какие служебные символы используются для обозначения начала и конца блока кода
Лабораторный практикум по основам языка C/С++
Справочник
Правила оформления блок-схем
Блок-схема является графическим представлением алгоритма решения задачи. Блок-схема никак не связана с каким-либо языком программирования. Таким образом все выражения в блоках блок-схемы записываются по правилам обычной математики.
В блок-схемах нельзя использовать элементы языка программирования.
Назначение блоков
Наименование | Обозначение | Функция |
---|---|---|
Терминатор | Элемент отображает выход во внешнюю среду и вход из внешней среды (наиболее частое применение − начало и конец программы). Внутри фигуры записывается соответствующее действие. | |
Процесс | Выполнение одной или нескольких операций, обработка данных любого вида (изменение значения данных, формы представления, расположения). Внутри фигуры записывают непосредственно сами операции, например, операцию: a := 10 b + c |
Для вычисления суммы ряда в программе необходимо выполнить следующие действия:
Это текстовая запись алгоритма. Теперь реализуем ее в виде графической схемы (блок-схемы).
Если вы не занете при помощи чего создавать блок-схемы, то рекомендуем ознакомиться со следующей статьей:
6 сервисов для работы с блок-схемами
Тест по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»
1. Какому зарезервированному слову программа передаёт управление в случае, если значение переменной или выражения оператора switch не совпадает ни с одним константным выражением?
2. Какой оператор не допускает перехода от одного константного выражения к другому?
4. Укажите правильное определение функции main в соответствии со спецификацией стандарта ANSI
5. Какую функцию должны содержать все программы на С++?
6. До каких пор будут выполняться операторы в теле цикла while (x
Пока х меньше или равен 100
Пока х строго меньше 100
7. Какое значение, по умолчанию, возвращает программа операционной системе в случае успешного завершения?
Программа не возвращает значение.
8. Структура объявления переменных в С++
9. Программа, переводящая входную программу на исходном языке в эквивалентную ей выходную программу на результирующем языке, называется:
10. Название С++ предложил
11. Каков результат работы следующего франмента кода?
case 2: cout Привет мир «;
12. Какое значение будет напечатано?
int main(int argc, char** argv)
13. Оператор вывода cout может печатать несколько значений или переменных в одной команде, используя следующий синтаксис:
cout Привет «, name, «n»;
cout Привет » + name + «n»;
14. Какое значение будет напечатано, в результате выполнения программы?
ничего не напечатается, программа вообще не будет работать
15. Тело оператора выбора if, будет выполняться. если его условие:
16. Укажите блок кода, в котором переменная y доступна.
int main(int argc, char** argv)
17. Что появится на экране, после выполнения этого фрагмента кода?
вывод на экран не выполнится
результат не может быть заранее определен
19. Какое из следующих значений эквивалентно зарезервированному слову true?
Все варианты ответов
20. Это значение 5.9875e17 может быть сохранено в переменной, типа
21. Вывод данных в C++
22. В каком случае лучше всего использовать приведение типов данных?
во всех выше указанных случаях
чтобы разрешить программе использовать только целые числа
чтобы изменить тип возвращаемого значения функции
при делении двух целых чисел, для того, чтобы вернуть результат с плавающей точкой
23. Какой тип данных имеет переменная ARGV?
24. Что будет напечатано на экране, после выполнения этого кода?
int main(int argc, char** argv)
25. Какая строка содержит зарезервированные слова языка программирования С++?
sizeof, const, typedef, static, voided, enum, struct, union
char, int, float, doubled, short, long, unsigned, signed
if, else, for, while do, switch, continue, break
defaulted, goto, return, extern, private, public, protected
const variable = value;
const type variable := value;
const type variable = value;
2. Укажите объектно-ориентированный язык программирования
Все варианты ответов
int i, N = 40;for(i = 0; i
int i, N = 20;for(i = 0; i
int i, N = 20;for(i = 20; i
int i, N = 20;for(i = 19; i
4. Какие служебные символы используются для обозначения начала и конца блока кода?
5. Чтобы подключить заголовочный файл в программу на С++, например iostream необходимо написать:
#include <>; с iostream.h внутри скобок
#include <> с iostream внутри скобок
6. Какими знаками заканчивается большинство строк кода в Си++?
у цикла нет условия
8. Что будет напечатано?
Ошибка компиляции в строке 10
9. Какой из перечисленных типов данных не является типом данных в С++?
11. Результат выполнения следующего фрагмента кода: 54
нет правильного ответа
12. Какие преобразования типов данных не возможны без потери данных?
все перечисленные преобразования не возможны
13. Укажите операцию, приоритет выполнения которой ниже остальных.
14. Что будет напечатано, после выполнения этого кода: cout
15. Укажите неправильно записанную операцию отношения
все операторы записаны правильно
16. Результат выполнения следующего фрагмента кода: cout
17. В каком случае можно не использовать фигурные скобочки в операторе выбора if?
если в теле оператора if всего один оператор
если в теле оператора if два и более операторов
нет правильного ответа
если в теле оператора if нет ни одного оператора
18. Ввод данных в C++
19. Какое ключевое слово указывает, что целая переменная не может принимать отрицательные значения?
нет такого зарезервированного слова
20. Преобразование целочисленной переменной value в ASCII эквивалент
22. Какое значение будет содержать переменная y?
int main(int argc, char** argv)
int y = sizeof(x) / sizeof(int);
23. Укажите правильный вызов функции, предпологается, что функция была объявлена ранее.
24. Что такое ARGV[0]?
ARGV[0] нигде не используется
первый аргумент, который передается в программу из командной строки
25. Можно ли гарантировать, что объявленная встроенная функция действительно является встроенной?
можно с уверенностью гарантировать, что объявленная вами функция как встроенная, действительно будет встроенной
гарантировать не возможно, в каждом индивидуальном случае бывает по разному
1. Язык программирования C++ разработал
2. Какие среды программирования (IDE) предназначены для разработки программных средств?
MVS, Code::Blocks, QT Creator, AutoCAD, Eclipse
MVS, NetBeans, QT Creator, RAD Studio, Dev-C++
MVS, Code::Blocks, QT Creator, RAD Studio, MathCAD
4. Чему будет равна переменная a, после выполнения этого кода int a; for(a = 0; a
5. Цикл с постусловием?
6. Укажите правильную форму записи цикла do while
// форма записи оператора цикла do while:
do // начало цикла do while
// форма записи оператора цикла do while:
do // начало цикла do while
while (/*условие выполнения цикла*/); // конец цикла do while
// форма записи оператора цикла do while:
do // начало цикла do while
while (/*условие выполнения цикла*/) // конец цикла do while
7. Какой из ниже перечисленных операторов, не является циклом в С++?
8. Общий формат оператора множественного выбора – switch
case constant1, case constant2: statement1; [break;]
case constantN: statementN; [break;]
[default: statement N+l;]
case constant1: statement1; [break;]
case constant2: statement2; [break;]
case constantN: statementN; [break;]
[default: statement N+l;]
case constant1: statement1; [break;]
case constant2: statement2; [break;]
case constantN: statementN; [break;]
9. Цикл с предусловием?
10. Простые типы данных в С++.
целые – bool, вещественные – float или double, символьные – string
целые – int, вещественные – float или double, символьные – char
целые – int, вещественные – float или double, символьные – string
целые – int, вещественные – float или real, символьные – char
11. Укажите операцию, приоритет выполнения которой больше остальных
13. Какое значение будет содержать переменная х?
14. Какой заголовочный файл следует подключить, чтобы можно было пользоваться приведением типов данных?
15. Переменная x может быть доступна в другом блоке программы?
int main(int argc, char** argv)
16. Если условие оператора выбора ложное, то:
выполняется тело оператора выбора
выполняется следующий оператор, сразу после оператора if
программа завершает работу
17. Логическая операция с большим приоритетом выполнения
19. Укажите правильное приведение типа данных!
20. Почему приведение типов данных может быть не безопасно.
нет никаких опасностей
Вы можете навсегда изменить значение переменной
только для ложного условия
только для истинного условия
для истинного и ложного условий
условное выражение if
if условное выражение
if ( условное выражение )
23. Какая из переменных хранит количество аргументов, передаваемых в программу?
24. Для чего используются встроенные функции?
Чтобы уменьшить размер программы
Для увеличения скорости работы программы
Для удаления ненужных функций
Для упрощения файла с исходным кодом
25. Что будет напечатано на экране, после выполнения этого кода?
int foo(int x, int y)
double foo(double x, double y)
int main(int argc, char** argv)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-1636687
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время
Время чтения: 1 минута
Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Блок-схемы алгоритмов. ГОСТ. Примеры
Схема — это абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.
На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» [1]. Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.
Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.
Содержание:
Элементы блок-схем алгоритмов
Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.
Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.
Терминатор начала и конца работы функции
Операции ввода и вывода данных
Выполнение операций над данными
Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма
Вызов внешней процедуры
Начало и конец цикла
Подготовка данных
Соединитель
Комментарий
Примеры блок-схем
В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.
Сортировка вставками
Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.
На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.
Блок-схема алгоритма сортировки вставками
В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком
На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.
Сортировка выбором
В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).
Блок-схема сортировки выбором
На блоге можно найти другие примеры блок-схем:
Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd [5], обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.
Нужны ли блок-схемы? Альтернативы
Частные конторы никакие блок-схемы не используют, в книжках по алгоритмам [6] вместо них применяют словесное описание (псевдокод) как более краткую форму. Возможно блок-схемы применяют на государственных предприятиях, которые должны оформлять документацию согласно требованиям ЕСПД, но есть сомнения — даже для регистрации программы в Государственном реестре программ для ЭВМ никаких блок-схем не требуется.
Тем не менее, рисовать блок-схемы заставляют школьников (примеры из учебников ГОСТ не соответствуют) — выносят вопросы на государственные экзамены (ГИА и ЕГЭ), студентов — перед защитой диплом сдается на нормоконтроль, где проверяется соответствие схем стандартам.
Разработка блок-схем выполняется на этапах проектирования и документирования, согласно каскадной модели разработки ПО, которая сейчас почти не применяется, т.к. сопровождается большими рисками, связанными с ошибками на этапах проектирования.
Появляются подозрения, что система образования прогнила и отстала лет на 20, однако аналогичная проблема наблюдается и за рубежом. Международный стандарт ISO 5807:1985 мало чем отличается от ГОСТ 19.701-90, более нового стандарта за рубежом нет. Там же производится множество программ для выполнения этих самых схем — Dia, MS Visio, yEd, …, а значит списывать их не собираются. Вместо блок-схем иногда применяют диаграммы деятельности UML [6], однако удобнее они оказываются, разве что при изображении параллельных алгоритмов.
Периодически поднимается вопрос о том, что ни блок-схемы, ни UML не нужны, да и документация тоже не нужна. Об этом твердят программисты, придерживающиеся методологии экстремального программирования (XP) [7], ходя даже в их кругу нет единого мнения.
В ряде случаев, программирование невозможно без рисования блок-схем, т.к. это один процесс — существуют визуальные языки программирования, такие как ДРАКОН [8], кроме того, блок-схемы используются для верификации алгоритмов (формального доказательства их корректности) методом индуктивных утверждений Флойда [9].
В общем, единого мнения нет. Очевидно, есть области, в которых без чего-то типа блок-схем обойтись нельзя, но более гибкой альтернативы нет. Для формальной верификации необходимо рисовать подробные блок-схемы, но для проектирования и документирования такие схемы не нужны — я считаю разумным утверждение экстремальных программистов о том, что нужно рисовать лишь те схемы, которые помогают в работе и не требуют больших усилий для поддержания в актуальном состоянии [10].