какую форму носили полицейские петровского периода
Правоохранители Российской империи. Часть 1
Исторические корни отечественной правоохранительной системы теряются в глубине веков. Немало было сделано во времена Петра Великого и Екатерины II. Однако, в целом, государственная структура и состав полицейских сил определился к началу XIX века. В 1860-е – 1880 – е годы проводились кардинальные изменения в рамках масштабной реформы всей системы правопорядка империи. Дальнейшие перемены, как правило, не затрагивали сложившиеся устои и контур управления, в целом, всей правоохранительной системой в стране.
Полицейские силы империи
При этом за рамками публикации во многом остаются такие важные правоохранительные структуры, как жандармерия и охранные отделения, а также 9 министерств и ведомств, которые имели в своем составе военизированные подразделения, выполнявшие те или иные полицейские функции. Например, министерство промышленности и торговли ведало горно-полицейской стражей и фабрично-заводской полицией. В министерстве финансов состоял корпус пограничной стражи, таможенные подразделения, корчемная стража. Министерству юстиции подчинялись тюремная и конвойная стража, судебные приставы. Были схожие подразделения и в других министерствах.
Общие силы полиции подчинялись сначала Министерству полиции, а затем были переданы в ведение департамента полиции МВД. До середины XIX века все происходившие в правоохранительной системе перемены были связаны с поиском наиболее приемлемой и отвечавшей вызовам времени полицейской структуры империи. Как часто бывало, все реформы и новшества начинались со столицы. В октябре 1866 года столица империи была разделена на 38 полицейских участков вместо прежних 58 кварталов. При этом принцип деления города на 12 частей сохранился. Позже полицейские участки были созданы во всех городах империи. Все излишние полицейские структуры и должности были упразднены в целях снижения казенных расходов. Одновременно впервые был создан резерв полиции в качестве учебного подразделения для первичной подготовки вновь поступавших на службу в полицию.
В декабре того же года для несения патрульно-постовой службы была создана полицейская стража, состоявшая из околоточных надзирателей и городовых. Тогда же было разрешено состав городовых комплектовать из числа желающих добровольно служить по вольному найму. С той поры путь в полицию был открыт не только для отставных армейских нижних чинов, но и всех других, физически годных и способных нести полицейскую службу. Сословные состояния учитывались, но не являлись препятствием при поступлении на службу в полицию. Все новички должны были проходить обязательную начальную полицейскую подготовку в школе полицейского резерва.
В рассматриваемый период полицейские силы империи дополнялись новыми службами и подразделениями, что сопровождалось ростом общей численности полиции. С 1880 года департаменту полиции подчинялись охранные отделения, полицейские службы, отделения уголовного сыска, адресные столы и пожарные команды. В состав МВД, помимо перечисленных структур, входили специализированные подразделения полиции (речной, ярмарочной, портовой, железнодорожной) и полицейская стража. Имела полиция и свою заграничную службу.
Местные полицейские структуры, как правило, подчинялись губернскому полицмейстеру. Полицмейстеры из военных обычно имели чин полковника или генерал-майора, но числились на службе в полиции и носили полицейскую форму. Гражданские чиновники на таких должностях пребывали в чинах статского или действительного статского советника, что соответствовало V или IV классам согласно Табелю о рангах.
Однако в ряде крупных городов руководство полицией осуществлял градоначальник. На должность градоначальника обычно лично императором назначались военные чины и гражданские чиновники в ранге генерала или действительного статского советника. В обеих столицах эти должности часто занимали свитские чины из генерал-адъютантов императора.
В целом, проведенная во второй половине XIX века реформа правоохранительной системы империи привела к формированию новой полицейской структуры. Перемены затронули многие стороны полицейской службы, среди которых можно назвать следующие:
— созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками;
— изменены принципы комплектования полиции: взамен нижних армейских чинов, негодных к строевой службе и направлявшихся на службу в полицию в порядке отбывания воинской повинности, после военной реформы 1874 года, отменившей рекрутский набор, был введен принцип вольного найма в полицию по контакту;
— увеличено жалование, введены пенсии, награждения за выслугу и иные льготы для большей привлекательности службы в полиции по вольному найму;
— пересмотрены функции полиции, часть из которых были переданы в другие правоохранительные структуры. Так, следственные действия возлагались на судебных следователей, а хозяйственные функции, благоустройство городов, продовольственное дело, контроль за состоянием дорог было передано в ведение земств и органов городского самоуправления;
— предписано было иметь полицейский резерв (учебные команды) в уездах;
— укреплено низовое звено полиции за счет введения должностей участковых урядников в уездах, а в городах увеличена численность околоточных надзирателей. Кстати, новая инструкция околоточным надзирателям, утвержденная министром внутренних дел, возлагала даже на дворников некоторые вспомогательные полицейские функции. Помимо дворников, среди осведомителей и добровольных помощников полицейских было немало швейцаров, извозчиков, официантов и других лиц, как правило, из сферы обслуживания.
Служба охранителей правопорядка и спокойствия в империи
В свое время император Павел I определил, что полицейские силы относятся к гражданскому ведомству. До этого полиция обычно комплектовалась из офицеров и отслуживших низших чинов. Поэтому долгое время в империи сохранялась смешанная система комплектации полицейских подразделений и служб как за счет военных, так и путем вольного найма на гражданские должности.
Согласно Уставу о службе по определению от правительства (1896 г.), при поступлении на государственную службу принимался во внимание и, при необходимости, проверялся уровень познаний кандидата. Если требовались по должности специальные знания, то они подвергались особому испытанию и проверке способностей сроком до 4-х месяцев. Этим же документом особо определялось, что российское юношество в возрасте от 10 до 18 лет должно проходить обучение и воспитание в российских учебных заведениях. Допускалось получение домашнего образования «со сдачей испытаний в гимназии», как тогда называли экзамены. В противном случае юноши, несмотря на происхождение и сословные привилегии, лишались права поступления на гражданскую службу в Российской империи.
Служба в полиции регулировалась гражданским законодательством империи. На полицейских чинов распространялись все положения о гражданской государственной службе, хотя по уже сложившейся традиции на службу в полицию могли поступать и военные чины. Такие условия поступления на службу были не во всех правоохранительных структурах империи. Например, в 1867 году на службу в Корпусе жандармов могли претендовать только армейские военные чины с образованием и стажем службы в строю не менее 5 лет. Позже ценз по выслуге снизили до 2-х лет. При этом надо было пройти предварительные испытания и сдать экзамены при штабе Корпуса жандармов. Несмотря на известное негативное отношение к «голубым мундирам» в обществе и в войсках, желавших перевестись из армии в жандармы всегда было больше, чем требовалось. Что касается вакансий нижних жандармских чинов, то они замещались исключительно отставными унтер-офицерами, которые принимались на сверхсрочную службу с обязательством прослужить в жандармерии не менее 5 лет. В 1880 году Отдельный корпус жандармов со штатом в 520 офицеров и 6187 нижних чинов вошел в состав МВД империи. Помимо политического сыска жандармам вменялась и борьба с уголовной преступностью. Особой задачей являлось поддержание правопорядка на транспорте.
Уголовный сыск – дело рискованное
Юрист Т.Л. Матиенко в своей докторской диссертации, посвященной организации сыска в России, выделяет 4 основных исторических этапа развития сыскного дела, начиная с IX века. А исследователь Лядов А.О. называет 3 таких периода, начиная с XV века. При этом принято считать, что в начальный период на территориях русских княжеств осуществлялись лишь отдельные функции уголовного преследования. С появлением Разбойного приказа (1539 г.), а затем Приказа сыскных дел (1687 г.) эта работа упорядочилась, однако, как и прежде, осуществлялась в рамках других функций власти. Конечно, в те годы формировались лишь зачатки будущей сыскной полиции империи. Создание уголовного сыска (позже его синонимом стало понятие «розыск») в виде особого вида правоохранительной деятельности и самостоятельной функции российской уголовной юстиции происходит во второй половине XIX − начале XX века. Объективно это подтверждается следующими историческими фактами: 1) в полиции были созданы штатные структуры сыскных отделений; 2) были законодательно оформлены специальные положения и нормы регулирования функции сыска; 3) стали активно разрабатываться и применяться в процессе сыска специальные методы и способы: негласное наблюдение, криминалистические исследования, агентурные и иные способы получения оперативной информации.
В своих публикациях офицер современной российской полиции Р. Очур отмечает, что приказом по полиции от 31 декабря 1866 года была впервые учреждена в полицейском штате столицы империи сыскная часть в составе 22 человек. Возглавлял новое подразделение начальник сыскной полиции. К оперативному составу относились 4 чиновника для поручений и 12 полицейских надзирателей. Дозволялось в установленных пределах брать на службу внештатных сотрудников. Однако для города с населением примерно 500 тыс. человек такая численность сыщиков была недостаточна.
Спустя 3 месяца столичный обер-полицмейстер генерал Ф. Трепов представил на утверждение штат нового подразделения в составе городской полиции. Штатным расписанием определялась численность сотрудников, их должности и чины, а также денежное содержание. Начальнику сыскной полиции было установлено 1500 рублей жалованья и дополнительно 700 рублей столовых денег и 600 рублей на разъездные расходы. Квартира предоставлялась от казны. Был установлен чин по должности VI класса, равный армейскому полковнику.
Чиновникам для поручений установили жалованье 1000 рублей и дополнительно: столовые деньги – 500 рублей, квартирные – 300 рублей и на всех 600 рублей на поездки или по 150 рублей каждому. По должности установили VII классный чин, равный в гражданской службе надворному советнику или военному чину подполковника. Такое же жалованье и другие равные денежные выплаты (кроме разъездных) были у делопроизводителя. Кстати, и такой же классный чин. Полицейский надзиратель получал 450 рублей в жалованье без каких-либо доплат. Имели XIV (низший) классный чин, соответствовавший коллежскому регистратору на гражданской службе и прапорщику в армии.
Для сравнения приведем размеры годового офицерского жалованья того же периода. Упомянутые военные чины получали: армейский полковник – 750 рублей, подполковник – 580 рублей, прапорщик – 300 рублей. Полицейские оклады в ту пору, как видим, были выше.
Дополнительно сметой расходов предусматривалось 2200 рублей на канцелярские траты и оплату вольнонаемных писцов. К тому же в распоряжении обер-полицмейстера столицы имелось 8000 рублей на оперативные расходы сыщиков.
В сыскной части скапливались все сведения о преступлениях, преступниках, подозрительных лицах и другие оперативно-розыскные материалы. На их основании ежедневно составлялись рапорты о всех происшествиях в столице и принимаемых мерах. За сыскную канцелярию отвечали делопроизводитель и два его помощника (старший и младший). Вместе с ними трудился чиновник «стола приключений». Он вел особый журнал обо всех происшествиях и преступлениях в столице, готовил ежедневные рапорта и, при необходимости, всеподданнейшие записки на имя царя. По этой должности полагался IX классный чин (титулярный советник или штабс-капитан). Годовое жалованье составляло 400 рублей, столовые и квартирные деньги – соответственно 200 и 150 рублей. Надо сказать, что вся эта, казалось бы, бумажная работа, требовала хорошего образования, умения грамотно и по существу излагать суть произошедшего, навыка самостоятельной работы и определенных аналитических способностей.
Создание столичной сыскной полиции положило начало формированию оперативно-розыскных подразделений во всей системе МВД империи. На местах ситуация по созданию сыскных структур затянулась и существовала в разных формах. Так, сыскное отделение в полиции Баку долгое время существовало лишь на бумаге. Штат был заполнен только в 1908 году после проведенной проверки состояния сыскных отделений в империи.
К сожалению, в ходе реформы общеуголовного сыска в 1907−1908 годах после известных революционных событий были допущены серьезные ошибки, мешавшие в борьбе с уголовной преступностью. Учрежденные отделения сыска в канцеляриях городских полицмейстеров привели к децентрализации всей системы сыска. С ущербом для дела сыска были объединены дознание и розыск в функционале сыскных отделений. При определении штатов отделений сыска не был учтен рост преступности в империи, в результате сил и средств у сыщиков было недостаточно. Города империи были разделены на 4 разряда в зависимости от численности населения. Всего было создано 89 сыскных отделения в составе полицейских управлений в губерниях и крупных городах империи. На результатах работы сказывалось и отсутствие системы профподготовки чиновников сыскных отделений. Ситуацию не выправил даже принятый в 1908 году специальный правовой акт об организации сыскной части и «Инструкция чинам сыскных отделений» 1910 года.
Униформа сотрудников полиции
7 июня 1718 года Петр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. К слову, штат новой структуры был весьма мал и состоял из заместителя генерал-полицмейстера, четырех офицеров и 36 нижних чинов. Да и в обязанности вменялось такое, от чего современные стражи порядка точно бы отказались.
Нижний чин Санкт-Петербурской полиции 1719 год
В СССР полиция была переименована в милицию, стражей порядка переодели в серую форму и знаменитые милицейские фуражки.
Образ милиционера не менялся, пока в силу не вступил закон «О полиции». Над созданием новой формы трудилась целая команда, куда вошли и те, кому эту форму предстоит носить.
От синих мундиров до серых кителей: что носили стражи порядка в России
Скульптура «Городовой» в Омске. Фото: ИТАР-ТАСС
Как стало известно накануне, московские полицейские, несущие службу на улицах, в течение месяца получат новую форму. Руководство столичной полиции намерено улучшить внешний вид сотрудников патрульно-постовой службы и ДПС.
M24.ru решил напомнить читателям, как менялась форма российских правоохранителей на протяжении десятилетий.
В царской России полицейский аппарат был довольно сложным и разветвленным, но если говорить о той его части, которая обеспечивала порядок на улицах городов, то ее структура выглядела так: все города делились на полицейские участки, во главе участка стоял участковый пристав. Полицейские участки, в свою очередь, были разделены на околотки, которыми ведали околоточные надзиратели. Нижние чины полиции, несшие постовую службу, назывались городовыми.
Околоточные носили черные двубортные мундиры на крючках, а по вороту, борту, обшлагам проходили красные канты. Парадный мундир был того же цвета и покроя, но обшлага украшали столбики из серебряного галуна. Поверх мундира околоточные носили пояс из черного сукна с красными кантами. К шинели надевали черные лаковые кожаные пояса с никелированной пряжкой. Околоточные носили черные шаровары с красным кантом и сапоги с лаковыми голенищами. В отличие от военных, они имели право надевать галоши. Непременным атрибутом околоточного был свисток на металлической цепочке, висящий по правому борту мундира.
Городовые обычно комплектовались из отслуживших срочную и сверхсрочную службу солдат и офицеров. Они носили черную мерлушковую круглую шапку с черным суконным донцем, красными кантами крест-накрест и по окружности или черную фуражку с тремя красными кантами с черным лаковым козырьком без подбородочного ремешка. Шинель городового шили из черного или синего сукна с застежкой на крючках, черными петлицами и красным кантом. Также они носили гимнастерки солдатского образца, без карманов и манжет, с застежкой на левую сторону на четыре пуговицы. К гимнастеркам и шинелям полагались кожаные пояса. Городовые носили сапоги пехотного образца. На бляхе, которая пристегивалась слева на груди, был указан уличный номер городового, номер и наименование участка, а также город. В дождь поверх шинели или мундира надевали черные клеенчатые накидки с капюшоном.
Повседневной формой офицерского и генеральского состава полиции служил темно-зеленый сюртук общеармейского образца с воротником того же цвета и с красными кантами по борту, воротничку, обшлагам и задним клапанам. К сюртуку полагался стоячий крахмальный воротничок и круглые манжеты.
После революции полиция была упразднена, а на смену ей пришла рабоче-крестьянская милиция. Единая форма у нее появилась почти через 6 лет после создания — в 1923 году, до этого момента милиционеров от простых граждан отличали специальные значки, нашитые на одежду.
С января 1923 года официальное обмундирование милиции состояло из пальто, зимнего головного убора, летней фуражки, френча для конной и пешей милиции, летней рубахи-френча и шаровар. Цвет формы был серый или синий (это зависело от возможностей промышленности). Обувь — сапоги или ботинки с обмотками. Кроме этого, на воротниках полагались петлицы, цвет которых определялся характером службы сотрудника: например, у пешей милиции они были зелеными, а у конной — желтыми. Эта форма несколько раз менялась вплоть до Великой Отечественной войны, в основном изменения касались вида петлиц и нашивок. В 1940-х годах милицейская форма не сильно отличалась от солдатской.
Советские милиционеры, 1962 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В 1958 году на смену двубортному милицейскому кителю пришел однобортный. Кроме этого, появились галифе с различием кантов по принадлежности к той или иной службе.
Еще одна реформа милицейского обмундирования состоялась в 1969 году, тогда на смену синему цвету пришел серый. Именно эта форма просуществовала дольше всего. Она не только пережила Советский Союз, но и с небольшими изменениями сохранилась в ряде стран на постсоветском пространстве. Костюм состоял из однобортной прямой куртки с нашивными нагрудными карманами с клапанами и брюк, которые полагалось носить навыпуск. Воротник у куртки был отложной, а рукава двушовные с манжетами.
В марте 2011 года российская милиция была преобразована в полицию. Менее чем через год у нее появилась новая форма. Главное отличие новой формы от старой — ее цвет: темно-синий вместо темно-серого. Кроме этого, полицейским предложили носить ветровлагозащитный костюм из ткани с мембранным покрытием, демисезонный костюм и джемпер. Также у офицеров полиции появилась возможность вместо шапки или фуражки носить бейсболку.
Презентация новой формы сотрудников полиции. Фото: ИТАР-ТАСС
Многие предметы новой одежды полицейских производятся из облегченной камвольной ткани с повышенным содержанием шерсти и содержащей лайкру. Для предметов летнего гардероба предусмотрены ткани с повышенной воздухопроницаемостью. Специально для районов с холодным климатом был разработан зимний костюм с натуральным меховым съемным утеплителем, выдерживающий до 40 градусов мороза.
Правоохранители Российской империи. Часть 2
Для Российской империи, большинство подданных которой проживало в сельской местности, поддержание должного правопорядка и спокойствия в уездах и волостях было приоритетной задачей. Власть принимала меры и выделяла определенные средства для развития полицейского аппарата на селе. В 1878 году Александр II одобрил предложение о введении в 46 губерниях до 5000 должностей полицейских урядников. Под эту задачу были выделены немалые средства из казны. Поскольку в империи шло реформирование полицейской системы, то все документы в отношении к полицейским урядникам выпускались с формулировкой «временный». Однако, как показала жизнь, должностная категория урядников сохранялась в штатах полиции вплоть до 1903 года.
Урядник – главный полицейский на селе
Изначально должности урядников вводились для усиления полиции в уездах и для надзора за действиями сотских и десятских на местах. Иными словами, урядник не просто был подчиненным станового пристава. Одновременно он являлся полицейским начальником для низового уровня выборной сельской полиции. Крестьяне, как правило, сами на сходах выбирали из своей среды десятских и сотских. На этих людей возлагалось исполнение определенных полицейских функций. Они становились помощниками и опорой урядника на местах. Помимо этого, полицейский урядник тесно взаимодействовал с волостными старшинами и сельскими старостами.
Назначение на должности урядников осуществлялось уездным полицейским начальником в лице исправника, который проводил с ними «вступительное испытание». Чаще всего это было в форме собеседования. Важным условием успешной службы урядника было завоевание доверия местных жителей, для чего ему предписывалось «вести жизнь честную и трезвую».
Урядник содержал собственную лошадь. Его вооружение, как правило, включало револьвер, укороченную драгунскую винтовку и драгунскую шашку. Годовое жалованье составляло 200 рублей. Дополнительно ему ежегодно выплачивалось 50 рублей на пошив обмундирования, 100 рублей на содержание лошади и 55 коп. на ремонт шашки. Иными словами, если пересчитать его жалованье по расходам на день, то получалось примерно по 55 коп. в сутки. На такие деньги даже в деревне прожить было непросто.
Обязанности урядника отличались обширностью и разноплановостью задач, которые в ту пору относили к вопросам «охраны спокойствия и безопасности». На практике ему приходилось наблюдать за исполнением санитарных правил, мер пожарной безопасности, правил благочиния, а также проводить первичное дознание, выявлять и пресекать преступные замыслы и антигосударственные выступления. Урядник осуществлял гласное наблюдение за всеми выдворенными на жительство под надзор полиции. На него возлагалось и негласное наблюдение за всеми подозрительными и неблагонадежными лицами в зоне его ответственности. Занимался он сыском беглых, беспаспортных и нищих из крестьян. Расследовал мелкие правонарушения, при необходимости, осуществлял задержание подозрительных и виновных лиц.
Важнейшим правилом службы являлось ежедневное ведение записей о происшествиях, непорядках и нарушениях в «памятной книжке». Часто бывало, что спустя время эти записи становились важными уликами и фактами в расследованиях преступлений. К тому же чиновники в МВД считали, что ведение записей повышает общую грамотность урядника и формирует привычку к письменному труду.
Социальный состав категории полицейских урядников был весьма широкого спектра. В этом полицейском чине состояли дворяне, почетные граждане, мещане, крестьяне и даже лица духовного звания. Сословные пропорции в каждой губернии были свои. Например, в Саратовской губернии из 97 урядников 54 были выходцами из крестьян, а в Самарской губернии из 120 урядников крестьянами было 87 человек. Это составляло почти 56% и около 73% от всего штатного состава полицейских урядников в этих губерниях соответственно. Как правило, до поступления в полицию многие будущие урядники успевали потрудится на разных работах – почтальонами, писарями, конторщиками и т.п. Нередко на службу в полицию попадали случайные люди. Отсутствие кадрового полицейского резерва и некачественный подбор кандидатов приводил к массовым увольнением среди урядников. Так, в тех же Саратовской и Самарской губерниях из 232 назначенных в 1878 году на должности урядников менее чем через полгода были уволены 165 человек. А спустя год там же 140 урядников были привлечены к ответственности, в основном, за служебные проступки (поборы, побои, незаконные аресты, сокрытие правонарушений за вознаграждение). Полицейские урядники злоупотребляли своей властью над сотскими и десятскими, раздавая им поручения личного характера или возлагая на них работу в своем личном хозяйстве.
Ситуация приближалась к критической точке и было решено провести ревизию службы урядников. Среди недостатков и упущений по службе вскрылось, что большинство полицейских урядников были не местными жителями. Поэтому они ощущали себя временными на занимаемой должности и во вверенной им волости. Страдала правовая подготовка и общая грамотность, поскольку многие из них не имели даже начального образования, а грамоте большинство обучилось во время службы в армии. Более того, в ряде губерний сельское общество встретило назначение урядников недружелюбно. Почвой для этого стало превышение власти, нарушение установленных законами порядков и правил самими урядниками, имевшими довольно широкие, но не вполне конкретные полномочия. Бывали случаи, когда полицейский урядник становился угрозой для законопослушных сельчан вместо защиты их «спокойствия и охранения от преступных посягательств».
Создание полицейской стражи
В результате вскрытых недостатков в мае 1903 года в ходе продолжавшейся полицейской реформы должность урядника была упразднена. Однако сразу же она была возрождена, правда, в несколько ином качестве. Урядником стал именоваться волостной начальник команды полицейских стражников, наделенный другими полномочиями и обремененный иными обязанностями.
В связи с нарастающей предреволюционной нестабильностью общие силы полиции все в большей степени использовались во внутриполитических целях в ущерб борьбе с уголовной преступностью. В соответствии с упомянутым майским законом 1903 года в 46 губерниях России для укрепления правопорядка в сельской местности была создана полицейская стража. Позже число губерний возросло до 50, где правопорядок на селе обеспечивала реформированная полицейская структура. Она предназначалась «для охраны благочиния, общего спокойствия и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции». Вместе с тем одной из ее главных задач стало пресечение крестьянских бунтов и протестных выступлений местного значения с тем, чтобы не отвлекать на это основные силы общей полиции. Руководство МВД империи считало, что сил и средств уездной полицейской стражи, переданной в подчинение губернаторов и уездных исправников, вполне достаточно для преследования уголовных преступников и подавления беспорядков на подведомственных территориях. Одновременно принятые меры позволяли освободить армейские части от несвойственных для них функций борьбы с разбоем и народными протестами.
Полицейские урядники, как известно, в разные годы наделялись различными полномочиями. Например, в отдельной команде конных стражников на плечи урядника возлагались конкретные командирские обязанности и отвечал он только за выполнение поставленной задачи и правильность действий своих подчиненных. Другое дело, когда полицейский урядник обеспечивал правопорядок в закрепленной за ним волости. На этой территории он являлся старшим полицейским начальником и руководствовался требованиями законов, инструкций и распоряжениями исправника и станового пристава.
Для борьбы с преступностью в сельской местности с 1912 года по опыту Екатеринославской и Курской губерний стали создаваться на средства земств «летучие сыскные отряды». Однако этот проект реализован не был, несмотря на то, что в Екатеринославской губернии такие отряды показали свою эффективность.
Вооружение и снабжение полиции
В начале 1900-х годов значительная часть полиции была перевооружена револьверами системы Наган образца1895 года, хотя и прежние «Смит-Вессоны» продолжали оставаться на вооружении, особенно у полицейских в провинции. Офицерам и гражданским чинам полиции разрешалось за свой счет приобретать не состоявшие на вооружении полиции, но более современные револьверы и пистолеты типа Маузер, Браунинг, Парабеллум и другие.
В результате просчетов и упущений, к примеру, московская полиция оказалась перед восставшими почти безоружной. Генерал-адъютант Ф.В. Дубасов распорядился немедленно вооружить городовых московской полиции однозарядными ружьями Бердана из военных запасов. Новый московский градоначальник А.А. Рейнбот, вступивший в должность в начале 1906 года, в своем отчете писал: «При ближайшем ознакомлении оказалось, что полиция не только не обучена, но почти безоружна. Так, … на 4000 городовых имелось 1332 револьвера старой системы Смита и Вессона, большинство коих в неисправном виде, и ни к чему не пригодные шашки по 2 р. 20 коп. штука». Для вооружения городовых Рейнбот приказал выдать приставам деньги в виде наградных и купить на них 900 револьверов системы Нагана и патроны к ним. Околоточным надзирателям также были выданы в виде наградных деньги на закупку 375 револьверов системы Смита и Вессона. Городовым «берданки» были заменены 3-линейными винтовками Мосина. Вооруженное столкновение полиции с восставшими привело к кровопролитию и к тяжелым последствиям для империи в дальнейшем.