какую часть личности активизирует стереотип как если бы
Укрепление убеждений и ожиданий с помощью фрейма «как если бы»
Укрепление убеждений и ожиданий с помощью фрейма «как если бы»
Фрейм «как если бы» представляет собой прием, с помощью которого отдельный человек или группа начинает действовать так, как если бы желанная цель или результат были уже достигнуты. В других случаях с помощью этого приема отдельный человек (группа) делает вид, что он является другим человеком (сообществом людей). С помощью этого фрейма человек может идентифицировать и расширить свое восприятие мира или желаемых будущих состояний. Кроме того, это действенный способ помочь человеку преодолеть внутреннее сопротивление и ограничения, присущие его нынешней «карте мира».
Фрейм «как если бы» часто используется для борьбы с ограничивающими убеждениями. С его помощью создаются противоположные примеры или альтернативные варианты поведения. Например, если человек говорит вам: «Я не могу этого сделать» или «Сделать это невозможно», фрейм «как если бы» позволит задать ему вопрос: «А что бы было, если бы вы уже это сделали?», или «Действуйте так, будто вы можете это сделать. Как вы это себе представляете?», или «Если бы вы уже могли сделать это, что бы вы делали сейчас?» В частности, если бы служащий компании не мог описать ожидаемый результат определенного проекта, его начальник мог бы сказать следующее: «Представь себе, что с этого момента прошло пять лет. Что изменилось?»
Действуя «как если бы», люди получают возможность оттолкнуться от сиюминутного восприятия ограниченной реальности и дать волю воображению. Таким образом, активизируются наши врожденные способности к фантазированию и перевоплощению. Кроме того, мы можем перешагнуть границы личной истории, системы убеждений и «Эго». Фактически с помощью фрейма «как если бы» мы осознаем и используем понятие «Я» как функцию, а не в качестве жесткой номинализации.
Многие приемы и методики НЛП основаны на применении фрейма «как если бы». Создавая себе цели, результаты и мечты, прежде всего мы ведем себя так, будто это наши реальные возможности. Мы рисуем их мысленные образы и придаем этим картинкам все необходимые свойства. Затем мы воплощаем их в жизнь, «как если бы» переживали эти ощущения и отрабатывали на практике те формы поведения, которые соответствуют этим целям и мечтам.
Фрейм «как если бы» чрезвычайно важен для создания пространства, в котором мы можем стимулировать нашу нервную систему так, чтобы она поддержала нас в процессе достижения наших целей. Милтон Эриксон неоднократно повторял: «Вы можете притвориться чем угодно и управлять этим».
Фрейм «как если бы» является одним из ключевых инструментов для руководителей и консультантов. В следующем упражнении мы используем его для того, чтобы помочь другому человеку преодолеть ограничивающие убеждения.
Упражнение «как если бы»
1. «Исследователь» вспоминает какую-либо цель или ситуацию, с которой у него связаны определенные сомнения. Он должен в вербальной форме сообщить «начальнику» о своем ограничивающем убеждении, например: «У меня нет возможности…», «Я не способен…», «Я не заслуживаю…» и т. д.
2. «Начальник» в уважительной форме подбадривает «исследователя» примерно следующими словами:
«А что бы было, если бы это было возможно (вы были способны на это, вы заслуживали этого)?»
«Ведите себя так, „как если бы“ это было возможно (вы были способны на это, вы заслуживали этого). Как вы это себе представляете?» «Представьте себе, что вы уже справились со всеми сомнениями, на которых основано ваше убеждение, что это невозможно (вы не способны на это, вы этого не заслуживаете). Как изменились бы от этого ваши мысли, действия или убеждения?»
3. Если «исследователь» находит другие возражения или препятствия, «начальник» продолжает, спрашивая:
«Если бы вы уже справились с этим затруднением, как бы вы действовали?»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Переформирование при помощи фрейма «даже если»
Переформирование при помощи фрейма «даже если» Умение распознавать вербальные паттерны позволяет нам создавать языковые средства, которые могут помочь нам повлиять на смысл наших переживаний. Примером такого инструмента является переформирование при помощи фрейма
Изменение размеров фрейма
Изменение размеров фрейма Паттерн «изменения размеров фрейма» позволяет напрямую применить этот принцип к восприятию многих ситуаций или переживаний. Он предполагает переоценку (или подчеркивание) значения конкретного поступка, обобщения или суждения в новом
«Нанесение на карту» ключевых убеждений и ожиданий
«Нанесение на карту» ключевых убеждений и ожиданий Как правило, люди меняют свое поведение за счет приобретения нового референтного опыта и когнитивных карт, позволяющих построить «план». Тем не менее одно и то же поведение не всегда приводит к одному и тому же
Рефрейминг и «выведение из фрейма» мысли-вируса с помощью паттернов «Фокусов языка»
Рефрейминг и «выведение из фрейма» мысли-вируса с помощью паттернов «Фокусов языка» Знакомство с системой убеждений, защищающей потенциальную мысль-вирус, позволяет находить эффективные способы рефрейминга, с помощью которых ограничивающее убеждение можно вернуть во
16. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
16. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ После работы со второй главой «Поиск автоматических мыслей», вы, скорее всего, определили несколько «горячих» мыслей, которые отражают некоторые из ваших глубинных убеждений. Глубинные убеждения уходят корнями в
Уменьшение фрейма, или Претензии к пуговицам
Уменьшение фрейма, или Претензии к пуговицам И еще она хромая. Но если бы ты знал, какие у нее глисты! Анекдот о женитьбе рыбака Весьма удобным способом вы можете отвязаться от неудобной темы с помощью обращения к деталям и мелочам.— Какой у тебя омерзительный
Смещение фрейма, или Переопределение
Смещение фрейма, или Переопределение Это не живот, это комок нервов. Народное Это самый наглый, и самый эффективный способ. Зачем выкручиваться внутри темы, если можно просто ее сменить сразу. В конце концов, вам лучше знать, о чем вы хотите разговаривать, а о чем нет. Не так
Глава 16. Не бойтесь обращаться за помощью, если вас преследует бывший партнер по отношениям
Глава 16. Не бойтесь обращаться за помощью, если вас преследует бывший партнер по отношениям Мои наблюдения за любовными и семейными отношениями чуть ли не ежедневно доказывают, что очень многие из тех, кого бросают мужчины и женщины, оказываются просто не в состоянии
Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений
Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений Ты уже знаешь, что убеждения формируются во время очень сильных эмоций.Постарайся вспомнить максимальное количество ситуаций, связанных с деньгами, которые вызвали очень бурные эмоции
Укрепление дружбы
Укрепление дружбы Сверхчувствительному лицу, как никому другому, ни в коем случае не следует недооценивать преимущества крепкой дружбы. Дружеским отношениям вовсе незачем быть такими же интенсивными, сложными и ограниченными, как романтические. Некоторым конфликтам
Укрепление тела
Укрепление тела Годы влияния тревожной привязанности накладывают отпечаток на тело славного человека. Тревожность играет ключевую роль как в серьезных заболеваниях, так и в хронических нарушениях: расстройстве желудка, нарушениях сна, ожирении и усталости. А ведь есть
Изменение размера фрейма
Изменение размера фрейма Смещение фокуса внимания в контекст другого временного фрейма, в более широкий или узкий ракурс.Вопросы: Как было раньше? А как сейчас? Как думает большинство? Утверждение: В большей перспективе… Для большинства… Вообще – да,
Изменение размера фрейма
Изменение размера фрейма Смещение фокуса внимания в контекст другого временного фрейма, в более широкий или узкий ракурс.Вопросы: Как было раньше? А как сейчас? Как думает большинство? Утверждение: В большей перспективе… Для большинства… Вообще – да,
Войти на сайт
Укрепление убеждений и ожиданий с помощью фрейма «как если бы»
Фрейм «как если бы» представляет собой прием, с помощью которого отдельный человек или группа начинает действовать так, как если бы желанная цель или результат были уже достигнуты. В других случаях с помощью этого приема отдельный человек (группа) делает вид, что он является другим человеком (сообществом людей). С помощью этого фрейма человек может идентифицировать и расширить свое восприятие мира или желаемых будущих состояний. Кроме того, это действенный способ помочь человеку преодолеть внутреннее сопротивление и ограничения, присущие его нынешней «карте мира».
Фрейм «как если бы» часто используется для борьбы с ограничивающими убеждениями. С его помощью создаются противоположные примеры или альтернативные варианты поведения. Например, если человек говорит вам: «Я не могу этого сделать» или «Сделать это невозможно», фрейм «как если бы» позволит задать ему вопрос: «А что бы было, если бы вы уже это сделали?» или «Действуйте так, будто вы можете это сдедать. Как вы это себе представляете?» или «Если бы вы уже могли сделать это, что бы вы делали сейчас?». В частности, если бы служащий компании не мог описать ожидаемый результат определенного проекта, его начальник мог бы сказать следующее:
«Представь себе, что с этого момента прошло пять лет. Что изменилось?».
Действуя «как если бы», люди получают возможность оттолкнуться от сиюминутного восприятия ограниченной реальности и дать волю воображению. Таким образом, активизируются наши врожденные способности к фантазированию и перевоплощению. Кроме того, мы можем перешагнуть границы личной истории, системы убеждений и «эго». Фактически с помощью фрейма «как если бы» мы осознаем и используем понятие «Я» как функцию, а не в качестве жесткой номинализации.
Многие приемы и методики НЛП основаны на применении фрейма «как если бы». Создавая себе цели, результаты и мечты, первым делом мы ведем себя так, будто это наши реальные возможности. Мы рисуем их мысленные образы и придаем этим картинкам все необходимые свойства. Затем мы воплощаем их в жизнь, «как если бы» переживали эти ощущения и отрабатывали на практике те формы поведения, которые соответствуют этим целям и мечтам.
Фрейм «как если бы» чрезвычайно важен для создания пространства, в котором мы можем стимулировать нашу нервную систему, так чтобы она поддержала нас в процессе достижения наших целей. Милтон Эриксон неоднократно повторял:
«Вы можете притвориться чем угодно и управлять этим».
Фрейм «как если бы» является одним из ключевых инструментов для руководителей и консультантов. В следующем упражнении мы используем его для того, чтобы помочь другому человеку преодолеть ограничивающие убеждения.
Задание
Упражнение «как если бы»
2. Начальник в уважительной форме подбадривает исследователя примерно следующими словами:
3. Если исследователь находит другие возражения или препятствия, начальник продолжает, спрашивая:
«Если бы вы уже справились с этим затруднением, как бы вы действовали?»
Инструментарий менторства: фрейм «как если бы»
Фрейм «как если бы» — один из самых простых, но и самых полезных инструментов ментора. Фрейм «как если бы» — это процесс, с помощью которого человека или группу инструктируют действовать, «как если бы желаемая цель или результат были уже достигнуты». Фрейм «как если бы» — мощный способ помочь людям идентифицировать и обогатить их восприятие мира или желаемых состояний в будущем. Это также полезный способ помочь людям преодолеть сопротивление и ограничения в рамках их текущей карты мира.
Фрейм «как если бы» часто используется, чтобы бросить вызов ограничивающим убеждениям, создавая противоположные примеры или альтернативы. Например, если человек говорит: «Я не могу сделать X» или «Невозможно сделать X», фрейм «как если бы» можно применить, спросив: «Что бы случилось, если бы вы могли сделать X?», или «На что это было бы похоже, если бы вы действовали так, как будто вы можете сделать X?», или «Если бы вы были (уже) способны сделать X, что бы вы делали?» Например, если руководитель компании не способен описать желаемое состояние для конкретного проекта, ментор может сказать: «Представьте, что с настоящего момента прошло пять лет. Что изменилось?»
Действие «как если бы» позволяет нам снижать интенсивность текущего восприятия ограничений реальности и более полно использовать воображение. При этом мы используем врожденную способность воображать и притворяться. Это также позволяет нам понижать границу нашей личной истории, систем убеждения и «эго».
В процессе достижения целей, результатов и видения, например, мы сначала действуем, «как если бы» они были возможны. Мысленно мы создаем визуальные картины и придаем этим картинам желаемые качества. Затем мы начинаем воплощать их в жизнь, действуя, «как если бы» мы испытывали эти чувства и практиковали определенные формы поведения, которые соответствуют этим мечтам и целям.
Действие «как если бы» — это также важный компонент петли «коучинг—моделирование». Фрейм «как если бы» — один из ключевых инструментов для менторов и консультантов. В следующем формате фрейм «как если бы» применяется как способ помочь клиентам не принимать во внимание ограничивающие убеждения и сомнения.
1. Ментор просит клиента вспомнить какую-либо цель или ситуацию, в связи с которой он испытывает сомнение. Клиент должен вер-бально выразить ограничивающее убеждение ментору: «Для меня невозможно. », «Я не способен. », «Я не заслуживаю. » и т. д.
2. Ментор вежливо ободряет клиента, говоря примерно следующее.
«Действуйте, «как если бы» это было возможно / вы были бы на это способны / вы действительно заслуживали бы этого. Ну как?»
«Вообразите, что вы уже имели дело со всеми проблемами, касающимися вашего убеждения, что это невозможно / вы не способны это сделать / вы не заслуживаете этого. Что бы вы думали, действуя или полагая иначе?»
3. Если у клиента обнаруживаются другие возражения или препятствия, ментор должен продолжить задавать вопросы.
«Действуйте, «как если бы» вы уже имели дело с этим препятствием или возражением. Как бы вы реагировали иначе?»
Рефрейминг
Менторы также могут помочь клиентам обойти воспринимаемые ограничения с помощью процесса рефрейминга. Рефрейминг буквально означает помещение нового или иного фрейма вокруг некоторого образа или переживания. С точки зрения психологии подвергнуть что-либо «рефреймингу» означает трансформировать значение, поместив это в иные рамки или контекст, чем ранее. Психологические «фреймы» связаны с когнитивным контекстом конкретного явления или переживания. Такой «фрейм» устанавливает границы и ограничения для ситуации. Фреймы оказывают большое влияние на то, как мы интерпретиру-
ем определенные переживания и события и реагируем на них, поскольку они «акцентируют» эти переживания и направляют внимание. Болезненное воспоминание, например, может стать всепоглощающим, если его воспринимать в пределах краткосрочного фрейма пяти минут, в течение которых произошло это событие. То же самое болезненное переживание может казаться почти обыденным, когда в результате «ре-фрейминга» оно воспринимается на фоне всей жизни. Подобный «ре-фрейминг» — один из самых глубоких и мощных способов помочь клиенту изменить точку зрения и расширить его карту мира.
Рефрейминг имеет отношение к тому факту, что на наши переживания и интерпретации событий оказывают влияние наша точка зрения и контекст. Например, вероятность дождя — это благо для того, кто испытывает засуху, хорошее оправдание для того, кто искал повод остаться дома и не поехать на пикник с компанией, неудобство для того, кто планировал сходить за покупками, и проклятие для того, кто планировал свадьбу на открытом воздухе. Иногда мы оказываемся в тупиковом положении, рассматривая лишь одну сторону ситуации, случая или последствия, и попадаем в ловушку единственной точки зрения. Важно понять, что есть различные способы взглянуть на что-либо.
Рамка вокруг картины — хорошая метафора для осмысления понятия и процесса рефрейминга. В зависимости от того, какая часть картины помещена в рамку, мы будем иметь различную информацию о содержании картины и, следовательно, различное восприятие картины. Фотограф или живописец, передающий конкретный пейзаж, например, может «поместить в рамку» только дерево, а может и включить в нее весь луг с целой рощей, животными и, возможно, рекой или прудом. Это определяет, что из первоначального пейзажа впоследствии увидит на картине зритель. Кроме того, человек, купивший картину, может впоследствии решить изменить фрейм — поменять рамку так, чтобы это эстетически больше соответствовало интерьеру.
Подобным образом, поскольку психологические фреймы определяют то, что мы «видим» и воспринимаем относительно некоторого переживания или события, они влияют на то, как мы переживаем и интерпретируем ситуацию. В качестве иллюстрации рассмотрим следующую картинку.
1″?8 Обратите внимание, как расширяются ваше восприятие и пони-
мание изображаемой ситуации, если включить в рамку больше информации.
Первая картина сама по себе не имеет большого «значения». На ней просто изображена некая «рыба». Когда фрейм расширяется, как на второй картине, мы вдруг видим другую ситуацию. Первая рыба — не просто «рыба», это — «маленькая рыбка, которую вот-вот съест большая рыба». По всей видимости, маленькая рыбка не осознает ситуации, которую мы ясно видим благодаря нашей точке зрения и «большему фрейму». Мы можем чувствовать тревогу и страх за маленькую рыбку или признать, что большая рыба должна есть, чтобы выжить.
Отметьте, что происходит, когда мы снова подвергаем ситуацию «рефреймингу», еще больше расширяя нашу перспективу.
Теперь мы имеем другую точку зрения и в целом другую семантику картины. Мы видим, что опасности подвергается не только маленькая рыбка. Большая рыба также может быть съедена еще более крупной рыбой. В своем стремлении выжить большая рыба настолько сосредоточилась на желании съесть маленькую рыбку, что не обращает внимания на еще более крупного хищника, который угрожает ее собственной жизни.
Изображенная здесь ситуация и новый уровень понимания, являющийся результатом рефрейминга нашей точки зрения на ситуацию, — яркая метафора процесса и цели рефрейминга. Люди часто останавливаются на ситуации маленькой рыбки или средней рыбы. Они либо не осознают нависшей угрозы в большем окружении, как не осознает ее маленькая рыбка, либо настолько сосредоточены на достижении определенного результата, как рыба в середине, что не замечают приближающегося кризиса. Для рыбы в середине парадокс состоит в том, что она настолько сосредоточена на одном конкретном действии, связанном с выживанием, что подвергает опасности свою жизнь в другом отношении. Рефрейминг позволяет нам увидеть «большую картину», позволяя сделать более адекватный выбор и предпринять соответствующие действия.
В НЛП рефрейминг предполагает помещение содержания опыта или ситуации в новый ментальный фрейм, чтобы его можно было рассматривать более разумно и использовать как ресурс.
Однословный рефрейминг
Простой базовый способ, которым менторы могут применить процесс рефрейминга в беседах с клиентами, — «однословный рефрейминг» других слов. Для его проведения следует взять слово, выражающее конкретную идею или понятие, и найти для этой идеи или понятия другое слово, изменяющее отношение к этому понятию. Как в шутку отметил философ Бертран Расселл, «я непоколебим, вы упрямы, он твердолобый дурак». Используя формулу Расселла, мы можем произвести другие примеры.
Я справедливо возмущен, вы раздражены, он поднимает много шума из ничего.
Я обдумал все заново, вы изменили точку зрения, он нарушил слово.’
Я нечаянно ошибся, вы исказили факты, он отъявленный лгун.
Я сострадателен, вы мягки, он тряпка.
В каждом из этих утверждений конкретное понятие или переживание рассматривается в несколько различных ракурсах путем «рефрейминга» его с помощью других словам. Например, рассмотрим слово «деньги». «Успех», «инструмент», «ответственность», «коррупция», «всеобщий эквивалент» и т. д. — все это слова или фразы, которые помещают вокруг понятия «деньги» различные «фреймы», создавая различные точки зрения. Пробуйте найти ваши собственные однословные фреймы для следующих понятий:
ответственный (например, твердый, ригидный)
игривый (например, гибкий, неискренний)
скромный (например, мудрый, скупой) дружелюбный (например, приятный, наивный) уверенный (например, самонадеянный, вульгарный) почтительный (например, деликатный, безвольный)
Тема 11. «Как если бы…»
Другая хорошая метафора – это «закрашивание» себя в угол. Представьте, что Вы красите пол. У Вас в руке кисть, рядом стоит ведро. Вы красите пол впереди себя и потихоньку отступаете назад. Если направление движения выбрано неверно, то Вы можете «закрасить» себя в угол, где нет ни двери, ни окна. Вы будете стоять и ломать голову, сколько часов Вам придется ждать, пока высохнет краска. Еще одной типичной ситуацией является «выбор без выбора», о котором мы уже говорили (ситуация с богатырем на распутье).
Часто не только клиент, но и коуч может обнаружить себя в ситуации «закрашивания в угол». Кажется, что все его вопросы только усугубляют нересурсное состояние клиента, и чувство безнадежности начинает передаваться самому коучу. Он уже сам не знает, что делать. А что делать? – Вспомнить принцип коучинга: «Если что-то не работает, не делайте это! Делайте что-то другое!» Иногда мы стоим перед мучительной дилеммой – в какой цвет красить забор? В желтый или зеленый? И вот здесь приходит на помощь сильный вопрос: «А что если его вообще не красить, а заняться чем-нибудь другим?»
То есть выход из тупика заключается в том, чтобы выйти в другое пространство или другое измерение: взять в одну руку ведро с краской, в другую – кисточку, взлететь и перенестись по воздуху на сухое место. Смелость мечтать – это непременное качество коуча. Для меня очень ярким в этой связи является пример директора одной благотворительной школы. Получив новое помещение, она сразу же взялась наводить в нем уют и порядок – начиная с капитального ремонта. Когда она делилась своими идеями профессиональными строителями, они в один голос провозглашали их сумасшедшими: «Потому что так никто не делает, и потому что это сделать невозможно в принципе, и потому что…» Она учитывала их конструктивные советы, но все равно действовала в соответствии со своим видением. В результате все получалось наилучшим образом, и строителям с двадцатилетним стажем оставалось только чесать в затылке. «Это потому, что я не профессионал, и не знала, что так не делают!» – смеялась она, «оправдываясь» за свой успех.
Вспомните 3 ситуации из своей жизни, или жизни знакомых вам людей, где удавалось найти выход из тупика, перенесясь в другое «пространство» или «измерение». Как «оно» сработало?
Почему этот метод работает? Вспомним принцип системности. Любое изменение в любой части системы влияет на все остальные части системы. Поэтому, если какая-то часть трудно поддается изменению, оставим ее отдыхать, и попробуем поработать с какой-нибудь другой, более податливой частью. Даже если ее придется выбрать методом «научного тыка». Это составляет основу еще одного инструмента, формата «Как если бы…»
Нейролингвистический подход в психологическом консультировании (тест, 85 вопросов)
В каких репрезентативных системах должен быть представлен результат, чтобы отвечать критерию хорошо сформированного?
в визуальной
в аудиальной и кинестетической
во всех
В какой визуальной субмодальности клиент должен представлять картину вредной привычки в технике «Взмах»?
ассоциация
отсутствие рамки
диссоциация
В какой репрезентативной системе ставить якоря наиболее эффективно?
в ведущей системе клиента
не в ведущей системе клиента
в аудиальной
В каком году состоялся первый семинар по НЛП?
1972
1975
1978
В чем заключается смысл коммуникации?
в намерении коммуникатора
в реакции, которую она вызывает
в самой коммуникации
Возможна ли инверсия индивидуальных глазодвигательных реакций?
нет
да
редко
Вывод о неконгруэнтности в поведении клиента мы делаем на основании
изу Показать все чения его проблемы
калибровки
результатов работы
Где стоит эффективно искать ресурс при таком ограничивающем убеждении, как никчемность?
в будущем клиента
в будущем детей клиента
в прошлом клиента
Деятельность какого известного врача изучали Д.Гриндер и Р. Бэндлер?
М.Эриксон
Н. Пирогов
З.Фрейд
Для чего полезна объемная коммуникация?
для социализации
для установления раппорта
для изучения психологии
Идеи какого ученого нашли свое отражение в НЛП?
Г.Бэйтсон
А.Эйнштейн
Л.Полинг
К какой стадии спонтанных раппортных отношений приводит взаимное осознание миссии этих отношений?
стадия односторонних манипуляций
стадия сотрудничества
стадия собственности
К какому результату приходит личность осознавшая себя на уровне «Я»?
роли становятся верами
веры становятся ролями
исчезновение мировоззрения
К какому типу предикатов относится глагол «диктовать»?
визуальный
аудиальный
кинестетический
К какому типу предикатов относится глагол «пахнуть»?
визуальный
кинестетический
аудиальный
К какому типу предикатов относится существительное «перспектива»?
визуальный
аудиальный
кинестетический
К чему стремятся физиологические ритмы у людей, находящихся в раппортных отношениях?
к диссонансу
к унисону
к свободе
Как классифицируется в мета-модели слово «должен»?
как модальный оператор
как семантическая неправильность
как универсальный квантификатор
Как можно назвать человека, имеющего только один выбор поведения?
борец
зомби
свободный
Как называется выгода, неосознаваемая человеком?
первичной
вторичной
скрытой
Как называется высшая ступень в иерархии специалистов НЛП?
магистр НЛП
тренер НЛП
мастер-практик НЛП
Как относится клиент к своим страхам при фобиях?
как к обоснованным
как к навязчивым
как к важным
Как работать с «беспомощностью»
обратиться к будущему клиента
обратиться к личному опыту клиента
найти понимание
Как трактуется понятие «поражение» в пресуппозициях НЛП?
несчастье
обратная связь
ресурс
Какая визуальная субмодальность используется при формировании ресурсного образа клиента в технике «Взмах»?
ассоциация
динамика
диссоциация
Какая из книг по НЛП была первой переведена на русский язык?
«Структура магии»
«Из лягушек в принцы»
«Рефрейминг»
Какая задача стоит перед психологом, если он слышит от клиента утверждение, содержащее номинализацию?
превратить событие в процесс
найти противоречие с опытом
определить комплексную эквивалентность
Какая компьютерная метафора наиболее близка для понимания термина «сознания»?
жесткий диск
оперативная память
процессор
Какая модель является противоположной Мета-модели?
Модель Т.О.Т.Е
Глобальная модель
Милтон-модель
Какая терапевтическая неправильность содержится в следующем утверждении «Моя жена игнорирует меня»?
неконкретный глагол
номинализация
семантическая неправильность
Какая терапевтическая неправильность присутствует в выражении: «Я не получаю признания»?
неконкретный глагол
номинализация
модальный оператор
Какие калибровочные признаки лучше использовать для выяснения бессознательных стратегий клиента?
глазодвигательные реакции
дыхание
жестикуляцию
Какие якоря интегрируются в технике интеграции якорей?
проблемный и ресурсный
проблемный и нормальный
ресурсный и творческий
Какое количество выборов соответствует минимальной степени свободы?
один
два
три
Какое состояние усиливается при движении по логическим уровням вверх?
проблемное
ресурсное
нормальное
Какой вопрос не относится к мета-моделирующим?
как?
почему?
кто конкретно?
Какой репрезентативной системе соответствует у правши движение глаз вверх и влево?
визуальное конструирование
визуальное воспоминание
кинестетика
Какой тип коммуникации предполагает наличие субъектно-объектных отношений?
объемная
смешанная
линейная
Какую часть личности активизирует стереотип «Как если бы…»?
творческую
ресурсную
проблемную
Какая терапевтическая неправильность присутствует в выражении: «Я должен идти на работу»?
модальный оператор возможности
модальный оператор необходимости
номинализация
Какая терапевтическая неправильность присутствует в выражении: «Я знаю, что вы меня не любите»?
номинализация
чтение мыслей
универсальный квантификатор
Какая техника наиболее эффективна при работе с вредными привычками?
«Взмах»
Будка кинооператора
Реимпринтинг
Какие из перечисленных систем не являются репрезентативными?
дигитальная
аудиальная
визуальная
Какой город в США считается «столицей НЛП»?
Феникс
Санта-Круз
Сакраменто
Какой компонент пропущен в формуле: проблемное состояние + ресурс =?
желаемое состояние
спокойное состояние
хорошее состояние
Какой тип ограничивающего убеждения заставляет клиента считать, что он недостоин результата?
беспомощность
безнадежность
никчемность
Какой шаг являются составной частью практически всех техник НЛП?
выделение частей
трансдеривационный поиск
экологическая проверка
Какому логическому уровню личности соответствуют вопросы «Как?», «Каким образом»?
уровню окружения
уровню поведения
уровню умений и навыков
Какому логическому уровню личности соответствует вопрос «Почему»?
уровню окружения
уровню умений и навыков
уровню убеждений
Какому логическому уровню личности соответствуют вопросы «Что»?, «Где?», Когда?»
уровню поведения
уровню окружения
уровню умений и навыков
Какому логическому уровню личности соответствует вопрос «Что делать»?
уровню окружения
уровню поведения
умений и навыков
Какому состоянию соответствует верхнее дыхание?
аудиальному
визуальному
кинестетическому
Какую особенность глазодвигательных реакция у левшей вы знаете?
нет никаких особенностей
инверсия
конвергенция
Калибровка – это первая стадия
подстройки
раппорта
ведения
Количество, осознаваемых клиентом субмодальностей, косвенно свидетельствуют о
его культуре развития
о тяжести состояния
о готовности к терапии
Кто был основателем НЛП?
Д.Гриндер и Р.Бэндлер
М. Эриксон
Р. Дилтс
Кто несет ответственность за выполнение упражнения в тренинговой работе?
клиент
наблюдатель
оператор
Кто придумал понятие «Системное НЛП»?
М. Эриксон
К. Кастанеда
Р. Дилтс
Кто является автором понятия «Ограничивающие убеждения»?
М. Эриксон
Р.Дилтс
Р. Бэндлер
Любое ли поведение имеет (или имело) позитивное намерение?
да
нет
не всегда
Могут ли люди не оказывать влияние друг на друга?
да
нет
иногда
Может ли мешать терапии вторичная выгода?
да
нет
иногда
На что реагируют люди?
на свое собственное восприятие реальности
на реальность
на обстоятельства
Не ниже какого логического уровня должен быть сформулирован результат, чтобы отвечать критерию хорошо сформированного?
второго
третьего
четвертого
О каком состоянии свидетельствует усиление асимметрии калибровочных признаков?
о ресурсном
о нормальном
о проблемном
Первым критерием хорошо сформированного результата является
его правильность
его позитивность
представленность в репрезентативных системах
Понятие «безнадежность» относится к
ограничивающим убеждениям
пресуппозициям
мета-модели
Постановка якоря осуществляется
на выходе из состояния
на высоте состояния
при входе в состояние
При работе с какими терапевтическими неправильностями используется прием преувеличения?
семантическая неправильность
универсальные квантификаторы
модальные операторы
Стадия ведения предполагает:
достижение цели терапевта
усиление неконгруэнтностей клиента
успокоение клиента
Стадия собственности в спонтанных раппортных отношениях возникает, как следствие
ожиданий
любви
брака
Субмодальности, меняющие состояние, называются
главными
ведущими
визуальными
Субмодальности это:
маленькие модальности
объединение модальностей
различия внутри модальностей
Техника «Будка кинооператора» предназначена для лечения
аллергий
фобий
вредных привычек
Человек, увлеченный освоением нового для себя навыка находится на стадии
бессознательной компетентности
бессознательной некомпетентности
сознательной компетентности
Чем непосредственно структурируется окружение личности?
ее поведением
окружающими людьми
обстоятельствами
Чем непосредственно структурируется поведение личности?
умениями и навыками
убеждениями
окружением
Что делать, если Ваши действия не приводят к желаемому результату?
менять поведение
повторить действие
изменить результат
Что означает понятие «конгруэнтность»?
соответствие
относительность
совместность
Что позволяет клиенту достигнуть желаемого состояния?
общий ресурс
специфический ресурс
понимание проблемы
Что структурируют пресуппозиции НЛП?
реальность
восприятие реальности
способность к манипуляциям
Что требуется по мере усложнения системы для эффективного поведения?
все большая осторожность
все большая гибкость
понимание
Что является константным в модели Т.О.Т.Е.?
действие
результат
ожидание
Что является предметом изучения НЛП?
психика человека
проблемы клиентов
стратегии эффективного поведени Скрыть
В каких репрезентативных системах должен быть представлен результат, чтобы отвечать критерию хорошо сформированного?
в визуальной
в аудиальной и кинестетической
во всех
В какой визуальной субмодальности клиент должен представлять картину вредной привычки в технике «Взмах»?
ассоциация
отсутствие рамки
диссоциация
В какой репрезентативной системе ставить якоря наиболее эффективно?
в ведущей системе клиента
не в ведущей системе клиента
в аудиальной
В каком году состоялся первый семинар по НЛП?
1972
1975
1978
В чем заключается смысл коммуникации?
в намерении коммуникатора
в реакции, которую она вызывает
в самой коммуникации
Возможна ли инверсия индивидуальных глазодвигательных реакций?
нет
да
редко
Вывод о неконгруэнтности в поведении клиента мы делаем на основании
изу Показать все чения его проблемы
калибровки
результатов работы
Где стоит эффективно искать ресурс при таком ограничивающем убеждении, как никчемность?
в будущем клиента
в будущем детей клиента
в прошлом клиента
Деятельность какого известного врача изучали Д.Гриндер и Р. Бэндлер?
М.Эриксон
Н. Пирогов
З.Фрейд
Для чего полезна объемная коммуникация?
для социализации
для установления раппорта
для изучения психологии
Идеи какого ученого нашли свое отражение в НЛП?
Г.Бэйтсон
А.Эйнштейн
Л.Полинг
К какой стадии спонтанных раппортных отношений приводит взаимное осознание миссии этих отношений?
стадия односторонних манипуляций
стадия сотрудничества
стадия собственности
К какому результату приходит личность осознавшая себя на уровне «Я»?
роли становятся верами
веры становятся ролями
исчезновение мировоззрения
К какому типу предикатов относится глагол «диктовать»?
визуальный
аудиальный
кинестетический
К какому типу предикатов относится глагол «пахнуть»?
визуальный
кинестетический
аудиальный
К какому типу предикатов относится существительное «перспектива»?
визуальный
аудиальный
кинестетический
К чему стремятся физиологические ритмы у людей, находящихся в раппортных отношениях?
к диссонансу
к унисону
к свободе
Как классифицируется в мета-модели слово «должен»?
как модальный оператор
как семантическая неправильность
как универсальный квантификатор
Как можно назвать человека, имеющего только один выбор поведения?
борец
зомби
свободный
Как называется выгода, неосознаваемая человеком?
первичной
вторичной
скрытой
Как называется высшая ступень в иерархии специалистов НЛП?
магистр НЛП
тренер НЛП
мастер-практик НЛП
Как относится клиент к своим страхам при фобиях?
как к обоснованным
как к навязчивым
как к важным
Как работать с «беспомощностью»
обратиться к будущему клиента
обратиться к личному опыту клиента
найти понимание
Как трактуется понятие «поражение» в пресуппозициях НЛП?
несчастье
обратная связь
ресурс
Какая визуальная субмодальность используется при формировании ресурсного образа клиента в технике «Взмах»?
ассоциация
динамика
диссоциация
Какая из книг по НЛП была первой переведена на русский язык?
«Структура магии»
«Из лягушек в принцы»
«Рефрейминг»
Какая задача стоит перед психологом, если он слышит от клиента утверждение, содержащее номинализацию?
превратить событие в процесс
найти противоречие с опытом
определить комплексную эквивалентность
Какая компьютерная метафора наиболее близка для понимания термина «сознания»?
жесткий диск
оперативная память
процессор
Какая модель является противоположной Мета-модели?
Модель Т.О.Т.Е
Глобальная модель
Милтон-модель
Какая терапевтическая неправильность содержится в следующем утверждении «Моя жена игнорирует меня»?
неконкретный глагол
номинализация
семантическая неправильность
Какая терапевтическая неправильность присутствует в выражении: «Я не получаю признания»?
неконкретный глагол
номинализация
модальный оператор
Какие калибровочные признаки лучше использовать для выяснения бессознательных стратегий клиента?
глазодвигательные реакции
дыхание
жестикуляцию
Какие якоря интегрируются в технике интеграции якорей?
проблемный и ресурсный
проблемный и нормальный
ресурсный и творческий
Какое количество выборов соответствует минимальной степени свободы?
один
два
три
Какое состояние усиливается при движении по логическим уровням вверх?
проблемное
ресурсное
нормальное
Какой вопрос не относится к мета-моделирующим?
как?
почему?
кто конкретно?
Какой репрезентативной системе соответствует у правши движение глаз вверх и влево?
визуальное конструирование
визуальное воспоминание
кинестетика
Какой тип коммуникации предполагает наличие субъектно-объектных отношений?
объемная
смешанная
линейная
Какую часть личности активизирует стереотип «Как если бы…»?
творческую
ресурсную
проблемную
Какая терапевтическая неправильность присутствует в выражении: «Я должен идти на работу»?
модальный оператор возможности
модальный оператор необходимости
номинализация
Какая терапевтическая неправильность присутствует в выражении: «Я знаю, что вы меня не любите»?
номинализация
чтение мыслей
универсальный квантификатор
Какая техника наиболее эффективна при работе с вредными привычками?
«Взмах»
Будка кинооператора
Реимпринтинг
Какие из перечисленных систем не являются репрезентативными?
дигитальная
аудиальная
визуальная
Какой город в США считается «столицей НЛП»?
Феникс
Санта-Круз
Сакраменто
Какой компонент пропущен в формуле: проблемное состояние + ресурс =?
желаемое состояние
спокойное состояние
хорошее состояние
Какой тип ограничивающего убеждения заставляет клиента считать, что он недостоин результата?
беспомощность
безнадежность
никчемность
Какой шаг являются составной частью практически всех техник НЛП?
выделение частей
трансдеривационный поиск
экологическая проверка
Какому логическому уровню личности соответствуют вопросы «Как?», «Каким образом»?
уровню окружения
уровню поведения
уровню умений и навыков
Какому логическому уровню личности соответствует вопрос «Почему»?
уровню окружения
уровню умений и навыков
уровню убеждений
Какому логическому уровню личности соответствуют вопросы «Что»?, «Где?», Когда?»
уровню поведения
уровню окружения
уровню умений и навыков
Какому логическому уровню личности соответствует вопрос «Что делать»?
уровню окружения
уровню поведения
умений и навыков
Какому состоянию соответствует верхнее дыхание?
аудиальному
визуальному
кинестетическому
Какую особенность глазодвигательных реакция у левшей вы знаете?
нет никаких особенностей
инверсия
конвергенция
Калибровка – это первая стадия
подстройки
раппорта
ведения
Количество, осознаваемых клиентом субмодальностей, косвенно свидетельствуют о
его культуре развития
о тяжести состояния
о готовности к терапии
Кто был основателем НЛП?
Д.Гриндер и Р.Бэндлер
М. Эриксон
Р. Дилтс
Кто несет ответственность за выполнение упражнения в тренинговой работе?
клиент
наблюдатель
оператор
Кто придумал понятие «Системное НЛП»?
М. Эриксон
К. Кастанеда
Р. Дилтс
Кто является автором понятия «Ограничивающие убеждения»?
М. Эриксон
Р.Дилтс
Р. Бэндлер
Любое ли поведение имеет (или имело) позитивное намерение?
да
нет
не всегда
Могут ли люди не оказывать влияние друг на друга?
да
нет
иногда
Может ли мешать терапии вторичная выгода?
да
нет
иногда
На что реагируют люди?
на свое собственное восприятие реальности
на реальность
на обстоятельства
Не ниже какого логического уровня должен быть сформулирован результат, чтобы отвечать критерию хорошо сформированного?
второго
третьего
четвертого
О каком состоянии свидетельствует усиление асимметрии калибровочных признаков?
о ресурсном
о нормальном
о проблемном
Первым критерием хорошо сформированного результата является
его правильность
его позитивность
представленность в репрезентативных системах
Понятие «безнадежность» относится к
ограничивающим убеждениям
пресуппозициям
мета-модели
Постановка якоря осуществляется
на выходе из состояния
на высоте состояния
при входе в состояние
При работе с какими терапевтическими неправильностями используется прием преувеличения?
семантическая неправильность
универсальные квантификаторы
модальные операторы
Стадия ведения предполагает:
достижение цели терапевта
усиление неконгруэнтностей клиента
успокоение клиента
Стадия собственности в спонтанных раппортных отношениях возникает, как следствие
ожиданий
любви
брака
Субмодальности, меняющие состояние, называются
главными
ведущими
визуальными
Субмодальности это:
маленькие модальности
объединение модальностей
различия внутри модальностей
Техника «Будка кинооператора» предназначена для лечения
аллергий
фобий
вредных привычек
Человек, увлеченный освоением нового для себя навыка находится на стадии
бессознательной компетентности
бессознательной некомпетентности
сознательной компетентности
Чем непосредственно структурируется окружение личности?
ее поведением
окружающими людьми
обстоятельствами
Чем непосредственно структурируется поведение личности?
умениями и навыками
убеждениями
окружением
Что делать, если Ваши действия не приводят к желаемому результату?
менять поведение
повторить действие
изменить результат
Что означает понятие «конгруэнтность»?
соответствие
относительность
совместность
Что позволяет клиенту достигнуть желаемого состояния?
общий ресурс
специфический ресурс
понимание проблемы
Что структурируют пресуппозиции НЛП?
реальность
восприятие реальности
способность к манипуляциям
Что требуется по мере усложнения системы для эффективного поведения?
все большая осторожность
все большая гибкость
понимание
Что является константным в модели Т.О.Т.Е.?
действие
результат
ожидание
Что является предметом изучения НЛП?
психика человека
проблемы клиентов
стратегии эффективного поведени Скрыть