как проходит экспертиза авто при экспертизе вин кода автомобиля
Как оформляется изъятие автомобиля для экспертизы?
Мой автомобиль остановили сотрудники ДПС и начали проверять VIN номера, попросили снять заднее сидение, чтобы проверить бирки на ремнях безопасности. Составили рапорт о том, что VIN номер имеет следы кустарного изготовления. Машину при покупке я оформлял в ГАИ, там при осмотре ничего не заметили. Меня сопроводили в отдел полиции, где изъяли автомобиль для экспертизы. В полиции мне дали клочок бумаги, где ручкой написано «КУСП». Других документов мне не предоставили. Прошло больше месяца, никаких вестей или звонков из полиции не было. Что можно сделать в данной ситуации? Правомерны ли действия сотрудников полиции и ДПС?
В первую очередь отметим, что согласно ст. 326 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера (VIN) транспортного средства, а также за аналогичные действия в отношении номера кузова, шасси, двигателя.
Таким образом, сам факт задержания транспортного средства в связи с подозрением о наличии признаков подделки или уничтожения маркировки его номерных агрегатов и проведение в связи с этим проверки в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, является правомерным.
Как следует из ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, при проверке сообщения о преступлении орган дознания вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать производства исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.
В связи с изложенным выше, орган дознания имел право на изъятие автомобиля в связи с подозрением о наличии признаков подделки или уничтожения маркировки его номерных агрегатов, а также на организацию исследования автомобиля с привлечением специалистов и экспертов.
Что касается сроков проведения проверки, то на основании ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ она проводится органом дознания (в рассматриваемой ситуации – территориальным отделом полиции) в течение трех суток, с возможностью продления данного срока до 10 суток (полномочиями начальника органа дознания) или до 30 суток (полномочиями прокурора).
В силу ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности.
Что касается конкретной рассматриваемой ситуации, то заинтересованное лицо, чьи права и интересы затрагиваются проведением проверки по сообщению о преступлении, на основании ч. 1 ст. 123 УПК РФ имеет право обжаловать действия (бездействия) и решения органа дознания.
В частности, жалоба на волокиту, отсутствие извещения о принятом решении при проведении проверки и другие действия может быть подана прокурору (в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ) или в суд (в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ).
Как проходит экспертиза авто при экспертизе вин кода автомобиля
Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь
Объективность. Честь. Отечество.
Уже почти каждую неделю мы слышим новости про то, как на границе конфисковывают автомобили с перебитыми VIN-номерами, либо «двойники» обнаруживают в Беларуси во время снятия/постановки машины на учет в ГАИ.
Чтобы избежать проблем, перед покупкой автомобиль обязательно нужно показать эксперту комитета судебных экспертиз. Это также важно, как заехать на СТО. Тем более, что стоит экспертиза не дорого, а заключение поможет избежать больших проблем в будущем. Корреспондент AutoGrodno.by побывал в гостях у экспертов и подготовил репортаж.
Государственный комитет судебных экспертиз РБ является верхней инстанцией в плане исследования идентификационного номера автомобиля. И таможня, и Госавтоинспеция, и Белгостехосмотр опираются на заключение экспертов комитета судебных экспертиз.
Юрий отметил, что каждый месяц на экспертизу к гродненским специалистам отправляют от 20 до 70 автомобилей. Кроме ГАИ, машины часто поступают по линии таможни, подозревающей граждан в уклонении от таможенных платежей. Порой на техосмотрах замечают подозрительные VIN-коды. Вваренные в 1990-х годах элементы идентификационных номеров сейчас начинают корродировать и трескаться.
Перед нами BMW 7-серии, которую гродненец купил в Минске, но проблему с VIN-кодом обнаружили при осмотре на площадке ГАИ в Гродно:
Эксперт рассказал, что в 70% случаев VIN-коды все же вваривают, перебивают их намного реже.
Исследуемый BMW оказался с поддельным идентификационным номером. Причем поддельный номер умело вварили в стакан автомобиля. Так машина, возможно, проездила и 20 лет. Вероятно, автомобиль ввозился в Беларусь без уплаты таможенных пошлин.
Во дворе Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз стоит еще два автомобиля. К примеру, Fiat Ducato отправили на экспертизу с техосмотра:
Табличка с дублирующим кодом и вовсе выброшена:
— Если во время экспертизы вы обнаружите поддельный VIN-код, вы сообщите об этом в ГАИ?
— Если человек обратился сам и мы обнаружили видоизмененный VIN, то мы об этом сообщаем в территориальный ОВД. Там позже проводится проверка.
— Установив настоящую идентификационную маркировку, вы проверяете ее по базе Интерпола?
— По базе НЦБ Интерпол проверяют сотрудники милиции (ОВД, УВД и ГАИ). Мы по базам не проверяем – у нас их нет.
— Насколько заключение нашей экспертизы является важным документом для иностранной таможни и иностранной полиции? Если, к примеру, на границе с Польшей иностранные эксперты назовут номер измененным и автомобиль конфискуют, будет ли наша экспертиза нести ответственность перед автовладельцем? Были ли такие случаи?
— Таких прецедентов не было. Значение экспертизы имеют одинаковое как наши, так и иностранные.
Примеры измененных VIN-кодов:
Бывалые эксперты настоятельно рекомендуют проверять автомобиль перед покупкой. Обойдется экспертиза в 46,05 рублей для легкового автомобиля, либо в 20 рублей для мотоцикла или скутера.
Чтобы пройти экспертизу, нужно обратиться по адресу: Гродно, ул.Пестрака, 36а.
— Написать заявление.
— Заключить договор.
— Оплатить экспертизу.
— Пригнать автомобиль на осмотр к экспертам.
— Получить заключение экспертизы в письменном виде. Часто при первом осмотре эксперты уже дадут словесное заключение.
Телефон экспертизы: 8 (0152) 54-02-14
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь
Постановка на учет через экспертизу с нанесением дублирующей маркировки
Завершилась моя эпопея)))
Когда передо мной стояла перспектива постановки на учет со сгнившими номерами — поискал, подробных описаний как это и куда это — быстро не нашел. Только общие сведения.
Попробую расписать основные моменты, пока помню 🙂
Пропускаем нулевые этапы в виде покупки такой машины 🙂 Это все умеют ) Я знал что покупал, покупал у друга, поэтому у меня каких-то нервов на этот счет не было 🙂
Американский вин: у меня читались только первые 3-4 символа (не весь антикор одинаково полезен. Когда-то раму заантикорили, со временем антикор превратился в тыкву, потрескался, туда натекла вода и все к херам сгнило.). Калининградский вин: читался почти весь, вопросы были к последним двум символам. Если ты знаешь что там написано и у тебя хорошая фантазия — тогда все видно 🙂 Но. В гибдд не считают что это ок 🙂 Правильно делают, между прочим 🙂
По этапам буду ставить даты, которые были у меня. У всех по разному, конечно, но хоть какой-то ориентир.
Этап раз.
09/07/2020, день 0
Едем ставиться на учет.
Перед учетом отмываем остатки номеров. Лучше без болгарки 🙂 Иначе экспертиза может не поверить, что «оно само» 🙂
Все стандартно. Заявление, потом площадка осмотра. Читаться должны оба вина, если в ПТС указаны оба.
На площадке осмотра вас заворачивают (логично, че 🙂 даже не обидно :)))
Далее вас отправляют в кабинет розыска (я ставился в Москве, на Сигнальном, это 213 кабинет на втором этаже). Там вы пишете объяснительную, мол я имярек, купил у такого-то машину, приехал ставиться на учет как честный, а инспектору что-то не понравилось. Кроме этого подписываете бумажку о том, что обязуетесь явиться в ОВД когда вас попросят. В моем случае это было ОВД Отрадное, как самое ближайшее. На машину вешают бирку на шнурке с пломбой. Мне вешали на правую центральную стойку. По хорошему надо на раму, но а) хер она там доживет до экспертизы б) инспектору это было откровенно влом, лезть под машину и что-то там пломбировать 🙂
Далее получаете на руки официальный отказ в регистрационных действиях.
Сохраняете его и ваше заявление на постановку на учет с штампом об отказе (оно вам потом пригодится, на финальном этапе, чтобы не получить 1.5к штрафа за непостановку в 10-дневный срок)
Помимо всего прочего получаете обещание майора по розыску, что вот прямо вечером он передаст документы в ОВД и вам оттуда позвонят в течении недели.
Если у вас нет на раме соплей сварки, перебитых табличек на кузове или уничтоженного номера — никто вам не запрещает ездить, машину не забирает. Пользуйтесь. Платите штрафы которые будут приходить на прошлого владельца.
Этап два.
26/07/2020, день 17й (+17 дней)
Ждем… Потом еще ждем 🙂 Потом вспоминаем слова майора «позвонят в начале недели», смотрим на календарь, начинаем волноваться ) Пытаемся позвонить в ОВД, понимаем что все без толку.
В моем случае — спустя 2,5 недели позвонил дознаватель, спросил смогу ли я приехать на экспертизу через 2 дня. Естественно ))
Этап три.
28/07/2020, день 19-й (+2 дня)
Экспертиза.
Прируливаем куда скажут, в моем случае ехать надо было в логово ГИБДД на Вешних Водах.
Показываем машину эксперту. Сгнившие номера, остальные таблички.
Не обязательно чтобы эксперт с помощью всяких чудо-жиж или шкурок прочел весь номер. Главное — чтобы ему было очевидно, что машина та, никаких вмешательств не было, что номер сгнил естественным путем, что машину можно идентифицировать по кучке остальных табличек.
Осмотр — минут 20. Очередь. В моем случае было 5 машин, я был вторым.
Осматриваемся, ждем дознавателя, который куда-то убежал.
Нам рассказывают, что несколько дней нам будут готовить документы и когда и где их можно будет забрать.
Этап четыре.
03/08/2020, день 25й (+6 дней)
Едем в ОВД забирать документы. 20 минут на все-про-все.
Получаем результаты экспертизы и отказ в возбуждении уголовного дела.
Этап пять.
03/08/2020, день 25-й (+0 дней)
Дальше я все сделал за день.
Берем талон на постановку на учет, едем в МРЕО.
На всякий случай заранее зашел в кабинет розыска. Не зря 🙂 «На учет мы вас сегодня не поставим — нужно нанести дублирующую маркировку» (с).
Здесь маленькое отступление. Дублирующая маркировка наносится только в том случае, когда номер нельзя идентифицировать целиком. Это «по хорошему». На первом этапе обсуждали это с майором, я очень хотел дублирующую маркировку даже если номер целиком прочитают. Потому что сегодня его можно прочитать, а через год — уже нет. Сказали, что дуй сначала на экспертизу, потом посмотрим, в принципе можно. Но вот если номер нельзя прочитать целиком — тогда нанесение дублирующей маркировки — обязательно, без вариантов. За ваши деньги, да 🙂
И второе отступление: дублирующую маркировку можно нанести только во время регистрационных действий. Нельзя приехать на своем авто, поставленном на учет два года назад и сказать что «чета оно сгнило, можно мне новый набить?»
Итак, на учет меня не пускают ставиться, нужно сначала задублировать вины. У меня их два. Дублируем оба, ибо если написано в ПТС два — значит два.
Идем с инспектором, осматриваем бирку на стойке, получаем у него направление на нанесение дублирующей маркировки. Спрашиваем куда ехать? Мне назвали пару адресов, со словами что есть еще, но он о них не знает. Один рядом (УслугиАвто, на Тимирязевской) — уже хорошо. 5 раз утончил — что потом? На учет ставиться, или к вам? На учет. Отлично! 🙂
Этап шесть.
Все тот же день.
Получил направление, позвонил в авторизованную контору для нанесения дублирующей маркировки. Сейчас? Ок, подъезжайте.
Еду к ним в офис. Оформляем бумажки. Оплачиваем. (рама — один номер 12к, два номера — 18к). Забираем из офиса парня с маркиратором и едем в сервис. В моем случае — Бриткар на Ильменском 9.
Загоняем машину на подъемник, приступаем. Светил, обсуждал и всячески совал свой нос в это дело 🙂 Долго искали место для маркировки. Рама у Тахо не ровная. Рамка маркиратора не прилегает ровно. Кое где вроде ок, но боек не достанет. На бока рамы (где родные номера) маркиратор не влезает под порог. Делать можно только по правой стороне (не узнавал почему, потому что там родные номера или по какой-то другой причине). В итоге сделали в нише колеса. Для осмотра — достаточно вывернуть колесо в сторону. Видно хорошо, рама там в отличном состоянии, есть мелкие рыжики от того что туда сливается дренаж кондея. Надо будет удлинить трубку сантиметров на 10 🙂
Наносим.
Обратно в офис, опять бумажки. На всю процедуру нанесения — 3-4 часа, учитывая геморрой по поиску места. Если бы был один номер — справились бы за 2-3.
Забираем все выданные бумаги. Едем в МРЕО.
#6. экспертиза номера кузова: что это, как проводится и для чего
я уже рассказывал, что номер кузова у машины был погрызен временем. а так как ставить на учёт машину приходилось в Полоцке, по месту прописки (в 250 км от дома!), решил превентивно пройти экспертизу в Молодечно.
ну и мне, журналисту, было сильно интересно разобраться, что собой представляет экспертиза и для чего вообще проводится.
кому интересна полная статья — ссылки выше, там интересно. вот несколько цитат и фото.
Номер кузова или рамы транспортного средства (Vehicle identification number, VIN) – самый главный идентификационный знак автомобиля. Это уникальный код, в котором зашифрованы производитель, характеристики и год выпуска транспортного средства. Он не только помогает найти правильные запчасти, но и определить, не находится ли машина в угоне или имеет другую криминальную судьбу.
Этот номер проверяется при снятии авто с учета и постановке на учет, а также на техосмотре. При любом повреждении этого номера или сомнениях в его оригинальности собственника машины направят к судебным экспертам, которые разберутся, что же с ним не так.
Экспертиза отвечает на ряд вопросов. Менялся ли идентификационный номер транспортного средства, представленного на экспертизу? Если изменялся, то какой содержание первоначального VIN-кода? Имеется ли на представленном транспортном средстве заводская табличка? Если да, то вносились ли изменения в ее содержание и подвергалась ли она перезакреплению? Ответы на них позволяют определить: VIN просто поврежден временем или изменен намеренно.
Собственник авто пишет заявление. После заключается договор на экспертизу. Стоимость экспертизы зависит от затраченного времени и расходных материалов эксперта. После подтверждения оплаты эксперт принимается за работу.
Исследовать надо номерную площадку до ближайшей панели, скреплённой точечной сваркой. Поэтому заявителю лучше заранее позаботиться о доступе к ней.
– Мы обязательно смотрим идентификационную табличку под капотом. Делаем выводы, было ли незаводское вмешательство, – пояснил эксперт Алексей Рабович. – Эта табличка – второй по важности элемент идентификации после самого номера кузова.
Ржавый номер – абсолютное большинство ситуаций, с которыми сталкиваются эксперты. Чаще всего на экспертизу приезжают Ford и Fiat: VIN-номер выбит на полу, где собирается влага. Удивительно, но старые Opel, имеющие репутацию машин, которые очень быстро гниют, на экспертизе появляются гораздо реже.
Любое вмешательство в идентификационный номер транспортного средства – уголовное преступление.
Если эксперты определяют оригинальный номер и выясняется, что авто в угоне, с машиной можно попрощаться. Чаще всего машина возвращается настоящему собственнику.
– У меня был случай, когда собственник сказал: я здесь получил страховку и купил себе машину еще лучше, и пусть покупатель, который попал в эту ситуацию, оставит авто себе, – рассказывает Алексей. – Тогда машина осталась у покупателя, но, конечно, в техпаспорте появилась отметка, что VIN-код был изменен. Но это большая редкость.
Как идентифицировать автомобиль, решает инспектор в МРЭО ГАИ: придется вклеить в техпаспорт фотографию с сдачи номера на кузове, которые еще можно прочитать, или достаточно таблички под капотом.
«Двойника Mercedes S-Class выдало только отсутствие кнопки открытия гаража». Как эксперты выявляют краденые автомобили
Около двух десятков автомобилей, у которых обнаруживаются проблемы с идентификационным номером кузова, еженедельно поступают на исследование в управление Государственного комитета судебных экспертиз по Минску. Условно их можно разделить на три группы. Во-первых, это старые машины с проржавевшим кузовом и не читающимся по какой-то причине VIN-кодом. Во-вторых, залоговые транспортные средства из России, которые обнаруживают на учете в Беларуси. А в-третьих, криминальные, с измененными номерами. Корреспонденты Onliner понаблюдали, как происходит процесс исследования «ДНК» автомобиля.
А болгарка зачем?
На площадку Государственного комитета судебных экспертиз, где проводится исследование, заезжает Peugeot 406. Хозяйка машины объясняет, что не может пройти техосмотр: кузов в том месте, где нанесен идентификационный номер, покрыт толстым слоем коррозии.
Проверить VIN-код невозможно, и в получении отметки о прохождении ТО предсказуемо отказали.
— Владельцы транспортных средств, сталкиваясь с подобными проблемами при снятии с учета в ГАИ или во время прохождения техосмотра, обращаются к нам, — комментирует главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Станислав Горбунов. — Во многих случаях определить идентификационный номер все же удается.
Правда, есть одно «но»: если VIN-код не читается, то автомобиль направляют на платную экспертизу. Логика такая: транспортное средство находилось в собственности владельца, который не предпринял мер по сохранности идентификационного номера, следовательно, действия по установлению символов должны проводиться за счет хозяина машины.
«В случае, если идентификационный номер транспортного средства частично или полностью нечитаем вследствие повреждения коррозией, регистрационное подразделение осуществляет выдачу собственнику (лизингополучателю) направления в органы Государственного комитета судебных экспертиз на проведение на платной основе экспертизы для установления идентификационного номера транспортного средства» (п. 51 Постановления правительства №1849).
Исследование начинается с документирования. Нужно сделать фотографии автомобиля с нескольких ракурсов.
— Обычно особых сложностей с этой группой машин не возникает, — поднимает капот Peugeot Станислав Горбунов. — Либо есть возможность определить VIN-номер, либо нет.
В данном случае требуется снять пластиковую накладку, прикрывающую нужный фрагмент кузова, а затем очистить участок металла от ржавчины. Владельцев автомобилей под роспись предупреждают о необходимости «применить уничтожающие методы».
Это часто вызывает возмущение: «Вы что, мне машину будете портить?» В большинстве случаев иначе провести процедуру невозможно, объясняют эксперты. Это обусловлено методикой исследования и процессуальным законодательством.
По словам сотрудников Государственного комитета судебных экспертиз, владельцы автомобилей, столкнувшиеся с проблемами на границе или при покупке-продаже транспортного средства (истории о двойниках описывались на Onliner неоднократно), реагируют совсем по-другому: «Делайте что хотите, только помогите установить истину».
— Первым делом очищаем участок с VIN-номером с помощью щетки, — берет в руки болгарку с соответствующей насадкой наш собеседник. — Разумеется, всегда снимаем минимальный слой металла.
Нужно констатировать, что щетка сделала свое дело: знаки теперь читаются.
— В данном случае способ нанесения маркировки (т. н. клеймение), применявшийся автопроизводителем, позволил восстановить VIN-номер, — замечают эксперты. — В случае с точечным кернением все сложнее. Если 30—40% точек уничтожены в результате коррозии, то установить первоначальное содержание практически невозможно.
Теперь Станислав Горбунов делает снимок таблички с масштабной линейкой, а затем наносит графитовую смазку (для исключения дальнейшего распространения коррозии).
— Следов видоизменения не обнаружено, — подытоживает специалист. — Владелица машины сможет пройти техосмотр.
Восстановлению не подлежит.
Рядом своей очереди дожидается Renault Scenic, задняя часть которого сильно просела: подвеска явно «устала» после долгих лет эксплуатации. Кузов тоже сдает — даже на расстоянии заметны следы сквозной коррозии.
А что с VIN-номером? Его ведь еще предстоит найти.
— Через наши руки прошли сотни автомобилей, и все особенности уже знаешь наизусть, — признаются сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз. — У во-о-он того Ford Fiesta маркировка находится в салоне спереди. В некоторых Hyundai — на поперечине под пассажирским сиденьем. А у этого Renault Scenic она нанесена на кузов, под запасным колесом.
Запаска была предусмотрительно изъята. Но предварительный вывод экспертов неутешительный: восстановлению идентификационный номер не подлежит. В то же время есть и хорошие новости — следов видоизменения не обнаружено.
Как обычно говорят в таких случаях в ГАИ, выходом может стать оформление документов, которые позволят эксплуатировать транспортное средство легально, но с некоторыми ограничениями.
Очередной «старичок», доживший до преклонных лет, — Ford Fiesta. Состояние машины оставляет желать лучшего: бампер треснут, держатель фары скреплен проволокой, на крыле — вмятина. «Для нас большее значение имеет то, что табличка с VIN-номером перезакреплена и используются незаводские заклепки», — обращают внимание эксперты.
Все это зафиксировано и будет отражено в заключении.
Ремонт с последствиями
Следующий автомобиль, к которому переходят специалисты, — Kia Sorento. Машина направлена на исследование по линии угрозыска одного из РУВД Минска. Тут все сложнее: при попытке владельца снять кроссовер с учета у сотрудников ГАИ возникли сомнения по поводу VIN-номера. Обычно в таких случаях прямо на регистрационную площадку вызывают опергруппу. А после оформляется направление на экспертизу.
Экспертам предстоит подтвердить или развеять подозрения.
— Придется потрудиться, — берет в руки ящик с инструментами главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Александр Климович. — Есть подозрение, что автомобиль видоизменялся. Нам нужно удостовериться в этом, для чего придется добраться до нужного участка кузова.
Наши собеседники последовательно снимают воздушный фильтр, аккумулятор, блок предохранителей. Что и требовалось доказать: следы сварки грубо замазаны мастикой.
— Очевидно, что передняя часть машины менялась. Вероятно, после ДТП, — предполагают специалисты. — Нам пришлось произвести смыв краски на участке металла, где размещен VIN-номер (под капотом). Теперь видна фактура металла и способ выполнения маркировки.
«Можно заключить, что идентификационный номер не изменялся, а вот передняя часть автомобиля вварена»
Маловероятно, что машина имеет криминальную историю. Экономически нецелесообразно менять такую большую деталь на внедорожнике, выпущенном более десяти лет назад.
В подтверждение этой версии говорят следы некачественного ремонта на кузове. Заметны наплывы краски, следы шлифовки, разнооттеночность. На восстановлении явно сэкономили.
Эксперты используют еще одну возможность и снимают заднее колесо, чтобы добраться до рамы, где тоже нанесен VIN-номер. Точнее, был нанесен. Ржа нещадно выгрызла металл. Не поможет ни болгарка, ни кислота.
После установки всех деталей на место работа завершается. Впоследствии будет составлено заключение.
Перспективы для владельца внедорожника, впрочем, так себе. Экспертное заключение направят в уголовный розыск, где будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела и передаче материалов в Следственный комитет.
Хозяин Kia Sorento в будущем наверняка сможет продать автомобиль, но с некоторыми ограничениями. Их обычно прописывают в техпаспорте.
«Угонщики при перебивке номера ошиблись на один символ»
Самые проблемные машины, поступающие на экспертизу, — те, что имеют нехорошую историю (криминальную или залоговую, например). Как правило, это более-менее свежие кроссоверы премиум-марок или «бюджетники» российской сборки.
А предыстория такая: на авторынке белорусу предложили выгодный вариант — новый автомобиль по цене ниже, чем у дилера. Зарегистрировать машину удалось без проблем. Однако через некоторое время выясняется, что Lexus или Renault был куплен в кредит в России и находится в залоге у банка. После того как выплаты прекратились, транспортное средство было объявлено в розыск и оказалось в базе данных Интерпола. Установить, где оно зарегистрировано, — дело техники.
Затем белорусские правоохранительные органы приступают к стандартной процедуре, как того требует международное законодательство.
— В случае с т. н. залоговыми автомобилями обычно подтверждается, что VIN-номер не изменялся, следов вмешательства не обнаруживается, — рассказывает Александр Климович. — Проще говоря, устанавливается, что это тот самый автомобиль, за который в России до сих пор не выплачен кредит. Однако процедура требует установления соответствия номеров документам и т. д.
Отдельная история — с угнанными/крадеными машинами. Большинство криминальных транспортных средств имеют грубые следы подделки.
— Однажды на экспертизу поступила Audi A6 (в кузове C4), — вспоминает Станислав Горбунов. — Табличка с идентификационным номером была низкого качества, а сам номер повредили молотком.
Есть случаи посложнее, когда обнаружить подвох удается по косвенным приметам, о которых эксперты просят не распространяться: «Иногда поднимаешь ковролин в салоне автомобиля, а под ним — осколки от стекла, которое было разбито во время угона».
Хотя иногда приходится изрядно повозиться. Профессиональные автоворы тщательно подбирают машину и размещают на кузов нигде не засвеченный VIN-номер. При этом используются станки, с помощью которых возможно нанести маркировку как в заводских условиях.
— Как-то на экспертизу поступил Mercedes S-Class (W222), у которого все соответствовало реальной машине, но данные об автомобиле были занесены в базу правоохранительных органов, — говорит Александр Климович. — Нам все-таки удалось установить первоначальный идентификационный номер двойника. Выдало то, что у оригинала имелась кнопка открытия гаража, а у «подделки» — нет.
В другой раз исследовался BMW 6-Series, при нанесении VIN-номера на который угонщики ошиблись в одном символе, и именно это привело к раскрытию обмана: данный код оказался в базе Интерпола.
Сейчас в списке автомобилей, которые чаще всего выбирают профессиональные автоворы, значатся Range Rover Sport и Evoque, BMW X5 и X6, Mercedes Gelandewagen и S-Class (W222), Toyota Land Cruiser (150, 200) и Camry, Lexus LX и RX.
— Бывают крайне сложные случаи, когда, например, видоизменение VIN-номера маскируют под ремонтные работы, — заключают эксперты. — Нередко приходится производить трудоемкую процедуру по разбору элементов салона. Однако истину обычно удается установить.