какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение

Древнегреческая риторика

какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. картинка какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение фото. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение видео. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. картинка какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение фото. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение видео. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. картинка какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение фото. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение видео. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. картинка какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение фото. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение видео. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение.

какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. картинка какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение фото. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение видео. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение.

какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. картинка какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение фото. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение видео. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение.

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись» Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства — риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.). Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет» Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным». Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала. Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу. Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

1.3 Аристотель и его риторика

какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. картинка какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение фото. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение видео. какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть речи в греческой риторике называли ногами речи основная часть вступление заключение.

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать. Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование. Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

Исокра́т (греч. Ίσοκράτης, 436 до н. э. — 338 до н. э.) — знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов.

Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал всякую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за падением её перемены.

Исократ был ритор, бедный оригинальными идеями, мечтатель без точных сведений о положении вещей. Несравненный мастер формы, он был лишен энергии, энтузиазма и творчества мысли. Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретенных понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин; многочисленные ученики и читатели Исократа тем легче усваивали эти понятия, чем меньше изложение их носило на себе печать сильной, оригинальной личности.

Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины — 322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

Источник

Риторика Древней Греции

План

1.Риторика архаического периода

2.Риторика классического периода

6.Риторика эллинистического периода

7. «Риторика» Аристотеля

1.Риторика архаического периода. Об ораторском искусстве этого времени мы узнаём из Гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Гомер описывает и передаёт речи греческих вождей. Например, речь старца Нестора называет сладкоголосой. Речь спартанца Менелая – краткой. Область Греции, где находилась, Спарта называлась Лаконикой, отсюда и название лаконичная речь (т. е. речь краткая). Речь Одиссея пространная (длинная), эмоциональная. На этой стихийной стадии ораторское искусство рассматривалось как природный дар (не пытались определить теоретические основы ораторского искусства).

2.Классический период (Аттическое красноречие) – два золотых века Греции V и IV вв. до н.э. Это был период расцвета греческой (или полисной) рабовладельческой демократии. В центре греческого мира были полисы (города-государства), откуда пошло слово политика. Демократия как форма общественного устройства предполагала широкое участие свободных граждан в общественной жизни, связанное с развитием демократических институтов, таких как Агора (от греческого «рыночная площадь), Экклезий – общественное собрание, Булэ – совет пятисот; Гелиэя – суд присяжных и др. Во всех этих учреждениях необходимо было произносить речи, поэтому демократия стимулировала развитие ораторского искусства. Появилась потребность в людях, владеющих искусством составления речей (за плату), прежде всего, судебных. Они назывались логографы (греч. logos – слово, речь, grapho – пишу, т. е. речеписцы). Кроме того, в экклезии и булэ начали выделяться ораторы, руководители тех или иных политических партий –демагоги (досл. «вожди демоса, народа»), которые тоже должны были владеть красноречием. Всё это вместе потребовало теоретического осмысления феномена ораторской речи, выработки общих правил составления речей. Так возникла теоретическая риторика. Первыми теоретиками ораторского искусства былисофисты – Горгий, Антифонт, Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхил, Филократ и т.д.

3.Софисты. Первыми известными ораторами Греции были софисты (греч. sophia – мудрость) – мудрецы, учителя мудрости: Горгий, Лисий, Исократ и др.

1)Философская основа учения софистов. В своих риторических построениях опирались на учение философа Протагора об относительности истины: об одной и той же вещи можно высказать два совершенно противоположных суждения и одинаково успешно обосновать их. Для этого нужно выделять одни данные (факты), благоприятные для вещи, и замалчивать другие – неблагоприятные, т. е., по выражению Протагора, «слабое делать сильным». Целью риторики являлся не поиск истины, а убеждение собеседника в чём-либо. Горгий говорил, что риторика «мастерица убеждения». Основное внимание в своём риторическом учении софисты уделяли эристике (греч. erizo – спорю) – ведению спора. От софистов получили распостранение в логике и риторике так называемые софизмы – формально правильные умозаключения, доказывающие ложную идею (логические уловки).

Немаловажно, что софизмы, как и парадоксы, призваны освободить разум от интеллектуальных и обыденных стереотипов, поэтому подобные высказывания, как правило, остроумны, ироничны, и часто намеренно противоречат здравому смыслу:

-«Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит» (в каком-то отношении сидящий действительно может стоять, особенно, если он, как герой оперетты «Летучая мышь», сидит в тюрьме).

-«Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога» (В чём-то похожий по смыслу софизм встречаем в сказке А.Линдгрен про Карлсона. Фрекен Бок утверждает, что на любой вопрос можно ответить строго «да» или «нет», на что Карлсон озадачил её вопросом, перестала ли она пить коньяк по утрам?)

2)Заслуги софистов:

а) они первыми стали записывать речи, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве образцов;

б) разработали учение о так называемых топосах (общих местах), т.е. расхожих формулах, суждениях, готовых схемах рассуждений, которые можно пускать в ход во всякое время;

в) разработали учение о композиции речи (вступление, основная часть, заключение);

г) им принадлежит учение о средствах речевой выразительности (тропах и фигурах); они первыми занялись формальным украшением речи;

д) подразделили красноречие на виды, выделив:

— совещательное красноречие (социально-политическое),

3)Горгий. Первым известным оратором-софистом был Горгий. В Олимпии он произнёс свою знаменитую речь, в которой призывал к объединению греков против варваров. Сохранилось две его речи – «Оправдание Паламеда» и «Похвала Елене». Их сюжеты мифологические, а по форме они представляют собой образцы защитительной речи. Не сохранились торжественные речи Горгия: «Олимпийская речь» и «Надгробное слово». Большое внимание Горгий уделял стилистической отделке (украшению) речи. По существу им было создано учение о стилистических (риторических) фигурах. Излюбленная фигура Горгия – антитеза. Фразы у него делятся на колена (с равным количеством слогов в каждом). Известно, что у Горгия была риторическая школа, но его теоретические труды не сохранились.

4)Лисий (459 – 380 гг до н.э.) Лисий родился в Сиракузах (на Сицилии одна из греческих колоний). Его отец был приглашён Периклом в Афины, где он жил на правах метека (в Древней Греции неравноправный житель Аттики, негражданин) и владел мастерской по изготовлению щитов. Со временем, судя по всему, разорился, что и побудило Лисия заняться логографией. Всего Лисием было написано более 230 речей. До нас дошли 34 речи, и все они судебные. В отличие от речей Горгия, речи Лисия характеризуются простотой и безыскусностью. Наиболее известной является речь об убийстве Эратосфена. Мастерство Лисия заключалось: а) в умении создать живой рассказ о событии и хорошо изобразить личность клиента, чтобы вызвать сочувствие присяжных; это искусство другие греки называлиэтопеей – «творчеством характеров»(греч. ethos – нрав, характер); б) в умении вести повествование, рассказ, живо изобразить обстоятельства дела. Повествовательную часть речи древние греки называли диэгезой. Речи Лисия являются ценным источником для изучения быта и нравов древних Афин (политическая борьба, разорение богатых семей, подделка завещаний, опекуны, разоряющие своих подопечных, распутство мужей и неверность жен и т. п.).

5)Исократ (436-338) был жителем Афин, сыном очень богатых родителей. Его отец содержал мастерскую по производству флейт. Но во время правления тридцати тиранов его семья подверглась репрессиям и он лишился состояния. Как и Лисий, он был вынужден заняться логографией, но это поприще его не очень увлекало, и он решил заняться политикой. Однако Исократ обладал робким нравом и тихим голосом, поэтому произносимые им речи большим успехом не пользовались, и он решил заняться педагогикой. Он создал риторическую школу, которая принесла Исократу богатство. Учебная программа включала не только риторику, а имела целью дать слушателю более широкое образование (в области права, истории, литературы, философии). Курс обучения длился 3 – 4 года и предполагал практику (состязания учеников между собой). Теоретические сочинения Исократа до наших дней не дошли, но сохранилась 21 его речь: 6 судебных, 15 торжественных, а также 9 писем, напоминающих по стилю торжественные речи. Наибольшую известность Исократу принесли три торжественные речи: 1) Панегирик, 2) Ареопагитик, 3) Панафинейская речь. Их общая направленность – призыв греков к единению в борьбе против персов. Исократ с большой тщательностью работал над своими речами: Панегирик писался 10 лет, Панафинейская речь – 3 года.

Заслуги Исократа:

а) разработал классическую композицию речи, включающую 4 части:

— опровержение (доводов противника) и аргументация своих,

б) Исократа считают родоначальником периодической речи (греч. – period – круговорот). Каждая фраза должна представлять собой период – симметричное кругообразно замыкающееся риторическое построение, основанное на повторах. Каждая фраза Исократа представляла собой такой период. Период в свою очередь делится на колена, и каждое колено являло собой законченное смысловое целое и содержало одинаковое количество слогов. Исократ доводил отделку колен до такого совершенства, чтобы в них равномерно чередовались долгие и краткие слоги, не допускал стечения гласных (зияния) или скопления согласных. Поэтому его проза звучала как стихи.

4.Антисофистическое направление.Расцвет софистической риторики был бурным, но недолгим. Представителями антисофистической партии были Сократ, Платон, их ученики и последователи.

1)Сократ был первым, кто бросил вызов софистам. Сократ речей не писал, так что все сведения о его идеях мы имеем от его учеников, прежде всего от Платона. Все свои рассуждения Сократ строил в виде диалогов. Основные возражения Сократа против софистов следующие:

а) То, что об одной вещи можно высказать совершенно противоположные суждения, вовсе не значит, что истину открыть не возможно. Абсолютная истина существует, она божественна и выше человеческих суждений.

б) Истина обязательно пробьёт себе дорогу, и она сохранит силу и без риторических убеждений, поэтому риторика, как «мастерица убеждения» бесполезна

в) Истинное суждение рождает верные деяния (как впоследствии утверждали марксисты, практика – критерий истины).

2)Заслуги Сократа:

а) Сократ первым поставил вопрос о связи риторики и этики. Основной вред от софистов он видел в безнравственности их учения.

б) Сократ являлся родоначальником нового риторического жанра –сократического диалога. Софисты тоже разрабатывали жанры диалога, но цель их диалога была победить собеседника в споре. Цель сократического диалога – совместный поиск истины. Участники диалога не противники, а собеседники, одинаково заинтересованные в нахождении истины

3)Платон. Линию Сократа в борьбе с софистами продолжал Платон. Свои взгляды, как и Сократ, он излагал в форме диалогов. Действующим лицом большинства диалогов был Сократ. В диалогах «Горгий» и «Федр» он критикует софистическую риторику. Основной тезис Платона – от Сократа: истинное красноречие доступно только философу, потому что он способен открыть истину (красноречив тот, в чьих устах истина). Во главу угла он ставит логическое доказательство: оно важнее риторических приёмов и украшений. Познав сущность вещей, философ придёт к истинному о них суждению, а познав природу человеческой души, он сможет внушить это мнение слушателям. Платон основал свою школу, которая называлась Академией (сад Академа недалеко от Афин, где проходило обучение).

5.Послесофистический период – последний этап классического (аттического) красноречия. Это период борьбы греческих городов-государств с Македонией и заката греческой рабовладельческой демократии. В борьбе Филиппом Македонским в Афинах сформировались две политические партии: а) патриотическая (против Филиппа). В неё входили Демосфен, Геперид, Гегесип; б) македонская (защитников Филиппа). В неё входили Эсхин, Филократ, Димад, Динарх. Самым выдающимся оратором был Демосфен.

Ораторская техника Демосфена.Демосфен совершенствовал Исократову систему периодической речи, разработал особую музыкальную концовку фразы – клаузулу.

2)Эсхин. Самым выдающимся соперником Демосфена был Эсхин (390-314). Сын учителя, политический деятель, тритагонист (актер, исполняющий третьестепенные роли), как презрительно называл его Демосфен. Эсхин сперва выступал против Филиппа. В 346 г. он был назначен послом Афин в Македонию, сблизился там с Филиппом и стал проводником его политики. Речи Эсхина отличались простотой, ясностью изложения, изяществом и остроумием, но были лишены глубины, присущей речам Демосфена. Существует предание о том, как Эсхин читал ученикам свою речь «О венке», и те удивились, как такая речь могла потерпеть неудачу. «Вы не удивились бы, если бы слышали этого зверя» (Демосфена), – ответил Эсхин.

6.Эллинистический период (4 – 3 вв. до н.э.). Так называют время, связанное с завоеваниями Александра Македонского и образованием монархических государств после распада его империи. Это время, когда эллинская (греческая) культура распространилась по всему Средиземноморью. В то же время это период заката демократии и господства монархической системы правления. Монархия не способствует развитию полемических жанров красноречия, поэтому постепенно сходит на нет сначала политическое, а затем и судебное красноречие. В эпоху эллинизма господствуют две риторические системы:

1)Аттическое красноречие (Аттика – Центральная Греция) – классическое греческое красноречие, отличавшееся простотой и строгостью стиля;

2)Азианское красноречие – торжественное красноречие, характеризующееся напыщенностью, словесным изобилием, бОльшим вниманием к украшению речи, нежели к её содержанию.

В монархическую эпоху, естественно, в большей степени было востребовано азианское красноречие, панегирики (похвальные речи). В конце концов это привело к кризису античной риторики, и уже в конце эллинистического периода греческий писатель Лукиан (2 в. н.э.) сочиняет пародийные похвальные речи, посвящённые каким-либо ничтожным предметам («Похвала мухе»), в которых демонстрирует все известные риторические приёмы.

7.Аристотель.Творчество Аристотеля – вершина греческой научной мысли. Он – теоретик и крупнейший в античном мире философ и учёный. Ему принадлежат труды «Физика», «Логика», «Метафизика», «Поэтика», «Риторика» и др. Аристотель был учителем Александра Македонского. В области риторики он проявил себя как теоретик, а не как практик красноречия. «Риторика» Аристотеля обобщала все достижения греческой теории и практики красноречия. Она состоит из трёх книг.

Первая книга посвящена обоснованию предмета риторики и основных принципов этой науки. Ораторское искусство, по Аристотелю, состоит из трёх компонентов:

в) аудитория (слушатели) ß конечная цель всего (всей деятельности оратора).

Речь будет успешней в трёх случаях: если слушатель сочтёт её

(а) справедливой, или

В соответствии с этим Аристотель выдвигал три цели ораторского искусства:убеждать

а) в справедливости чего-либо,

б) в полезности чего-либо и побуждать на общественную и личную пользу к действию,

в) доставлять удовольствие.

В соответствии с этим Аристотель выделяет три типа речей:

а) судебные – цель которых – убедить аудиторию (судью, присяжных) в справедливости или несправедливости каких-либо действий;

б) совещательные – цель которых – убедить народное собрание в полезности или вреде каких-либо действий.

в) эпидиктические (торжественные, развлекательные, показательные). Цель – доставить удовольствие слушателю, воздавая хвалу кому-л. или чему-л., или возводя хулу на к-л. или ч-л.

Вторая книга посвящена более подробной разработке предмета риторики:

а) личность оратора,

в) характеристика аудитории,

Аристотель создаёт учение об этосе, логосе и пафосе:

а) этос – учение о нравах,

б) логос – учение о логическом доказательстве,

в) пафос – учение о страстях.

Этос Аристотель связывает с личностью оратора, логос – с содержанием речи, пафос – со страстями аудитории. Оратор должен:

а) вызвать расположение аудитории своей нравственной позицией и добродетелью (этос);

б) так разработать содержание речи, чтобы убедить аудиторию (логос);

в) апеллировать не только к разуму, но и к чувствам, страстям аудитории (пафос); хороший оратор должен при этом сам испытывать ту же страсть, которую он внушает аудитории.

Аристотель первым разграничил логическое и риторическое доказательства, и тем самым разграничил предмет логики и риторики. Логическое док-во, по Аристотелю, – это так называемое дедуктивное (выводимое) знание, из которого истина следует с необходимостью. Риторика, конечно, пользовалась логическими доказательствами, но она не всегда имеет дело с очевидными истинами, поэтому для убедительной речи годятся не только дедукция, но и индукция и др. способы аргументации (например, ссылка на авторитет, апелляция к здравому смыслу, к жизненному опыту аудитории).

Соответственно, всю систему аргументации, которую может использовать оратор, Аристотель разбил на:

а) аргументы к этосу (нравам),

б) аргументы к логосу (логическое доказательство),

в) аргументы к пафосу (страстям, чувствам аудитории).

Третья книга посвящена вопросам композиции и стиля речи. Учение о композиции Аристотель связывает со своим учением об этосе, логосе и пафосе. Он рекомендует сосредоточить этос (этические аргументы) в начале речи, логос – в основной части речи, пафос – в заключительной части.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *