какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбирать для развития силы
Тестовые задания по теории физической культуры и спорта для учащихся старшего школьного возраста.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Вопросы итогового тестирования по физической культуре:
+ часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств;
— восстановление здоровья средствами физической реабилитации;
— педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств;
Основным средством физического воспитания являются :
— оздоровительные силы природы;
— тренажеры, гири, гантели, штанги, мячи;
Спорт (в широком понимании) – это:
— процесс воспитания у человека физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, а также передача специальных физических знаний;
— ) вид социальной практики людей, направленный на оздоровление организма человека и развитие его физических способностей;
+ собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в этой сфере деятельности;
Мышечный насос – это:
— сердце, которое совершает ритмичные сокращения по типу насоса, благодаря которым происходит движение крови в организме;
+ механизм принудительного продвижения венозной крови к сердцу с преодолением сил гравитации под воздействием ритмических сокращений и расслаблений скелетных мышц;
— механизм сокращения и расслабления мышц, происходящих в процессе мышечной деятельности;
Максимальное потребление кислорода – это:
+ наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе;
— количество кислорода, фактически использованного организмом в покое или при выполнение какой-либо работы за одну минуту;
— количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в различных условиях покоя или работы в одну минуту;
— приспособление функций организма к окружающей среде;
— соморегуляция обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания др.физиологических процессов, происходящих в организме;
+ постоянство внутренней среды организма человека ;
Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств, и методов физического воспитания возможностям занимающихся?
+ принцип доступности и индивидуализации ;
— принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:
Одной из задач ОФП является:
— достижение высоких спортивных результатов;
— овладение двигательными умениями и навыками, отвечающими специфики выбранного спорта или конкретной профессии
+ всестороннее и гармоничное развитие человека
Какой из факторов, определяющих риск для здоровья, наиболее весом:
— состояние окружающей среды;
К основному признаку здоровья относится:
— максимальный уровень развития физических качеств;
+ хорошая приспособляемость организма к внешним условиям жизни ;
Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:
Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы:
— тренировочные занятия 1 раз в неделю;
— ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику;
+ тренировочные занятия 3 раза в неделю;
При оздоровительной тренировке в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы величина ЧСС должна быть не ниже:
К средству восстановления организма после умственного утомления относится :
— интенсивная физическая нагрузка;
+ сочетание работы с активным отдыхом;
— тренировочные занятия играми, единоборствами;
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-678161
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбирать для развития силы
Физическая культура. Тест МЭСИ с ответами
Постоянство внутренней среды организма человека
К основному признаку здоровья относится
Хорошая приспособляемость организма к внешним условиям жизни
К средству восстановления организма после умственного утомления относится
Сочетание работы с активным отдыхом
Какой из факторов, определяющих риск для здоровья, наиболее весом
Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств, и методов физического воспитания возможностям занимающихся?
Принцип доступности и индивидуализации
Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы
Тренировочные занятия 3 раза в неделю
Максимальное потребление кислорода – это
Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе
Мышечный насос – это
Механизм принудительного продвижения венозной крови к сердцу с преодолением сил гравитации под воздействием ритмических сокращений и расслаблений скелетных мышц
Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является
Одной из задач ОФП является
Всестороннее и гармоничное развитие человека
Основным средством физического воспитания являются
При оздоровительной тренировке в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы величина ЧСС должна быть не ниже
Спорт (в широком понимании) – это
Собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в этой сфере деятельности
Способность выполнять движения с большой амплитудой называется
Часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств
Вопросы итогового тестирования по теории физической культуры
Основные понятия по теории физической культуры и здоровом образе жизни.
Просмотр содержимого документа
«Вопросы итогового тестирования по теории физической культуры»
Вопросы итогового тестирования по физической культуре:
+ часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств;
— восстановление здоровья средствами физической реабилитации;
— педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств;
Основным средством физического воспитания являются:
— оздоровительные силы природы;
— тренажеры, гири, гантели, штанги, мячи;
Спорт (в широком понимании) – это:
— процесс воспитания у человека физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, а также передача специальных физических знаний;
— ) вид социальной практики людей, направленный на оздоровление организма человека и развитие его физических способностей;
+ собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в этой сфере деятельности;
Мышечный насос – это:
— сердце, которое совершает ритмичные сокращения по типу насоса, благодаря которым происходит движение крови в организме;
+ механизм принудительного продвижения венозной крови к сердцу с преодолением сил гравитации под воздействием ритмических сокращений и расслаблений скелетных мышц;
— механизм сокращения и расслабления мышц, происходящих в процессе мышечной деятельности;
Максимальное потребление кислорода – это:
+ наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе;
— количество кислорода, фактически использованного организмом в покое или при выполнение какой-либо работы за одну минуту;
— количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в различных условиях покоя или работы в одну минуту;
— приспособление функций организма к окружающей среде;
— соморегуляция обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания др.физиологических процессов, происходящих в организме;
+ постоянство внутренней среды организма человека;
Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств, и методов физического воспитания возможностям занимающихся?
+ принцип доступности и индивидуализации;
— принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:
Одной из задач ОФП является:
— достижение высоких спортивных результатов;
— овладение двигательными умениями и навыками, отвечающими специфики выбранного спорта или конкретной профессии
+ всестороннее и гармоничное развитие человека
Какой из факторов, определяющих риск для здоровья, наиболее весом:
— состояние окружающей среды;
К основному признаку здоровья относится:
— максимальный уровень развития физических качеств;
+ хорошая приспособляемость организма к внешним условиям жизни;
Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:
Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы:
— тренировочные занятия 1 раз в неделю;
— ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику;
+ тренировочные занятия 3 раза в неделю;
При оздоровительной тренировке в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы величина ЧСС должна быть не ниже:
К средству восстановления организма после умственного утомления относится:
— интенсивная физическая нагрузка;
+ сочетание работы с активным отдыхом;
— тренировочные занятия играми, единоборствами;
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Физическая культура Тесты с ответами Темы 1-10
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Тема 1. Социально-биологические основы физической культуры (верно 5 из 6)
Какие виды трудовой деятельности различают на практике?
Какая мышца сокращается самопроизвольно?
В чем проявляется утомление?
Ощущается прилив сил
+Уменьшается сила и выносливость мышц
Какие органы входят в выделительную систему?
Какие виды деятельности относятся к ациклическим физическим упражнениям?
Езда на велосипеде
В каких клетках крови находится гемоглобин?
Тема 2. Основы здорового образа жизни
Что является компонентами здорового образа жизни?
Прием энергетических коктейлей
Походы в ночной клуб
+Правильное питание и режим дня
+Физические нагрузки и отказ от вредных привычек
Какие продукты необходимо употреблять ежедневно?
+Овощи, фрукты и мясные продукты
+Каши и молочные продукты
Что является вредными привычками?
+Прием алкоголя и наркотиков
Прогулки за городом
+Состояние физического, духовного и социального благополучия
Тема 3. Виды двигательной активности для сохранения здоровья
Какое влияние оказывает двигательная активность на организм?
+Повышает жизненные силы и функциональные возможности
+Позволяет больше расходовать калории для поддержания оптимального веса
Понижает выносливость и работоспособность
Уменьшает количество лет
Каких правил рекомендуют придерживаться в процессе занятий?
Долго отдыхать после каждого упражнения
Пополнять растраченные калории едой и напитками
+Больше активно двигаться
+Правильно сочетать нагрузку и интервалы отдыха по пульсу
Назовите преимущества занятий оздоровительной ходьбой:
Быстрое достижение оздоровительного эффекта
Монотонность занятий ходьбой
+Можно заниматься в любом возрасте
+Легко дозировать нагрузку по самочувствию
Какой вид физической активности наиболее доступен начинающим?
Тема 4. Циклические упражнения в оздоровительных целях
Какую пользу приносят занятия циклическими видами?
Повышают силовые способности
Увеличивают количество жировой ткани
+Улучшают потребление организмом кислорода
+Увеличивают эффективность работы сердца
Что является главным на начальном этапе тренировки в оздоровительной ходьбе и беге?
+Время пребывания на дистанции
+Подбор правильной обуви
Продолжительность ходьбы для достижения оздоровительного эффекта
Какой темп ходьбы уже требует волевых усилий?
+120-140 шагов в минуту
Не более 80 шагов в минуту
80-100 шагов в минуту
Какой временной интервал рекомендуется выдерживать между плотным приемом пищи и началом беговых упражнений?
Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
задачи
Воспитание спортсменов массовых разрядов
Воспитание спортсменов высших разрядов
+Гармоничное развитие личности
Каковы задачи мышечной релаксации?
Увеличение длины мышечных волокон
Увеличение толщины мышечных волокон
+Выведение продуктов распада из работавших мышц
Что является основными задачами специальной физической подготовки (СФП)?
+Совершенствование физических качеств, характерных для данного вида спорта
+Преимущественное развитие двигательных навыков, необходимых для совершенствование данного вида спорта
Из каких частей состоит учебно-тренировочное занятие?
Какие приемы можно использовать для расслабления мышц?
+Сочетающие расслабления одних мышц с напряжением других
+Произвольное расслабление отдельных мышц
Удары по напряженной мышце
Тема 6. Двигательная активность в течение дня
Какую пользу приносит утренняя гимнастика?
Снижает активность физического состояния
+Способствует усилению кровообращения и обмена веществ
Как правильно дышать при выполнении упражнений?
Не обращать внимания на дыхание
+Сочетать дыхание с движением рук, ног, туловища
Сколько раз рекомендуется повторять каждое упражнение утренней гимнастики?
С каких упражнений следует начинать утреннюю гимнастику?
Упражнения для спины и брюшного пресса
Упражнения на гибкость
+Упражнения типа «потягивания», дыхательные упражнения
+Ходьба на месте с цельюактивизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Назовите основные принципы «Волевой гимнастики
Ни о чем не думать
Повторять упражнение всего 2 раза
+Сознательно напрягать соответствующие мышцы
+Имитировать преодоление того или иного сопротивления
Тема 7. Общеразвивающие физические упражнения
Определите классификацию упражнений по анатомическому признаку
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития качества силы
+Упражнения для мышц ног
+Упражнения для туловища (спины и брюшного пресса)
Назовите основные упражнения для развития мышц туловища (спины и брюшного пресса):
+Поднимание верхней части туловища в положении лежа на спине
+Поднимание ног и таза лежа на спине
Подтягивание в висе на перекладине
Назовите базовые упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса
Поднимание ног и таза лежа на спине
Повороты и наклоны туловища
+Подтягивание в висе на перекладине
Назовите базовые упражнения для развития мышц ног
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Подтягивание в висе
Тема 8. Упражнения для активного отдыха
Для устранения отрицательных последствий от длительного пребывания в сидячем положении рекомендуется соблюдать следующие правила
сидеть так, чтобы колени располагались значительно выше бедер
стараться не двигаться в течение нескольких часов
+сидеть неподвижно не более 20 минут
+держать спину и шею ровно
Чем является динамическая физкультурная минутка для работников умственного труда?
Средством развития физических качеств
Средством, способствующим снижению возбудимости ЦНС и анализаторных систем, снятию резко выраженных нервно-эмоциональных состояний
+Средством повышения работоспособности
+Средством, способствующим нормализации мозгового и периферического кровообращения
Что рекомендуется делать для снятия напряжения, длительное время работая за компьютером в положении сидя?
+ Выполнять упражнения для снятия напряжения глаз
+ Выполнять упражнения на растягивание и расслабление мышц
Подвинуть ближе монитор компьютера
Назовите правила правильного положения при сидении на стуле
+Держать верхнюю часть спины и шею прямо
+Чаще менять положение ног
Сидеть, закинув ногу за ногу
Сидеть долго в одном положении
Тема 9. Закаливание как одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни
При первых обливаниях рекомендуется использовать воду с температурой
+30С, в дальнейшем повышая температуру воды
+50С, в дальнейшем снижая температуру воды
+50С, в дальнейшем повышая температуру воды
+ +30С, в дальнейшем снижая температуру воды
Какие факторы влияют на закаливающий эффект воздухом?
В чем выражается принцип систематичности использования закаливающих процедур?
Закаливать организм следует:
в зависимости от режима дня
от 2 до 5 раз в год
+без длительных перерывов
Какая рекомендуется последовательность закаливающих процедур:
Контрастный душ, обливание, прогулки на воздухе
Обтирание снегом, воздушные ванны, купание в проруби
+Прогулки на воздухе, душ, закаливание в парной
+Воздушные ванны, обтирание, обливание
Назовите виды воздушных ванн:
Тема 10. Основы рационального питания
Какую пищу называют «органической», «живой»?
Какие продукты вызывают избыточный вес?
+Жареные и жирные блюда
При каких условиях вес человека будет стабильным?
+При получении количества энергии равной расходуемой
+При ежедневных активных занятиях спортом
При получении недостаточного количества калорий
При получении с пищей больше энергии, чем организм может использовать
Назовите продукты с низким гликемическим индексом?
Какие продукты имеют большую энергетическую ценность?
Конспект лекции по ОУД.06 Физическая культура на тему » Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями» (3 курс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым
«Ялтинский медицинский колледж»
по дисциплине: «Физическая культура»
На тему: «Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями»
Выполнила: Новохатская М.С.
Преподаватель физического воспитания
1.1. Утренняя гимнастика
1.2. Упражнения в течение учебного и рабочего дня (физкультпауза)
1.3. Самостоятельные тренировочные занятия
1.4. Атлетическая гимнастика
1.5. Оздоровительный бег
1.6. Программа занятий К. Купера (1970).
1.7. Программа занятий С. Розенцвейга (1982).
1.8. Программа занятий Р. Гиббса (1981)
1.9. Программа занятий А. Астранда и К.Родала (1970).
2. Ритмическая гимнастика
4. Использование метода самоконтроля, функциональных проб при планировании занятий физическими упражнениями
1.1. Утренняя гимнастика
1.2. Упражнения в течение учебного и рабочего дня (физкультпауза)
1.3. Самостоятельные тренировочные занятия
При тренировочных занятиях (продолжительность 60 или 90 мин) можно ориентироваться на следующее распределение времени по частям занятий: подготовительная 15-20 (25-30) мин, основная 30-40 (45-55) мин, заключительная 5-10 (5-15) мин.
В практике проведения самостоятельных тренировок наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными прогулками. В последнее время растущей популярностью стали пользоваться ритмическая гимнастика (аэробика) и шейпинг.
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис сказывают разностороннее воздействие на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и координацию движений. Для того чтобы тренировки оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила:
— Увеличивать продолжительность и нагрузки на занятиях постепенно.
— До начала игр проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин.), общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре.
— Соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности, обращая внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.
1.4. Атлетическая гимнастика
1.5. Оздоровительный бег
1.5.2. Личная гигиена.
1.6. Программа занятий К. Купера (1970).
1.7. Программа занятий С. Розенцвейга (1982).
Прежде чем приступить к занятиям оздоровительным бегом по предлагаемой программе, австралийский доктор Рассел Гиббс рекомендует выполнить тест ходьбы. С помощью этого теста определяют, сколько минут (мах. 10) человек способен быстро идти по ровной местности, не ощущая усталости. Если новичок не в состоянии пройти 5 мин., занятия следует начинать соответственно программе.
У Гиббса все занятия подразделяются на программы 16-ти недель, перед каждым занятиям нужно выполнить разминку, используя упражнения на гибкость.
Особое внимание уделяется разминке икроножных мышц, голеностопных суставов и мышц передней поверхности бедра. Вначале заниматься следует через день, доводя число занятий до 5-6 раз в неделю.
2. Ритмическая гимнастика
Оказывает разностороннее влияние на организм: повышает возможности сердечно- сосудистой системы, развивает гибкость, силу и координацию движений, улучшает фигуру и осанку. Комплексы ритмической гимнастики можно выполнять дома под современную темповую танцевальную музыку, лучше перед зеркалом.
Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении тренировочных занятий.
В отличие от мужского организма, женский характеризуется менее прочным строением костей, меньшим общим развитием мускулатуры тела, более широким тазовым поясом и более мощной мускулатурой тазового дна. Для здоровья женщин большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов.
3. Планирование самостоятельных занятий
Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки необходимо проведение ряда мероприятий укрепление цели занятий. Целью могут быть: укрепление здоровья, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности и др.
Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроцикл тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленность, полученных в процессе занятий.
Определение и изменение содержания, организации, методики и условий занятий, применяемых средств тренировки – все это необходимо для достижения наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый контроль с записью данных в личный дневник самоконтроля.
Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируется: количество проведенных тренировок в неделю, в месяц, год, выполненный объем и интенсивность тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях. Анализ показателей текущего учета позволяет проверить правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.
Итоговый учет осуществляется в конце периода или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Этот учет предполагает составление данных состояния здоровья и тренированности, а также данных объема тренировочной работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количестве км легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.
4. Использование метода самоконтроля, функциональных проб при планировании занятий физическими упражнениями
Физическая подготовленность человека является немаловажным фактором при разработке комплекса самостоятельных физических упражнений, так как, зная тренированность и функциональное состояние занимающегося, можно скорректировать самостоятельные тренировки в сторону увеличения продолжительности и интенсивности упражнений, либо наоборот. По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.
Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого человека нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100 – при росте 165-175 см и 110 при более высоком росте.
Весоростовой показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин – 360-405г/см, для мужчин – 380-415г/см.
Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах). Показатель ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55-60 у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.
Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧЧС). Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечнососудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав глубокий вдох (80-90% максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Средним показателем считается время задержки дыхания на 60с. У тренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. При заболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35с.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем считается время задержки дыхания на выдохе до 30с. При заболеваниях органов дыхания, кровообращения, после инфекционных и других заболеваний, а также в результате перенапряжения и переутомления, когда ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе уменьшается.
Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающихся отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4 минуте подсчитывается ЧЧС за 15 секунд с пересчетом на 1 минуту (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседания вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 секунд с пересчетом на минуту. Увеличение ЧЧС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично – 20 и менее, хорошо 21-40, удовлетворительно – 41-65, плохо – 66-75, очень плохо – 76 и более.
На основе систематического наблюдения за состоянием здоровья и самочувствием, можно умело регулировать закаляющие нагрузки, вносить в намечаемые упражнения необходимые коррективы. Наблюдения желательно проводить ежедневно – в одни и те же часы, лучше утром. Полезно завести дневник самоконтроля, куда следует заносить полученные данные.