какую функцию выполняет методология в структуре любой науки

Методология: понятие, функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методология – это принципы построения, формы и способы организации научно-исследовательской деятельности и учение о них.

Вопросы, связанные с методологическим обоснованием научных исследований много лет занимают центральное место на разных этапах становления и развития научного знания, так как развитие любой науки осуществляется только тогда, когда она регулярно пополняется новыми фактами, накопленными с помощью научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования полностью зависит от теоретических принципов, которые и составят основу практического исследования.

Понятие и задачи методологии

Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.

В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.

Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:

С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура методологии

Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.

Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Можно выделить следующую структуру методологии:

Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.

Понятие социологической методологии

Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.

С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.

Функции методологии

Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

Источник

Конспект лекции на тему «Понятие методологии, уровни и функции»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект лекции на тему: « Понятие методологии, уровни и функции »

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

— определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

— предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

— обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

— помогает введению новой информации;

— обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

— создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

4. Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы [3.].

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методология науки: сущность, функции, уровни, задачи

Вопросы методологического обоснования научных исследований всегда занимали значительное место на различных этапах развития науки, поскольку развитие любой науки может осуществляться лишь в том случае, если она пополняется новыми фактами, накопление и интерпретация которых обеспечивается применением научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования зависит от совокупности теоретических принципов, составляющих основу исследования.

Познание любого явления окружающей действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющая основные направления процесса познания.

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово понятие) – т.е. «учение о методе», «теория метода».

Понятие «методология» имеет несколько толкований.

В широком смысле она трактуется как философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин.

В узком смысле методология рассматривается как теория научного познания в конкретной научной дисциплине (Безрукова В.С.).

В общенаучном понимании методология представляет собой систему принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Итак, методология в самом общем понимании представляет собой учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания. При этом важно отметить, что именно выбор методологии исследования обусловливает объективность и достоверность полученного знания.

Однако ограничивать понимание методологии только с процессом познания было бы ошибочным. В современных философских исследованиях подчеркивается деятельностный характер методологии, отмечается, что методология — это не только орудие теоретического познания, но и преобразования действительности. Так, Э.Г.Юдин считает, что методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности действий ученого в процессе решения исследовательских задач.

Сходной позиции придерживаются и другие исследователи, рассматривающие методологию как «систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Философский энциклопедический словарь), как «учение о методе научного познания и преобразования мира» (Философский словарь под. ред. М.М.Розенталя).

Как показывает анализ определений методологии, данное понятие находится в тесной взаимосвязи с понятиями «метод», «методика».

В современной научной литературе метод определяется как «путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи» (Коджаспирова Г.М.; Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь).

Понятие «метод исследования» трактуется как 1) способ достижения какой–либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности (Кузин Ф.А.; Уваров В.М.). В определении данного понятия ключевым моментом является его понимание как способа достижения цели, в составе которого выделяются отдельные приемы и операции.

Конкретное воплощение избранных исследователем приемов и операций, составляющих метод исследования, характеризуют методику исследования (Коджаспирова Г.М.; Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь). Т.е. методика исследования обеспечивает познание педагогических явлений и процессов посредством применения в конкретном исследовании процедур, совокупности методов и приемов в соответствии с целью исследования.

Итак, понятия «методология», «метод», «методика» неразрывно связаны между собой. Методология как более широкое понятие включает в себя понятия метода и методики. Составляя основу исследования, методология определяет способы изучения и преобразования действительности, пути достижения поставленной цели (методы), реализация которых предполагает применение определенных процедур, приемов (методики). Т.е. взаимосвязь понятий «методология», «метод», «методика», определяется как соотношение целого и части.

Основными задачами методологии, по мнению С.С. Розовой, являются: определение основных направлений и программ исследований, обеспечение правильности постановки проблем, разработка методов и средств научного исследования, обеспече­ние ученых интеллектуальной техникой научной деятельности, нахождение общих подходов к изучению предмета, становление общей стратегии научного поиска, проведение корректировки движения исследования по предметному содержанию, обнаружение принципиальной структуры и основных линий взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

На основе решения данных задач формируются те или иные научные теории. Но если теория направлена на получение знания о самой действительности, то методология анализирует процесс получения знания, т.е. между теорией и методологией всегда сохраняется отношение цели и средства.

Методология выполняет различные функции.И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин отмечают, что общее назначение методологии состоит в выполнении нормативных функций.

Прескриптивная (нормативная) функция методологии направлена на регуляцию деятельности. По мнению философов, в нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.

Однако, как указывает Э.Г.Юдин, методологическое знание выступает либо в прескриптивной (нормативной), либо в дескриптивной (описательной) форме, причем на практике оба типа знания соседствуют друг с другом.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания. Тогда основной задачей дескриптивной методологии можно считать изучение тенденций и форм развития познания со стороны его методов, категориаль­ного и понятийного строя, а также характерных для каждого конкретного этапа схем объяснения.

Разнородность этих функций обусловливает различие типов и уровней методологического анализа. В связи с этим различается несколько уровней методологии.

Содержание философской методологии составляют принципы познания и категориальный строй науки в целом. Эта сфера методологии представляет собой раздел философского знания и, следовательно, разрабатывается специфическими для философии методами. Философия играет двоякую роль: осуществляет конструктивную критику наличного научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций развития; дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки, в том числе и методологических результатов с точки зрения определенной картины мира. Философская критика способствует постановке новых проблем, поиску новых подходов к объектам научного изучения, а философская интерпретация служит необходимой содержательной предпосылкой существования и развития теоретического знания и его интеграции в нечто целостное для каждого этапа развития познания. Эффективность философской методологии находится в прямой зависимости от ее основоположений. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень методологии авторы обозначают как уровень общенаучных принципов и форм исследования. Сюда входят как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на некоторую совокупность фундаментальных дисциплин одновременно, хотя и не обязательно в одинаковой степени, так и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.

Конкретно-научная методология представляет, по определению авторов, совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в определенной специальной научной дисциплине. Методология конкретной научной дисциплины включает проблемы, специфические для научного познания в данной области, и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии (проблемы системного подхода, моделирования в педагогических исследованиях и др.).

Технологическая методология (методика и техника исследования) характеризуется набором процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив налич­ного знания. На этом уровне представлено высокоспециализированное методологическое знание, которое в силу присущих ему функций непосредственной регламентации научной деятельности всегда носит четко выраженный нормативный характер.

Общенаучный уровень методологии, включающий общенаучные концепции, вооружает исследователя знаниями, необходимыми для общего анализа изучаемого явления, формирует основу теоретической и практической деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определенной науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научной области.

Технологический уровень методологии определяет, каким образом можно получить достоверный эмпирический материал обеспечивает получение с помощью определенных процедур, свойственных данной науке.

Подводя итог анализа сущности понятия «методология», необходимо отметить следующее.

Методология науки как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, реализует в единстве нормативную и дескриптивную функции и решает задачи определения основных направлений, стратегии исследования; выбора методов и средств научного исследования; выявления взаимосвязей результатов исследования и др.

С учетом функций и задач методологии выделяют ее уровни философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический), которые, находясь в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости, образуют сложную систему, обеспечивающую при реализации эффективность научной деятельности.

Составляя основу исследования, методология определяет методы изучения и преобразования действительности, реализация которых предполагает применение определенных процедур, приемов (методики), включает в себя понятия метода и методики. Т.е. понятия «методология», «метод», «методика» соотносятся как целое и части.

Методология педагогики

Разработка теории обучения и воспитания подрастающего поколения в разные периоды развития общества требовала от ученых определения исходных положений исследования педагогических явлений и процессов, выявления принципов, определяющих общую цель исследования. Особенно актуальной является данная проблема сейчас, что обусловлено изменениями в системе современного отечественного образования и общества в целом.

Определение методологических оснований исследования педагогических явлений требует выявления сущности понятия «методология педагогики».

В современной научной литературе данное понятие рассматривается с различных позиций. Некоторые исследователи рассматривают методологию педагогики только в ее гносеологической функции, т.е. с точки зрения педагогического познания:

— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих…педагогическую действительность [6, с. 73];

— учение о структуре, логической организации методов и средств педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах научного познания в педагогике [21, с. 20];

— 1) учение о педагогическом знании и о процессе педагогического познания; 2) учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно–педагогического исследования [27, с. 47];

— система знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, объективно отражающих постоянно, быстро меняющуюся действительность в условиях развивающегося общества [7, c. 9];

— учение о психолого-педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах подхода и способах его добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре психолого-педагогической теории [4, с. 57].

Однако большинство ученых определяют данное понятие с учетом сущностных характеристик понятия «методология», выделенных в философских исследованиях, и отмечают как ее гносеологическую, так и деятельностную направленность:

— совокупность ведущих философских и других идей, принципов, установок, процедур, которые лежат в основе исследования и преобразования педагогических явлений (Н.Д. Никандров) [1, с. 25 ];

— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований (В.В. Краевский) [13, с. 18];

— учение о педагогическом знании, процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания (В.И. Загвязинский) [8, с. 40];

— совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования [26, с. 205].

Такая точка зрения представляется более обоснованной и дает основание рассматривать методологию педагогики как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на познание и преобразование педагогических явлений, процессов, систем; а также как учение об этой системе.

Методология педагогики выполняет различные функции. Н.М. Борытко, связывая понятия «методология педагогики» и «методология образования», выделяет познавательную, критическую и рефлексивную функции. По мнению ученого, познавательная функция состоит в получении системы новых знаний (о путях и способах повышения эффективности и качества психолого-педагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития психолого-педагогических наук в их неразрывной связи с практикой образования, о методах оценки качества исследовательской работы, о правилах осуществления научной деятельности, о способах построения и обоснования теорий и концепций образовательной деятельности). Критическая функция позволяет осознать необходимость преобразования педагогической действительности для устранения выявленных недостатков. Рефлексивная функция способствует реализации педагогом процесса самопознания [4, с. 57]. На наш взгляд, такой подход несколько ограничен. Функции методологии педагогики могут быть выделены на основе анализа функций методологии науки в целом и функций педагогической науки в частности.

Вполне обоснованным представляется выделение двух групп функций методологии педагогики, отражающих ее «знаниевый» и деятельностный аспекты (В.В. Краевский).

Первая группа функций, связанная с познанием педагогической действительности, включает: когнитивную, дескриптивно-объяснительную, диагностическо-критическую и прогностическую функции.

Вторую группу функций, отражающую деятельностный характер методологии педагогики, составляют: нормативно-ориентационная, преобразующая и рефлексивная функции (таблица 3).

Функции методологии педагогики

Группа функцийНазвание функцииХарактеристика функции
Первая группаКогнитивнаяПолучение новых знаний о педагогических явлениях, процессах, системах и способах их изучения и преобразования.
Дескриптивно-объяснительнаяНаучное описание и теоретическое объяснение получаемого знания. Это предполагает констатацию и объективное изложение реальных фактов педагогической действительности, доступных для данной науки, эмпирических данных, полученных в процессе практической деятельности. Научное объяснение данных практического опыта включает не только интерпретацию и толкование имеющихся фактов, но и вскрытие причинно-следственных связей в анализируемых явлениях, выявление в них определенных закономерностей.
Диагностическо-критическаяИзбирательная оценка имеющихся фактов, их сопоставление, соотнесение с определенными критериями, систематизация, классификация и пр. Реализация данной функции способствует выявлению значимых фактов, которые могут быть включены в массив научного знания, составляющий эмпирический базис науки, и отграничению их от случайных, эпизодических фактов. Кроме того, данная функция помогает педагогу-исследователю осознать противоречия между наличным знанием и знанием, необходимым для прогрессивного преобразования педагогической действительности (процессов, систем).
ПрогностическаяВыявление тенденций развития педагогических процессов и систем, а также возможностей переноса инновационного опыта в новые условия.
Вторая группаНормативно-ориентационнаяОпределение ориентиров в организации и осуществлении теоретической и практической деятельности, разработку рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
ПреобразующаяОтражает деятельностный характер методологии педагогики, ее направленность на совершенствование педагогической практики.
РефлексивнаяРеализация данной функции связана с характеристиками субъекта научно-исследовательской деятельности и направлена на выработку объективной оценки осуществленного исследования на основе анализа эффективности решения поставленных задач.

Выделенные функции находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивая целостное представление о сущности методологии педагогики, и позволяют выявить задачи методологического характера, стоящие перед педагогической наукой:

— определение предмета педагогики и ее места среди других наук;

— определение проблематики педагогических исследований;

— определение принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности, методах их преобразования и их интерпретации;

— исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории;

— выявление условий эффективного взаимодействия науки и практики, основных путей внедрения достижений науки в педагогическую практику;

— анализ и конструктивная критика педагогических концепций [32, c. 11].

В современной научной литературе выделяются различные сферы реализации методологии педагогики:

— система научно-педагогических знаний;

— процесс научного познания педагогических явлений;

— педагогическая практика как сфера реализации педагогических знаний [1, с. 26].

В качестве основных задач методологии педагогики выступают:

— определение предмета педагогики и ее места среди других наук;

— определение проблематики педагогических исследований;

— определение принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности, методах их преобразования и их интерпретации;

— исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории;

— выявление условий эффективного взаимодействия науки и практики, основных путей внедрения достижений науки в педагогическую практику;

— анализ и конструктивная критика педагогических концепций [27, с. 47; 32, c. 11].

Итак, методология педагогики представляет систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на познание и преобразование педагогических явлений, процессов, систем; а также учение об этой системе.

Методология педагогики выполняет ряд функций, которые составляют две группы.

Первая группа функций связана с познанием педагогической действительности (когнитивная, дескриптивно-объяснительная, диагностическо-критическая и прогностическая функции).

Вторая группа функций отражает деятельностный характер методологии педагогики и связана с практической педагогической деятельностью (нормативно-ориентационная, преобразующая и рефлексивная функции).

Список использованных источников:

4. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловьева; под ред. Н.М. Борытко. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.

6. Данилов, М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики [Текст] / М.А. Данилов // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. – 203с.

8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 208с.

11. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей [Текст] : монография. – Челябинск : Изд. ЧГПУ «Факел», 1997. – 217 с.

13. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 400с.

17. Новиков А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М. : СИНТЕГ. – 663 с.

19. Педагогика [Текст] : большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн. : «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.

20. Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории [Текст] / А. Петров // Alma mater. – 2005. – № 2. – С. 54-58

22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256с.

23. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г.Н. Сериков. – Курган : Изд-во Зауралье, 1987. – 464 с.

24. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1997. – 389с.

25. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.–сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 448с.

27. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2005. – 720с.

33. Философский энциклопедический словарь [Текст] / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М. : Сов. Энциклопедия, 1989. – 815 с.

35. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст] / Э.Г. Юдин. – М. : Наука, 1978. – 243с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *