какую численность указывать в заявлении на патент
Что изменилось в расчете средней численности работников у ИП на патенте
В Налоговый кодекс в очередной раз внесли масштабные поправки (Федеральный закон 325-ФЗ). И среди них даже есть хорошие для индивидуальных предпринимателей. Одна их них и будет рассмотрена в этой статье.
Речь идет о расчете средней численности работников для права применения патентной системы налогообложения. При применении ПСН эта численность не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем. И при кажущейся простоте формулировки, она много лет вызывает споры ИП и налоговиков.
Дело в том, что многие предприниматели совмещают ПСН с другими системами налогообложения. И возникает вопрос, нужно ли работников, которые не принимают участие в деятельности по ПСН, учитывать в средней численности, дающей право применять эту систему налогообложения.
Средняя численность наемных работников определяется по правилам, установленным в приказе Росстата от 22.11.2017 № 772, в котором утвержден порядок заполнения формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников». Именно этим документом должны руководствоваться бизнесмены.
Однако под давлением судебной практики министерству пришлось изменить своё мнение и начиная с 2018 года Минфин уже писал, что следует вести раздельный учет средней численности работников, занятых в патентной деятельности и в деятельности по другим системам налогообложения.
Чтобы наконец окончательно поставить точку в споре, в пункт 5 статьи 346.43 НК внесли изменения. Теперь при определении ограничения по численности наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период 15 человек, учитываются все виды предпринимательской деятельности, осуществляемые ИП, в отношении которых применяется ПСН.
Таким образом, если у ИП более 15 человек работников, он может применять ПСН, если в деятельности по патенту занято 15 и менее человек. Как разделить работников на практике? Налоговый кодекс объяснений не дает. Но с учетом того, что ИП обязан вести кадровую документацию, такое разделение можно оформить в штатном расписании, должностных обязанностях и трудовых договорах, в которых указывается, в частности, место работы (например, склад, откуда происходит реализация оптом, не попадающая под ПСН).
В расчет средней численности включаются не только работники по трудовым договорам, но и исполнители по договорам подряда и оказания услуг. Это следует из порядка, утвержденного Росстатом (см. выше). Внешние совместители учитываются тоже.
Чтобы рассчитать среднюю численность, надо сначала посчитать среднесписочную численность, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников по договорам подряда и услуг. И сложить эти цифры. Рассчитывать надо каждый месяц, если количество работников у ИП близко к пороговому значению, чтобы случайно не оказаться без права на патент.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Как заполнить заявление на получение патента?
Перейти на патент можно в любой день в течение года или сразу после регистрации ИП. В статье расскажем про оба варианта.
Как заполнить заявление с помощью Эльбы, если уже зарегистрировали ИП
Для этого перейдите в раздел «Реквизиты» → «Для отчётности» → «Подать заявление на патент» или нажмите на ссылку «Создать заявление на патент» в разделе «Актуальные задачи».
Откроется пошаговая задача. Заполните форму, остальные данные Эльба возьмёт из реквизитов.
Шаг 1. Заполните реквизиты
Действие патента может начинаться с любой даты, но мы рекомендуем указать первое число месяца. Многие налоговые не принимают заявление с другой датой.
Налоговая ставка — почти всегда 6%. Это не значит, что вы заплатите 6% с поступлений. Для каждого вида деятельности на патенте регионы определяют величину предполагаемого дохода. Именно от этой фиксированной суммы вы будете платить по ставке.
Если попадаете под налоговые каникулы, выбирайте ставку 0%. Укажите пункт и статью регионального закона, который ввёл каникулы для вашего бизнеса. Ставка 0% означает, что платить за патент не нужно.
В Крыму и Севастополе ставка — 4%. Эльба подставит её автоматически, когда выберете регион.
Шаг 2. Укажите объекты
Каким будет этот шаг, зависит от вашего вида деятельности.
Если ваш бизнес — розница или общепит, выберите объект, заполните его адрес, укажите признак объекта и площадь.
Рознице иногда непросто определить, чем отличается магазин от павильона. В п. 3 статьи 346.43 НК РФ даны определения:
Для заполнения признака и площади пригодится региональный закон по патенту. В одних регионах стоимость патента зависит только от площади торгового зала или зала обслуживания, а в других — от общей площади магазина или кафе.
Признаков объекта восемь, но рознице и общепиту нужно выбрать один из трех. Первый признак предназначен для аренды, 2-4 — для розницы, 5-7 — для общепита, а последний — для автостоянок.
Код | Признак | Когда указывать |
---|---|---|
1 | Площадь сдаваемого в аренду объекта. | Сдаете в аренду жилое или нежилое помещение, садовый дом или земельный участок. |
2 | Площадь объекта стационарной торговой сети, имеющего торговый зал. | Есть торговый зал. В вашем регионе потенциальный доход зависит от общей площади магазина или павильона. |
3 | Площадь торгового зала по объекту организации торговли. | Есть торговый зал. В вашем регионе потенциальный доход зависит от площади торгового зала. |
4 | Площадь торгового места в объекте стационарной торговой сети, не имеющем торгового зала. | Торгового зала нет. Торгуете на розничном рынке, ярмарке или в киоске. |
5 | Площадь объекта организации общественного питания, имеющего зал обслуживания посетителей. | Есть зал обслуживания. В вашем регионе потенциальный доход зависит от общей площади ресторана, бара, кафе или закусочной. |
6 | Площадь зала обслуживания посетителей по объекту организации общественного питания. | Есть зал обслуживания. В вашем регионе потенциальный доход зависит от площади зала обслуживания. |
7 | Площадь объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей | Зала обслуживания нет. Торгуете через киоск, палатку или отдел кулинарии при ресторане, баре, кафе или других точках общепита. |
8 | Площадь стоянки для транспортных средств | Деятельность стоянок для автотранспортных средств |
Если сдаете недвижимость в аренду, нажмите на кнопку «Добавить объект» и выберите, что сдаете: земельный участок, жилое или нежилое помещение. Заполните адрес и выберите признак «1 — площадь сдаваемого в аренду объекта».
Если вы перевозите грузы или пассажиров, увидите кнопку «Добавить транспортное средство». Выберите тип транспортного средства и укажите характеристики из документов на него.
Для остальных видов деятельности просто укажите адрес, по которому планируете работать. Если конкретного адреса нет, ничего не заполняйте, а переходите сразу на следующий шаг к отправке заявления.
Шаг 3. Передайте заявление в налоговую
Подпишите и отправьте заявление. Если электронной подписи нет, распечатайте и сдайте на бумаге. В 2020 году налоговая принимает заявления до 31 декабря.
После отправки вы получите квитанцию о приёме или уведомление об отказе. Инспекция не отправляет патент в электронном виде, поэтому через 5 дней лучше забрать его на бумаге — там будет указана стоимость и реквизиты для оплаты. К тому же контрагент может попросить скан патента, чтобы убедиться, что вы работаете на спецрежиме без НДС.
На самом деле ходить в налоговую необязательно. Рассчитать стоимость патента можно и на калькуляторе, а сформировать платёжку — в сервисе налоговой. Если переживаете, что можете ошибиться с оплатой, заберите патент на бумаге.
В личном кабинете налогоплательщика появится информация о патенте: номер, срок действия и календарь платежей.
С 2021 года законы по патенту изменятся. В блоге Эльбы мы рассказали об изменениях и ответили на частые вопросы.
Как заполнить заявление на бумаге, если собираетесь регистрировать ИП и сразу переходить на патент
Чтобы перейти на патент с первого дня существования ИП, подайте заявление вместе с документами на регистрацию бизнеса.
Заявление заполняйте на компьютере или вручную печатными буквами. Буквы заглавные, цвет — чёрный, в одной ячейке — один символ.
Бумажное заявление на получение патента состоит из нескольких листов.
Первый лист — сведения об ИП
Поле | Как заполнить? |
---|---|
ИНН | Узнать свой ИНН на сайте налоговой. |
Код налогового органа | Если бизнес по патенту ведёте в своём регионе, укажите код налоговой по месту прописки. Если в другом — код любой налоговой этого региона. Узнайте код на сайте налоговой. |
ОГРНИП | Указан в свидетельстве о регистрации ИП или в выписке из ЕГРИП. Не заполняйте, если переходите на патент с первого дня существования ИП. |
Код субъекта РФ | Совпадает с первыми двумя цифрами кода налоговой |
Адрес | Прописка по паспорту |
Срок патента | От 1 до 12 месяцев, но в рамках одного года |
Начало действия патента | |
Приложение копии документа | Если прикладываете к заявлению документы, укажите количество листов. Приложением может быть доверенность представителя, договор аренды помещения (его может попросить налоговая, если вы занимаетесь розничной торговлей или общепитом. |
Достоверность и полноту сведений подтверждаю |