какую форму имел платоновский космос

Какую форму имел платоновский космос

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

Какую форму имел платоновский космос

1. Космогония Платона (диалог «Тимей»)
2. Учение Платона о Мировой

Обычно Платон с меньшим удовольствием обращается к физическим представлениям, чем к этическим и диалектическим. Достоверному познанию подлежит лишь умопостигаемый мир, а мир явлений подлежит лишь мнению. В известном смысле можно сказать, что между физикой Платона и его идеологией существует такое же соотношение, как между второю и первою частью поэмы Парменида, его изложением «мнения смертных» и его учением о Сущем.

Разница заключается в том, что Платон иначе понимал самое «сущее» и соответственно тому иначе относился и к «мнению», и к чувственному восприятию: оно занимает середину между ведением и неведением, как мир занимает середину между бытием и небытием. Поэтому и самое философское умозрение о природе, оставляя форму понятия, облекается в форму конкретного представления, в форму космогонического мифа. Таким взглядом Платона на изучение природы и объясняется полумифический характер его «Тимея» – единственного диалога, посвященного изложению физики Платона.

Свое учение о мироздании, о возникновении мира и Вселенной Платон изложил в диалоге «Тимей». Этот диалог оказался единственным, который получил большое распространение в эпоху средневековья, и многие знакомились с философией Платона прежде всего по диалогу «Тимей». Диалог необычен тем, что изложение ведется от лица не Сократа, а Тимея, рассказывающего Сократу и собеседникам миф, который сам он недавно услышал. Сократ одобряет этот миф и благодарит Тимея за доставленное удовольствие.

Сами по себе эти 2 факта – то, что учение о мироздании излагается не Сократом, а Тимеем, и то, что оно излагается в форме мифа, а не в форме рассуждения, – позволяют предположить, что Платон излагает не знание, а мнение. Но в этом нет ничего удивительно, поскольку по воззрениям самого Платона истинное знание можно иметь лишь об истинном бытии, т. е. либо о мире идей, либо о душе. О мире же чувственном, который включает в себя материю, т. е. небытие, может быть только мнение, а не знание.

2. Концепция создания мира

Переосмыслив предшествовавшую ему философскую традицию, Платон увидел в основе космоса 3 разнородных начала – это:

– это Бог-Демиург (творец; букв.: ремесленник, мастер) – активное начало,

– идеи (эйдосы) – качественное начало, и

– материя-“хора” (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало, букв.: пространственность) – телесное начало.

Схема его замысла: Демиург, имея материю и «эйдосы» (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму.

Посредником между миром вечно тождественных идей и видимым миром становления в учении Платона выступает Мировая Душа. Она объединяет мир идей и мир вещей, в т. ч. и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей. В целом она обеспечивает целесообразность и. закономерность косм. строя.

Душа мира творится Демиургом из тождественного, иного и сущности (или смеси тождественного и иного). По принципу симпатии (частный случай которого – “подобное познается подобным”) тождественное соответствует идеям, иное – материи, а вещам соответствует смесь тождественного и иного.

При этом статусом подлинного бытия Платон наделяет мир идей, материя же в силу ее бескачественности и пассивности объявляется небытием, а мир чувственно-конкретных вещей – миром вечного становления. Он подлинно существует в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени.

Время, по Платону, творится вместе с космосом, оно есть «движущееся подобие вечности».

Создатель мира сего – Бог, вечный, благой. По своей благости Он захотел создать мир, возможно лучший, подобный Ему Самому. Мы до сих пор встречались у Платона лишь с идеями и материей, а в этом диалоге находим новое начало – Бога, царящего над двумя вышеуказанными. Многие историки думали, что это лишь удобный образ для объяснения строения мира; но на деле мы имеем основание думать, что Платон признавал единого верховного Бога, отожествляя его с идеей Блага, выше которой ничего быть не может, так как она сама выше бытия, служит конечной причиной и первым началом всего сущего и не обусловливается никакою иною высшею идеей или началом.

Но что такое самосущее Благо? Как Солнце устрояет все в мире физическом, так Идея блага – в мире умопостигаемом. Здесь, как и у мегарцев Бог отожествляется с абсолютным.

4. Создание природы

Самое создание природы описывается следующим образом.

Демиург (творец мира) создал Душу Мира из смеси пребывающего идеального и делимого материального начала (т.е. из бытия и небытия в платоновском смысле). Он распростер эту смесь во всех направлениях, по всему протяжению, которое впоследствии наполнила собой видимая Вселенная.

Затем, разделив ее сообразно основным математическим отношениям гармонии и астрономии, он предобразовал в ней орбиты планет и небо неподвижных звезд.

В этом фантастическом образе духовное смешано с вещественным.

Кроме того, многие отцы Церкви трактовали этот диалог так, будто в нем изложено учение о сотворении мира Богом, хотя здесь можно увидеть, что образец, на который Демиург взирает, это идеальный образец, уже существующий вместе с Богом, а с другой стороны, он имеет материю, из которой и творит мир. Т. обр., Бог-Демиург не творит в собственном смысле слова мир, а лишь создает его из имеющихся идей и материи.

Поскольку Демиург творит мир, взирая при этом на вечный праобраз (первообраз) идей, то мир – это еще и космос, естественная гармония.

5. Создание Мировой Души

В качестве посредника между умом космоса (идеальным образцом) и телом (материей) Демиург создает Мировую Душу – смесь того и иного, «силой принудив не поддающуюся смешению природу иного /материи/ к сопряжению с тождественным /образцом/».

Насильственное (демиургическое) соединение в природе космоса столь разнородных начал приводит к тому, что все движения космического тела также имеют двойственный характер: в них наряду с природой тождественного обнаруживается природа иного.

Получив из трех одно целое, Демиург делит полученную уже смесь «на нужное число частей». Разделение целого тела космоса можно понять, только учитывая связь Платона с пифагорейской традицией символики чисел. Вот как описывает это Платон в “правдоподобно-мифологической” форме: « … рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он (Демиург) сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения.».

Интересно, что св. Ириней Лионский платоновские космогонические рассуждения воспринимал следующим образом: «то, что у Платона в Тимее говорится в физическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он (Бог) поместил Его во вселенной на подобие буквы Х, он заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял мед и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь через него. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ через такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и не зная точно и не сообразивши, что было образ креста, в видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х».

6. Подробности творения

Смесь, из которой была образована Мировая Душа, разделена была Демиургом на 2 части, из которых были образованы 2 круга, – внешний и внутренний, верхний, соответствующий небу неподвижных звезд, и нижний, соответствующий сферам планет. Небо и планеты движутся силою Мировой Души и по ее законам совершают свои круговые движения, размеренные гармонически. Движение внешнего круга, или неба неподвижных звезд, направленное к западу, есть движение вечное, всегда одинаковое, и соответствует той части души, которая образована из стихии высшей; самостоятельное движение планет представляет собою низшую стихию: отсюда зависит их разнообразие их орбит и скоростей движения.

Движению неба соответствует и познание: мир движется и в своем движении познает идеальные и материальные начала; он познает себя самого, вечно возвращаясь к себе самому; он познает идеальные, сверхнебесные начала в движении высших сфер, в которых они отражаются, и он познает временное, чувственное бытие, которое заключается в его низшей области. Как человеческая мысль соответствует движению внутренних органов человека, так и совершенная мысль соответствует совершенному мировому движению.

Земля шарообразна, неподвижна и помещается в центре мира. За землей следует сфера, или круг, к которому прикреплена Луна, затем – сферы Солнца, пяти планет, известных в древности, и, наконец, небо неподвижных звезд. [Феофраст сообщает, как передаст Плутарх, что под конец жизни, все более и более приближаясь к пифагорейцам. Платон признал подобно им центральный огонь, отказавшись, т. обр., от своей геоцентрической теории.].

Любопытно объяснение Платона относительно природы самих стихий, из которых слагается тело Мировой Души. И здесь объяснение Платона – телеологическое. Чтобы все явления мира сделать доступными осязанию и зрению, Бог составил мир из земли и огня. Но, так как эти основные стихии взаимно противоположны по своим природным свойствам, то, чтобы связать их, Бог переложил огонь и землю воздухом и водой, с той целью, чтобы идеи могли явиться в вещественном мире, воплотиться в видимых, осязаемых формах.

Итак, вначале Демиург творит Мировую Душу. Сотворив ее, Бог творит чувственный мир из 4 элементов. Он берет их в качестве образца, который уже существует. Он берет

– огонь, чтобы этот мир был видимым,

– берет землю, чтобы мир был осязаемым,

– берет воду и воздух, чтобы они связывали этот мир,

и таким образом возникает чувственный мир.

7. Мир как “чувственное божество”

Мир есть, т. обр., блаженное, одушевленное, живое существо. В космологии Платона характерно постоянное стремление объяснить различные части мироздания из идеи Блага, из представления о благости Творца, который создает мир по Своему образу, по подобию идеи Блага, царящей в мире умопостигаемом. Рассматривая мироздание, Демиург находит его все более и более подобным вечным образам: мир есть живое существо, вечно блаженное, существующее в бесконечном времени, соответствующее идее жизни; мир есть чувственное божество, как его называет Платон.

Но для того, чтобы придать созданию полноту, присущую идеальному миру, надо было, чтобы те роды и виды живых существ, которые Бог видел в вечных идеях, явились осуществленными в действительности. И для полного развития идеи жизни в своем создании Бог приступил к творению живых существ. Их он разделил на 4 вида сообразно 4 стихиям, и первыми создал огненные существа – богов и демонов, которые обладают наибольшим совершенством. Это – видимые нами звезды, наполняющие небо. Их Платон считал одушевленными божественными существами – представление, свойственное, как мы видели, всем предшествовавшим ему философам.

8. Время как подвижный образ вечности

Взирая на созданное Им живое существо, Бог захотел сделать его еще более подобным себе и с этой целью создал «подвижный образ вечности» – время. Оно родилось вместе с небом, вместе с движением светил и ими всецело определяется. Солнце служит как бы хронометром Вселенной.

9. Человек – первое живое земное существо

Затем были созданы живые смертные существа, причем первым был создан человек. Душу Мира Демиург творит из тождественного, неделимого и делящегося в тела. Соединяет все это и получает некоторую сущность, из которой творит Душу Мира. К остаткам этой сущности он добавляет неделимое и делящееся в тела и из этого творит души людей. Число этих душ вполне определенно и равно числу звезд.

10. Создание стихий

Создавая космос Демиург «начал с того, что упорядочил эти 4 ряда [стихий] с помощью образов и чисел» (Тимей 53 a-b). Образы, о которых здесь говорит Платон, – это математические телесные формы. Выделив правильные фигуры в качестве исходных при изучении физических объектов, Платон устанавливает количественное соотношение между 3-мя космическими элементами, образованными из одинаковых треугольников, а именно между огнем, воздухом и водой. Каждая грань тетраэдра, октаэдра – икосаэдра состоит из 6 треугольников особого типа, так что в «огне» не будет 6 х 4 = 24, в «воздухе 6 х 8 = 48, в «воде» 6 х 20 = 120 “первотреугольников”.

1. Необходимость понятия Мировой Души

Капитальной задачей натурфилософии Платона явился вопрос: каким образом идеи осуществляются, воплощаются в материи? Разрешая эту задачу, Платон прибег к гипотезе позднейших пифагорейцев – к учению о Мировой Душе, посредствующей между миром вечно-тожественных идей и видимым миром генезиса. Рассматривая Вселенную как живое, одушевленное существо, составленное из материализовавшихся, воплотившихся родов и видов или идей, он должен был уже логически допустить посредствующее начало между идеями и материей, начало, сродное обоим этим первоначалам и как бы составленное из них. Без гипотезы Мировой Души невозможно объяснить воплощения идей, приобщения вещей к идеям, устроения, образования Вселенной.

В самом деле, умопостигаемые идеи могут быть восприняты только разумным существом или душою; иначе как через ее посредство, как объяснить их видимое воплощение в чувственных вещах? Далее, астрономические и физические явления подчиняются законам пифагорейской гармонии, определяются математическими соотношениями. Материя сама по себе не может объяснить этих невещественных отношений: они должны быть точно так же предзаложены в том разумном начале, в той Мировой Душе, которая обусловливает закономерность и целесообразность космического строя.

Т. обр., гипотеза Мировой Души представляется необходимым выводом, к которому Платон естественно приходит как из рассмотрения природы вещей, сообразно предшествовавшим космологическим учениям, так и из рассмотрения самих идей в их отношении к природе. Уже пифагорейцы признавали душу за гармонию и число, и для Платона Мировая Душа была совершенной гармонией и совершенным числом, которые обусловливали мат. правильность мировых явлений.

2. Существование Мировой Души

доказывается, во-первых, от идеи совершенства целого. Бог создал мир сообразно идее блага, следовательно, осуществил во всем высшее совершенство, с которым нераздельна разумность; но разумность немыслима без души, следовательно, немыслим без души и мир.

Второе доказательство – телеологическое. Оно исходит от признания всеобщей разумности в правильном движении небесных светил и, наконец, в нашем собственном духе. Мы видим, что все живые существа в мире обладают сознанием: и, как тела их слагаются из частиц тех стихий, которые наполняют Вселенную, так и их разумность предполагает некоторую общую разумную мировую стихию.

Наконец, третье доказательство, вытекающее из рассмотрения природы движения как у Анаксагора. Начало движения нематериально: душа есть начало движения и источник его.

Словом, душа признается как необходимое посредствующее начало между разумом и веществом, идеей и материей. Душа есть основание всякого разумного движения и тех образований, которые из него получаются; она вместе с тем есть и источник всякого познания. Соединяя в себе начала идеальное и материальное, она познает и то, и другое. Она бестелесна и вместе с тем относится к материальному. Она противополагается безграничному множеству явлений как идеальное единство, беспорядочному движению – как пребывающее начало меры, закона, порядка. Но вместе с тем она не изъята из изменяющегося множества явлений и движения, но одушевляет мир. Будучи душою мира, она протяженна и есть причина движения. Поэтому во Вселенной, в движении небесных тел соединены однообразие и изменение, а в области познания – усмотрение тожества и различия.

3. Функции Мировой Души

Итак, Мировая Душа выступает у Платона:

1) как движущая сила мира,

2) как идеальное единство мира,

3) как сознание мира,

4) как совокупность материальных отношений, сообразно которым устроен мир, определены расстояние и орбиты мировых тел,

5) как начало, чрез посредство которого идеи воплощаются в материи.

Источник

Космос Платона как модель вселенной

КОСМОС ПЛАТОНА КАК ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ
С.Ю. Поройков

Научный журнал «Метафизика» (рецензируется ВАК), №2(8), 2013, С. 137-152
http://lib.rudn.ru/35

АННОТАЦИЯ:
Работа посвящена анализу представлений Платона об образовании и устройстве мироздания. Проведено сравнение космологических построений Платона с другими древними космологиями: библейской, буддийской, даосской. Показано, что основным положениям космологического учения Платона могут быть даны интерпретации с позиции современных научных концепций, и на этой основе построена соответствующая модель.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Вселенная, космология, измерение, пространство-время, размерность, метрика, многомерие, сингулярность

Математическое выражение идеи гармонии мироздания

Вселенная Платона строится на принципах гармонии, соответствующих определенным математическим пропорциям [1, с. 472]. При описании устройства мироздания философ использует структуры, включающие определенное количество элементов. Так, основным элементом его построений является представление о вращающейся сфере, как первообразе космоса. Все мироздание Платон делит на три части: землю, небо и связывающую их световую сферу [1, с. 644]. Все творится из трех начал: тождественного сущности Бога, иного, а также смешения тождественного и иного [1, с. 473]. При этом порождающие космос «три начала» изначально составляют одно целое, которое затем делится на части [1, с. 475]. Тем самым философ устанавливает соотношение между единицей и тройкой. В основе платоновского космоса лежат четыре первостихии – «буквы Вселенной» [1, с. 489]. Мироздание по Платону являет собой единую взаимосвязанную систему, включающую четыре мира. При этом небеса Платон разделяет на восемь сфер [1, с. 449]. Соответственно, структуры, лежащие в основе платоновского космоса, выражаются посредством набора чисел: 1, 3, 4, 8.
Названные числа К. Юнг отнес к архетипическим «арифметическим символам», обозначив их как «кватернион, огдоада, троица и единство» [13, с. 261]. Данный набор чисел, в том или ином виде, присутствует во многих философско-религиозных системах. Например, основу буддизма составляют четыре благородные истины. Кроме того, Будда провозгласил ценность трех прибежищ, а также указал благородный восьмеричный путь (Дхаммапада, 190-191). При этом Будда призывал к постижению единой дхаммы, олицетворяющей закон и истину [14, с. 187].
Упомянутый выше ряд чисел также соответствует фундаментальным структурам, лежащим и в основе физической реальности. Так, принцип троичности реализуется в физике элементарных частиц: частицы объединены в триплеты; существуют три поколения частиц; кварки имеют три цвета; заряд и спин принимают по три различных значения. Единый континуум теории относительности составляет четырехмерное пространство-время. Существуют четыре вида взаимодействий, которые сводимы к единому взаимодействию. В свою очередь, восемь измерений – достаточная размерность для единообразного описания всех видов взаимодействий и элементарных частиц [3, с. 298].
Согласно Платону пропорции рождающегося космоса определяют две последовательности чисел, выражаемые степенными функциями с аргументами два и три [1, сс. 475, 668]. Так, числовой ряд 2, 4, 8 и т.д. описывается формулой:
А = 2n, где n = 1, 2, 3… (4)
Аналогичную последовательность выделил К. Юнг, анализируя структуру архетипических чисел, соответствующих как психическим, так и физическим структурам [15, с. 204]. По-сути, эта числовая последовательность отражает идею математического двоичного кода. К примеру, двоичный код является базовым при построении гексаграмм древнекитайской «Книги перемен», как комбинаций пар противоположных элементов, символизирующих инь и ян. В общей сложности «Книга перемен» содержит восемь гексаграмм, сочетающихся в шестидесяти четырех вариантах.
Отметим, что согласно исследованиям Ю.И. Кулакова, законы физики можно выразить через двоичные (бинарные) системы. При этом определенный вид симметрии, проявляющийся в характере отношений между объектами произвольной природы, уже сам по себе накладывает существенные ограничения на возможный вид законов, связывающих элементы соответствующих систем [16]. Для сравнения, бинарная геометрофизика Ю.С. Владимирова, развитая в рамках реляционного подхода, в качестве исходных элементов рассматривает бинарные системы отношений в поле комплексных чисел. В рамках данного подхода возможно описание всех известных элементарных частиц и взаимодействий [3, сс. 402-433]. Подобные концепции соответствуют той идее, что рождению Вселенной предшествовали законы, в соответствии с которыми она появилась. При этом исходным понятием полагается математическое множество элементов, из соотношений между которыми вытекают законы физики, равно как и само пространство-время.
Двоичной числовой последовательности отвечает известная теорема Фробениуса, согласно которой размерность алгебр без делителей нуля, имеющих физический смысл, может принимать ограниченный набор значений: 1, 2, 4 или 8, исчерпываясь полем действительных и комплексных чисел, а также телом кватернионов. Тем самым требование адекватного описания физической реальности накладывает ряд ограничений на выбор исходных алгебр. Так, отсутствие делителей нуля означает наличие в алгебре однозначного деления, как необходимого условия выполнения законов физики.
Отметим, что подобные алгебры позволяют описать этапы рождения Вселенной, соответствующие построениям Платона. Так, исходными элементами мироздания Платон полагает геометрические «формы», являющие собой «упорядоченное» отображение первичных «образов и чисел» [1, с. 495]. Подобный подход отвечает геометрическому видению мира, когда основной категорией полагается пространство-время [3, с. 207].
Согласно Платону рождению трехмерного «тела космоса» предшествовала двумерная плоскость [1, с. 472]. Соответственно, в качестве базового элемента при построении геометрической модели платоновского космоса может быть положена двумерная структура. С этих позиций мир можно уподобить объемной трехмерной голограмме, записанной на двумерной плоскости. Простейшей двумерной фигурой вращения является кольцо – одномерная замкнутая струна. Эта фигура отвечает представлениям Платона о вращении как базовом принципе строения мироздания. Так, образование Вселенной Платон иллюстрирует при помощи структур типа «круга» [1, с. 475]. Современная наука допускает возможность образования Вселенной из сингулярности, которой соответствует микроскопическая частица – максимон, являющийся черной дырой планковских масштабов. Если максимон обладает вращением, он представим в виде кольцеобразной сингулярности.
Прообразом мироздания по Платону является вращающаяся сфера [1, с. 473]. Подобной структуре отвечает двумерное комплексное пространство, а также четырехмерная сфера Римана. В рамках подобных метрик задаются такие алгебраические структуры, как спиноры, твисторы и кватернионы, широко применяющиеся в физике элементарных частиц. Подобные структуры описывают первичное «предпространство», порождающее действительное пространство-время, частицы и поля [4, сс. с. 61-76]. В этом смысле платоновский «первообраз» Вселенной соотносим со структурами, кодирующими физическую реальность.
Последующее удвоение метрики до восьми измерений соответствует комплексному четырехмерному пространству-времени и пространству бикватернионов (комплексных кватернионов). Так, все мироздание Платон соотносит с восемью сферами. В общем случае размерность пространства-времени, отвечающая модели платоновского космоса, определяется восемью ортогональными измерениями. Это максимальная размерность алгебр, отвечающих теореме Фробениуса. Одновременно это достаточная размерность для описания всех известных видов взаимодействий и элементарных частиц [3, сс. 298-299].

В ряде своих сочинений Платон подробно исследует проблематику образования Вселенной, а также ее строения. Предложенное древнегреческим философом описание мироздания во многом согласуется с другими известными космологиями того времени. Что существенно, космологические построения Платона соотносятся с рядом современных научных концепций. Это позволяет говорить о модели платоновской Вселенной как о теоретической физико-математической конструкции. Тем самым она представляет интерес не только с философской, но и с естественнонаучной точки зрения.
Представления Платона об устройстве мироздания во многом умозрительны. Сам философ отзывается о своих построениях как о «вероятных» и «правдоподобных» [1, с. 659]. Соответственно, космологическая модель, основанная на платоновском описании Вселенной, является гипотетической. Вместе с тем следует признать, что Платон демонстрирует впечатляющую для своей эпохи осведомленность в астрономии. Так, среди прочего, он указывает, что «земля кругла» и подвешена «посреди неба» [8, с. 703].
Построения Платона опираются не только на логические умозаключения, но и на более ранние источники, которым, по выражению философа, «отказать в доверии никак нельзя» [1, с. 480]. Так, в своих сочинениях философ неоднократно ссылается на древние «письмена» [1, с. 465] и предания «древних», более сведущих в соответствующих вопросах [1, с. 17]. Также современник Платона Лао-цзы указывал, что он следует древней традиции, поскольку «в древности … знали мельчайшие и тончайшие вещи» (Дао дэ Цзин, 15). Известно, что и буддийская космология впитала в себя более ранние индуистские представления. Учитывая, что между платоновской моделью космоса, а также буддийской и даосской космологиями прослеживается немало параллелей, можно допустить существование их общего, более древнего источника.
Построения Платона также интересны тем, что они относятся к периоду всплеска философско-религиозной мысли, произошедшему за половину тысячелетия до нашей эры и охватившему практически все очаги древней цивилизации. Современниками Платона были такие выдающиеся древнегреческие мыслители как Сократ, Пифагор, Аристотель, чьи учения повлияли на развитие всей западной цивилизации. На востоке возникли учения, во многом определившие последующее культурно-историческое развитие целых народов. В Китае свои трактаты составили Конфуций и Лао-Цзы. В Израиле явилась плеяда пророков; в Иране – Заратустра; в Индии – авторы Упанишад и Бхагавадгиты, а также Будда. В то время были заложены основы нескольких мировых религий, созданы предпосылки для формирования современного мышления и культуры.

1. Платон. Диалоги. Книга вторая. М.: Эксмо, 2008.
2. Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати. М.: Эксмо, 2008.
3. Владимиров Ю.С. Метафизика. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
4. Кассандров В.В. Число, Время, Свет (Алгебраическая динамика и физическая картина Мира) // Сб. Математика и практика. Математика и культура. Вып. №2., ред. Симаков М.Ю. М.: Самообразование, 2001.
5. Бартини Р.О.Д. Некоторые соотношения между физическими константами. ДАН СССР, т. 163, № 4, 1965.
6. Эйнштейн А. Теория относительности. Избранные работы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.
7. Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. СПб.: Амфора, 2001.
8. Платон. Диалоги. Книга первая. М.: Эксмо, 2008.
9. Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М.: Ленанд, 2006.
10. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб.: Амфора, 2001.
11. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002.
12. Шредингер Э. Что такое жизнь? Москва-Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2002.
13. Юнг К.Г. Эон. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
14. Ковалева Н. Будда и его учение. М.: РИПОЛ классик, 2005.
15. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., Серебряные нити, 2006.
16. Кулаков Ю.И. Элементы теории физических структур. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1968.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *