексотерапию в комплексе с музыкотерапией в лечении функциональных нарушений толстой кишки, В. П. Лапшин показал высокую клиническую эффективность такого терапевтического сочетания, позволившего получить положительную динамику в моторике толстой кишки с одновременной оптимизацией общего состояния, уменьшением эмоциональной лабильности, улучшением вегетососудистых реакций.

И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки и пришел к выводу: “Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья”[ Голдмен Дж. Целительные звуки – М., 2003, стр. 218].

Существующие исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, “Балеро” Равеля, “Весна священная” Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми детьми. “Каприз №24” Паганини в современной обработке повышает тонус организма, настроение.

Уравновешиванию нервной системы способствуют записи со звуками природы: шум моря, леса, пение птиц и т.п., также пьесы из цикла «Времена года» Чайковского, “Лунная соната” Бетховена.

“Полезной” для здоровья также считаются: К.Монтеверди – мадригалы, Ж.Б.Люлли – сюиты для оркестра, А.Вивальди – концерт для двух мандолин, И.С.Бах – “ХТК” и “Рождественская оратория”, Глюк –“Орфей и Эвридика”, любые произведения Моцарта и Бетховена, Россини – “Севильский цирюльник”, Глинка – “Камаринская”, Лист – “Прелюды”, “Фантазия на венгерские народные темы”, Верди – “Риголетто”, “Травиата”, Брамс – “Венгерские танцы”, Чайковский – “Евгений Онегин”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, Григ – “Пер Гюнт” и т.д.

Ученые отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.

Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *