какую функцию определяет принадлежность детской литературы к области искусства слова
Функции детской литературы
· 1. Детская литература принадлежит к области искусства слова. Поэтому выделяется эстетическая функция. Она связана с эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Достичь этого помогают яркость и выразительность художественной речи, строение произведения. Дети также получают удовольствие от прочитанного. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор, шутку. Дети горячо верят в происходящее в книге, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
3. Круг детского чтения.
Круг детского чтения это литература, которая должна быть прочитана в соответствующем возрасте.
В круг детского чтения входят:
— произведения, прямо адресованные детям(стихи Барто);
-произведения, написанные для взрослых, но нашли отклик у детей;(сказки Пушкина, стихи Есенина)
— детское литературное творчество.
Как известно, каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: четырехстрочные потешки и пестушки в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.
Произведения для круга детского чтения:
— проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;
— авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;
— научно-популярные жанры (энциклопедии);
— произведения литературы народов мира.
Тематика произведений:
— детская игра, игрушки;
— природа, животный мир;
— взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;
От чего зависит круг детского чтения:
— от возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.
— от развития самой литературы. Состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.
— от подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.
Функции детской литературы как искусства слова. Критерии художественной ценности детских книг.
Вопросы к зачету по детской литературе
1. Детская литература как учебная дисциплина. Детская литература и круг детского чтения.
Детская литература (как учебная дисциплина) – учебный предмет, изучающий историю детской литературы, дающий представление об эволюции наиболее характерных жанрово-стилевых образований.
Варианты классификации детской литературы:
Ø По жанрово-родовому признаку
Ø По возрастному принципу с учетом периодизации учебного процесса
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых.
Функции детской литературы как искусства слова. Критерии художественной ценности детских книг.
Функции детской литературы:
Ø Эстетическая (воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности)
Ø Гедонистическая (наслаждения, удовольствия)
Критерии художественной ценности детских книг:
Ø Воспитание нравственного человека
Ø Актуальность темы
Ø Максимальная конкретность
Ø Динамический сюжет
Ø Наличие жизненной правды
Ø Убедительность вымысла
Ø Благополучный финал
Ø Богатство, выразительность, и, в то же время, простота языка
Христианский миф в детской литературе.
Детская библия – постоянный настрой на диалог с ребенком.
Легенды о Христе – призыв ребенка к милосердию
Первыми книгами детского чтения были церковные книги (книги, повествующие об основных событиях, описанных в библии, на доступном ребенку языке). Издание Ветхого и Нового завета (1916) – «Вавилонская башня и другие библейские предания». Христианский миф присутствует прежде всего:
Ø В переложениях священного писания для детей.
Ø В литературной сказке, где происходит «наложение» языческого и христианского мифов.
Ø В жанре святочного рассказа, пасхальной историю
В сюжетах fantasy. Хроники Нарнии – христианское мировоззрение. Королева – воплощение зла.
Художественно-историческая книга в детском чтении: соотношение художественного и документального.
А.О.Ишимова – «История России в рассказах для детей». Написана в форме беседы. Часто Ишимова использует обращение: «Милые дети!»; «А знаете ли вы» и тп. История Ишимовой – не учебник, а книга для домашнего чтения. В изложении исторического материала Ишимова следует за Карамзиным. Ишимова соединяет прозаическое повествование с интерпретацией исторических событий. Причем изложение исторических событий сопровождается различными таблицами с указанием родословных связей. Каждое историческое событие описано в отдельной главе и имеет особое заглавие, которое способно заинтересовать ребенка (например, «первое русское стихотворение»). Особенности художественно-исторической книги: *повествование включает в себя и вымысел, и исторические сведения. * написана в форме диалога. * написана на простом, доступном ребенку языке. * нет дат.
Вопросы к зачету по детской литературе
1. Детская литература как учебная дисциплина. Детская литература и круг детского чтения.
Детская литература (как учебная дисциплина) – учебный предмет, изучающий историю детской литературы, дающий представление об эволюции наиболее характерных жанрово-стилевых образований.
Варианты классификации детской литературы:
Ø По жанрово-родовому признаку
Ø По возрастному принципу с учетом периодизации учебного процесса
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых.
Функции детской литературы как искусства слова. Критерии художественной ценности детских книг.
Функции детской литературы:
Ø Эстетическая (воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности)
Ø Гедонистическая (наслаждения, удовольствия)
Критерии художественной ценности детских книг:
Ø Воспитание нравственного человека
Ø Актуальность темы
Ø Максимальная конкретность
Ø Динамический сюжет
Ø Наличие жизненной правды
Ø Убедительность вымысла
Ø Благополучный финал
Ø Богатство, выразительность, и, в то же время, простота языка
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы
Какую функцию определяет принадлежность детской литературы к области искусства слова
Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.
1. Гносеологическая (познавательная) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка. (Прикладная, практическая работа педагога и детей, также и родителей в данном случае будет заключаться в изготовлении книг –самоделок на определённое слово- носик, ручка, ножки, кисточка, иголка, что звенит? и т. д.).
2. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети и юмор и шутку. Дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть «идеологически правильные» стихи о партии и Октябре, читать рассказы о Ленине и т.п. Педагоги должны помнить, что ознакомление только с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное отношение к классике. Роль взрослого огромна, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы. При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.
3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой. Литература всегда ориентируется на них. При этом писатели стараются избежать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят созданные ими картины жизни и судьбы героев. Чтобы реализовать нравственную функцию книги, понять отношение ребёнка к происходящему можно также предложить проиллюстрировать свою книгу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Детская литература со времени своего зарождения выполняла нравственную функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания.
Детские писатели, как и их собратья по перу в «большой» литературе, стремятся к «говорящим» героям и «говорящим» ситуациям. Жизнеутверждение – это главная ценность детской литературы, ее основной эмоциональный тон.
4.Одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т.д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие.
И здесь огромна роль иллюстраций в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Не случайно Алиса Л. Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием. Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки компенсировать убогость содержания).
Развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи поддерживается воспитателем в таких прикладных средствах как костюмирование, привлечение детей к изготовлению элементов костюмов, путём специального моделирования ситуаций общения на примерах высказываний литературных героев, появления полюбившихся персонажей рассказа или сказки, игры- драматизации по мотивам знакомых произведений.
Всё это способствует возникновению и развитию собственной речевой активности ребёнка.
И, конечно же, непременным условием успешности литературного образования, приобщения детей к чтению является яркая, образная, эмоционально привлекательная речь педагогов, и взрослых, окружающих ребёнка.
Только реализуя все перечисленные функции детской книги, мы сможем заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание к детской литературе и вырастить грамотного читателя.
1. Специфика детской литературы как искусства слова
О специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.
Возраст растущего человека делится на этапы – детство, отрочество, юность. Каждому этапу соответствует качественно своеобразный тип сознания, между которыми существуют промежуточные, переходные формы, сочетающие два типа сознания – на грани детства и отрочества и когда подросток становится юношей. Чем меньше возраст читателя, чем ярче проявляется возрастная специфика, тем специфичнее произведение для детей, и наоборот: по мере возмужания читателей исчезают специфические черты детского возраста, угасает и специфика детской литературы.
Специфика детской книги—это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств.
Детский писатель изображает ту же действительность, что и “взрослый”, но на первый план выдвигает то, что ребенок видит крупно. Изменение угла зрения на действительность приводит к смещению акцентов в содержании произведения, возникает и необходимость в особых стилевых приемах.
Детскому писателю мало знать эстетические представления детей, их психологию, особенности детского мировосприятия на различных возрастных этапах, мало обладать “памятью детства”. От него требуются высокое художественное мастерство и естественная способность во взрослом состоянии, глубоко познав мир, каждый раз видеть его под углом зрения ребенка, но при этом не оставаться в плену детского мировосприятия, а быть всегда впереди него, чтобы вести читателя за собой.
2. Общее понятие о детском фольклоре. Принципы классификации
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.
заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.
Детская литература и ее специфика
Евгения Тузова
Детская литература и ее специфика
Детская литература и ее специфика
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)
Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.
Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.
Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :
1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)
2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)
3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество
Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.
Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.
Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.
Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.
Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.
Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.
И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.
Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.
Специфика работы по рисованию с детьми с ОВЗ В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит развитию мелкой моторики рук, что в свою.
«Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие» В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают;.
«Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника» Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В.
Детская литература и дети Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей.
Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.
Специфика питания у незрячих детей Одна из самых важных и трудных задач для воспитателей компенсирующей группы для незрячих детей – формирование у них навыков самообслуживания.
Специфика семейного воспитания дошкольников Среди различных факторов, влияющих на становление личности, одним из главнейших является семья. Семейное воспитание воздействует на человека.
Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети.
Тематические досуговые мероприятия как специфика работы хореографов дошкольных учреждений Тематические досуговые мероприятия как специфика работы хореографов дошкольных учрежденийТема: «Такие вот истории на нашей территории»(досуговые.
Заключение. Литература. Заключение Проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников посвящены работы Е. Т. Смирновой,.