как поминать аллаха что говорить
Что называют молчаливым Кораном?
Поминание Аллаха.
Имам Малик (да будет доволен им Аллах) передал от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям):
«أَلاَ أُنَبِّئُكُمْ بِخَيْرِ أَعْمَالِكُمْ وَأَزْكَاهَا عِنْدَ مَلِيكِكُمْ وَأَرْفَعِهَا فِي دَرَجَاتِكُمْ وَخَيْرٍ لَكُمْ مِنْ إِعْطَاءِ الذَّهَبِ وَالْوَرِقِ وَخَيْرٍ لَكُمْ مِنْ أَنْ تَلْقَوْا عَدُوَّكُمْ فَتَضْرِبُوا أَعْنَاقَهُمْ وَيَضْرِبُوا أَعْنَاقَكُمْ ؟ قَالُوا : وَذَلِكَ مَا هُوَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : ذِكْرُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ»
[رواه مالك والترمذي وأحمد في المسند والحاكم في المستدرك عن أبي الدرداء]
﴿وَأَقِمِ الصَّلاَةَ لِذِكْرِي﴾
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْراً كَثِيراً﴾
[سورة الأحزاب الآية : 41]
﴿وَلاَ تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ فَأَنْسَاهُمْ أَنْفُسَهُمْ أُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ﴾
[سورة الحشر الآية : 19]
В другом аяте подчёркивается, что при поминании Всевышнего есть успех в обоих мирах, а уверовавший стремится к этому:
﴿وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ﴾
[سورة الجمعة الآية : 10]
В забвении же Всевышнего заключается убыток, банкротство, гибель уверовавшего. И Аллах говорит:
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لاَ تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلاَ أَوْلاَدُكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ﴾
[سورة المنافقون الآية : 9]
﴿فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلاَ تَكْفُرُونِي﴾
[سورة البقرة الآية : 152]
«Поминайте Меня, и Я буду поминать вас, возносите Мне благодарность, хвалу, и не будьте неблагодарными». Неблагодарность проявляется тогда, когда раб не воздаёт хвалу Всевышнему за блага, которые Всевышний ему даёт.
«مَثَلُ الَّذِي يَذْكُرُ رَبَّهُ وَالَّذِي لاَ يَذْكُرُ رَبَّهُ مَثَلُ الْحَيِّ وَالْمَيِّتِ»
[متفق عليه عَنْ أَبِي مُوسَى رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ]
«مَثَلُ الْبَيْتِ الَّذِي يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ وَالْبَيْتِ الَّذِي لاَ يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ مَثَلُ الْحَيِّ وَالْمَيِّتِ»
Давайте посмотрим, как часто мы поминаем Всевышнего в кругу своей семьи. Мы обнаружим, что наши жилища подобны могилам, в которых не поминают имя Всевышнего, не говорят о религии. В священном хадисе, который передаётся от Аллаха, сказано:
«أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِي فَإِنْ ذَكَرَنِي فِي نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِي نَفْسِي وَإِنْ ذَكَرَنِي فِي مَلَإٍ ذَكَرْتُهُ فِي مَلَإٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَيَّ بِشِبْرٍ تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَيَّ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا وَإِنْ أَتَانِي يَمْشِي أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً»
[متفق عليه عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ]
Некоторые алимы говорят:
ولو لم يكن في الذكر إلا هذه وحدها لكفى به فضلاً وشرفاً
Если кто испытывает давление шайтана на себе, и хочет избавиться от этого давления, есть только один выход – поминание Аллаха.
В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано:
«مَا عَمِلَ آدَمِيٌّ عَمَلاً قَطُّ أَنْجَى لَهُ مِنْ عَذَابِ اللَّهِ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ»
[رواه مالك في الموطأ والترمذي عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ]
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит:
الشيطان جاثم على قلب ابن آدم، فإذا سها وغفل وسوس، فإذا ذكر الله تعالى خنس ـ أي تراجع ـ ولهذا سُمي الشيطان بالوسواس الخناس، الذكر يخنسه أي يبعده عنك
«Воистину шайтан стережёт сердце сына Адама, и когда тот забывает Аллаха, шайтан внушает ему васвас, т.е. наущения, и чем больше мы забываем Аллаха, тем больше мы даём шансов шайтану овладеть нашими сердцами, и избавление от этого заключается в поминании Аллаха, тогда шайтан отдаляется».
Чтобы избавиться от пустословия и греховного разговоре, есть один выход – поминать Всевышнего.
Аллах в Священном Коране, восхваляя уверовавших, говорит:
﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ*الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاَتِهِمْ خَاشِعُونَ*وَالَّذِينَ هُمْ عَنْ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ﴾
[سورة المؤمنون الآيات : 1-3]
Уверовавшие должны очистить свои языки от пустословия, от сквернословия, от таких тяжких грехов как сплетни, хула и т.д. Отучить свой язык от этого возможно только частым поминанием Всевышнего Аллаха.
Самая страшная беда для мумина – это толстосердие. Когда сердце перестаёт испытывать наслаждения от речи Аллаха, не ощущает истинное наслаждение от поклонения и покорности Ему, то каков диагноз? Это толстосердие, болезнь многих из нас. Его излечить можно только поминанием Всевышнего. И оставлять своё сердце в таком состоянии значит обрекать себя на гибель. Аллах в Коране говорит:
﴿فَوَيْلٌ لِلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُمْ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ﴾
[سورة الزمر الآية : 22]
Хасан аль Басрий (да будет доволен им Аллах):
تفقدوا الحلاوة في ثلاثة في الصلاة وفي الذكر وفي قراءة القرآن فإن وجدتمْ وجدتم وإلاّ فالباب مغلق فابحثوا عن السبب
مساكين أهل الدنيا خرجوا منها وما ذاقوا أطيب ما فيها قيل له: وما أطيب ما فيها؟ قال: معرفة الله تعالى ومحبته ودوام ذكره
«Бедные люди этого дунья знают только вкус мирского богатства, но они не вкусили самого сладкого в этом дунья», а что же самое сладкое, блаженное в этом дунья, спросили у него, он сказал: «Познание Всевышнего, любовь к Аллаху и пребывание в поминании Всевышнего». В этих 3 вещах то наслаждение, которое не вкусивший его не сможет описать.
Другой авлия говорил: «Если бы правители этого мира знали то, чем мы наслаждаемся, они бы отвоёвывали это у нас с мечами».
«مَنْ شَغَلَهُ الْقُرْآنُ وَذِكْرِى عَنْ مَسْأَلَتِى أَعْطَيْتُهُ أَفْضَلَ مَا أُعْطِى السَّائِلِينَ»
[كنز العمال عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه]
Об наслаждении, которое испытывает поминающий Аллаха, сказано и в другом хадисе:
«لاَ يَقْعُدُ قَوْمٌ يَذْكُرُونَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ إِلاَّ حَفَّتْهُمْ الْمَلاَئِكَةُ وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ وَنَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ»
[مسلم عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ وَأَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ]
«Какой бы народ не поминал Аллаха, он будет окружён ангелами, и его покроет милосердие Всевышнего, и к нему снизойдёт сакина». Сакина – вот об этом учёные написали очень много, потому что это особое состояние, в котором пребывает только поминающий Всевышнего, он чувствует себя так, будто он в Раю. Сакина – это душевное спокойствие, умиротворение, неописуемое чувство.
«وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ»
[مسلم عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ وَأَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ]
Аиша (да будет ею доволен Всевышний), говорит, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
«ما من ساعة تمر بابن آدم لا يذكر الله فيها إلا تحسر عليها يوم القيامة»
[أخرجه أبو نعيم في الحلية، والبيهقي في شعب الإيمان وهو حسن وعن عائشة رضي الله عنها]
В одной из книг о поминании Всевышнего сказано: «Если воскресить кого-либо из покойных и предложить ему 2 вещи: один вдох или весь мир со всеми его богатствами, то познавшие Аллаха говорят, что покойный раб избрал бы вдох и сказал бы: «Ни о чём раб Всевышнего не будет сожалеть так, как об времени без поминания Аллаха».
И мы должны опасаться в своём окружении тех людей, которые забыли Всевышнего. От человека, забывшего Аллаха, нет блага, он несёт в себе вред. И Аллах в Священном Коране говорит:
﴿وَلا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَنْ ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا﴾
[سورة الكهف الآية : 28]
На маджлис, в котором поминается имя Всевышнего, прославляется имя Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), нужно стремиться попасть, принять участие в нём, как можно скорее примкнуть к этой общине, в которой поминается имя Аллаха.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Учитесь правильно поминать Аллаха
Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.
Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.
Так же и с другими азкарами и молитвами..
Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.
Приведём несколько примеров.
На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно. Это небрежность по отношению к молитвам.
В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.
Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:
1. Не следует читать азкары напоказ.. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.
2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв. Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.
3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны. Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!
Эти простые слова могут избавить вас от всех ваших проблем
Поминание Аллаха является одним из важных видов поклонения. О ценности и достоинствах зикра и молитв говорится в Священном Коране и передаётся множество достоверных хадисов.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا، وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلا
(смысл): «О те, которые уверовали! Поминайте имя Аллаха многократно и восславляйте Его по утрам и по вечерам». (сура Аль-Ахзаб: 41-42)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الدُّنيا مَلعونَةٌ ، مَلْعُونٌ مَا فِيهَا ؛ إلَّا ذِكْرُ اللهِ و مَا وَالَاهُ ، وَ عَالِمًا و مُتَعَلِّمًا
«Поистине, проклят этот мир, и проклято всё то, что есть в нём, кроме поминания Всевышнего Аллаха (зикра) и того, что близко к этому, и знающего, и обучающегося». (Тирмизи, 2322; Ибн Маджах, 4112)
Слова Пророка ﷺ «проклят этот мир, и проклято всё то, что есть в нём» подразумевают всё то, что отдаляет людей от Аллаха. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким как ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха.
Человек живёт в мире сравнительно короткий срок, а когда покидает его, то не забирает с собой ничего, кроме своих благих деяний. Имущество, дети, высокое положение в обществе – ни одно из тех мирских благ, ради которых всю жизнь он старался, человек не унесёт с собой в могилу.
Когда наступает конец, вся прожитая жизнь, какой бы продолжительной она ни была, оказывается подобна предрассветному сну. Наша жизнь пролетает быстрее горной речки и не оставляет никому шанса вернуть вчерашний день.
Для того, чтобы жизнь не прошла даром и человек добился милости и довольства Аллаха, необходимо посвятить себя поклонению Всевышнему. А поминание Аллаха является одним из высоко вознаграждаемых поклонений.
Верующий, поминая Всевышнего, успокаивает свою душу, добивается довольства Аллаха и приближается к Нему. Наша любовь к Всевышнему также проявляется через Его поминание, ведь те, кто любят, всегда помнят о тех, кого любят, и не перестают говорить о них.
Поминать Аллаха можно сердцем или языком, но лучше, когда их произносят и сердцем, и языком, а если ограничиться чем-то одним, то предпочтительнее, чтобы они произносились сердцем.
Однако наряду с этим не следует отказываться и от поминания языком из опасения, что кто-то может посчитать показным такое поминание. Нет, поминать Аллаха нужно и языком, и сердцем, делая это ради Аллаха.
Цель поминания Аллаха состоит в том, чтобы добиться присутствия сердца, размышлять о смысле произносимых слов. Независимо от того, поминанием или чтением занят человек, он преследует одну и ту же цель, а поэтому в обоих случаях ему необходимо размышлять.
От Пророка ﷺ передаётся множество хадисов о достоинствах поминания Всевышнего Аллаха. Здесь же мы приведём некоторые хадисы, в которых указываются короткие молитвы и которые в то же время заключают в себе большие достоинства.
От Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أفْضَلُ الذّكْرِ لا إلهَ إلاّ اللَّهُ
«Лучшим поминанием является произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (Нет ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха)». (Ибн Маджа, 3800; Тирмизи, 3383)
От Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
ألا أدلك على باب من أبواب الجنة قال: وما هو؟ قال: لا حول ولا قوة إلا بالله
«Не указать ли тебе на врата Рая?» Он спросил: «Что это за врата?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях» – «Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому, и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Всевышнего Аллаха». (Табарани)
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
ألا أُخْبِرُكَ بِأَحَبِّ الكَلامِ إلى اللَّهِ تَعالى؟ إِنَّ أحَبَّ الكَلام إلى اللَّه: سُبحانَ اللَّهِ وبِحَمْدِهِ
«Не сообщить ли тебе о том, какие слова Аллах любит больше всего? Поистине, любимыми словами для Аллаха являются слова: «Субхана Ллахи ва би-хамдихи (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху)»». (Муслим, 2731)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал, что однажды Посланника Аллаха ﷺ спросили, какие слова являются наилучшими, на что он ответил:
مَا اصْطَفَى اللَّهُ لِمَلاَئِكَتِهِ: سُبْحَانَ رَبِّي وَبِحَمْدِهِ، سُبْحَانَ رَبِّي وَبِحَمْدِهِ
«Те, которые Аллах избрал для Своих ангелов (или: для Своих рабов), − «Субхана-Рабби ва би-хамди-хи, Субхана-Рабби ва би-хамди-хи»». (Тирмизи, 3593)
От Самуры бин Джундаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أحَبُّ الكَلامِ إلى اللَّهِ تَعالى أرْبَعٌ: سُبْحانَ اللَّهِ، والحَمْدُ لِلَّهِ، وَلاَ إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ، لا يَضُرّكَ بِأَيَّهِنَّ بَدأت
«Есть четыре слова, которые Аллах Всевышний любит больше всего: «Субхана-Ллах» (пречист Аллах), «Аль-хамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху),»Ля иляха илля-Ллах» (Нет ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха) и «Аллаху Акбар» (Аллах Велик, и с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе». (Муслим, 2137)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لأَنْ أقُولَ: سُبْحَانَ الله، والحمد لله، ولا إله إلا اللَّهُ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ؛ أَحَبُّ إِلَيّ مِمَّا طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ
«Поистине, произнесение слов «Субхана-Ллах» (пречист Аллах), «Аль-хамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху),»Ля иляха илля-Ллах» (Нет ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха) и «Аллаху Акбар» (Аллах Велик) я люблю больше того, над чем восходит солнце». (Муслим, 2695)
Слова, восхваляющие Всевышнего Аллаха – это лучшие слова, выражающие Его величие. Чтение этих восхвалений повышает духовный уровень человека. Поэтому одним из самых ценных и прибыльных деяний является многократное поминание Всевышнего Аллаха.
Думаю, что приведённые выше хадисы, которые сообщают о достоинствах поминания Аллаха, являются исчерпывающими в плане разъяснения, насколько поминание – зикр – является прибыльным деянием для верующего человека.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Поминание Аллаха
Поминание Аллаха – это одна из самых важных тем в Исламе и требует к себе соответствующего отношения со стороны верующих мусульман, оно превосходит собой все. Поминание Аллаха Всемогущего и Великого – к этому прибегают, когда просят помощи не только в делах наиболее важных, самых почетных, которые требуют от человека внимания и заботы, но и в незначительных поступках.
Поминание Всевышнего – это лучшее из тех дел, на которые уделяет время человек, это лучшее применение своего времени и сил, это лучший способ для того, чтобы провести свое свободное время дома или на досуге.
Поминая Аллаха, сердце верующего смягчается, его душа успокаивается, а его вера и убежденность увеличивается.
Человек, поминающий Всевышнего, счастлив и находится на пути к успеху как в этом мире, так и в вечном мире. Поминание Всевышнего – это путь верующего мусульманина к тому, чтобы приобрести счастье и благо, радость и спокойствие, это лучший способ обрести отдых как в жизни мирской, так и в загробном мире.
Шариат и все его законы и постановления были ниспосланы для того, чтобы Поминание Аллаха претворить в жизнь. Узаконив для своих рабов молитву, узаконив Хадж и послав все другие повеления, Господь повелел мусульманам поминать Его.
Если человек любит что-то, он вспоминает об этом часто, и чем больше верующий мусульманин любит Всевышнего, чем больше он стремится Его возвеличить, тем чаще его язык и его сердце поминает Его. Всевышний повелел поминать Его дома, утром и перед закатом, благодарить Его и не быть неблагодарным, сообщив, что поминание Аллаха верующим – это лучшее проявление его благодарности Творцу и милости Его.
Под поминанием Аллаха понимается не просто произнесение языком, но и осознание в сердце того, насколько велик Аллах, насколько велика в сердце мусульманина любовь к Нему и насколько велика надежда на милость Его и прощение. И от того, насколько сердце верующего наполнено любовью к Аллаху, зависит и то, какова будет награда за поминание. Поминание Аллаха оживляет сердце мусульманина, дарит ему ощущение простора в его груди.
Хадисы
Как сказал Посланник Всевышнего ﷺ в хадисе-кудси, переданном Муслимом и Бухари, Всевышний указал, что если мусульманин верующий «…помянет Меня в обществе, то Я помяну его в лучшем обществе» (имеется ввиду среди ангелов).
Посланник ﷺ называл поминание Аллаха лучшим из дел верующих, называл его самым чистым делом, которое увеличивает награду мусульманам у Всевышнего, повышает их степени. Он говорил, что это дело лучше, чем расходовать золото и серебро, об этом говорится в хадисе, переданном ат-Тирмизи и Ахмадом.
По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Всевышний сказал, что Он находится там, где поминает Его мусульманин. Пророк сказал ﷺ, что покаяние раба Его радует поистине Творца больше, чем путник радуется, найдя в пустыне своего верблюда.
В хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари, приводятся такие слова Всевышнего: «К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!».
Абдулла ибн Бусра сообщает, что однажды один человек попросил Пророка ﷺ указать ему среди множества установлений то, чего ему следует твердо придерживаться, Пророк Мухаммад ﷺ сказал ему поминать Аллаха без устали. Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что тому, кто «усядется где-либо, не помянув там Всевышнего», постигнет тира Всевышнего, и то же самое будет и тому, кто «уляжется где-либо, не помянув там Всевышнего!».
Пророк Мухаммад ﷺ также сказал в хадисе, что отмщение Создателя настигнет и тех людей, которые присутствуют на собрании, где не поминается Всевышний и не обращаются к нему с мольбами за Пророка, и Господь покарает этих людей, если не пожелает простить их. Пророк Мухаммад ﷺ сравнивал собрание, на котором не поминают Господа, с тушей дохлого осла, и мусульмане должны покидать такое собрание с таким чувством, иначе горе постигнет их.
Пророк Мухаммада ﷺ сравнивал с живым и мертвым того, кто поминает Аллаха и не поминает Его. Постоянное поминание Аллаха, частое обращение с просьбами к Нему дарит жизнь сердцу и чистоту его душе.
Когда и как надо поминать Аллаха?
Милость Всевышнего к верующему проявляется и в том, что Им подарены те мгновения, которые несут сердцу человека пробуждение и оживление. Пророк Мухаммад ﷺ говорил мусульманам те слова поминания Аллаха, которые можно сказать в любое время. Но есть и такие слова поминания Аллаха, которые произносить можно только при определенных обстоятельствах. Есть и такие, которые верующий должен произносить постоянно, каждый день, чтобы поддерживать связь сердца верующего с Богом, чтобы не уподоблялся верующий мусульманин тем беспечным людям, которые следуют страстям своим. О них Всевышний в хадисе сказал, что «Мы сделали небрежными к Нашему поминанию» (сура Аль-Кахф (Пещера), 28-й аят) и указал, что они потакают своим желаниям, а их дела будут тщетными.
В любом месте и в любом положении верующий мусульманин может поминать Аллаха. Об этом Всевышний сказал в хадисе, что достойны похвалы те, кто поминает Всевышнего «стоя, сидя и на боку» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 191-й). Но это не относится к тому времени и ситуации, когда человек посещает отхожее место. Похвалы достойны также те, кто поминает Аллаха утром и вечером в мечети, и ни продажа, ни торговля не отвлекают этих людей от поминания Аллаха.
Поминать надо на арабском?
Об этом деянии часто мусульмане задаются вопросом, обязательно ли поминание Аллаха произносить на арабском языке? Поминание Всевышнего должно идти от сердца, также как от сердца должен идти страх перед Аллахом и Его возвеличивание при произнесении слов поминания. Поминать Аллаха можно на любом языке мира, поскольку главной целью поминания Аллаха является объединить слова, которые произносит язык, с теми словами, которые идут от сердца.
Но есть такие слова поминания Всевышнего, которые должны быть произнесены только по-арабски. К ним относятся коранические аяты, поскольку Коран читают только на арабском языке, хотя и используют переводы на разные языки мира для того, чтобы понимать его смыслы. К таким словам можно отнести и краткие формулы, которые повторяются в молитвах или прочих видах поклонения. Такие словесные формулы мусульманин должен знать наизусть, заучить их, но должен понимать их смысл. К таким словесным формулам относятся слова «Ля иляха илля-Ллах», что в переводе означает «Нет божества, кроме Аллаха», слова «Субхана-Ллах», что означает по-арабски «Пречист Аллах», слова «Альхамдули-Ллях» в переводе «Вся благодарность и хвала принадлежат только Аллаху», и слова «Аллаху Акбар», что означает «Аллах Велик».
Во всех остальных случаях мусульманин может поминать Аллаха такими словами, которые для его сердца ближе, и язык, на котором произносятся эти слова, значения не имеет.
Пользы поминания Аллаха
Более подробно о наградах за утренний и вечерний тасбих читайте в данной статье.
Как заработать 2500 благих дел в день? О пользе зикра в Исламе.
Предписания шариата многочисленны и разрозненны, но поминание Аллаха – это то дело, которое обобщает все эти предписания и установления, и верующий мусульманин должен придерживаться этого как дела, посредством которого он способен достичь счастья и благ в обоих мирах. Это дело легкое и не требует от человека многих сил, чтобы выполнять его, но оно приносит великий результат в виде благ и наград, которые мусульманин не способен достичь другим путем. Это самое обильное по вознаграждению деяние и самое легкое для мусульманина.
По словам ученых, даже если поминание Всевышнего становится больше и чаще, оно все равно продолжает оставаться для мусульманина самым легким делом, которое не требует от него большой силы или усердия, не утруждает мусульманина и не является для него тяжелым, не приносит напряженности или усталости. Поминанием Аллаха утешаются сердца, принося мусульманину спокойствие и удовлетворенность, даря покой его сердцу и отдых, и все эти причины составляют счастье для мусульманина.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)