как определить что не работает компрессор кондиционера в машине
Как проверить автомобильный кондиционер своими руками
С проверкой автомобильного кондиционера приходится сталкиваться каждому автовладельцу. Проще всего процедуру выполнить в автосервисе, где специалисты оценят и устранят возникшие проблемы. Но при желании работу можно провести своими руками. Для этого нужно знать, что делать и в какой последовательности.
Когда нужно проверять работу кондиционера в машине
Автомобилем, оснащённым кондиционером, управлять гораздо комфортнее, ведь в салоне можно установить желаемую температуру в жаркую погоду. Но поскольку система кондиционирования состоит из нескольких механизмов, которые со временем изнашиваются и выходят из строя, важно знать и уметь проверять их работоспособность. На том, как это сделать, стоит остановиться детальнее.
Проверка работоспособности кондиционера из салона и под капотом
Диагностику автокондиционера можно выполнить следующим образом:
Видео: диагностика кондиционера своими руками
Визуальная проверка трубок кондиционера
При визуальном осмотре трубок и шлангов преследуется цель выявить утечку. Нарушение герметичности может быть вызвано коррозией алюминиевых трубок, механическим повреждением шлангов, трубок, а также радиатора. Наиболее часто алюминиевые трубки повреждаются коррозией в местах крепления к кузову. Бывают случаи, когда разгерметизация происходит по причине перетирания трубок и шлангов, что зависит от конструктивных особенностей компоновки подкапотного оборудования. В этом случае алюминиевые элементы восстанавливают путём заваривания аргонной сваркой, а резиновые шланги меняют на новые.
Визуально определить утечку далеко не всегда возможно, но в условиях сервиса процедура упрощается.
Проверка утечек
Утечки в большинстве случаев проявляются в виде снижения эффективности охлаждения. В этом случае проверке подвергают:
Видео: поиск утечки фреона в автокондиционере
Проверка компрессора автокондиционера
Компрессор представляет собой насос с электромагнитной муфтой и шкивом. С его помощью обеспечивается циркуляция фреона в системе при включении кондиционера. Чаще всего с ним возникают следующие неполадки:
Если после включения кондиционера появляется шум, нехарактерный для нормальной работы системы, то наиболее вероятной причиной является поломка подшипника шкива. Происходить это может по ряду факторов: низкое качество дорог, неправильная работа электроники и отсутствие работоспособности отдельных узлов. При выявлении такой поломки её нужно устранять в минимально короткие сроки, поскольку она приводит к повреждению электромагнитной муфты. Для проверки последней запускают мотор и нажимают кнопку кондиционера. Обороты двигателя при этом немного снизятся, а также будет слышен характерный щелчок, свидетельствующий о включении муфты. Если этого не произошло, нужно разбираться, чем вызвана неисправность.
Видео: проверяем компрессор кондиционера, не снимая его с автомобиля
Проверка радиатора кондиционера
Конденсатор или радиатор системы кондиционирования располагается перед основным радиатором системы охлаждения силового агрегата. Эксплуатация автомобиля неразрывно связана с загрязнением радиатора насекомыми, пылью, пухом и т. п. В результате теплообмен ухудшается, что приводит к снижению эффективности работы кондиционера. Проявляется это в виде слабого потока холодного воздуха в салоне. Диагностика радиатора сводится к внешнему осмотру устройства. Для этого оценивают его состояние через нижнюю радиаторную решётку. В случае сильного загрязнения очищают его сжатым воздухом либо кисточкой.
При подаче струи сжатого воздуха давление не должно превышать 3 bar.
Если радиатор имеет серьёзные повреждения, которые могут быть получены в результате попадания камня, следует посетить автосервис для оценки проблемы и дальнейшего ремонта.
Проверка испарителя
Испаритель системы кондиционирования располагается, как правило, в салоне под панелью. Добраться до этого устройства в случае необходимости довольно проблематично. При сильном загрязнении узла при включении кондиционера в салоне будет присутствовать неприятный запах. Очистить кондиционер можно самостоятельно либо в сервисе.
Проверка на повреждения, загрязнения, следы масла
Во время диагностики рассматриваемой системы в первую очередь внимание обращают на следующие неисправности:
Исходя из обнаруженных дефектов, предпринимают те или шаги по устранению неисправности.
Проверка автокондиционера на работоспособность зимой
Кондиционер автомобиля оснащён специальным датчиком, который не даёт запуститься устройству, если температура за бортом ниже нуля. Обусловлено это увеличением вязкости масла, которое при низких температурах практически утрачивает свои свойства. Поэтому, если возникает необходимость выполнить диагностику кондиционера в зимний период, следует найти тёплую стоянку и, оставив там на некоторое время автомобиль, отогреть агрегаты рассматриваемой системы. Через некоторое время можно проверить кондиционер из салона и под капотом, описанным выше способом.
Как проверить, заправлен ли кондиционер
Важной составляющей в работе автокондиционера является его заправка фреоном. Недостаток этого вещества приводит к неправильному функционированию системы и недостаточному охлаждению. Поэтому важно знать, как определить уровень хладагента, чтобы при необходимости дозаправить его. Проверка выполняется следующим образом:
Видео: проверка заправки кондиционера
Зная, как проводится диагностика системы кондиционирования, можно самостоятельно разобраться с возникшими нюансами и определить, чем вызвана та или иная неисправность. Для проведения проверки своими руками не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Достаточно ознакомиться с пошаговыми действиями и следовать им в ходе работы.
Компрессор автокондиционера вышел из строя: диагностика и ремонт устройства
Предназначение системы кондиционирования заключается в обеспечении более комфортного пребывания водителя и пассажиров в салоне транспортного средства во время поездки. Как и в любом агрегате, в данной системе есть механизмы, которые подвержены износу и поломкам. Из этого материала вы сможете узнать, в каких случаях необходим ремонт компрессора автокондиционера.
Описание компрессора автокондиционера
Если кондиционер в автомобиле перестал включаться из-за того, это может быть обусловлено выходом из строя компрессорного механизма. Причин, по которым узел мог заклинить и перестать работать, может быть множество. Прежде чем приступить к диагностике, рекомендуем ознакомиться с устройством, а также принципом действия системы кондиционирования.
Устройство
Устройство компрессорного механизма автомобильного кондиционера:
Принцип действия
Если со схемой механизма все понятно, то перейдем к принципу работы. В целом, в данном вопросе нет ничего сложного. Предназначение компрессорного механизма заключается в сжатии, а также преобразовании расходного материала — газа — в жидкое состояние. После преобразования жидкость будет циркулировать по магистралям системы.
Обычно в современных авто используются поршневые агрегаты, которые оснащаются одним или несколькими поршнями. Сам принцип действия заключается в том, что после активации поршней они начинают функционировать в результате воздействия нагнетательного устройства.
Сам нагнетатель расположен на шкиве, он может перемещаться исключительно в осевом направлении. Поршни механизма осуществляют сжатие фреона до того момента, пока газ не примет необходимое состояние, а когда это произойдет, посредством поршней хладагент будет направлен дальше по системе. Все движущиеся составляющие механизмы должны быть обработаны смазкой, поэтому в системе также используется масло. При функционирующем компрессоре мощность силового агрегата автомобиля снижается на 2-15 лошадиных сил.
Диагностика устройства
Устроить разборку и переборку агрегата необходимо в том случае, если система кондиционирования стала работать с неполадками. Причин, по которым кондер не функционирует, может быть множество, начиная от выхода из строя электромуфты и заканчивая износом сальников. Прежде чем разобрать систему, необходимо проверить работоспособность всех ее элементов, поэтому сначала рекомендуем ознакомиться с признаками поломки.
Признаки
Следует отметить, что определить неисправность компрессорного механизма можно по внешним признакам, просто осмотрев устройства.
Какие симптомы свидетельствуют о его неработоспособности:
Фотогалерея «Самые частые причины поломки»
Причины
Какие причины приводят к поломке компрессорного устройства:
Способы устранения основных неисправностей
Вкратце об устранении основных неполадок в работе кондера:
Видео «Разборка компрессора своими руками»
Подробная инструкция на тему самостоятельной разборки компрессора автокондиционера в гаражных условиях приведена в ролике ниже (автор видео — канал Ремонт автомобильных кондиционеров).
Как проверить компрессор кондиционера автомобиля на работоспособность
Для создания комфорта на максимальном уровне некоторые легковые транспортные средства оснащаются не только системой обогрева, но и функцией охлаждения салона. Такая опция является стандартной, то есть машина уже в базовой комплектации имеет кондиционер. Исходя из принципа действия, он функционирует как бытовой холодильник, работающий от своего силового агрегата. Но как можно проверить компрессор кондиционера автомобиля на работоспособность, поскольку именно он и является движущей силой всего охлаждающего комплекса?
Любому потенциальному покупателю желательно убедиться в исправности холодильного оборудования. Причем проверить его нужно до того момента, как будет заключено соглашение.
Устройство системы охлаждения
Для начала разберем, из чего состоит весь этот охлаждающий комплекс. Под звучным термином следует понимать совокупность определенных составляющих, которые все вместе обеспечивают нужный уровень охлаждения. При этом стоит учитывать, что вся система полностью герметична, заполненная хладагентом (фреоном) и компрессорным маслом. Смазка снижает трение между трущимися деталями, как и моторный расходный материал. В результате внутренние элементы изнашиваются в меньшей степени, что продлевает их срок службы.
Вдобавок масло отводит часть тепла, которое возникает в результате трения, а также удаляет мелкие частицы. Таким образом, по магистрали постоянно циркулирует газ в сочетании с маслом, в результате чего в салоне создается оптимальный микроклимат. В комплекс кондиционирования входят следующие детали:
За счет слаженной работы и технического взаимодействия обеспечивается комфорт в салоне на высоком уровне. А зная, из чего конкретно состоит весь охладительный комплекс в собственном автомобиле и его принцип функционирования, можно самостоятельно выполнить диагностику. А это уже экономия. Правда в случае сложных ситуаций, включая и ремонт, не обойтись без помощи профессионала.
Важная составляющая
Стоит заострить внимание на том, как устроен компрессор. Из всех остальных деталей именно от этого устройства зависит стабильность и работоспособность всей системы охлаждения. Компрессор кондиционера автомобиля, без преувеличений, можно считать сердцем всего комплекса кондиционирования! Это самый сложный узел, который обеспечивает прокачку хладагента по всей протяженности магистрали. Для этого он создает необходимый уровень давления.
Сегодня чаще всего используются две разновидности:
Всего же существует до 40 типов, но большое распространение получили именно эти два механизма. Некоторые современные агрегаты способны разделять всю магистраль на два контура — высокого и низкого давления. На языке профессионалов они имеют свои обозначения:
Силовое устройство приводится в действие вращением коленчатого вала, а когда кондиционер включается, то подключаются главные участники всего звена:
Нажатием кнопки на электромагнитную муфту подается питание, после чего с ее помощью вал компресса сцепляется со шкивом. Стоит заметить, что этот подвижный элемент вращается постоянно, поскольку через него проходит общий приводной ремень двигателя. При выключении происходит все наоборот — муфта уходит из зацепления, шкив продолжает вращение, как ни в чем не бывало, только охлаждение уже не функционирует. То есть оборудование работает вхолостую.
Принцип действия силового агрегата
Какова особенность работы компрессора? Она как раз заключается в сжатии газообразного хладагента. Кроме того, таким образом обеспечивается его циркуляция по системе охлаждения. До того, как попасть в сжимающий механизм, хладагент находится под давлением практически сродни атмосферному.
Но впоследствии усилиями насоса он сжимается и направляется прямиком к конденсатору. Пока хладагент проходит процедуру сжатия, он нагревается. При этом компрессор не взаимодействует с фреоном в его жидком состоянии, поскольку попадание в полость жидкости заканчивается скорым его выходом из строя.
Как работает вся система кондиционирования?
Этот вопрос тоже интересно изучить. Вреда от этого не будет, только польза. Как уже выше было замечено, функционирование кондиционера напоминает работу обычного холодильника, который есть в каждом дома или квартире. Принцип работы основывается на закономерном физическом явлении, о котором знает каждый, кто с отличием закончил учебное заведение. В ходе испарения вещества происходит поглощение тепловой энергии, а вот при конденсации она как раз наоборот выделяется.
После сжатия горячий хладагент поступает в конденсор, где он охлаждается потоками холодного воздуха (встречным движению машины и от вентилятора системы охлаждения двигателя). Охлажденный хладагент конденсируется, после чего направляется к осушителю для фильтрации. Очищенный фреон минует терморегулирующий вентиль (ТРВ), который контролирует и регулирует степень нагрева пара.
Далее по трубопроводу охлаждающий газ поступает в сторону испарителя. Там уже выделяется пар с температурой близкой к точке кипения воды. Именно здесь и заключен весь смысл работы аппарата. Теплый воздух салона контактирует с трубками, которые уже холодные и в охлажденном состоянии направляет снова в салон — тоже происходит циркуляция.
От испарителя фреон направляется снова к компрессору — цикл на этом замыкается. Далее процедура повторяется бесчисленное множество раз.
Важность проверки
Проверкой столь важного устройства ни в коем случае не стоит пренебрегать, поскольку халатность может привести к дорогостоящему ремонту. Да, заправка оборудования фреоном стоит не так дорого — порядка 1000 рублей. Хотя для кого-то и эта сумма покажется немалой.
А вот замена неисправного агрегата может обойтись около 1000 условных единиц — уже значительная сумма! Неопытные владельцы рискуют попасть на такой ремонт в следующих ситуациях:
Некоторые продавцы просто отключают неисправный охладитель с целью обмана потенциальных покупателей. Для этого снимается приводной ремень, выпускается фреон из контура либо используются другие приемы.
По этой причине проверку этого столь важной составляющей нужно выполнять в любом случае, причем, не только будучи уже владельцем транспортного средства, но и перед его покупкой.
Самостоятельная диагностика
Проверить силовое устройство автомобиля на работоспособность можно и его владельцу. Для этого стоит включить охлаждающее оборудование и дождаться того момента, когда агрегат начинает работать. Теперь дотронуться рукой до обратной магистрали (это толстые трубки). Если устройство рабочее, то спустя 10-15 секунд можно почувствовать холод.
Также потрогать трубку, которая ведет от компрессора к радиатору. Только стоит быть осторожным — она будет либо теплой, либо горячей, в зависимости от температуры окружающего воздуха. Если она составляет 20 °С, то уже можно обжечься. В то же время, если она слишком горячая, это указывает на загрязненность системы, неисправность вентилятора или перенасыщение фреоном.
Следы запотевания, масляные потеки, загрязнений на трубках и местах их крепления могут быть свидетельством утечки фреона. Иными словами так можно выполнить диагностику всего комплекса, а не только проверить лишь кондиционер на предмет работоспособности.
Профессиональная проверка
Несмотря на то, что диагностику агрегата нетрудно выполнить самостоятельно, лучший вариант — это воспользоваться услугами специализированного автосервиса. Для такой работы необходим не только квалифицированный мастер, но и специальное оборудование. Вряд ли такое завалялось у кого-нибудь в гараже.
Последовательность будет таковой:
Если диагностика показала, что устройство в работоспособном состоянии, но охлаждение салона осуществляется неправильное или вовсе отсутствует, значит, причину следует искать в другом месте.
А как проверить компрессор кондиционера автомобиля без фреона? Есть один способ, только он уже относится к диагностике муфты. Для этого нужно снять штекер агрегата, то есть отсоединить его от источника питания. Отрезком провода теперь стоит соединить между собой плюсовую клемму АКБ и контакт в разъеме. В момент касания провода к штекеру будет слышен щелчок — подтверждение работоспособности муфты. Иначе поломка налицо.
Проверка давления
В ходе диагностики выполняется проверка давления системы кондиционирования. Это тоже можно сделать самостоятельно, только не обойтись без специального оборудования — манометрической станции. Любому автолюбителю не помешает такое приобретение и будет полезным. Только важно убедиться, что в комплект поставки входят шланги и переходник для трубок.
Теперь перейдем к тому, как определить какое давление в устройстве. Для исследования нужна магистраль низкого давления — толстые трубки. Следует снять заглушки, наживить переходник. Далее протереть ветошью место соединения. Потом один кран отвинчивается, а другой остается закрытым во избежание утечки хладагента.
Теперь остается запустить двигатель и смотреть за показаниями давления. Нормальные значения — это 250-270 кПа.
Типичные поломки
Большинство автолюбителей не осознают важность этого агрегата, считая его самым надежным узлом, который не требует обслуживания. К сожалению, к такому выводу склоняются и опытные водители. Однако впоследствии из-за таких рассуждения появляются признаки какой-либо неисправности, которых ранее не наблюдалось.
Самый распространенный из них — гул, когда климатическое оборудование включается. Но шум двигателя мешает вовремя распознать этот симптом. В результате водитель в неведении бездействует, что грозит выходом устройства из строя и соответственно дорогостоящим ремонтом либо заменой.
Другая не менее частая неисправность — поломка муфты. При включении кондиционера всегда слышится характерный щелчок — так проявляется вхождение муфты в зацепление со шкивом. Если же его нет, стоит серьезно задуматься.
Электромагнитная муфта может выйти из строя по причине перегрева механизма. Такое может случиться, когда агрегат вынужден работать долгое время пока машина стоит на улице в условиях невыносимой жары. Как итог — оплавление проводки катушки. Также нельзя исключать и вероятность заводского брака самой муфты, что проявляется образованием недопустимого зазора промеж шкива и прижимной пластиной.
К неисправности компрессора может привести ряд факторов:
Для чистки его следует для начала демонтировать. После этого снятый механизм разбирается, а все его детали хорошо промываются. Скорее всего, придется сменить ремкомплект. При отсутствии опыта в подобном деле, операцию следует поручить профессионалам.
Что касается разгерметизации, то проблема устраняется затяжкой соединений. Однако в случае повреждения самих трубок то без участия специалиста также не обойтись.
Вопросы обслуживания
Обслуживанием автомобильного «холодильника» тоже не следует пренебрегать. При этом одни владельцы замечали неприятный запах в салоне, другие же наблюдали явный перегрев. Удивляться ничему не стоит, ведь это явное свидетельство того, что осмотр не проводился долгое время.
В чем собственно заключается обслуживание? Прежде всего, необходимо регулярно чистить конденсор, расположенный впереди традиционного радиатора. Как правило, после каждого летнего сезона обнаруживается тополиный пух, прилипшие насекомые и остальные загрязнения. Это приводит к засорению сот, и кондиционер уже не будет работать правильно.
Выполнить очистку можно напором воды, но действовать следует аккуратно, чтобы не погнуть соты, иначе придется брать новый конденсор. Допустимо также использовать специальные моющие средства для радиатора. Потом все хорошо промыть водой и продуть вентилятором.
Еще один неприятный момент — наличие грибка либо грязи на испарителе, что и приводит к появлению неприятного запаха. Выходов здесь несколько:
Бывают такие ситуации, когда на первый взгляд видно, что вся система исправна, тем не менее она работает неправильно. И если проблема заключается в отсутствии хладагента, то проблема решается только обращением в специализированный автосервис. Заправить устройство фреоном без нужного оборудования невозможно.
Только специалисты смогут провести диагностику на высоком уровне и при необходимости проведут все необходимые операции.
Правила правильной эксплуатации
Важность климатического оборудования в автомобиле никто не будет оспаривать. Это устройство незаменимо в жаркую погоду. Но чтобы установка исправно работала как можно дольше, следует знать некоторые правила. Следование им позволит продлить ресурс всех деталей охлаждающего комплекса, включая компрессор. Вот небольшой перечень полезных рекомендаций.
Когда на улице палящий зной, то перед включением климатической установки желательно открыть все двери в целях проветривания. Достаточно выждать от 3 до 5 минут, а после можно отправляться в путешествие, включив спасительную охлаждающую установку.
При включенном оборудовании не опускать стекла, включая люк на крыше (если он имеется) и не открывать двери (когда машина стоит на месте). Поток встречного воздуха, проникнув в салон, снижает эффективность всей системы, заставляя компрессор работать на полную мощность. Тем самым увеличивая износ деталей, и сокращается их ресурс. К тому же при открытых окнах растет расход топлива.
Долгое простаивание кондиционера без использования приводит к неутешительным последствиям — металлические элементы начнут корродировать, эластичные прокладки — разрушаться. Чтобы избежать этого следует один раз в неделю включать кондиционер хотя бы на 8-10 минут. Этого времени будет достаточно, чтобы наполнить маслом все детали агрегата и поддерживать систему в работоспособном состоянии.