какую черную игрушку сделал однажды лонгрен
Какую черную игрушку сделал однажды лонгрен
Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига[1], на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был наконец покинуть эту службу.
Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка.
– Три месяца я ходила за нею, старик, – сказала она, – посмотри на свою дочь.
Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя.
– Когда умерла Мери? – спросил он.
Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гульканием девочке и уверениями, что Мери в раю. Когда Лонгрен узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы – будь теперь они все вместе, втроем – был бы для ушедшей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.
Месяца три назад хозяйственные дела молодой матери были совсем плохи. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной; наконец потеря небольшой, но необходимой для жизни суммы заставила Мери попросить в долг денег у Меннерса. Меннерс держал трактир, лавку и считался состоятельным человеком.
Мери пошла к нему в шесть часов вечера. Около семи рассказчица встретила ее на дороге к Лиссу. Заплаканная и расстроенная, Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо. Она прибавила, что Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви. Мери ничего не добилась.
«У нас в доме нет даже крошки съестного, – сказала она соседке. – Я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа».
В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисс к ночи. «Ты промокнешь, Мери, накрапывает дождь, а ветер, того и гляди, принесет ливень».
Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. «Довольно мне колоть вам глаза, – сказала она, – и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кончено». Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду; непогода и вечерняя изморось сразила ее двухсторонним воспалением легких, как сказал городской врач, вызванный добросердной рассказчицей. Через неделю на двуспальной кровати Лонгрена осталось пустое место, а соседка переселилась в его дом нянчить и кормить девочку. Ей, одинокой вдове, это было не трудно.
– К тому же, – прибавила она, – без такого несмышленыша скучно.
Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.
Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. Этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии. Малообщительный по натуре, он после смерти жены стал еще замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда видели в трактире, но он никогда не присаживался, а торопливо выпивал за стойкой стакан водки и уходил, коротко бросая по сторонам: «да», «нет», «здравствуйте», «прощай», «помаленьку» – на все обращения и кивки соседей. Гостей он не выносил, тихо спроваживая их не силой, но такими намеками и вымышленными обстоятельствами, что посетителю не оставалось ничего иного, как выдумать причину, не позволяющую сидеть дольше.
Сам он тоже не посещал никого; таким образом меж ним и земляками легло холодное отчуждение, и будь работа Лонгрена – игрушки – менее независима от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последствия таких отношений. Товары и съестные припасы он закупал в городе – Меннерс не мог бы похвастаться даже коробком спичек, купленным у него Лонгреном. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.
Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни – дикие ревостишия[2]. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь.
Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал открытый воздух суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, – так силен был его ровный пробег, – давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.
Ассоль
«Ассоль» – это современная фантазия на тему повести «Алые паруса». Сохраняя в целом сюжет Грина, Павел Морозов населил Каперну новыми героями, на которых так не похожа Ассоль. Современный юмор и нешуточные страсти, жажда любви и любовь к деньгам, романтика и еще раз романтика – все это феерия Павла Морозова «Ассоль».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ассоль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Картина 3. Черная игрушка Лонгрена
АССОЛЬ — Сестры Меннерс опять дразнили меня и бросали в меня кусками грязи. А утром Рыжая Ида крикнула мне неприятные слова. Скажи, почему нас не любят?
ЛОНГРЕН — Эх, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут.
АССОЛЬ — Отец, я никогда тебя не спрашивала, а сегодня спрошу: как погибла мама?
ЛОНГРЕН — Вот когда ты спросила… Знаешь, Ассоль, я всегда оберегал тебя от этих разговоров.
АССОЛЬ — Знаю. И все-таки — как?
ЛОНГРЕН — Ну, как знаешь. Ты и вправду повзрослела, раз захотела все захотела узнать… В тот год я сильно задержался в рейсе, а у Мери совсем кончились деньги. Она пошла к Гарри Меннерсу заложить обручальное кольцо. Соседка ее отговаривала, собиралась гроза. Но Мери все-таки пошла… Дальше… Меннерс, отказал. Сказал, что даст денег, если она… Если она… В общем, стал приставать. Мери оттолкнула его и бросилась прочь. По пути домой она попала под страшный ливень и сразу слегла. Соседка была рядом с ней, но помочь не смогла.
ЛОНГРЕН — А что Меннерс? Однажды, когда разыгрался шторм, он не успел привязать лодку к свае. Он так долго возился, что упустил время, и его стало сносить. Я все это видел. Он стал кричать и бросать мне канат, но… я не смог пересилить себя и помочь ему. Я стоял, курил… курил и смотрел, как его лодку относит в открытый океан. Я все еще слышал, как он просил меня о помощи. И тогда я крикнут ему: «Помнишь Мери? Она также просила тебя, Гарри Меннерс!» Черную игрушку смастерил я тогда, Ассоль.
АССОЛЬ — Ты сильно любил маму?
ЛОНГРЕН — Любил ли я? Я не очень силен в этих разговорах, Ассоль. Как бы это сказать… Она была смыслом моей жизни. А когда ее не стало, мне не за чем стало жить на земле. Но, благодарение Богу, она оставила мне тебя. Теперь — ты смысл моей жизни. Наверное, это и есть любовь.
Черная Игрушка
Вчера на уроке мы знакомились с одним из самых любимых моих произведений — повестью — феерией «Алые паруса». Восьмиклассники с удовольствием восприняли любовную линию повести, ожидание и осуществление Мечты. Им был понятен романтический конфликт между одинокой незаурядной героиней и серым озлобленным жизнью и бытом окружением. Но один момент в повести вызвал дискуссию. И это, на мой взгляд, очень важный, ключевой эпизод в произведении. Я имею в виду сцену мести, где положительный герой, отец Ассоль, наблюдает за гибелью своего врага, косвенно виновного в смерти любимой жены. Наблюдает и не оказывает помощи.
Школьники убедительно доказали цитатами из текста, что автор, то есть А.Грин, не осуждает своего героя. Отец Ассоль безумно любил свою жену, и он вроде бы имел право на такое поведение: не помочь, не протянуть руку.
И не случайно после этого эпизода герой сказал дочери : «Черную игрушку я сделал, Ассоль!» Наверное, к этому моменту он уже понял, что недобрый поступок отбросит темную тень на всю судьбу его дочери.
Конечно, толпа не имела права переносить осуждение поступка отца на отношение к неповинному ребенку. Но когда толпа поступала иначе?
И какое счастье, что за девушкой все-таки приплыл Рыцарь на корабле с Алыми Парусами. Светлый, светлый писатель Александр Грин.
Тэги: урок, феерия, любовь, месть, сострадание
Именно подобное поведение (прощение зла) и сделало бы добро беззащитным.
Именно поэтому все социальные утопии так и остаются утопиями. Злу дают зелёную дорогу, а добро себя ограничивает, и поэтому обречено на поражение.
Это у меня давно продуманная мысль. Не переубедите.
Во-во : ` Делай, что должно, и пусть будет, что будет. `:)
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Какую черную игрушку сделал однажды лонгрен
© Паустовский К. Г., наследники, предисловие, 1939
© Высоцкий В. П., наследники, иллюстрации, 1965
© Власов В. А., наследники, иллюстрации, 1945, 1957
© Оформление серии. ОАО «Издательство „Детская литература“», 2014
Жизнь Александра Грина
Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский – умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.
Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.
Биография Грина – беспощадный приговор дореволюционному строю человеческих отношений. Старая Россия наградила Грина жестоко: она отняла у него еще с детских лет любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь – невыносимой. Она была похожа на дикий самосуд. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня.
Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, – землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина.
«Я всегда замечал, – пишет Максим Горький в книге „Мои университеты“, – что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь».
Эти слова целиком относятся к Грину.
Русская жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, – золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети, но прежде всего – моряки.
Жить без веры в то, что такие страны цветут и шумят где-то на океанских островах, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо.
Пришла революция. Ею было поколеблено многое, что угнетало Грина: звериный строй прошлых человеческих отношений, эксплуатация, отщепенство – все, что заставляло Грина бежать от жизни в область сновидений и книг.
Грин искренне радовался ее приходу, но прекрасные дали нового будущего, вызванного к жизни революцией, были еще неясно видны, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.
Революция пришла не в праздничном уборе, а пришла как запыленный боец, как хирург. Она вспахала тысячелетние пласты затхлого быта.
Светлое будущее казалось Грину очень далеким, а он хотел осязать его сейчас, немедленно. Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха, входить в дома людей будущего, участвовать вместе с ними в заманчивых экспедициях, жить рядом с ними осмысленной и веселой жизнью.
Действительность не могла дать этого Грину тотчас же. Только воображение могло перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей.
Это вечное, почти детское нетерпение, желание сейчас же увидеть конечный результат великих событий, сознание, что до этого еще далеко, что перестройка жизни – дело длительное, все это вызывало у Грина досаду.
Раньше он был нетерпим в своем отрицании действительности, сейчас он был нетерпим в своей требовательности к людям, создавшим новое общество. Он не замечал стремительного хода событий и думал, что они идут невыносимо медленно.
Если бы социалистический строй расцвел, как в сказке, за одну ночь, то Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений.
Может быть, в этом и заключалась причина малопонятной для нас отчужденности Грина от времени.
Грин умер на пороге социалистического общества, не зная, в какое время умирает. Он умер слишком рано.
Отец Грина – участник Польского восстания 1863 года – был сослан в Вятку, работал там счетоводом в больнице, спился и умер в нищете.
Сын Александр – будущий писатель – рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Он увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился он плохо, но запоем читал Майн Рида, Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.
«Слова „Ориноко“, „Миссисипи“, „Суматра“ звучали для меня как музыка», – говорил потом об этом времени Грин.
Теперешней молодежи трудно понять, как неотразимо действовали эти писатели на ребят, выросших в прежней русской глуши. «Чтобы понять это, – говорит Грин в своей автобиографии, – надо знать провинциальный быт того времени, быт глухого города. Лучше всего передает эту обстановку напряженной мнительности, ложного самолюбия и стыда рассказ Чехова „Моя жизнь“. Когда я читал этот рассказ, я как бы полностью читал о Вятке».
С восьми лет Грин начал думать о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение.
Грин с малых лет обладал очень точным воображением. Когда он стал писателем, то представлял себе те несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места.
Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог отметить каждый поворот дороги и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов, мог, наконец, перечислить все корабли, стоящие в несуществующих гаванях, со всеми их морскими особенностями и свойствами беспечной и жизнерадостной корабельной команды.
Вот пример такого точного несуществующего пейзажа. В рассказе «Колония Ланфиер» Грин пишет:
«На севере неподвижным зеленым стадом темнел лес, огибая до горизонта цепь меловых скал, испещренных расселинами и пятнами худосочных кустарников.
На востоке, за озером, вилась белая нитка дороги, ведущей за город. По краям ее кое-где торчали деревья, казавшиеся крошечными, как побеги салата.
На западе, облегая изрытую оврагами и холмами равнину, простиралась синяя, сверкающая белыми искрами гладь океана.
А к югу, из центра отлогой воронки, где пестрели дома и фермы, окруженные неряшливо рассаженной зеленью, тянулись косые четырехугольники плантаций и вспаханных полей колонии Ланфиер».
С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.
Дома мальчика постоянно били, даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:
«Я мучился, слыша это, – говорил Грин, – потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее».
С большим трудом отец отдал Грина в реальное училище.
Из училища Грина исключили за невинные стихи о своем классном наставнике.
Отец жестоко избил его, а потом несколько дней обивал пороги у директора училища, унижался, ходил к губернатору, просил, чтобы сына не исключали, но ничего не помогло.
Отец пытался устроить Грина в гимназию, но его туда не приняли. Город уже выдал маленькому мальчику неписаный «волчий билет». Пришлось отдать Грина в городское училище.
Викторина по повести Александра Грина «Алые паруса»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Литературный ринг по повести Александра Грина «Алые паруса»
Цель: пробудить и поддержать у учащихся постоянную и действенную любовь к чтению,
умение мечтать, дерзать и не сдаваться.
1.Вступительное слово о писателе.
2.Инсценированные страницы повести. (Конкурс оценивается в 5 баллов)
4.Конкурс капитанов команд.
6.Подведение итогов и награждение победителей.
Поочередно ведущий задает вопросы той или иной команде. Каждый правильный ответ-2 балла.
Какого название судна, на котором служил Лонгрен, отец Ассоль? Почему он оставил службу? («Орион»)
Каков был возраст Ассоль, когда у нее умерла мать? Как это произошло? (5 месяцев)
Как назывался город, возле которого находилась приморская деревня Каперна, где жила Ассоль? (Лисс)
Что за черную игрушку сделал Лонгрен? (Не бросил причал Меннерсу)
Сколько было лет Ассоль, когда отец выучил ее читать и писать? (8 лет)
Что заставило собирателя песен, легенд и сказок Эгля напророчить Ассоль алые паруса? («Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы»)
Какую характеристику дает жителям Каперны собиратель песен и легенд Эгль? («Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен»)
Какие сорта тюльпанов росли в цветнике огромного дома-замка Артура Грея? (серебристо-голубые, фиолетовые и черные с розовой тенью)
9) Какую шалость допустил Артур Грей на восьмом году жизни? Как эта шалость его характеризует? (Замазал краской гвозди на картине «Распятие Христа»)
10) Какое загадочное изречение на латинском языке было на обручах винной бочки в погребе замка семейства Грэя? В чем разгадка этого изречения? («Меня выпьет Грэй, когда будет в раю»)
11) Какой случай в жизни маленького Грэя сделал его дружным с двадцатилетней поварихой Бэтси? Как это характеризует мальчика? (Пережил ощущения чужого страдания)
12) В каком возрасте у Грэя зародилась мечта стать морским капитаном? Как это произошло? (На двенадцатом году жизни увидел в библиотеке картину с видом бушующего моря)
13) Как называлась шхуна, на которой четырнадцатилетний юнга Грэй совершил свое первое плавание? («Ансельм»)
14) Как назывался корабль, капитаном которого впервые стал Артур Грэй? («Секрет»)
15) Что делал Артур Грэй, чтобы стать «дьявольским» моряком? (Пил водку, прыгал в воду с огромной высоты и т.д.)
16) Что привело Артура Грэя в порт Лисс? (Торговое дело)
17) Какой товар предпочитал перевозить Грэй? (Фрукты, чай, кофе и т.д.)
18) Как произошла самая первая встреча Грэя и Ассоль? (Рыбная ловля-грэй, утренняя прогулка-Ассоль)
19) Где и от кого Грэй узнал об Ассоль и пророчестве Эгля? (Трактир, Хин Меннерс)
20) Сколько лет прошло со дня пророчества Эгля до появления Алых парусов? (7 лет)
Задание обеим командам.
При чтении повести вы встретились с обилием морских терминов, или специальной лексики. За 1 минуту каждая из команд должна вспомнить как можно больше терминов и по возможности растолковать их. Каждый правильно названный термин-1 балл, а если и растолкованный термин-2 балла.
Бот (гол.)- небольшое гребное, парусное или моторное судно.
Брашпиль (гол.)- ручная, паровая или электрическая лебедка для поднятия якоря и
Бушприт (гол.)- горизонтальный или наклонный брус, выставленный вперед с носа
парусного судна; служит для вынесения вперед носовых парусов,
для улучшения маневренных качеств судна.
Галс (гол.)- курс судна относительно ветра.
Киль (гол.)- основная продольная балка на судне от носовой до кормовой оконечности
Жюри оглашают результаты.
Кто из жителей Каперны не считал Ассоль сумасшедшей? (Угольщик Филипп)
Почему Ассоль, не общаясь с жителями Каперны, не чувствовала острого одиночества? В чем она черпала душевные силы? ( В общении с природой)
Кто первый на корабле заметил изменения, происшедшие в душе Артура Грэя после его посещения Каперны? (помощник Пантен)
Какие музыкальные инструменты играли на «Секрете», когда корабль подплывал на алых парусах к Каперне? (фанфары, кларнет, скрипка, барабан, виолончель, корнет-а-пистон)
Какое решение принимает Лонгрен, когда игрушки, сделанные им, перестали покупать в лавке? (Он решает поступить на почтовый пароход между Кассетом и Лиссом)
Кто предсказал уже взрослой Ассоль появление Алых Парусов? ( Зеленоватый жучок)
Каждый правильный ответ-2 балла.
Между конкурсами жюри оглашает результаты и подводит итоги.
Как жители Каперны отреагировали на появление Алых Парусов? Какие чувства испытывали они?
Почему дети Каперны вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства?
Что общего у Артура Грэя и Ассоль?
Кому из экипажа Грэй доверял больше всех? (Летика)
Кому из героев принадлежат слова:
Кому из героев принадлежат слова:
Жюри подводит итоги и награждает победителей.