какую функцию в афинах выполнял ареопаг
Какую функцию в афинах выполнял ареопаг
Одной из главных функций Ареопага был контроль за соблюдением решений судов и законов, а также здесь заслушивались отчёты о проведённой работе должностными лицами, после завершения их полномочий.
Кроме этого, Ареопаг наблюдал за образом жизни горожан, их нравственностью и религиозными убеждениями и если нужно, мог наказать горожанина или вызвать на суд.
Судьи верховного суда в древних Афинах, назывались ареопагитами. На должность ареопагита выбирали по богатству и благородному происхождению.
Историками доказано, что иногда судилища на Ареопаге происходили ночью.
— чтобы ареопагиты не видели глаз осуждённых и могли вынесли правильное решение
— чтобы ареопагиты не отвлекались ни на что постороннее
После реформ Эфиальта (вождь Афинской демократии), в 462 году до нашей эры, ареопагиты были лишены политической власти, в ведении Ареопага остались лишь уголовные и религиозные дела. Право за соблюдением законов перешло к Народному собранию, Совету пятисот и к гелиэе (суду присяжных).
С приходом нового вождя демократии Перикла, на Ареопаге проходит ещё ряд реформ и роль его заметно уменьшается. Лишь только в 404 году до нашей эры, после Пелопоннеской войны, Ареопаг вновь обретает силу, он также сохраняет свои права в эпоху Римского правления.
Мифическая история такова: дочь Ареса, Алкипа, была изнасилована сыном Посейдона (бог Моря). Арес убивает насильника своей дочери. Посейдон обращается в собрание Богов, обвинив бога Войны в убийстве. На том же месте, где произошло убийство, состоялся суд Богов, где Арес был оправдан.
Вам может быть интересна статья:
Ареопаг
Ареопаг в переводе с греческого – «холм Ареса», бога войны. В Древних Афинах так именовался верховный совет. Заседал совет на холме, посвященном богу войны Аресу. Отсюда и происходит название «ареопаг» – «холм Ареса». Вначале ареопаг назывался просто «буле» (греч. «совет»), но после возникновения и выдвижения на первую роль в Афинах народного собрания (его также именовали «буле») древний совет стали называть советом на ареопаге, или просто ареопагом.
Южное продолжение Агоры, невысокая голая скала прямо напротив входа на Акрополь, Ареопаг, примечательна не столько внешностью, сколько историей. Амазонки, осаждавшие Афины во времена царя Тесея приносили на этой скале жертвы богу войны Аресу. С этого времени она стала называться скалой Ареса (Арейос пагос). Здесь многие персонажи древнегреческой мифологии судились друг с другом. На этой горе, например, состоялся первый во вселенной суд по уголовному делу, когда Посейдон обвинил Ареса в убийстве одного из своих сыновей – Галлирофия. Арес оправдывался тем, что названный Галлирофий пытался обесчестить одну из его дочерей. Олимпийские боги вынесли оправдательный вердикт.
На той же скале афинские судьи судили Ореста за убийство его матери Клитемнестры. Истцами были дух Клитемнестры и богини-мстительницы Эринии (Фурии), защитником – Аполлон. Когда судьи решили, имел ли право сын убивать мать, мстя за убитого ею отца, голоса разделились поровну. Тогда к голосованию присоединилась богиня Афина и внесла свой голос в пользу Ореста. С тех пор, если голоса судей (присяжных) разделялись поровну, подсудимый считается оправданным.
Изначально ареопаг был аристократическим совещательным органом при царе, однако с распадом монархии (ок. 900 года до н. э.) стал верховным органом в судебной и религиозной области, а также в сфере контроля за магистратами. В эпоху расцвета ареопаг в Афинах можно сопоставить по значимости с Римским сенатом. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.
Верховная власть в Аттике в древности принадлежала басилеям. Около VIII века до н. э. царская власть в Афинах исчезает. По преданию, последним афинским царем был Кодр, павший смертью героя в борьбе с дорийцами. После отмены царской власти Афинами стали управлять избранные из эвпатридов правители – архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем (с 753 года до н. э.) архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, с 683 года до н. э. на один год. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин гомеровской эпохи.
Ареопаг обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее – олигархии. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами.
Члены ареопага входили в него пожизненно, первоначально ими могли быть только эвпатриды, представители аристократических афинских семейств. С VII века до н. э., а возможно и раньше, они кооптировались из старших магистратов, успешно завершивших годичный срок пребывания на посту, что обеспечило доступ в Ареопаг представителям других сословий. Это поддерживало численность ареопага на уровне 200–300 человек.
«Порядок древнего государственного устройства, существовавшего до Драконта, – свидетельствует Аристотель, – был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству… Последней является должность архонта».
В Аттике VIII–VI веков до н. э. продолжало созываться народное собрание – экклесия. Однако оно во многом отличалось от народного собрания гомеровского времени. Если в прежнем народном собрании участвовали все взрослые мужчины-общинники, то в экклесии («собрании вызванных лиц»), по-видимому, могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным орудием в руках родовой знати, которая могла не допускать к участию в нем неугодных ей общинников. Таким образом, власть в Аттике в этот период безраздельно принадлежала родовой аристократии.
В VI веке до н. э. Солон, знаменитый афинский законодатель, и видный государственный деятель Клисфен отдали власть в Афинах народному собранию и гелиее (апелляционному суду), однако во время бурных событий греко-персидских войн с 480 по 462 год до н. э. ареопаг вновь стал определять политику Афин.
Впоследствии, после реформ V века до н. э. за ареопагом были оставлены функции высшего уголовного и религиозного суда. Демократические лидеры Эфиальт и Перикл фактически свели функции ареопага к судебному органу, окруженному религиозным ореолом, однако не имеющему силы в политической области.
На ареопаге проходили суды только по делам, связанным с убийствами. Так как судьи не хотели находиться с убийцами под одной крышей, этот уголовный суд проходил на открытом месте.
У подошвы холма Ареопаг в древности пробивались источники. В начале VI века до н. э. греки построили на этом месте, на юго-востоке древней агоры, Эннеакрунос («девятиструйный») – дом с фонтаном, городской источник воды. Руины Эннеакруноса можно увидеть на агоре и сейчас. Так как вокруг скалы всегда было людно, с нее часто выступали, как с трибуны, разные философы, политики и проповедники.
Такие критики демократии, как Исократ, идеализировали прошлое ареопага, однако политику, которую проводил ареопаг на протяжении IV века до н. э., можно охарактеризовать скорее как компромиссную. Когда во второй половине IV века до н. э. Македония стала играть доминирующую роль в Греции, ареопаг, и не без основания, подвергался обвинениям в сотрудничестве с македонскими правителями. После битвы при Херонее (338 год до н. э.), в которой царь Македонии Филипп II разгромил объединенные греческие силы, ареопаг прекратил сопротивление. Позже, под давлением Александра Македонского, ареопаг вынес обвинительный приговор Демосфену, противнику македонского господства в Греции, по делу о получении взятки от Гарпала, македонского вельможи, который похитил сокровища македонского государства и просил Афины о предоставлении убежища.
В эпоху римского господства ареопаг вновь приобрел значение высшего городского органа и просуществовал, по крайней мере, до IV века н. э.
Самая знаменитая речь, когда-либо произнесенная отсюда – безусловно, проповедь апостола Павла к язычникам – афинянам. Результатом стало обращение в новую веру первого представителя языческого афинского истеблишмента – судьи ареопага Дионисия. Именем Дионисия Ареопагита, святого покровителя Афин, названа улица, идущая вдоль южного склона Акрополя. Греческий текст проповеди, высеченный на бронзовой доске, привинчен к скале.
По мнению некоторых, Павел мог обращаться к собранию с агоры (рыночной площади), расположенной ниже, однако согласно местному православному преданию и утверждению многих историков, он стоял на самом холме Ареопаге. Апостол Павел поднимался по сохранившимся каменным ступеням и, стоя на выступе скалы над раскинувшимися под ногами Афинами, говорил своим слушателям, что Бог «не в рукотворенных храмах живет». Из тысяч идолопоклонников, философов и ораторов набралась лишь горстка людей, поверивших словам проповедника. Лишь троих из них мы знаем по именам: священномученик Дионисий Ареопагит, святой Иерофей (возможно, он тоже являлся членом ареопага), который впоследствии стал первым афинским епископом, и женщина по имени Дамарь. По прошествии нескольких столетий слова апостола повергли в прах все направления греческой отвлеченной философии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ареопаг, Ареопагит
Ареопаг, Ареопагит ( Деян. XVII, 19–34 ) – второе слово есть название судей верховного судилища в Афинах. Название это происходит от слова ареопаг (холм Марса), что означает или самое судилище, или место, на котором происходили заседания оного, всегда под открытым небом. Это было скалистое возвышение, или утес, Ареоса, почти в самой середине города. Суд, собиравшийся здесь, имел главным делом дознания и судопроизводство о богохульствах против языческих богов; потому-то св. ап. Павел, так резко обличавший идолопоклонство афинян и убеждавший их искать и служить Господу, как единому живому и истинному Богу, был приведен в ареопаг за проповедь о чужих божествах ( Деян. XVII, 18 ).
Здесь-то, в виду множества храмов и алтарей, среди которых находился даже жертвенник неведомому Богу, в виду алтарей разнообразных языческих богов, апостол произнес свою высокую и глубоко замечательную проповедь к афинянам ( Деян. XVII, 22–34 ). В силу этой увлекательной проповеди некоторые уверовали в Господа Иисуса Христа, как, напр., один из членов ареопага – Дионисий, женщина Дамарь и другие с ними. Место, на котором, как полагают, находился холм Арея, покрыто в настоящее время развалинами больших зданий: это, как думают, остатки домов Дионисия и Дамари, построенных, без сомнения, незадолго до введения христианства в Афинах. Говорят, что заседания ареопага собирались только по ночам с той целью, чтобы умы судей ареопагитов не развлекались ничем посторонним.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Афинский Ареопаг
АРЕОПАГ (греч. «холм Ареса»), совет в Древних Афинах, названный так по холму Ареса, на котором проходили его заседания.
Вначале Ареопаг назывался просто «буле» (греч. «совет»), но после возникновения и выдвижения на первую роль в Афинах народного собрания (его также именовали «буле») древний совет стали называть советом на Ареопаге, или просто Ареопагом. Изначально Ареопаг был аристократическим совещательным органом при царе, однако с распадом монархии (ок. 900 до н.э.) стал верховным органом в судебной и религиозной области, а также в сфере контроля за магистратами. В эпоху расцвета Ареопаг в Афинах можно сопоставить по значимости с римским сенатом.
Члены Ареопага входили в него пожизненно, первоначально ими могли быть только эвпатриды, представители аристократических афинских семейств. С 7 в. до н.э., а возможно и раньше они кооптировались из старших магистратов, успешно завершивших годичный срок пребывания на посту, что обеспечило доступ в Ареопаг представителям других сословий. Это поддерживало численность Ареопага на уровне 200–300 человек. В 6 в. до н.э. Солон, знаменитый афинский законодатель, и видный государственный деятель Клисфен отдали власть в Афинах народному собранию и гелиее (апелляционному суду), однако во время бурных событий греко-персидских войн с 480 по 462 до н.э. Ареопаг вновь стал определять политику Афин.
Впоследствии демократические лидеры Эфиальт и Перикл фактически свели функции Ареопага к судебному органу, окруженному религиозным ореолом, однако бессильному в политической области. Такие критики демократии, как Исократ, идеализировали прошлое Ареопага, однако политику, которую проводил Ареопаг на протяжении 4 в. до н.э., можно охарактеризовать скорее как компромиссную. Когда во второй половине 4 в. до н.э. Македония стала играть доминирующую роль в Греции, Ареопаг, и не без основания, подвергался обвинениям в сотрудничестве с македонскими правителями. После битвы при Херонее (338 до н.э.), в которой царь Македонии Филипп II разгромил объединенные греческие силы, Ареопаг прекратил сопротивление.
Позже, под давлением Александра Македонского, Ареопаг вынес обвинительный приговор Демосфену, противнику македонского господства в Греции, по делу о получении взятки от Гарпала, македонского вельможи, который похитил сокровища македонского государства и просил Афины о предоставлении убежища. В эпоху римского господства Ареопаг вновь приобрел значение высшего городского органа и просуществовал по крайней мере до 4 в. н.э. К Ареопагу обращался с проповедью апостол Павел.
Ареопаг
Греция – маленькая горная страна с древней величественной историей и огромным количеством памятных объектов, приобщиться к которым ежегодно стремятся туристы со всего мира. Одной их таких достопримечательностей является Ареопаг в Афинах – место, где в древности собирался орган власти полиса, также именуемый Ареопагом.
В дословном переводе с греческого Ἄρειος πάγος означает холм Ареса. Это историческая местность, с которой связано немало славных событий в истории древних Афин.
История названия местности
Есть несколько объяснений происхождения названия холма. По одному из них именно на этом месте (большом камне – по-гречески πάγος «пагос») Олимпийскими богами судился бог войны Арес, который лишил жизни сына Посейдона. Холм назвали Ареопагом в честь Ареса.
Еще одна версия происхождения названия утверждает, что на этом камне воинственные Эринии (подземные богини) совершали суд над убийцами. В пользу этого объяснения говорит тот факт, что у подножия холма располагалась пещера со святилищем Эриний.
Орган власти – Ареопаг
Еще во времена, когда Афинами управляли цари, для качественного решения государственных дел были введены должности архонтов – управителей разными сферами жизнедеятельности. Даже был сформирован орган советников, состоящий из представителей аристократического происхождения. В советники назначались те люди, которые раньше были архонтами. Совет для решения государственных дел собирался на вершине холма Ариса, отсюда и название Ареопаг.
Эволюция Совета Ареопага
В Совет входило 9 человек, которые занимали свои должности пожизненно. После ликвидации в Афинах царской власти Ареопаг сконцентрировал в своих руках огромные полномочия, так как формировал политику полиса, контролировал исполнение законов, являлся судом, влиял на религиозную жизнь афинян.
Совет формировался из представителей аристократии, поэтому и действовал в интересах знатных людей Афин, что неизбежно привело к конфликту между аристократами и простыми жителями государства – демосом.
Противоречия разрешил правитель Афин Солон, который в 594 году до н.э. провел демократические реформы, ограничивающие полномочия Ареопага, а вместе с тем всесилие аристократов и расширяющие права демоса. Часть политической власти Ареопаг потерял при архонте Эфиальте. По реформе последнего, Совет сохранил за собой право контролировать соблюдение законов и отправлять правосудие по отдельным видам преступлений.
После падения демократии в Аттике в конце V в до н. э. Ареопаг вернул все свои полномочия. С возвращением демократии потерял их снова. Ареопаг продолжал деятельность во времена, когда Греция была захвачена Македонией и в Римский период. Он оставался авторитетным органом, но при этом утратил политические функции и не имел отношения к суду.
Интересные факты
Достопримечательность на карте Афин
Холм Ареопаг высится в центре города между двумя историческими объектами: Акрополем и Агорой. Путешественнику лучше всего пройтись пешком самостоятельно и исследовать эти три достопримечательности Греции. Начинать путь можно с Агоры – от нее ведет прямая дорога к Ареопагу, а затем и к Акрополю.
Ареопаг огражден невысоким забором, в котором есть несколько входов. Один из них расположен со стороны старой рыночной площади, а другой – со стороны Акрополя.
Как добраться
Если вы находитесь не в центре, то добраться к холму можно на метро (станция Thissio (Θησείο) или наземным транспортом (автобус №№ 025, 026, 027, 035, 227), выходить на остановке Monastiraki (Μοναστηράκι), доехать можно и на троллейбусе №21, остановка Palia Agora (Παλιά Αγορά).
Объект находится по адресу: Греция, Афины, улица Теориас. Если искать место на карте, то, введя в поисковую строку координаты 37.972322, 23.723348, вы сможете точно определить его расположение.
Контактная информация
Ареопаг сегодня не имеет музея и открыт для посещения круглосуточно. У объекта нет телефона, электронной почты и официального сайта. Посетителям не нужно покупать билеты – для всех он доступен бесплатно. Сюда любят приходить афиняне и гости города. С вершины холма (высота 115 метров) открывается прекрасный вид на город и на Акрополь. Отсюда можно сделать отличные фотографии, написать картину или просто отдохнуть на пути к новым достопримечательностям Афин.