какую фамилию носила известная балерина
Служенье муз: 8 знаменитых балерин, изменивших историю
Музей керамики в «Кусково» показал Cosmo.ru свои коллекции фарфоровых статуэток и заодно рассказал историю самых известных балерин.
Мари-Анн де Камарго
Прима парижской Королевской академии музыки Мари-Анн де Камарго (1710-1770) спровоцировала революцию в балете и моде XVIII века. До неё танцовщицы вышагивали по сцене в юбках до пят, а все сложные прыжки выполняли мужчины. Чтобы разнообразить свой прыжковый репертуар, Камарго первой укоротила балетную юбку, обнажив щиколотки. Неслыханную по тем временам вольность на грани скандала подхватили парижанки, и длина женских юбок медленно поползла вверх. Позднее Камарго отказалась и от каблуков, дав ещё один импульс к развитию парижской моды.
Мария Тальони
Настя Сланевская стала звездой случайно. В 2002 году девушку в караоке заметил режиссёр Сергей Кальварский. Так Анастасия превратилась в певицу Славу. В 17 лет Анастасия Сланевская забеременела. Отец дочки Александры — Константин Морозов занимался бизнесом, но у них со Славой были разные взгляды на жизнь. Вскоре после рождения Саши в 1999 году пара распалась, но Слава сделала всё возможное, чтобы её ребёнок ни в чём не нуждался. Сейчас у Анастасии уже двое детей: старшая Александра и младшая Антонина, которая родилась в 2011 году от бизнесмена Анатолия Данилицкого. У юной Саши уже есть серьезные отношения, но Слава не боится, что дочь повторит ее судьбу. Певица уверена, что будет отличной бабушкой.
Ещё одна «революционерка» из парижской Гран-Оперы, балерина в третьем поколении Мария Тальони (1804-1884) — первая танцовщица, которая надела балетную пачку и встала на пуанты. Это случилось в балете «Сильфида», написанном специально для Марии её отцом Филиппо Тальони.
Мария гастролировала по всей Европе, в 1837-м на три года приехала в Россию, и вскоре весь Петербург лежал у её ног. Рассказывают, что несколько экзальтированных русских поклонников выразили свою любовь к ней весьма странным образом: за 200 рублей (за эту сумму можно было получить восемь батистовых манишек, 200 фунтов чая или 600 гусей) они купили её пуанты, чтобы сварить их, приправить соусом и съесть.
После смерти звезды у танцовщиков возник обычай оставлять свои первые пуанты на могиле Тальони в Париже. Довольно часто они ошибаются кладбищем и вместо Пер-Лашез, где похоронена Мария, пуанты несут на Монмартр к могиле её матери Софии.
Фанни Эльслер
Главной соперницей Тальони в то время была ещё одна прима Гран-Оперы — Фанни Эльслер (1810-1884). Их сравнивали все, но, пожалуй, наиболее эффектно это сделал французский писатель и балетоман Теофиль Готье, назвавший Тальони христианской танцовщицей, а Эльслер — языческой.
Если первую носил на руках Петербург, то вторую боготворила Москва. До России Эльслер добралась в 38 лет по личному приглашению Николая I и, несмотря на возраст, протанцевала три сезона. Когда во время прощального бенефиса она играла Эсмеральду, публика бросила на сцену три сотни букетов, из которых во втором акте для героини устроили лежанку. В ответ в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя возлюбленного Феба, Эльслер сложила слово «Москва». Из-за шквала оваций и рыданий в зале выступление едва на этом не завершилось. А после спектакля поклонники впряглись в коляску вместо лошадей и на себе довезли приму до её дома. Для некоторых государственных чиновников участие в этом действе, которое сопровождали разные дурачества, закончилось увольнением со службы. Тронутая московским приёмом Эльслер объявила, что завершает в Москве свою карьеру. Она пообещала, что выйдет на сцену ещё лишь раз, чтобы попрощаться с родной Веной, и сдержала слово.
5 выдающихся российских балерин, ставших эталоном в мировом балете
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Анна Павлова
Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.
Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.
Галина Уланова
Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.
После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.
Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.
Ольга Лепешинская
За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.
Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.
Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.
После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и невероятная любовь к своей профессии позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.
Людмила Семеняка
Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.
Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.
В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
5 великих русских балерин, которым драматическая судьба не помешала покорить мир
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Русский балет не зря считают отдельным видом искусства. Заимствованный в Италии, во Франции он получил вторую жизнь в качестве придворного балета. Но именно в России достиг он своего истинного расцвета. Русским балеринам рукоплескал весь мир, они покоряли своей грацией, изяществом и невероятным мастерством, а зрители даже не догадывались, сколь драматичными были их судьбы.
Анна Павлова
Её называли первооткрывательницей и реформатором, она импровизировала на сцене, а её «Умирающий лебедь» на долгие годы стал символом русского балета. У Анны Павловой было множество поклонников, а она ещё в юности отдала своё сердце французскому аристократу Виктору Дандре. Когда ветреного возлюбленного поймали на взятке при строительстве Охтинского моста, балерина находилась на гастролях в Париже. Она собрала все свои гонорары, полученные за выступления в Европе, и нашла способ переправить деньги в Россию, чтобы их могли внести в качестве залога за Дандре.
Французский аристократ оценил поступок балерины и даже приехал к ней в Лондон, когда она туда эмигрировала. Однако совместная жизнь Анны Павловой и Виктора Дандре не складывалась. Они отчаянно ревновали друг друга, упрекали во всех грехах и находили утешение на стороне. Жизнь «Умирающего лебедя» оборвал плеврит, который она получила после железнодорожной катастрофы и долгого ожидания спасателей на морозе.
Ольга Спесивцева
Эта блистательная балерина прославилась в начале XX века. Трагическую роль в её судьбе сыграла партия Жизели, готовясь к которой она посещала психиатрическую клинику, а после страдала от того, что слишком вживается в роль. Она даже думала о том, что не должна танцевать в «Жизели». Оставшись после революции в России, Ольга Спесивцева от холода и недостаточного питания заработала туберкулёз и смогла выжить благодаря чекисту Борису Каплуну, отправившему её в Италию на лечение.
После она эмигрировала во Францию, там её приняли очень настороженно. Затем она сбежала в Англию, где встретила американского бизнесмена Леонарда Брауна, с которым переехала в Америку. Когда же возлюбленный балерины внезапно скончался от инфаркта, психика Ольги Спесивцевой не выдержала. И она на долгие годы оказалась безымянной пациенткой психиатрической клиники в Нью-Йорке. Скончалась она в пансионате для эмигрантов.
Лидия Иванова
Её называли восходящей звездой русского балета и видели в ней конкурентку Ольге Спесивцевой. Лидия Иванова уже в 20 лет танцевала в Мариинском театре, собиралась выйти замуж за любимого человека и готовилась к гастролям в Германии. Однако в июне 1924 года она погибла при очень странных обстоятельствах во время водной прогулки по каналам Санкт-Петербурга. Сначала у лодки заглох мотор, а пока его чинили, крохотное судно отнесло в фарватер Морского канала, где ходили большие корабли. С одним из них и столкнулась лодка, где находилась Лидия Иванова с друзьями.
Тело Лидии, по официальным данным, так и не нашли. Слухи, ходившие в то время в Санкт-Петербурге, утверждали, будто тело балерины нашли, да ещё и с простреленной головой. Якобы Борис Каплун, возлюбленный Ольги Спесивцевой, устранил таким образом конкурентку примы. Друзья Лиды Ивановой были уверены, что к её гибели было причастно ГПУ, руководство которого не хотело выпускать талантливую балерину из страны. Впрочем, ни одно из предположений проверить нельзя.
Ольга Лепешинская
Майя Плисецкая
Талант и грация Майи Плисецкой покорили весь мир, ей рукоплескали в разных странах и городах, а потому даже трудно себе представить, что был период в жизни балерины, когда КГБ не оставляло её своим вниманием. Её категорически не выпускали на зарубежные гастроли за исключением стран соцлагеря, и даже на спектаклях в Большом театре почему-то опасались провокаций от Майи Плисецкой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Простоплеер опять с нами. Всем здравствуйте. Сегодня хочу сообщить, что сайт Простоп.
Пожиратель Времени В Кембридже есть странный объект, от которого кровь стынет в жилах у челов.
—Музыка
—Приложения
—Видео
—Музыкальный плеер
Цветёт рододендрон.. Май 2013
—
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Знаменитые балерины, увековеченные в фарфоре.
Служенье муз: знаменитыe балерины, изменившие историю
Балерин в России всегда боготворили. Им посвящали разные произведения искусства — художественные полотна, стихи, скульптуры.
Музей керамики в «Кусково» показал Cosmo.ru свои коллекции фарфоровых статуэток и заодно рассказал историю самых известных балерин.
«Балет и особенно образ балерины вдохновляли художников во все времена. Первые фарфоровые скульптуры танцовщиц появились в Европе в середине XVIII века. В России в первой половине XIX века миниатюры изображенных в танце балерин создавались на частных заводах Гарднера и Попова. Особенного мастерства в передаче художественного образа знаменитых прим — Павловой, Карсавиной, Улановой, Плисецкой — достигли мастера Императорского фарфорового завода (в СССР — Государственного фарфорового завода им. М. В. Ломоносова), передав в своих работах их естественную грацию, пластику, индивидуальность и портретное сходство с каждой из них. Эти и многие другие скульптуры балерин XVIII-ХХ века можно увидеть в коллекции Музея керамики в усадьбе Кусково».
Виолетта Микитина, заведующая отделом керамики и стекла Музея-усадьбы «Кусково»
Мари-Анн де Камарго
Прима парижской Королевской академии музыки Мари-Анн де Камарго (1710−1770) спровоцировала революцию в балете и моде XVIII века. До неё танцовщицы вышагивали по сцене в юбках до пят, а все сложные прыжки выполняли мужчины. Чтобы разнообразить свой прыжковый репертуар, Камарго первой укоротила балетную юбку, обнажив щиколотки. Неслыханную по тем временам вольность на грани скандала подхватили парижанки, и длина женских юбок медленно поползла вверх. Позднее Камарго отказалась и от каблуков, дав ещё один импульс к развитию парижской моды.
«Балерина Камарго» Франкенталь (Германия), около 1760 года.
Мария Тальони
Ещё одна «революционерка» из парижской Гран-Оперы, балерина в третьем поколении Мария Тальони (1804−1884) — первая танцовщица, которая надела балетную пачку и встала на пуанты. Это случилось в балете «Сильфида», написанном специально для Марии её отцом Филиппо Тальони.
Мария гастролировала по всей Европе, в 1837-м на три года приехала в Россию, и вскоре весь Петербург лежал у её ног. Рассказывают, что несколько экзальтированных русских поклонников выразили свою любовь к ней весьма странным образом: за 200 рублей (за эту сумму можно было получить восемь батистовых манишек, 200 фунтов чая или 600 гусей) они купили её пуанты, чтобы сварить их, приправить соусом и съесть.
После смерти звезды у танцовщиков возник обычай оставлять свои первые пуанты на могиле Тальони в Париже. Довольно часто они ошибаются кладбищем и вместо Пер-Лашез, где похоронена Мария, пуанты несут на Монмартр к могиле её матери Софии.
«Балерина Тальони» Завод Попова (Россия). Середина XIX века.
Фанни Эльслер
Главной соперницей Тальони в то время была ещё одна прима Гран-Оперы — Фанни Эльслер (1810−1884). Их сравнивали все, но, пожалуй, наиболее эффектно это сделал французский писатель и балетоман Теофиль Готье, назвавший Тальони христианской танцовщицей, а Эльслер — языческой.
Если первую носил на руках Петербург, то вторую боготворила Москва. До России Эльслер добралась в 38 лет по личному приглашению Николая I и, несмотря на возраст, протанцевала три сезона. Когда во время прощального бенефиса она играла Эсмеральду, публика бросила на сцену три сотни букетов, из которых во втором акте для героини устроили лежанку. В ответ в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя возлюбленного Феба, Эльслер сложила слово «Москва». Из-за шквала оваций и рыданий в зале выступление едва на этом не завершилось. А после спектакля поклонники впряглись в коляску вместо лошадей и на себе довезли приму до её дома. Для некоторых государственных чиновников участие в этом действе, которое сопровождали разные дурачества, закончилось увольнением со службы. Тронутая московским приёмом Эльслер объявила, что завершает в Москве свою карьеру. Она пообещала, что выйдет на сцену ещё лишь раз, чтобы попрощаться с родной Веной, и сдержала слово.
«Балерина Фанни Эльслер» Завод Гарднера (Россия). Вторая четверть XIX века.
Софья Фёдорова
Это творение скульптора Наталии Данько, существующее в нескольких вариантах росписи, было неизменным хитом международных выставок фарфора в 1920-х и выпускалось с перерывами до начала 1950-х.
В историю балета вдохновившая появление этой работы Софья Фёдорова (1879−1963) вошла как Фёдорова Вторая, поскольку, когда её приняли в труппу Большого театра, в кордебалете уже была её однофамилица. Техника этой цыганки по крови была не без изъянов, но благодаря бурному темпераменту и искусству перевоплощения её характерный танец приводил зрителей в экстаз.
Танцуя Жизель в апреле 1913 года, Фёдорова напугала публику слишком натуралистичным изображением сумасшествия и смерти своей героини. Балерина так глубоко погрузилась в роль, что её стали преследовать сильные неврастенические припадки, которые позднее развились в болезнь. Вскоре ей пришлось всё больше времени проводить в психиатрических клиниках и всё меньше — на сцене. Когда Фёдоровой становилось лучше, с ней желали работать такие знаковые фигуры, как Анна Павлова и Сергей Дягилев. Однако болезнь взяла своё.
«Испанский танец» (Софья Фёдорова в балете «Раймонда») Автор Н.Я. Данько. Ленинградский фарфоровый завод (1928)
Анна Павлова
В собрании керамики «Кусково» есть сразу две знаменитые фарфоровые скульптуры, посвящённые великой Анне Павловой (1881−1931). Скульптор Серафим Судьбинин запечатлел балерину в образе Жизели в сцене гадания из одноимённого балета. Работая над эскизами во время гастролей труппы Павловой в Англии в 1913 г., он стал свидетелем начинавшейся павломании, вскоре охватившей весь мир. Судьбинин писал в Петербург, что «один Лондон в один день раскупит 500 экземпляров. Популярность Павловой здесь громадная, а после ряда статей в лондонских журналах о том, что её фигура будет выполнена на Императорском фарфоровом заводе, здесь только и ждут появления этой работы в свет».
В советское время модель Судьбинина выполнялась с разными вариантами росписи, однако самый правильный — кусковский, в точности копирующий костюм, сделанный по эскизу известного художника Леона Бакста.
Другая статуэтка стала данью памяти великой балерине, скончавшейся во время гастролей в Гааге в 1931 году. Скульптор Наталия Данько сделала её по фотографии 1915 года. Она выбрала образ «Умирающего лебедя», который принёс Павловой мировую славу и стал символом русского балета. Говорят, что последними словами балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя».
«Балерина Анна Павлова в роли Жизели» Модель 1913г. Автор С.Н. Судьбинин. Императорский фарфоровый завод (1914)
Тамара Карсавина
Имя Тамары Карсавиной (1885−1978) в наши дни знакомо лишь знатокам балета, но в начале XX века она не уступала в известности Павловой. По сути, две эти примы, танцовщик Вацлав Нижинский, балетмейстер Михаил Фокин и антрепренёр Сергей Дягилев и превратили словосочетание «русский балет» в бренд, который узнал весь мир.
Она позировала Валентину Серову, Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Сергею Судейкину, Зинаиде Серебряковой, ей посвящала стихи Анна Ахматова, а в 1914 году в честь неё был выпущен поэтический сборник «Букет для Карсавиной», составленный из стихов модных поэтов того времени. Образ балерины проник и в английскую литературу: герои Агаты Кристи восхищаются Карсавиной в детективе «Таинственный мистер Кин», лично знакомый с танцовщицей автор «Питера Пэна» Джеймс Барри вывел её в пьесе «Правда о русских танцорах» под именем Каррисима.
Шедевральную фигуру исполняющей арабеск Карсавиной выполнил по заказу Императорского фарфорового завода всё тот же Судьбинин. В одном варианте балерина касается постамента только носком опорной ноги, в другом, оригинальном по замыслу, её поддерживают два херувима. Именно этот вариант находится в собрании «Кусково».
«Балерина Тамара Карсавина» Автор С.Н. Судьбинин. Императорский фарфоровый завод (1913)
Галина Уланова
Именем одной из величайших балерин XX века Галины Улановой (1909−1998) названы астероид, крупный алмаз и сорт голландских тюльпанов, ещё при жизни ей поставили памятники в Стокгольме и Ленинграде.
Памятник Улановой в столице Швеции открыли в марте 1984 года перед единственным в мире Музеем танца. Эта скульптура — бронзовая копия фигурки балерины в роли Одетты из «Лебединого озера», воплощённой в фарфоре на Ломоносовском заводе в 1951 году. Автор миниатюры — скульптор Елена Янсон-Манизер, известная своей любовью к балету. За свою творческую карьеру она посвятила ему более сотни работ.
Янсон-Манизер попросила Уланову позировать после того, как впервые увидела молодую солистку Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в роли Марии в постановке «Бахчисарайского фонтана». Так в 1936 году появилась фарфоровая «Танцовщица», а в центральных парках Москвы и Ленинграда — бронзовые «Балерины», сохранившиеся до наших дней.
В 1950-х Янсон-Манизер подготовила целую серию фарфоровых фигур мастеров балета того времени. Достойное место в ней заняли образы Улановой — Тао Хоа из балета «Красный цветок», Джульетта из «Ромео и Джульетты», умирающий лебедь и Одетта из «Лебединого озера».
«Галина Уланова в роли Одетты» Автор Е.А. Янсон-Манизер. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (1951)
Майя Плисецкая
После того как Галина Уланова завершила карьеру в 1960 году, примой Большого театра стала Майя Плисецкая (1925−2015). Несмотря на разницу в возрасте в 14 лет, двух великих балерин многое связывало. И ту, и другую учила известная в прошлом танцовщица Елизавета Гердт, на пару они исполняли главные женские роли в балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок», их фарфоровые миниатюры оказались бок о бок и в балетной серии Елены Янсон-Манизер. Эти фигурки стоящих на носках танцовщиц словно продолжали линию, начатую статуэткой судьбининской Карсавиной.
Балетом, прославившим Плисецкую, было «Лебединое озеро», но скульптор остановилась на её образе героини «Раймонды». Это была первая главная роль Майи в Большом, она станцевала её в 1945 году, после войны. Потом мемуарах Плисецкая писала: «В журнале „Огонёк“ на одной̆ странице с репортажем о победах футболистов московского „Динамо“ в Англии, после портретов великого Боброва, Бескова, Хомича, Семичастного, — мои шесть балетных поз из „Раймонды“. И седьмая — такая нелепая, со смущённой̆ полуулыбкой̆ — фотография в жизни… И маленькая заметка о появлении новой̆ балерины в труппе Большого театра. Я по-детски счастлива».
Балерина запомнила на всю жизнь ещё одно выступление в «Раймонде». Дата врезалась в её память — 4 марта 1953 года, за день до смерти Сталина. Накануне по радио обнародовали бюллетень о здоровье вождя, из которого было понятно, что дни его сочтены. Люди вокруг надеялись на чудо, а Плисецкая танцевала в тот вечер, желая этой смерти всеми фибрами души — её отца расстреляли в 1938-м как шпиона и предателя, а мать осудили на восемь лет и отправили на вольное поселение с грудным ребёнком на руках, младшим братом балерины.
«Майя Плисецкая в роли Раймонды» Автор Е.А. Янсон-Манизер. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (1951)