как понять что ребенок пытается перевернуться на живот
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям
В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.
В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).
К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).
С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.
Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.
В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.
Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:
Когда ребенок начинает переворачиваться
Если кратко, то ребенок начинает переворачиваться:
При данных условиях он должен переворачиваться самостоятельно!
Если этого не происходит вовремя, то у малыша есть проблемы с мышцами спины, даже если невролог этого и не видит. Если не переворачивается, значит не может. Природа так сделала, что ребенок всегда хочет развиваться и умственно, и физически. Нет никаких индивидуальных особенностей малыша, если он задерживается в поворотах. Есть проблема, эту проблему надо найти и устранить. Тут требуется профессиональная помощь и работа с реальной причиной, вызывающей данные осложнения.
Когда малыш переворачивается
Повороты начинаются не в 4 месяца, а раньше. Это происходит с умения брать игрушку, что наблюдается уже в возрасте 3 месяцев, когда ребенок, лежа на спине, во время “комплекса оживления”, случайно наталкивается на низко висящую над его грудью игрушку и захватывает ее.
Видите, что движет ребенком? Познание мира движет им. Вот его индивидуальная особенность. Желание достать игрушку помогает ему овладеть движениями, при помощи которых он самостоятельно изменяет положение и начинает передвигаться. Если малыш этого не делает, значит связи в головном мозгу будут образовываться позднее, чем у детей без проблем.
Работать над проблемными участками мышц нужно с самого рождения!
Врач-миолог Никонов Николай Борисович разработал уникальную схему воздействия на мышцы методом Никонова, представляющую собой комплекс мануальных приемов. Специалист работает над реальной причиной, вызвавшей отек мышц. В результате, возвращается их эластичность и проходит боль. Ваш ребенок развивается и в будущем его не будет отвлекать от учебы боль и дискомфорт. Задать вопрос специалисту можно через форму, расположенную немного ниже.
Асимметрия движений ребенка
Это один из самых частых вопросов от родителей. Частый, потому что встречается у каждого ребенка. Ребенок переворачивается только в одну сторону, а во вторую не хочет. Ползет и одну ногу хорошо выносит вперед, а вторая прямая или приставляется. Встает только с одной ноги. И это не только у детей. Понаблюдайте за собой, и вы увидите, что брюки надеваете быстро, начиная только с одной ноги. Начнете с другой – и сразу немного не удобно. То же самое с футболкой, блузкой, пальто. И это не зависит от того, левша вы или правша. И это нормально.
Все хорошо и можно успокоиться? Не нужно ничего делать? Нет, это не так.
Сегодня наблюдал за ребенком. Он очень хорошо и быстро переворачивается через правую сторону. Через левую может, но медленней. Мяч оказался от него с левой стороны, и он попытался к нему перевернуться. А там подушка и нужно закатиться на нее. В правую сторону он это делает, а в левую не справился и решил сначала перевернуться через правую сторону, а потом доползти до мяча. Но как только перевернулся, то сразу обратил внимание на упаковку и переключился на нее.
Нужно делать, нужно помогать ребенку. Почему это важно?
Так постепенно ребенок может привыкнуть к тому, что предметы слева – это не важно. Начнёт обращать внимание только на то, что с правой стороны, или предпочитать правую сторону. Потом станет не сильно важна левая сторона тетради, ребенок не будет обращать внимание в игре на детей с левой стороны, на самокате поворачивать станет только в одну сторону, а вырастет – и машину поцарапает с левой стороны… Ситуация закрепляется во всех видах деятельности на всю жизнь. Поэтому и важно ребенку помогать с этим справляться.
Если ребенок переворачивается только в одну сторону или предпочитает одну сторону другой в определенных действиях, нужно что-то делать, но когда и как?
Давайте на примере переворота со спины на живот разберем ситуацию асимметрии движений ребенка. Начал переворачиваться только в одну сторону, а во вторую – вообще не получается.
Правило первое – доведение до автоматизма.
Не начинать стимулировать переворот в обе стороны. Это приведет к тому, что на первом этапе ребенок затормозится с освоением переворота в обе стороны. Сначала дайте освоить переворот в одну сторону так, чтобы он стал автоматическим. Автоматическим – это легким и быстрым. Вот когда не будет риска разбить еще не сформированный навык, начинайте стимулировать переворот в другую сторону.
Правило второе – не препятствуйте перевороту через «быструю сторону».
Если ребенок решит, что лучше так, проще потом доползти, то привлеките его внимание к игрушке дополнительно после переворота. Через некоторое время ребенок поймет, что переворачиваться в другую сторону, а потом доползать – это не эффективно, и сам станет пробовать осваивать переворот в другую сторону. В этом ему можно помогать: поддерживать подталкивать на начальном этапе.
С ползанием ситуация приблизительно такая же, но есть еще и дополнительные условия.
Такими способами можно помочь ребенку при асимметрии движений.
Повторю: сначала дать освоить навык в одну сторону и только потом начинать подтягивать вторую. Вот тогда и мотивация не пропадет, и быстрее освоятся обе стороны.
До среды, 15 декабря:
Успевайте, приходите за ответами, полезными рекомендациями и спокойствием!
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.
Как помочь ребенку переворачиваться?
Содержание статьи
Когда ребенок начинает переворачиваться
Как помочь ребенку перевернуться
Помощь в освоении нового навыка окажет массаж, укрепляющий спинку и мышцы брюшного пресса.
Массируйте спину теплыми ладонями: сначала поглаживание, потом растирание и вновь поглаживание. Не нужно давить сильно, ребенку не должно быть больно.
Живот мы массируем по большому кругу, в направлении по «часовой стрелке», очень аккуратно, избегая области правого подреберья.
Упражнения чтоб ребенок перевернулся
В подготовке к следующему этапу развития помогут полезные занятия
Упражнение велосипед
Обхватите голени младенца своими руками, сгибайте их поочередно в коленках, изображая прогулку на велосипеде.
Упражнение крылья
Вложите большие или указательные пальцы ладоней в руки младенца, позвольте ему их захватить и приступайте: разводите руки по сторонам и затем соединяйте их на груди, имитируя взмахи крыльев.
Качаем пресс
Исходное положение малыша: лежа на спине. Вложите в его ладони большие пальцы своих рук и слегка потяните на себя. Малыш предпримет попытку подняться, подтягиваясь на своих ручках.
Любимая игрушка
Поворачиваемся
Положите малыша на спинку и протяните ему свою правую ладонь, дабы он мог ее схватить. Левой ладонью зафиксируйте ножки крохи так, чтобы она стала опорой под пятки. Пусть ребенок пытается повернуться, взрослый своей рукой подсказывает ему направление движения.
Переворачиваемся
Ребенок лежит на спине, обхватите правой рукой его голень, согните ногу в колене и сделайте отводящее движение в сторону. Пусть нога коснется поверхности пола (кровати, пеленального комода и т.д.). Физиологически так устроено, что ребенок потянется ручкой в направлении поворота ноги. Предложите ему захватить свой большой палец рукой. Это поможет ему подтянуться и перевернуться самостоятельно.