какую часть своего фундаментального труда человек как предмет воспитания к д ушинский не успел

Статья по истории педагогики на тему «К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

«Книга наша назначается не для психологов-специалистов, но для педагогов, сознавших необходимость изучения психологии для их педагогического дела».

Ушинский задумывал трехтомный труд, но написать третий том не успел:

Первый том включает в себя методологическое обоснование педагогики в развернутом предисловии (31 страница);

в физиологической части изложены свойства живых организмов, процессы их питания и роста, мускульная система, строение и деятельность нервной системы человека, привычки и навыки как усвоенные рефлексы, участие нервной системы в акте памяти, влияние нервной системы на воображение, чувство и волю).

В психологической части (в несколько раз больше физиологической): весь 1 том посвящен сознанию человека: внимание, ощущение, память, воображение, рассудочный процесс и образование понятий, суждений, умозаключений, индуктивный метод рассуждения, разум.

В 3 томе планировалось изложить все те возможные педагогические правила, вытекающие сами собою из анализа рассмотренных в 1,2 томах законов психофизиологической деятельности.

В предисловии к первому тому своей «Педагогической антропологии» Ушинский писал , что задача педагогической антропологиии не в том, чтобы дать универсальные правила воспитания, годные на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь учителям узнать реальные психофизические и психические закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать наиболее соответствующее решение об адекватных педагогических мерах. «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких»

В первых двух главах, рассматривая существенные свойства растительного организма, К. Д. Ушинский обращает внимание на такие из них, как рост, органы, силы развития, материалы для развития, значение питательного процесса и его условия, влияние питательного процесса на перерождение организмов. Мыслитель полагает, что эти знания важны для педагогов, особенно в организации процессов физического воспитания.

Из них выводятся основы физического воспитания человека. Для хорошего обучения важны: 1) перемена деятельности и 2) полноценный сон. «Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном».

При рассмотрении процесса превращения произвольных действий человека в непроизвольные К. Д. Ушинский изучает рефлективные основания привычек. Привычкой он называет «замечательное явление нашей природы», состоящее в том, что «действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд действий рефлективных, или рефлексов, совершаемых нами помимо нашей воли и нашего сознания».

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания. Детям нужно показывать картины или писать слова на доске, заставлять их внимательно слушать то, что говорит учитель и самих громко и отчетливо произносить и рассказывать заученное по картинке. Чем прочнее усвоятся памятью первые образы, считает мыслитель, тем легче будет проходить дальнейшее обучение. Таким образом, в соответствии с психофизиологическими особенностями детского возраста, важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. Следовательно, большое значение в обучении придается соблюдению принципа наглядности.

Изучив работу физиологическая часть работы Ушинского, воспитатель должен знать, следующие принципы, придерживаясь которым, организм ребенка будет здоровым и работоспособным:

1. Переменная деятельность ребенка, которая поможет заставить ребенка сделать гораздо больше и без усталости, нежели давать его деятельности одно и то же направление.

2. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки.

3. В первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, в его душе и нервной системе подготавливаются основные элементы всей будущей психической деятельности: вырабатываются те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии будет относиться и к природе, и к людям.

4. При усвоении материала, заставить участвовать зрение, показывая карту или картинку; но и в акте зрения заставить участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины, или писать слово четкими белыми буквами на черной доске.

5. Призывать к участию голосовой орган, заставляя ребенка произносить громко то, что он учит, рассказывать по картинке или по карте.

6. Активизировать слух ребенка, заставляя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать ошибки.

7. Призывать к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы это допускают.

При таком дружном содействии всех частей нервного организма, дети будут работоспособными и здоровыми, в памяти прочнее залягут первые образы, даваемые учением.

Источник

Выступление на педагогических чтениях по наследию К.Д.Ушинского «Человек как предмет изучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Константи Дмитриевич Ушинский

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Выступление на педагогических чтениях

Подготовила заместитель директора по учебно-воспитательной работе СШ№115 г.Донецка Гнатуша Л.Д.

К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии

слайд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» — так назвал свой капитальный труд в двух томах К.Д. Ушинский (в 1868 г. — I том, в 1869 г. — II). Он неоднократно переиздавался, в 1913 г. вышло 13-е издание. Но работа осталась незавершенной из-за кончины Ушинского.

Антропологию К.Д. ‘Ушинский понимал широко, как совокупность ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии, логики, истории, филологии, истории воспитания и др., изучающих человека и его деятельность. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке — предмете воспитания. Особое значение имеют физиология и психология, так как они могут объяснить по возможности те психофизиологические явления, с которыми имеет дело воспитатель.

Сам автор осознавал значение своего труда, когда писал, что предпринятая им попытка «антропологизации» педагогики первая, не только в отечественной, но и в «общей литературе». Она посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.

Ушинский был первым, выделившим воспитание как главный фактор человеческого развития.

слайд Первый том он посвятил анализу психофизиологических основ познавательной деятельности, результаты которого считал необходимым применить к дидактике. Педагогическая антропология, по убеждению Ушинского, должна начинаться с физиологии и гигиены, с исследования фактов и факторов, характеризующих здоровое, нормальное развитие человеческого организма. Он намеревался изложить немногочисленные физиологические данные и весь процесс «познавания», начиная от простых первичных ощущений и доходя до сложного рассудочного процесса.

слайд Второй том касается психофизиологических особенностей эмоциональной и волевой сфер, что имеет большое значение для воспитания. Ушинский рассматривает процессы душевных чувств (удивление, любопытство, горе, радость и т.п.); оканчивая тем свою индивидуальную антропалогию.

Основой теоретических воззрений Ушинского является убеждение; что для успешного осуществления педагогического процесса необходимы специальные знания. слайд

слайд Педагогику Ушинский называет, прежде всего, искусством, потому что она не изучает того, что есть, но только указывает на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства достижения желаемого. Она не наука, но, будучи самым обширным, сложным, самым высоким и самым необходимым из всех искусств, должна опираться на множество обширных и сложных наук. Педагогика не может ограничиться только собранием правил воспитательной деятельности.

слайд Понятия организм и развитие Ушинский положил в основу своей трактовки сущности процесса воспитания.

В понятии организм человек рассматривается им как единое психофизиологическое существо, в котором духовная и физическая стороны находятся в неразрывной связи и взаимовлиянии. При этом воля человека является могущественнейшим рычагом, который может изменять не только душу, но и тело.

слайд Понятие развитие определяло взгляд на ребенка как на непрерывно развивающееся и изменяющееся существо, наделенное от природы рядом задатков и способностей. Но в какую сторону пойдет развитие этих задатков и способностей, и разовьются ли они вообще, зависит в первую очередь от условий жизни и от воспитания, базирующегося на знании законов духовного и физического развития личности.

Каждый организм, хотя и подчиняется общим законам развития, представляет собой индивидуальность, а средства и факторы воспитания разнообразны, следовательно, и процесс воспитания должен быть диалектическим процессом, в котором воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка, условия его жизни, чтобы найти педагогическую меру, действенную для данного воспитанника.

Ушинский был уверен в том, что необходимо распространять между воспитателями разнообразные антропологические знания, а для этого следует открыть специальные педагогические факультеты. Целью педагогического факультета должно было бы стать изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. Исходя из этого, Ушинский предлагает называть эти факультеты антропологическими и считает создание подобных факультетов делом необычайной важности.

К.Д. Ушинский в своем великом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» исследует эффективные пути воспитания растущего и развивающегося человека, разрабатывая одновременно физиологическую, психологическую и духовную антропологию.

В воспитании ребенка, кроме «телесной природы», важно влияние этих воспитателей — жизненной среды и педагогов; от них во многом зависит, хорошим или плохим, волевым или безвольным, нравственным или безнравственным станет человек. При этом в процессе жизни человек и сам активно влияет как на среду обитания, так и на собственную натуру, изменяя и совершенствуя их. Воспитание играет тогда большую роль, когда отвечает интересам развития общества, служит им. «Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям. ». слайд слайд слайд слайд

Необходимость философской обоснованности воспитания осознается Ушинским так же, как и невозможность найти приемлемые варианты философского подхода в современных ему течениях (немецких метафизических и английских позитивистских). Но, по его мнению, в сфере воспитания нет другого средства проводить ту или иную идею, кроме убеждения. слайд

К.Д. Ушинский определил высшей целью воспитания всестороннее развитие личности, формирование гармоничных взаимоотношений личности и общества. Цель воспитания должна быть взята из потребностей, порождаемых общественной жизнью, и тем самым, по мнению Г. Ананьева, он перенес в педагогику «антропологический принцип», который означал признание целостности человека, неделимости его духовной и телесной природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с физическим воспитанием и обеспечением здоровья.

Педагогическая антропология Ушинского представляет собой нечто большее, чем просто сумма составляющих ее науки идей, положений, принципов. Как подлинная научная система она становится источником новых идей и педагогических устремлений. Это подтверждается и тем фактом, что

в последующее (в том числе и наше время) учителя, педагоги, родители вновь обращаются к наследию великого педагога, и каждый раз находят для себя много новых идей, помогающих решать современные проблемы воспитания.

На основании изучения природных задатков и особенностей психики Ушинский определял педагогические закономерности, позволяющие открыть приемы, методы, средства воспитания и образования. слайд

К.Д. Ушинский отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личности и сущности человека. В то же время важен целостный взгляд, обнимающий физическую и психическую стороны человеческой природы. Педагогическая антропология и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Зная законы физического и психического развития ребенка, антропология предоставляет педагогу возможности неисчерпаемого влияния на него. слайд

Нельзя, конечно, требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут черпаться педагогические правила, но «можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется», — пишет К.Д. Ушинский в предисловии к своему труду (I т.).

слайд С позиций антропологии К.Д. Ушинский решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти три составляющих одинаково значимы, их учет необходим педагогу в практической деятельности. Ушинский отходит от тех крайностей в суждениях о роли наследственности и среды, которые высказывались различными философами и педагогами.

Наследственность, как замечает Ушинский, еще мало изучена, но очевидно, что воспитанников отличают друг от друга наклонности, физические особенности, каждый из них индивидуален. слайд «Факт наследственности замечается не только в отношении видимых особенностей тела, но также, и еще гораздо более, тех особенностей, причин которых мы не видим и не знаем, но которые предполагаем в неизвестных нам особенностях организма и более всего нервной системы».

Педагогу следует помнить, что слайд у ребенка нет ни врожденных пороков, ни добродетелей, но он несет в себе задатки наклонностей. «Руководствуясь такой мыслью, воспитатель не предастся растлевающему фатализму и не свалит на природу того, в чем. он, может быть, сам виноват или прямым своим влиянием, или тем, что допустил развиться тем стремлениям, которые бы никогда не развились, если бы он вступил своевременно в борьбу с ними и отнял у них ту пищу, которая дала им развитие. С другой стороны, руководствуясь такой мыслью, воспитатель не будет считать возможным одинаковое воспитание для всех и каждого и будет подмечать, какие наклонности образуются в ребенке с особенной быстротой и прочностью и какие, напротив, встречают сопротивление к своему образованию в самой природе». Признание наследственных задатков делает воспитательную деятельность педагога целеустремленной.

Вместе с наследственными данными в образовании человеческого характера громадно влияние «внешних впечатлений», что открывает обширное поле деятельности для воспитания. слайд Человек становится тем, кем он есть, благодаря влиянию всей жизни в самом широком смысле слова.

Эта жизнь влияет и на врожденные особенности человека, давая им определенные направления в развитии. «Жизнь в широком смысле слова» включает в себя и воспитание.

Сегодня не менее актуально звучат его мысли о человеческой личности как величайшей ценности для правового государства, о труде как источнике материального и духовного богатства общества, об ответственности ныне живущих поколений перед грядущим.

В книге «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский рассматривает процесс внимания, ассоциацию представлений, память, воображение, чувствования, волю.

слайд К.Д. Ушинский отмечал, что функциональные особенности нервной системы индивидуальны, а от этого зависит работоспособность человека, его утомляемость и потребность в отдыхе. Свойства нервной системы, писал он, имеют наследственную природу и могут отражаться на характере человека.

Память , отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя вспомнить то или другое. К.Д. Ушинский писал, что «все психическое развитие живого существа есть, собственно, развитие памяти». Развитие процессов памяти К.Д. Ушинский видел в единстве с развитием рассудочной деятельности.

К.Д. Ушинский дал указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать и воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал К.Д. Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. Он пишет: слайд «Память не может изощряться, как стальное лезвие, на каком бы оселке мы его не точили, но что память крепнет именно теми фактами, которые мы в неё влагаем, и изощряется к принятию подобного же рода фактов, насколько эти новые факты могут составить прочные ассоциации с фактами, приобретёнными прежде. Теперь, наоборот, мы видим ясно, что передавая памяти факты бесполезные, не ведущие к усвоению других полезных фактов, мы наносим ей вред, потому что, во всяком случае, сила памяти, зависящая так много от нервной системы, ограничена». слайд

Начиная с первого года обучения К.Д. Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Он говорил не просто о развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. «Ум без разума – беда», – приводил он народную пословицу.

Говоря о развитии мышления, К.Д. Ушинский, вместе с тем, подчеркивал, что «формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание». К.Д. Ушинский заострял особое внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания и потребности учиться уже в первые школьные годы: слайд «Дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом себе, пробуждать потребность в познании».

В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не все в учении интересно и многое надо будет «взять силою воли», а волю необходимо воспитывать. К.Д. Ушинский указывает на то, что «В двенадцать и тринадцать лет силы дитяти развиваются гораздо быстрее его потребностей. Этот избыток сил должен итти на ученье» [10]. Волю К.Д. Ушинский рассматривает как «власть души над телом», как желание в процессе его формирования, как противоположность неволе. слайд В основе волевого процесса Ушинский видит «желание», «я желаю». Но стать «волею души, или ее решимостью» оно может только при определенных условиях. Необходимо преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться «единым желанием души в данный момент времени».

К.Д. Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К.Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. слайд“ Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”.

В своей психологической составляющей своей дидактической системы слайд К.Д. Ушинский считал фундаментальной категорией «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. слайд К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: слайд «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему».

Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

При этом юность К.Д. Ушинский называет основным периодом в истории воображения: слайд» В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности. В юности отдельные, более или менее обширные вереницы представлений сплетаются в одну сеть. В это время именно идет самая сильная переделка этих верениц, которых уже накопилось столько, что душа, так сказать, занята ими. Мы считаем период в жизни человеческой от 16 до 22-23 лет самым решительным» [8].

К.Д. Ушинский первым из русских мыслителей столь масштабно и глубоко занялся проблемой антропологического обоснования педагогического знания, нашедшего отражение в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Всё это позволяет говорить о том, что К.Д. Ушинский сформулировал концепцию педагогической антропологии, которая повлияла на всё дальнейшее развитие отечественной педагогической науки.

Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского состоит в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно это было важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных научных основ.

слайд» Оценивая значение грандиозного труда Ушинского, отечественный историк педагогики В. Я. Струминский писал, что его книга удовлетворила потребность, давно назревшую в русской педагогике; она оказалась первой научной работой, подводившей научные психологические основы под воспитательную работу (Наумов Н. Д. Выдающиеся педагоги России: Кн. очерков и извлечений. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. С. 12).

слайд» Анализируя философские взгляды К.Д.Ушинского, Н.Г. Гончаров отмечает: «Если философская антропология идеалистического направления (Кант) была теорией психической жизни человека, а представители материализма (Фейербах) рассматривали человека преимущественно как биологическое существо,. то К.Д.Ушинский ближе подошел к правильному решению этой принципиальной проблемы. Он рассматривал человека как предмет воспитания во всем многообразии его отношений с себе подобными, с социальной средой и природой» (Гончаров Н.К. Педагогическая антропология К.Д.Ушинского — начало новой эры в педагогике // Советская педагогика. 1968. №1. С.11.).

. слайд» Многие думают, что главным богатством страны являются ресурсы: нефть, газ, алмазы и другие всем нужные вещи. Многие думают, что течение жизни определяется богом, который помогает решать проблемы тем, кто его слушается и создает проблемы тем, кто его не слушается.

Но на самом деле главным ресурс, которым мы располагаем, главная надежда на решение проблем, располагается у нас между ушами. Без разума не будут иметь цены никакие ресурсы и не будут решены никакие проблемы.

Разумеется, разум разуму рознь, как это ни обидно. У одних способностей больше, у других меньше. Иногда такого рода способности проявляются очень рано и я хочу рассказать о современных Моцартах и Паскалях, детях, наделенных поистине удивительными способностями. Ибо они и есть Надежда Человечества. К сожалению, приведенный список составлен по иностранным источникам. Разумеется, список и близко не исчерпывает того богатства, каким располагает Человечество.

Элайна Смит – девочка 9 лет из английского города Ковентри. С 7 лет она является консультантом на радио. Работа консультанта заключается в том, чтобы отвечать в живом эфире на звонки людей, находящихся в тяжелом душевном состоянии, часто на пороге самоубийства. Поскольку ей нужно еще и учиться, на радио она консультирует только раз в неделю.

слайд» 2. Айнан Селест Каули.

Айнан Селест Каули – мальчик 12 лет из Сингапура. В возрасте 7 лет он сдал университетский экзамен по химии и в возрасте 8 был зачислен в Политехнический Институт Сингапура. В настоящее время он окончил институт и работает в лаборатории. В его возрасте у него проблема дотянуться до высоко расположенных приборов. Поэтому, да и по технике безопасности ему требуется постоянный присмотр и помощь.

слайд» 3. Амбати Баламурали

Амбати Баламурали, 1977 года рождения, американец индийского (не путать с индейским) происхождения, сейчас не ребенок.

В 11 лет он окончил школу, будучи уже соавтором медицинского труда по СПИД. В 17 лет он окончил университет и стал самым молодым в истории дипломированным врачом.

слайд» 4. Элиза Тан Робертс.

На свете существуют организации для высоко одаренных людей. Крупнейшая из них существует в Англии и называется «Менса» (в буквальном переводе нечто вроде стола с яствами). Членами ее могут являться только люди, входящие в те 2%, чей IQ больше, чем у других 98% населения. Сейчас организация насчитывает 110.000 человек.

слайд» Элиза Тан Робертс из Лондона, 2007 года рождения, пока не имеет других достижений, кроме того, что она в возрасте 2 лет стала самым молодым в истории членом организации.

слайд» 5. Марко Каласан.

Марко Каласан – 10 летний мальчик из Скопье, что в нынешней Македонии. В возрасте 8 лет он стал самым молодым в истории сертифицированным системным администратором. Фирма Microsoft присылает ему специально для ребенка адаптированные подготовительные материалы в виде игр и мультфильмов.

Алекс Приор, сын отца англичанина и русской матери, 1992 года рождения, в возрасте 3 лет самостоятельно научился играть на фортепиано, в возрасте 8 лет написал свое первое музыкальное сочинение (ничего не напоминает?). В настоящее время он автор 48 произведений, включая балеты, оперы и симфонии, большинство из которых исполнялось.

Алия Сабур, американка из Нью Йорка, 1989 года рождения, в возрасте 10 лет поступила в Университет Стоуни-Брук, что в Нью Йорке, будучи, кстати, обладательницей черного пояса в Тейквандо (в возрасте 9 лет). В 2008, в возрасте 19 лет, она стала самым молодым в истории профессором (по математике).

Грегори Смит, 1989 года рождения, уже четырежды выдвигался на Нобелевскую Премию Мира, первый раз в возрасте 12 лет. Он основатель Американской Ассоциации Молодых Адвокатов. Через нее он организует гуманитарную помощь приютам для сирот в разных странах, принимает активное участие в других гуманитарных проектах, что и послужило причиной номинаций.

слайд» 9. Акрит Джасвал.

Акрит Джасвал, 1993 года рождения, индус, раджпут клана Джасвал, в возрасте 6 лет был принят практикантом (а как это еще назвать?) в больницу.

В возрасте 10 лет он произвел успешную операцию по удалению раковой опухоли у девочки из неимущей семьи, неспособной оплатить «нормальное» лечение. Он стал самым молодым студентом своего времени в Индии и надеется продолжить учебу в Англии.

Икбал Масих, 1982 года рождения, пакистанец, нигде не учился и никогда не проходил тестов на интеллектуальное развитие. В возрасте 5 лет он был помещен на ковровую фабрику и прикован (цепями) к ткацкому станку, у которого он и трудился по 12 часов в день. Поскольку кормили его плохо, он не рос и при ходьбе волочил ноги. В возрасте 10 лет ему все таки удалось бежать с фабрики. Он организовал Рабочий Фронт Освобождения Ковровщиков и в течентии 1992 – 1994 годов лично освободил (помог бежать) еще 3000 прикованным к станкам детям. За это же время доходы пакистанской ковровой индустрии сократились на 200 миллионов долларов (!). В 1995 году Икбал Масих в возрасте 13 лет был убит. Рабочий Фронт Освобождения Ковровщиков существует и по ныне.

слайд» Да, детский мозг очень восприимчив. Как ювелир передает случайно попавший ему в руки алмаз исключительного качества в руки более опытного коллеги, так и в случае детей с очевидными чрезвычайными способностями нужно привлекать особых педагогов.Констандин Дмитриевич Ушинский говорил : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Желаю вам быть счастливыми.

2. Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика, 2007. – №5. – C. 55–58.

3. Гладких З.И. Творческое наследие К.Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии // Искусство и образование, 2007. – №2 (34). – C.18–36.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.

6. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Инфра-М, 2004.

7. Наумов Н. Д. Выдающиеся педагоги России: Кн. очерков и извлечений. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *