какую функцию не могут выполнять волонтеры в музее ответ на тест
Какую функцию не могут выполнять волонтеры в музее ответ на тест
ДОО «СМИД» & волонтеры «Гранит» МОАУ «СОШ № 31» запись закреплена
МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска»
ОБУЧЕНИЕ ЛИДЕРОВ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ШКОЛА «ПРОВОДНИКИ ДОБРА»
Сегодня мы проведем пятое занятие в школе «Проводники добра».
Урок посвящен следующим вопросам:
— Что такое волонтерство в сфере культуры и в чем его специфика
— Как волонтерство в сфере культуры зародилось и развивается в России и мире
— Какие направления есть в культурном волонтерстве
— Что такое движение «Волонтеры культуры», в чем его цели и задачи
После изучения представленных материалов просьба ответить на вопросы в комментариях под этим постом.
1. Какой из российских музеев первым начал привлекать волонтеров к совместной деятельности?
а) музей истории ГУЛАГа
б) Государственный Эрмитаж
в) Третьяковская галерея
г) Политехнический музей
2. Какую функцию НЕ могут выполнять волонтеры в музее?
а) продвижение сайта музея
б) работа с базой данных музея
в) разработка стратегии развития музея
г) проведение экскурсий
3. Может ли волонтер впоследствии стать сотрудником учреждения культуры, в которое приходил в качестве добровольца?
а) да
б) нет
Какую функцию не могут выполнять волонтеры в музее ответ на тест
МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска» запись закреплена
ОБУЧЕНИЕ ЛИДЕРОВ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ШКОЛА «ПРОВОДНИКИ ДОБРА»
Сегодня мы проведем пятое занятие в школе «Проводники добра».
Урок посвящен следующим вопросам:
— Что такое волонтерство в сфере культуры и в чем его специфика
— Как волонтерство в сфере культуры зародилось и развивается в России и мире
— Какие направления есть в культурном волонтерстве
— Что такое движение «Волонтеры культуры», в чем его цели и задачи
После изучения представленных материалов просьба ответить на вопросы в комментариях под этим постом.
1. Какой из российских музеев первым начал привлекать волонтеров к совместной деятельности?
а) музей истории ГУЛАГа
б) Государственный Эрмитаж
в) Третьяковская галерея
г) Политехнический музей
2. Какую функцию НЕ могут выполнять волонтеры в музее?
а) продвижение сайта музея
б) работа с базой данных музея
в) разработка стратегии развития музея
г) проведение экскурсий
3. Может ли волонтер впоследствии стать сотрудником учреждения культуры, в которое приходил в качестве добровольца?
а) да
б) нет
Из опыта работы. Музейное волонтерство
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Забвению не подлежит» «Музейное волонтерство» Из опыта работы МБОУ «СШ №32» 9 А класс. Классный руководитель: Прокопенко Е.В.
Цели и задачи волонтерской деятельности Безвозмездное участие в значимых мероприятиях музея Формирование гражданской позиции в обществе Развитие патриотических движений Получение обучающимися навыков самореализации и самоорганизации для решения Оказание помощи посетителям музея Помощь в организации и проведении массовых мероприятий в музее Разработка дизайна буклетов для экскурсий
Принципы волонтерства Добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца) Добросовестность (доброволец, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца) Нравственность (следуя в своей деятельности морально-этическим нормам добровольцы личным примером содействуют формированию р распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностейсоциального служения Законность (деятельность не должна противоречить законодательству Российской Федерации) Равенство (добровольцы признают равные условия возможности участия каждого в коллективной деятельности Самосовершенствование (добровольцы признают, что что добровольческая деятельность способствует их личностному совершенствованию
Ведущие мотивы и потребности волонтеров Стремление помочь Стремление делать добро Удовлетворение социальных потребностей(в общении, в организации и участии в публичных мероприятиях, проба себя в роли преподавателя) Удовлетворение потребности чувства гордости и престижа принадлежности к группе Ощущение собственной нужности, востребованности социумом Приобретение опыта публичных выступлений Потребность в получения новых навыков знаний Творческая самореализация
Практика привлечения, удержания и мотивации обучающих в качестве музейных волонтеров Возможность применить знания, полученные на уроках истории и основам безопасности жизнедеятельности Заинтересованность в результатах Удовлетворения желания быть замеченным Потребность в общении. Создание ситуации взаимопомощи Взаимооценка Формирование ответственного отношения к учебе Стимулирующее оценивание
Методы привлечения волонтеров Выработка политики работы с добровольцами и планирование работ Выявление мотиваций и отбор добровольцев Информирование и ориентирование добровольцев Проведение тематических бесед, лекций
Способы поощрения волонтеров Похвала Вручение грамот Благодарственные письма родителям Личная благодарность от руководства школы Поручение ответственных работ
Формы волонтерской деятельности в музее Великой отечественной войны МБОУ «СШ №32» Акция «Георгиевская лента» Акция «Бессмертный полк» Акция «Блокадный хлеб» Участие в конкурсах чтецов. посвященных Дню защитников Отечества, Дню Победы Проведение лекций Оказание помощи в поиске информации через архив в г. Подольске Разработка тематических экскурсий Подготовка экскурсоводов Проведение экскурсий Участие в подготовке уроков Мужества Проведение круглых столов Встречи с членами поисковых организаций
Формирования основополагающих компетенций через практическую деятельность волонтеров Языковая компетентность (увлекательный рассказ – «не по бумажке»), умение декламировать Извлечение информации их текста Умение работать с сайтами для поиска той или иной информации Социокультурная компетенция Умение строить диалог Применять свои знания на практике Лидерская компетенция Способность совершать оптимальный выбор
Программы обучения музейных волонтеров Пройти индивидуальное обучение на экспозиции музея Посещать фонды и выставки Изучать опыт организации и проведения массовых организаций Проводить мастер-классы Участвовать в развитии музея, предлагая и реализуя собственные проекты Взглянуть на музей «изнутри» и стать частью большой команды Проводить экскурсии
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: ДБ-1528601
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Диагностические материалы для аттестации волонтеров.
Итоговая аттестация 1-й год обучения.
1.Выберите НЕверное утверждение.
В волонтерстве вы можете пройти путь от рядового волонтера до лидера организации
На сайте добро.рф можно создать и масштабировать свой собственный проект
Практика начисления абитуриентам при поступлении в вузы дополнительных баллов за волонтерство в России пока не прижилась
Возможности для профессионального развития и построения карьеры считают своей основной мотивацией 47% добровольцев
2. Можно ли взаимодействовать с благотворительной организацией без заключения гражданско-правового договора?
Нет, заключить договор необходимо
3. Какое из данных утверждений НЕ является мифом?
Волонтерство – это только для молодых
Волонтерам компенсируют личные расходы на транспорт и питаниеВолонтерам платят деньги
Волонтерам не нужна подготовка
4. С какого возраста волонтер считается «серебряным»?
5. Какое из данных утверждений о волонтерстве является верным?
Чтобы стать волонтером, требуются специальное образование и соответствующая квалификация
Волонтер может выбрать удобный гибкий график, чтобы совмещать волонтерство со своей основной деятельностью
Волонтеры работают только с социальными проблемами
Граждане РФ старше 70 лет не могут заниматься волонтерством
6. Какой тип волонтерства приносит наибольшую пользу?
7. Какой тип поддержки волонтерская организация не предоставляет волонтеру?
Обучение и подготовка
8. Выберите неверное утверждение.
Волонтерская организация, у которой нет деятельности в интернете, вызывает подозрения
Посещать офис организации и лично встречаться с сотрудниками до начала волонтерской деятельности не стоит
Волонтерская помощь должна быть регулярной и стабильной
При выборе волонтерской организации важно учитывать расстояние до ее офиса
9. Выберите верное утверждение.
Волонтер не имеет права в любой момент прекратить свою волонтерскую деятельность
Волонтер имеет право требовать внесения всех необходимых сведений о своей работе в волонтерскую книжку
Волонтер должен приобрести оборудование и средства индивидуальной защиты, необходимые для работы, самостоятельно
Волонтерская организация не обязана раскрывать волонтеру все свои мотивации
10. Выберите, какую материальную поддержку волонтерская организация НЕ обязана обеспечивать волонтеру:
Страхование жизни и здоровья
Возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного во время волонтерстваВозмещение стоимости сувенирной продукции мероприятия/события, на котором работает волонтер
11. Кого затрагивает принцип «не навреди», которого обязан придерживаться волонтер?
Самого волонтера, подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений
Только подопечных волонтера
Подопечных волонтера и других волонтеров
Подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений
12. Выберите верное утверждение:
Волонтер не имеет права помогать своему подопечному деньгами и подарками
Волонтер может ставить под сомнение компетенцию профессионалов учреждений, в которых он работает, если у него есть подобные подозренияВолонтер не обязан соблюдать правила пропускного режима учреждений, в которых он работает, поскольку это касается только рядовых посетителейИндивидуальный формат работы наиболее эффективен для волонтера
13. Выберите верное утверждение:
В случае если вам захочется уйти из волонтерства после первой же попытки, вспомните о долге перед обществом и важности вашей помощи
Если волонтерство вам не подошло, вероятно, вы недостаточно старались в нем разобраться
Чаще всего на ранних этапах добровольчества волонтер переживает внутренний конфликт из-за несоответствия его представлениям реальности
Физические возможности волонтера всегда важнее, чем его психологическое состояние
14. Какое из данных утверждение НЕверное?
Помните, что волонтеры в медучреждениях не занимаются медицинским уходом
Взаимодействуйте с ребенком-подопечным так, как вам хотелось бы, чтобы с вами общались в детстве
Волонтер может составить индивидуальный график посещения подопечных
Не забывайте, что подопечных необходимо регулярно жалеть и сочувствовать им
15. Какому совету стоит последовать, чтобы не выгореть в волонтерской деятельности?
Тщательно следите за своим психологическим состоянием
Сначала помогайте подопечным, а уже потом себе
Постоянно меняйте группу и сферу деятельности
Помните, что волонтерство – это непосредственная помощь, которая важнее, чем работа или учеба.
Высокий: 13 – 15 баллов
Средний: 10-12 баллов
Низкий: 10 и менее баллов
Итоговая аттестация 2-й год обучения.
1. Каким способом большинство волонтеров в России попадает в волонтерство?
По инициативе работодателя
Самостоятельно, по собственной инициативе
Через некоммерческие организации
Через образовательные учреждения
2. Выберите все признаки волонтерства:
Вне круга семьи, добровольное, нематериальное, организованное
В том числе в кругу семьи, добровольное, нематериальное, неорганизованное
Вне круга семьи, добровольное, материальное, организованное
Вне круга семьи, добровольное, материальное, неорганизованное
3. К какому типу мотивации волонтера относится возможность получить новые навыки?
4. Что не может являться мотивацией для волонтера?
Желание помочь животным
Знакомство с новыми людьми
5. Кому, как правило, помогают медиаволонтеры?
Организаторам волонтерской деятельности
6. В какой сфере волонтерства иметь профильные навыки необходимо?
Волонтерство общественной безопасности
Взаимоотношения с волонтерами могут быть только на регулярной основеВолонтер-новичок может найти через волонтерскую организацию добровольческий проект, но присоединиться к команде организации он не может
Волонтеры практически никогда не действуют в одиночку
По закону органы местного управления не могут самостоятельно привлекать волонтеров для участия в проектах
8. Вы – волонтер, отправившийся на фестиваль в другой город. Вы купили билеты на поезд на собственные средства. Можете ли вы рассчитывать на то, что волонтерская организация возместит вам расходы?
Зависит от стоимости билета
Зависит от организации
9. Вы стремитесь помочь ветеранам военных действий в Афганистане: приносить им на дом продукты, ухаживать за ними, поддерживать их в хорошем настроении. К какому виду волонтерства можно отнести ваши действия?
Волонтерство общественной безопасности
10. Вы решили стать волонтером в Центре паллиативной помощи. Каков первый этап отбора и обучения на эту позицию?
Распределение в команду
11. Вы пришли работать в медучреждение. На ваших глазах одному из пациентов становится нехорошо. Несколько лет назад вы проходили инструктаж по оказанию первой помощи, и вам кажется, что последовательность действий врача неверна. Что вы предпримете?
Сообщу своему тимлидеру, что врач может нанести пациенту ущерб
Ничего. Врач — профессионал и знает, что делать
Поговорю с руководством больницы
Вмешаюсь и предложу врачу оказать помощь иначе
12. Вы решили отправиться на станцию переливания крови и на безвозмездной основе сдать кровь, чтобы принести пользу обществу и спасти жизни. Можно ли вас считать волонтером?
Только при регулярной сдаче крови
Только если вас направила волонтерская организация
13. Вы добровольно приходите на презентацию новой благотворительной организации с целью на безвозмездной основе сделать серию фотографий и написать пост об организации в своем блоге. К какому виду волонтерства можно отнести вашу деятельность?
14. Выберите, что из этого является волонтерством:
Покупка продуктов больной матери
Транспортировка животных из приюта к ветеринару
Обязательные работы, выполняемые согласно судебному постановлениюЧтение лекции за пожертвования
15. Вы работаете в волонтерской организации и в том числе занимаетесь составлением документации. Имеете ли вы право рассказывать членам семьи про персональные сведения, которые вам попадаются в документах?
Только близким членам семьи
Только сведения из документов без грифа «секретно»
16. Вам очень хочется помогать тем, кто нуждается в помощи. Однако вы работаете полный рабочий день, и на волонтерство у вас остается всего лишь 3-4 часа в неделю. Сможете ли вы стать волонтером?
Да, этого достаточно — можно выстроить график регулярной деятельности
Да, но вы сможете заниматься лишь дистанционным волонтерством — онлайн или медиа
Нет, этого мало, нужно уделять волонтерству хотя бы 8 часов в неделю
Нет, совмещать волонтерство и работу в формате полного рабочего дня не рекомендуется.
17. Вы отправились в заповедник помогать в лечении больных птиц. К какому направлению волонтерства можно отнести вашу деятельность?
Волонтеры в музеях: зачем, как и почему?
Мы привыкли, что волонтерство, как правило, затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни — помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Все так, с подобными проблемами люди в России сталкиваются очень часто. Однако, как обстоят дела с привлечением волонтеров в сферу культуры и искусства? Насколько популярно участие добровольцев в работе музеев в России и на Западе?
Если обратиться к истории, само слово «волонтер» произошло от французского volontoire, что переводится как «доброволец», отсюда прослеживается и суть термина. Движение зародилось в США, где уже в XIX веке волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. В 1920-е годы в Европе молодые люди начали активно восстанавливать хозяйство после Первой мировой войны. С тех пор волонтерские движения распространились по всему миру и сегодня являются показателем социальной активности гражданского общества.
Наиболее активно волонтерство в России стало развиваться в середине 90-х. Новая волна интереса к волонтерской работе в России поднялась во время мирового кризиса. В 2012 году после трагедии в Крымске встал вопрос о законодательном обосновании волонтерской работы — был разработан «Закон о волонтерах», согласно которому государство будет сотрудничать с волонтерами, управлять ими и вести их учет, хотя при желании добровольцы смогут работать, нигде не регистрируясь: «запись» в волонтеры фиксируется на добровольной основе. Законопроект еще не подписан, но получил положительные отзывы от правительства и был отправлен на доработку.
Как правило, работа волонтеров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. В связи с этим, волонтеры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Подобный подход может рассматриваться как часть мотивирующей политики организации. Однако, в основе закона, регулирующего отношения волонтера и организации, становится тот факт, что работа должна быть безвозмездной. То есть музеи вынуждены реализовать ряд тех самых поощрений наперекор государственным законам, что, безусловно, тормозит развитие волонтерства в России.
В мировой практике волонтерство это путь к оплачиваемой работе, а также возможность попробовать себя в разных сферах и таким образом выбрать будущую профессию. Запись в резюме об участии в волонтерском проекте воспринимается работодателем как серьезный аргумент в пользу кандидата на вакантную должность. В России подобный подход пока что не очень распространен.
Во многих музеях вводится специальное Положение о волонтерах, которое регламентирует требования к волонтеру (быть коммуникабельным, преимущественно знание нескольких иностранных языков, знание этики и этикета) и направления его деятельности (участие в социологических исследованиях, помощь в организации мероприятий, информационное обслуживание и т.д.). Волонтер несет ответственность за свою деятельность. Так, взаимоотношения работодателя и добровольца могут быть сведены к трудовому договору. В случае нарушения волонтером принятых на себя обязательств, музей имеет право отказаться от сотрудничества.
Наиболее ярким примером приглашения волонтеров в России может выступать Государственный Эрмитаж. Музей запустил волонтерские проекты еще в 1996 году — в рамках Клуба друзей Эрмитажа добровольцы помогали сориентироваться иностранным туристам, отвечали на вопросы и привлекали посетителей в Клуб друзей. Правда тогда работа волонтеров носила временный и нерегулярный характер. В 2003 году была создана Служба волонтеров, для помощи в дни празднования юбилея Санкт-Петербурга. Начиная с этого момента добровольцы осуществляют ряд весомых для работы музея задач: организуют пресс-конференции, семинары и юбилейные мероприятия, систематизируют объекты хранения, помогают во внедрении информационных технологий, общаются с посетителями и спонсорами, ведут активную научную деятельность, участвуют в реставрации. В настоящее время в Эрмитаже работают несколько десятков волонтеров из России, Швейцарии, США, Германии, Франции, Испании, Италии и других стран. В их числе представители различных профессий: искусствоведы, журналисты, менеджеры. Сотрудничество с профессионалами позволяет Службе волонтеров осуществлять очень интересные проекты. В то же время Служба волонтеров — это, в основном, молодежная организация. Большинство ее членов — школьники и студенты. Чтобы стать волонтером в Эрмитаже, достаточно заполнить анкету и отправить ее по электронной почте, после чего нужно пройти собеседование, при обоюдном согласии подписать контракт и получить волонтерскую книжку.
В 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск» провел конференцию под названием «Волонтеры в музее», где с докладами выступали сотрудники музеев и ВУЗов, представители некоммерческих структур. Несколько тем, которые были вынесены для круглых столов: вопросы информированности, налаживание информационной цепочки «музей — волонтер — музей», права и обязанности волонтеров и их обучение, «Я — волонтер» (глубина проникновения волонтера в жизнь музея), мотивация волонтеров и мотивация сотрудников музея, а также многие другие проблемные и актуальные ситуации, дальнейшие перспективы внедрения волонтеров в структуру музея. С помощью подобных дискуссий планируется создание службы «Волонтеры музеев Санкт-Петербурга».
Различные волонтерские акции проходят и в столице. Например, в Московской области существует проект «Полезный выходной» — несколько раз в год волонтеры помогают музеям навести порядок. Музеи в ответ благодарят добровольцев за оказанную помощь, им проводят экскурсии, поят чаем или устраивают культурную программу. В акции участвуют Сергиево-Посадский музей-заповедник, мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока, Серпуховский историко-художественный музей, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей, историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово» и другие.
Активную политику в отношении привлечения волонтеров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь в музее» («Ночь музеев»), которая за 6 лет получила распространение во многих городах России. В связи с увеличением числа музеев-участников, с каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб. Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтерских проектов. По итогам проведенных мероприятий, волонтеры получают благодарственные грамоты от Департамента культуры, а также необходимые рекомендации для последующего трудоустройства.
Если обратиться к статистическим данным (журнал «Некоммерческие организации в России», статья «Добровольчество в сфере культуры», 2011 г.), можно проследить интересные закономерности, различия возрастного диапазона и мотивации среди опрошенных в России и США. Результаты социологического исследования структуры волонтерства среди московских и петербургских музеев показали, что 76,5% волонтеров — это женщины. Самая высокая доля добровольцев – 14–25-летние граждане (79%), наиболее низкая доля приходится на лиц старше 50 лет (3%). Как следствие возрастных показателей, большая часть добровольцев имеет только среднее образование (71%). Однако стоит заметить, что в анкетировании участвовали 34 волонтера, возможно из-за этого, статистика не столь компетентна.
В качестве основной мотивации для волонтерской работы российские добровольцы рассматривают получение дополнительных знаний и информации об устройстве музея (71%), возможность участия в закулисной жизни музея (65%), а также желание быть социально полезными (16%) и реализовать собственную инициативу (12%). Таким образом, получается, что волонтерство в российской сфере культуры расценивается в основном с позиций взаимовыгодного обмена, и в целом не пользуется широкой поддержкой среди населения.
Автор данного исследования параллельно проводил анкетный опрос в крупных американских музеях, таких как Метрополитен, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне. На основе случайной выборки было опрошено 250 волонтеров. Как и в российском исследовании, большинство волонтеров составляют женщины (84%), а вот дальше прослеживаются характерные различия, поскольку средний возраст добровольцев 36–50-летние американцы (59%), и лишь 8% — молодые граждане 14-25 лет. Как правило, волонтерами становятся учителя и преподаватели (48%). Доля волонтеров с дипломом о высшем образовании насчитывает 68%, большинство волонтеров имеет стабильный, высокий годовой доход, что отличается от результатов российского опроса, где у большинства имеется среднее образование (в силу специфики низкого возрастного показателя) и небольшой годовой доход. Наивысшие показатели у желания быть социально полезными (76%), реализовать собственную инициативу (72%), в то время как в России это самые низшие показатели в мотивационном отношении к волонтерской деятельности. Данные этого опроса свидетельствует об относительно низкой культуре благотворительности, недостаточном развитии гражданского общества в России. Непопулярность волонтерства в России видится в низком благосостоянии граждан, а также в отсутствии законодательных мер стимулирования труда волонтеров.
Несмотря на заключение договоров о трудовых обязательствах, работа волонтером в России не учитывается при определении трудового стажа, в отличие от США. Для развития добровольчества в отечественной сфере культуры предлагается определить механизмы стимулирования и контроля труда добровольцев. Также необходимо решить вопрос о возможности компенсации расходов добровольцев любой некоммерческой организацией и о невключении данных выплат в совокупный доход добровольца.
Также интересно посмотреть, как к волонтерской работе относятся не только в России и США, но и в Европе. Наиболее ярким примером становится Великобритания, страна, в которой огромное количество частных галерей, тематических маленьких музеев и музеев мирового значения. Институт исследований волонтерства (Institute for Volunteering Research) в 1997 и 2002 гг. опубликовал исследования, где в основе лежали статистические данные по проблематике волонтерства и роли добровольческой деятельности на примере Великобритании. Обзор данного вопроса показал, что с помощью привлечения волонтеров, музей способен расширить спектр предлагаемых услуг, и как вывод, получает дополнительную ценность. Довольно сложно охарактеризовать количество волонтеров в музеях. Сложность связана с тем, что волонтеры музеев могут попадать в различные группы: отдых, искусство, хобби и т.д. По результатам последних исследований, в Великобритании насчитывается порядка 40000 работников музеев и арт-галерей, половина из которых являются волонтерами. Исследование показывает, что маленькие музеи могут избежать финансовых трудностей только в том случае, если они активно вводят работу волонтеров. По статистике 65% волонтеров — люди старше 55 лет, и всего 10% в возрасте 18-24 лет. Похожие тенденции прослеживаются и в данных в США. Социологи, изучая данный вопрос, утверждают, что гендерный баланс, как правило, связан с тематикой музея, в исторических музеях преобладают мужчины, в художественных музеях — женщины.
Как уже было сказано ранее, оценка мотивации волонтеров играет ключевую роль при создании ситуации, в которой работа соответствовала бы их интересам и приносила пользу музею.
Анализируя данные исследования волонтерской деятельности в сфере культуры в Великобритании, можно говорить о ранжировании мотивации:
1. Функция значения: глубокие убеждения о важности помощи другим, «тем, кому меньше повезло, чем мне»
2. Функция понимания: по-новому взглянуть на вещи и оценить систему волонтерства
3. Функция карьеры: освоение новых навыков, чтобы более выигрышно смотрелось резюме
4. Социальная функция: завести полезные знакомства и новых друзей
5. «Почетная» функция: чувство собственной необходимости
6. Функция защиты: помогает работать через личные проблемы
Во многих организациях существует определенная проблема: много уделяют внимания тому, что волонтеры могут для них сделать, при этом забывая, что они сами могут сделать для своих волонтеров. Многие музеи просто вводят волонтеров в курс дела, из-за чего появляются неквалифицированные сотрудники, и как следствие, страдает сервис музея. Около 55 % охваченных музеев ответили, что привлекали волонтеров, потому что это бесплатно.Когда организация приглашает волонтеров только, чтобы сэкономить деньги, возникают проблемы.
Занимательными становятся различия между сотрудником, который получает зарплату, и волонтером. Многие посетители музеев говорят, что не чувствуют разницы между волонтерами и штатными сотрудниками. Однако, в профессиональном сообществе бытует мнение, что такими качествами, как аккуратность, пунктуальность, профессионализм, обладают только оплачиваемые специалисты. В отношениях между волонтерами и штатными сотрудниками возникает напряжение —добровольцы чувствуют, что они на более низкой ступени в рабочей иерархии, а сотрудники боятся конкуренции, считая, что волонтеры претендуют на их рабочие места или подрывают их авторитет. Во многих музеях действует политика, при которой волонтеры должны дополнять работу штатных сотрудников, а не замещать ее, высшие должности всегда занимают оплачиваемые квалифицированные специалисты.
Авторы исследования ставят акцент на том, что помимо материальных затрат на обучение волонтеров, необходим штатный персонал, который будет решать ряд задач: поддержка и обучение волонтеров, администрирование и стратегическое управление данной структурой. В Великобритании существует Форум менеджеров по волонтерству для обмена опытом в сфере волонтерской деятельности. В обязанности менеджера, курирующего работу волонтеров, входит создание атмосферы, в которой добровольцы не будут чувствовать себя недооцененными и непросвещенными — они хотели бы, чтобы их позиционировали, как уважаемых, желанных и необходимых людей. Правительство Великобритании посредством вовлечения волонтеров в работу музеев и галерей, старается задействовать людей, подверженных риску социальной изоляции. Одной из целей повсеместного введения практики волонтерской работы является максимально возможное уменьшение зависимости музеев от государственных денег.
Подытоживая вышесказанное, стоит упомянуть, что практика привлечения волонтеров в сферу культуры в России является скорее новаторством, нежели правилом. Хочется верить, что подобные тенденции, характерные для развитого общества, будут прослеживаться все чаще и приобретать глобальные масштабы, как в рамках конкретного музея, так и страны в целом.
При публикации материала была допущена ошибка и вместо Крымска был указан город Курск. Приносим наши извинения читателям и благодарим внимательных подписчиков, указавших нам на опечатку.