какую форму правления установила хартия 1814 года
51. ЛЕГИТИМНАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1814 г.
51. ЛЕГИТИМНАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1814 г.
После краха империи Наполеона I в 1814 г. во Франции была реставрирована монархия Бурбонов. Реставрация осуществлялась на почве временного компромисса между дворянством, желавшим сохранить остатки феодального строя, и верхушкой буржуазии, стремившейся сохранить богатства и преимущества, полученные в ходе революции и правления Наполеона. Политическим выражением реставрации являлась октроированная королем (изданная единолично монархом, как бы дарованная им народу) Хартия 1814 г. Она установила во Франции конституционную монархию. В Хартии содержались ссылки на «божественное провидение» и декларировалось, что «вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля». Прежде всего, Хартия подчеркивала невозможность передела собственности: «Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной» В Хартии нашли свое выражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати о недопустимости преследования за политическую деятельность.
Исполнительная власть осуществлялась королем (он назначал министров), а законодательная – делилась им с палатой пэров и палатой депутатов. Законодательная инициатива принадлежала только королю (осуществлялась путем издания королевских ордонансов). Монарх утверждал и обнародовал законы, от его имени осуществлялось правосудие, им же назначались судьи. Несмотря на это, нельзя было говорить о восстановлении королевского абсолютизма дореволюционного образца. Палата пэров целиком назначалась королем, пэры могли быть как пожизненными, так и наследственными. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Король созывал палаты на сессию, мог объявлять перерывы в их работе, распускать палату депутатов. Избирательное право носило «сверхцензовый» характер. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет. уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (таковых было не более 15 тыс. человек). От депутата требовалось достижение 40 лет, уплата прямого налога в 1 тыс. франков (таких лиц на всю страну набиралось не более 5 тыс.). Таким образом, в выборах участвовала лишь аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывал Людовик XVIII Вместе с тем «легитимная монархия» Бурбонов сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.
После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. произошла «вторичная» реставрация монархии и власти стали проводить политику полного восстановления абсолютизма. В 1820 г. был принят Закон «О двойном вотуме», который предоставлял право крупным налогоплательщикам иметь два голоса при выборах в палату депутатов. Закон о выплате эмигрантам, потерявшим в ходе революции земли, компенсации, вызвал недовольство королевской политикой. Правительство Карла X было свергнуто в июле 1830 г. Карл X бежал из Франции, престол был передан герцогу Луи Филиппу Орлеанскому. Государственный строй Франции после июльской революции – «июльская монархия».
Читайте также
Эпилог Великая хартия вольностей
Эпилог Великая хартия вольностей Тем временем в Англии возмущение политикой Иоанна достигло критической точки. Его новые налоги (а также налоги Ричарда до него) порождали брожение среди простого люда. Например, некий Вильгельм Фицосберт произносил подстрекательские
Глава XV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ
Глава XV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ Характер принца, взошедшего на английский трон и ставшего хозяином Нормандии, Анжу, Турени и Мена, претендентом на Бретань и наследником королевы Элеоноры Аквитанской, был уже хорошо известен. Ричард воплощал в себе те достойные
Глава четвертая Атлантическая Хартия
Глава четвертая Атлантическая Хартия Во время одной из наших первых бесед президент Рузвельт сказал мне, что, по его мнению, было бы хорошо, если бы мы составили совместную декларацию, излагающую некоторые общие принципы, которые должны направлять нашу политику по общему
Европейская хартия (Шарлоттенбургская декларация)
Европейская хартия (Шарлоттенбургская декларация) Учитывая, что вражеские силы обнаружили сегодня свои военные планы, имеющие целью лишь разрушение, руководство рейха, вместе с правительствами дружественных держав — Норвегии, Эстонии, Латвии, Дании, Богемии-Моравии,
Великая хартия вольностей
Великая хартия вольностей Большинство статей Великой хартии вольностей (Magna Carta Libertatum) отражало интересы баронов и церковных феодалов. Король обязался соблюдать свободу церковных выборов; обещал не брать со-своих непосредственных вассалов больших поборов, чем
«Великая хартия вольностей»
«Великая хартия вольностей» В хартии 63 статьи. Первая и последняя статьи представляют собой подтверждение привилегий, полученных в предшествующий период церковью. Основная масса статей (30) защищает интересы духовных и светских феодалов, 7 статей отражают интересы
Великая хартия вольностей, 1215 г.
Великая хартия вольностей, 1215 г. Иоанн примирился с папой, объявив Англию фьефом папского престола (1213 г.), но договориться с остальными врагами было гораздо сложнее. Попытки Иоанна вернуть захваченные наследственные владения во Франции закончились поражением при Бувине
Генеральский заговор или легитимная военная оппозиция?
Генеральский заговор или легитимная военная оппозиция? В свое время А. Г. Тартаковский квалифицировал создавшуюся ситуацию как генеральский заговор против Барклая[336]. Да, безусловно, многие демарши военной оппозиции против главнокомандующего 1-й армией проводились в
ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ
ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ Тираническое правление Иоанна Безземельного вызвало к жизни один из величайших документов в истории человечества — Великую хартию вольностей (Magna Carta). Возможно, несколько преувеличивая, государственные деятели и историки считают, что
Легитимная пустота
Легитимная пустота Итак, начнем с фундаментальной проблемы Виктора Януковича и Партии регионов. Причем это не просто проблема, а проблема в квадрате, так как ни украинский президент, ни его соратники до сих пор не смогли осознать ее значимость. И это делает ее для них
52. ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1830 г.
52. ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1830 г. В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию, в основном воспроизводившую Хартию Людовика XVIII (1814 г.), с учетом новых капиталистических реалий Несколько уменьшились полномочия короля, например право законодательной инициативы получили также
Великая хартия вольностей
Великая хартия вольностей Усиление централизаторских устремлений короны противоречило сословной обособленности английского общества, в особенности социальной позиции духовных и светских пэров. Случайное ослабление королевской власти (правление бессильного
Франция в период реставрации Бурбонов (1814–1830) и июльская революция 1830 г. Июльская монархия (1830–1848) (гл. 4–5)
Франция в период реставрации Бурбонов (1814–1830) и июльская революция 1830 г. Июльская монархия (1830–1848) (гл. 4–5) Классики марксизма-ленинизма Энгельс Ф. Закат и близость падения Гизо. — Позиция французской буржуазии. — Марке К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4.Энгельс Ф¦ Правительство и
Генеральский заговор или легитимная военная оппозиция?
Хартия 1814 года
Хартия 1814 года — конституция Франции, дарованная королём Людовиком XVIII после вступления на престол в результате реставрации Бурбонов.
Содержание
История
В 1814 году после отречения Наполеона во Франции было сформировано Временное правительство из 5 сенаторов. На престол был призван король Людовик XVIII, брат казнённого Людовика XVI. Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королём. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал собственный вариант конституции — королевскую Хартию, устанавливавшую в стране конституционную монархию.
Содержание Хартии
Хартия была составлена из обращения короля и нескольких разделов, регулирующих основные положения государственного устройства.
Все французские граждане объявлены равными перед законом независимо от их званий и титулов. Хартия провозгласила свободу вероисповедания, однако римско-католическая церковь получила статус государственной религии. Свобода слова и печати допускалась, но в Хартии была специально оговорена возможность законодательного ограничения этой свободы в случае злоупотреблений. Все дореволюционные титулы восстанавливаются в силе; титулы, полученные после революции, также сохранены за своими обладателями.
Личность короля объявлена священной и неприкосновенной. Король является главой государства, верховным главнокомандующим вооружёнными силами и обладает всей полнотой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит королю и двухпалатному парламенту, состоящему из палаты пэров и палаты депутатов. Король обладает правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов. Каждый закон должен быть принят большинством обеих палат для того, чтобы вступить в силу.
Палата пэров формируется королём без каких-либо ограничений: суммарное количество пэров может быть любым, титул пэра может стать пожизненным или наследственным. Принцы и члены королевской семьи являются пэрами по праву рождения. Минимальный возраст, необходимый для участия в заседаниях палаты, равен 25 годам, а право голоса даётся после достижения 30 лет. Все заседания палаты пэров являются секретными.
Палата депутатов избирается электоральными коллегиями в порядке, установленном законом. Срок полномочий каждого депутата — 5 лет, при этом электоральный цикл должен быть организован так, чтобы ежегодно переизбиралась 1/5 часть всей палаты. Для того, чтобы быть избранным в палату депутатов, необходимо достичь возраста 40 лет и платить не менее тысячи франков прямых налогов; для участия в выборах депутатов в качестве избирателя необходимо достичь возраста в 30 лет и платить не менее 300 франков прямых налогов. Заседания палаты являются открытыми, однако всякое заседание может быть объявлено секретным по запросу группы из не менее чем 5 депутатов.
Источником правосудия является король. Он обладает правом назначать пожизненных судей, а также правом помилования. Все положения действующего Гражданского кодекса, не противоречащие Хартии, остаются в силе.
Хартия представляет собой текст компромисса, возможно, прощения, сохраняет многочисленные приобретения времен Французской революции и Империи, одновременно восстанавливая династию Бурбонов. Его название «конституционная хартия» служит доказательством компромисса, термин «хартия» относится к Ancien Régime («старое правило»), а «конституционный» указывает на революционные намерения. Однако Хартия устанавливает ограниченную монархию в отличие от конституционной монархии, реализуя режим, в котором доминирует сам король, объявляя его главой государства.
СОДЕРЖАНИЕ
Характер хартии
Редакционный комитет
18 мая 1814 года Людовик XVIII создал редакционный комитет, назначив его двадцать два члена. Опасаясь Талейрана, он решил не включать его, хотя последний сыграл ключевую роль в конституции от 6 апреля.
22 мая комиссия провела свое первое заседание в Дамбре, которое длилось шесть дней. 26 мая комиссия предложила свой проект частному адвокату, который его одобрил.
Публичное право Франции
Тем не менее концепция судебного надзора за конституционностью законодательства не получила развития, и ответственность за защиту этих прав лежит на законодательном органе, а не на судах. Свобода прессы, в частности, впоследствии была ограничена жесткими законами о цензуре прессы, которые были сочтены нарушающими дух Хартии.
Содержание Устава
Король и его министры
Король занимал центральное положение в соответствии с Хартией 1814 года.
Хартия провозгласила, что король является главой государства и главой исполнительной власти: король назначал государственных должностных лиц, издавал указы и постановления, необходимые «для исполнения законов и безопасности государства», командовал армией и флотом, объявил войну, и заключили «договоры о мире, союзе и торговле» (статьи 13 и 14).
Кроме того, король имел большое влияние на законодательную власть, поскольку он обладал исключительным правом представлять законопроекты в парламент (статья 16), а также правом давать или не одобрять законы, принятые парламентом (статья 20). Король созвал и приостановил парламент и имел право распустить Палату депутатов и назначить новые выборы (статья 50). Король также назначил членов Палаты пэров (статья 27).
В судебной сфере король назначал судей (статья 57) и имел право помиловать (статья 67).
Палаты
Палата пэров назначалась королем и могла состоять как из потомственных аристократов, так и из пэров, получивших дворянский титул в знак признания государственной службы (статья 27). Количество пэров было неограниченным, а это означало, что король мог в любой момент увеличить их количество. В дополнение к своей законодательной и совещательной роли Палата коллег также действовала в качестве специального суда для рассмотрения дел об импичменте (статья 55) и по делам о «государственной измене и посягательствах на безопасность государства» (статья 33). В течение периода Наполеоновской сотни дней действие Хартии было приостановлено только для того, чтобы вновь вступить в силу после отречения Наполеона в 1815 году. Все 29 пэров, назначенных в 1814 году, были отстранены от власти после отречения Наполеона за союз с ним. Новые коллеги были назначены в августе того же года, при этом большая часть ранее удаленных сотрудников была восстановлена в последующие годы, хотя и в более низком ранге.
Члены обеих палат пользовались определенными парламентскими привилегиями, включая иммунитет от ареста (статьи 34 и 52). Председатель (спикер) Палаты депутатов был назначен королем из списка из пяти членов, представленного Палатой (статья 43), в то время как Палата пэров возглавлялась канцлером Франции, должностным лицом, назначенным королем. (Статья 29).
Для принятия закона необходимо согласие обеих палат. Не было положения о совместных заседаниях или других конституционных средствах разрешения разногласий между палатами. Предлагаемые законы (законопроекты) могли быть инициированы королем в любой палате, за исключением законов о налогах, которые должны были быть инициированы в палате депутатов (статья 17).
Конституционная, но не парламентская монархия
В этом отношении Хартия не отличалась от других конституционных документов своего времени (даже в Великобритании, где ответственность министров перед парламентом была установлена в восемнадцатом веке, она оставалась на чисто условной основе). Таким образом, перед либеральными элементами французской политики эпохи Реставрации стояла задача разработать конвенцию о парламентском правительстве, в соответствии с которой: (i) король действовал бы только по совету своих министров и (ii) министров, хотя официально назначенный королем, будет выбран из числа лидеров большинства в парламенте и должен будет уйти в отставку, если они потеряют доверие парламента. Из-за узкого избирательного права, доминирования реакционной партии « Ультра » и личного вмешательства короля эти условности не получили развития в период 1814–1830 годов. Таким образом, хотя монархия в соответствии с хартией была конституционной, она так и не превратилась в действительно парламентскую систему правления.
Статус и поправки
Какую форму правления установила хартия 1814 года
Государственное устройство Франции в 1814 году. Конституционная Хартия 1814г.
Особенности политического режима во Франции после восстановления на троне династии Бурбонов были обусловлены глубоким идейным расколом в обществе. Численно преобладала «нация народного суверенитета», воспитанная на либеральных и демократических идеях революции. Однако, сравнительно немногочисленные эмигранты, как правило из среды дворян и духовенства, стремились реставрировать старый порядок.
Людовик XVIII ко времени восшествия на престол своих предков был пожилым и больным человеком, согласным на политические и социальные компромиссы во имя гражданского мира. Такая позиция находила поддержку не только в либеральных кругах Франции, но и среди лидеров держав-победительниц, заинтересованных в политической стабильности страны, от которой в течение 20 лет исходили угрозы безопасности европейским монархиям.
Государственно-правовой формой указанного компромисса стала конституционная Хартия 1814 г. Людовик XVIII отверг как излишне радикальный проект Конституции, представленный ему от имени наполеоновского Сената. Авторы проекта, исходя из признания принципа народного суверенитета, полагали, что король призывался свободной нацией занять престол, а потому он должен был присягнуть на верность Конституции, одобренной «французами». Король предпочёл октроировать (пожаловать) основной закон для своих подданных. Тем самым, он отказался признать революционный принцип народного суверенитета, однако, сам факт принятия писаной Конституции свидетельствовал о необратимых переменах, которые произошли во Франции.
Содержание Хартии 1814 г. отвечало задачам установления компромисса между «нацией революции» и эмигрантами. Сочувствие последних должна была вызвать Преамбула, в которой закреплялся легитимный принцип власти: источником прерогатив короля признавалось божественное провидение, личность монарха объявлялась священной и неприкосновенной. Однако первый же раздел Хартии, названый «Публичные права французов», заставлял скорее вспомнить о документах революционной эпохи. В нем провозглашались принципы гражданского равенства всех французов (в частности, равенства перед законом, в налогообложении и профессиональной деятельности), предоставлялись гарантии личных свобод, свободы печати, мнения, вероисповедания. Правда, католическая церковь сохранила за собой статус государственной.
В Хартии подтверждались права собственников, включая приобретателей национальных имуществ. Прежние владельцы могли получить лишь то имущество, которое не было продано. В Хартии 1814 г. содержались гарантии амнистии участникам революции, политическим деятелям эпохи Консульства и Империи. Старое и новое имперское дворянство сохранили свои титулы, однако, система сословных привилегий дореволюционной Франции не была восстановлена.
Система государственной власти, закрепленная Хартией, содержала черты заимствования политического строя Англии, основанного на исторически сложившемся компромиссе между «короной» и «народом», представленным парламентом. Законодательный корпус Франции был двухпалатным. В верхней палате заседали лица, получившие от монарха титул пэра пожизненно или с правом передачи титула по наследству. С согласия короля в заседаниях палаты пэров могли принимать участие принцы крови. Эта палата обладала и функциями высшего суда: ею рассматривались самые тяжелые государственные преступления.
Палата депутатов избиралась населением сроком на 5 лет с ежегодным переизбранием 1/5 ее состава. Предусматривались высокие имущественный и возрастной цензы как для избирателей (300 франков ежегодной уплаты налогов, 30-летний возраст), так, в особенности, для депутатов (1000 франков, 40 лет). Эта мера, призванная не допустить влияния на законодательную власть демократических слоев общества, крайне сужала число лиц, обладавших правом участия в политической жизни страны. Количество избирателей 30-миллионной Франции в эпоху Реставрации не превышало 110 тыс. (и даже снизилось до 89 тыс. к 1827 г.), а депутатами могли стать лишь немногим более 17 тыс. французов.
Парламент не обладал правом законодательной инициативы, он лишь обращался королю с просьбой представить законопроект, который после обсуждения принимался или отвергался палатами.
Король, согласно Хартии, признавался главой государства. От его имени осуществлялось правосудие. Кодексы империи были сохранены. Король назначал судей, которые сохраняли должности пожизненно. Глава государства собирал и распускал парламент, обладал законодательной инициативой, издавал и обнародовал законы. Он был главнокомандующим армией, осуществлял внешнюю политику, обладал правом амнистии. Король возглавлял систему исполнительной власти в стране, назначал министров и принимал их отставку. Следуя английскому примеру тесного взаимодействия исполнительной власти с законодательной, министрам было позволено участвовать в деятельности парламента. Хартией предусматривалась ответственность министров перед парламентом, но форма этой ответственности не была четко определена. Фактически судьба министерства зависела от воли монарха. Режим Реставрации сохранил административную систему и территориальное управление наполеоновской империи.
История Франции:
История Франции: полный курс
Попытки возврата Старого порядка. Реакция (1814-1816)
Внутренняя двойственность Хартии, объяснявшаяся поиском компромисса между сторонниками Старого порядка и новой Франции, делала неизбежным различное толкование конституционного закона противоборствовавшими политическими силами. В 1814–1816 гг. политическая инициатива оказалась в руках бывших эмигрантов, признанным лидером которых являлся брат короля – граф д’Артуа. К этому принцу, а также герцогине Ангулемской, дочери казненного Людовика XVI, в полной мере относится характеристика, данная Талейраном Бурбонам: «Они ничего не забыли и ничему не научились».
Крайней степени непримиримости агитация ультрароялистов достигла после их повторного возвращения из эмиграции, вызванной эпопеей «100 дней» Наполеона. Начались массовые расправы над участниками революции и бонапартистами. Чрезвычайные трибуналы вынесли более 10 тыс. обвинительных приговоров за политическую деятельность. В департаментах, в особенности на юге Франции, происходили массовые погромы и убийства противников Бурбонов и протестантов. Католицизм становился идеологией реставрации старого порядка. В страну вернулись члены ордена иезуитов. Велась тщательная «чистка» администрации, кадрового состава армии и преподавательского корпуса от инакомыслящих.
Подавленность и растерянность общества после нового военного поражения Франции и в условиях наступления реакции сказалась на результатах выборов в палату депутатов в 1815 г. На 2/3 нижняя палата парламента оказалась составленной из ультрароялистов, главным образом из среды провинциального дворянства, настроенного наиболее реакционно.
Реакционно настроенные депутаты настаивали на продолжении политических репрессий, на предоставлении высших должностей преимущественно выходцам из «старого» дворянства, на обеспечении ведущего положения в государстве католической церкви. Они предлагали монарху позволить церкви во Франции владеть недвижимостью, вернуть духовенству функцию регистрации актов гражданского состояния и контроль над просвещением. Настроения депутатов казались излишне реакционными даже королю и назначенным им министрам.
Ультрароялисты требовали отставки кабинета умеренного роялиста герцога Ришелье, который во время своей эмиграции занимал должности градоначальника Одессы, Новороссийского генерал-губернатора и зарекомендовал себя как прекрасный администратор, опиравшийся на здравый смысл, чуждый политиканству.
Людовик XVIII назвал палату этого созыва «бесподобной» и распустил ее. В результате выборов, состоявшихся осенью 1816 г., ультрароялисты утратили большинство в палате депутатов, где наряду с ними сформировались либеральные фракции конституционалистов и «независимых». Конституционалисты, ведомые философом П. – П. Руайе-Колларом и историком Ф. Гизо, были приверженцами политической системы, созданной Хартией 1814 г. Они полагали, что в этом конституционном документе содержатся необходимые гарантии свободы и порядка, а задачу либералов видели в том, чтобы поддерживать Людовика XVIII и его министров в борьбе против реакционных притязаний ультрароялистов.
Лидеры «независимых» – политический писатель Б. Констан, видный участник Войны за независимость в США и французской революции Ж. – М. Де Лафайет, банкир Лаффит, генерал Фуа – настаивали на более решительных мерах с целью обеспечения свободы и других естественных прав, провозглашенных в Декларации человека и гражданина 1789 г. «Независимые» полагали возможным заменить на троне династию Бурбонов младшей ветвью правящего дома Франции во главе с герцогом Орлеанским.
С осени 1816 г. до начала 1820 г. либералы вели за собой палату депутатов, их лидеры Ж. Дессоль, Э. Деказ возглавляли правительственные кабинеты. В 1817 г. был принят избирательный закон, выгодный либералам. Избирательные комиссии переносились в крупные города из окружных центров, что существенно ослабило влияние поместного дворянства на процедуру голосования.
Противоборство ультрароялистов и либералов во Франции в 1818-1825 г.г.
Военная реформа Франции 1818 г. упраздняла привилегии аристократии при получении офицерского звания и продвижении по службе. Армия формировалась путем сочетания принципа добровольного вступления на службу с рекрутским набором. Закон о свободе печати позволил, наконец, реализовать положение статьи 8 Хартии, гласившей: «Французы имеют право обнародовать и печатать свои мнения, сообразуясь с законами, которые должны преследовать злоупотребления этой свободой». Предварительная цензура для рукописей книг и газет отменялась. Осудить издателей и авторов печатной продукции был вправе только суд присяжных. Однако, высокая сумма залога, требуемая с издателя, делала невозможным существование демократической прессы. Готовились либеральные законы о местном самоуправлении, о гарантиях свободы личности, о суде присяжных.
Успехи либералов тревожили не только ультрароялистов, но и окружение Людовика XVIII, проводившего политику «золотой середины». Решающим событием в процессе смены правительственного курса стало убийство 13 февраля 1820 г. сына графа д’Артуа, герцога Беррийского, совершенное фанатиком Лувелем.
Король более не считал возможным сопротивляться давлению ультрароялистов. Либеральное правительство было отправлено в отставку. Избирательный закон 1821 г. (так называемый, закон о «двойном вотуме») значительно расширил представительство крупных землевладельцев в палате депутатов. Была восстановлена предварительная цензура печати, вводилась практика исключительных законов, нарушавших свободу личности. В 1823 г. французская армия подавила революционное восстание в Испании, восстановив на троне Фердинанда VII.
Выборы 1824 г. принесли успех ультрароялистам. Их лидер, граф де Виллель, возглавлявший правительство с 1821 г., сумел провести закон об увеличении срока депутатских полномочий с 5 до 7 лет и об упразднении практики ежегодного переизбрания части депутатов, что заставляло считаться с изменениями общественного мнения.
Победа реакции была закреплена вступлением на престол после кончины Людовика XVIII в 1824 г. графа д’Артуа под именем Карла X. Новый монарх был искренним приверженцем ценностей старого порядка и получил прозвище «короля эмигрантов». Желая подчеркнуть божественное происхождение своей власти и исторические права Бурбонов на трон Франции, Карл X восстановил древнюю традицию коронации в Реймском соборе.
Согласно закону «О святотатстве» (1825) наказанию вплоть до смертной казни подвергались лица, осквернявшие предметы религиозного культа. В угоду клерикалам власть покушалась на светский характер правосудия.
В 1825 г. был принят закон о выплате денежной компенсации бывшим эмигрантам, потерявшим имущество в эпоху Революции. С этой целью на деньги налогоплательщиков был создан компенсационный фонд в размере 1 млрд. франков. Отношение к закону в обществе не было однозначным. Приобретатели национальных имуществ получили важные гарантии своих собственнических прав. Но большая часть населения была возмущена тем, что собранными путем увеличения налогового бремени средствами воспользовалась, главным образом, высшая знать, которая принимала наиболее активное участие в анти-французских коалициях эпохи Революции и Империи.
Лишь согласованными действиями либеральной оппозиции в парламенте удалось сорвать попытки принять другие реакционные законы. Законопроект о майорате подрывал принцип равенства прав наследников во имя задачи восстановления дворянских вотчин. Проект закона «О печати» резко усиливал цензуру и носил фактически запретительный характер для оппозиционных изданий.
История Франции:
История Франции: полный курс
Развитие французской оппозиции в 1820-х годах
Реакция, последовавшая за второй реставрацией Бурбонов на французском престоле, спровоцировала распространение тайных обществ. Их организация напоминала масонские ложи и венты карбонариев. Тайным обществам была присуща тщательная конспирация и централизация управления. Их цель заключалась в подготовке вооруженного восстания с целью свержения династии Бурбонов.
В своих дальнейших целях участники этих обществ расходились: среди них были сторонники республиканского правления, восстановления империи во главе с сыном Наполеона, наконец, либеральной монархии с представителями Орлеанской династии на престоле.
Военная организация и расплывчатость политической программы объяснялись социальным составом тайных обществ – в них преобладали офицеры, невостребованные в годы Реставрации. В состав «верховной венты» карбонариев входил генерал Лафайет, пользовавшийся огромным авторитетом в либерально-демократических кругах. Под его руководством в 1822 г. был подготовлен план общенационального военного выступления, но полиция заблаговременно узнала об этом, и действия заговорщиков свелись к разрозненным восстаниям в разных регионах Франции.
С середины 20-х годов формировалось и массовая легальная оппозиция правящему режиму. Ее возглавили либералы-конституционалисты, противопоставившие наступлению реакции принципы свободы и гражданского равенства, которые содержались в тексте Хартии 1814 г. Ф. Гизо, признал, что Бурбоны более неспособны были выражать интересы подавляющего большинства французов и в борьбе с ультрароялистами призывал апеллировать не к монарху, а к общественному мнению.
Формы массовой агитации либералов отличались разнообразием. Многочисленные процессии устраивались во время похорон известных деятелей оппозиции, в пользу членов их семей открывались подписные кампании; газеты предупреждали население о готовившемся принятии парламентом реакционных законов, а в тех случаях, когда эти законопроекты удавалось провалить, в крупных городах устраивались фейерверки и иллюминация. Общество «Помогай себе сам, и небо тебе поможет» занималось критикой действий правительства и агитировало за кандидатов от либералов во время выборов в палату депутатов.
В значительной мере благодаря масштабной пропагандистской программе либералам удалось одержать победу на парламентских выборах 1827 г. Карл X был вынужден назначить главой кабинета умеренного либерала Ж. – Б. Мартиньяка. Новое правительство сумело провести через парламент закон об ограничении административного произвола в ходе выборов, в издательском деле. Был упразднен «черный кабинет», занимавшийся перлюстрацией частной переписки. Правительству Мартиньяка удалось несколько уменьшить влияние католических конгрегаций, в частности иезуитов, на сферу образования. Однако попытка организовать выборность органов местного самоуправления вместо сложившейся практики назначений на все должности вышестоящей администрацией была сорвана в палате депутатов. Король воспользовался этой частной неудачей либеральных министров и 8 августа 1829 г. отправил кабинет Мартиньяка в отставку.
Теперь Карл X отказался от сложившей за годы Реставрации практики назначения министерства, пользовавшегося поддержкой палаты депутатов. Главой нового кабинета он утвердил свое доверенное лицо, князя Ж. де Полиньяка, ультрароялиста, отказавшегося принести присягу Хартии 1814 г. В этом назначении либерально-демократические круги Франции увидели угрозу возрождения Старого порядка. В своих печатных изданиях они открыто критиковали назначение Полиньяка и угрожали организовать массовые кампании неповиновения, в частности, уклонения от уплаты налогов, в том случае, если бы Хартия была отменена или существенно изменена.
В январе 1830 г. была основана и быстро приобрела широкую известность газета «Националь», авторы которой А. Тьер, Ф. Минье, А. Каррель видели задачу оппозиции в замене правящей династии по образцу Славной революции в Англии в 1688 г. Во Франции роль Вильгельма Оранского, первого конституционного короля Англии, по их мнению, был призван сыграть герцог Луи-Филипп Орлеанский.
16 марта 1830 г. палата депутатов приняла адрес королю, в котором выразила недоверие правительству Полиньяка. Карл X увидел в этом акте вызов себе, отложил заседания палаты, а 16 мая распустил ее. Новые парламентские выборы в июне – июле 1830 г. стали открытой пробой сил между монархом и либералами.
С целью заручиться поддержкой избирателей правительство поспешило добиться внешнеполитического успеха: французская армия оккупировала Алжир. Карл X лично вмешался в ход избирательной кампании, обратившись к нации с призывом сплотиться под его знаменем. Выборы, однако, принесли полную победу оппозиции. Общество было встревожено политическим курсом короля и своим голосованием за депутатов оппозиции призвало его вернуться к конституционным принципам Хартии 1814 г.
«Три славных дня». Революция во Франции 1830 г.
Карл X решил противопоставить росту либеральных настроений в обществе расширение королевской прерогативы. 25 июля он подписал 4 ордонанса, которые существенно изменяли политический режим во Франции. Упразднялась свобода периодической печати, возрождалась политическая цензура. Прямым нарушением Хартии 1814 г. стал роспуск только что избранной палаты депутатов, не приступившей к работе. Ордонансы радикально изменяли избирательную систему: допускалось прямое вмешательство администрации в ход выборов, избирательные права сохранялись лишь за слоем крупных землевладельцев, которые составляли социальную базу ультрароялистов. Политический вес торгово-промышленных кругов существенно уменьшался.
Публикация ордонансов вызвала протесты депутатов, анти-правительственную агитацию и оживление деятельности тайных обществ. В конце 20-х годов социальный состав этих обществ существенно обновился. Среди заговорщиков преобладали студенты и молодежь из мелкобуржуазных городских слоев. Они разделяли республиканские идеи эпохи Конвента. Попытки полиции закрыть оппозиционные издательства вызвали волнения среди рабочих-печатников. Члены тайных обществ с 27 июля приступили к организации населения на строительство баррикад и на сопротивление королевским войскам. В ночь с 27 на 28 июля столица была увешана трехцветными флагами, что символизировало революцию с целью свержения Бурбонов. 29 июля 1830 г. Париж был в руках повстанцев.
Отставка правительства Полиньяка и отмена ордонансов 25 июля оказались мерами запоздалыми и неспособными остановить революцию. Ее результатами воспользовались либералы-орлеанисты. Ими было сформировано временное правительство во главе с Ж. Лаффитом. Нуждаясь в силовых структурах, чтобы закрепить свои властные полномочия, временное правительство возродило институт национальной гвардии, причем командующим ее был назначен популярнейший политический деятель – Ж. – М. де Лафайет.
Согласие последнего принять должность, которую он занимал еще в 1789 г., сыграло важную роль в процессе перехода политической инициативы от республиканцев из тайных обществ к либералам-монархистам.
30 июля депутаты распущенной Карлом X палаты объявили наместником королевства Луи-Филиппа Орлеанского. Надеясь сохранить корону для династии Бурбонов, Карл X подписал отречение от престола от своего имени и от имени своего сына в пользу внука – герцога Бордоского. Последний был ребенком, и управлять государством в качестве наместника должен был герцог Орлеанский. Однако недоверие и ненависть к Бурбонам столь сильны были в обществе, что Карл X с семьей спешно покинул Францию, поселившись в Англии, а герцог Орлеанский 9 августа 1830 г. присягнул на верность конституционной Хартии и был провозглашен королем французов под именем Луи-Филиппа.
Революционные события в Париже 27–29 июля 1830 г. получили название «трех славных дней». Уже современники проводили аналогии между ними и Славной революцией конца XVII в. в Англии. Либеральная элита Франции, подобно своим британским предшественникам – вигам, стремилась избежать радикализации политического процесса и разрыва с существовавшими государственно-правовыми учреждениями. Сменой династии либералы надеялись упрочить конституционную традицию, заложенную в Хартии 1814 г. и одержать окончательную победу над сторонниками реставрации Старого порядка во Франции.