какую цель преследовал автор в пьесе недоросль
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».
Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.
Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.
В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог. избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.
Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».
Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.
Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.
Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.
На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «. чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).
Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.
Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.
Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.
Анализ «Недоросль» Фонвизин
Всего получено оценок: 3680.
Всего получено оценок: 3680.
Бессмертная комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была и остаётся одним из актуальных произведений русской классики. Широта взглядов писателя, его глубокое убеждение в пользе образования и просвещения отразились в пьесе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом комедии по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Год написания – 1782 г.
История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.
Тема – Основной темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.
Композиция – Комедия выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти действий.
Жанр – Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.
Направление – Пьеса является ярким примером основного литературного направления того времени – классицизма.
История создания
Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.
Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.
Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности комедиям.
Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года, она продолжалась с 1778 по 1782 год.
Изначально главной темой комедии стали воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.
Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка, гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.
Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё, чем вызывает у неё досаду и упрёки.
Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека.
Композиция
Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку. Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.
В следующих двух действиях события стремительно развиваются, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.
В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.
Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои наказаны, а добродетельные награждены.
Используя в своей комедии такой художественный приём, как говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика комедии.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:
Это классическая классицистская комедия. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).
Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы поведения личности.
Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.
Смысл и суть комедии Недоросль Фонвизина
Пьеса «Недоросль» является одним из ключевых произведений в творчестве Д.И. Фонвизина. Сюжет, написанный в эпоху классицизма, не утрачивает актуальности и по сей день — ведь даже в наше время, когда, казалось бы, следует уже полностью избавиться от невоспитанности, безнравственности и глупости, эти пороки продолжают культивироваться в обществе с новой силой.
Автор «Недоросля» стремится показать, что воспитание подрастающего поколения должно проводиться только через высокие идеалы и правильные моральные постулаты. Доносится эта мысль через противопоставление — существует целый набор персонажей (объединённых фамилией «Скотинины» — здесь налицо т.н. «говорящие фамилии», с помощью которых читатель уже может определить черты характера многих персонажей), которым чужды положительные качества. Для Митрофана, Простаковой и Скотинина становится важной только финансовая часть брака — в то время как сама Софья понимает, что она никогда не будет счастлива в замужестве ни со Скотининым, ни с Митрофаном. Ей по душе Милон, её возлюбленный, и если бы не вмешательство Стародума, приходящегося Софии дядей, то велика была бы вероятность получить пару, в которой сама девушка вскорости сошла бы с ума.
Обличение пороков «Скотининых» происходит через сцены жизни и реплики. В то же время остальная (просвещённая) часть персонажей помогает ещё больше обозначить негативные качества героев «Недоросли». И хотя сами Простаковы принадлежат к дворянству, которое обязано демонстрировать самые лучшие человеческие качества, их мозг уже настроен на желание удовлетворять только самые низменные потребности. Эти люди не должны быть ответственны за чужие судьбы — и уж тем более не могут каким-то образом осуждать и критиковать других людей. Но сама Простакова только и делает, что отпускает советы — в этом и заключается её невежественность: не понимая причины событий, тем не менее, на всё иметь свою точку зрения. Для Митрофана уготована такая же судьба — он и наследник, и преемник. Но если бы каждый такой «недоросль» смог получить достойное образование, то вся Россия смогла бы измениться к лучшему. И сам Д.И. Фонвизин выражает надежду, что страну всё ещё можно реформировать — если начать с воспитания подрастающего поколения.
2 вариант
Название пьесы говорит само за себя. Автор описывает быт семьи Простаковых, поднимает тему воспитания и как оно влияет на формирование человека. Нравы старого дворянства исчерпали сами себя, это и пытается показать в своем произведении Фонвизин.
«Что посеешь, то и пожнешь». К сожалению, деспотичная мать Митрофана этого не понимает и не хочет понять, поскольку сама является потомком такого воспитания. В качестве учителей у её сына обычные крепостные, вседозволенность и избалованность – киты, на которых держится образование Митрофана. Простакова далека от нравственных и моральных ценностей, её цель получше устроить сына, а не вырастить его добросовестным человеком. Она жестока и к родным, и к слугам, её единственная любовь – Митрофан. Она его слепо опекает, из-за чего он уверен в своем совершенстве, ленив и не приспособлен к жизни. Эта любовь губительна, в конечном итоге недоросль отвечает ей тем же, что видел от неё самой по отношению к другим, грубостью и равнодушием.
Суть пьесы заключается в осуждении подобного воспитания. Положение в обществе ничего не значит, если ты являешься невежественным, низменным человеком, желающим утолить свои животные потребности. Более того, такой человек не может влиять на жизни других людей и воспитывать по образу и подобию своему. Потребительский образ жизни, брать и ничего не отдавать взамен – разрушителен. Это приведет лишь к страшным последствиям и изживанию нравов.
Такими героями, как Софья, Стародум автор противопоставляет образ недоросля и всей его семьи. Софья – символ гуманности и чистоты, Стародум – символ действительно хорошего воспитания, образования. Главные ценности их жизни – добродетель, честность, справедливость. Стародум гордится своей родственницей, когда видит, что она выросла порядочной и умной девушкой. Эти черты она переняла еще от своих родителей, что доказывает важность воспитания в формировании людей.
Фонвизин в своем произведении призывает обеспечивать своим детям правильное, высоконравственное воспитание. От этого зависит их человечность, желание развиваться и совершенствоваться во взрослой жизни. Только в этом случае ребенок сможет стать достойным членом общества, он вырастит своих детей честными, образованными людьми и с этого начнется искоренение старых нравов и методов воспитания. Перемены необходимы российскому обществу, иначе оно будет состоять из таких «недорослей».
Сочинение 3
Смысл и суть тут можно одним словом обозначить – названием! И нельзя сказать, что этот недоросль главный герой, но вокруг него всё крутится. И ведь только из текста мы понимаем, что слово это в плохом смысле использовано. Если б называлось произведение «Простушка», а речь там шла не о милой девушке, а о той, кто по своей простоте делает другим гадости, то был бы похожий эффект. Сам по себе недоросль означает, что человек до чего-то не дорос, ничего плохого в этом нет, в принципе. Но тут дело в том, что он не дорос, а считает, будто имеет право на всё. Так себя и ведёт!
Суть в этом как раз и заключается! А смысл ещё и в том, что такое поведение будет наказано. Вообще, все вредные персонажи наказаны, добро торжествует! Мамаша его (жестокая к своим крепостным) тоже за свои поступки получает наказание. Но я думаю, что самое страшное ей наказание, что её обожаемый сын, в которого она столько вложила энергии, сил и времени, готов от неё при первой опасности отказаться. То есть он её практически предаёт! Такое воспитание сделало из него эгоиста. Он думает только о своем благе. Хочет только брать от мира, ничего не отдавать взамен. Не хочет усилий прикладывать. Думает Митрофанушка, что мамины деньги (или уж папины) его всегда выручат. Репетиторы ему оценки хорошие будут ставить просто так. Связи помогут жену найти… Но он не прав! Для всего этого нет прочного основания. Чуть его проверить, так он ничего не знает. Доброго ничего не делает, талантов у него тоже нет. И друзей, конечно, нету, всех своим эгоизмом против себя настроил.
Есть в произведении мысль о том, что нельзя так воспитывать детей. Может быть, из Митрофана получился бы хороший человек. Никто ведь не вспоминает, что он был злым мальчишкой. А если и был, то у детей это бывает. За ним, всё-таки, стоит его мамочка, которая мужа не уважает, портит их сына своим обожанием. Митрофан рад только поесть… Это она внушила ему мысль о его исключительности, которая ни на чем не основана. Такое бывает, но обычно такие люди сталкиваются в итоге с реальностью. Оказывается, что они не такие уж классные, как для своих мам. Но избалованные люди всё же не агрессивны к другим так, как Митрофанушка. Он мог бы думать о себе прекрасном, что угодно. Столкнулся бы с реальностью, убедившись, что ничего не знает… Но он ведь выпендривается, верит в своё право другими командовать.
Это очень педагогическое и моральное произведение!
Суть комедии Недоросль
Пьеса «Недоросль» написал Фонвизин. Хоть комедия и веселая, она несет, глубокий смыл. Сюжет произведения актуален до сих пор, в наши дни тоже встречаются невоспитанные, безнравственные и глупые люди
Автор в этом произведение хочет показать, что детей надо воспитывать на идеалах и морали. В произведение много говорящих фамилий – Скотинины, Простаковы. От фамилии делается вывод, какие это люди, у них нет положительных качеств. Для людей с такими фамилиями важны были деньги. И если бы в судьбу главной героини не вмешался её дядя, Милон, то от брака, что со Скотининым, что с Простаковым, Софья скоро бы сошла с ума.
Суть всей пьесы заключается в осуждении воспитания. Если ты не воспитан и невежествен, то положение в обществе не поможет, стать нормальным человеком. Такой человек не может влиять на жизнь окружающих людей. Образ жизни Митрофанушки, который берет от жизни все, а взамен ничего не дает разрушителен. Такая жизнь ведет к перерождению норм морали.
Смысл произведения заключен в его названии. Хоть недоросль и не является главным героям, но действие всей пьесы вертится вокруг него. Читая произведение можно понять, что слово недоросль использовано в негативном смысле. В самом слове недоросль ничего плохого нет, оно означает, что человек маленький и просто не повзрослел для какой – то деятельности. А в произведение показан человек, который вырос, но в мыслях остался ещё ребенком. Но в итоге поведение его наказано. В принципе все вредные герои наказаны. Результатом воспитания недоросля стал его эгоизм, он готов отказаться о матери при первой опасности.
Пьесу можно воспринимать, как пьеса воспитания. Основная мысль пьесы, противопоставление взглядов, одни – новые прогрессивные, другие – устаревшие. Писатель говорит о том, что взгляды надо менять старому дворянству, если этого не сделать, то в России будут появляться такие недоросли, как в произведении.
В произведении прослеживается мысль о том, что детей нельзя так воспитывать. Если бы Митрофана воспитывали по-другому, то из него мог получиться хороший человек. Сейчас за ним стоит его мамаша, которая не уважает мужа, обижает прислугу и портит своего сына своим чрезмерным обожанием. Ему было внушено, что он идеален. А столкнувшись с реальностью, понимает, что он не такой хороший, как ему говорили.
Своим произведением писатель пытается показать, что детям надо давать правильное, высоконравственное воспитание. Только в этом случае ребенок сможет стать достойным членом общества.
Также читают:
Картинка к сочинению Суть и смысл произведения Недоросль
Популярные сегодня темы
В произведении Женский разговор автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье.
Петрушка является образом, который произносит минимум фраз в пьесе и для такого жанра подобная особенность является более чем странной. Вообще, конечно, для слуги бессловесное поведение выглядит вполне нормальным и характерным.
Австралия – самый отдаленный континент, а также шестая по величине страна, входящая в мировую 10-ку. Австралийское содружество состоит из объединенных штатов и острова Тасмания
По календарю весна начинается в марте. Но мне кажется, что по-настоящему она начинается в апреле. Апрель – это предвкушение тепла и, конечно, грядущего лета. Всего-то два месяца остается до жары
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. На его создание потребовалось всего четыре дня. Любопытно, что первоначально произведение называлось «Смерть на Капри»